Правовые основы производства, административных правонарушений в таможенном деле
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня таможенные органы
Для выполнения данных задач
таможенные органы нацелены на
внедрение современных и
Также совершенствуются формы
и методы таможенного контроля
и таможенного оформления, в результате
чего создаются благоприятные
условия для участников ВЭД
для ведения
Несмотря на это, за последние
20 лет международная торговля
развилась настолько широко, что
для ускорения таможенного
В связи с этим, Департамент
таможенной службы Комитета по
доходам при Министерстве
Важнейшая роль в деле
Участвуя в государственном регулировании внешнеторговой деятельности и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует подъему экономики страны и повышению благосостояния населения.
“Таможенное дело представляет
собой совокупность методов и
средств обеспечения
За прошедшие несколько лет удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодекс КР от 12 июля 2004 года №87, Закон КР от 10 марта 2005 года №48 «О таможенном тарифе КР на ввозимые товары на 2005 год» и Закон КР «О прохождении службы в таможенных органах» от 21 июля 1998 года №94. Нормы и положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым. Следовательно, создана правовая основа для деятельности государственной таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности, интегрирования Кыргызстана в мировое хозяйство, ее участие в развитии международной производственной кооперации.
Кроме фискальных задач, несмотря на многие сложности, ГТИ КР параллельно ведет успешную правоохранительную деятельность. Только за год сотрудники таможенных органов страны задержали и изъяли 86 кг наркотических средств и психотропных веществ. Всего за 12 месяцев года сотрудниками таможенной службы задержано более 90 кг наркотиков.
В период становления государственности в Кыргызской Республике таможенные органы сыграли значительную роль в укреплении экономической безопасности и экономического суверенитета страны, охране и регулировании перемещения товаров и материальных ценностей через таможенную границу. Практически за 18 лет создана и развивается таможенная служба, сформированная для осуществления комплекса мер таможенной деятельности, находящейся на стыке внутренней и внешней политики государства, причем ей присвоен статус правоохранительных органов.
Новые
установки сочетаются с реальными
мерами развития системы таможенных
органов, укрепления их кадрового состава,
материально-технической базы, совершенствования
организационной структуры. Необходимо
отметить, что совершенствование
организационно-штатной
В среднем за каждый год таможенными органами республики оформляется свыше 60 000 грузовых таможенных деклараций, около 3 млн. тонн грузов, более 60 тысяч транспортных средств, свыше 250 тысяч человек.
Государственная
таможенная инспекция Кыргызской Республики
вносит значительный вклад в укрепление
международного сотрудничества в сфере
таможенного дела, содействует развитию
мировых торговых процессов. Она
является членом Совета таможенных служб
Организации Экономического Сотрудничества
(ЭКО) и Совета руководителей таможенных
служб государств-участников СНГ. По
инициативе таможенной службы ратифицирована
Конвенция о присоединении к
Всемирной таможенной организации
(ВТО/СТС) и сейчас она является полноправным
членом этой всемирной авторитетной
организации. Кроме этого она
проводит важную деятельность в укреплении
своих позиций на международной
арене, активно участвует в
Целью дипломной работы
Основная цель дипломной
В первой главе дипломной работы отражена роль таможенного дела в таможенных правоотношениях, понятие, виды и цели таможенной политики в развитии экономики нашего государства
Во второй главе дипломной работы раскрываются правовые основы гражданско-таможенных правоотношений в таможенной сфере, роль юридических лиц как субъектов таможенных правоотношений.
В третьей главе дипломной работы показаны основные понятия и принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, субъектами таможенного права.
Учитывая возрастающий интерес к области таможенного дела, его различным сторонам и аспектам, в дипломной работе раскрываются основные понятия юридических лиц, как участников гражданско-таможенных правоотношений в таможенной сфере .
Основная
цель дипломной работы Азимбаева
М. – дать представление всем, интересующимся
вопросами организации
В первой главе дипломной работы показана правоохранительная, оперативно-розыскная роль, борьба с правонарушениями на границе Кыргызской Республики, осуществлен анализ условий и причин, способствующих их совершению.
Во
второй главе дипломной работы раскрываются
правовые основы производства административных
правонарушений, основные направления
правоохранительной деятельности государственных
таможенных органов, их правовая основа
при осуществлении
В третьей главе дипломной работы отражена роль таможенных органов в расследовании и предупреждении преступлений в таможенных органах, права участников ВЭД на обжалование действий или бездействий таможенных органов и их должностных лиц.
Учитывая возрастающий интерес к области таможенного дела, его различным сторонам и аспектам, в дипломной работе раскрываются основные задачи исследования правоохранительной природы, характера и особенностей таможенных органов, совершенствования их правового статуса.
