Представительный орган муниципального образования

 

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….……..3

Глава 1. Представительный орган муниципального образования…...7

    1. Представительный орган в структуре местного самоуправления ..7
    2. Порядок формирования представительного органа ……………..11
    3. Численность депутатов представительного органа ……………...13
    4. Компетенция представительного органа …………………………25
    5. Организационная деятельность представительного органа ……..30
    6. Представитель представительного органа ………………………..33

Глава 2. Полномочие представительного органа ……………………..35

2.1. Досрочное прекращение полномочий представительного органа ….35

2.2 Структура  и организационные полномочия  структурных подразделений представительных  органов местного самоуправления………36

2.3 Исключительная  компетенция представительного  органа местного самоуправления…………………………………………………………………...51

2.4 Ответственность  представительного органа местного  самоуправления

Глава 3. Некоторые проблемы организационной структурой органов местного самоуправления мероприятия, направленные на их преодоление ...........................................................................................................57

3.1 Проблемы, связанные с организационной  структурой органов местного самоуправления………………………………………………………..57

3.2 Предложения  и мероприятия по совершенствованию организации органов местного самоуправления………………………………………….......59

Заключение ………………………………………………………………….62

Список использованной литературы ………………………………………64

      

 

 

 

 

Введение

 

В дипломной  работе рассмотрена тема «Представительные органы местного самоуправления». Актуальность  темы  исследования  определяется   огромной   ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым, активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

    Одним из важнейших  направлений развития современной  российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т.е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.

Формирование  системы местного самоуправления в  России и его правовых основ происходит с большими трудностями как объективного, так и субъективного характера. И среди них следует назвать несогласованность, несистематизированность, неполноту и непоследовательность законодательства о местном самоуправлении. Важно учитывать, что под влиянием динамизма общественных отношений изменяется и сам нормотворческий процесс, который должен все более оперативно реагировать на перемены в общественной жизни. Это означает, что правовая модель развития местного самоуправления в субъектах Российской Федерации должна быть основана на концептуальной программе, без чего нормотворчество теряет содержательный смысл и системность. Нередко не решив самых необходимых проблем развития территории, не выявив ее особенности и ресурсный потенциал, органы власти субъектов РФ решают юридические проблемы определения статуса муниципальных образований, многовариантности структурных форм местного самоуправления, распределения полномочий между различными уровнями органов власти, координации функций с помощью нормативных правовых актов, которые не выдерживают проверки временем и во многом лишены практической пользы, из-за чего неоднократно дополняются, изменяются, а подчас и отменяются. Эти и другие обстоятельства во многом определили выбор темы дипломной работы и круг анализируемых проблем.

Предметом исследования являются органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации.

Объектом исследования выступают структура, ответственность, компетенция органов местного самоуправления, уяснения их места и роли в системе народовластия. Исследованию подверглись проблемы совершенствования функциональных и компетенционных аспектов деятельности муниципальных органов, а также предпосылки и условия эффективности местного самоуправления, форм и видов ответственности в механизме местного самоуправления и системы государственных гарантий его осуществления.

Цели исследования состоят, во-первых, в попытке возможно более полного системного анализа правовых аспектов сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, важнейшей составной части системы демократии в нашей стране. Во-вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, функций местного самоуправления, выявлении глубинных связей и опосредований, реально складывающихся между содержанием и функциональными проявлениями местного самоуправления и механизма народовластия. В-третьих, выявлении особенностей реализации концептуальных положений и действующего законодательства в сфере местного самоуправления в условиях становления демократии в Российской Федерации, определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально_правовых отношений. В-четвертых, в выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.

Эти цели предопределили конкретные задачи исследования:

-    проанализировать  особенности и проблемы реализации  федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении в современных условиях;

-   исследовать  роль и значение местного самоуправления  в системе управления РФ;

-    исследовать  принципы организации местного  самоуправления, их отражение в  действующем законодательстве, влияние на формирование основ местного самоуправления;

-   раскрыть  многофункциональный характер местного  самоуправления как территориальной организации публичной власти;

-    исследовать  с учетом новых подходов и  знаний понятие и особенности  реализации компетенции органов местного самоуправления;

-  выявить  роль и место отдельных государственных  полномочий в объеме компетенции органов местного самоуправления;

-    исследовать  правовые основы влияния институтов  прямой демократии на процесс реализации компетенции органов местного самоуправления;

- выявить предпосылки  и условия эффективности осуществления  местного самоуправления.

Основной задачей  демократического государства является создание наиболее благоприятных условий  для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Представительный орган муниципального образования

1.1. Представительный орган в структуре органов местного самоуправления

В структуре  органов местного самоуправления муниципального образования ведущая роль принадлежит  представительному органу. Представительный орган в своих решениях выражает волю граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Поэтому необходимы дополнительные меры по усилению представительной функции этого органа. На первый план должно выходить выражение представительным органом мнения избирателей, их социальных интересов, согласование усилий различных политических сил в муниципальных образованиях, формирование гражданской позиции населения. Представительный орган должен являться своего рода трибуной для выражения различных мнений представителями избирателей и для обсуждения жизненно важных вопросов муниципального образования. 
Наименования представительных органов муниципальных образований различны. Чаще всего - дума (городская, сельская или поселковая), городское собрание.

