Право государственой собственности на землю

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………. 
1 Теоретический анализ института права собственности на землю ………....

1.1 Земля как объект  природы, объект собственности и  объект хозяйствования

1.2 Понятие, сущность и содержание права собственности на землю

1.3 Формы и виды собственности на землю РФ…………………………………

1.4 Особенности возникновения права на землю

2 Правовое регулирование государственной собственности на землю в

России…………………………..

2.1 Государственная собственность на землю и её виды......................

2.2 Особенности предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков под строительство, находящихся в государственной собственности

2.3 Правовое регулирование сделок с землей, находящейся в государственной собственности

2.4 …………………………………………………………….

3 Совершенствование государственного регулирования земельных отношений

Заключение…………………………………………………………………………....

Список использованных источников………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. Для всего человечества земля является важнейшим объектом материального мира. Как верно отмечается в литературе, человеческий разум изобретает невиданные ранее средства, которые устаревают, на их смену придут более гениально продуманные средства, которые тоже будут морально устаревать и заменяться новыми гениальными изобретениями. Однако всегда самым неповторимым и незаменимым явлением будет земля, и ее морально не состарит никакой промежуток времени.

Земля в современном российском праве одновременно выступает как имущество, природный объект и природный ресурс, территория государства, средство производства и основа хозяйственной деятельности человека. В условиях наличия недостаточно разработанных правовых норм велика вероятность ущемления либо чрезмерного усиления правового статуса земли как объекта права  собственности, что может привести к негативным последствиям. В связи с этим наибольший научный интерес представляет изучение роли права и регулирование отношений государственной собственности на землю как инструмента, определяющего основные направления в его развитии.

Степень изученности и новизны. Научная новизна дипломной работы определяется тем, что она является комплексным исследованием, посвященным анализу права государственной собственности на землю. Проблема возникновения права собственности в настоящее время достаточно хорошо изучена, но существует множество разногласий. Процесс развития общества порождает ранее неизвестные общественные отношения, которые могут не только стать причиной спорных ситуаций, но и породить коллизии в регулирующих их нормах права. Это особенно заметно в области регулирования отношений государственной земельной собственности.

 

 

 

Цель работы заключается в осуществлении комплексного анализа и изучения актуальных проблем права государственной собственности на землю в Российской Федерации и её субъектах.

Для достижения указанной цели перед работой были определены следующие задачи:

- определить понятие и особенности права государственной собственности;

- рассмотреть содержание права государственной собственности на землю;

- изучить особенности правового регулирования права собственности на землю Российской Федерации;

- изучить особенности правового регулирования права собственности на землю субъектов Российской Федерации;

- исследовать основания приобретения и прекращения государственной собственности на землю;

- исследовать современные проблемы разграничения государственной собственности;

- обосновать выводы и предложения, направленные на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере государственной  собственности на землю.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу государственной собственности на землю в Российской Федерации.

Предмет исследования представляет система законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих право государственной собственности на землю, его содержание, определение субъекта и объекта этого права, а так же правоприменительная деятельность в данной сфере общественных отношений.

Методологические  основы исследования. Для решения поставленных задач были использованы общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция) и частноправовые методы (исторический, системный, сравнительно-правового анализа, системно - структурного анализа и т.д.).

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования обусловлены его научной новизной. Обширность поставленных вопросов обусловила необходимость привлечения широкого круга источников. К вопросам, рассматриваемым в данной работе обращались многие ученые. Так, право государственной собственности на землю было рассмотрено в трудах Г.А. Аксененка,  В.К. Григорьева, Л.И. Дембо, А.В. Карасса и др. Государство как субъект гражданско-правовых отношений рассматривался С.Н. Братусем, М.И. Брагинским и др.

Гражданско-правовые аспекты можно выделить в трудах С.С. Алексеева, А.В. Венекдиктова, Д.И. Майера, Е.А. Суханова, Г.Ф. Шершеневича и др. Земельно-правовые аспекты разрабатывались З.С. Беляевой, С.А. Боголюбовым, Г.Е. Быстровым, Б.Ф. Ерофеевым, Ю.Г. Жариковым. Б.Д. Клюкиным и др.

В написании курсовой работы был использован большой объем нормативно-правовых актов федерального уровня, субъектов РФ, а так же судебная практика. Именно они  позволили наиболее точно и подробно раскрыть данную тему.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что положения, выводы и рекомендации, сформулированные в процессе работы, могут быть использованы правотворческими органами в процессе работы по совершенствованию нормативных правовых актов.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованных источников.

 

 

1Теоретический  анализ института права собственности  на землю

1.1.Земля как  объект природы, объект собственности  и объект

 хозяйствования

 

Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль:

- в экологическом понимании - это природный объект, составная часть природной среды, взаимодействующая с другими объектами природы – лесами, недрами, водами, а в широком смысле охватывающая все природные ресурсы;

- с экономической точки зрения - это объект хозяйственной и иной деятельности (является материальной базой всякого производства; она – источник (ресурс) для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека);

- в социальном отношении - это объект собственности (государственной, кооперативной, частной и личной).