Также
для написания работы был изучен
ряд учебников, касающихся данной проблематики,
в которых очень подробно и
четко описываются вопросы, изучения
таможенной политики, структуры таможенной
системы. Были использованы работы таких
специалистов как доцент, кандидат
юридических наук – Бакаева О.Ю.,
кандидат юридических наук – Матвиенко
Г.В., доктор юридических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы
РФ – Химичева Н.И. , кандидат юридических
наук Шерипов Н. Т. и другие. Кроме
научной литературы и нормативных
документов использовался Таможенный
Кодекс Кыргызской Республики в новой
редакции прошедший в третьем
чтении Жогорку Кенеша.
Глава
1.
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ.
- Понятие, содержание и структура таможенного дела.
Проблема содержания и структуры таможенного дела имеет не только концептуально-теоретическое, но и прикладное значение.
В соответствии со ст. 1 ТК КР от 12 июля 2004 года, таможенное дело представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Кыргызской Республики.
Таможенное дело в Кыргызской Республике составляют порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, (взимание таможенных платежей, таможенные режимы, таможенное оформление и таможенный контроль.
Следует отметить, что в ТК КР от 12 июля 2004 года данное определение таможенного дела точнее отражает содержание понятия таможенное дело, чем, в ТК КР от 30 июля 1997 года. Так как в Таможенном кодексе Кыргызской Республики от 30 июля 1997 года, надо признать, что содержание этого понятия в какой-то мере был дискуссионным. В частности, согласно ст. 1 ТК КР от 30 июля 1997 года, таможенное дело в Кыргызской Республике составляют таможенная политика Кыргызской Республике, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Кыргызской Республике товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Конечно же, понятие таможенной политики намного шире, чем понятие таможенного дела. И включение в понятие таможенного дела понятия таможенной политики было весьма спорным. С учетом сказанного структура таможенного дела может быть представлена следующими шестью блоками:
- порядок
перемещения через таможенную
границу товаров и
транспортных средств; - таможенные режимы;
- взимание таможенных платежей;
- таможенное оформление;
- таможенный контроль;
- таможенная
статистика и Товарная
номенклатура
внешнеэкономической деятельности.
Главные
отличительные особенности
Конечно, те шесть блоков, которые перечислены, составляют сердцевину таможенного дела. Выделение вышеперечисленных блоков, конечно, основное, но может быть более дифференцированным. В самостоятельный блок можно выделить контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела и ответственность за них; административные правонарушения в сфере таможенного дела и ответственность за них; производство по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела и их рассмотрение. Следит отметить, что эти названные блоки регулируются уголовным и административным законодательством. Но в практике они в основном встречаются в таможенной деятельности. Поэтому их условно можно добавить в структуру таможенного дела.
Еще один существенный момент. В законодательстве и практике таможенной деятельности отчетливо выделяется еще одна весьма значимая и актуальная составная часть: международно-правовое сотрудничество КР в сфере таможенного дела в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ВТО/ГАТТ.
С учетом всего этого можно, характеризуя структуру таможенного дела, определенно говорить не о шести, а десяти блоках, составных частях таможенного дела Кыргызстана.
Значение,
роль и статус каждого из отмеченных
блоков неодинаковы.
Однако, будучи различными, по характеру
и целям, по месту в системе
таможенного дела, в совокупности они
составляют единое
целое, поскольку служат общим таможенным
(и более широким — внутри - и внешнеэкономическим)
задачам Кыргызской Республики.
В связи с общей характеристикой таможенного дела, его содержания и структуры необходимо хотя бы кратко определить наиболее часто употребляемые в "обороте" понятия. К их числу следует отнести, прежде всего, такие как "таможня", "таможенная территория", "таможенная граница", "таможенные органы", "таможенная система", "таможенная политика", "таможенное законодательство". Содержание ряда других понятий, относящихся к таможенному делу, раскрывается в ст. 9 ТК КР ("товары", "отечественные товары", "иностранные товары", "транспортные средства", "перемещение через таможенную границу Кыргызской Республики", "лица", "отечественные лица", "иностранные лица", "декларант", "перевозчик", "таможенный режим", "посттаможенный контроль", "риск", "таможенное оформление", "таможенный контроль", "таможенные платежи", "таможенная пошлина", "налоги" и т.д.). Всего — 43 понятий, используемых при закреплении соответствующих норм ТК КР. Что касается первой группы понятий, то их, ввиду концептуального значения, рассмотрим более подробно.
