Правовой институт эксперта и специалиста

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Дипломная работа 
 
 

ПРАВОВОЙ  ИНСТИТУТ ЭКСПЕРТА И  СПЕЦИАЛИСТА 

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 

              Выполнил:

              слушатель 532 учебной группы

              рядовой милиции Журич М.И. 

              Научный руководитель:

              начальник кафедры технико-криминалистического

              обеспечения экспертных исследований,

              кандидат  юридических наук,

              подполковник  милиции  Ярмак К.В. 
               
               
               

 Решение  о допуске к защите 

  Дата  защиты:                                                                                                  Оценка

Москва 2010

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3 стр.

Глава I. Порядок проведения экспертиз в государственных экспертных учреждениях Республики Беларусь. Процессуальный статус судебного эксперта……………………………………………………....………….........7 стр.

§1. Процессуальный статус эксперта, его права и обязанности. ………..7 стр.

§2. Проведение экспертиз в государственных экспертных учреждениях………………………………………………………………..24 стр.

§3. Заключение эксперта………………………………………….............34 стр.

Глава II. Порядок участия специалиста в следственных действиях, оперативно розыскных мероприятиях и регистрационно-учетной деятельности………………………………………………………………..43 стр.

§1. Участие специалиста при проведении различных следственных действий.…………………………………..………………………………..43стр.

§2. Иные формы применения технических средств и криминалистических методов сотрудниками ЭКП. …………….……………………………...51 стр.

Заключение……..……………………………………………………….....56 стр.

Список  литературы ……………………………………………………….57 стр.

Приложения…………………………………………………………..........60 стр. 
 

 
 
 
 
 

 

 
 

Введение

 

       Экспертная  деятельность традиционно состоит  из нескольких направлений, основное направление  деятельности, безусловно, является производство криминалистических экспертиз по уголовным делам. Но нельзя забывать, что помимо  этого сотрудники экспертно-криминалистических подразделений участвуют и в качестве специалиста при производстве следственных действий в составе следственно-оперативных групп, ведут криминалистические учеты, оформляют коллекции и картотеки. 

       Первое  время проведение исследований не имело  под собой юридического закрепления. Однако с течение времени ситуация менялась.

       В конце XIX начале XX века происходит консолидация экспертных знаний, в процессе которой ряд ученых начинает целенаправленно заниматься разработкой приемов и методов получения криминалистически значимой информации, разработкой методов экспертиз и др.

       Логическим  продолжением становления экспертизы в Беларуси стало  образование экспертных учреждений.

       Возрастание значимости использования специальных  знаний в уголовном процессе способствовало расширению объема регламентирующих их норм в новом уголовно-процессуальном кодексе, в том числе и определяющих порядок назначения и производства экспертиз.

       Государственный  экспертно-криминалистический центр (ГЭКЦ) Министерства  внутренних дел Республики  Беларусь  является главным Управлением  и самостоятельным подразделением  в системе МВД Республики Беларусь.  ГЭКЦ  организует   деятельность  подразделений органов внутренних дел по  научно-практическим  проблемам использования криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью.

         Основными задачами судебных  экспертов экспертно-криминалистического центра  являются: проведение  экспертиз  по  уголовным делам,  находящимся в производстве органов дознания, предварительного следствия, судов. Производство исследований  по материалам  государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную и контрольно-ревизионную деятельность. Осуществление   консультационной   и   учебно-методической деятельности в пределах своей компетенции. Ведение   республиканских  криминалистических  учетов  для государственных органов,  производящих  расследование  по  уголовным делам. Организационно-методическое    руководство   деятельностью экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. Информационно-методическое,  аналитическое  и экспертно-криминалистическое обеспечение  деятельности подразделений органов внутренних дел в предупреждении,  выявлении, расследовании и раскрытии преступлений. Внедрение   совместно   с   заинтересованными  службами  в практическую деятельность органов внутренних  дел научно-технических разработок и криминалистических методов. Участие   в   выявлении,   расследовании   и   раскрытии преступлений путем  применения криминалистических средств  и методов при   проведении   следственных   действий   и  оперативно-розыскных мероприятий,   использования    республиканских   криминалистических картотек и коллекций. Осуществление  единой   технической  политики   и оснащение   органов   внутренних   дел   криминалистическим оборудованием и расходными материалами в пределах имеющихся в распоряжении Центра  средств, независимо от  источника их образования, через заключение контрактов с отечественными и зарубежными производителями. Организация  технического  и метрологического обеспечения криминалистической  техники   в   экспертно   -   криминалистических подразделениях  органов  внутренних  дел,  подготовка предложений по разработке  новых  видов  технических  средств  и  внедрение  их   в практическую деятельность. Разработка   и   организационное  обеспечение  выполнения мероприятий по подбору,  расстановке,  обучению и воспитанию  кадров экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел.

