Правовые основы производства, административных правонарушений в таможенном деле

     ВВЕДЕНИЕ

        Сегодня таможенные органы играют  важную роль в мировой торговле. Их основными задачами являются  администрирование политики внешней  торговли, применение тарифных и  нетарифных мер регулирования,  обеспечение соблюдения положений  таможенного законодательства. Кроме  того, таможенные органы обеспечивают  защиту государственной безопасности  Кыргызской Республики в пределах  своей компетенции, принимают  меры по борьбе с контрабандой  и пресечению незаконного оборота  товаров через таможенную границу  Кыргызской Республики.

              Для выполнения данных задач  таможенные органы нацелены на  внедрение современных и эффективных  таможенных процедур и правил  с учетом стремительных изменений  в международной торговле, глобализации, а также информационной технологии.

              Также совершенствуются формы  и методы таможенного контроля  и таможенного оформления, в результате  чего создаются благоприятные  условия для участников ВЭД  для ведения внешнеэкономической  деятельности. В частности, таможенная  служба перешла от 5-этапного механизма  таможенного оформления и таможенного  контроля товаров и транспортных  средств, перемещаемых через таможенную  границу КР, к 3-этапному, вводит  новую форму таможенного контроля, основанного на принципах управления  риском и аудите, применяет упрощенный  льготный порядок перемещения  товаров через таможенную границу,  и т.д. 

              Несмотря на это, за последние  20 лет международная торговля  развилась настолько широко, что  для ускорения таможенного оформления  огромного потока товаров, требуется  профессионализм и знания не  только от сотрудников таможенной  службы, но также важно владение  и понимание участниками ВЭД  и их посредниками (таможенными  брокерами) информации, необходимой  для таможенных целей. От степени  подготовленности участников ВЭД  будет зависеть успешное осуществление  ими своей деятельности, а при  привлечении посредников, качество  оказываемых услуг. Кроме того, незнание и не владение информацией  ставит участников ВЭД в зависимость  от государственных служащих.

              В связи с этим, Департамент  таможенной службы Комитета по  доходам при Министерстве финансов  Кыргызской Республики совместно  с Проектом ЮСАИД по развитию  торговли и инвестициям (Корпорация  Прагма) и центром Организации  по безопасности и сотрудничеству  в Европе в г. Бишкек (ОБСЕ), а также при участии представителей  частного сектора в Кыргызстане,  приступили к разработке Руководства  по ведению внешнеэкономической  деятельности в Кыргызской Республике. В данном Руководстве простым и доступным языком будут изложены положения по ведению внешнеэкономической деятельности в Кыргызской Республике, начиная от первых шагов становления участником ВЭД до получения права обжаловать действия или бездействие сотрудников таможенной службы. Будут даны разъяснения по осуществлению импортно-экспортных и транзитных операций, определению таможенной стоимости ввозимых товаров, страны происхождения, разъяснены особенности применения таможенного режима временного ввоза и вывоза и т.д. Кроме того, в Руководстве будут приведены основные понятия, с которыми участники ВЭД сталкиваются при осуществлении своей деятельности.

       Важнейшая роль в деле обеспечения  экономических интересов Кыргызской  Республики принадлежит Государственной  таможенной  службе - одному из  базовых институтов экономики. 

        Участвуя в государственном регулировании внешнеторговой деятельности и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует подъему экономики страны и повышению благосостояния населения.

         “Таможенное дело представляет  собой совокупность методов и  средств обеспечения соблюдения  мер таможенно-тарифного регулирования  и запретов и ограничений, установленных  в соответствии с законодательством  Кыргызской Республики о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу.”  

     За  прошедшие  несколько лет удалось  многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие  основополагающие  для  таможенного  дела  документы,  как Таможенный кодекс КР от 12 июля 2004 года №87, Закон КР от 10 марта 2005 года №48 «О таможенном тарифе КР на ввозимые товары на 2005 год» и Закон КР «О прохождении службы в таможенных органах» от 21 июля 1998 года №94.   Нормы и положения,  содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым.  Следовательно, создана правовая основа для деятельности государственной таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности,  интегрирования Кыргызстана в мировое хозяйство,  ее участие в развитии международной производственной кооперации.

     Кроме фискальных задач, несмотря на многие сложности, ГТИ КР параллельно ведет  успешную правоохранительную деятельность. Только за  год сотрудники таможенных органов страны задержали и изъяли 86 кг наркотических средств и  психотропных веществ. Всего за 12 месяцев  года сотрудниками таможенной службы задержано более 90 кг наркотиков.

