Правовой статус безработного
Содержание
Введение
Глава I. Общее понятие безработного и определение его правого статуса
§1. Общее понятие безработный и его правовой статус
§2. Трудоустройство. Государственная служба занятости
§3. Материальное обеспечение безработного
Глава II. Основные критерии безработицы: причины, уровень и продолжительность
§1. Основные причины возникновения безработицы
§2. Уровень и продолжительность безработицы.
Глава III. Безработица. Её основные виды. Формы её проявления
§1. Естественная безработица
§2. Вынужденная безработица
§3. Социально-психологические издержки безработицы
§4. Внеэкономические издержки.
Глава IV. Правовой статус безработного
§1. Общее понятие правого статуса безработного
§2. Основные права и обязанности безработного
§3. Государственные гарантии социальной поддержки безработного
Глава V. Пособие по безработице.
§1. Понятие пособия по безработице
§2. Продолжительность выплаты пособия по безработице.
§3. Размер пособия по безработице.
§4. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Я не случайно выбрал темой
своей дипломной работы – «Правовой
статус безработного». При выборе этой
темы, прежде всего я опирался на
своё отношение к данной категории
граждан, которых государство, так
или иначе, называет «безработными».
Согласно п.3 ст.37 Конституции Российской
Федерации: «каждый имеет право
на труд, а также на защиту от безработицы»[1].
Но, для того, чтобы полностью
понять, определить и установить правовой
статус безработного, необходимо ознакомиться
и изучить тождественное
Но, как и у любого другого
гражданина РФ за безработным так
или иначе сохраняется
Объектом и предметом исследования моей дипломной работы является гражданин, который по определённым причинам и не зависящим от них потерял работу и получил «статус безработного». Но, даже не смотря и на это, у него есть законное, предоставленное и конституционно закреплённое право на труд и на защиту от безработицы, прежде всего как человека и гражданина государство, которым он является, даже если этот человек – «безработный».
Основными целями и задачами, которые я ставлю перед собой, исходя из выбранной мною темы дипломной работы «Правовой статус безработного», являются исследования структурных элементов данной темы, а именно:
1) выяснить и изучить,
что значит «безработица» и
каковы причины её
2) рассмотрение и сравнительный анализ (на примере зарубежных стран) прав граждан на защиту от безработицы;
4) выяснить и изучить,
кто такой «безработный»;
5)Результаты своих
В процессе выполнения своей дипломной работы я опирался на Всеобщий диалектико-материалистический метод. Я неспроста выбрал данный метод, так как он распространяется на все без исключения конкретные науки и на все этапы или стадии процесса познания. Особое внимание данному методу придавалось и придаётся в отечественной и зарубежной литературе. Характеризуя его с точки зрения динамичности и всеобщности, Ф.Энгельс писал, что «диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».
Диалектико-материалистический
метод используется учёными других
политических взглядов и мировоззрений.
Одна из причин эффективности данного
метода заключена в том, что с
его помощью улавливается и теоретически
отражается тот реальный и исторический
путь, по которому проходило и
проходит само развитие трудового законодательство
в Российской Федерации. Трудовое законодательство
и его основные участники рассматриваются
как в статике, так и в динамике
– с точки зрения их эволюционного
и революционного развития (с переходом
на рыночную экономику), с позиций
их внутренних противоречий, под углом
зрения их взаимодействия с окружающей
политической, экономической, социальной
и иной средой, где труд человека
является неотъемлемой частью всего
производственного и
В своей дипломной работе «Правовой статус безработного» я использовал литературу следующих учёных юристов: Власов В.И., Крапивин О.М., Геворкян А.Т., Гусева Т.А., Корнийчук Г.А., Михайлов А.А., Шкловец И.И., а также личную переписку. В качестве правовой базы в данном исследовании использовались нормативные акты соответствующие тематике проведенного исследования, а именно: Международные правовые акты, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О занятости», а также другие нормативные акты, в качестве практических примеров использовались материалы судебной практики.
Структура моей дипломной работы состоит из 5 глав и 16 параграфов. Приступим к исследованию. Российское законодательство о занятости населения начало формироваться в 1991 г., когда был впервые принят Закон РСФСР "О занятости населения в РСФСР" . При подготовке этого Закона и в дальнейшем при его совершенствовании учитывался опыт стран с развитой рыночной экономикой по смягчению социальных последствий безработицы.