      В данной дипломной работе нами будет  рассмотрена деятельность судебного  эксперта и специалиста, которая  регламентирована законодательством Беларуси.  Мы рассмотрим два, на наш взгляд, основных направлений деятельности сотрудников экспертно-криминалистических подразделений - это производство экспертиз и участие в следственных действиях в качестве специалиста.

      Центральное место в нашем исследовании занимают рассматриваемые проблемы процессуального статуса участников судебно-экспертной деятельности, процессуальные и организационные проблемы назначения судебных экспертиз и процессуальное значение получаемых результатов. Разработка проблемы правового положения различных субъектов экспертной деятельности имеет важное методологическое значение для уголовного процесса, создает основу для глубоких теоретических исследований не только общих, но и частных, прикладных вопросов уголовного судопроизводства и криминалистики. В работе предлагается комплексный анализ данного института (на основе норм УПК РБ). Общие тенденции развития уголовно-процессуального законодательства Беларуси делают небезынтересным изучение опыта правового регулирования экспертизы в уголовном процессе.

      Основная  цель данного исследования состоит  в том, чтобы на основе анализа действующего уголовно-процессуального законодательства Беларуси обобщить теоретический и практический материал по процессуальным и организационным вопросам экспертизы.

           Это, на наш взгляд, предполагало решение следующих задач:

            1) исследовать историческую базу Восточного мира  по данной теме;

     2) на основе сравнительного анализа  определить законодательные тенденции  развития судебной экспертизы  в Республике Беларусь;

     3) проанализировать права и обязанности эксперта и специалиста в экспертной деятельности;

     4) проанализировать практику назначения, производства и составления заключений  некоторых видов экспертиз, определить  их характерные черты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Судебный эксперт  его права и обязанности

§1.  Процессуальный статус эксперта, его права и обязанности.

 

       Основные  функции экспертно - криминалистических подразделений МВД Республики Беларусь и экспертно-криминалистических подразделений  МВД Российской Федерации предусматривают ряд схожих моментов. Среди которых выделяют следующие:

       -Производство экспертиз по уголовным делам, а также исследований по заданиям оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел.

       -Обеспечение  участия  работников   экспертно-криминалистических подразделениях в качестве специалистов в следственных действиях.

       -Ведение оперативно-розыскных и информационно-справочных криминалистических картотек и коллекций, разработка и осуществление совместно  с другими  подразделениями  мероприятий по повышению эффективности их использования в раскрытии преступлений.

       Помимо  указанных основных функций экспертно  криминалистических подразделений  можно также выделить:  выявление причин  и условий, способствующих совершению преступлений, и разработка предложений, направленных на их устранение, на основе анализа материалов экспертной практики и иных форм деятельности экспертно-криминалистических подразделений;

       -организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью экспертно-криминалистических подразделений, оказание практической помощи в их работе.

       -проведение совместно  со следственными и оперативно-розыскными  подразделениями анализа практики использования криминалистических, средств и  методов, разработка и  осуществление практических мер по совершенствованию  организации и повышению качества этой работы.

       Также сотрудники экспертно криминалистических подразделений   оказывают  практическую и методическую помощь в организации использования криминалистических средств и методов следственным и оперативно-розыскным подразделениям МВД, УВД, УВДТ, отделам    внутренних дел, обеспечении работников информацией о возможностях экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью.

       Также занимаются выявлением, обобщение, распространение и внедрение передового опыта организации использования  криминалистических  средств и методов в предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений.

