Правовой статус судей как особый судоустройственный институт

 

Введение

    В 90-е годы XX веке в Российской Федерации получила законодательное закрепление судебная власть как одна из трех самостоятельных ветвей власти в государстве.

    Одним из основополагающих принципов судебной власти является конституционный принцип независимости суда и судей. Носителями независимой судебной власти являются судьи, чье правовое положение регламентируется рядом нормативно-правовых актов.

    Конституционный законодатель посвятил правовому статусу пять статей (ст. 119 – 122, 128), закрепив положения о требованиях, предъявляемых к кандидатам в судьи, несменяемости, неприкосновенности судей, порядка наделения полномочиями.

    В настоящее время правовой статус судей представляет собой сложный и многогранный межотраслевой институт, закрепляющий независимое и обособленное положение судьи как носителя судебной власти.

    Вопросы правового положения судей не утрачивают своей актуальности. С момента принятия Закона РСФСР «О статусе судей в РСФСР» 26 июня 1992 г. неоднократно вносились изменения в нормы, регулирующие порядок наделения судей полномочиями, сроки их деятельности, привлечение к ответственности.

    Целью данной дипломной работы является комплексный анализ норм судоустройственного законодательства, регулирующих правовой статус судей в Российской Федерации.

  Задачами дипломного исследования являются:

  1. изучение истории развития законодательства о правовом положении судей в Российской Федерации;
  2. определение понятия правового статуса судьи как носителя судебной власти;
  3. анализ отдельных элементов правового статуса судей;
  4. анализ положений о гарантиях судейской независимости;
  5. изучение положений о профессиональной этики судьи.

    Дипломная работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

    В первой главе рассмотрены вопросы исторического развития судебной системы и законодательства о правовом положении судей, а также раскрыто понятие правового статуса судей.

    Во второй главе анализируются положения о независимости судей, особом порядке приостановления и прекращения полномочий судей, особом порядке привлечения судей к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

  Третья глава посвящены вопросам судейской этики.

  Источниками написания дипломной работы  явились исследования российских ученых, посвященные вопросам статуса судей; нормативно- правовые акты, учебная литература.

  При написании дипломной работы были обобщены некоторые данные об ответственности судей на территории Свердловской области.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  Правовой статус судей как особый судоустройственный институт.

1.1 История  развития института

     После проведения судебной реформы в 1864 году в России стали существовать такие    принципы судопроизводства как: независимость и отделение суда от администрации;  создание всесословного суда;  равенство всех  перед   судом;   введение   присяжных заседателей;  создание  более четкой системы судебных инстанций.  Реформа также вводила  многие  институты  буржуазного  процесса:  отделение предварительного следствия от суда; устность и гласность  процесса;  участие в процессе обвинения  и  защиты;  равенство  сторон,  презумпция   невиновности;   ликвидацию   формальной   оценки доказательств и  введение  принципа  свободной  оценки  доказательств  самим судом   на   основе   обстоятельств   дела. Главной гордостью судебной системы было создание мирового суда, который предназначался для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел. Мировые суды являлись выборными органами. Но выбирало их не население, а уездные земские собрания, а в столицах – городские думы. После избрания состав мировых судей утверждался Сенатом. Мировые судьи избирались на 3 года. Так же как судьи в общих судах, мировые судьи пользовались правом несменяемости в течении трехлетнего срока избрания, т.е. они не могли быть уволены или переведены из одной местности в другую без их согласия; временное отстранение от должности могло иметь место только в случае предания их суду, удалению от должности судьи могли быть подвергнуты только при совершении преступления, установленного приговором уголовного суда, вступившим в законную силу1. Мировой судья имел свой участок. Мировые судьи делились на две категории: участковых и почетных. Участковые судьи являлись основными органами мировой юстиции, осуществляли правосудие на своем участке, где находились их камеры. Участковые мировые судьи в отличие от почетных: получали жалованье и определенные суммы; не имели права занимать должности в государственных и общественных учреждениях, поскольку обязаны были безотлучно пребывать в участке и постоянно выполнять возложенные на них обязанности.  Почетные мировые судьи вводились для облегчения исполнения многочисленных обязанностей участкового мирового судьи. Они не имели своих камер, могли занимать государственные и общественные должности и не получали содержания. Чтобы быть избранным мировым судьей, следовало обладать: образовательным цензом, при котором требовалось наличие высшего или среднего образования либо наличие трехлетнего стажа работы, преимущественно по судебной части; возрастным цензом – не ниже 25 лет; имущественным цензом в размере не менее 400 десятин земли; не состоять под следствием и судом. Участковые и почетные мировые судьи единолично рассматривали подсудные им дела и единолично выносили приговоры и решения.  Судебная реформа создала не  только  новый  суд,  но  и новую систему правоохранительных органов,  более  того,  новое  понимание  и представление о законности и правосудии. Для замещения этих  судебных  должностей судей окружного суда надо  было   отвечать   целому   ряду требований: иметь соответствующее образование, стаж работы,  соответствовать классово-политическим требованиям; как правило,  председателями  и членами окружных судов были представители дворянского сословия. В окружном суде  в большей мере,  нежели  в других  судебных  местах России, соблюдались принципы введенного реформой процесса. Следующей судебной инстанцией была судебная  палата2.  Судебные  палаты утверждались по одной на несколько губерний. Всего их  было  образовано  14, каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов.  Представители  и члены судебных  палат  назначались  императором  по  представлению  министра юстиции. Это являлось существенным  пережитком феодально-сословной судебной системы. Над всеми судебными органами России стоял Сенат –  орган,  формируемый по указу императора. Сенат являлся верховным кассационным судом для всех  судебных  органов государства, но мог быть и судом первой инстанции по делам  особой  важности (например, по  должностным преступлениям,  совершенным  высокопоставленными сановниками).

