Представление младших школьников о гигиене зрения

 Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования представлений в младших  школьников……………………………………………………………..5

1.1 Представление  как психолого – педагогическая  категория………………..5

1.2 Особенности  формирования  представлений у младших школьников…..20

1.3. Краткие  сведения из истории гигиенного  обучения и воспитания……...25

Глава 2. Методы формирования представлений у младших школьников…...27

2.1 Здоровьесберегающие  технологии в начальной школе…………………...27

2.2 Упражнение  для укрепления зрения в учебном процессе………………...33

2.3 Опыт  современных педагогов по формированию  представлений  о гигиене зрения…………………………………………………………………...40

Глава 3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной  работы по формированию представлений младших школьников о гигиене зрения в процессе обучения естествознания……………………………………………..45

3.1. Диагностика  упражнения сформированности представлений  о гигиене зрения младших школьников…………………………………………………...45

3.2. Формирующий этап…………………………………………………………49

3.3. Контрольный  этап ………………………………………………………….50

Заключение……………………………………………………………………….54

Список использованных источников…………………………………………...56 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    На  фоне сложных экологических и  экономических условий нашего времени  проблема здоровья детей стоит особо остро. Если нет здоровья, то все остальное бессмысленно. По мнению ученых, здоровье взрослого населения на 75 % определяется условиями его формирования в детском и подростковом возрасте до 15 лет. Исследование НИИ гигиены и профилактики детей и подростков показали, что уже половина детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья, а за время обучения в школе количество здоровых детей сокращается. Здоровье подрастающего человека - это программа не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Проблема сохранения своего здоровья - это прежде всего процесс социализации - воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействий с социальными факторами. Существующая система школы обучения, при всей ее научности, не учитывает главного: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Именно в школе дети могут черпать духовные и физические силы, искать интересные пути решения проблемы становления личности. В условиях, когда человек становится активной силой общества, ему необходимо знать самого себя, законы по которым он сам отводит себе место в обществе.

    Цель  данной работы - выявит методы и приемы формирования представлений о гигиене  зрения у младших школьников.

    Задачи  работы:

    - изучить литературу (психолого –  педагогическую и научную) по  проблеме гигиены зрения младших  школьников.

    - раскрыть основные понятия по  гигиене зрения.

    - исследовать особенности гигиены  зрения младших школьников.

    - изучить и определить наиболее  оптимальные методы и формы работы начальной школы по формированию предмета о гигиене зрения.

    Объект  исследования - это процесс формирования представлений о гигиене зрения у младших школьников.

    Предмет – методы и средства формирования представлений о гигиене зрения у младших школьников.

    Гипотеза  – целенаправленная работа по формированию представлений о гигиене зрения будет более успешной, если использовать  систему разнообразных методов  и приемов на уроках естествознания.

    Методы  исследования:

    - анализ психолого – педагогической и медицинской литературы;

    - изучение программы школьного  курса естествознания;

     - анализ и обобщение передового  педагогического опыта.

    Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования представлений в младших  школьников

    1.1 Представление как психолого  – педагогическая категория

      Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова -- случайно или намеренно -- вызван нами. Это явление получило название «представление».

    Таким образом, представление -- это психический  процесс отражения предметов  или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

    В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

    Представления возникают не сами по себе, а в  результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют  огромное значение не только для процессов  памяти или воображения, -- они чрезвычайно  важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

    Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления -- это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления -- это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, -- они, как правило, значительно бледнее.

    Следующей характеристикой представлений  является фрагментарность. Представления  полны пробелов, отдельные части  и признаки представлены ярко, другие -- очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

    Не  менее значимой характеристикой  представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный  образ, будь то какой-либо предмет или  чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались  его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов -- способность к формированию слуховых представлений, у художников -- зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.

    Следует отметить, что представления -- это  не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер. Например, представьте ваш обеденный стол или чашку, которой вы обычно пользуетесь. Эти предметы вы видели не один раз и с разных сторон, но когда вам предложили их представить, то они возникли в вашем сознании не во множественном числе, а в каком-то обобщенном образе. Этот обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.

    Наши  представления всегда являются результатом  обобщения отдельных образов  восприятия. Степень обобщения, содержащегося  в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

    Необходимо  также подчеркнуть следующую  очень важную особенность представлений. С одной стороны, представления  наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными  образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

    Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

    Сущность  сигнальной функции представлений  состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

    И. П. Павлов считал, что представления  являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность. Он показал, что представления очень часто  формируются по механизму условного  рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Когда вы в процессе своей жизни и деятельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах данного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала.

    Например, при виде апельсина возникает  представление о нем как о  съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.

    Регулирующая  функция представлений тесно  связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее  воздействовавшем на наши органы чувств.

    Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

    Следующая функция представлений -- настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости  от характера воздействий окружающей среды.

    Так, изучая физиологические механизмы  произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

    Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической  регуляции деятельности человека.

      В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений. Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

    Следует отметить, что данный подход к классификации  представлений не может рассматриваться  как единственный. Так, Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений  можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях. Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить по степени проявления волевых усилий.

    Зрительные  представления. Большинство имеющихся  у нас представлений связано  со зрительным восприятием. Характерной  особенностью зрительных представлений  является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Однако чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе. Например, часто наши зрительные образы лишены объемности и воспроизводятся в виде картины, а не объемного предмета. Причем эти картины в одном случае могут быть красочными, а в других случаях -- бесцветными.

    От  чего зависит характер, или «качество», наших представлений? Характер наших зрительных представлений главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Так, зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительными искусствами, потому что не только рисование по памяти, но и рисование с натуры невозможно без хорошо развитых зрительных представлений. Немаловажную роль играют зрительные представления и в педагогическом процессе. Даже изучение такого предмета, как литература, требует для успешного овладения материалом «включения» воображения, что, в свою очередь, в значительной мере опирается на зрительные представления.

    В области слуховых представлений  важнейшее значение имеют речевые  и музыкальные представления. В  свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Фонетические представления имеют место тогда, когда мы представляем на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определенным голосом. Такого рода представления имеют достаточно большое значение при изучении иностранных языков.

    Темброво-интонационные  речевые представления имеют  место тогда, когда мы представляем себе тембр голоса и характерные  особенности интонации какого-нибудь человека. Такого рода представления имеют большое значение в работе актера и в школьной практике при обучении ребенка выразительному чтению.

    Суть  музыкальных представлений главным  образом заключается в представлении  о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. У большинства людей тембровый момент в музыкальных представлениях отсутствует, потому что знакомый мотив, как правило, представляется не сыгранным на каком-либо инструменте или спетым каким-либо голосом, а как бы звучащим «вообще», в каких-то «абстрактных звуках». Однако у высококлассных музыкантов-профессионалов тембровая окраска может проявляться в музыкальных представлениях с полной ясностью.

    Другой  класс представлений -- двигательные представления. По характеру возникновения  они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым  воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными  ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Например, если вы представите себе, что сгибаете в локте правую руку, то в бицепсах правой руки у вас произойдут сокращения, которые можно регистрировать чувствительными электрофизиологическими приборами. Если исключить возможность этого сокращения, то и представления становятся невозможными. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

    Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают нам соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представления о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные представления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами (например, представляя себе сгибание правой руки в локте, мы, как правило, имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо-двигательными (речевые представления).

    Следует обратить внимание на то, что слуховые представления также очень редко  бывают чисто слуховыми. В большинстве случаев они связаны с двигательными ощущениями зачаточных движений речевого аппарата. Следовательно, слуховые и двигательные речевые представления -- качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. Однако в этом случае мы с полным основанием можем говорить о том, что двигательные представления в равной степени связаны как со слуховыми образами, так и с двигательными ощущениями. Так, представляя какой-либо предмет, мы сопровождаем зрительное воспроизведение мысленным произнесением слова, обозначающего этот предмет, поэтому мы вместе со зрительным образом воспроизводим слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями. Вполне правомочен вопрос о том, можно ли воспроизвести зрительные представления, не сопровождая их слуховыми образами, Вероятно, можно, но в этом случае зрительный образ будет весьма смутным и неопределенным. Относительно ясное зрительное представление возможно только при совместном воспроизведении со слуховым образом.

    Таким образом, все основные типы наших  представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с  другом, а деление на классы или  типы весьма условно. Мы говорим об определенном классе (типе) представлений  в том случае, когда зрительные, слуховые или двигательные представления выступают на первый план.

    Завершая  рассмотрение классификации представлений, нам необходимо остановиться еще  на одном, весьма важном, типе представлений -- пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами -- образами пространства, так как одну сторону действительности -- пространственное размещение вещей -- они передают с полной наглядностью.

    Пространственные  представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается  зрительный, иногда -- двигательный компонент. Весьма активно представлениями  данного типа оперируют шахматисты, играющие вслепую. В повседневной жизни мы тоже пользуемся данным типом представлений, например когда необходимо добраться из одной точки населенного пункта в другую. В этом случае мы представляем себе маршрут и движемся по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в нашем сознании. Как только мы отвлекаемся, т. е. это представление уходит из нашего сознания, мы можем совершить ошибку в передвижении, например проехать свою остановку. Поэтому при передвижении по конкретному маршруту пространственные представления так же важны, как и информация, содержащаяся в нашей памяти.

    Пространственные  представления очень важны и  в освоении ряда научных дисциплин. Так, для успешного овладения  учебным материалом по физике, геометрии, географии ученик должен уметь оперировать  пространственными представлениями. При этом надо различать плоские и трехмерные (стереометрические) пространственные представления. Многие люди достаточно хорошо оперируют плоскими пространственными представлениями, но не в состоянии так же легко оперировать трехмерными представлениями.

    Кроме того, все представления различаются  по степени обобщенности. Представления  принято разделять на единичные  и общие. Следует отметить, что  одно из основных отличий представлений  от образов восприятия заключается  в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления -- это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления -- это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

    Следует также отметить, что все представления  различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято  выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления -- это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления -- это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

    Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других -- слуховые, а у третьих -- двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа. К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

    Человек с преобладанием представлений  зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным. Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа. Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

    Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Так, у одних людей представления всех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преобладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью своих представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, вспоминая какие-либо события, они мысленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; размышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т. д. Так, талант известного русского композитора Римского-Корсакова состоял в том, что у него музыкальное, т. е. слуховое, воображение сочеталось с необычным богатством зрительных образов. Сочиняя музыку, он мысленно видел картины природы со всем богатством красок и со всеми тончайшими оттенками света. Поэтому его произведения отличаются необычайной музыкальной выразительностью и «живописностью».

    Как мы уже отметили, все люди обладают способностью пользоваться любым видом  представлений. Более того, человек должен уметь пользоваться представлениями любых типов, поскольку выполнение определенной задачи, например овладение учебным материалом, может потребовать от него преимущественного использования представлений определенного типа. Поэтому представления целесообразно развивать.

    Сегодня нет данных, позволяющих однозначно указать время появления у  детей первых представлений. Вполне возможно, что уже на первом году жизни представления, будучи еще  тесно связанными с восприятием, начинают играть значимую роль в психической жизни ребенка. Однако ряд исследований показал, что первые воспоминания о событиях жизни у детей относятся к возрасту полутора лет. Поэтому можно говорить о появлении «свободных представлений» у детей именно в это время, а к концу второго года жизни зрительные представления уже играют существенную роль в жизни ребенка.

    Речевые (слухо-двигательные) представления  также достигают относительно высокого развития на втором году жизни, поскольку  без этого был бы невозможен процесс  овладения речью и наблюдающийся в этом возрасте быстрый рост словарного запаса ребенка. К этому же периоду относится появление первых музыкальных слуховых представлений, выражающихся в запоминании мелодий и в самостоятельном пении их.

Представление младших школьников о гигиене зрения