Правовые системы и правовые семьи. Правовая система России. 2



 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Уральский институт коммерции  и права

Кафедра__________________________

 

Правовые системы и правовые семьи

Правовая система  России

 

Дипломная работа

 

Допустить к защите:                                 Выполнил:

Зав. кафедрой ______________              Студент 4 курса

__________________________              сокращенной формы обучения

(ученая степень, ученое звание)

__________________________              Подковыркин Никита Александрович

                 (Ф.И.О)

__________________________             ________________________________

          (личная подпись)                                                                 (личная подпись)

 

«__» _____________ 2011 г.

 

Научный руководитель:

________________________________

(ученая степень, ученое звание)

_______________________________

(Ф.И.О)

_______________________________

(личная подпись)

_______________________________

(дата)

 

 

 

 

Екатеринбург 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Понятие правовой системы и правовой семьи………………………….6

1.2 Классификация правовых систем……………………………………….7

2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ  СЕМЕЙ

2.1. Романо-германская правовая семья………………………………….10

2.2. Англосаксонская правовая семья…………………………………….13

2.3. Социалистическая правовая семья……………………………………16

2.4. Семья религиозного права……………………………………………17

2.4.1. Особенности мусульманского  права……………………….17

2.4.2. Особенности иудейского права………………………………20

2.4.3. Особенности канонического  права……………………………23

2.4.4. Особенности индусского права………………………………24

2.4.5.Особенности дальневосточного  права. Китайское право…..28

2.4.6. Особенности африканского права……………………………29

3. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РАССИИ

3.1. Понятие правовой  системы России……………………………………32

3.2. Элементы правовой системы  России…………………………………34

3.3. Генезис правовой системы  России…………………………………….40

3.4. Рецепция правовой системы  России………………………………….44

3.5. Признаки формирования правовой системы России………………49

3.6.Тенденции развития правовой  системы России……………………..52

3.7.Принципы формирования правовой  системы субъектов РФ ……..55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..57

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..60

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовая система –  это взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства.

Право - основной институт правовой системы. Оно порождает ряд правовых явлений: правосознание, правоотношение и т.д., которые находятся в неразрывной связи друг с другом.

В условиях становления  правового государства важное значение приобретают вопросы формирования, развития и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства законности и справедливости. В связи с этим в теории государства и права все актуальнее становиться анализ правовой системы вообще, российской правовой системы в особенности. Во многом это связано с тем, что ответ на данный вопрос дает нам представление о цивилизованности той или иной правовой системы, увязан «с идеей прав человека, свободы личности, усилением социально-правовой защищенности граждан, упрочением законности, порядка и стабильности в стране».

Говоря о правовой системе, надо учитывать, что нет универсальной правовой системы, некой модели, приемлемой для всех государств. Однако своеобразие не означает, что у правовых систем нет ничего общего. Если государства близки по культуре и традициям, то их можно объединить в правовую семью. Правовая картина мира состоит из ряда существующих и действующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они определенным образом взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают влияние друг на друга. Степень взаимосвязи и взаимодействия национальных правовых систем определяется тем, что одни из них имеют больше общих признаков и черт, чем остальные, а другие, напротив, обладают большим количеством специфических черт и особенностей относительно друг друга и имеют очень мало общего.

 В настоящее время,  как правило, используются критерии  классификации правовых систем, опирающиеся главным образом  на этнографические, технико-юридические  и религиозно-этические признаки  права.

Актуальность данной темы обусловлена  двумя причинами. Первая сводится к тому, что по мере развития экономики, науки, культуры, новых технологий и образования углубляются и расширяются связи между народами, а, следовательно – между их правовыми системами, и эти связи требуют всестороннего изучения. Вторая причина имеет практический характер: понимание необходимости и важности развития разносторонних связей со всеми странами и народами, осознание, какое негативное влияние оказывает изоляция и самоизоляция какого-либо государства на его экономическое, социально-политическое и культурное развитие.

Исследованию правовых систем и  правовых семей современного мира отечественными и зарубежными учеными всегда уделялось и по сей день уделяется  достаточно большое внимание. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные научные издания в виде книг, брошюр, статей, материалов международных конференций, конгрессов, симпозиумов и так далее.

Изучением правовых систем занимается сравнительное правоведение, или компаративистика. Один из наиболее видных деятелей в этой области –  французский ученый Рене Давид, давший собственную классификацию правовых семей, основанную на сочетании двух критериев: идеологии и юридической техники1. Данная классификация правовых семей остается самой авторитетной в сравнительном правоведении до настоящего времени.

Цель данной работы –  выявление особенностей правовых семей мира, анализ правовой системы Росси.

Исходя из этой цели, возникают следующие задачи:

  1. рассмотрение понятий правовой системы и правовой семьи;
  2. рассмотрение различных подходов к классификации правовых семей;
  3. изучение особенностей романо-германской, англосаксонской правовых семей, семей социалистического и религиозного права;
  4. анализ правовой системы России;
  5. изучение развития правовой системы России.

Методологическую основу составили общенаучные а также специальные методы познания: диалектики, гипотезы, дедукции, индукции, сравнительно-правовой, системно-структурный, социологический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУШНОСТЬ ПРАВОВОЙ  СИСТЕМЫ

 

1.1. Понятие правовой системы и правовой семьи

 

В современном мире каждое государство имеет своё право. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями2. Чтобы иметь представление о какой-либо правовой системе, надо знать о таком понятии, как правовая семья. Знание же особенностей каждой правовой семьи позволяет делать выводы о праве интересующего нас государства.

На сегодняшний момент существует множество определений понятия «правовая система». У ученых до сих пор не сложилось единого мнения относительно этого термина. По мнению А. Х. Саидова, правовая система – это совокупность общих принципов права, правовой культуры, правовой доктрины, правовых традиций, санкционированных и несанкционированных обычаев и других элементов в определенном государстве3.

Рене Давид в определение  этого понятия непременно включал  идеологию и определил правовую систему как совокупность юридических  принципов, институтов и норм, юридической  доктрины и господствующей идеологии  в определенном государстве в определенный отрезок времени.

Различия между правом разных стран  значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в «семьи»4.

Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности их различных признаков и черт5.

 

1.2. Классификация правовых систем

 

Необходимость и важность классификации  правовых систем имеет две причины: во-первых, разностороннее познание правовой картины мира требует не только ее общего рассмотрения, но и изучения ее по отдельным частям, то есть, правовым системам; во-вторых, это обуславливается сугубо практическими целями – унификацией действующего законодательства и совершенствованием национальных правовых систем6.

Как отечественные, так и зарубежные ученые не пришли к единому мнению по поводу определения конкретных видов критериев классификации.

Рене Давид в качестве критериев  выдвинул два положения: юридическую  технику, которой пользуются юристы той или иной страны, и идеологию, включающую в себя философские, политические и экономические принципы правовой системы данного государства. Руководствуясь этими критериями, автор все существующие в мире правовые системы разделил на следующие правовые семьи: романо-германскую (континентальную), англосаксонскую (семью «общего права»), и социалистическую7.

Наряду с этим, по Рене Давиду, существуют следующие самостоятельные  типы религиозного и традиционного  права: мусульманское, иудейское, каноническое, индусское, дальневосточное (китайское), африканское.

Немецкие юристы К. Цвайгерт и Х. Кетц создали другую классификацию, основой которой является критерий правового стиля, который состоит из пяти элементов: происхождение и развитие правовых систем, своеобразие юридического мышления, особенности правовых институтов, источники права, идеологические факторы. Исходя из этого, выделяются вот какие правовые семьи: романская, германская, скандинавская, англо-американская, социалистическая, а также право ислама и индуистское право8.

На основе критерия общественно-экономической формации К. Маркс и Ф. Энгельс разделили право на рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое9. А.Х. Саидов выделяет внутри буржуазного типа права семьи: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, семью «общего права» и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических стран Европы, правовые системы социалистических стран Азии и правовая система республики Куба10.

Компаративисты Дж. Мэрримен и Д. Кларк, используя в качестве критерия классификации правовые традиции, приходят к выводу о том, что в  современном мире существуют три основные правовые семьи - континентальное, общее и социалистическое право, а также все остальные правовые семьи (исламское, индусское, иудейское, китайское, корейское и японское право)11.

В начале XX века существовала классификация на основе расового и языкового критериев, правовые системы были объединены в три правовые семьи – индоевропейскую, семитскую и монголоидную12.

Относительно определения понятий  «правовая система» и «правовая  семья» до сих пор не существует единого мнения, так как при формировании понятий разные авторы берут за основу или выделяют в качестве главных различные элементы.

Единой классификации  правовых систем не существует по схожей причине: ученые основываются на разных видах критериев. Наиболее широкой  известностью и популярностью пользуется классификация, созданная Рене Давидом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ

 

2.1. Романо-германская  правовая семья

 

Романо-германская правовая семья сформировалась в континентальной  Европе. Первым периодом формирования этой семьи считается период до XIII века, когда только собирались материалы, но еще не было попыток провести их синтез, когда не было еще какой-либо системы. Второй период начался с возвращения изучения в университетах римского права. Третий период начинается с распространения романо-германской правовой системы за пределами Европы. К семье романо-германского права относятся правовые системы государств континентальной Европы, Латинская Америка, значительная часть Африки, страны ближнего Востока.

Романо-германская правовая семья сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII – XVI веках на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку13. Однако многие компаративисты переоценивают степень влияния римского права на всю систему романо-германского права. Римское право оказывало разное воздействие на процесс формирования и эволюции правовых систем романо-германской семьи. В Германию римское право пришло гораздо позднее, чем во Францию и Англию, - в XV веке. В Германии оно почти подавило национальную правовую систему, в отличие от других стран этой семьи, из-за феодальной раздробленности, слабой централизации власти и влияния римско-католической церкви.

Труды ученых-юристов наряду с другими источниками права имеют большое значение в романо-германском праве. Согласно сложившейся в этой семье концепции, право не должно быть лишь профессиональным достоянием юристов и служить лишь основанием для существования их как класса. Право не стоит особняком от всего, что прямо не касается юриспруденции, оно связано с любой сферой общественной жизни14. В процессе формирования и развития права исходят не из конкретных судебных решений, а из определения общих принципов и правовых доктрин.

В странах романо-германской правовой семьи считается, что для юриста лучшим способом установления справедливого, соответствующего праву решения, является обращение к закону как к важнейшему источнику права15. Это мнение установилось с XIX века, когда в большинстве государств романо-германской семьи были приняты кодексы и писаные конституции. Закон рассматривался как лучший технический способ установления четких норм. Правовая норма перестала выступать лишь как средство решения конкретного случая, ее понимают как правило поведения, обладающее всеобщностью и имеющее более серьезное значение, чем только лишь ее применение судьями в конкретном деле16. В отличие от стран англосаксонской правовой семьи, здесь норма права не создается судьями17. Приоритет всегда отдается не «судейским» нормам, а нормам статутного права.

Для большинства правовых систем романо-германского права  характерно деление их на отрасли  и институты права. Оно имело  огромное не только теоретическое, но и практическое значение. Наиболее важной классификацией норм в праве этой семьи является разделение их на нормы публичного и частного права. Такое разделение обусловлено в основном влиянием римского права на процесс формирования и развития романо-германского права. На данный момент существует несколько десятков доктрин относительно этого разделения. Наблюдается рост общей тенденции усиления роли публичного права за счет ослабления права частного18. Практический характер разделения права романо-германской семьи на публичное и частное отображает существование двух различных иерархий судебных органов19.

Кодификация права, начавшаяся в странах Западной Европы в Средние века, сильно повлияла на характер и процесс развития романо-германского права. Кодификация романо-германского права выделяется тем, что имеет глубокие и прочные исторические корни, проявляется как своеобразная юридическая техника, имеет глобальный характер и свою собственную идеологию20. Суть идеологии заключалась в том, чтобы, преобразуя, а иногда и аннулируя существующее на данный момент право, создать новую правовую реальность. Положительная роль кодификации заключалась в том, что благодаря ей исчезли многочисленные юридические архаизмы и множественность обычаев, мешавших практике.21 Недостатки ее в следующем: она упустила университетскую традицию «обучить поискам справедливого права, предложить право – образец, а не систематизацию или комментарии права той или иной страны»; способствовала юридическому позитивизму, усиленному национализмом22.

В системе романо-германского  права четко проведены различия между гражданским и коммерческим правом. Во Франции и некоторых других странах это привело к возникновению коммерческих судов и созданию актов коммерческого права. Наряду с гражданскими кодексами есть и торговые, например, в Бельгии (1807 г.), в Германии (1897 г.), во Франции (1807 г.), в Австрии (1862 г.) и многих других странах23.

Одной из наиболее явных особенностей романо-германской правовой семьи является становление и развитие романо-германского права на основе права римского. Следующая особенность состоит в сильном тяготении права романо-германской семьи к концептуальности и доктринальности. Что касается системы источников права, то особую значимость имеет закон. Романо-германское право четко делится на частное и публичное, оно имеет ярко выраженный кодифицированный характер. В системе романо-германского права четко проведены различия между гражданским и коммерческим правом, наряду с гражданскими кодексами есть и торговые.

 

2.2. Англо-саксонская правовая  семья

 

Право англосаксонской семьи  было создано в Англии после норманнского завоевания. В настоящее время данная семья включает в себя правовые системы почти всех англоязычных стран. Датой создания англосаксонского права принято считать XIII век, когда королевские суды начали заседать в Вестминстере. В начале XVII века был достигнут компромисс между судами общего права и судом лорда-канцлера. В XIX и XX веках английская юриспруденция уделяла большое внимание материальному праву, на основе которого осуществилась систематизация решений общего права. Во второй половине XIX века устранены формальные различия между судами общего права и канцелярскими судами справедливости. В XX веке в общем праве возросла роль законов и регламентов.

В основу права англосаксонской  семьи изначально были заложены решения  королевских судов. Конечно, законы, принимаемые парламентом, играют важную роль, но уже в процессе подготовки и принятия парламентских актов обязательно учитываются уже существующие судебные решения24. Однако ошибочно полагать, что существует приоритет «судейских» норм перед статутными и конституционными нормами25.

С конца XIII века и до первой половины XVI систематически издавались в специальных «Ежегодниках» судебные отчеты. В XVI веке они были заменены частными отчетами, а в XIX веке «Судебными отчетами», в которых публиковались судебные прецеденты. В связи с доминирующей ролью прецедентного права в англосаксонской семье законодательство входящих в нее стран до XIX века представляло собой гору неупорядоченных и плохо согласованных между собой правовых норм 26.

В отличие от романо-германской семьи, англосаксонская испытала слабое влияние  римского права. Последнее имело преимущественно частный характер, поэтому не могло быть использовано королевскими судами. В Англии существовали местные традиции и обычаи, которые были несовместимы с нормами, институтами, доктринами и принципами римского права, а потому препятствовали его укоренению. Эволюционное развитие Англии не вызывало необходимости перенимать римское право.

Относительно слабое развитие законодательства давало возможность судам формировать в процессе своей деятельности не только нормы материального, но и процессуального права, уделять повышенное внимание не столько самому судебному решению, сколько порядку и процедуре его принятия27.  Вплоть до XIX века главным для английского юриста было найти форму иска обращения в Королевский суд для избежания тех препятствий процедурного характера, которые могли встретиться ему на этом пути. Самая большая трудность состояла в возбуждении самого судебного процесса28. Следовательно, для всех юристов англосаксонской семьи аспекты процессуального права особенностями развития государственно-правовой жизни Англии и других стран все больше выдвигались на второй план.

Судебная власть Англии и ряда других стран англосаксонской правовой семьи довольно действенна и самостоятельна. Эта власть обладает прерогативой в  процессе создания не только материального  права, но и судебных процедур. Суды обладают неоспоримым правом осуществления правосудия. На суды возлагаются широкие и действенные полномочия, позволяющие оказывать огромное влияние на процесс развития правовой системы, на само общество и государство.

В отличие от других правовых семей, судебный процесс в странах  англосаксонской правовой семьи носит обвинительный характер. В соответствии с уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными нормами обязательства по сбору доказательств налагаются на участников процесса, а суд остается нейтральным, заслушивает и оценивает аргументы обеих сторон29.

Англосаксонская правовая семья, или семья «общего  права», базируется на так называемом «судейском праве». Англосаксонское  право имеет ярко выраженный казуальный характер, из источников права доминирует правовой прецедент, кодификация почти отсутствует. Важной особенностью является то, что данная правовая семья практически не испытала на себе влияние римского права. Процессуальное право имеет гораздо большее значение, чем материальное. Судебный процесс носит обвинительный характер. По сравнению с другими правовыми семьями судебная власть в странах общего права очень независима от других ветвей государственной власти.

 

 

 

2.3. Социалистическая  правовая семья

 

На социалистические правовые системы Европы, Азии и  Латинской Америки, составлявшие «социалистический лагерь», существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (например, Китай, Куба) разновидностями советского права. Следовательно, на примере права СССР можно рассмотреть основные черты, присущие социалистическому праву.

Социалистическое  право сохранило понятийный аппарат  романо-германской правовой семьи и  внешне ее структуру, такую же концепцию  правовой нормы. Но есть и важные отличия: семейное право отделено от гражданского, исчезло торговое право, появилось колхозное и жилищное право. Конституционное право коренным образом отличается от конституционного права западных стран. Это выражается в том, что ведущая роль отведена коммунистической партии, а власть находится в руках советов всех уровней30.

Основным источником социалистического права являлось на первых порах революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, якобы выражающие волю трудящихся, подавляющегося большинства населения, а затем всего народа, руководимого коммунистической партией, а на самом деле – интересы партийной номенклатуры31.

Социалистическое  право рассматривалось как реализация марксизма-ленинизма. В своих работах советские авторы всегда ссылались на К. Маркса и Ф. Энгельса, труды и речи советских руководителей, программу и решения коммунистической партии. Теоретически партийно-административные решения не образуют право, но в СССР закон подменялся именно ими.

Оригинальность советского права выражается также и в том, что здесь нет деления на публичное и частное право. Воодушевленный марксистской доктриной, В. И. Ленин писал: «Мы ничего частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное»32.

Так как в СССР право являлось аспектом политики, то очень большое  число законов и норм имело  императивный характер, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов. В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли созидателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права33.

Система советского права по внешнему виду сходна с  романо-германским правом, однако есть и важные отличия. Социалистическое право рассматривалось как реализация марксизма-ленинизма. Социалистическая правовая семья, отличалась господством публичного права над частным. Закон в странах соцлагеря заменялся партийно-административным решением, судебный прецедент не являлся источником права. Очень большое число законов и норм имело императивный характер.

 

2.4. Семья религиозного  права

 

2.4.1. Особенности мусульманского права

 

Мусульманское право представляет собой систему  норм, выражающих в религиозной форме  волю и интересы религиозной знати, которые изначально санкционировались и поддерживались демократическим мусульманским государством34. Сложившись еще в VII – X веках в период становления и развития феодальных отношений в Арабском халифате, мусульманское право неизменно выступает как одна из сторон ислама.

Согласно  догмам ислама, мусульманское право  происходит от Аллаха, который открыл это право и довел его до всего общества через пророка  Мухаммеда, личность которого занимает важное место в религиозной доктрине ислама.

Основной  источник – Коран, главная священная книга мусульман, в которой собраны в основном заповеди общего характера относительно молитвенных ритуалов, поста, паломничества. Мусульманские юристы не воспринимают Коран ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса права, так как отдельные положения, содержащиеся в нем, недостаточны для кодификации. Коран является моральной и религиозно-философской основой мусульманского права. Большинство норм Корана очень обширно и неимперативно: это оставляет огромные возможности для проявления в установленных ими религиозных рамках правовой инициативы35.

Также важнейшим  источником является Сунна – сборник  адатов, традиций относительно действий и высказываний Мухаммеда, обработанных известными в VII – IX века богословами и юристами. Сунна – своеобразный итог толкования Корана, она не содержит каких-либо ярко выраженных нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон.

Иджма – согласованное  заключение древних правоведов об обязанностях правоверных. Она выступает в  качестве своеобразного способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы36.

В юридической  литературе относительно мусульманского права говорится об ограниченном характере аналогии37.

Согласно  теории мусульманского права государство  не может создавать право, законодательствовать. В лице своего главы оно может  лишь издавать административные акты и следить за правильным осуществлением правосудия.

Приспособление  мусульманского права к изменяющимся условиям происходило не только при помощи актов суверена, но и при помощи обычаев, соглашений, юридических стратагем и фикций. Не все обычаи согласуются с мусульманским правом, те же, которые согласуются, дополняют его и расширяют сферу его применения. Так же, как и обычаи, соглашения не являются источниками права, однако играют важную роль в его эволюции. Суть стратагем и фикций заключается в том, чтобы учитывать, прежде всего, букву, а не дух закона, внешние обстоятельства рассматриваемых дел, а не побудительные мотивы, обходить всякого рода приемами и оговорками действующие нормы мусульманского права38.

Правовые системы и правовые семьи. Правовая система России. 2