Правовой режим импорта товаров по законодательству Таможенного союза и Российской Федерации

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ  ТОРГОВЛИ

 

Международно-правовой факультет

Дневное отделение

Кафедра публичного права

 

 

 

 

Студент: Алешин А.А.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Допускается к защите

Зав. кафедрой:

д.ю.н., профессор

 

_____________Шумилов В.М.

 

«____»______________2012г.

 

 

 

 

                                               Москва 2012

Научный руководитель:

 

к.ю.н., доцент

 

_____________Халипов С.В.

 

«____»______________2012г.

 

 

 

 

 

 




Правовой режим  импорта товаров по законодательству Таможенного союза и Российской Федерации

 

Оглавление

 

 

Введение

Ниже  представлена работа на тему «Правовой  режим импорта товаров по законодательству Российской Федерации и законодательству Таможенного союза», посвященная  вопросам правового регулирования  импорта товаров на таможенную Территорию таможенного союза с учетом национального законодательства Российской Федерации.

Актуальность данной темы обосновывает сразу несколькими  факторами.

Во-первых, в настоящее  время Россия является участником такого интеграционного объединения, как Таможенный союз, где помимо нее участвуют Республика Беларусь и Республика Казахстан. Таможенный союз подразумевает существование единого таможенного пространства, объединяющего территорию трех указанных выше государств. Такое объединение имеет большое значение не только для стран-участниц, но и для многих других государств постсоветского пространства, так как Таможенный союз представляет собой один из этапов на пути создания Евразийского Экономического Союза, крупного регионального объединения, по своей структуре, напоминающего Европейский Союз. «Процессы региональной интеграции на постсоветском пространстве осуществляются в рамках наиболее приемлемой для всех стран региона модели многоуровневой, поэтапной, разноскоростной интеграции. Многоуровневую систему интеграции образуют европейский и азиатский вектор интеграции, этапность четко прослеживается в процессе перехода от зон свободной торговли к таможенному и экономическому союзу. Разноскоростная интеграция подразумевает последовательное присоединение к Таможенному союзу других государств с параллельной проработкой вопросов создания единого экономического пространства»1. С 1 января 2012 года на территории стран-участниц Таможенного союза начало действовать Единое экономическое пространство. Данные тенденции к объединению оказывают значительное влияние на законодательство, причем как на национальном уровне, так и на наднациональном. Первостепенной целью создания Таможенного союза являлось улучшение условий торговли между тремя государствами, а это требует объединенного регулирования в сфере таможенного дела. На настоящий момент нормативно-правовая база уже сформирована, однако отдельные вопросы, в том числе и в сфере импорта товаров, требуют дальнейшего рассмотрения. В силу перечисленных выше причин таможенное законодательство постоянно претерпевает изменения, настоящая работа имеет своей целью описать и охарактеризовать действующий правовой режим импорта товаров в соответствии с актуальным законодательством.

Во-вторых, нельзя упускать из виду такое важное событие, как вступление России во Всемирную Торговую организацию, которое, в силу своей продолжительности, можно назвать историческим. На настоящий момент Россия находится в состоянии перехода и по прогнозам уже в августе-сентябре сможет стать полноправным членом данной международной организации. Членство в ВТО подразумевает значительные изменения в законодательстве государств-участников. С точки зрения импорта товаров, наиболее важными являются изменения, касающиеся размеров ввозных пошлин, которые, несомненно, должны быть снижены в ближайшие годы после вступления России в ВТО.

Целями данной работы является изучение вопроса:

  1. правового регулирования импорта товаров по законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации и характеристика действующего правового режима в этой сфере;
  2. рассмотрение возможных направлений развития законодательства в будущем.

 

Для достижения поставленных целей были сформулированы следующие  задачи:

  1. дать определение объекту исследования с точки зрения законодательства, а именно термину «импорт товаров»;
  2. определить нормативно-правовую базу, регулирующую исследуемый вопрос;
  3. определить и охарактеризовать методы регулирования импорта, предусмотренные законодательством Таможенного союза и Российской Федерации
  4. рассмотреть основные направления развития таможенного права в сфере импорта с учетом уже сложившихся тенденций, а также в свете вступления России во Всемирную торговую организацию и создания Евразийского Союза.