     В период становления государственности  в Кыргызской Республике таможенные органы сыграли значительную роль в  укреплении экономической безопасности и экономического суверенитета страны, охране и регулировании перемещения  товаров и материальных ценностей  через таможенную границу. Практически  за 18 лет создана и развивается  таможенная служба, сформированная для  осуществления комплекса мер  таможенной деятельности, находящейся  на стыке внутренней и внешней  политики государства, причем ей присвоен статус правоохранительных органов.

     Новые установки сочетаются с реальными  мерами развития системы таможенных органов, укрепления их кадрового состава, материально-технической базы, совершенствования  организационной структуры. Необходимо отметить, что совершенствование  организационно-штатной структуры  и укрепление материально-технической  базы таможенной службы позволило значительно  увеличить поступления в государственный  бюджет.

     В среднем за каждый год таможенными  органами республики оформляется свыше 60 000 грузовых таможенных деклараций, около 3 млн. тонн грузов, более 60 тысяч транспортных средств, свыше 250 тысяч человек.

     Государственная таможенная инспекция Кыргызской Республики вносит значительный вклад в укрепление международного сотрудничества в сфере  таможенного дела, содействует развитию мировых торговых процессов. Она  является членом Совета таможенных служб  Организации Экономического Сотрудничества (ЭКО) и Совета руководителей таможенных служб государств-участников СНГ. По инициативе таможенной службы ратифицирована Конвенция о присоединении к  Всемирной таможенной организации (ВТО/СТС) и сейчас она является полноправным членом этой всемирной авторитетной организации. Кроме этого она  проводит важную деятельность в укреплении своих позиций на международной  арене, активно участвует в интеграционных процессах в рамках СНГ, в налаживании  партнерских дружеских взаимоотношений  с различными региональными и  международными организациями, включая  ПРООН, ЮСАИД, ТАСИС и т. д. По инициативе таможенной службы республики был создан Совет руководителей таможенных служб стран ЭКО, а с 1995 года проводятся региональные встречи руководителей  приграничных таможенных служб.

          Целью дипломной работы явилось  освящение правовой базы, регулирующей  вопросы, связанные с одним  из основных направлений деятельности  таможенных органов Кыргызской  Республики – борьбе с незаконным  перемещением товаров и транспортных  средств через таможенную границу Кыргызстана, проанализировать недостатки в деятельности таможенных органов, которые приводят к прекращению судами дел об административных правонарушениях в области таможенного дела.

            Основная цель дипломной работы–  дать представление всем, интересующимся  вопросами организации гражданско-таможенных  правоотношений в таможенной  сфере о достигнутом уровне  таможенного дела, таможенного законодательства  при перемещении  товаров и транспортных средств через таможенную границу.

     В  первой главе дипломной работы отражена роль таможенного дела в таможенных правоотношениях, понятие, виды  и  цели таможенной политики в развитии экономики нашего государства

     Во  второй главе дипломной работы раскрываются правовые основы гражданско-таможенных  правоотношений в таможенной сфере, роль юридических лиц  как субъектов  таможенных правоотношений.

     В  третьей главе дипломной работы показаны основные понятия и принципы перемещения  товаров и транспортных средств через таможенную границу, субъектами таможенного права.

     Учитывая  возрастающий интерес к  области  таможенного  дела,  его различным  сторонам и аспектам,  в дипломной  работе раскрываются основные понятия  юридических лиц, как участников гражданско-таможенных  правоотношений в таможенной сфере .

     Основная  цель дипломной работы  Азимбаева  М. – дать представление всем, интересующимся вопросами организации таможенных служб о достигнутом уровне таможенного  дела, таможенного законодательства, и с правоохранительной деятельностью  таможенных органов, его структуре  и составных частях о роли таможенных служб в предотвращении преступлений в таможенной сфере.

     В первой главе дипломной работы показана правоохранительная, оперативно-розыскная  роль, борьба с правонарушениями на границе Кыргызской Республики, осуществлен  анализ условий и причин, способствующих их совершению.

     Во  второй главе дипломной работы раскрываются правовые основы производства административных правонарушений, основные направления  правоохранительной деятельности государственных  таможенных органов, их правовая основа при осуществлении правоохранительных функций.

     В  третьей главе дипломной работы отражена роль таможенных органов в  расследовании и предупреждении преступлений в таможенных органах, права участников ВЭД на обжалование действий или бездействий таможенных органов и их должностных лиц.

