Правовой режим особо охраняемых природных территорий
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1 Законодательство
Российской Федерации об особо
охраняемых природных
1.2 Понятие и
классификация особо
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Правовой режим
государственных природных
2.2 Правовой статус
национальных и природных
2.3 Правовое положение
памятников природы и иных
особо охраняемых природных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что отдельной категорией объектов охраны окружающей среды являются особо охраняемые территории и объекты. В экологическом праве им уделяется повышенное внимание: они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное назначение, изымаются полностью или частично из хозяйственного использования, для них устанавливается режим охраны с учетом особенностей их статуса.
Неповторимость системы заповедников и национальных парков России, их роль в сохранении природного наследия и биологического разнообразия признаны во всем мире. Около двух десятков российских заповедников имеют международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО).
Одним из важнейших прав человека, провозглашённых Конституцией РФ, является его право на благоприятную окружающую среду.
Правовое
регулирование отношений в
Степень разработанности темы. Охрана природы с давних пор рассматривается теоретиками права как одна из основных и постоянных функций государства. Данное обстоятельство является дополнительным свидетельством особой важности экологического права как учебной дисциплины в учебных заведениях.
Комплексный
характер данного исследования определил
разноплановый характер научных
источников. В юридической литературе
представлены труды отечественных
правоведов в области общей теории
права и государства, иных отраслевых
юридических наук, международного права,
касающиеся вопросов организации, охраны
и использования особо
Объект данной выпускной квалификационной работы - это общественные отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Предметом
исследования выступают правовой режим
особо охраняемых природных территорий
и экологические
Цели и задачи исследования. Главной целью выпускной квалификационной работы является изучение правового режима особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации.
Постановка вышеуказанной цели предопределила необходимость постановки таких задач исследования как:
-
изучить нормы действующего
-
изучить понятия и
-
раскрытие правового режима
-
характеристика отдельных
Теоретико-
В качестве нормативных источников использовалось современное законодательство Российской Федерации и ее субъектов, международно-правовые нормативные акты, касающиеся сферы исследуемого вопроса.
Структура
работы. Выпускная квалификационная
работа состоит из введения, трех глав,
объединяющих семи параграфов, заключения
и библиографического списка использованной
литературы.
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ
ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1
Законодательство Российской
Система
законодательства об особо охраняемых
природных территориях —
На этапе создания Закон об ООПТ основывался на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и соответствовал действовавшему на время его принятия законодательству Российской Федерации.
Законом об ООПТ дано определение особо охраняемых природных территорий, установлены основные категории ООПТ, особенности режима особой охраны их территорий и ответственность за его нарушение, определены порядок образования и функционирования ООПТ, а также организация охраны территорий. Кроме того, Законом об ООПТ предусмотрена возможность создания на прилегающих к ООПТ участках земли и водного пространства охранных зон с регулируемым режимом природопользования, а также возможность резервирования земель, которые предполагается объявить ООПТ, и ограничения на них хозяйственной деятельности.
Девяностые
годы XX века стали для России годами
значительных изменений политических,
социальных, экономических и экологических
условий. Внедрение рыночных условий
хозяйствования, конкуренция разнообразных
и равноправных форм собственности
не только не сняли с повестки дня,
но и усилили необходимость
Учитывая
общее право Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации
осуществлять взаимное делегирование
полномочий, в ряде случаев практикуется
заключение государственно-правовых и
административно-правовых договоров,
предусматривающих такое
-
Соглашение о порядке
-
Соглашение между
-
Соглашение между
-
Соглашение между
-
Соглашение между
Следует
отметить, что в настоящее время
в ряде субъектов Российской Федерации
(Республики Алтай, Башкортостан, Дагестан
и т.д.) уже приняты и действуют
специальные законы, регулирующие отношения
в сфере организации и
К
законодательным актам, на основе которых
в настоящее время
а) Конституция Российской Федерации (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), относящая особо охраняемые природные территории к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает что в группу вопросов, относящихся к совместному ведению, составляют вопросы разграничения государственной собственности, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий. Порядок пользования и распоряжения соответствующими природными ресурсами определяется такими действующими в настоящее время в Российской Федерации федеральными законодательными актами, как Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс, Закон "о недрах". Однако некоторые из этих законов не обеспечивают в достаточной мере и с учетом современных требований разграничения полномочий в области использования природных ресурсов и нуждаются в дополнениях. Так например в Республике Башкортостан, в целях усиления охраны окружающей среды, принят свой экологический кодекс, который определяет охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека как неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития Республики Башкортостан.
б)
Федеральный закон "Об особо охраняемых
природных территориях" (в ред.
от27.12.2009 N 379-ФЗ), который определяет
особо охраняемые природные территории
- участки земли, водной поверхности
и воздушного пространства над ними,
где располагаются природные
комплексы и объекты, которые
имеют особое природоохранное, научное,
культурное, эстетическое, рекреационное
и оздоровительное значение, которые
изъяты решениями органов
-
государственные природные
- национальные парки;
- природные парки;
-
государственные природные
- памятники природы;
-
дендрологические парки и
-
лечебно-оздоровительные
Закон
об ООПТ показал достаточную
в)
Федеральные закон "Об охране окружающей
среды" (в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ), который
определяет правовые основы государственной
политики в области охраны окружающей
среды, обеспечивающие сбалансированное
решение социально-
-
соблюдение права человека на
благоприятную окружающую
-
обеспечение благоприятных
-
научно обоснованное сочетание
экологических, экономических
-
охрана, воспроизводство и
-
ответственность органов
-
платность природопользования
-
обязательность проведения в
соответствии с
г)
Федеральный закон "О природных
лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах" (в ред.
от 27.12.2009 N 379-ФЗ), который определяет
принципы государственной политики
и регулирует отношения в сфере
изучения, использования, развития и
охраны природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных
д)
законы и акты органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Например, в республике Башкортостан,
принят отдельный закон - закон Республики
Башкортостан "Об особо охраняемых
природных территориях в
Так
согласно закону Республики Башкортостан
"Об особо охраняемых природных
территориях в Республике Башкортостан",
к таковым территориям в
а)
государственные природные
б) национальные парки;
в) природные парки;
г)
государственные природные
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады;
ж)
лечебно-оздоровительные
з) зеленые (охранные) зоны городов и населенных пунктов, водоохранные зоны рек и других водоемов.
Особо охраняемые природные территории республиканского значения являются собственностью Республики Башкортостан и находятся в ведении органов государственной власти Республики Башкортостан.
Наряду с упомянутыми в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" категориями особо охраняемых природных территориях иные федеральные законы, Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления могут учреждать и другие категории особо охраняемых природных территорий.
Отношения, связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются также Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, федеральным законом "О животном мире".
Во
исполнение федерального закона "Об
особо охраняемых природных территориях"
Правительство Российской Федерации
приняло постановление от 19 октября
1996 г. №1249 "О порядке ведения
государственного кадастра особо охраняемых
природных территорий". Согласно
этому постановлению, государственный
кадастр особо охраняемых природных
территорий является официальным документом,
который содержит регулярно обновляемые
сведения обо всех особо охраняемых
природных территориях
Имущественные
отношения в области
И
так, подводя итог всему выше сказанному,
можно сделать вывод, что система
законодательства об особо охраняемых
природных территориях —
а) Международные правовые акты. Например Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Париж, 1972 г. и т.д.
б) Конституция Российской Федерации (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), относящая особо охраняемые природные территории к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Так например в Республике Башкортостан, в целях усиления охраны окружающей среды, принят свой экологический кодекс, который определяет охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека как неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития Республики Башкортостан.
в) Федеральные закон "Об охране окружающей среды" (в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ), который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды.
г) Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ), который дает легальное определение особо охраняемым природным территориям.
д)
Федеральный закон "О природных
лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах" (в ред.
от 27.12.2009 N 379-ФЗ), который определяет
принципы государственной политики
и регулирует отношения в сфере
изучения, использования, развития и
охраны природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных
е) Постановления Правительства. Например Постановления Правительства Российской Федерации приняло постановление от 19 октября 1996 г. №1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий".
ж)
законы и акты органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Например, в республике Башкортостан,
принят отдельный закон - закон Республики
Башкортостан "Об особо охраняемых
природных территориях в
1.2 Понятие и классификация особо
охраняемых природных
Согласно
Федеральному Закону "Об особо охраняемых
природных территориях" (в ред.
от 27.12.2009 N 379-ФЗ), особо охраняемые природные
территории - это участки земли, водной
поверхности и воздушного пространства
над ними, где располагаются природные
комплексы и объекты, имеющие
особое природоохранное, научное, культурное,
эстетическое, рекреационное и
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
а)
государственные природные
Особо
охраняемые природные комплексы
и объекты (земля, воды, недра, растительный
и животный мир) на территории заповедника
имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское
значение как образцы естественной
природной среды, типичные или редкие
ландшафты, места сохранения генетического
фонда растительного и
На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 100 государственных природных заповедников федерального значения общей площадью более 31 млн. га, в том числе сухопутной (со внутренними водоемами) – более 26 млн. га, что составляет около 1,53% всей территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик, 4 краев, 35 областей, 6 автономных округов. Подавляющее большинство государственных природных заповедников находится в непосредственном управлении Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, 1 – в системе Минобразования, 4 – в ведении Российской академии наук, 1 – в ведении Рослесхоза.
- Правовой режим судна
- Правовой режим супругов
- Правовой режим уставного капитала акционерного общества
- Правовой статус адвоката в соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"
- Правовой статус безработного
- Правовой статус безработного
- Правовой статус главы администрации
- Правовой институт эксперта и специалиста
- Правовой режим земель лесного фонда
- Правовой режим земель, отведенных под ИЖС
- Правовой режим земель поселений (1)
- Правовой режим импорта товаров по законодательству Таможенного союза и Российской Федерации
- Правовой режим исключительно экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов
- Правовой режим лесного фонда