 

 

Глава I. Правовые основы регулирования импорта товаров

  1. Определение импорта по действующему законодательству

 

Происхождение слова  «импорт», которое было заимствовано в русский язык из английского (англ. «import»), в различных источниках описывается по-разному, однако оба варианта корнями уходят в латынь и, в действительности, близки друг к другу. Первая версия сводится к глаголу «importare», что означает «ввозить, приводить, вводить», вторая же основывается на предположении, что данный термин обязан своему существованию такому слову, как «importo», что в переводе означает «ввозить в порт страны». Если продолжить рассмотрение данного термина с точки зрения теории, то следует обратиться к помощи толкового словаря; так в словаре Ожегова и Шведова «импорт» определяется как «ввоз товаров, капиталов, технологии из-за границы»2.

Что касается законодательного определения термина «импорт» в  Российской Федерации, то в первую очередь  необходимо обратиться к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  от 8 декабря 2003 года. В данном законе в пункте 10 статьи 2 закреплено следующее определение:

«Импорт товара - ввоз товара … без обязательства об обратном вывозе»3.

В данном случае необходимо обратить внимание на такие слова, как  «без обязательства об обратном вывозе», которые дают основания полагать, что под импортом подразумевается не только ввоз товара на единую таможенную территорию Таможенного союза, но и последующее придание ему того правового статуса, который позволит свободно его реализовать и/или использовать. В такой ситуации, как один из возможных вариантов, существует возможность поместить ввозимые товары под процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отличие, например, от таможенной процедуры временного ввоза.

Несомненно, с момента  вступления России в состав Таможенного союза, создание которого было закреплено Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза4, основополагающим документом в области таможенного регулирования является именно Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в рамках вышеуказанного Договора. Стоит заметить, что термин «импорт» в том его значении, которое закреплено в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в данном документе не используется, по всей видимости, в силу своей сложности с точки зрения именно таможенного регулирования. Взамен Таможенным кодексом Таможенного союза вводятся два взаимосвязанных понятия (при условии рассмотрения ввоза товара с его последующим выпуском для внутреннего потребления).

Во-первых, подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза закреплен такой термин, как «ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза», который определяется как «совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами»5. В подпункте 22 пункта 1 этой же статьи указано и то, что подразумевается под «пересечением таможенной границы»: «ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза»6. Как видно из изложенного, данные нормы более детально раскрывают первую часть определения термина «импорт», данного в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Во-вторых, глава 30 Таможенного  кодекса Таможенного союза посвящена  такой таможенной процедуре, как выпуск для внутреннего потребления. Здесь же в статье 209 определяется и содержание данной процедуры: «таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом»7. Возникает вопрос, какие же товары следует считать «иностранными» в контексте вышеуказанного определения. В этой связи вновь необходимо обратиться к статье 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, по которому, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1, к «иностранным» относятся товары, не являющиеся товарами Таможенного союза. Перечень условий, по которым товары признаются товарами Таможенного союза, зафиксирован в подпункте 37 пункта первого данной статьи:

«Товары таможенного  союза - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:

- полностью произведенные  на территориях государств - членов  таможенного союза;

- ввезенные на таможенную  территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза;

- изготовленные на  территориях государств - членов  таможенного союза из товаров,  указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза»8.

Стоит дополнить, что процедура выпуска для внутреннего потребления является, хотя и основной, но все же не единственной таможенной процедурой, применимой в рамках импорта, но об этом будем сказано в следующей главе.

Необходимо так же отметить, что, несмотря на отсутствие определения термина «импорт» в Таможенном кодексе Таможенного союза, существуют соглашения, заключенные на уровне государств-участников Таможенного союза, содержащие определение рассматриваемого термина. К ним относится, например, Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран", где в статье 1 «Основные понятия» закреплено следующее:

«Импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию государства Стороны или на единую таможенную территорию с таможенных территорий третьих стран без обязательства об обратном вывозе»9.