     Учитывая  возрастающий интерес к  области  таможенного  дела,  его различным  сторонам и аспектам,  в дипломной  работе раскрываются основные задачи исследования правоохранительной  природы, характера и  особенностей  таможенных  органов, совершенствования  их правового статуса.

     Также для написания работы был изучен ряд учебников, касающихся данной проблематики, в которых очень подробно и  четко описываются вопросы, изучения  таможенной политики, структуры таможенной системы. Были использованы работы таких  специалистов как доцент, кандидат юридических наук – Бакаева О.Ю., кандидат юридических наук – Матвиенко  Г.В., доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы  РФ – Химичева Н.И. , кандидат юридических  наук Шерипов Н. Т. и другие. Кроме  научной литературы и нормативных  документов использовался Таможенный Кодекс Кыргызской Республики в новой  редакции прошедший в третьем  чтении Жогорку Кенеша.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1.             ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ    
                          ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ.

    1.    Понятие, содержание и структура таможенного дела.

     Проблема  содержания и структуры таможенного  дела имеет не только концептуально-теоретическое, но и прикладное значение.

     В соответствии со ст. 1 ТК КР от 12 июля 2004 года, таможенное дело представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Кыргызской Республики.

     Таможенное  дело в Кыргызской Республике составляют порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, (взимание таможенных платежей, таможенные режимы,  таможенное   оформление и таможенный контроль.

     Следует отметить, что в ТК КР от 12 июля 2004 года данное определение таможенного  дела точнее отражает содержание понятия  таможенное дело, чем, в ТК КР от 30 июля 1997 года. Так как в Таможенном кодексе Кыргызской Республики от 30 июля 1997 года, надо признать, что содержание этого понятия в какой-то мере был дискуссионным. В частности, согласно ст. 1 ТК КР от 30 июля 1997 года, таможенное дело в Кыргызской Республике составляют таможенная политика Кыргызской Республике, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Кыргызской Республике товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Конечно же, понятие таможенной политики намного шире, чем понятие таможенного дела. И включение в понятие таможенного дела понятия таможенной политики было весьма спорным.  С учетом сказанного структура таможенного дела может быть представлена следующими шестью блоками:

      1. порядок перемещения через таможенную границу товаров и 
        транспортных средств;
      2. таможенные режимы;
      3. взимание таможенных платежей;
      4. таможенное оформление;
      5. таможенный контроль;
      6. таможенная статистика и Товарная номенклатура 
        внешнеэкономической деятельности.

     Главные отличительные особенности таможенного  дела, то это, во-первых, его сложный, комплексный характер и, во-вторых, неоднородность составляющих элементов.

     Конечно, те шесть блоков, которые перечислены, составляют сердцевину таможенного  дела. Выделение вышеперечисленных  блоков, конечно, основное, но может быть более дифференцированным. В самостоятельный блок можно выделить контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела и ответственность за них; административные правонарушения в сфере таможенного дела и ответственность за них; производство по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела и их рассмотрение. Следит отметить, что эти названные блоки регулируются уголовным и административным законодательством. Но в практике они в основном встречаются в таможенной деятельности. Поэтому их условно можно добавить в структуру таможенного дела.

     Еще один существенный момент. В законодательстве и практике таможенной деятельности отчетливо выделяется еще одна весьма значимая и актуальная составная  часть: международно-правовое сотрудничество КР в сфере таможенного дела в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ВТО/ГАТТ.

     С учетом всего этого можно, характеризуя структуру таможенного дела, определенно говорить не о шести, а десяти блоках, составных частях таможенного дела Кыргызстана.

     Значение, роль и статус каждого из отмеченных блоков неодинаковы. 
Однако, будучи различными, по характеру и целям, по месту в системе 
таможенного дела, в совокупности они составляют единое целое, поскольку служат общим таможенным (и более широким — внутри - и внешнеэкономическим) задачам Кыргызской Республики.

     В связи с общей характеристикой  таможенного дела, его содержания и структуры необходимо хотя бы кратко определить наиболее часто употребляемые  в "обороте" понятия. К их числу  следует отнести, прежде всего, такие как "таможня", "таможенная территория", "таможенная граница", "таможенные органы", "таможенная система", "таможенная политика", "таможенное законодательство". Содержание ряда других понятий, относящихся к таможенному делу, раскрывается в ст. 9 ТК КР ("товары", "отечественные товары", "иностранные товары", "транспортные средства", "перемещение через таможенную границу Кыргызской Республики", "лица", "отечественные лица", "иностранные лица", "декларант", "перевозчик", "таможенный режим", "посттаможенный контроль", "риск", "таможенное оформление", "таможенный контроль", "таможенные платежи", "таможенная пошлина", "налоги" и т.д.). Всего — 43 понятий, используемых при закреплении соответствующих норм ТК КР. Что касается первой группы понятий, то их, ввиду концептуального значения, рассмотрим более подробно.

     Термин таможня произошел от слова "тамга", означавшего у тюркских народов знак — клеймо (тавро), которое проставлялось на товаре, имуществе. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который, в сущности, являлся пошлиной, взимавшейся при торговле на рынках и ярмарках. От слова "тамга" был образован глагол "тамжить", т. е. облагать товар пошлиной, а место, где товар тамжили, стало называться таможней. С тех пор, конечно, содержание данного понятия существенно видоизменилось. В настоящее время таможня — это правоохранительный по своему характеру орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов Кыргызской Республики.

     Таможенную  территорию Кыргызской Республики, согласно ТК КР, составляет единую таможенную территорию, включая сухопутную территорию и воздушное пространство над ней, в пределах которой Кыргызская Республика обладает исключительной юрисдикцией относительно таможенного дела.

     На территории Кыргызской Республики могут находиться создаваемые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики особые экономические зоны, фактически являющиеся частью таможенной территории Кыргызской Республики, на которой действуют особые условия налогообложения. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Кыргызской Республики для целей применения таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

     Таможенная граница совпадает с Государственной границей Кыргызской Республики.

     Пределы таможенной территории Кыргызской Республики являются таможенной границей Кыргызской Республики.

     Таможенные  органы — это правоохранительные органы исполнительной власти (в отличие от правоохранительных органов судебной власти), непосредственно осуществляющие таможенное дело. Они составляют единую систему, в которую входят Государственная Таможенная Инспекция Кыргызской Республики (ГТИ Кыргызстана), таможни, таможенные посты.

     Таможенная  система — собирательное понятие; оно подразумевает не только действующую структуру таможенных органов, но и нормы таможенного законодательства, в том числе подзаконные и иные нормативно-правовые акты.

     Система таможенного управления включает все структурные компоненты таможенных органов, непосредственно связанные с функционированием механизма государственного управления в таможенном деле, а также те таможенно-правовые акты, которые определяют правовой статус, компетенцию таможенных органов, порядок их взаимодействия.  Под системой таможенных органов следует понимать только материальный компонент таможенной системы — собственно исполнительные и распорядительные органы государства, осуществляющие реализацию таможенной политики. Надо отметить, что в систему таможенных органов нельзя включить целый ряд государственных и коммерческих структур учреждений, организаций, которые хотя и занимаются решением отдельных вопросов таможенного дела, но не находятся в подчинении центрального или местных таможенных органов.

     Руководство таможенным делом - одна из форм управления, координации и контроля за реализацией таможенной политики.

     Общее руководство таможенным делом, согласно ТК КР, осуществляет Правительство Кыргызской Республики.

     Непосредственное руководство таможенным делом осуществляет уполномоченный государственный орган, определяемый Правительством Кыргызской Республики.

     Уполномоченный государственный орган реализует свои полномочия непосредственно и через подчиненные таможенные органы.

     Положение об организационно-правовом статусе уполномоченного государственного органа утверждается Правительством Кыргызской Республики.

     Таможенное  законодательство основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из ТК КР, иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также межгосударственных договоров и иных норм международного права, вступивших в силу в Кыргызской Республике, в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики о международных договорах.

     Таможенное законодательство применяется в сфере регулирования отношений, возникающих из перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, установления, введения, взимания таможенных платежей, а также отношений, возникающих в процессе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, привлечения к ответственности за нарушения таможенные правил и обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

     В таможенном деле применяются нормативные правовые акты Кыргызской Республики, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

     К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, являющихся налогами, таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной налоговым законодательством Кыргызской Республики. 

     1.2. Правоохранительная  деятельность таможенных  органов.

              Деятельность государства  и   его  органов охватывает многие  сферы государственной и общественной  жизни.  Решение  проблем,  связанных   с обеспечением нормального функционирования  экономики в целом, ее отраслей  и конкретных хозяйственных организаций,  осуществление внешней политики, создание  условий для развития  культуры,  науки и образования,  поддержание обороноспособности  и охрана  государственной   безопасности страны, а  также  многие другие функции - таково  содержание этой многообразной  и многоплановой деятельности.