       Практика  показывает, что сотрудникам экспертно  криминалистических

подразделений свойственны и некоторые факультативные функции:

       -организация и осуществление мероприятий по технической эксплуатации, метрологии и ремонту криминалистической техники, имеющейся в экспертно-криминалистических подразделениях; (разработка и внесение руководству МВД, УВД, УВДТ, отделов внутренних дел предложений по повышению эффективности ее использования; участие в разработке табелей положенности  техники с учетом реальных потребностей в ней на основе утвержденных норм.

       -Участие в обучении работников органов внутренних дел приемам и методам  выявления, фиксации, изъятия следов и  вещественных доказательств, а  также  возможностям их использования раскрытии и (расследовании преступлений).

       Проведение  рационализаторской и изобретательской работы в целях  совершенствования  и модернизации имеющейся криминалистической техники.

       -Организация первоначальной  подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировок работников экспертно-криминалистических подразделений.

       -Участие в составе следственно-оперативных групп в раскрытии   и   расследовании преступлений, состоящих на контроле МВД, УВД, УВДТ.

       Понятие судебного эксперта и его права закреплены в уголовно процессуальном законодательстве Республики Беларусь.

         Судебным экспертом является не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, которому поручено производство экспертизы.1

       С 1 октября 2009 года претенденты на получение  свидетельств о присвоении квалификации судебного эксперта обязаны пройти обучающий семинар в Государственном учреждении «Центр судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции Республики Беларусь».2 в соответствии с постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 3 сентября 2009 года.

       Свидетельство о присвоении квалификации судебного эксперта выдается Министерством юстиции Республики Беларусь гражданину Республики Беларусь, намеревающемуся осуществлять составляющую лицензируемого вида деятельности - судебно-экспертную деятельность.

Для получения  свидетельства претендент на присвоение квалификации судебного эксперта должен отвечать следующим требованиям:

       -иметь гражданство Республики Беларусь;

       -иметь высшее образование;

       -иметь стаж работы не менее одного года по специальности после окончания высшего учебного заведения по профильной специальности;

       -пройти обучающий семинар в порядке, установленном законодательством.

       Как и любой участник уголовного судопроизводства эксперт в Республике Беларусь обладает рядом прав и обязанностей, которые нам необходимо рассмотреть.

Согласно  уголовно-процессуального кодекса  Республики Беларусь судебный эксперт имеет право знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, и выписывать из них необходимые сведения.3

       Также эксперт вправе заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, о привлечении к проведению экспертизы других экспертов, о принятии мер по обеспечению его безопасности, членов семьи, близких родственников и иных лиц, которых он обоснованно считает близкими, а также имущества. С разрешения органа, ведущего уголовный процесс, эксперт вправе участвовать в производстве следственных и других процессуальных действий, задавать допрашиваемым и другим лицам, участвующим в этих действиях, вопросы, относящиеся к предмету экспертизы.

       Помимо  этого он вправе давать заключения как по поставленным вопросам, так и по входящим в его компетенцию обстоятельствам, выявившимся при производстве экспертизы, знакомиться с протоколом следственного или другого процессуального действия, в котором он участвовал, а также в соответствующей части с протоколом судебного заседания и делать подлежащие внесению в протокол замечания относительно полноты и правильности записи его действий и заключения.

       Эксперт имеет право пользоваться бесплатной помощью переводчика, подавать жалобы на действия органа, ведущего уголовный процесс, ограничивающие его права при производстве экспертизы.

       Эксперт имеет право на возмещение понесенных расходов: получать возмещение расходов, понесенных при производстве экспертизы. Получать возмещение понесенных им расходов и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обязанностей.

       При проведении экспертиз, эксперт вправе группировать поставленные перед ним вопросы, не изменяя их формулировки, излагать их в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок проведения исследования, а при необходимости обращаться к лицу, назначившему экспертизу, за разъяснением их содержания.

       Также к правам эксперта относится право обжаловать в установленном порядке действия и решения руководителя ЭКП, нарушающие права эксперта.

         Теперь рассмотрим обязанности судебного эксперта.4 Судебный эксперт обязан дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, либо отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний или если представленные ему материалы недостаточны для ответа на эти вопросы, а также отказаться от дальнейшего проведения экспертизы, если он придет к выводу о невозможности дачи заключения, о чем письменно уведомить лицо, поручившее ему производство экспертизы, с обоснованием этого отказа.

       Судебный  эксперт должен представить органу, ведущему уголовный процесс, документы, подтверждающие его специальную квалификацию.