 

Из сказанного видно, что данное определение по содержанию полностью совпадает с тем, что  дано в указанном выше законе. Важен тот факт, что данный термин и его содержание закреплены исключительно в интересах того соглашения, где они содержаться, поэтому его применение, например, к положениям Таможенного кодекса, с юридической точки зрения, невозможно.

Таким образом, исходя из нормативных определений, изложенных выше, можно вывести следующее, основанное на законодательстве, понятие термина «импорт товаров».

Импорт товаров  – это ввоз иностранных товаров  на территорию Таможенного союза для их последующей реализации или использования.

Конечно, данный вопрос несет  скорее теоретическое значение, нежели практическое. Однако же в настоящий  период времени, основной характеристикой  которого является такой процесс, как  глобализация, необходимо четко понимать, как именно следует трактовать заимствованные термины, и что отечественный законодатель имеет в виду, когда их использует.

Интересен тот факт, что  употребления термина «импорт» в  нормативно-правовых актах Российской Федерации – скорее исключение, чем правило; так он встречается в уже упомянутом Федеральном Законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", а так же в Федеральном Законе "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"; в последнем данное понятие употребляется исключительно как часть составных терминов: «демпинговый импорт», «субсидируемый импорт» и т.п. – при этом отдельно данный термин не расшифровывается. Что касается других правовых актов, взамен «импорта товаров», законодатель в подавляющем большинстве случаев использует такой термин, как «ввоз товаров», который, по своему существу, представляет собой непосредственный перевод заимствованного термина, однако, как уже было сказано выше, с учетом тех правовых реалий, которые актуальны на настоящий момент, этот перевод не раскрывает сущность термина полностью и требует некоторых уточнений.

 

  1. Законодательства, регулирующие импорт товаров

 

Для того чтобы рассмотреть  вопрос правового регулирования  импорта товаров и получить общее  представление о действующем на настоящий момент правовом режиме импорта, необходимо четко определить, во-первых, правовые акты, которые содержат нормы, регулирующие данный аспект внешнеэкономической деятельности, а во-вторых, их систему, потому как понимание иерархии источников права и того, как они между собой взаимодействуют, позволит избежать потенциальных коллизий и противоречий.

Россия, наряду с Республикой  Беларусь и Казахстаном, является участником Таможенного союза, что, с точки  зрения взаимодействия между государствами, упрощает процесс кооперации и интеграции, но в то же время, с точки зрения правовой системы, несколько усложняет алгоритм применения норм и порядок распределения полномочий между непосредственно самим Таможенным союзом и его членами.

На данном этапе развития межгосударственных отношений стран-участниц и Таможенного союза, в целом, существует два уровня правовых актов, регулирующих вопросы в сфере таможенного права:

  1. Нормативные акты, действующие в рамках Таможенного союза;
  2. Нормативные акты, действующие на национальном уровне.

Такое деление подтверждается словами руководителя Федеральной  таможенной службы России Андрея Бельянинова, со ссылкой на которые Чермянинов Д. В. в своей работе составил следующую иерархию источников права:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза
  2. Международные договоры государств-участников таможенного союза
  3. Решения комиссии таможенного союза
  4. Таможенные кодексы государств-участников таможенного союза
  5. Решения правительств государств-участников таможенного союза
  6. Нормативные правовые акты таможенных служб государств-участников таможенного союза10

Источники, перечисленные  в первых трех пунктах, относятся  к нормативным актам Таможенного  союза, остальные, в свою очередь, являются национальными. Подобное разделение справедливо, однако неточно, потому как таможенное законодательство в сфере таможенного дела в Российской Федерации включает в себя более широкий круг документов.

Система нормативных  правовых актов, совокупность которых  составляет законодательство Российской Федерации в целом, известна еще  из курса Теории государства и  права. Она включает в себя: во-первых, Основной закон, то есть Конституцию Российской Федерации, во-вторых, международные конвенции и договоры, в-третьих, законы (федеральные конституционные и федеральные), и, в-четвертых, подзаконные акты (указы и постановления Президента Российской Федерации, решения и постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты и др.).