Расходы на обеспечение  деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление  и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Представительный  орган обладает правами юридического лица. Представительный орган муниципального образования имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, иметь печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, счета в банковских и кредитных учреждениях.

Представительный орган местного самоуправления – это выборный коллегиальный орган местного самоуправления, обладающий правами юридического лица, состоящий из представителей населения (депутатов), количество и срок полномочий которых определяется в уставе муниципального образования в соответствии с федеральным законом.1

В соответствии с требованием Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», структура и порядок  формирования органов местного самоуправления, а так же срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц должны определяться уставом муниципального образования.

Структура представительного  органа муниципального образования характеризует численный состав представительного органа, его внутреннее строение и устройство и, как правило, получает свою конкретизацию в регламентах, которые принимаются представительными органами.

Глава муниципального образования, может входить в состав представительного органа с правом решающего голоса и, как правило, он является председателем представительного органа.

Уставами муниципального образования может быть предусмотрено  избрание заместителя (или нескольких заместителей) председателя представительного органа.

Структура представительного  органа включает также формируемые  представительным органом его внутренние рабочие, вспомогательные органы.2 Такие, как, совет представительного органа, совет думы и т.д., которые осуществляют предварительное рассмотрение организационных и иных вопросов, связанных с деятельностью представительного органа.

Представительный  орган образует постоянные и временные  комиссии (комитеты). Постоянные комиссии представительного органа формируются  из числа депутатов на срок его полномочий. Постоянные комиссии избирают из своего состава председателя и заместителей. Кандидатура председателя утверждается представительным органом. Перечень и наименование постоянных комиссий определяется решением представительного органа.

Временные комиссии могут создаваться представительным органом по любым вопросам своей  деятельности. Задачи, состав, полномочия и порядок их работы определяются представительным органом при образовании  временных комиссий. В состав временных  комиссий могут входить лица не являющиеся депутатами.

Наряду с  временными комиссиями представительные органы могут создавать временные  рабочие группы для реализации конкретных задач. Их состав также не ограничивается только депутатами.

В представительном органе могут формироваться депутатские  объединения. Все они обладают равными правами. Внутренняя деятельность таких объединений организуется ими самостоятельно. Депутатские объединения работают во взаимодействии с постоянными комиссиями.

Представительный  орган может иметь свой аппарат, осуществляющий организационное, правовое, информационное, финансово-хозяйственное  обеспечение его деятельности. Аппарат  оказывает помощь постоянным комиссиям представительного органа и депутатам.

Представительные органы формируются путем избрания депутатов в представительные органы на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Закон допускает  возможность формирования представительного  органа муниципального района путем вхождения в него по должности глав поселений, находящихся на территории муниципального района, и избрания представительными органами данных поселений депутатов из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства.

Срок полномочия представительного органа не может  быть менее двух лет и более  пяти лет. В соответствии с Федеральным  законом 2003 г. полномочия представительного органа независимо от порядка его формирования могут быть прекращены в случаях:

а) наступления  ответственности перед государством (ст. 73)3;

б) принятием  представительным органом решения  о самороспуске;

в) вступления в  силу решения суда субъекта Федерации, о неправомочности данного состава депутатов представительного органа, в т.ч. в связи со сложением депутатами своих полномочий;

г) преобразования муниципального образования.

В случае досрочного прекращения своих полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через 3 месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий данного органа проводятся досрочные муниципальные выборы. При досрочном прекращении полномочий представительного органа муниципального района, сформированным не путем муниципальных выборов, а иным способом, представительные органы поселений, расположенные в границах муниципального района, обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.4

 

 

 

 

 

1.2. Порядок формирования представительного органа

 

Представительные  органы муниципальных образований  формируются на основе всеобщего участия населения, прежде всего путем выборов. Порядок формирования представительных органов для поселений и для муниципальных районов может быть различен. Представительный орган поселения всегда состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Единственным исключением из этого правила являются представительные органы малочисленных поселений. Если же в таком малочисленном поселении проживает менее 100 человек, обладающих избирательным правом, то в этом случае представительный орган поселения не формируется и полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 35) предусматривает два варианта формирования представительного органа муниципального района.

Основным для  большинства муниципальных районов  является первый вариант, согласно которому представительный орган избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.

Следует заметить, что положение, согласно которому число  депутатов представительного органа муниципального района, избираемых от одного поселения не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района, противоречит Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части необходимости соблюдения примерного равенства избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10% (п. 4 ст. 18) и тем самым нарушает принцип равного избирательного права. В данном случае Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исходит из необходимости представительства в выборных коллегиальных органах муниципального района не только избирателей как отдельных лиц, но и муниципальных образований. В этой связи число мандатов в представительном органе муниципального района не обязательно должно полностью соответствовать численности избирателей соответствующих поселений.

