Правовой статус судьи и судейского сообщества Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….7

1.1 Понятие и элементы  статуса судьи…………………………………………..7

1.2  Неприкосновенность  судьи  как гарантия принципа  независимости  судей, назначение  судьи и прекращение его полномочий………………...….16

2 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО  СТАТУСА СУДЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ………………………………………………………………………….28

2.1 Проблемы законодательства  о статусе судей в современной  судебной практике…………………………………………………………………………..28

2.2 Направления развития и совершенствования судебной системы

Российской Федерации  в связи с совершенствованием правового

статуса судьей……………………………………………………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Судебная власть,  как одна из ветвей власти, выполняет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений.

Состояние и развитие российской судебной власти представляет собой сложный и противоречивый процесс. Не является в этом плане исключением и судебное реформирование, в том числе правового статуса судей в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации  закрепила основополагающий принцип  государственного строительства - принцип разделения властей, согласно которому государственная власть делится на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную [1].

Исходя из этого положения Федеральный  конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (отнес осуществление правосудия исключительно к прерогативе судов, а судебную власть квалифицировал как самостоятельную и действующую независимо от законодательной и исполнительной властей [2].

Тем самым впервые за период советской и постсоветской истории на высшем законодательном уровне была создана правовая основа, призванная обеспечить фактическую, а не декларативную независимость судебной власти.

Началом становления судебной власти в современной России считается 24 октября 1991 года, когда Верховным советом РСФСР была принята «Концепция судебной реформы».

В этом документе главной задачей  реформы называлось утверждение  судебной власти в государственном  механизме как самостоятельной  влиятельной силы, не зависимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной ветвей власти.

Это положение нашло свое отражение  в законе «О статусе судей» от 26 июня 1992 года [8] и в главе «Судебная власть» Конституции 1993 года [1].

Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» система была разделена на федеральные суды, Конституционный суд, Верховный суд, верховные суды субъектов, районные суды, военные суды, Высший арбитражный суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов и суды субъектов федерации, конституционные уставные и мировые суды [2].

За сравнительно небольшой срок, прошедший с принятия Концепции  судебной реформы, были приняты решительные  меры по утверждению судебной власти как самостоятельной, независимой  и сильной ветви государственной власти, осуществляющей свои полномочия в интересах защиты прав граждан и организаций, конституционного строя, единого экономического и правового пространства Российской Федерации.

Новый этап реформы начался  в ноябре 2000 года, когда действующим тогда президентом В.В. Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства о судебной системе. В результаты работы этой группы в федеральные законы «О статусе судей», «О судебной системе», «О Конституционном суде» были внесены существенные поправки.

14 марта 2002 года был  принят Федеральный закон «Об  органах судейского сообщества  в Российской Федерации», в котором  предусматривается, что судейское  сообщество в Российской Федерации  образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации. [7]

Таким образом, актуальность темы заключается в том что, судебная реформа в России продолжается, правовое положение судьи претерпевает изменения и требует дальнейшего изучения и анализа с точки зрения состояния законодательства в данной сфере и возможных направлений его развития.

Особенно актуально  рассмотрение правового положения  судей, как непосредственных отправителей правосудия в государстве в связи с курсом на построение «правового» государства, со стремлением государственной власти и всего общества как можно скорее прийти в русло «цивилизованного» общества, свободного от произвола как со стороны государства, в лице его чиновников, так и от произвола криминального.

Цель выпускной квалификационной  работы состоит в исследовании правового  статуса судьи  и судейского сообщества Российской Федерации.

Объектом данного исследования являются судья и судейское сообщество.

Предметом исследования выступают составляющие правового статуса судьи и судейского сообщества, а так же нормативно-правовые акты, судебная практика и специальная литература, его характеризующие.

Задачи:

- изучить особенности правового  статуса судьи в Российской  Федерации;

-изучить правовой статус судейского сообщества;

-рассмотреть общие проблемы  и перспективы развития и совершенствования   правового статуса  судьи и  судейского сообщества Российской  Федерации.