       Он  обязан сообщить по требованию органа, ведущего уголовный процесс, а также сторон в судебном заседании сведения о своем профессиональном опыте и отношениях с лицами, участвующими в производстве по материалам и уголовному делу. Являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс, для представления его участникам уголовного процесса и дачи ответов на их вопросы, а также для разъяснения содержания данного им заключения.

       Эксперт должен предоставлять по требованию органа, ведущего уголовный процесс, смету расходов на производство экспертизы, а также отчет о понесенных расходах. Соблюдать порядок при производстве следственных действий и во время судебного заседания. Не разглашать сведения об обстоятельствах уголовного дела и иные сведения, ставшие ему известными в связи с проведением экспертизы, если он был предупрежден об этом органом уголовного преследования или судом.

         За разглашение данных предварительного расследования или закрытого судебного заседания без разрешения органа, ведущего уголовный процесс, эксперт несет ответственность в соответствии со статьей 407 Уголовного кодекса Республики Беларусь. За дачу заведомо ложного заключения, а также за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей эксперт несет ответственность в соответствии со статьями 401 и 402 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

       Также эксперт не вправе помимо органа, ведущего уголовный процесс:  вести переговоры с участниками уголовного процесса по вопросам, связанным с проведением экспертизы. Самостоятельно собирать материалы для исследования, проводить исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов экспертизы либо изменение их внешнего вида или основных свойств, если на это не было специального разрешения органа, ведущего уголовный процесс. Решать правовые и иные вопросы, выходящие за пределы его компетенции.  Самостоятельно отыскивать, изымать и использовать для проведения экспертизы вещественные доказательства, не представленные ему в установленном законодательством Республики Беларусь порядке. Проводить экспертное исследование, способное привести к полному или частичному уничтожению объектов, либо к изменению их внешнего вида или основных свойств, не получив на это письменного разрешения лица, назначившего экспертизу.

       Эксперт обязан принять к производству экспертизу, порученную ему руководителем ЭКП, если не имеется предусмотренных законодательством оснований исключающих возможность его участия в проведении экспертизы. Применить научно-обоснованные методики и имеющиеся в его распоряжении технические средства для решения поставленных перед ним вопросов. Выявлять по материалам экспертиз условия, способствующие совершению преступлений и административных правонарушений, и представлять в установленном порядке свои предложения по их устранению. Обязан не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права, свободы и интересы граждан, а так же сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

       Помимо  уголовно – процессуального кодекса Республики Беларусь регламентирующего деятельность судебного эксперта, существует ряд иных  нормативных актов, в которых содержится информация о деятельности судебного эксперта. 

       Указ  Президента Республики Беларусь № 414 от 10 октября 1996 года, в соответствии с которым экспертно-криминалистический центр МВД Республики Беларусь преобразован в Государственный экспертно-криминалистический центр МВД Республики Беларусь. Его основными задачами являются:

       -проведение экспертиз по уголовным делам, находящимся в производстве органов дознания, предварительною следствия, судов;

       -производство исследований по материалам государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную и контрольно-ревизионную деятельность;

       -осуществление консультационной и учебно-методической деятельности в пределах своей компетенции. 

   Приказом МВД Беларуси от 5 ноября 1996 года № 215 утверждено Положение о Государственном экспертно-криминалистическом центре МВД Республики Беларусь. В данном Положении оговорены общие положения деятельности ГЭКЦ МВД Беларуси, его основные задачи, функции, а также права и обязанности начальника Центра.

       В соответствии с данным положением ГЭКЦ МВД Республики Беларусь - самостоятельное подразделение системы МВД Беларуси ГЭКЦ, организует деятельность подразделений ОВД по научно-практическим проблемам использования криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью. ГЭКЦ при выполнении возложенных на него задач руководствуется Конституцией Республики Беларусь, нормативными актами МВД, международными договорами по вопросам технико-криминалистического обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД.

       Также в соответствии с данным положением свою деятельность ГЭКЦ строит на основе сочетания коллегиальности в обсуждении и единоначалия в принятии решений по вопросам служебной деятельности, персональной ответственности каждого работника за состояние дел на порученном участке работы. ГЭКЦ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями системы МВД, органами дознания, предварительного следствия, судами и государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную и контрольно-ревизионную деятельность по вопросам борьбы с преступностью.

       Данным  положением определены основные задачи, решаемые ГЭКЦ:

Проведение  экспертиз по уголовным делам. Производство исследований по материалам государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную и контрольно-ревизионную деятельность. Осуществление консультационной и учебно-методической деятельности в пределах своей компетенции. Ведение республиканских криминалистических учетов. Организационно-методическое руководство деятельностью ЭКП ОВД. Информационно-методическое, аналитическое и экспертно-криминалистическое обеспечение деятельности ОВД. Внедрение в деятельность ОВД научно-технических разработок и криминалистических методов. Участие в выявлении и раскрытии преступлений путем применения криминалистических средств и методов. Разработка и организационное обеспечение выполнения мероприятий по подбору, расстановке и воспитанию кадров ЭКП ОВД.

      Рассмотрим  основные функции экспертно –  криминалистических подразделений, в  частности Государственного экспертно-криминалистического  центра Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

      Подводит  итоги работы экспертно-криминалистических подразделений  органов  внутренних  дел.  В  установленном   порядке  запрашивает необходимые для  этого сведения. Осуществляет    подготовку    проектов законодательных, подзаконных,  ведомственных и межведомственных нормативных актов по вопросам   экспертно-криминалистической  деятельности.  Участвует в проведении   правовой   экспертизы   проектов   нормативных   актов, поступивших   на   заключение  в   МВД   и затрагивающих интересы экспертно-криминалистической деятельности.

      Разрабатывает     типовую      структуру      и      штаты экспертно-криминалистических  подразделений органов внутренних дел и в установленном порядке  представляет их на утверждение. С  участием  заинтересованных  служб  разрабатывает  нормы положенности  криминалистической  техники  для подразделений органов внутренних   дел.   Определяет   сводную   потребность   органов   и подразделений   внутренних  дел   в  криминалистической   технике  и представляет в Тыл МВД  отчет-заявки для централизованной поставки с учетом выделенных ассигнований.

Обеспечивает   разработку   мероприятий   по   улучшению аналитической   работы  и   совершенствование  форм   статистической отчетности  о результатах  деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. Вносит в  установленном порядке  предложения по выделению ассигнований,    необходимых   для    приобретения   и    содержания криминалистической    техники    для    экспертно-криминалистических подразделений   органов   внутренних   дел,   а   также специальной литературы. Проводит совещания-семинары,  учебные сборы,  стажировки, научно-практические конференции по  вопросам повышения эффективности использования  криминалистических  средств  и  методов  в  борьбе  с преступностью.

      Организует  подготовку и переподготовку  экспертных  кадров по направлениям деятельности Центра. Контролирует соблюдение методик  исследования вещественных доказательств,  установленный  порядок  производства   экспертиз   и ведения экспертно-криминалистических учетов,  картотек,  коллекций в органах внутренних дел. Организует  работу  Экспертно-квалификационной  комиссии Министерства  внутренних дел  Республики Беларусь  по предоставлению (лишению) права производства  конкретных видов экспертиз сотрудникам экспертно - криминалистических подразделений. Обеспечивает контроль   эффективности   использования технических   средств,   имеющихся   в  экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел.      

      Изучает, обобщает   и   распространяет   положительный отечественный и  зарубежный  опыт  использования  криминалистических средств и методов  в борьбе с преступностью. Координирует      рационализаторскую     работу     в экспертно-криминалистических подразделениях  органов внутренних дел, метрологическое обеспечение приборов и оборудования. Организует и координирует проведение в органах внутренних дел  научно-исследовательских  и   опытно-конструкторских  работ  по разработке   методов  и   технических  средств   криминалистического назначения.       Обеспечивает участие сотрудников  Центра, а в необходимых случаях,   сотрудников   экспертно-криминалистических  подразделений органов  внутренних  дел  в  качестве  специалистов  в  следственных действиях    и    оперативно-розыскных    мероприятиях,   проводимых подразделениями аппарата МВД Республики Беларусь. Проводит испытания конкретных видов продукции в целях  их сертификации  в лабораториях, прошедших аккредитацию в установленном законом порядке. Ведет  республиканские  криминалистические  картотеки   и коллекции:

Правовой институт эксперта и специалиста