В целом становление новых  судов встретилось со значительными  трудностями. Новые принципы их деятельности — гласность, состязательность, несменяемость  судей, их независимость (пусть относительная) от административных властей — не могли не вызвать подозрительности и противодействия со стороны  государственной бюрократии. Первоначально (в апреле 1866 г.) были созданы только два судебных округа (Петербургский  и Московский), в остальных районах  новые суды создавались в течение  долгого времени, постепенно и по частям. Ничем не ограниченное право  министра юстиции назначать судей, не вдаваясь при этом в объяснения, стало одним из главных каналов  давления администрации на судебные органы3.

 Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей. На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципах выборности и участия населения в отправлении правосудия. Состав суда избирался местными Советами. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда. Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены. 15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности  местных судов  и образованию новой судебной инстанции — окружных судов. Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам — в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы. Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок. 13 июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде № 3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве. В ноябре 1918г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей. Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи. Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы4.

    В связи с Положением о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 года  закрепились основные  принципы  организации советской   судебной   системы:   ее   единство,   построение    с    учетом государственного   устройства,    соответствие    новому    административно-территориальному делению. Кадровому составу судей в этот период уделялось большое внимание.  Во главу угла ставился опыт революционной борьбы, а не юридическое образование и знание  законов.  Отсюда  и социальный  состав   судей:   при   избрании предпочтение отдавалось рабочим и крестьянам.  Отмечался постоянный  рост  числа судей-членов партии. В Верховном Суде РСФСР было 32 члена (судьи), что составляло 15,3%  ко всему числу сотрудников суда.  Данные, касающиеся образовательного уровня  народных  судей  в  РСФСР, замалчивались, так как в основной своей массе эти люди не  имели  не  только юридического,  но  и  образования  вообще.  К кандидату на пост народного судьи предъявлялись следующие требования. Им мог стать неопороченный по суду гражданин РСФСР, независимо от пола, расы и национальной принадлежности, который отвечал бы следующим условиям: обладал активным и пассивным избирательным правом; имел двухлетний опыт ответственной политической работы в рабоче-крестьянских, общественных, профессиональных или партийных организациях или трехлетний стаж практической работы в органах советской юстиции на должности не ниже народного следователя. Народные судьи избирались губисполкомами на  один  год и могли быть переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился  по  мотивированному предложению Наркомата юстиции. Такие же  требования  были  установлены и к кандидатам в народные  заседатели.  Особое  внимание  здесь обращалось  на социально-классовый состав5. Использование «старых» кадров к середине 1920-х гг. значительно возросло6. Профессиональные юристы были востребованы в судебной системе, но профессиональный уровень утратил свое значение, так как не заботил партийных и советских руководителей. Они считали, что наилучшим судьей является не юрист, а «рабочий коммунист либо рабочий беспартийный с высоко развитым самосознанием»7. Такие служащие, пройдя подготовку, могли годами работать в органах на должностях, которые требовали профессионального юридического образования.