Земля как природный объект. Земля - важнейший компонент природной среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей. Равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства. При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что, в свою очередь, влияет на ценностные характеристики данного объекта. Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права, а должны регулироваться нормами земельного права с учетом норм гражданского права только в части, не урегулированной нормами земельного права.

Земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами, она для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе.

Земля выступает как основа жизни и общенациональное достояние, как компонент природы, биосферная категория.

Земля как объект собственности. Современная система прав на земельные участки основывается на едином первичном праве - праве собственности.

В зависимости от субъектов права выделяют три основные формы собственности на земельные участки (ст. 9 Конституции РФ):

- государственную;

- муниципальную;

- частную;

- (и иные формы собственности - по Конституции РФ).

При этом право собственности, и в особенности право частной собственности, носит ограниченный характер. Так, собственник обязан соблюдать: установленное целевое назначение земельного участка; ограничения, установленные для оборота земельных участков, и т.д.

В ст. 9 Конституции РФ провозглашено: "Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". Перечень субъектов соответствующих форм собственности определяется в соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса РФ. Поскольку круг субъектов права собственности регулируется гражданским законодательством, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации, изменение круга субъектов права собственности на региональном или муниципальном уровне невозможно.

Земля как объект хозяйствования (пользования). Земля представляет собой весьма сложный хозяйственный объект, обладающий множеством различных свойств и в силу этого находящийся в сфере деятельности различных отраслей права:

- конституционного, нормами которого регулируются административно-государственное устройство, государственные границы и суверенитет народов;

- административного, определяющего систему и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений, устанавливающего ответственность за различные виды земельных правонарушений, и т. п.;

- гражданского, регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права. 

Государственный контроль за использованием земель должен проводиться в целях соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков требований закона.

Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга, который должен осуществляться в целях:

- своевременного выявления и прогнозирования развития негативных последствий, влияющих на качество и состояние земель, разработки и реализации мер по предотвращению этих процессов;

- оценки эффективности этих землеохранительных мероприятий;

- информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны земель, которое должно включать

 

 

 

 

 

1.2 Понятие, сущность и содержание права собственности на землю

Отношения собственности занимают главенствующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. Возникнув на ранних этапах развития человечества (присвоение древними людьми своей добычи), собственность представляет основу, становой хребет любого общественного строя и общества. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой стороны собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.

Право собственности на землю представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования и распоряжения земельными участками.

Право собственности вообще, в том числе и на землю рассматривается в двух аспектах:

- как правовой институт (право собственности в объективном смысле);

- как совокупность правомочий конкретного собственника (право собственности в субъективном смысле).

Право собственности на землю в объективном смысле представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности на землю и содержащихся в различных отраслях российского права (конституционного, гражданского, земельного и др.).

Право собственности на землю в объективном смысле - это один из ключевых институтов земельного права, обладающий универсальным характером.

Под правом собственности на землю в субъективном смысле понимается закрепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему определенным земельным участком (или его частью) своей властью и своем интересе путем совершения в отношении этих земельных участков действий, не противоречащих закону и не нарушающих права и законные интересы других лиц.

Традиционно в практике и теории земельного права под понятием «право собственности на землю» понимается именно право собственности в субъективном смысле, включающее в себя три указанных правомочия. Классическая триада правомочий, предусмотренных гражданским законодательством, которыми обладает собственник имущества, не имеет никаких принципиальных отличий от правомочий собственника земельного участка. В то же время, содержание правомочий собственника на землю, выражающееся в их правах и обязанностях, имеет очевидную специфику, которая нашла отражение в законодательстве и заключается в более жестком законодательном закреплении прав и обязанностей собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при их использовании.

Правомочие владения означает установленную законом фактическую принадлежность материальных ценностей, в том числе земельных участков конкретному лицу.

Владение - это фактическое обладание вещью, физическое господство над ней. Таким образом, правомочие владения землей означает основанную на законе возможность фактического обладания земельным участком или его частью. Владеть землей может и несобственник, но только в соответствии с законом (например, арендатор земельного участка). В отличие от владения обычным имуществом, которое собственник может переместить в нужное для него место (перевезти в другой населенный пункт, закрыть в хранилище и т.п.), владение землей представляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней ограничено. Поэтому владение землей проявляется в виде установления и закрепления границ земельного участка на местности (в натуре) путем возведения межевых линий и пограничных знаков.

Правомочие пользования - это основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств и доходов с целью удовлетворения производственных и личных нужд.

Правомочие пользования землей выражается в допустимой законом возможности хозяйственной и иной эксплуатации земельного участка, извлечении из него полезных свойств и использовании для удовлетворения иных потребностей. Правомочием пользования земельным участком обладает либо его собственник, либо владелец.

Наконец, правомочие распоряжения выражается в предоставлении собственнику возможности изменять (определять) юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей, например - земельного участка. У владельца - несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника. Правомочие распоряжения проявляется в том, что собственник по своему усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный участок - то есть, на основании и в порядке, предусмотренном законом, определить его судьбу. В то же время, лицо, имеющее земельный участок на праве собственности, не вправе менять его целевое назначение и вид разрешенного использования.

Право собственности на землю и природные ресурсы не является абсолютным и ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с п. 2 ст. 36 Конституции РФ, собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Кроме того, согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права, в том числе право собственности могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Что касается форм права собственности на землю, то в соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ, гл. III Земельного кодекса РФ, ст. 209-217 Гражданского кодекса РФ, в Российской Федерации устанавливаются следующие формы земельной собственности: частная собственность; государственная собственность; муниципальная собственность; иные формы собственности. Государственную и муниципальную собственность объединяют в публичную собственность.

Следует отметить, что до 1990 года в России была единственная форма права собственности на землю и иные природные ресурсы - исключительная государственная, сущность которой состояла в том, что земля, ее недра, воды и леса были неизменной принадлежностью государства. В настоящее время в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом все формы собственности, включая частную. [1,п. 2 ст. 8]

 

1.3 Формы и виды собственности на землю РФ

 

Согласно Конституции РФ ст. 9 в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Однако фактически различные формы собственности не равны между собой. В частности, Земельным кодексом определяется, какие виды земель могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Например, в ст. 27 ЗК РФ говорится, что Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, (ограниченным в обороте) не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Право государственной собственности – система экономических отношений, складывающихся в процессе опосредованного государственного коллективного, общественного присвоения материальных благ, произведенных обществом

Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены в границах субъектов Федерации. Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами, относятся к федеральной собственности. Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерации и ее субъектом.

Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий [6, ст. 124-127].

Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.

Из пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право федеральной собственности на землю может возникнуть только тремя способами.

Во-первых, федеральная собственность на землю устанавливается непосредственно федеральными законами.

Во-вторых, федеральная собственность выделяется в процессе разграничения государственной собственности на землю.

В-третьих, земельные участки приобретаются Российской Федерации в собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством [8, п.1 ст. 17].

Первые два способа отграничиваются от оснований возникновения прав собственности, предусмотренных в Гражданском кодексе Российской Федерации, что, конечно, нельзя считать правильным.

Из статей 8 и 212 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права, в том числе право федеральной собственности на землю может возникнуть на основании актов государственных органов или в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

В настоящее время в соответствии с федеральными законами в федеральной собственности находятся:

- земли, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам;

- земли, предоставленные внутренним войскам;

- земля, предоставленная для размещения и деятельности Железнодорожных войск;

- земельные участки органов федеральной службы безопасности; земельные участки, находящиеся в ведении федеральных органов правительственной связи и информации;

- земельные участки, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны;

- земельные участки, на которых располагаются, входящие в систему государственного резерва организации;

- земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;

- земельные участки, отведенные под соответствующую государственную наблюдательную сеть;

- земли лесного фонда;

- земли особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- земли, занятые находящимися в федеральной собственности водными объекта;

- земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны;

- земельные участки в городе Москвы, на которых расположены здания, строения и сооружения, где размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации.

Все вышеперечисленные федеральные законы, в том числе и Земельный кодекс Российской Федерации, были изданы до вступления в силу Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю». При составлении статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации законодатель попытался учесть, как требования Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", так и сложившуюся до принятия этого закона практику установления собственности Российской Федерации на землю в различных федеральных законах.

Несогласованности между соответствующими федеральными законами слишком очевидны, чтобы их можно было не заметить. Целесообразно привести несколько примеров: к федеральной собственности отнесены земли лесного фонда, значительная часть водных объектов, особо охраняемые природные территории федерального значения.

Таким образом, собственность Российской Федерации уже установлена на земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий федерального значения, земли, занятые водными объектами. В тоже время Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" исходит из того, что указанные земли не являются, а должны быть отнесены к федеральной собственности.

В федеральных законах при регулировании вопросов, связанных с федеральной собственностью на землю, допускаются повторы, используются несогласованные между собой понятия и имеются другие неточности. Вместе с тем в них достаточно ясно обозначена принадлежность определенной земли к федеральной собственности.

Под приобретением земельных участков в федеральную собственность по основаниям, установленным гражданским законодательством, следует понимать возникновение права собственности Российской Федерации на землю в силу какой-нибудь сделки или в результате утраты права собственности другим лицом в порядке, установленном законом. Появление этой нормы в Земельном кодексе Российской Федерации вряд ли можно считать оправданным. Соответствующие проблемы уже давно решены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Если установление собственности Российской Федерации на землю федеральными законами или при разграничении государственной собственности основано на административном или ином властном подчинение одной стороны другой, то приобретение земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, часто решается уже в совершенно иной правовой сфере.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований.

Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место.

Государственные земли - наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.

Право государственой собственности на землю