Определив и ограничив  круг источников права, содержащих нормы, регулирующие таможенное дело на территории Таможенного союза, мы можем перейти  к конкретизации нормативных правовых актов, то есть к перечислению тех документов, которые содержат нормы права, регулирующие импорт товаров на территорию Таможенного союза.

Следуя вычерченной  линии иерархии источников права, логично  будет предположить, что начать стоит с Таможенного кодекса Таможенного союза, однако в силу порядка применения нормативных актов верховенство занимает Основной закон государства, то есть Конституция. Такой же позиции придерживается и подавляющее большинство юристов, в том числе и Халипов С.В., который в своей работе приводит следующую схему11:

 

Кроме того, в самой  Конституции Российской Федерации  пунктом 1 статьи 16 предусмотрено данное положение:

«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»12.

Итак, какой же интерес  представляет данный документ с точки  зрения исследуемого вопроса. Во-первых, статьей 57 закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, которые в рамках рассматриваемого вопроса являются основополагающим аспектом тарифного регулирования импорта товаров. Во-вторых, статья 71 Конституции РФ относит к ведению Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, внешнеэкономические отношения Российской Федерации -  тем самым, исключая регулирование в сфере таможенного дела из компетенции субъектов федерации и обеспечивая единообразную политику в отношении этих вопросов. В-третьих, статьей 74 фиксируется единое экономическое пространство на территории Российской Федерации.

Далее следует рассмотреть  нормативные акты, созданные в  рамках Таможенного союза. Начать, конечно же, стоит с Таможенного кодекса Таможенного союза. Данный кодифицированный источник представляет собой фундаментальный документ в таможенной сфере и, следовательно, играет ключевую роль в вопросе регулирования импорта товаров. Во-первых, как уже было сказано ранее, Таможенный Кодекс дает определение понятию «ввоз товаров» и закрепляет порядок перемещения товаров через границу таможенного союза. Во-вторых, данный нормативно-правовой акт содержит в себе нормы, отсылающие к другим документам, которые в свою очередь являются одним из важнейших инструментов тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности; так например, статья 50 Таможенного кодекса Таможенного союза содержит положение о Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, которая представляет собой вспомогательный документ, принимаемый Комиссией таможенного союза.

Следующую ступень занимают международные соглашения, заключенные  на уровне Таможенного Союза и  ЕврАзЭС. Далее в хронологическом  порядке будут перечислены основные соглашения, интересные с точки зрения исследуемого в данной работе вопроса:

  • Протокол от 17.02.2000 (ред. от 28.10.2003) "О механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств - участников Таможенного союза" был подписан Правительствами не только государств-членов Таможенного союза, но и еще Правительством Кыргызской Республики и Республики Таджикистан; данный протокол устанавливает нормы и правила в отношении порядка применения защитных мер и их содержания при обнаружении факта демпингового импорта.  
  • Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2008 "О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер" представляется собой один из основных документов в области нетарифного регулирования импорта, создает единое политическое направление в сфере технического регулирования.  
  • Соглашение от 27.11.2009 N 130 (ред. от 19.03.2012) "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" закрепляет основные принципы тарифного регулирования импорта товаров на территорию Таможенного союза.
  • Соглашение между Правительством РФ, правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров" также играет важную роль, потому как страна происхождения товаров может иметь значение для предоставления льгот при импорте товаров.  
  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран" – в данном случае название документа говорит само за себя, стоит лишь добавить, что тарифное и нетарифное регулирование представляют собой два основных правовых инструмента, регулирующих ввоз товаров и, соответственно, устанавливающих правовой режим для импорта.  
  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 19.10.2011)  "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" – один из специализированных документов, регламентирующих порядок ввоза конкретного типа товаров.

Завершают комплекс документов Таможенного союза решения Комиссии Таможенного союза. Стоит отметить, что данные решения зачастую дублируют соглашения, о которых говорилось выше и выступают в качестве ратифицирующего акта, потому как Комиссия является исполнительным органом Таможенного союза. Подробнее данные нормативные акты будут рассмотрены позже, в рамках непосредственного рассмотрения мер тарифного и нетарифного регулирования импорта.

Далее иерархическую  ступень занимают нормативные правовые акты национального уровня Российской Федерации как страны-участницы Таможенного союза. Стоит выделить те категории правовых вопросов, регулирование которых относится к полномочиям национальной власти. Иными словами, нужно определить компетенцию как самого Таможенного союза, так и государств-участников.

Халипов С. В.  в своей работе к национальному регулированию относит правоотношения по:

- перемещению товаров  через российский участок таможенной  границы Таможенного союза;

- обороту товаров,  находящихся под таможенным контролем  на территории Российской Федерации;

- проведению таможенными органами Российской Федерации таможенного контроля;

- осуществлению российскими  юридическими лицами деятельности  в сфере таможенного дела;

- обжалованию решений,  действий (бездействия) таможенных  органов Российской Федерации  и их должностных лиц13.

 Если вновь обратиться  к представленной выше таблице,  можно понять, что на «верхушке»  иерархической лестницы нормативно-правовых  актов национального уровня находятся  международные договоры. Более того, давая общую оценку документам  Таможенного союза, можно прийти к выводу, что они представляют собой те же самые международные договоры, что дает основания утверждать, что таможенное законодательство Таможенного союза является частью Таможенного права Российской Федерации. Если же говорить о международных соглашениях, в которых Российская Федерация участвует самостоятельно, то наиболее важными в свете вопроса о правовом режиме импорта товаров являются следующие: 

  • "Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999), данная Конвенция регулирует скорее технические, чем правовые вопросы пересечения товарами таможенной границы, однако нельзя отрицать факт того, что данные аспекты внешнеэкономической деятельности также крайней важны. 
  • "Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" (Заключена в Брюсселе 14.06.1983) (вместе с Протоколом от 24.06.1986) ознаменовала создание единой Номенклатуры товаров, в соответствии с которой страны-участницы взимают таможенные пошлины.

Существует также и  ряд других международных соглашений, основной целью которых является упрощение процесса пересечения  товарами таможенной границы при  использовании определенных видов  транспорта (например Карнет TIR или АТА).

Далее следует обратиться уже непосредственно к отечественному законодательству в сфере таможенного дела. Анализируя нормативно-правовые акты, изданные законодательными органами Российской Федерации, мы можем увидеть, что, так или иначе, основная правовая нагрузка в сфере таможенного права на настоящий момент лежит на документах, принятых именно в рамках Таможенного союза, в то время как российское законодательство по большей части регулирует узкоспециализированные вопросы, например, ввоз драгоценных камней и металлов из государств, не являющихся членами Таможенного союза, а также вопросы технического и административного характера. Полномочия, возложенные на таможенные органы Таможенным законодательством Таможенного союза, определяются и распределяются между внутренними органами подзаконными актами: указами Президента, приказами Федеральной таможенной службы России и прочими.

 

Глава II. Таможенное регулирование импорта товаров

  1. Таможенное регулирование импорта товаров

 

Таможенное регулирование  заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации14.

Таможенный кодекс Таможенного  союза начинается со статьи с одноименным  названием  «Таможенное регулирование в Таможенном союзе», в соответствии с которой таможенное регулирование, в целом, включает в себя: «правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей»15.

Существует два основных элемента правового регулирования  импорта товаров на территорию Таможенного  союза – это меры тарифного  и нетарифного регулирования, которые будут более подробно описаны в следующих частях данной работы. Однако помимо указанных правовых инструментов, существует и такой аспект, как таможенное регулирование импорта, то есть непосредственно те действия и операции технического и административного характера, которые представляют собой неотъемлемую часть данного типа правоотношений. К ним можно отнести:

Правовой режим импорта товаров по законодательству Таможенного союза и Российской Федерации