Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации

Правовые основы финансового  контроля в Российской Федерации

Содержание 

Введение

Глава 1. Общие положения  о финансовом контроле в Российской Федерации

    1. Понятие и система финансового контроля  в Российской Федереации
    2. Формы, виды и методы финансового контроля
    3. Полномочия органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации

 

Глава 2. Счетная палата-основной орган осуществляющий финансовый контроль в РФ

2.1 Статус Счетной палаты.

2.2 Состав Счетной палаты  Российской Федерации

2.3 Содержание деятельности  и полномочия Счетной Палаты

Глава 3. Международный опыт государственного финансового контроля и возможности его применения в России

3.1 Особенности организации  государственного финансового контроля  в некоторых зарубежных странах 

3.2 Применение в России  международного опыта государственного  финансового контроля

3.3 Пути совершенствования финансового контроля Российской Федерации

Заключение 

Список использованной литературы

Введение

Предлагаемая  выпускная  квалификационная  работа  посвящена  одной  из  актуальных  проблем  современности  –  анализу  финансового  контроля и критериям оценки их эффективности.

Как отмечают современные  учёные, «рыночные отношения сопровождаются  появлением предприятий новых форм собственности, сменой источников финансовых ресурсов, принципов финансирования и кредитования, ценообразования, денежные расчеты, разделение доходов, состава  финансово-кредитной системы и  взаимоотношений между  ее частями».

Рыночные отношения сопровождаются  появлением предприятий новых форм собственности, сменой источников финансовых ресурсов, принципов финансирования и кредитования, ценообразования, денежные расчеты, разделение доходов, состава финансово-кредитной системы и взаимоотношений между  ее частями. В этих условиях появилось много новых направлений финансового контроля, отсутствующих в планах контрольных органах, которым не уделялось надлежащего внимания при  административной системе управления. Сформировалась большая сфера деятельности для финансового контроля, что требует решительных изменений существующих систем контрольных органов.

Финансовый контроль - неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Развитие рыночных отношений не только не отменяет необходимости существования государственного финансового контроля, а и с усилением социальной ориентации в дальнейшем усложняется, на государственные органы ложится все большее количество функций по защите финансовых прав и интересов членов общества.

Степень изученности темы. Изучением вопросов теории и методологии основ финансового контроля, деятельности органов государственного финансового контроля занимались такие отечественные ученые-экономисты,  внесшие вклад в разработку теории и практики финансового контроля, как А.М.Бабич, В.В.Бурцев, Э.А.Вознесенский, Е.Ю.Грачева, Ю.А.Данилевский, В.А.Жуков, Е.А.Кочерин, А.В.Крикунов, Н.В.Лазарева, С.П.Опенышев, Л.Н.Павлова, Н.Д.Погосян, В.М.Родионова, А.Д.Соменков, С.В.Степашин, Н.И.Химичева, В.И.Шлейников, С.О.Шохин и др., а также зарубежные ученые и экономисты, такие как: Д.Дуброу, Б.Левалуа, Д.Ретрей, Р.Томсон, Е.Хармс, Д.Шеринг. 

Основной  целью  данной  ВКР  является  комплексное  исследование особенностей регулирования проблемы реализации финансового контроля в РФ.

Достижение  поставленной  цели  предусматривается  осуществить  путем  решения  следующих  задач:

- дать  понятие финансовому контролю  и его системе в Российской  Федерации;

- рассмотреть  формы и методы финансового  контроля  в Российской Федерации;

- выделить особенности  правоотношений в области финансового  контроля

- определить  виды налоговых проверок;

- разработать  предложения по совершенствованию  системы государственного финансового  контроля.

При написании работы применялись  следующие методы исследования:

-  историко-правовой метод;

- логический метод.

Объектом  настоящего исследования являются специфические  правоотношения, складывающиеся в процессе организации финансового контроля.

Предмет настоящего исследования – действующие нормы российского  права, регламентирующие организацию  проведения финансового контроля.

Своим  содержанием  настоящая  выпускная квалификационная работа  отражает  различные  аспекты   порядка проведения финансового  контроля.

ВКР  состоит из введения, трех глав, заключения и  библиографии. Во введении отражены актуальность, предмет, объект, цель, задачи, научная основа, теоретическая и практическая значимость работы. В заключении подводится итог исследования, в котором определены проблемы, перспективы и рекомендации развития института проверок.