    В августе 1938 году был принят  Закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», который  устанавливал принципы единого и равного для всех граждан суда независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, их национальной и расовой принадлежности8. Народные заседатели призывались к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности по списку не более чем на десять дней в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывалось необходимостью участия народных заседателей в рассмотрении судебного дела. Во время исполнения своих обязанностей в суде народные заседатели пользовались всеми правами судьи9. За народными заседателями из числа рабочих и служащих на все время исполнения ими обязанностей в суде сохранялась их заработная плата. Рассмотрение дел во всех судах осуществлялось в составе судьи и двух народных заседателей. Судьи народного суда стали избираться на три  года.  Судьи  остальных судов по-прежнему избирались Советами на пять лет.

   В декабре 1958 г увеличился срок полномочий судей (с трех до пяти лет), предусматривалось образование пленумов и президиумов Верховных судов союзных республик, была декларирована отчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов — перед соответствующими Советами10.

   В июле 1981 году  был принят Закон «О судоустройстве  РСФСР» в котором были закреплены  задачи суда и принципы судопроизводства: осуществление правосудия только  судом и в точном соответствии  с законом, равенство граждан  перед законом и судом, независимость  судей и подчинение их только  закону и др. Правосудие в РСФСР  осуществлялось путем коллегиального рассмотрения гражданских и уголовных дел в судах. Все суды РСФСР были образованны на началах выборности судей, которые ответственны перед избравшими их органами и отчитываются перед ними. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке автономной республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения местности. Определены органы, осуществляющие организационное руководство судами, и их полномочия.

   В соответствии с данным законом судьей мог быть избран каждый гражданин РСФСР, достигший ко дню выборов 25 лет. Районные (городские) народные суды избирались в составе народного судьи (народных судей) и народных заседателей. При избрании двух и более народных судей районный, городской, районный в городе Совет народных депутатов утверждает на сессии председателя соответствующего районного (городского) народного суда из числа избранных народных судей. Количество народных судей для каждого районного (городского) народного суда устанавливается Президиумом Верховного Совета автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, городского Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области и автономного округа по представлению министра юстиции автономной республики, начальника отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов. Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа избирается соответствующим Советом народных депутатов в составе председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей сроком на пять лет. Количественный состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа устанавливается соответствующим Советом народных депутатов по представлению Министра юстиции РСФСР. Этот состав не реже одного раза за период полномочий представлял отчет о своей деятельности и систематически докладывает о ней соответствующему Совету народных депутатов. Верховный Суд автономной республики является высшим судебным органом автономной республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов автономной республики в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.

   Верховный Суд автономной республики избирался Верховным Советом автономной республики в составе председателя, заместителей председателя, членов Верховного Суда и народных заседателей сроком на пять лет.

   Количественный состав устанавливался Верховным Советом автономной республики. Верховный Суд автономной республики не реже одного раза за период полномочий представлял отчет о своей деятельности Верховному Совету автономной республики и систематически докладывает о ней Президиуму Верховного Совета автономной республики.        

Закреплены положения  о неприкосновенности судей и  их дисциплинарной ответственности11. Судья мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности в связи с виновным действием либо бездействием: а) за нарушение законности при рассмотрении судебных дел; б) за совершение  другого  служебного  проступка; в) за совершение  порочащего  поступка.     Отмена  или  изменение судебного  решения  сами  по себе не влекли ответственности судьи, участвовавшего в вынесении этого решения, если при этом им не были допущены  преднамеренное нарушение закона либо недобросовестность, повлекшая существенные последствия. Право возбуждения дисциплинарного производства принадлежало: Председателю Верховного Суда РСФСР -  в отношении судей всех судов РСФСР; Министру  юстиции РСФСР - в отношении судей судов РСФСР, кроме судей Верховного Суда РСФСР; председателям Верховных Судов  автономных  республик,  краевых, областных,  Московского  и  Ленинградского  городских судов, судов автономных областей и автономных округов - в отношении судей судов автономной республики, края, области, городов Москвы и Ленинграда,