             Одно из центральных мест в  ней занимает выполнение задач  по обеспечению правопорядка  и законности,  защите прав  и свобод человека, охрана прав  и законных интересов государственных  и негосударственных организаций,  трудовых коллективов,  борьбе  с преступлениями и иными правонарушениями. Эти  задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов,  о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст.1  п. 2,3,4, Конституции КР. В частности, в ст.15 п.2  недвусмысленно сказано: "Человеческое достоинство в Кыргызской Республике абсолютно и неприкосновенно.  Основные права и свободы человека  признаются абсолютными неотчуждаемыми и защищены законом и судом от посягательства со стороны кого бы то ни было ".  Эта же идея содержится в  ч.1 ст.16 "  Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике гарантируется ". По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют,  чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию. Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности  отстаивать  всеми  законными  способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами  возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.

             Для подавляющего большинства  государственных органов диапазон  их деятельности не замыкается,  естественно, на решении названных,  хотя и весьма важных,  но  все, же конкретно ограниченных  задач - задач  непосредственной  охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека,  борьбы с преступлениями и  иными правонарушениями.  У   них  на первом  плане другие  задачи - решение текущих и перспективных  вопросов хозяйственного строительства,  культуры, науки, образования   и государственной безопасности,  внешней политики, экономического  сотрудничества с другими странами  и т.д.  Некоторые функции по  охране правопорядка и законности  они выполняют попутно,  наряду  с осуществлением своих основных  задач.

            Обеспечением правопорядка и  законности специально занимается  значительно меньший круг органов,  те, которые существуют только  или главным образом  для  выполнения такой роли.  Их  принято именовать органами охраны  правопорядка, т.е. органами, которые  призваны охранять установленный  Конституцией КР, другими законодательными  и правовыми предписаниями порядок  жизни и деятельности государства  и общества,   граждан и иных  лиц, проживающих в Кыргызстане.

             Весьма близко к понятию органов  охраны правопорядка примыкает  понятие  правоохранительных  органов.  Эти  понятия весьма  схожи,  но не идентичны. Круг  органов, обозначаемых ими, не  совпадает. Не все органы охраны  правопорядка можно считать правоохранительными.  Равным образом к числу правоохранительных  не принято относить некоторые  органы охраны правопорядка.

            Чтобы понять суть критериев,  которыми следовало бы  руководствоваться  при отнесении тех или иных  государственных органов к числу  правоохранительных, весьма важно  уяснить признаки деятельности,  получившие в известной мере  условное, но уже ставшее привычным  наименование -" правоохранительная  деятельность ".  Данное понятие  является  сравнительно молодым.  Оно  введено  в юридический  обиход всего лишь в конце  50-х - начале 60-х годов.  По сравнению  с возрастом других терминов  и понятий, которыми пользуются  юристы, это " младенческий " возраст.  Отчасти этим и можно было  бы объяснить тот факт, что  понятие " правоохранительная  деятельность " еще не " устоялось  ".  Вокруг него идут активные  споры,  высказываются разные  суждения. А вместе с этим и  разные мнения  о  том,  какие  органы надо считать правоохранительными.  В действующем законодательстве  по данному поводу четких указаний  нет.

             В соответствии  с существующими  доктринальными разработками рассматриваемый  вид государственной деятельности  обладает рядом существенных  признаков.

             Один из них проявляется в  том,  что такая деятельность  может осуществляться не любым  способом, а лишь с помощью  применения юридических мер воздействия.  К ним принято относить меры  государственного принуждения и  взыскания, регламентируемые законами. Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание,  установленное уголовным законодательством,  или иная мера воздействия,  допускаемая законом; если имуществу  причинен ущерб,  не влекущий  уголовной ответственности, то  может быть возложена обязанность  возместить ущерб;  если по  заключенному договору не выполнено  обязательство,  скажем,  об  изготовлении  какого-то изделия или оказания  каких-то услуг,  то возможно  применение имущественной санкции;  если кто-то управлял автомашиной   в  нетрезвом виде, то его  можно лишить водительских прав  и т.д. Среди мер юридического  воздействия важное место   отводится  также  мерам   предупреждения противоправных  действий,  их профилактике, допускаемой  лишь в установленных пределах.

Правовые основы производства, административных правонарушений в таможенном деле