Правовой режим исключительно экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов



Оглавление

 

Введение………………………………….………………………………………….3

Глава 1. Понятие и правовой режим  континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации………….….7

§1. Понятие и правовое регулирование  континентального шельфа Российской Федерации……………………………………………………………………...…….7

§2. Правовой статус исключительной экономической зоны Российской Федерации………………………………………………………..…………………20

Глава 2. Правовой режим охраны континентального шельфа и исключительной экономической  зоны Российской Федерации……………30

§1. Административно-правовая и уголовно-правовая охрана ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации……………………………………………………………………..……30

§2. Компетенция пограничных  органов по охране ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации…..…47

Заключение……………………………………………………………………...…59

Библиография…………………………………………………………………..…63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что континентальный шельф и исключительная экономическая зона являются одними из новейших институтов международного морского права, пространственной сферой, на которую распространяется юрисдикция прибрежного государства в отношении природных ресурсов. Надлежащий международно-правовой режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны прибрежного государства по современному международному праву складывается из ряда факторов: имплементации в национальное законодательство Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г. или Конвенция), соответствия национального законодательства нормам и принципам международного морского права и наличия делимитационных соглашений с прилежащими и противолежащими государствами.

Конвенция 1982 г., вступила в силу 16 ноября 1994 г., ратифицирована Российской Федерацией в 1997 г.1 и является правовой основой установления юрисдикции над пространствами континентального шельфа омываемых морей.

Континентальный шельф  включает в себя морское дно и  недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. На шельфе, как и в территориальном море, имеются богатые запасы минеральных и живых ресурсов. Территория континентального шельфа используется для прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов, сооружения искусственных островов и установок, для судоходства.

Согласно российскому  законодательству (п. 2 ст. 67 Конституции РФ; ст. 5 Закона РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации") на территории континентального шельфа Россия осуществляет исключительную юрисдикцию. Отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов, промысла живых ресурсов, регулируются нормами Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ2. В Морской доктрине РФ на период до 2020 г., утвержденной Указом Президента 27 июля 2001 г. № Пр-1387, одной из целей национальной морской политики признается реализация и защита суверенных прав на континентальном шельфе Российской Федерации по разведке и разработке его ресурсов.

Исключительная экономическая  зона Российской Федерации - это морской  район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, который обладает особым правовым режимом, установленным федеральными законами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Такое определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации. Оно не применяется для скал, непригодных для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, анализ структурных особенностей и масштабов естественных ресурсов континентального шельфа, исключительной экономической зоны и приграничных (сопредельных) территорий позволяет сделать следующие выводы:

- произошло ухудшение в обеспечении  экономики России природными ресурсами, некоторые виды полезных ископаемых стали дефицитными;

- возникла угроза утраты ведущего  положения страны в изучении, освоении и рациональном использовании  ресурсов континентального шельфа  и исключительной экономической  зоны Российской Федерации;

- конкуренция за право использования  природных ресурсов, неравномерно  распределенных на континентальном  шельфе, приводит к возникновению  различных форм межотраслевых,  межрегиональных и межгосударственных  противоречий, способных трансформировать потенциальные вызовы в угрозы и конфликты, существенно влиять на состояние безопасности России. Некоторые уникальные месторождения располагаются вблизи морских границ Российской Федерации, естественные границы областей их локализации не совпадают с границами государств, а внутри нашей страны - с границами территорий субъектов РФ.

В условиях ухудшения геополитической  и экономической ситуации, ослабления морской компоненты ее геополитического положения, появления новых морских  границ и обострения конкуренции между странами за право использования океанических ресурсов и пространств масштабность, сложность и важность для России проблем, связанных с охраной и использованием ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны, требуют их комплексного изучения.