автономной   области,    автономного    округа    и    судей    по административному  и исполнительному производству; министрам  юстиции автономных республик, начальникам управлений (отделов) юстиции  исполнительных  комитетов  краевых,  областных, Московского  и Ленинградского городских Советов народных депутатов - в отношении председателей районных (городских)  народных  судов, их  заместителей,  народных  судей  и судей по административному  и исполнительному производству. Судья мог быть  подвергнут  дисциплинарному взысканию не позднее одного  месяца  со  дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия судьи на  работе  по  уважительной  причине и времени   рассмотрения  дисциплинарного  дела  в  дисциплинарной                                                                                                                                                                                                                                                                                         коллегии судей, но не позднее одного года со дня его совершения. О   возбуждении   дисциплинарного   производства   Председатель Верховного Суда РСФСР,  председатели  Верховных Судов автономных республик,   краевых,   областных,  Московского и Ленинградского городских судов, судов автономных  областей,  автономных  округов выносили  постановления,  а Министр юстиции РСФСР, министры юстиции автономных  республик,  начальники  управлений  (отделов)  юстиции исполнительных   комитетов   краевых,   областных,  Московского и Ленинградского  городских Советов   народных   депутатов   издавали приказы.   В   постановлении   и   приказе     указывались установленные предварительной проверкой основания   возбуждения дисциплинарного    производства.    Постановление либо  приказ  о возбуждении дисциплинарного производства могли быть отозваны возбудившим его лицом до  начала рассмотрения дела в дисциплинарной коллегии. Судья,   в   отношении которого  было вынесено постановление  или  приказ  о возбуждении  дисциплинарного   производства   отзывался,   вправе потребовать   рассмотрения   дела  квалификационной  коллегией  по существу.

    Дисциплинарное дело должно было быть рассмотрено не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в квалификационную  коллегию, не  считая  времени  отсутствия  по уважительным причинам судьи, в отношении которого возбуждено дело12. Дисциплинарная   коллегия   могла   налагать   следующие дисциплинарные взыскания:  а) замечание;  б) выговор;  в) строгий выговор. При наложении взыскания учитывались характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины. Дисциплинарное производство прекращалось ввиду: необоснованности    привлечения    судьи    к    дисциплинарной ответственности; пропуска сроков привлечения к  дисциплинарной  ответственности. В  решении  по  дисциплинарному  делу должны были быть указаны: наименование коллегии, ее состав; место и время рассмотрения дела; фамилия,  имя,  отчество  и  должность  судьи,   привлекаемого   к дисциплинарной   ответственности;   должность   и   фамилия  лица, возбудившего  дисциплинарное  производство;  обстоятельства  дела; объяснения   судьи   и  сведения,  характеризующие  его  личность; мотивировка принятого решения с указанием на доказательства;  мера дисциплинарного     взыскания     или     основания    прекращения дисциплинарного производства, а также порядок обжалования решения.

     Судьи могли быть досрочно лишены своих полномочий за нарушение социалистической  законности или совершение  порочащего  поступка,  несовместимых с их высоким званием,  а также в силу  состоявшегося о них обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.

      Судьи  Верховного  Суда  РСФСР,  судьи краевых, областных, Московского и Ленинградского  городских  судов могли  быть  отозваны  Верховным Советом РСФСР, а судьи Верховных Судов автономных республик, судов автономных областей и автономных округов, народные судьи районных (городских) народных  судов,  судьи  по  административному  и  исполнительному производству - избравшими их Советами народных депутатов. Вопрос  об  отзыве  судей  решался  с учетом  заключений дисциплинарной коллегии судей и Министерства юстиции РСФСР, а  в отношении судей Верховного Суда РСФСР - Министерства юстиции СССР.

    В 1991 г. в РСФСР был образован Конституционный Суд. В его компетенцию не входило рассмотрение вопросов, имеющих политический характер, основное внимание он уделял вопросам законности правоприменительной практики. После октябрьских событий 1993 г. деятельность Конституционного Суда была приостановлена и возобновлена в измененных пределах уже с принятием новой Конституции 1993 г. Было увеличено число его членов (с 15 до 19) и на основе федерального конституционного закона очерчен срок полномочий судей: вместо неограниченного он определялся в 12 лет. В декабре 1990 г. создан Высший Арбитражный Суд СССР, заменивший государственный арбитраж. Летом 1995 г. новый федеральный закон внес изменения в структуру и статус арбитражных судов: все они выходили из ведения местных органов и становились федеральными, что делало их более независимыми в процессе принятия решений. Все судьи арбитражных судов стали назначаться Президентом Российской Федерации, а судьи Высшего Арбитражного Суда .— Советом Федерации по представлению Президента.