 Теоретической и информационной  основой работы послужили монографическая и учебная литература по проблеме исследования, работы законодательные и нормативные акты  Российской Федерации, в том числе Правительства РФ; публикации ведущих специалистов, посвященные как истории, так и современному судебному устройству в России; использовали материалы судебной практики; материалы периодической печати и Интернет.

Методологической  основой исследования стали теоретический  метод; общенаучные методы синтеза  и анализа; частнонаучные методы: сравнительно-правовой метод.

Сравнительно-правовой метод позволил выявить особенности соотношения правовых норм регулирующих правовой статус судьи и судейского сообщества, а так же рассмотреть эту проблему в ходе судебной реформы в РФ.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что  результаты исследования могут быть использованы в качестве основы дальнейших разработок проблематики института правового статуса судей и судейского сообщества.

Кроме того, материалы  исследования могут быть использованы в учебном процессе.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    1. Понятие и элементы статуса судьи

 

 

Слово «статус» латинского происхождения и в переводе означает «положение, состояние».  В юридической науке понятие «статус» исследуется главным образом в отдельных своих проявлениях, связанных с различными его носителями. Например, конституционный статус личности, правовой статус гражданина, конституционный статус Президента, статус общественного объединения, статус судьи и т.д. [21, c.8]

Существует множество определений  понятия «статуса судьи»  и в  научной  литературе, и в нормативно-правовых документах РФ, которые часто противоречат друг другу. Рассмотрим некоторые из них.

Согласно В.И. Анишиной, под правовым положением человека понимаются его основы, говоря другими словами, «конституционный статус», «конституционное положение». Все они покрываются понятием «основы правового положения «статуса личности». [13, c.32] 

Г.Т. Ермошин определяет правовой статус судей как «законодательно признанную совокупность гарантированных основополагающих прав, обязанностей и компетенции судей, как личностей и должностных лиц, которая предопределяет их социально-правовое положение в государственно-организованном обществе» [18, c.83] .

В настоящее время  правовой статус судьи определяется федеральной Конституцией [1] и Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» [8].  Все судьи обладают единым статусом (некоторые особенности характеризуют статус судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ).

Конституция Российской Федерации - основной источник права, регламентирующий основы организации российской судебной системы (статьи 118-128) и конституционно-правового статуса судьи в Российской Федерации (статьи 119-122). Статья 118 Конституции РФ закрепляет исключительное право суда осуществлять правосудие и не допускает переложения данной функции ни на один внесудебный орган государства, в частности, прокуратуру [1].

Согласно Закону РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей  в Российской Федерации» судьи - носители судебной власти. Судьями являются лица, наделенные в конституционном  порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе [8] .

Суд как элемент судебной системы состоит из судей, правовой статус и фактическое положение  которых определяют эффективность  всей судебной организации. Судья - центральная  фигура всей судебной системы. От его  правового статуса (и в не меньшей мере от его профессионализма и нравственной позиции) во многом зависят качество  правосудия, состояние судебной охраны прав и свобод граждан.

Таким образом, на основе анализа дискуссии о статусе  судьи можно определить статус судей как совокупность присущих только судьям прав и обязанностей, связанных с их судейской деятельностью [21, c.83].

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения  некоторых категорий судей, включая  судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации .

Единство статуса судей  обеспечивается [19, c.73]:

-      Едиными  требованиями к кандидатам на должность судьи,

-      Правила  наделения судей полномочиями,

-  Независимостью, самостоятельностью  судей и недопустимостью вмешательства  в их деятельность,

-      Несменяемость  судей,

-      Неприкосновенность  судей,

-      Мерами  правовой и социальной защиты,

-      Средствами  материального обеспечения,

-    Недопустимостью  занимать иные оплачиваемые должности  (кроме преподавательской, научной,  иной творческой деятельностью) .

С течением времени у  судей постепенно стали появляться свои, присущие только им права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей и образует то, что принято называть статусом судей, их правовым положением.

В своей профессиональной деятельности и вне службы судья  обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, руководствоваться Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», нормами процессуального законодательства и другими нормативными правовыми актами [8].