Теоретическое  и  практическое  значение  ВКР состоит в определении  проблем и перспектив дальнейшего  нормативно-правового совершенствования  института организации финансового  контроля.

Глава 1. Общие положения  о финансовом контроле в Российской Федерации

    1. Понятие и значение финансового контроля  в Российской Федереации

Государственный и муниципальный  финансовый контроль представляет собой  институт Общей части финансового  права. Эта позиция является общепризнанной в науке финансового права . В то же время некоторые ученые отмечают только специфические виды финансового контроля, осуществляемые различными органами в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других сферах.1 В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контроль к подотрасли финансового права. Государственный и муниципальный финансовый контроль является оставной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. 2Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Подобное понимание финансового контроля присуще большинству развитых стран мира и закреплено в международных документах. Так, в преамбуле Лимской Декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов, организация контроля определена в качестве обязательного элемента управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.3 Такой подход позволяет осуществить сравнительный анализ финансового контроля, сопоставить фактические результаты финансовой деятельности с заранее установленными (запланированными) показателями. Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции финансов и с позиций финансового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать права государства и муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Контроль — это правовая конструкция, призванная обеспечить строгое и неукоснительное исполнение законов, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Сущность и назначение контроля состоят в наблюдении за деятельностью подконтрольного субъекта; в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на этом субъекте; в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям; в принятии  мер по привлечению к ответственности нарушителей законности и дисциплины. Финансовый контроль является способом организации обратных связей, благодаря которым государственные или муниципальные органы получают информацию о ходе выполнения принятых ими нормативных правовых актов. Установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства. Эффективность финансового контроля со стороны государства и муниципальных образований во многом зависит от качества организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т. д. Таким образом, основными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Однако сферой осуществления финансового контроля следует считать не только финансовую деятельность государства и муниципальных бразований, но также и финансовую деятельность физических и юридических лиц, связанную с публичными интересами. Укрепление законности как основная цель государственного и муниципального финансового контроля находится в органической взаимосвязи с финансовой дисциплиной: «Законность предполагает дисциплину и сама в определенной степени зависит от нее. Укрепление дисциплины положительно сказывается на укреплении законности, и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности» 4

 

1. 2 Формы, виды и методы финансового контроля

Существуют различные  подходы к классификации государственного финансового контроля. Государственный  финансовый контроль осуществляется в  различных сферах, в связи, с чем  выделяют следующие виды контроля:

- бюджетный,

- налоговый,

- таможенный,

- денежно-кредитный.

Бюджетный (финансово-бюджетный), является одним из важнейших видов финансового контроля; обеспечивает:

- проверку правильности  составления и исполнения доходов  и расходов бюджета в разрезе  показателей, установленных законом  о бюджете на соответствующий  год;

- выявление отклонений  в ходе исполнения бюджета  и финансовых нарушений в бюджетной  сфере;

- контроль за правильностью осуществления бюджетного учёта.

Классификация государственного финансового контроля может осуществляться по признакам, представленным на Рисунке 1.

По отношению к ветвям государственной власти выделяют: контроль законодательных (представительных) органов  государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и  через специально созданные органы контроля (например, Счётная палата), президентский контроль и контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

В Российской Федерации парламентский  контроль осуществляют палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и  Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет  по бюджету и налогам). В соответствии со статьёй 107 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросам:

федерального бюджета;

федеральных налогов и  сборов;

финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;

денежной эмиссии.

 

Рис. 1. Виды государственного финансового контроля

 

По характеру компетенции  выделяют:

- органы общей компетенции  (например, Счётная палата Российской  Федерации, Контрольное управление  Президента Российской Федерации,  Федеральная служба финансово-бюджетного  надзора, другие);

- органы отраслевой компетенции  (Федеральная служба страхового  надзора);

- органы межотраслевой  компетенции (Федеральная налоговая  служба, Федеральная таможенная  служба).

Существует и другая классификация  видов государственного финансового  контроля:

- общегосударственный (парламентский  и административный),

- ведомственный,

- специальный финансовый  контроль.

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие  субъекты независимо от формы собственности  или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной  власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами, основная функция  которых – государственный финансовый контроль. Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.

Ведомственный финансовый контроль – это внутренний контроль отдельных  государственных ведомств. Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомств, - органы ведомственного финансового контроля. Объект этого контроля – производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, организаций и учреждений.