Степень научной разработанности  исследуемой проблемы. В литературе вопросы правового режима использования и охраны ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны исследовались многими учеными. Наиболее полно данные проблемы раскрыты в трудах И. Барцица3, В.Н. Гуцуляка4, В.И. Гудкова5, В.Д. Каминского6, И.С. Пономарева7 и других ученых.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере правового режима использования и охраны ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Предметом исследования является совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в области правового режима использования и охраны ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Цель исследования – комплексный анализ вопросов использования и охраны ресурсов континентального шельфа исключительной экономической зоны.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить понятие  и проанализировать законодательство, регламентирующее режим континентального шельфа Российской Федерации;

- изучить правовой  статус исключительной экономической зоны Российской Федерации;

- исследовать административно-правовую  и уголовно-правовую охрану ресурсов  континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

- рассмотреть компетенцию  пограничных органов по охране  ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., федеральные законы, регламентирующие вопросы охраны ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и правовой режим  континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации

 

§1. Понятие и правовое регулирование  континентального шельфа Российской Федерации

 

Законодательство об охране и использовании  континентального шельфа состоит:

из  положений международно-правовых актов - Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г.; Хартия экономических прав и обязанностей государств (12 декабря 1974 г.), Конвенция об открытом море (1958 г.), Конвенция о континентальном шельфе (1958 г.); Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.), ратифицированная Федеральным законом от 17 февраля 1995 г.; Хартия океанов, Конвенция по предотвращению загрязнений моря сбросами отходов и других материалов (Москва - Вашингтон - Лондон - Мехико, 29 декабря 1972 г.), ратифицированная Президиумом Верховного Совета СССР 15 декабря 1975 г.; Международная конвенция по предотвращению загрязнений с судов (Лондон, 2 ноября 1973 г.), присоединение к которой осуществлено Постановлением Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. № 947, Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана (Вашингтон, 9 февраля 1957 г.), ратифицированная Президиумом Верховного Совета СССР 27 сентября 1957 г.; Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана (Москва, 11 февраля 1992 г.), ратифицированная Постановлением Верховного Совета РФ от 4 ноября 1992 г.; Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря (Вашингтон, 16 июня 1994 г.), Соглашение между правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии по ведению рыбопромысловых операций (Токио, 7 июня 1975 г.) и др;

- Конституции Российской Федерации;

- Федеральных законов от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"8, от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"9, от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"10, от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"11, Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ  "О животном мире"12 и других законодательных актов.

Статья 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном  шельфе Российской Федерации"13 содержит понятие континентального шельфа и основные положения относительно определения его границ. Данная статья содержит именно юридическое определение континентального шельфа, которое соответствует определению, данному в ст. 76 Конвенции ООН 1982 г. Континентальный шельф как таковой - это часть территории Земли, а растущие экономические потребности государств и развивающееся вследствие этого технологии предопределили необходимость правового регулирования освоения этой части территории - как на международном, так и на внутригосударственном уровне. Данная необходимость и породила континентальный шельф как часть территории, обладающей юридическим статусом.

Существуют геолого-морфологическое  и юридическое понятия континентального шельфа, и именно о последнем в обозначенной статье идет речь. С геолого-морфологической точки зрения континентальный шельф - это часть подводной окраины материка, прилегающая к берегам суши и имеющая общее с сушей геологическое строение. То есть относительно ровная подводная часть материка до той линии, по которой материк резко "обрывается" на большие глубины. Средние глубины на всем протяжении этой "полки" варьируются, примерно, от 200 до 550-600 метров. Граница шельфа, как правило, определяется по изобате (изобата - линия, соединяющая определенные глубины, точки этих глубин) 200 метров. Далее, с геолого-морфологической точки зрения шельф включает в себя также склон материка и континентальное подножие. Склон - это часть морского дна, где крутизна дна резко увеличивается - по данным исследований - на 4-7 градусов. Нижняя граница склона - это изобаты глубин 2500-3000 метров. Континентальное подножие (иногда можно встретить термин "материковое подножие") образуется в результате оседания рыхлых пород на указанных глубинах. Таким образом, при определении геолого-морфологического понятия континентального шельфа за основу принимаются следующие критерии:

- относительно выровненная  часть подводной окраины материка, начинающаяся непосредственно от  береговой линии;

- общее с материком  геологическое строение этой части.

Юридическое же понятие  континентального шельфа, хотя и содержит элементы его природного понятия, все  же существенно отличается от последнего. В соответствии с Законом от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном  шельфе Российской Федерации"14 континентальный шельф Российской Федерации (далее - континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка15.

Причиной притязаний прибрежных государств на ресурсы континентального шельфа и, как следствие, международно-правовое закрепление юридического понятия шельфа, явились возрастающие экономические потребности в целом. Это заложило основу развития геологической и иных смежных наук в сфере их технической, практической применимости. До этого момента суверенные права государств распространялись лишь на участки морского дна в пределах территориального моря, ширина которого составляла три морские мили. В дальнейшем, развитие науки и рост технических возможностей постепенно привел и к распространению суверенных прав государств на ресурсы континентального шельфа. Автором термина "континентальный шельф" считается шотландский геолог Х.Р. Милл. Документальное обоснование притязаний государств на континентальный шельф начиналось со знаменитой "прокламации Трумена" от 28 сентября 1945 г., в которой провозглашалось, что естественные богатства недр и поверхности континентального шельфа, находящиеся под водами открытого моря, но прилегающего к берегам США, принадлежат США и подлежат со стороны США контролю и юрисдикции. В результате прокламации Трумена многие прибрежные государства в период 1945-1957 г. приняли аналогичные акты относительно ресурсов континентального шельфа, но в них отсутствовало как общепризнанное понятие континентального шельфа, так и единая характеристика и объем прав государств на континентальный шельф16.

В 1956 г. Комиссией ООН по международному праву было выработано определение континентального шельфа, которое базировалось на двух критериях:

- континентальный шельф  является естественным подводным  продолжением материка прибрежного  государства;

- прибрежное государство обладает правами на тот участок шельфа, который примыкает к его берегам или находится за пределами его территориального моря.

Первое понятие континентального шельфа на международном уровне было сформулировано в Женевской конвенции  о континентальном шельфе 1958 г., принятой в результате работы первой Конференции ООН по морскому праву. Согласно ст. 1 данной Конвенции, к континентальному шельфу относятся поверхность и недра морского дна в районах, примыкающих к берегу континента или острова, но находящихся вне зоны территориальных вод до глубины 200 метров или же за этим пределом, до того места, до которого глубина позволяет осуществлять разработку ресурсов. Так как уровень развития геологии и смежных наук в то время еще не позволял осуществлять разведку и разработку ресурсов глубоководных участков морского дна, не было возможности и устанавливать границы дальше границ, в пределах которых возможны разведка и разработка. Можно утверждать, что Конвенция 1958 г. при определении континентального шельфа исходила из двух критериев:

- критерий глубины  (200 метров);

- критерий эксплуатабельности, то есть - технической доступности.

Но борьба государств за ресурсы континентального шельфа продолжалась, и уже в 60-х годах прошлого столетия ряд государств располагал техническими возможностями исследования и разработки ресурсов морского дна, находящихся на глубинах, во много раз превышающих содержащийся в Конвенции 200-метровый рубеж, то есть, для них критерий глубины уже, по сути, ничего не значил17. В целях решения данного вопроса в 1960 г. была созвана вторая Конференция ООН по морскому праву, но ей не удалось преодолеть разногласия между развитыми и развивающимися государствами. Генеральная Ассамблея ООН в резолюции № 2474 выразила озабоченность тем, что Конвенция 1958 г. не содержит четкого критерия определения границ районов шельфа, в пределах которых государства могут осуществлять суверенные права в отношении его ресурсов.