Термин таможня произошел от слова "тамга", означавшего у тюркских народов знак — клеймо (тавро), которое проставлялось на товаре, имуществе. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который, в сущности, являлся пошлиной, взимавшейся при торговле на рынках и ярмарках. От слова "тамга" был образован глагол "тамжить", т. е. облагать товар пошлиной, а место, где товар тамжили, стало называться таможней. С тех пор, конечно, содержание данного понятия существенно видоизменилось. В настоящее время таможня — это правоохранительный по своему характеру орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов Кыргызской Республики.
Таможенную территорию Кыргызской Республики, согласно ТК КР, составляет единую таможенную территорию, включая сухопутную территорию и воздушное пространство над ней, в пределах которой Кыргызская Республика обладает исключительной юрисдикцией относительно таможенного дела.
На территории Кыргызской Республики могут находиться создаваемые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики особые экономические зоны, фактически являющиеся частью таможенной территории Кыргызской Республики, на которой действуют особые условия налогообложения. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Кыргызской Республики для целей применения таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Таможенная граница совпадает с Государственной границей Кыргызской Республики.
Пределы таможенной территории Кыргызской Республики являются таможенной границей Кыргызской Республики.
Таможенные органы — это правоохранительные органы исполнительной власти (в отличие от правоохранительных органов судебной власти), непосредственно осуществляющие таможенное дело. Они составляют единую систему, в которую входят Государственная Таможенная Инспекция Кыргызской Республики (ГТИ Кыргызстана), таможни, таможенные посты.
Таможенная система — собирательное понятие; оно подразумевает не только действующую структуру таможенных органов, но и нормы таможенного законодательства, в том числе подзаконные и иные нормативно-правовые акты.
Система таможенного управления включает все структурные компоненты таможенных органов, непосредственно связанные с функционированием механизма государственного управления в таможенном деле, а также те таможенно-правовые акты, которые определяют правовой статус, компетенцию таможенных органов, порядок их взаимодействия. Под системой таможенных органов следует понимать только материальный компонент таможенной системы — собственно исполнительные и распорядительные органы государства, осуществляющие реализацию таможенной политики. Надо отметить, что в систему таможенных органов нельзя включить целый ряд государственных и коммерческих структур учреждений, организаций, которые хотя и занимаются решением отдельных вопросов таможенного дела, но не находятся в подчинении центрального или местных таможенных органов.
Руководство таможенным делом - одна из форм управления, координации и контроля за реализацией таможенной политики.
Общее руководство таможенным делом, согласно ТК КР, осуществляет Правительство Кыргызской Республики.
Непосредственное руководство таможенным делом осуществляет уполномоченный государственный орган, определяемый Правительством Кыргызской Республики.
Уполномоченный государственный орган реализует свои полномочия непосредственно и через подчиненные таможенные органы.
Положение об организационно-правовом статусе уполномоченного государственного органа утверждается Правительством Кыргызской Республики.
Таможенное законодательство основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из ТК КР, иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также межгосударственных договоров и иных норм международного права, вступивших в силу в Кыргызской Республике, в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики о международных договорах.
Таможенное законодательство применяется в сфере регулирования отношений, возникающих из перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, установления, введения, взимания таможенных платежей, а также отношений, возникающих в процессе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, привлечения к ответственности за нарушения таможенные правил и обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
В таможенном деле применяются нормативные правовые акты Кыргызской Республики, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
К
отношениям по установлению, введению
и взиманию таможенных платежей, являющихся
налогами, таможенное законодательство
применяется в части, не урегулированной
налоговым законодательством Кыргызской
Республики.
1.2. Правоохранительная деятельность таможенных органов.
Деятельность государства и
его органов охватывает
Одно из центральных мест в
ней занимает выполнение задач
по обеспечению правопорядка
и законности, защите прав
и свобод человека, охрана прав
и законных интересов
Для подавляющего большинства
государственных органов
Обеспечением правопорядка и
законности специально
Весьма близко к понятию
Чтобы понять суть критериев,
которыми следовало бы руководствоваться
при отнесении тех или иных
государственных органов к
В соответствии с существующими
доктринальными разработками
Один из них проявляется в
том, что такая деятельность
может осуществляться не любым
способом, а лишь с помощью
применения юридических мер
- Правовые основы тактики проведения обыска
- Правовые основы тактики проведения обыска
- Правовые основы управления муниципальной собственности
- Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации
- Правовые отношения супругов по поводу имущества
- Правовые последствия расторжения брака и брачного договора
- Правовые проблемы распространения информации в сети Интернет
- Правовые основы необходимой обороны в законодательстве РФ
- Правовые основы обязательного аудита
- Правовые основы ОМС
- Правовые основы организации и деятельности собственной службы безопасности субъектов хозяйствования
- Правовые основы осуществления надзора за осужденными
- Правовые основы оценочной деятельности
- Правовые основы помещения товаров под таможенные процедуры переработки