     Еще в 1988 г. был изменен порядок формирования общих судов — все судьи стали избираться соответствующими Советами народных депутатов (до этого судьи районных судов избирались самими гражданами района). Срок полномочий судей был увеличен с 5 до 10 лет.

     В соответствии с Конституцией 1993 г. был изменен также порядок формирования судов: судьи федеральных судов назначаются Президентом России, судьи Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда — Советом Федерации по представлению Президента. С декабря 1992 г. срок полномочий судей был неограниченным, после принятия Конституции РФ судьи назначаются как на определенный, так и на неограниченный сроки13.

 

1.2 Понятие и элементы современного статуса судей в Российской Федерации.

В юридической энциклопедической  литературе, статус судей – это  «совокупность норм, которые закреплены в федеральном законе и определяет правовое положение судей как  носителей судебной власти. Статус судей включает: порядок наделения  полномочиями, основания приостановления  и прекращения полномочий, принципы их деятельности, материальное обеспечение  судей и меры социальной защиты»14. Есть и иные определения: статус всех судей в Российской Федерации в принципе един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей (например, судей Конституционного Суда РФ, судей военных судов и т. п.). элементы статуса судей: права и обязанности связанные с формированием судейского корпуса (требования к кандидатам судей, порядок наделения кандидатов судейскими полномочиями); права и обязанности судей, направленные на создание условий для объективного, независимого и беспристрастного осуществления ими своих судейских полномочий (порядок приостановления и прекращения полномочий судей, право на отставку и т. п.); права и обязанности судей, необходимые им для активного участия в деятельности судейского сообщества15.

    В юридической литературе есть и другие  определения понятия «статус судьи». Так, Н. В. Витрук полагает, что статус (применительно к судье конституционного суда) включает права и обязанности, а также правовые принципы, выражающие взаимоотнощения судьи, общества и государства (независимость, неприкосновенность судьи, равенство прав судей и др.). К статусу примыкают гарантии, обеспечивающие использование прав и исполнение обязанностей судьи. В совокупности статус судьи и его гарантии определяют    правовое положение судьи16. К. Ф. Гуценко ограничивается указанием на то, что под статусом судей, их правовым положением принято понимать совокупность их прав и обязанностей, которые появились у них в силу их должностного положения17. О. Н. Бабаева в содержание статуса судьи включает следующие элементы: а) правоспособность и дееспособность судьи; б) закрепленные за ним законодательством права и обязанности; в) гарантии этих прав и обязанностей; г) ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. При этом указанный автор данное определение считает возможным распространить и на других субъектов — участников конкретных правоотношений18. В. А. Кряжков считает, что статус судьи включает в себя требования, предъявляемые к судьям, их права и обязанности19. Г. Т. Ермошин в статусе судьи выделяет две составляющие: во-первых, процессуальная составляющая статуса судьи, т. е. права и обязанности, судьи как лица, замещающего должность государственной службы, которые определяются процессуальным законодательством (он отмечает, что в учебном процессе эта составляющая статуса судьи изучается в рамках конституционного, гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства, а также в рамках изучения особенностей рассмотрения споров, вытекающих из административных правоотношений); во-вторых, права и обязанности судьи, которые определяют его особое положение в обществе как гражданина. Ведь именно это особое положение, указывает он, по сути дела является гарантией обеспечения тех его прав и обязанностей, которые судья реализует, непосредственно, осуществляя правосудие, свои властные правомочия20. По мнению украинского исследователя Л. М. Москвич, при характеристике правового статуса судьи речь должна идти не о правовом статусе судейской должности, а о правовом статусе человека, который занимает должность носителя судебной власти21. Профессор М.И. Клеандров в понятие «статус судьи» включает правовое положение судьи как носителя судебной власти, должностного лица высокого ранга, его права, обязанности, гарантии и иммунитеты, его место в судебной системе22.