Деятельность по осуществлению правосудия является для судьи приоритетной по отношению к любой другой деятельности.

Независимое и беспристрастное  правосудие и профессиональная деятельность судей по его осуществлению невозможны без соблюдения судейским сообществом  корпоративной дисциплины, профессиональной этики, проявления каждым судьей должной заботливости о своих чести, достоинстве, а также о достоинстве и авторитете судебной власти.

Как было показано выше, на судей возлагается осуществление  весьма ответственных обязанностей. Это, прежде всего, принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству. Судьям, действующим нередко совместно с представителями народа (присяжными, народными и арбитражными заседателями), доверено осуществление судебной власти. В силу этого они призваны выступать не только в качестве гаранта прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и при определенных обстоятельствах в роли фактора, Сдерживающего и балансирующего другие ветви государственной власти -законодательную (представительную) и исполнительную.

Речь идет не вообще о правах и обязанностях конкретных судей, а о тех, носителями которых они становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том числе осуществление конституционного контроля, отправление правосудия, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц и т.д. Судьи, как и другие граждане, имеют право, скажем, что-то продать или купить, вступить в брак, воспитывать детей, пользоваться отпуском и т.д. Но сверх этого у них есть такие права и обязанности, которых нет у обычных граждан.

Рассмотрим требования, предъявляемые к судье [25, c.77] .

Судьи должны иметь свой профессиональный нравственный кодекс, призванный устанавливать правила  поведения судей, как в профессиональной, так и во внеслужебной деятельности. Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии. Квалификационная коллегия судей может прекратить его полномочия в соответствии со ст. 14 Закона о статусе судей.

Требования, предъявляемые  к судьям, определены Законом «О статусе судей» и  Кодексом судейской  этики .

Требования, вытекающие из статуса судьи, определены Кодексом судейской этики [9].

- Судьи должны обладать  высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым к уровню профессиональной подготовки и компетентности.

- Судья в любой ситуации  должен сохранять личное достоинство,  дорожить своей честью, избегать  всего, что могло бы умалить  авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность, независимость и беспристрастность при осуществлении правосудия.

- Судья должен добросовестно  пользоваться своими гражданскими  правами и исполнять гражданские  обязанности. 

- Судья и члены его семьи не вправе требовать либо принимать не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, беспроцентные займы, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов), если это вызвано действиями, которые судья совершил или намеревается совершить, либо бездействием судьи в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

- Судья не должен  использовать свой статус в  целях получения каких-либо благ, услуг, коммерческой или иной выгоды для себя, а также для своих родственников, друзей, знакомых.

- Судья не должен  использовать свое служебное  положение в гражданско-правовых  отношениях, не связанных с профессиональной  деятельностью, обязан избегать  заключения договоров, влекущих возникновение финансовых обязательств с лицами, находящимися в служебной зависимости от него либо являющимися участниками гражданских, уголовных либо административных дел, имеющихся (имевшихся) в производстве суда, судьей которого он является, либо нижестоящего суда.

- Судья должен быть  осведомлен о своем личном  имуществе и источниках его  формирования, а также принимать  разумные меры в целях получения  информации об имуществе и  материальных интересах членов  своей семьи. 

- Судья не должен  действовать сам либо позволять другим лицам действовать таким образом, чтобы можно было заключить, что кто-либо оказывает влияние на осуществление судьей его полномочий .

Требования, предъявляемые  к судье Законом «О статусе  судей» таковы [8]:

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.

Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что  могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или  вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения  конфликта интересов судья, участвующий  в производстве по делу, обязан заявить  самоотвод или поставить в  известность участников процесса о  сложившейся ситуации.