Согласно второму  варианту, представительный орган муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Так, представительный орган муниципального района формируется, если такое решение в течение  одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о таком порядке формирования представительного органа оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с рассмотренным нами первым вариантом. 
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

 

1.3. Численность депутатов представительного органа

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования. При этом в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлена минимальная численность депутатов представительного органа поселения, которая жестко привязана к численности населения соответствующего поселения.

Такая численность не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10000 человек;

15 человек - при численности населения от 10000 до 30000 человек;

20 человек - при численности населения от 30000 до 100000 человек;

25 человек - при численности населения от 100000 до 500000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления определяется уставом  муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Установленный срок полномочий депутата не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Норма об изменении установленного уставом муниципального образования срока полномочий депутата вступает в силу с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия депутата не подлежат передаче другому лицу5.

Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления начинаются со дня его  избрания и прекращаются в день начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава.

Полномочия депутата представительного органа могут  прекратиться досрочно. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях:

-осуществления несовместимой со статусом депутата представительного органа местного самоуправления деятельности;

- прекращения гражданства Российской Федерации.

В случае прекращения  гражданства иностранного государства (если депутатом был избран иностранный  гражданин), полномочия депутата прекращаются в соответствии с нормами международного договора и соответствующих ему федеральных и областных законов. Если в международном договоре и соответствующих ему федеральных и областных законах подобные нормы отсутствуют, прекращение гражданства иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен соответствующий международный договор, влечет досрочное прекращение полномочий депутата. Полномочия депутата досрочно не прекращаются, если на момент прекращения гражданства Российской Федерации или гражданства иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен соответствующий международный договор, депутат имеет соответственно гражданство иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен соответствующий международный договор, или гражданство Российской Федерации;

- нахождения в местах  лишения свободы по приговору  суда, вступившему в законную  силу;

- вступления в законную  силу решения суда о признании  гражданина, являющегося депутатом, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

- вступления в законную  силу решения суда о признании  гражданина, являющегося депутатом,  недееспособным;

- вступления в законную  силу решения суда о признании  выборов, в результате которых  депутат был избран, недействительными;

- направления в представительный  орган местного самоуправления  письменного заявления о сложении  полномочий;

- его смерти;

- досрочного прекращения  деятельности представительного  органа местного самоуправления (самороспуска);

- его отзыва населением;

- роспуска представительного  органа местного самоуправления  в порядке, предусмотренном статьей  49 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации»;

- призыва на военную  службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. ФЗ № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года.

Полномочия депутата подлежат досрочному прекращению также  в случаях, если:

- полномочия представительного органа независимо от порядка его формирования прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");

- представительным органом  принято решение о самороспуске. При этом решение о самороспуске  принимается в порядке, определенном уставом соответствующего муниципального образования;

- муниципальное образование,  в котором он является депутатом,  преобразовано;

- в случае вступления  в силу решения суда субъекта  Российской Федерации о неправомочности  данного состава депутатов представительного органа местного самоуправления, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий6.

Полномочия депутата, выборного должностного лица подлежат досрочному прекращению также в  иных случаях и в порядке, предусмотренных  федеральными законами.

Досрочное прекращение  полномочий депутата влечет проведение муниципальных выборов в порядке  и в сроки, установленные федеральным  и областным законодательством.

Виды деятельности и  ответственность депутата представительного  органа местного самоуправления

Депутат, в соответствии с уставом муниципального образования  может осуществлять свои полномочия на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной производственной и иной деятельности.

На профессиональной постоянной основе могут работать, как правило, не более 10% депутатов от установленной уставом муниципального образования численности депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования, а при численности представительного органа менее 10 человек - 1 депутат7.

Депутатам, выборным должностным  лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на профессиональной постоянной основе, социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются в законе.

Формами деятельности депутата являются:

а) участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления;

б) участие в работе постоянных и временных комитетов  и комиссий представительного органа местного самоуправления;

в) участие в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления, его комитетов и комиссий;

г) обращение с предложениями  и замечаниями по вопросам местного значения к должностным лицам  органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов  местного самоуправления, руководителям организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

д) проведение депутатского расследования;

е) работа с избирателями;

ж) содействие осуществлению  территориального общественного самоуправления;

з) участие в организации  и проведении местных референдумов, собраний (сходов), конференций граждан и других форм непосредственного волеизъявления граждан;

и) участие в работе депутатских объединений - фракций  и депутатских групп в представительном органе местного самоуправления8.

Депутат обязан участвовать в заседании представительного органа местного самоуправления. Отсутствие депутата на заседании представительного органа без уважительной причины не допускается.

Депутат заблаговременно  извещается о дате, времени и месте  проведения заседания представительного органа местного самоуправления, а также о вопросах, выносимых на его рассмотрение, с обязательной передачей всех необходимых материалов по этим вопросам.