Правовое закрепление в соответствующих официальных правовых документах тех или иных аспектов статуса судьи само по себе является сердцевиной статуса судьи. Ядром же этой сердцевины является Конституция РФ, которая имеет прямое действие. Речь идет о положениях Конституции РФ (прежде всего ст. 10, 119—122 и 124). Конституционный Суд РФ сформулировал несколько правовых позиций о статусе судьи. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. № 6-П сказано: «Судья призван осуществлять свои полномочия независимо от чьих-либо пристрастий и посторонних влияний. В этих целях Конституция Российской Федерации закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти. Наличие такой регламентации на конституционном уровне отличает правовой статус судей от статуса граждан и тех должностных лиц, которые согласно Конституции Российской Федерации (ст. 91, 98) обладают неприкосновенностью». А в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. № 5-П указано: «Статус судьи в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, с тем чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом; в этих целях провозглашается несменяемость и неприкосновенность судей, а также предусматривается их надлежащее материальное содержание (статьи 119, 120, 121, 122 и 124 Конституции Российской Федерации). Конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призван обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации). Тем самым статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому»23.

Таким образом, можно говорить не просто о правовом статусе судьи, а о конституционно-правовом статусе судьи как ядре правового статуса. Это первый уровень правового статуса судьи.

Далее, отталкиваясь от положения  ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в правовой компонент статуса судьи следует включить соответствующие нормы международного права. Так, Европейская хартия о статусе судей (1998) указала, что «целью статуса судей является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений или процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности. Настоящая Хартия содержит положения, наилучшим образом гарантирующие достижение ее целей. Эти положения направлены на повышение уровня гарантий в различных европейских странах. Они не могут служить основанием для таких изменений национального статуса в отдельных странах, которые способны привести к снижению уровня уже обеспеченных гарантий.

    В каждом европейском государстве основополагающие принципы статуса судей устанавливаются внутренними правовыми нормами на максимально высоком уровне, а регламентирующие его правила — в соответствующих нормах, принятых, как минимум, на законодательном уровне»24. Эти нормы, не раскрывающие содержание понятия «статус судьи», находятся в разд. 1 «Общие принципы». Самому же содержанию статуса судей посвящена вся указанная  Хартия, в которой в соответствующих разделах закреплены нормы об отборе, зачислении, первоначальной подготовке (разд. 2), назначении, несменяемости (разд. 3), прохождении службы (разд. 4), ответственности (разд. 5), вознаграждении, социальном обеспечении (разд. 6) и прекращении полномочий  (разд. 7)  судей. Таким образом, можно говорить о международно-правовом статусе судьи. Это — второй уровень правового статуса судьи.

Далее наполнение правового компонента статуса судьи обеспечивает федеральное законодательство. В Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями (далее — ФКЗ о судебной системе) есть гл. 2 «Основы статуса судей в Российской Федерации», где в ч. 1 ст. 11 определено, кто является судьями («Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе»). В указанной главе сказано также о судьях в отставке, о предоставлении за счет государства материального и социально-бытового обеспечения, соответствующего их высокому статусу, о единстве статуса судей, о порядке наделения полномочиями и сроке полномочий судей, о несменяемости и неприкосновенности судей. В меньшей мере, но и в других федеральных конституционных законах содержатся положения, наполняющие содержание понятия «статус судьи»: от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Есть эти положения и в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а также в законах субъектов РФ о конституционных (уставных) судах субъектов РФ.

Необходимо обратить внимание на важный правовой признак статуса судьи, закрепленный в ФКЗ «О судебной системе РФ» судьей может быть лицо, выполняющее обязанности по осуществлению правосудия на профессиональной основе. Это означает, что закрепленное в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ положение, согласно которому граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия, разделяет присяжных и арбитражных заседателей и профессиональных судей, несмотря на то, что судьи и указанные заседатели, привлекаемые в установленном порядке к осуществлению правосудия, и только они (как это закреплено в ч. 1 ст. 1 ФКЗ о судебной системе) осуществляют в Российской Федерации судебную власть. В то же время ясно, что судебные заседатели, не будучи профессиональными судьями, не «вписываются» в понятие «статус судьи», но обладают собственным правовым статусом по осуществлению правосудия25. Не являются профессиональными судьями, не «вписывающимися» по этой причине в понятие «статус судьи», и судьи не государственных, а третейских судов26 (к тому же профессиональным государственным судьям в нашей стране законом запрещено быть третейскими судьями), и это несмотря на то, что п. 1 ст. 11 ГК РФ установил: защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.   А формула, закрепленная в ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», согласно которой третейским судьей является физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде (что можно, по-видимому, рассматривать как фиксацию правового статуса третейского судьи в нашей стране), подвергается обоснованной критике в юридической литературе27. Ситуация же со статусом судей международных межгосударственных судов намного сложнее28.

Правовой статус судей как особый судоустройственный институт