Под конфликтом интересов  понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью  судьи, которая влияет или может  повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при  исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

Судья не вправе:

- замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

- принадлежать к политическим  партиям, материально поддерживать  указанные партии и принимать  участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

- публично выражать  свое отношение к политическим  партиям и иным общественным  объединениям;

- заниматься предпринимательской  деятельностью лично или через  доверенных лиц, в том числе  принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

- заниматься другой  оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной и  иной творческой деятельности,;

- быть поверенным или  представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;

- допускать публичные  высказывания по вопросу, который  является предметом рассмотрения  в суде, до вступления в законную  силу судебного акта по этому  вопросу;

- использовать в целях,  не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

- разглашать или использовать  в целях, не связанных с осуществлением  полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

- получать в связи  с осуществлением полномочий  судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц.;

- принимать без разрешения  соответствующей квалификационной  коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

- выезжать в служебные  командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

- входить в состав  органов управления, попечительских  или наблюдательных советов, иных  органов действующих на территории  Российской Федерации иностранных  некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений;

- прекращать исполнение  должностных обязанностей в целях  урегулирования трудового спора.

Судья, пребывающий в  отставке и имеющий стаж работы в  должности судьи не менее 20 лет  либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью. В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с настоящим пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается .

Таким образом, требования, предъявляемые к судьям можно  разделить на 3 группы [18, c.111]:

Общие требования:

-      Правила  о приоритетном значении по  сравнению с иными занятиями

-      Обязанности по осуществлению правосудия

-      Сохранение  личного достоинства и заботе  о своей чести

Требования, связанные  с осуществлением профессиональной деятельности:

-      Неукоснительное  соблюдение Конституции РФ и  законов

-      Постоянное  поддержание высокого уровня квалификации

-      Недопустимость  публичной критики решений своих  коллег

-      Терпение, вежливость, тактичность, беспристрастность.

 Требования, предъявляемые  к неслужебной деятельности:

-      Соблюдение  принципа деполитизации

-      Неучастие в акциях политического и общественного характера

-  Необходимость избегания  связей, которые способны помешать  должным образом исполнять свои  профессиональные обязанности.

 Таким образом,  на основе анализа дискуссии  о статусе судей, можно сделать  вывод о том, что правовой статус судьи - определяемое Конституцией РФ и федеральными законами правовое положение судьи.

Элементы статуса судьи:

-права и обязанности,  связанные с формированием судейского  корпуса (требования к кандидатам  в судьи, порядок наделения кандидатов судейскими полномочиями);

-права и обязанности  судей, направленные на создание  условий для объективного, независимого  и беспристрастного осуществления  ими своих судейских полномочий (порядок приостановления и прекращения  полномочий судей, право на отставку и т. п.);

-права и обязанности  судей, необходимые им для активного  участия в деятельности судейского  сообщества.

- основания и порядок  назначения на должность, гарантии  деятельности.

Судья - носитель судебной власти, и его профессиональные и нравственные качества невозможно разделить.

 

1.2  Неприкосновенность  судьи  как гарантия принципа  независимости  судей, назначение  судьи и прекращение его полномочий

 

Независимость судебной власти следует рассматривать в  институциональном и содержательном аспекте. В институциональном аспекте независимость судебной власти означает лишь самостоятельность судебных органов. В содержательном аспекте независимость судебной власти означает независимость судьи при отправлении правосудия .    

Независимость судей как принцип осуществления правосудия означает, что судьи принимают судебные решения и составляют соответствующие процессуальные акты в условиях, исключающих постороннее воздействие на них, вмешательство в их законную деятельность каких-либо других государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан.

Независимость судьи  обеспечивается [14, c.99] :

-предусмотренной законом  процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности,  чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

-установленным порядком  приостановления и  прекращения   полномочий  судьи;

-правом судьи на  отставку;

-неприкосновенностью  судьи;

-системой органов  судейского сообщества;

-предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Неприкосновенность судьи - ограждение судьи от произвольного  совершения действий, направленных на привлечение к уголовной или  иной ответственности либо применение мер принуждения, к коим обычно прибегают при производстве по уголовным делам. Наиболее детально гарантии неприкосновенности судьи обозначены в ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», где  сказано:

Неприкосновенность судьи  включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений) [15, c.116].

Правовой статус судьи и судейского сообщества Российской Федерации