Специальный финансовый контроль (бюджетный, банковский, налоговый), осуществляемый Министерством финансов РФ, управлениями финансов субъектов РФ, Центральным  банком РФ, а также главными управлениями Центрального банка РФ в субъектах  РФ, Федеральной налоговой службой, Федеральной Таможенной службой  и другими контролирующими органами.

Исходя из направления  воздействия субъекта контроля на объект выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним по отношению к органам государственной власти понимают контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти специально созданными контрольными органами (Счётная палата РФ). Под внутренним контролем понимают контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти, в том числе, органов исполнительной власти. Кроме того, в настоящее время в бюджетной сфере формируется механизм внутреннего контроля, который будет представлен во второй главе работы на примере органов Федерального казначейства.

Формы контроля различаются  по следующим направлениям, представленным на Рисунке 2.

 


Рис. 2. Основные формы финансового  контроля

 

Исходя из временного фактора, выделяют такие формы государственного финансового контроля, как предварительный, текущий и последующий контроль.

– Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов(решений о бюджете). Он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

– Текущий (оперативный) контроль, проводится в момент совершения финансово-хозяйственных  операций. Он предупреждает возможные  злоупотребления при получении  и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и  своевременности осуществления  денежных расчётов.

– Последующий контроль, осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением  объекта контроля.

Все три формы контроля по времени проведения органически  взаимосвязаны, дополняют и зависят  друг от друга.

Методика контроля – это  совокупность методов контроля, используемых для конкретного случая. Важно  правильно выбрать методический инструментарий контроля, учесть его адекватность предмету контроля, объективность, надёжность, ориентацию на комплексность, оперативность и качество контроля. В частности, для получения объективного результата целесообразно использование различных методик для контроля одной величины.

Среди методов финансового  контроля используются: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение, ревизии.

Проверки – единичное  контрольное действие или исследование состояния дел на определённом направлении  или участке деятельности контролируемого  объекта. В процессе проведения проверок на основе отчётной документации и  расходных документов рассматриваются  отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

По объектам и средствам  контроля, месту их нахождения (нахождения источника данных) проводятся:

- документальная проверка  – проверка учётных и иных  документов;

- автоматическая проверка  – проверка на уровне специальных  программных средств контроля  над применением системы компьютерной  обработки данных при проведении  и учёте операций;

- фактическая (выездная) проверка – проверка документов, наличия денежных средств и  материальных ценностей, компьютерных  баз данных, проводимых процессов  и операций по месту нахождения  контролируемого объекта;

- камеральная проверка  – проверка, проводимая по месту  нахождения контролируемого органа  на основе имеющегося массива  данных и (или) документов и  компьютерных баз данных, представленных  контролируемым объектом.

По способу получения  информации проводятся:

- выборочная проверка  – проверка определённой совокупности  документов, материальных ценностей,  процессов и операций с целью  на основе их изучения сделать  вывод обо всей проверяемой  совокупности;

- сплошная проверка –  проверка всех без исключения  документов, материальных ценностей,  процессов и операций на конкретном  участке или определённом направлении  деятельности за определённый  период.

По предмету контроля (направлению  деятельности, участку, виду операций) или совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводятся:

- тематическая (целевая)  проверка – проверка определённой  темы, определённого вида операций  или их совокупности, участка  или направления деятельности;

- комплексная проверка  – проверка всех тем, видов  операций, участков или направлений  деятельности.

Обследование в отличие  от проверок охватывает более широкий  спектр финансово-экономических показателей  обследуемого экономического субъекта для определения его финансового  состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или  иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных  правил и нормативов.

Анализ финансового состояния  как разновидность финансового  контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской  отчётности с целью общей оценки результатов финансово деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным  капиталом и эффективности его  использования.

Наблюдение (мониторинг) –  постоянный контроль со стороны контролирующего  органа за деятельностью учреждений с целью предотвращения негативных последствий, так например, неэффективное  использование полученной ссуды  и снижение ликвидности может  привести к ужесточению условий  кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового  контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью  проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Результативность финансового  контроля может определяться эффективностью работы контролирующих органов. В общем  случае эффективность деятельности определяется соотношением результатов  контрольной деятельности – суммы  выявленным финансовых нарушений, начисленных  штрафов, пени и иных финансовых санкций, к сумме затрат на осуществление  контрольной деятельности. Однако, данный показатель не всегда может точно охарактеризовать результативность работы контролирующего органа. Так, например, низкий уровень установленных нарушений и начисленных штрафов может свидетельствовать как о неудовлетворительном характере работы контролирующих органов, так и о высоком уровне профилактической работы по предотвращению финансовых нарушений (что в управленческой деятельности намного важнее).

 

1.3 Полномочия органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации.

Сегодня в России центральная  задача власти – последовательное укрепление государственности, совершенствование  правовой базы реформ, чёткое распределение  управленческих функций сверху донизу. В этих условиях закономерно возрастает роль органов государственного финансового контроля.

В Российской Федерации финансовый контроль согласно Бюджетному кодексу  РФ осуществляют органы законодательной  и исполнительной власти, главные  распорядители и распорядители  бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета и главные  администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

Государственными органами федерального значения являются: Государственная  Дума и Совет Федерации (законодательные  органы), Счётная палата РФ, Главное  контрольное управление Президента РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство России, Федеральная  налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Центральный банк России и  др.

В Государственной Думе и  в Совете Федерации созданы и  работают различные комитеты и комиссии. Статья 265 Бюджетного кодекса РФ чётко  указывает, какие формы контроля закреплены за законодательными органами: предварительный контроль – в  ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и  иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль – в  ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседании комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных  органов в ходе парламентских  слушаний и в связи с депутатскими вопросами; последующий контроль –  в ходе рассмотрения и утверждения  отчётов об исполнении бюджетов.

Счётная палата РФ является по существу высшим органом государственного финансового контроля. В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Счётная  палата образуется Советом Федерации  и Государственной Думой Федерального Собрания страны для осуществления  контроля за исполнением федерального бюджета.

Согласно ФЗ от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счётной палате Российской Федерации" основными задачами Счётной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности или целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета.

Контрольное управление Президента РФ действует на основе Указа Президента РФ от 09.06 2004г. № 729, функциями которого являются контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительных власти.

Основными задачами этого  органа являются: организация контроля и проверки деятельности федеральных  и региональных органов исполнительной власти и их руководителей; взаимодействие с указанными государственными органами при осуществлении контроля и  проверки исполнения федеральных законов; контроль за реализацией общенациональных проектов; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ; организация и проведение проверок и другие.

Важнейшее место в системе  финансового контроля занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает  финансовую политику страны, но и контролирует её осуществление.

Министерство финансов РФ является федеральным органов исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, налоговой и валютной политики страны и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

Министерство финансов России выполняет следующие контрольные  функции: представляет в Федеральное  казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств  федерального бюджета; координирует политику федеральных органов исполнительной власти; участвует в разработке порядка  и проведения контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности; осуществляет контроль за обеспечением платёжеспособности страховых организаций и надзор за их деятельностью; участвует в разработке единой политики в области аудита и организует контроль за качеством проведения аудиторских проверок; проводит ревизии.

Оно занимает особое место  в системе общегосударственного финансового контроля и осуществляет координацию деятельности находящихся в его ведении федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального казначейства.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Российской Федерации в  соответствии с Положением о Федеральной  службе финансово-бюджетного надзора, утверждённым постановлением Правительства  РФ от 15 июня 2004 г. № 278 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, которые создаёт, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке.

Основными функциями Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора  являются: проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности  использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся  в федеральной собственности; проведение мероприятий по предупреждению, выявлению  и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового  контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления; организация  формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в  финансово-бюджетной сфере.

Постановлением Правительства  РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" определены основные функции и полномочия Федеральной налоговой службы. Федеральная налоговая служба представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления. Задачи: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.

Федеральная таможенная служба обеспечивает непосредственную реализацию задач в области таможенного  дела и единообразное применение таможенного законодательства на территории всей страны.

На таможенные органы возложены  следующие основные функции: таможенное оформление и таможенный контроль в  целях ускорения товарооборота  через таможенную границу РФ; взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, проверка правильности исчисления и своевременности уплаты указанных  пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взиманию; обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров через границу; борьба с контрабандой и иными преступлениями административными правонарушениями в сфере таможенного дела; ведение таможенной статистики внешней торговли, а также осуществление международного сотрудничества в этой сфере.

Федеральное казначейство в  соответствии с Положением "О  Федеральном казначействе", утверждённым постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703, является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством  РФ правоприменительные функции  по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнение бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета  главными распорядителями, распорядителями  и получателями средств федерального бюджета. На органы Казначейства возложено выполнение следующих задач в части в части финансового контроля: осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администрирование источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства.

Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации