Представительство в гражданском процессе

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ПОНЯТИЕ СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА………………………6

1.1 Понятие и значение  представительства…………………………………….6

1.2 История развития института  представительства в России………………..13

2. СУБЪЕКТЫ СУДЕБНОГО  ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА…………………….32

3. ВИДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА……………………………………………50

3.1 Законное представительство………………………………………………..50

3.2 Договорное представительство……………………………………………..57

3.3 Общественное представительство………………………………………….69

3.4 Представительство по  назначению…………………………………………75

4. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ  И ИХ ОФОРМЛЕНИЕ…………….79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….84

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………89 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем,что по разным причинам граждане иногда не могут присутствовать лично в судебном заседании; порой это связано с их состоянием здоровья, иногда с нахождением в отпуске, командировке или с отдаленностью проживания от места расположения суда. Наконец, гражданин может нуждаться в квалифицированной юридической помощи и, поэтому, закон разрешает гражданам вести свои дела в суде через представителей.

 В связи с этим, представительство в суде является самостоятельным гражданским процессуальным институтом, выполняющим функцию процессуальной гарантии защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов сторон, заявителей.

В соответствии с законом  через представителей могут совершаться и иные юридические действия - предъявление претензии, получение заработной платы, посылок и т.п. Не допускается совершение через представителя таких действий, которые по своему характеру могут совершаться только лично.

Выбирая данную тему для  написания дипломной работы, я руководствовалась, прежде всего, тем, что в современных гражданских правоотношениях представительство занимает если не основную, то одну из ведущих ролей, является полноценным и серьезным институтом.

О представительстве в  гражданском процессе можно сказать, что его сущность, его задачи и  представление практике его применения имеют важное значение в полной цепи осуществления гражданско-процессуального  права.

Представительство является институтом, в котором выражается общественное значение человека - служить  интересам других людей.

Целью настоящего исследования является рассмотрение   основных  положений представительства в гражданском процессе.

Для  достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

1) раскрыть  понятие и значение института представительства;

2) изучить историю становление института представительства в России;

3)рассмотреть субъектов представительства, дать характеристику каждому субъекту;

4)подробно изучить и проанализировать виды представительства, полномочия представителя и их оформление;

5)внести свои предложения по совершенствованию действующего законодательства по исследуемой теме.

Предметом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе рассмотрения гражданских дел с участием представителя в судах общей юрисдикции Российской Федерации.

Научная новизна работы состоит в изучении проблем совершенствования законодательства в сфере представительства в гражданском процессе с точки зрения теории и практики.

Методологической  основой работы являются общенаучные методы исследования, а так же специальные методы познания, в том числе диалектический, исторический, сравнительно-правовой.

Нормативной базой работы служат Конституция Российской Федерации, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и другие документы, относящиеся к теме исследования.

Теоретическую базу составляют труды ученых, изучавших и изучающих особенности представительства в гражданском процессуальном праве: Афанасьев Д. В. ,Баранов В. Н., Берман У., Юкша Я. А. и других.

Структура исследования обусловлена целью работы, и а соответствии с этим работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка источников. Первая глава раскрывает понятие судебного представительства в Российской федерации. Во второй главе работы исследуются субъекты представительства. Третья глава посвящена изучению видов представительства. В четвертой главе рассмотрены полномочия представительства и их оформление.

 

  1. ПОНЯТИЕ СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

 

    1. Понятие и значение представительства

 

 

Представительство — совершение одним лицом (представителем), в силу имеющихся у него полномочий от имени  и в интересах другого лица (представляемого), сделок и иных юридических  и фактических действий, в результате чего у представляемого создаются, изменяются и прекращаются гражданские  права и обязанности1.

Представляемыми могут быть любые субъекты гражданского права: физические лица, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и  муниципальные образования.

Представительство в суде - самостоятельный гражданский процессуальный институт, выполняющий функцию процессуальной гарантии защиты субъективных прав и  охраняемых законом интересов сторон, третьих лиц, заявителей. Но правозащитная  функция, которую осуществляют в  суде представители, не единственная. Они также содействуют суду и  в правосудии.

Представительство диктуется  причинами юридического и фактического порядка.

Юридические причины это:

   -        неполная дееспособность (до 18 лет);

   -       ограничение дееспособности;

   -       признание гражданина недееспособным и т.п.

 Фактические причины  включают в себя:

   -       болезнь;

   -       отсутствие в месте постоянного жительства;

   -       юридическую безграмотность;

   -        нежелание лица лично осуществлять права и исполнять свои права и обязанности и т.д.

Цели судебного представительства  определяются необходимостью обеспечить наиболее полную защиту интересов граждан  и организаций.

В соответствии со ст. 48 ГПК РФ граждане могут вести свои дела лично или через представителей2.

В современных условиях значение судебного представительства возрастает по целому ряду причин. Во-первых, в  связи с переходом к состязательной модели гражданского процесса и снятием  с суда обязанностей по доказыванию. Во-вторых, сама правовая система все  более и более усложняется  и дифференцируется на все новые  и новые правовые образования, увеличивается  количество правовых актов, что требует  специализации и среди юристов. Поэтому без участия квалифицированного юриста провести судебный процесс на профессиональном уровне становится практически  невозможным3.

Важно подчеркнуть и то обстоятельство, что институт представительства, и прежде всего адвокатуры, способствует реализации права граждан на квалифицированную  юридическую помощь, закрепленную в  ст. 48 Конституции РФ4.

Гражданское процессуальное законодательство в ст. 34  не относит  судебных представителей к участвующим  в деле лицам. Основанием для такого решения вопроса являлось то, что  у судебных представителей отсутствует  материально-правовой интерес к  исходу дела. Однако считать судебных представителей совершенно не заинтересованными  в исходе дела нельзя: в пределах полномочий они стремятся добиться в процессе определенного положительного правового результата в пользу представляемого. Например, представитель ответчика  стремиться добиться вынесения судом  решения об отказе в иске. Такая  позиция означает, что представитель заинтересован в исходе дела. Интерес этот носит не материально-правовой, а процессуальный характер, так как представитель действует не в своих интересах, а в интересах представляемого. Однако процессуальный интерес к исходу дела, как и материально-правовой, является юридическим, поскольку основан на законе. Именно нормами гражданского процессуального права определены правовая природа участия представителя в суде и сущность этого процессуального института.

Представитель несет права  и обязанности (в соответствии со статьей 35 Гражданского процессуального  кодекса) равные правам и обязанностям представляемой стороны за исключением  специальных полномочий,  оговоренных  в статье 54 ГПК РФ:

- Подписание искового  заявления;

- Предъявление искового  заявления в суд;

- Передача спора на  рассмотрение третейского суда;

- Предъявление встречного  иска;

- Полный или частичный  отказ от исковых требований, уменьшение их размера;

- Изменение предмета или  основания иска;

- Признание иска;

- Заключение мирового  соглашения;

- Передача полномочий  другому лицу (передоверие);

- Обжалование судебного  постановления;

- Получение присужденного имущества или денег;

- Предъявление исполнительного  документа к взысканию5.

В ряде случаев участие  в суде представителя необходимо, например, при защите интересов малолетних, несовершеннолетних, лиц, страдающих психическим  расстройством. Судебный представитель  способствует более полному осуществлению  процессуальных прав и обязанностей лиц, юридически не осведомленных или  мало осведомленных. Судебный представитель необходим и тогда, когда то или иное лицо, участвующее в деле, по болезни, занятости, пребыванию в другой местности не может лично присутствовать при разбирательстве дела в соответствии со статьей 50 ГПК РФ.

В зависимости от основания  участия в суде представителя, а  также от причин, побудивших лицо, участвующее  в деле, обратиться к помощи представителя, он может либо полностью заменить в процессе представляемого, либо участвовать  совместно с ним в ведении  дела.

Судебный представитель - лицо, которое совершает процессуальные действия от имени и в интересах  представляемого в пределах своих  полномочий.

То, что судебный представитель  действует в процессе от имени  представляемого, отличает его от субъектов, от своего имени защищающих права  других лиц в порядке ст. 46, 47 ГПК.

Представительство в суде - совершение одним лицом (судебным представителем) процессуальных действий в пределах предоставленных ему  полномочий от имени и в интересах  представляемого, участвующего в процессе в качестве стороны, третьего лица, заявителя.

Совершение судебным представителем процессуальных действий есть осуществление  процессуальных прав и обязанностей, принадлежащих представляемому  в силу закона. Поэтому нельзя согласиться  с тем, что процессуальные права  и обязанности возникают у  представляемого в результате совершения представителем тех или иных процессуальных действий. Так, сторонам в силу закона принадлежит право на обжалование  судебного решения. Если судебный представитель, будучи на то уполномоченным, приносит кассационную жалобу на судебное решение  от имени и в интересах ответчика, он лишь осуществляет принадлежащее  ответчику субъективное процессуальное право на обжалование решения6.

Отношения между представляемым и представителем регулируются нормами  материального права (гражданского, трудового, семейного, административного). Отношения между судебным представителем и судом регулируются нормами  гражданского процессуального права.

Представительство в суде допускается во всех судах, по всем гражданским делам, во всех стадиях  гражданского судопроизводства.

Гражданско-правовое и процессуальное представительство имеют целый ряд общих признаков. Вместе с тем следует отличать судебное представительство от представительства в гражданском праве. Различие можно провести по целям и характеру отношений между представителем и представляемым, по кругу лиц, которые могу выступать в качестве судебных представителей. В соответствии со статьей 51 ГПК РФ представителями не могут являться следующие лица:

- Судьи

- Следователи

- Прокуроры (за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей).

Так, цель Гражданско-правового  представительства - создание, изменение  и прекращение гражданских прав и обязанностей для представляемого  лица. Полномочия представителя следует  отличать от полномочия лица, действующего также в чужом интересе, но от собственного имени. К таким лицам  относятся (п. 2 ст. 182 ГК РФ):

-     коммерческий посредник — лицо, способствующее совершению сделки, но ее не совершающее;

-     конкурсный управляющий — лицо, распоряжающееся имуществом должника при его банкротстве;

-     душеприказчик — лицо, совершающее действия для исполнения завещания в интересах наследников;

-     лицо, уполномоченное на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок;

-       посыльный — лицо, передающее чужое волеизъявление;

-     рукоприкладчик — лицо, подписывающее сделку за субъекта, не способного подписаться собственноручно;

-     комиссионер — лицо, обязующееся по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 190 ГК РФ);

-     третье лицо. Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник должен исполнить обязательство не кредитору, а лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (ст. 430 ГК РФ)7.

Цель судебного представительства - защита в суде интересов представляемого, помощь ему в осуществлении процессуальных прав и исполнении процессуальных обязанностей.

При процессуальном представительстве  представитель совершает целый  комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в  гражданском процессе. Так, судебный представитель готовит от имени  доверителя (доверитель - сторона договора поручения, физическое или юридическое  лицо, доверяющее выполнение определенных юридически значимых действий другому  лицу (поверенному) от имени и за счет первого) процессуальные документы, непосредственно участвует в  судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен  в связи с выполнением своих  функций в суде, и не вправе совершать  действия, выходящие за эти пределы. Субъектом гражданского процесса остается доверитель. Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения, а в отдельных случаях - и возмещения собственных затрат на представительство.

Участие судебного представителя  в процессе способствует более полному  выяснению всех обстоятельств по делу, проявлению инициативы и активности участников процесса.

 

    1. История развития института представительства в России

 

 

Появление адвокатуры в России связывают с Судебной реформой 1864 г., хотя и до ее проведения судебное представительство на Руси все же существовало.

Историю развития адвокатуры в России можно условно разделить на следующие периоды:

  • адвокатура России в период до Судебной реформы 1864 г.;
  • адвокатура России в период с 1864 по 1917 гг.
  • адвокатура советского периода 1917—1991 гг.
  • современный период адвокатуры.

Первое упоминание о поверенных, являющихся прообразом современного адвоката, в письменной форме содержится в законодательных актах XV в. в Псковской и Новгородских судных грамотах, предусматривавших возможность иметь представителя в судебном разбирательстве.

Судебные представители того времени делились на две группы: первую группу составляли так называемые естественные представители, родственники тяжущихся, вторую — наемные поверенные, которыми могли быть все правоспособные граждане, за исключением облеченных властью и тех, кто стоял на службе, чтобы исключить влияние на суд, их еще называли ходатаями по делам или стряпчими8.

По Псковской судной грамоте услугами поверенных могли воспользоваться только женщины, дети, монахи и монахини, старики и глухие, тогда как по Новгородской судной грамоте услугами поверенных мог воспользоваться любой желающий. Положение о поверенных также упоминается в Судебнике 1497 г., в котором было закреплено, что истец или ответчики могли не являться в суд, а приглашать вместо себя поверенных. В Судебнике 1550 г. помимо участия поверенных уже были определены правила проведения судебного поединка и запрет вмешательства в него посторонних под угрозой наказания.

В Соборном уложении 1649 г. царя Алексея Михайловича говорится об институте поверенных как об уже существующем. Но состав наемных поверенных был весьма разнообразен, так как в то время еще не было законодательной регламентации представительства.

Слово «адвокат» как термин в России впервые был употреблен в Воинских уставах Петра I 1716 г. Одна из глав именовалась «Об адвокатах и полномочных» и определила их полномочия и задачи. С этого периода и до Судебной реформы 1864 г. законодатель предпринимал меры по упорядочению деятельности профессиональных ходатаев.

В 1775 г. Екатерина II подписала Указ «Учреждения для управления губерний Всероссийская империи», согласно которому появился институт губернских стряпчих, являющихся помощниками прокурора и защитниками казенных интересов. К стряпчим не предъявлялось каких-либо требований в виде образовательного или нравственного ценза, не была регламентирована и их внутренняя организация.

Только в конце XIX в. судебное представительство превращается в юридический институт присяжных стряпчих. Попыткой отчасти упорядочить участие судебных представителей в коммерческих судах явился Закон от«об учреждении коммерческих судов». Согласно последнему был создан институт присяжных стряпчих, направленный на упорядочение деятельности судебных представителей в коммерческих судах. Поверенными по делам между частными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих, который вели в каждом коммерческом суде. Для включения в список присяжных стряпчих при коммерческом суде желающие должны были подать в соответствующий суд прошения, а также аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства о звании и поведении, которые сами сочтут нужными. Суд по рассмотрению представленных документов либо вносил лицо в список, либо объявлял претенденту устно отказ без объяснения причин. Лица, внесенные в список, давали присягу по установленной форме. Стряпчие были полностью зависимы от суда: по его усмотрению могли быть допущены к практике, а также исключены из списка без объяснения причин. Установленного числа присяжных стряпчих не было. Они не имели государственного содержания и существовали за счет гонораров. Закон значительно ограничивал права и возможности присяжных стряпчих, практически они по-прежнему оставались в зависимости от судей.

Несмотря на существование судебного представительства в России до Судебной реформы 1864 г., как таковой адвокатуры тогда еще не было. Официально признавались лишь ходатаи и поверенные, которые не обладали достаточной квалификацией, были юридически неподготовленными.

Во второй половине XIX в. в период царствования Александра II в России произошли кардинальные преобразования российского общества и государства. После отмены крепостного права был осуществлен ряд реформ: военная, крестьянская, земская, городская реформы, в том числе и судебная реформа. В результате проведения Судебной реформы 1864 г. в России был создан институт адвокатуры.

В 1861 г. началась планомерная подготовка судебной реформы, была образована комиссия, результатом работы которой стали «Основные положения преобразования судебной части в России», утвержденные императором Александром II 29 сентября 1862 г. Эти Положения состояли из трех частей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них были зафиксированы следующие принципиальные изменения: осуществлено   отделение   суда   от   администрации, включавшее гласность и состязательность судебного процесса, выборный мировой суд, несменяемость судей и судебных следователей, введен суд присяжных заседателей9.

Все это легло в основу документа, утвержденного Александром II «Учреждение судебных установлений». Этим актом впервые в России был учрежден институт адвокатуры, присяжных поверенных.

Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоявшей при судебных палатах. Несмотря на существование определенного судебного контроля, присяжная адвокатура являлась компетентной и самоуправляемой организацией адвокатов. Органами самоуправления были совет и общее собрание присяжных поверенных.

В акте «Учреждение судебных установлений» были определены предъявляемые к присяжным поверенным условия, они фактически совпадали с требованиями, предъявляемым к судьям. Так, кандидат в присяжные поверенные должен был иметь высшее юридическое образование и пятилетний стаж работы по юридической специальности.

Кроме того, существовали определенные условия, препятствующие получению статуса присяжного поверенного. Присяжными поверенными не могли быть:

    - лица, не достигшие 25-летнего возраста;

    - иностранцы;

- граждане, объявленные несостоятельными должниками (банкротами);

- лица, состоящие на службе от правительства или по выборам, кроме занимающих почетные или общественные должности без жалованья;

- лица, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;

- граждане, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния;

- граждане, исключенные со службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;

- те, кому по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных10.

Присяжными поверенными и их помощниками не могли быть лица женского пола.

Названный документ регламентировал порядок поступления в число присяжных поверенных. Чтобы стать присяжным поверенным, необходимо было подать прошение в совет присяжных поверенных, указав в нем необходимые в соответствии с законом сведения. К прошению прилагались документы, подтверждающие образование, стаж и другую необходимую информацию о претенденте. Совет присяжных поверенных, рассмотрев представленные лицом документы и приняв к сведению все сведения, которые признавал нужными, выносил постановление о принятии просителя в число присяжных поверенных, о чем выдавалось ему надлежащее свидетельство, или об отказе.

В случае утверждения советом кандидатуры принимаемый в присяжные поверенные приносил присягу по правилам его вероисповедания. Затем принятый в число присяжных поверенных вносился в список поверенных, о чем делалась соответствующая запись в свидетельстве, выданном ему советом присяжных поверенных. Сообщение о принятии лица в присяжные поверенные публиковалось.

Согласно Основным положения преобразования судебной части в России присяжные поверенные не были государственными служащими, они рассматривались как установленные в государственных интересах лица свободной профессии.

Присяжные поверенные имели право принять на себя ведение любого дела, как уголовного, так и гражданского, во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они были приписаны.

По уголовным делам присяжные поверенные принимали на себя защиту подсудимых либо по соглашению, либо по назначению председателя судебного места. Присяжный поверенный, назначенный для производства дела советом или председателем судебного места, мог отказаться от исполнения данного ему поручения только по уважительным причинам.

Гражданские дела присяжные поверенные могли вести на основании доверенности, данной им тяжущимся; словесным заявлением на суде; по назначению советом присяжных поверенных по просьбе тяжущихся или по назначению председателя суда при отказе избранного тяжущимся поверенного.

Оплата за оказание присяжным поверенным юридической помощи определялась соглашением сторон в письменной форме. Кроме того, существовала определенная такса, которой руководствовался суд при исчислении издержек, подлежащих взысканию с проигравшей стороны в пользу выигравшей на оплату услуг адвоката, а также с учетом данной таксы суд определял размер гонорара поверенного, если тот не имел письменного соглашения с клиентом о размере оплаты его услуг.

Кроме того, на присяжных поверенных распространялись определенные запреты при оказании помощи своим доверителям. Так, присяжный поверенный:

- не мог действовать в суде в качестве поверенного против своих родителей, жены, детей, родных братьев, сестер, дядей и двоюродных братьев и сестер, что основывалось на нормах морали и нравственности;

- не мог быть одновременно поверенным обеих спорящих сторон или менять своих доверителей по одному и тому же делу, переходя от одной стороны к другой;

- не имел права покупать или иным образом приобретать права своих доверителей по их тяжбам как на свое имя, так и под видом приобретения для других лиц (Все сделки такого рода признавались недействительными. В случае нарушения данного положения присяжные поверенные привлекались к дисциплинарной ответственности по решению совета.);

- не должен был оглашать тайн своего доверителя не только во время производства его дела, но и по окончании судебного разбирательства.

Помимо этого, каждый присяжный поверенный был обязан вести список дел, порученных ему, и представлять этот список в совет поверенных по первому требованию.

Присяжные поверенные могли быть привлечены к уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

К уголовной ответственности подлежал привлечению присяжный, совершивший умышленные действия во вред своему доверителю, в частности, за злонамеренное превышение пределов полномочий и злонамеренное вступление в сношения или сделки с противниками своего доверителя во вред ему или за злонамеренное истребление или повреждение, присвоение, утайку или растрату документов или имущества доверителей. Также присяжные поверенные подлежали уголовной ответственности за умышленное оскорбление членов суда или участников процесса11.

Гражданская ответственность наступала при совершении присяжным деяния, нанесшего материальный вред доверителю, например, за пропущенные по вине присяжного поверенного процессуальные сроки.

Совет присяжных поверенных мог привлечь присяжного поверенного к дисциплинарной ответственности, назначив одно из следующих наказаний за нарушение принятых присяжным поверенным взятых на себя обязательств:

  • предостережение;
  • выговор;
  • запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока, но не более одного года (Если присяжному поверенному уже запрещалось два раза временно отправлять его обязанности, то в случае его новой вины, которую совет признавал заслуживающей такого же взыскания, он исключался из числа поверенных.);
  • исключение из числа присяжных поверенных. Специально оговаривалось и то обстоятельство, что исключенные из числа присяжных поверенных лишаются права поступать в это звание на территории всего государства.

При этом законом был определен порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, обеспечивающий объективное рассмотрение дела о нарушении присяжным поверенным принятых на себя обязательств. Предусматривалось истребование от привлекаемого к ответственности присяжного поверенного объяснений в установленный советом срок, его явка на заседание совета, наличие кворума на заседании, а также возможность обжалования постановления совета, за исключением тех, которыми присяжный поверенный подвергался предостережению и выговору.

Что касается совета присяжных поверенных, которому закон предписывал наблюдать за профессиональной деятельностью присяжных поверенных, то данный орган адвокатского сообщества учреждался в каждом округе судебной палаты, если в нем насчитывалось не менее 20 присяжных поверенных. Совет присяжных поверенных избирался проводимым ежегодно общим собранием присяжных поверенных. Число членов совета должно было быть соразмерно числу подведомых совету присяжных поверенных, не менее пяти и не более 15 человек. Перед выборами членов совета общему собранию представлялся отчет о действиях совета за минувший судебный год.