Правовой режим особо охраняемых природных территорий

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБЩЕЕ  ПОНЯТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ  ТЕРРИТОРИЙ

1.1 Законодательство  Российской Федерации об особо  охраняемых природных территориях

1.2 Понятие и  классификация особо охраняемых  природных территорий

ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ  ТЕРРИТОРИЙ

2.1 Правовой режим  государственных природных заповедников  и заказников

2.2 Правовой статус  национальных и природных парков

2.3 Правовое положение  памятников природы и иных  особо охраняемых природных территорий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы выпускной квалификационной работы определена тем, что отдельной категорией объектов охраны окружающей среды являются особо охраняемые территории и объекты. В экологическом праве им уделяется  повышенное внимание: они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное  назначение, изымаются полностью  или частично из хозяйственного использования, для них устанавливается режим  охраны с учетом особенностей их статуса.

     Неповторимость  системы заповедников и национальных парков России, их роль в сохранении природного наследия и биологического разнообразия признаны во всем мире. Около  двух десятков российских заповедников имеют международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие  сертификаты ЮНЕСКО).

     Одним из важнейших прав человека, провозглашённых  Конституцией РФ, является его право  на благоприятную окружающую среду.

     Правовое  регулирование отношений в области  организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с изменениями на 27 декабря 2009г., законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды и природопользования (сохранение объектов животного и растительного мира и среды их обитания, иных природных ресурсов), а также законов и иных нормативных правовых актов других отраслей права. Иными словами круг источников права особо охраняемых природных территорий достаточно широк. По нашему мнению следует считать целесообразным определить действующее законодательство в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации и выделить в нем систему.

     Степень разработанности темы. Охрана природы  с давних пор рассматривается  теоретиками права как одна из основных и постоянных функций государства. Данное обстоятельство является дополнительным свидетельством особой важности экологического права как учебной дисциплины в учебных заведениях.

     Комплексный характер данного исследования определил  разноплановый характер научных  источников. В юридической литературе представлены труды отечественных  правоведов в области общей теории права и государства, иных отраслевых юридических наук, международного права, касающиеся вопросов организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации. Среди них работы С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, О.Л. Дубовик и других.

     Объект  данной выпускной квалификационной работы - это общественные отношения  в сфере организации, охраны и  использования особо охраняемых природных территорий.

     Предметом исследования выступают правовой режим  особо охраняемых природных территорий и экологические правоотношения.

     Цели  и задачи исследования. Главной целью  выпускной квалификационной работы является изучение правового режима особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации.

     Постановка  вышеуказанной цели предопределила необходимость постановки таких  задач исследования как:

     - изучить нормы действующего законодательства  определяющих правовой режим  особо охраняемых природных территорий  в Российской Федерации;

     - изучить понятия и классификацию  особо охраняемых природных территорий  в Российской Федерации;

     - раскрытие правового режима отдельных  видов особо охраняемых природных  территорий;

     - характеристика отдельных видов  особо охраняемых природных территорий  Республики Башкортостан.

     Теоретико-методологическая база исследования. При проведении исследования применялись, системно-структурного, сравнительно-правового анализа, а  также исторические подходы. Правовой базой исследования послужили как  положения общей теории права, так  и международного, а также гражданского, земельного и других отраслей права.

     В качестве нормативных источников использовалось современное законодательство Российской Федерации и ее субъектов, международно-правовые нормативные акты, касающиеся сферы исследуемого вопроса.

     Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семи параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. 

 

      ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 

     1.1 Законодательство Российской Федерации  об особо охраняемых природных  территориях 

     Система законодательства об особо охраняемых природных территориях — многоуровневая категория. Правовое регулирование  отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее – Закон об ООПТ), законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды и природопользования (сохранение объектов животного и растительного мира и среды их обитания, иных природных ресурсов), а также законов и иных нормативных правовых актов других отраслей права (гражданское, уголовное, административное законодательство). Основным законодательным актом в области организации, охраны и использования ООПТ в Российской Федерации является Закон об ООПТ.

     На  этапе создания Закон об ООПТ основывался  на соответствующих положениях Конституции  Российской Федерации, Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и соответствовал действовавшему на время его принятия законодательству Российской Федерации.

     Законом об ООПТ дано определение особо охраняемых природных территорий, установлены  основные категории ООПТ, особенности  режима особой охраны их территорий и  ответственность за его нарушение, определены порядок образования  и функционирования ООПТ, а также  организация охраны территорий. Кроме  того, Законом об ООПТ предусмотрена  возможность создания на прилегающих  к ООПТ участках земли и водного пространства охранных зон с регулируемым режимом природопользования, а также возможность резервирования земель, которые предполагается объявить ООПТ, и ограничения на них хозяйственной деятельности.

     Девяностые  годы XX века стали для России годами значительных изменений политических, социальных, экономических и экологических  условий. Внедрение рыночных условий  хозяйствования, конкуренция разнообразных  и равноправных форм собственности  не только не сняли с повестки дня, но и усилили необходимость выполнения задач повышения эффективности государственного управления в сфере ООПТ. Более того, эти задачи актуализировались федеративной, муниципальной, социальной, правовой и иными реформами общественной и экономической жизни, ответственностью и международными обязательствами России перед мировым сообществом в области охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий. За время действия закона в Российской Федерации активно совершенствовалось земельное, лесное, водное, бюджетное, градостроительное налоговое, административное законодательство, были приняты основополагающие законодательные акты, устанавливающие принципы организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В ходе административной реформы продолжается работа по совершенствованию государственного управления, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

     Учитывая  общее право Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  осуществлять взаимное делегирование  полномочий, в ряде случаев практикуется заключение государственно-правовых и  административно-правовых договоров, предусматривающих такое делегирование. Подобные нормативные договоры также  выступают в качестве источника  права об особо охраняемых природных  территориях. К числу таких договоров  относятся:

     - Соглашение о порядке взаимодействия  между Правительством Республики  Башкортостан и Государственным  комитетом Российской Федерации  по охране окружающей среды  по управлению государственными  природными заповедниками Башкирский  и "Шульган-Таш" от 25 июня 1999 г.;

     - Соглашение между Государственным  комитетом Российской Федерации  по охране окружающей среды  и администрацией Чукотского  авт. округа о передаче части  полномочий и взаимодействия  в области управления особо  охраняемыми природными территориями  от 7 июля 1997 г.;

     - Соглашение между Министерством  охраны окружающей среды и  природных ресурсов Российской  Федерации и Министерством охраны  окружающей среды и природных  ресурсов Республики Татарстан  о Волжско-Камском государственном  заповеднике от 29 августа 1994 г.;

     - Соглашение между Правительством  Российской Федерации и Правительством  Республики Саха (Якутия) о разграничении  и передаче осуществления полномочий  в области охраны окружающей  среды и использования природных  ресурсов от 28 июля 1995 г. № 3;

     - Соглашение между Министерством  природных ресурсов Российской  Федерации и Администрацией Ярославской  области о взаимоотношениях в  сфере обеспечения деятельности  национального парка "Плещеево озеро" от 1 февраля 2001 г.

     Следует отметить, что в настоящее время  в ряде субъектов Российской Федерации (Республики Алтай, Башкортостан, Дагестан и т.д.) уже приняты и действуют  специальные законы, регулирующие отношения  в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

     К законодательным актам, на основе которых  в настоящее время осуществляется правовое регулирование отношений  в области организации, охраны и  использования ООПТ, следует отнести:

     а) Конституция Российской Федерации (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ  и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), относящая особо  охраняемые природные территории к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает что в группу вопросов, относящихся к совместному ведению, составляют вопросы разграничения государственной собственности, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий. Порядок пользования и распоряжения соответствующими природными ресурсами определяется такими действующими в настоящее время в Российской Федерации федеральными законодательными актами, как Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс, Закон "о недрах". Однако некоторые из этих законов не обеспечивают в достаточной мере и с учетом современных требований разграничения полномочий в области использования природных ресурсов и нуждаются в дополнениях. Так например в Республике Башкортостан, в целях усиления охраны окружающей среды, принят свой экологический кодекс, который определяет охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека как неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития Республики Башкортостан.

     б) Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от27.12.2009 N 379-ФЗ), который определяет особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности  и воздушного пространства над ними, где располагаются природные  комплексы и объекты, которые  имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное  и оздоровительное значение, которые  изъяты решениями органов государственной  власти полностью или частично из хозяйственного использования и  для которых установлен режим особой охраны и относит их к объектам общенационального достояния. Также закон определяет категории и виды особо охраняемых природных территорий. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

     - государственные природные заповедники,  в том числе биосферные;

     - национальные парки;

     - природные парки;

     - государственные природные заказники;

     - памятники природы;

     - дендрологические парки и ботанические  сады;

     - лечебно-оздоровительные местности  и курорты.

     Закон об ООПТ показал достаточную эффективность  и до настоящего времени позволяет  сохранять уникальные природные  комплексы и объекты, имеющие  особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное  значение, как общенациональное достояние.

     в) Федеральные закон "Об охране окружающей среды" (в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ), который  определяет правовые основы государственной  политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических  задач, сохранение благоприятной окружающей среды, а также регулирует отношения  в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную  среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации. Также в законе определяются основные принципы охраны окружающей среды. К данным принципам относятся:

     - соблюдение права человека на  благоприятную окружающую среду;

     - обеспечение благоприятных условий  жизнедеятельности человека;

     - научно обоснованное сочетание  экологических, экономических и  социальных интересов человека, общества и государства в целях  обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

     - охрана, воспроизводство и рациональное  использование природных ресурсов  как необходимые условия обеспечения  благоприятной окружающей среды  и экологической безопасности;

     - ответственность органов государственной  власти Российской Федерации,  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления  за обеспечение благоприятной  окружающей среды и экологической  безопасности на соответствующих  территориях;

     - платность природопользования и  возмещение вреда окружающей  среде;

     - обязательность проведения в  соответствии с законодательством  Российской Федерации проверки  проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и  иную деятельность, которая может  оказать негативное воздействие  на окружающую среду, создать  угрозу жизни, здоровью и имуществу  граждан, на соответствие требованиям  технических регламентов в области  охраны окружающей среды (в  ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ), и т.д.

     г) Федеральный закон "О природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ), который определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере  изучения, использования, развития и  охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации. Так к природным лечебным ресурсам закон относит - минеральные  воды, лечебные грязи, рапа лиманов  и озер, лечебный климат, другие природные  объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний  и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий  устанавливаются на основании научных  исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом  исполнительной власти, ведающим вопросами  здравоохранения;

     д) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в республике Башкортостан, принят отдельный закон - закон Республики Башкортостан "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан" (в ред. от 28.02.08 № 537-з), закрепляющие свою региональную специфику  создания и наименования особо охраняемых природных территорий регионального  и местного значения.

     Так согласно закону Республики Башкортостан "Об особо охраняемых природных  территориях в Республике Башкортостан", к таковым территориям в Республике Башкортостан относятся:

     а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

     б) национальные парки;

     в) природные парки;

     г) государственные природные заказники;

     д) памятники природы;

     е) дендрологические парки и ботанические сады;

     ж) лечебно-оздоровительные местности  и курорты;

     з) зеленые (охранные) зоны городов и  населенных пунктов, водоохранные зоны рек и других водоемов.

     Особо охраняемые природные территории республиканского значения являются собственностью Республики Башкортостан и находятся в ведении  органов государственной власти Республики Башкортостан.

     Наряду  с упомянутыми в Федеральном  законе "Об особо охраняемых природных  территориях" категориями особо  охраняемых природных территориях  иные федеральные законы, Правительство  Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления могут учреждать и другие категории  особо охраняемых природных территорий.

     Отношения, связанные с использованием природных  ресурсов особо охраняемых природных  территорий, регулируются также Земельным  кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, федеральным законом "О животном мире".

     Во  исполнение федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Российской Федерации  приняло постановление от 19 октября 1996 г. №1249 "О порядке ведения  государственного кадастра особо охраняемых природных территорий". Согласно этому постановлению, государственный  кадастр особо охраняемых природных  территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые  сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

     Имущественные отношения в области организации  и функционирования государственных  природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий регулируются соответствующими статьями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Эти отношения регулируются гражданским законодательством, которое, в свою очередь, предусматривает определенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве.

     И так, подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что система  законодательства об особо охраняемых природных территориях — многоуровневая категория. Правовой основой организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются:

     а) Международные правовые акты. Например Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Париж, 1972 г. и т.д.

     б) Конституция Российской Федерации (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ  и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), относящая особо  охраняемые природные территории к  предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации. Так например в Республике Башкортостан, в целях усиления охраны окружающей среды, принят свой экологический кодекс, который определяет охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека как неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития Республики Башкортостан.

     в) Федеральные закон "Об охране окружающей среды" (в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ), который  определяет правовые основы государственной  политики в области охраны окружающей среды.

     г) Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ), который дает легальное  определение особо охраняемым природным  территориям.

     д) Федеральный закон "О природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ), который определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере  изучения, использования, развития и  охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации.

     е) Постановления Правительства. Например Постановления Правительства Российской Федерации приняло постановление от 19 октября 1996 г. №1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий".

     ж) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в республике Башкортостан, принят отдельный закон - закон Республики Башкортостан "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан" (в ред. от 28.02.08 № 537-з), закрепляющие свою региональную специфику  создания и наименования особо охраняемых природных территорий регионального  и местного значения. 

 

      1.2 Понятие и классификация особо  охраняемых природных территорий 

     Согласно  Федеральному Закону "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ), особо охраняемые природные  территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные  комплексы и объекты, имеющие  особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное  значение, изъятые полностью или  частично из хозяйственного использования, для которых установлен особый режим  правовой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

     С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

     а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

     Особо охраняемые природные комплексы  и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника  имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического  фонда растительного и животного  мира. Государственные природные  заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими  учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных  процессов и явлений, генетического  фонда растительного и животного  мира, отдельных видов и сообществ  растений и животных, типичных и  уникальных экологических систем. Государственные  природные биосферные заповедники  создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования  и внедрения методов рационального  природопользования, не разрушающих  окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.

     На  сегодняшний день в Российской Федерации  насчитывается более 100 государственных  природных заповедников федерального значения общей площадью более 31 млн. га, в том числе сухопутной (со внутренними водоемами) – более 26 млн. га, что составляет около 1,53% всей территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик, 4 краев, 35 областей, 6 автономных округов. Подавляющее большинство государственных природных заповедников находится в непосредственном управлении Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, 1 – в системе Минобразования, 4 – в ведении Российской академии наук, 1 – в ведении Рослесхоза.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий