Право государственной собственности в Республике Казахстан

Карагандинский  государственный технический университет

 

Наименование  кафедры

 

«Утверждаю»

Заведующий  кафедрой

___________________

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

на тему:

«Право государственной  собственности в Республике Казахстан»

 

 

 

Выполнил:

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….

3

1. Общая характеристика права государственной собственности

5

1.1 Собственность как экономическая и социальная категория ….....

5

1.2 Реформирование государственной собственности в первые годы независимости Республики Казахстан

11

   

2. Правовые организационные основы регулирования права государственной собственности в Республике Казахстана…………

 

32

2.1 Государственная собственность  Республики Казахстан в цифрах….

32

2.2 Правовые основы классификации государственной собственности в Республике Казахстан

 

40

2.3 Основания приобретения государством имущественных прав……..

48

   

Заключение  ……………………………………………………………......

58

Список использованной литературы…………………………………...

60

Приложение  А

62


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы дипломной работы. На протяжении всей истории человечества проблема права собственности стоит на первом месте. Большинство общинных и межнациональных конфликтов происходит именно по причине стремления одних захватить участок моря или суши, принадлежащий другим людям.

Со временем все притязания по поводу права собственности систематизировали  в рамки международного и национального права. Казахстан, являясь приверженцем прогрессивных достижений демократии, достаточно четко обозначил положения о праве собственности на самом высоком нормативном уровне.

Так, согласно статье 6 Конституции  Республики Казахстан в нашей  стране признаются и равным образом  защищаются государственная и частная  собственность. Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом [1]

Данная норма очень  важна как с точки зрения обеспечения  права частной собственности, так и с точки зрения эффективности регулирования права государственной собственности.

Казахстан с момента  обретения независимости столкнулся с проблемой разграничения права  частной и государственной собственности, население было не готово принять предложение государства о приватизации и взять на себя ответственность самому управлять той собственностью, которая находилась десятилетиями в собственности государства.

С другой стороны государство  в лице государственных органов  приняли на себя ответственность реализовывать право государственной собственности, поскольку она не может находиться в частном пользовании.

На сегодняшний день право государственной собственности достаточно защищено и реализуется на благо всего народа с учетом требований международного сообщества.

Таким образом, тема дипломной  работы представляется весьма актуальной, поскольку объектом исследования избрано  право государственной собственности, экономической и финансовой основы развития суверенного государства.

Научная новизна. Положения, выработанные в данной работе, содержат определенную долю новизны. Автором проведен ретроспективный анализ формирования права государственной собственности в Казахстане, показано соотношение данного права с правом частной собственности, сформулированы авторские выводы относительно темы дипломной работы.

Практическая  значимость дипломной работы носит посреднический характер, поскольку в самой работе имеются авторские обозначения проблем, которые с учетом развития в дальнейших работах могут представлять определенную практическую ценность.

Цель дипломного исследования состоит в исследовании основ права государственной собственности в Республике Казахстан.

Для реализации поставленной цели автором обозначены следующие задачи исследования:

- раскрыть сущность собственности как экономической и социальной категории;

- показать историю реформирования государственной собственности независимого Казахстана;

- провести анализ правовых основ классификации государственной собственности в Республике Казахстан;

- исследовать основания приобретения государством имущественных прав.

Объектом исследования явились общественные отношения по поводу возникновения, изменения и прекращения права государственной собственности в Республике Казахстан.

Теоретической и методологической основой работы явились общенаучные методы познания, концепции взаимодействия общества и природы, методы логико-юридического, структурно-функционального и сравнительно-правового анализа на основе комплексного подхода к предмету исследования. В работе использованы основные общенаучные и частнонаучные методы исследования, такие как: абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, классификация, индукция, дедукция, толкование (интерпретация) и системно-структурный метод.

Практической базой написания дипломной работы явились статистические и иные практические данные, полученные из таких официальных источников, как сайт Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан.

 

 

1. Общая характеристика  права государственной собственности

 

1.1 Собственность как экономическая и социальная категория

 

При рассмотрении проблем  соотношения государства и экономики  важное значение имеет институт собственности. Исследованию ее в отечественной  и зарубежной литературе традиционно уделяется значительное внимание. Главная причина этого состоит в том, что категория собственности имеет огромное значение не только в теоретическом, но и в практическом плане [2, с. 297-304].

В системе отношений, возникающих в различных сферах жизни общества, отношения собственности занимают особое положение. Они неизменно доминируют над всеми другими общественными отношениями.

Собственность в реальной жизни представляет собой многогранное явление. Соответственно, таким же многоаспектным является и отражающее его понятие. Наиболее важными его проявлениями выступает экономическая и правовая грани. В научной литературе совокупность основных признаков и черт, характеризующих институт собственности с экономической стороны, называют экономической категорией. Совокупность же его особенностей, характеризующих институт собственности в юридическом аспекте, называют правовой категорией.

Собственность как экономическая  категория проявляется в виде отношений между людьми по поводу различных средств, а также продуктов производства; по поводу материальных благ беспрепятственного пользования, владения и распоряжения.

Важно отметить, что собственность  как экономическая категория  – это не сами по себе средства производства или их продукты, это также не отношение отдельного человека или группы людей к средствам производства и их продуктам, а это отношение между людьми по поводу средств производства и производимых ими материальных благ.

Рассматривая собственность  как экономическую категорию, К. Маркс, а вслед за ним и многие другие авторы предлагали исследовать понятие собственности в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле под собственностью понималась вся совокупность производственных отношений, существующих в пределах той или иной общественно-экономической формации или отдельного общества. В узком смысле собственность представлялась как совокупность материальных отношений по поводу отдельной вещи или вещей.

Содержание этих отношений  проявляется в свободном владении, пользовании и распоряжении материальными  благами, имуществом, отдельной вещью или вещами. Под владением понимается фактическое обладание той или иной вещью, материальными средствами и благами, нахождение их у конкретной группы лиц или же у отдельного лица. Пользование представляет собой потенциальную, беспрепятственную возможность или же реальное извлечение полезных свойств из отдельной вещи. Распоряжение означает определение собственником судьбы принадлежащей ему вещи, самостоятельное решение вопроса о ее изменении, прекращении ее существования или отчуждении.

В повседневной жизни  и материальном обращении используется, как правило, понимание собственности  не в широком, а в узком смысле слова. Это характерно не только для  отечественной теории и практики, но и для зарубежной. Последнее  проявляется, в частности, в тех определениях собственности как принадлежащих лицу или лицам «исключительных прав на землю, здания, различные средства производства, деньги, товары и т.п.», которые бытуют в современной западной литературе [3].

Собственность как экономическая  категория неразрывно связана с собственностью как правовой категорией. Использование последней означает рассмотрение собственности, анализ ее особенностей и черт не только с экономической, но и с правовой точки зрения.

Круг проблем, которые  возникают при рассмотрении собственности как правовой категории, включает в себя прежде всего проблемы, связанные с понятием, сущностью и содержанием права собственности, субъектами и объектами права собственности, формами собственности, их правовых режимов, условиями и порядком приобретения и прекращения права собственности, изменениями правового режима собственности, бременем содержания и риском гибели собственности, проблемами ответственности и защиты права собственности. Это основной, но далеко не полный круг проблем, которые могут возникнуть в связи и по поводу права собственности [2, с. 297-304].

В юридической научной  и учебной литературе право собственности  обычно определяется как система  или совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу собственности как экономической категории: по поводу владения, пользования и распоряжения различными средствами производства и материными благами.

Своими корнями современное  понимание и толкование права  собственности уходит в римское  право. В нем впервые были четко обозначены основные черты и особенности данного чрезвычайно важного правового института.

Для обозначения права  собственности в республиканском  Риме пользовались термином «dominium». Дословно он означал в экономическом плане  «собственность», а в правовом – «общее правовое господство лица над материальной вещью».

Термин «dominium» обычно дополнялся словами «ex iure Quiritium», т.е. по праву квиритов, римских граждан. Этими дополнениями подчеркивался тот факт, что право собственности (главным образом – на землю) первоначально принадлежало всему римскому народу, а затем в виде права частной собственности – отдельным римским гражданам. Право квиритской собственности было недоступно для перегринов-чужеземцев, свободных граждан другого государства, праву которого они подчинялись, и не распространялось на провинциальные, лежащие за пределами Рима, земли [4, с. 88-89].

В римском праве устанавливались  и закреплялись основные характеристики права собственности, которые используются и в настоящее время. Речь, в частности, идет о том, что любая собственность – это прежде всего есть:

  • прямое, «непосредственное правовое отношение лица к вещи»;
  • полное, т. е. «самое широко мыслимое право на вещь, которой собственник может распоряжаться как угодно»;
  • исключительное право, суть которого заключается в том, что собственник может исключить все третьи лица из воздействия на вещь, и, наоборот, на одну вещь может существовать только одно право собственности»;
  • абсолютное право – в том смысле, что оно возникает «в принципе и первоначально без каких-либо ограничений», а впоследствии собственнику также дозволено все то, что не запрещено законом;
  • единое право над материальной вещью, имея в виду, что оно «охватывает сразу все возможные распорядительные права на вещь». Данное право не является арифметической суммой всех существующих и возможных юридических прав. Собственник «не может иметь вещь иное право, кроме права собственности» [5, с. 13].

Эти и другие им подобные постулаты права собственности  имели огромное значение для стабилизации и развития экономической системы Древнего Рима. Непреходящее значение они имели во все последующие годы и столетия. Аналогичную роль они играют и в наши дни.

Правовой режим собственности  первоначально создавался с помощью  норм цивильного (гражданского) права. По мере развития данного института в определении и закреплении его правового статуса все большую роль играли и другие правовые институты и отрасли права.

Например, во всех без  исключения современных государствах основополагающее значение имеет конституционное право. Оно создает правовую базу, фундамент для всего последующего развития законодательства, касающегося собственности. Кроме того, конституционное право в ряде стран указывает на пределы осуществления различных форм собственности и, в особенности, частной собственности, а также направляет процесс реализации права собственности в русло общественных потребностей.

Так, действующая Конституция  Японии особо подчеркивает, что «право собственности определяется законом  с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию. Частное право может быть использовано в публичных интересах на справедливую компенсацию» (ст. 29). Конституция Италии, указывая, что «собственность может быть государственной или частной», закрепляет, что «частная собственность признается и гарантируется законом, который устанавливает способы ее приобретения, а также пределы частной собственности с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех» (ст. 42).

Для нормального развития рыночных отношений в Казахстане и избежания чрезмерных социальных обострений очень важно в отношении частной собственности избежать двух крайностей. С одной стороны – излишне сильной, детальной регламентации, мешающей развитию, а с другой – ее чрезмерно слабого, социально не сориентированного правового опосредования.

Укоренившийся в общественном сознании миф о том, что в индустриально  развитых странах частная собственность  и рынок несовместимы с правовой регламентацией и служат исключительно  частным, эгоистическим интересам, объективно сдерживают развитие рыночных отношений, создают препятствия на пути совместного развития форм собственности.

На пути нормального  развития рыночных отношений и самой  экономики создают искусственные  препятствия помимо всего прочего  еще два других сложившихся мифа. А именно: 1) что рыночная экономика – абсолютный антипод плановой, даже в оптимальной мере централизованной экономики, и 2) что в Казахстане или любой иной стране, особенно в переходный период, возможно равенство всех форм собственности [2, с. 300].

Следование первому  постулату чревато искусственным  дроблением экономической системы, существующей в пределах каждой страны, на отдельно взятые составные части, непредсказуемостью в ее развитии, полной стихией и нескоординированностью. Сохранение элементов планирования экономики, единого для всей страны механизма правового регулирования, сохранение элементов ее централизации и координации является объективно необходимым для Казахстана и других стран, имеющих огромную территорию и весьма разношерстную, раздробленную после распада СССР экономику.

Следование второму  тезису – о равенстве всех форм собственности – создает иллюзию  об их одинаковом экономическом и  юридическом содержании, равном правовом статусе, одинаковых источниках формирования и развития всех форм собственности и т.п. В действительности – это не так.

Например, в госсобственности может находиться и действительно  находится любое имущество, включая  то, которое изъято из оборота или  ограничено в обороте. Нахождение этого  имущества, скажем, в частной собственности – весьма проблематично. Требуется специальное разрешение государства. Другой пример. Государственная собственность может создаваться и развиваться за счет таких источников, как пошлины, реквизиция и т.п. В отношении других форм собственности это исключено.

Таким образом, фактическое  неравенство различных форм собственности  как экономических категорий  неизбежно, соответствующим образом  сказывается на них, как и на правовых категориях. Учет данного положения  при определении правового статуса различных форм собственности имеет принципиально важное теоретическое и практическое значение.

В теоретическом и  практическом плане важно глубоко  осмыслить и использовать в процессе правового регулирования положение, высказанное в научной литературе, о том, что в реальной действительности существует лишь одно право собственности с единым, одинаковым для всех форм собственности набором правомочий (содержанием), у которого могут быть лишь различные субъекты.

При рассмотрении собственности  как правовой категории применительно к Казахстану весьма важным представляется также иметь в виду тот факт, что правовой статус собственности определяется в основе своей с помощью законодательных, а не подзаконных актов. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной собственности. Аналогичные положения содержатся в законодательстве и некоторых других стран.

Установление правового  статуса собственности с помощью  законов, несомненно, способствует ее стабилизации, создает необходимые условия для ее дальнейшего развития, позволяет заблаговременно исключить необоснованные различия в возможностях разных собственников – участников единого оборота.

Теоретически и практически  важно также обратить внимание на то, что именно с помощью законов, а не подзаконных актов определяется как сам правовой режим собственности, так и его отдельные составные части. Применительно к казахстанскому законодательству это касается, в частности, таких его составных частей, как определение и правовое закрепление понятия, видов субъектов и объектов собственности, видов и форм собственности, порядка приобретения и прекращения права собственности, проблем юридической ответственности, возникающих в связи и по поводу права собственности, и др.

Весьма характерно дополнение к данному положению, согласно которому собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник вправе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им права владения, пользования и распоряжения имуществом, оставаясь при этом собственником.

Принципиальная важность данного дополнения заключается  в том, что оно не только подчеркивает специфику, юридические особенности права собственности и исключительный характер правомочий собственника, но и наполняет право собственности реальным юридическим содержанием.

Дело в том, что правом владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом может не только собственник, но и, по его поручению, другое лицо. Однако только собственник может это делать исключительно по своему усмотрению, независимо от всех других лиц.

Только собственник  может владеть, пользоваться и распоряжаться  принадлежащим ему имуществом самостоятельно, руководствуясь лишь своими собственными экономическими и иными интересами. Именно в этом – в исключительном и всеобъемлющем характере полномочий собственника, в независимости его имущественного и правового положения от других лиц и заключается юридическая специфика права собственности.

Реальная юридическая  власть, которой должен наделяться и которая должна гарантироваться  собственнику в законодательном  порядке, заключается не просто в  правомочиях собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, а делать это лишь по своей воле и желанию, имея при этом реальную возможность отстранять от него при необходимости всех других лиц, препятствующих осуществлению права собственности. Только такой подход законодателя к праву собственности и правомочиям собственника может обеспечить не только закрепление, но и дальнейшее развитие собственности как экономической и правовой категории, а вместе с тем и развитие рыночных отношений. Для Казахстана это в настоящее время имеет решающее значение.

Аналогично обстоит  дело также с законодательным  решением важных проблем правового  разграничения различных, в особенности  государственной и негосударственных, форм собственности, а также с  решением проблем перехода, преобразования легитимным путем одной формы собственности в другую.

В настоящее время  в действующем законодательстве Казахстана предусмотрен в основном переход от государственной собственности  к частной. Из законодательной практики других стран, как правило, следует, что значительное внимание уделяется и легитимному оформлению обратного процесса. Это касается прежде всего жизненно важных для всего общества и государства, но нерентабельных, постоянно находящихся на государственных дотациях отраслей экономики или отдельных предприятий.

Решение законодательным  путем проблем приватизации и  реприватизации усиливает институт собственности с правовой точки  зрения, делает процесс развития собственности  как экономической и правовой категории более гибким, предсказуемым и эффективным.

Таким образом, экономические  признаки определяют фундаментальную  сущность собственности, а социальные признаки обеспечивают упорядочивание общественных отношений по поводу права  собственности.

Теоретическую и практическую значимость имеет положение о том, что правовой режим собственности, основы регулирования права собственности и иные концептуальные категории определены законодательными нормативными правовыми актами, а не подзаконными. Данное положение усиливает значимость права собственности на республиканском уровне и предъявляет соответствующие требования к субъектам права собственности, предоставляя им определенные возможности.

 

 

 

 

1.2 Реформирование  государственной собственности  в первые годы независимости   Республики Казахстан

 

Базовые экономические реформы, проведенные в Республике Казахстан в первые годы независимости и государственного суверенитета, были реализованы по инициативе и под руководством Президента республики Н.А.Назарбаева. Много противников и оппонентов реформ было в то непростое время. Все ныне живущие казахстанцы являются свидетелями  того, как трудно и неоднозначно все проходило, какое мужество, веру в правильность выбора, волю к реализации принятого курса реформ проявлял Президент.

Даже Парламент 13 созыва (избранный в 1994 году), который согласно своим полномочиям должен был поддержать и обеспечить законодательное сопровождение реформ, в составе довольно солидной группы депутатов разработал альтернативную к принятой и уже реализуемой  программе реформирования экономики, концепцию, пытался провести ее в жизнь, развернув дискуссию и голосование депутатов по утверждению этой концепции на одном из пленарных заседаний. И это лишь один характерный эпизод из обстановки первых лет государственного строительства [6].

История государств знает немало уникальных опытов их развития. Видимо, не будет преувеличением, если отнести к числу таковых в истории развития Республики Казахстан реализацию программ разгосударствления и приватизации государственной собственности.

Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности возникли еще в СССР в 90-х годах 20-века в период перестройки и демократизации советского общества. Тяжелое наследие советской административно-командной системы, непоследовательность и половинчатость осуществляемых мер по экономической реформе, невыполнение законов вызвали глубокий экономический кризис в бывшем СССР, составной частью которого являлся и Казахстан.

Положение в народном хозяйстве было критическим. Снижались  объемы производства, рвались хозяйственные связи, был опустошен потребительский рынок. В СССР усиливался сепаратизм. Дефицит бюджета и платежеспособности государства достигли критических величин. Трудной становилась жизнь людей, падал их интерес к труду, рушилась вера в будущее. Экономика находилась в крайне опасной зоне - старая административная система управления разрушена, а новые стимулы работы в условиях объявленного (декларированного) перехода к рынку еще не созданы. Нужны были энергичные меры для стабилизации положения и ускоренного продвижения к построению рыночной экономики [6].

Был сделан выбор в  пользу перехода к рыночной экономике, так как весь мировой опыт доказал  жизненность и эффективность  рыночной экономики. Планировалось  создать социально-ориентированную  экономику, повернуть все производство к запросам потребителя, преодолеть дефицит и позор тогдашних очередей, на деле обеспечить экономическую свободу граждан, создать условия для поощрения трудолюбия, творчества и инициативы, высокой производительности труда.

Экономические взаимоотношения между суверенными республиками предполагалось строить исходя из признания государственного суверенитета и равенства республик, и вместе с тем, - целостности Союза как федерации.

Однако все заявленные союзным государством направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике, другие реформы пробуксовывались, нарастал кризис, в том числе и политический, который завершился распадом союзного государства в декабре 1991 года.

В этих условиях Республика Казахстан 25 октября 1990 года приняла Декларацию о государственном суверенитете [7], а 16 декабря 1991 года – Конституционный закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» [8]. Казахстан стал суверенным, независимым государством и начал самостоятельно проводить широкомасштабные экономические, политические и социальные реформы.

16 февраля 1991 года было  принято Постановление Верховного  Совета Казахской ССР «Об основных  направлениях разгосударствления  и приватизации государственной  собственности в Казахской  ССР». 22 июня 1991 года был принят Закон Казахской ССР «О разгосударствлении и приватизации».

Программа разгосударствления и приватизации государственной  собственности стала первоосновой и базисом проведенных экономических  преобразований и реформ в республике, стала главной организационной составляющей процесса реформирования государственной собственности.

Право государственной собственности в Республике Казахстан