Все это предопределило необходимость работы третьей Конференции  ООН по морскому праву, участники которой намеревались учесть все технические достижения, равно как и изменения практики регулирования деятельности государств в рамках использования ресурсов континентального шельфа, учесть все стороны влияния научно-технического прогресса на международно-правовое регулирование данного аспекта. Результатом работы данной Конференции стало принятие в 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву, кодифицировавшей ряд сформировавшихся международно-правовых обычаев и сформулировавшей современное определение континентального шельфа, на котором и базируется определение континентального шельфа, содержащееся в статье 1 Закона от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации". Данная Конвенция узаконивает принадлежность суверенных прав прибрежного государства на континентальный шельф независимо от фиктивной или эффективной оккупации шельфа данным государством - эти права на шельф существуют независимо от их провозглашения соответствующим прибрежным государством18.

Согласно ст. 76 Конвенции 1982 г., континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль (морская миля - 1862 метра) от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Если окраина материка простирается на расстояние более чем 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, то континентальный шельф не может простираться далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, то есть линии, которая соединяет точки глубин в 2500 метров. Если сопоставить данные положения ст. 76 Конвенции с положениями абзаца 5 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", то нельзя не увидеть, что они полностью соответствуют, положения абзаца 5 просто дублируют указанное положение Конвенции.

Что касается норм Конвенции  о механизме расширения расстояния континентального шельфа, то есть - отдаления  его внешней границы, то есть линии, до которой простирается юрисдикция прибрежного государства относительно своего шельфа, то по данному вопросу абзац 6 рассматриваемой статьи 1 Закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» просто отсылает к нормам международного права, подразумевая при этом именно указанные выше правила ст. 76 Конвенции. Если сопоставить данные положения Конвенции с геолого-морфологическим понятием континентального шельфа, данным выше, то можно увидеть, что согласно Конвенции существуют три способа определения внешней границы континентального шельфа - в зависимости от ширины шельфа геологического.

Согласно первому способу, если ширина геологического шельфа составляет меньше 200 морских миль, отсчитываемых  от исходных линий (от которых отмеряется ширина территориального моря), то шельфом в юридическом смысле будет являться морское дно и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от указанных исходных линий. То есть при фактическом шельфе протяженностью менее 200 миль, юридический все же будет равен им19.

Второй способ применяется, если протяженность фактического шельфа более 200 морских миль, но менее 350 морских  миль (отсчитываемых от тех же линий). В этом случае шельфом юридическим  будет считаться морское дно  и его недра до внешней границы, которая проходит на расстоянии, не далее чем 350 морских миль от указанных исходных линий, либо не далее 100 морских миль от 2500 метровой изобаты, при наличии таких глубин.

Третий способ, если протяженность  фактического шельфа составляет более 350 морских миль от указанных линий - в этом случае шельф юридический включает в себя морское дно и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии не далее 350 морских миль от указанных исходных линий, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты. То есть максимальная протяженность шельфа составляет 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, либо 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, линии, соединяющей глубины в 2500 метров.

Что касается порядка  определения внешней границы  шельфа в случае, если окраина материка простирается на расстояние более 200 морских  миль, то он определяется правилами  п. 4-7 ст. 76 Конвенции. Для этого применяются фиксированные точки, которые в системе составляют линию внешней границы шельфа. И правила определения данных фиксированных точек, содержащиеся в ст. 76, позволяют сделать тот вывод, что определение внешней границы шельфа на практике представляется весьма трудоемким и затратным процессом, кроме того, нельзя утверждать, что будет достигнут высокий уровень точности - особенно с учетом отсутствия унифицированной системы карт Мирового океана. Все данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря прибрежные государства должны предоставлять в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, которая создается и функционирует на основании Приложения 2 к Конвенции 1982 г20.