В последующие годы Закон
претерпел значительные изменения.
Достаточно привести такой факт, что
изменения и дополнения в него
вносились 13 раз. В него также были
внесены изменения
На данном этапе нашей современной жизни, эта проблема – проблема безработицы, является наиболее обостренной, актуальной и всеобъёмной из всех социальных явлений, так как она напрямую затрагивает человека, его законные интересы и его социальный статус. Оказывая влияние на человека, и, принимая непосредственное участие в его дальнейшей жизни, отняв у него всё, безработица всё же оставляет человеку надежду на лучшие времена в поисках работы, в поисках средств на выживание – себя и своей семьи. Толкая тем самым человека на необдуманные поступки, порой даже направленные против норм установленных законом, безработица вынуждает человека выживать! Ведь, вряд ли и неспроста, кто-то хочет иметь всё (я имею в виду материальные блага), не имея на это хотя бы чего-то (я имею в виду материальные ценности – деньги).[5]
Итак «безработица»,
что это такое? Давайте
В Законе РФ «О занятости
населения в РФ» определена политика
государства в области
Закон определяет организационные, правовые и социально-экономические гарантии реализации прав человека на получение работы в условиях рыночной экономики, равноправия форм собственности. Он создает условия, обеспечивающие занятость населения с учетом норм Конституции России и международного права. В международную организацию труда наша страна вступила в 1954г. МОТ осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой оказывает странам мира практическую помощь в выборе политики, призванной привести к созданию большего числа мест в промышленности, в сельхоз., на общественных работах и в других секторах, а также в выборе технологий и программ подготовки, которые будут полностью использовать трудовые ресурсы в целях экономического и социального прогресса.[9]
Глава I.
Общее понятие безработного и
определение его правого
§1. Общее понятие безработный и его правовой статус
Правовой статус безработного включает в себя: определение понятия безработного; его права и обязанности; социальные гарантии и компенсации при потере работы и в других случаях.
Безработными признаются
граждане, которые: а) являются трудоспособными;
б) не имеют работы и заработка (при
этом не учитывается выходное пособие
и средний заработок, выплачиваемые
при высвобождении с
Решение о признании гражданина
безработным принимается
Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым назначена пенсия (кроме пенсионеров по инвалидности III группы, поскольку у них, хотя и не в полной мере, сохраняется трудоспособность);
- отказавшиеся
в течение 10 дней со дня обращения
в службу занятости от двух
вариантов подходящей работы (или
от прохождения
Однако такой отказ не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости, но не ранее чем через две недели. В этом случае он может быть признан безработным со всеми вытекающими отсюда последствиями. С отказами от подходящей работы связано и сохранение статуса безработного. Если безработный отказался от двух предложений подходящей работы, выплата пособия по безработице может быть отложена на срок до 3 месяцев. Учитывая возможность конфликтов по этому поводу, законодательство раскрывает понятие как подходящей, так и неподходящей работы[12].
Главный признак подходящей
работы — ее соответствие профессиональной
пригодности работника, при этом
учитываются уровень
Требования подходящей работы
не могут быть едиными для всех
категорий граждан. Так, для граждан,
впервые ищущих работу, не имеющих
профессии (специальности), а также
для лиц, отказавшихся повысить (восстановить)
квалификацию или получить смежную
профессию после длительного (трехгодичного)
перерыва в работе или после окончания
первоначального (12-месячного) периода
безработицы, эти требования понижаются.
Для них подходящей считается
оплачиваемая работа, включая работу
временного характера, отвечающая требованиям
законодательства о труде, независимо
от того, требует или не требует
она предварительной
Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднемесячного заработка гражданина за 2 последних месяца по последнему месту работы, за исключением некоторых случаев.
Право граждан на трудоустройство,
т. е. право на выбор места работы,
может быть реализовано как путем
прямого обращения к
Во втором случае обращение
гражданина к службе занятости порождает
обязанность соответствующих
Наряду с этим правом граждане,
зарегистрированные в качестве лиц,
ищущих работу, имеют право на бесплатную
консультацию по профориентации, на профессиональную
подготовку и переподготовку, а также
на получение соответствующей
Было бы целесообразно
с позиции обеспечения
Впервые в нашем законодательстве
легализуется право граждан на профессиональную
деятельность в период их пребывания
за границей, а также право на
самостоятельный поиск работы и
трудоустройство за границей. Для
этого заключаются
Что касается обязанностей безработного,
то они сводятся в основном к регулярной
перерегистрации в органах
Социальные гарантии и
компенсации устанавливаются
К гарантиям (компенсациям) материальной и социальной поддержки безработных относятся:
- предоставление
компенсаций работникам, высвобождаемым
с предприятий, из организаций
и учреждений; выплата стипендий
в период профессиональной
- возможность
участия в общественных
- компенсация
затрат в связи с добровольным
переездом в другую местность
по предложению службы
Все виды пособий и других
выплат безработным подлежат индексации
в установленном законом
Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого безработный получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, засчитывается в общий трудовой стаж и не прерывает стажа.
§2. Трудоустройство. Государственная служба занятости
Трудоустройство представляет
собою систему организационных,
экономических и правовых мер, направленных
на обеспечение трудовой занятости
населения. В широком смысле оно
объединяет все формы трудовой деятельности,
не противоречащие законодательству,
включая самостоятельное
Участие государственных органов в найме рабочей силы и установлении трудовых отношений не означает, что волеизъявление субъектов трудового отношения теряет юридическое значение. Свобода выбора профессии, рода деятельности и места работы является универсальным принципом рыночной экономики. Включение гражданина в деятельность предприятия, его трудовая функция и другие условия труда во всех случаях определяются на основе трудового договора как двустороннего соглашения между нанимателем и работником. Но эта двусторонняя связь может дополняться волеизъявлением третьего лица, оказывающего содействие сторонам в установлении трудового правоотношения.[20]
Правовая организация
трудоустройства включает в себя:
а) установление круга трудоустраивающих
органов, определение их компетенции
и условий финансового
В обеспечении занятости
населения участвуют госорганы
двух видов: общие и специальные.
Общее руководство
Специальным органом трудоустройства
выступает Федеральная
Все перечисленные органы
имеют двойное подчинение: в своей
деятельности они подчиняются исполнительным
органам власти соответствующих
уровней и вышестоящим органам
службы занятости. Услуги, связанные
с обеспечением занятости граждан,
предоставляются ими бесплатно.
Вместе с тем Закон о занятости
предусматривает возможность
Органы службы занятости
осуществляют свои функции при участии
профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей
и общественных организаций, представляющих
интересы граждан, особо нуждающихся
в социальной защите. С целью выработки
согласованных решений из представителей
этих организаций создаются
Для финансирования мероприятий,
связанных с реализацией
Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве является одной из основных (но не единственной) гарантий права граждан на труд. Не меньшее значение имеет:
- бесплатное
обучение новой профессии (
- повышение квалификации в системе службы занятости;
- направление в иные учебные заведения с выплатой стипендии;
- свобода выбора рода занятости, в том числе работы с различными режимами труда;
- правовая
защита от необоснованного
- компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность;
- возможность
заключения срочных трудовых
договоров на участие в
Для отдельных категорий
населения предусматриваются
Профессиональная подготовка,
повышение квалификации и переподготовка
граждан, зарегистрированных в службах
занятости в качестве ищущих работу,
могут проводиться при
В целях обеспечения временной занятости населения местные Советы народных депутатов организуют проведение оплачиваемых общественных работ. Преимущественным правом на участие в этих работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице (стипендии). Следует подчеркнуть, что выполнение таких работ осуществляется «а добровольной основе и оформляется заключением срочного трудового договора. Оплата труда производится за фактически выполненные работы, но не ниже гарантийного минимума. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании, а также право на получение пособия по безработице.
Процесс трудоустройства (в
узком смысле) обычно состоит из
двух стадий. Первая — это обращение
гражданина к полномочным органам
за содействием в получении
- Правовой статус безработного
- Правовой статус главы администрации
- Правовой статус главы государства в зарубежных странах
- Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации
- Правовой статус главы муниципального образования. Порядок избрания и полномочия
- Правовой статус главы правительства в Зарубежных странах
- Правовой статус государственных служащих в органах внутренних дел Российской Федерации
- Правовой режим исключительно экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов
- Правовой режим лесного фонда
- Правовой режим особо охраняемых природных территорий
- Правовой режим судна
- Правовой режим супругов
- Правовой режим уставного капитала акционерного общества
- Правовой статус адвоката в соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"