Исходя из изложенного  видно, что геолого-морфологическое и юридическое определения континентального шельфа не совпадают. С геолого-морфологической точки зрения шельф начинается непосредственно от морского берега, а с юридической от внешней границы территориального моря, так как территориальное море (как и его дно и недра) является частью государственной территории, на которую полностью распространяются суверенитет и юрисдикция государства. Другое различие в том, что юридическое понятие континентального шельфа относит к нему участки морского дна, которые не относятся к шельфу в геологическом смысле, а также участки, находящиеся за пределами геологического (фактического) шельфа.

Для того, чтобы пространственно  четче представлять начало континентального шельфа, следует обратиться и к  понятию внутренних морских вод и территориального моря. Правовой режим данных территорий регулируется нормами Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"21. Эти территории, согласно ст. 67 Конституции РФ22, входят в состав территории РФ, на них распространяется ее суверенитет. К внутренним морским водам относятся воды: портов РФ, ограниченные линией, которая проходит через наиболее удаленные в сторону моря точки постоянных портовых сооружений; а также воды заливов, бухт, лиманов, берега которых принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них составляет не более чем 24 морские мили; заливов, бухт, лиманов, морей с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые принадлежат РФ исторически (например, залив Петра Великого в Охотском море - ширина входа около 102 морских миль).

Территориальное море представляет собой полосу морского пространства, примыкающую к сухопутной территории или к внутренним морским водам, на которую распространяется суверенитет РФ. Это тоже часть государственной территории. Конвенция ООН 1982 г. установила (ст. 3) максимальную ширину территориального моря в 12 морских миль, такая же ширина установлена законодательством РФ.

Суть правового режима территориального моря в том, что  здесь суверенитет должен осуществляться в соответствии с международно-правовыми  нормами, устанавливающими режим территориального моря, в частности: через территориальное море разрешается мирный проход иностранных судов при условии, что он будет быстрым и непрерывным, а подводные суда должны следовать в надводном состоянии; уголовная юрисдикция РФ распространяется на иностранные суда, проходящие через территориальное море РФ лишь в случае, когда преступление затрагивает интересы РФ и (или) ее граждан; ряд иных особенностей. Прилежащая зона создается для того, чтобы обеспечить прибрежному государству дополнительные гарантии для превентивных и правовосстановительных мер в случае нарушения его таможенного, иммиграционного и иного законодательства. Ширина прилежащей зоны 24 морские мили, здесь юрисдикция РФ ограничивается осуществлением указанных мер23. Таким образом, внешняя граница территориального моря РФ является Государственной границей РФ, вернее морской частью границы. Морское дно и его недра здесь - это часть государственной территории РФ. Здесь действуют нормы законодательства РФ так, как они действуют на любом ином участке ее государственной территории, разумеется, с учетом специфики предмета регулирования каждой отрасли права и с учетом особенностей правового режима, вкратце указанных выше.

Район морского дна и  недра подводных районов, которые  начинаются сразу за пределами линии внешней границы территориального моря - это начало территории континентального шельфа. Внешняя граница территориального моря - это внутренняя граница континентального шельфа. С этой линии заканчивается пространственный предел действия государственного суверенитета, и все внутригосударственные нормативные массивы начинают действовать в рамках правил, установленных Законом о континентальном шельфе, положениями Конвенции 1982 г. и иными международными документами, имеющими как непосредственное, так и опосредованное отношение к деятельности на континентальном шельфе.

Таким образом, Конвенция 1982 г. устанавливает максимальный предел расстояния внешней границы шельфа от исходных линий границы территориального моря 350 милями от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, либо 100 милями от изобаты глубин 2500 метров24. Определение континентального шельфа, содержащееся в ст. 76 Конвенции основано на критерии дистанции и не зависит от критерия эксплуатабельности. Критерий дистанции имеет важное значение для тех прибрежных государств, у которых геологический шельф либо очень мал, либо отсутствует вовсе - когда имеется сравнительно резкий обрыв подводной части материка близко к берегу - это имеет место, в частности, на континентальном шельфе Курильских островов. Данный критерий Конвенции позволил в настоящее время прибрежным государствам иметь 200-мильные шельфы. Иными словами даже если физически 200-мильного шельфа у государства нет, оно юридически будет им обладать. Практически, для точного установления пространственного предела действия суверенных прав и юрисдикции прибрежного государства, то есть предела внешней границы континентального шельфа, необходимо системное наличие двух основных факторов: факта геологического подводного продолжения материка; факта взаимозависимости геологического шельфа заявленной дистанции с позиций юридического критерия дистанции.

Тот факт, что на практике 2500-метровые изобаты у некоторых  прибрежных государств находятся намного  дальше, чем 350-мильный предел, вызвал в литературе мнение о том, что этим Конвенция узаконила так называемую "ползучую юрисдикцию". Действительно, если еще раз перечитать ст. 76, нельзя не увидеть, что это так. Думается, что это уже вопрос всего мирового сообщества - изменять ли данные правила Конвенции или нет.

Как уже указывалось, если государство претендует на шельф, простирающийся не далее 200 морских  миль, оно вправе определять внешнюю  границу шельфа самостоятельно, внутригосударственными актами, ориентируясь на нормы международного права. Если же оно претендует на внешнюю границу шельфа на расстояние дальше 200 морских миль - оно не может сделать этого самостоятельно, в "уведомительном порядке". В этих случаях, в целях учета интересов всех прибрежных государств и реализации подхода к ресурсам Мирового океана как к общему достоянию человечества, ст. 76 Конвенции предусматривает механизм расширения континентального шельфа на расстояние далее 200-мильного уровня25.

Данный механизм представляет собой наличие нескольких основных условий. Первое из них проявляется в том, что претендующее государство должно являться участником Конвенции. Впрочем, тот факт, что данная Конвенция пользуется весомым авторитетом в решении вопросов международного регулирования (не просто так же назвали ее "конституцией морей"), нередко приводит к тому, что ее правила применяются и государствами, которые не участвуют в ней, что следует считать позитивным началом. Второе условие - соответствие заявляемой границы установленным Конвенцией геологическим и гидрографическим критериям. Третье условие выражается в том, что увеличение площади континентального шельфа не должно наносить ущерба делимитации шельфов со смежными и противолежащими государствами (п. 10 ст. 76). И четвертое условие - для установления внешней границы шельфа далее 200 морских миль государство должно получить рекомендации специализированного международного консультативно-контрольного органа - Комиссии ООН по границам континентального шельфа. В настоящее время практически ни одно государство не может самостоятельно отдалить внешнюю границу шельфа далее 200-мильного уровня, не имея рекомендаций Комиссии. Это, безусловно, позитивный момент.

Только границы шельфа, установленные на основе рекомендаций, будут считаться окончательными и обязательными для всех государств и иных субъектов международного права. В случае, если данных для выработки рекомендаций недостаточно, Комиссия указывает замечания о необходимости и характере дополнительных данных. Если государство не согласно с рекомендациями Комиссии, оно в течение разумного (не ясны критерии разумности в данном случае) периода времени делает пересмотренное или новое представление комиссии. Действия Комиссии не наносят ущерба делимитации шельфов смежных или противолежащих государств, то есть, Комиссия может только определять внешние границы шельфа - споры о делимитации она не разрешает. По характеру работы данный орган сессионный.26

Таким образом,  рассмотренные  теоретические и законодательные  положения о статусе континентального шельфа позволяют сделать следующие выводы. Специфика правовых отношений, возникающих в области использования ресурсов континентального шельфа, такова, что предполагает определенную ориентацию на нормы международного права. Поэтому базовое определение континентального шельфа было заимствовано из Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву. Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Континентальный шельф прибрежного государства не простирается далее пределов, предусмотренных Конвенцией. Подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дно океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Правовой режим исключительно экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов