Предупреждение возникновения криминальных опасностей в образовательном учреждении



Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт физической культуры

Кафедра безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предупреждение возникновения криминальных опасностей в образовательном учреждении

 

 

 

выпускная квалификационная работа

по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности»

 

 

 

 

 

Допущена к защите:

«___»______________2007

Зав.кафедрой___________

              Исполнитель: Юзова

Надежда Евгеньевна, студентка 5 курса

Дневного обучения,503 гр.

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург,2007 г.

 

Содержание

Введение

 

Глава 1 Глава 1 Становление и развитие системы профилактики  и предупреждения  правонарушений среди несовершеннолетних в России

 

Глава 2 Криминальные опасности в образовательном учреждении

2.1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних.

2.2. причины и условия возникновения криминальных опасностей в образовательном учреждении.

2.3.Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.

 

Глава3 Система работы по предупреждению и профилактике криминальных опасностей среди несовершеннолетних в образовательном учреждении.

 

3.1.Планирование работы. Создание системы предупреждения и профилактики криминальных правонарушений в  образовательном учреждении.

3.2.Учебная и воспитательная работа по предупреждению криминальных опасностей в образовательном учреждении.

3.3.Роль учителя ОБЖ в создании системы предупреждения криминальных опасностей в образовательном учреждении

 

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Криминологическая обстановка в России в процессе становления и развития рыночной экономики, демократизации  государственной и общественной жизни  существенно изменилась. Рост противоречий в обществе , связанный прежде всего  с перераспределением  собственности и имущественным расслоением  населения, вызвал резкое увеличение  масштабов преступности,  возникновений криминальных опасностей во многих сферах общественной жизни в том числе и образовательной.

Особенность современной социальной ситуации заключается в том, что значительная часть  населения пребывает  в состоянии неуверенности  и неопределенности, многие семьи  в затруднительных материальных условиях  с весьма туманными перспективами  на  будущее. Это сказываться на психологическом состоянии  детей и подростков, на их представлении об обществе - та же неуверенность, страх, утрата веры в надежность родителей, семьи, государства, негативное отношение к моральным  и нравственным  ценностям, искаженное  представление  о социальных нормах, правах, обязанностях, законе, все это приводит к росту  в образовательных учреждениях  опасностей криминального характера.

Перед каждым образовательным учреждением стоит  задача  предупреждения, организации и обеспечения мер по ликвидации криминальных опасностей. Работа в данном направлении требует, несомненно, затраты огромных  сил, знаний, умений.

Актуальность нашей темы обусловлена тем, что  многочисленные факты возникновения криминальных опасностей  в ОУ  становятся более частыми. Такие ситуации приводят к опасности не только учащихся, но и педагогов и функционирование самого ОУ. Последние данные показывают, что  в стране от криминальных действий погибает около 34 тыс. человек убитых,180-190 тыс. человек получают тяжкие телесные повреждения, около 15 млн. человек страдают от различного рода криминальных посягательств, среди этих цифр криминальных опасностей  большая часть приходится и на школы. К криминалу относиться и совершение терактов. Значительные потери связаны с тем, что многие участники образовательного процесса не знают элементарных правил поведения в ситуациях криминального характера. Стремление руководителей приобретать дорогостоящее  укрепление технической и тактической  готовности  к защите ОУ  от криминальных опасностей и терактов не приводит к снижению потерь и не делает образовательный процесс безопасным, если в голове каждого учащегося и педагога не будет качественных знаний о мерах обеспечения  соблюдения собственной  безопасности, о помощи и самопомощи.

Самые строгие  меры и законы не  помогут снизить потери общества и государства, если в каждом ОУ и в обществе в целом не будут созданы  условия для развития культуры (культа) формирования безопасной личности, безопасного поведения, проектирования и внедрения комплексных социальных систем безопасности.

Эти выводы помогают осознать важность целого ряда требований: к обеспечению безопасности, созданию комплексной системы безопасности  по предупреждению криминальных опасностей в ОУ. Необходимы специальные программы и механизмы построения взаимодействия.

Актуальная проблема нашей работы состоит в том, что невозможно организовать качественный образовательный процесс без обеспечения комплексной безопасности ОУ и предупреждения криминальных опасностей.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор нами темы выпускной квалификационной работы: « Предупреждение возникновения  криминальных опасностей  в образовательном учреждении»

Цель нашей работы: Составить  комплексную программу по предупреждению возникновения криминальных опасностей в ОУ.

Объектом нашего исследования является  предупреждение возникновения криминальных опасностей в ОУ.

Предметом исследования  является комплексная программа  по предупреждению и возникновению криминальных опасностей в ОУ.

Для реализации цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературные источники, публикации периодики, статистические материалы по вопросам  возникновения криминальных опасностей в ОУ их  причин и условий возникновения.

2.Проанализировать нормативно- правовые основы деятельности ОУ в целях обеспечения безопасности и предупреждения криминальных опасностей.

3.Освоить теоретические основы  проектирования комплексной программы по обеспечению безопасности и предупреждению криминальных опасностей в ОУ.

4.Подготовить проект программы по обеспечению и предупреждению возникновения криминальных опасностей в ОУ.

5.Оформить  результаты исследования  и представить их на экспертизу.

Для реализации цели и поставленных задач в квалификационной работе  применялись следующие методы:

а) анализ научно-методической литературы, документальных материалов;

б) педагогическое наблюдение;

в) систематизация;

г) моделирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Становление и развитие системы профилактики  и предупреждения  правонарушений среди несовершеннолетних в России.

 

 

В настоящее время все более актуальным становится возвращение к историческому опыту возникновения, становления и развития системы предупреждения подростковой преступности и возникновения криминальных опасностей в ОУ.

Исторические аспекты проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних  в разные периоды освещались в работах З.А. Астемирова , Е. В. Болдырева, Н. И. Ветрова, М.Н.Гернета, Ю.Б. Гербеева и др. Весьма объективны и глубоко проанализированы истоки образования системы государственных мер, направленных на борьбу с этим явлением, в монографиях Л.И. Беляевой, А.Г. Сапрунова, В.Д. Ермакова,  Э.Б. Мельниковой. Обстоятельно и многогранно показаны место и роль органов внутренних дел, значение образовательных учреждений в эволюции системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Кроме этого вопросами  социального контроля и предупреждения отклоняющегося поведения  занимались теоретики-социологи (О.Спенсер, Э.Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин и др.). Эти авторы подготовили концептуальные основы для эффективной коррекции отклоняющегося поведения.

В книгах предпринята попытка систематизировать исторический опыт становления и развития системы управления профилактикой правонарушений за весьма широкий исторический период, охватывающий 18-20 столетия.

Научные источники свидетельствуют, что  формирование подходов к решению проблемы детской преступности, дифференциации ответственности и принятию мер к несовершеннолетним  правонарушителям

Имеют глубокие исторические корни.

В начале 19 века в России  начинает  формироваться научный подход к изучению этой проблемы  по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.(основой борьбы по профилактике  являлось заключение малолетних под стражу), что способствовало укреплению преступной наклонности  среди несовершеннолетних заключенных под стражу.

Развращающий характер  тюрьмы калечил детей нравственно и физически. Выходя из тюрьмы, не имея  средств, для существования, не имея специальности и работы, но зато «обогатившись законами преступного мира», подростки вновь становились на путь правонарушений, но уже более тяжких и квалифицированных.

Реформирование российского  общества, преобразования в вопросах права, просвещения и воспитания потребовали разработки правовых основ предупреждения преступности  и перевоспитания несовершеннолетних. Наряду с вопросами ответственности  и наказания за совершенные преступления активизировался поиск путей организации исправления и перевоспитания, а также мер по предупреждению возникновения криминальных опасностей.

Вторая половина 19 века характеризуется активизацией юридической мысли в области совершенствования законодательства о несовершеннолетних правонарушителях.

Во 2 половине 19 века началась непосредственная реализация рекомендаций  специалистов в области юстиции по делам несовершеннолетних. Одним из нормативных актов, касающихся профилактики преступности несовершеннолетних стал Закон от 5 декабря 1866 г « Об исправительных приютах» , в соответствии с которыми  исправительные приюты учреждались для нравственного исправления несовершеннолетних , совершивших правонарушения, но в законе не были указаны  средства и меры с помощью которых будет происходит  профилактика  правонарушений.

В конце 19 века  был принят целый ряд других важнейших законодательных актов, направленных на гуманизацию ответственности подростков за совершенные преступления и изменение подходов государственных  органов к решению проблемы борьбы с детской  преступностью и правонарушениями. В данных документах таких подростков направляли для работы и обучения к благонадежным мастерам в промышленные заведения, на сельскохозяйственные работы.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие  выводы:

-в законах царской России существовали нормативные документы, в которых содержались юридические нормы, предусматривающие уменьшение объема карательного содержания  уголовного наказания;

- неформальный характер  уголовного процесса  ставили несовершеннолетних в положение лиц, незащищенных законом.

В начале 20 века в литературных источниках сообщается, что начинают появляться воспитательно-исправительные учреждения. 19 апреля был принят Закон «О воспитательно-исправительных учреждениях для несовершеннолетних»

По мнению А.Г. Сапрунова, это был принципиально новый для российского законодательства  нормативный акт. В нем нашли отражение собственный опыт, достижения науки и положительные устремления. Целью этого закона было широко и твердо поставить дело предупредительно- исправительного воспитания.

Этим же нормативным актом устанавливались образовательные требования к директору заведения, которому необходимо было иметь право преподавания, т.е. он должен быть педагогом по профессиональной подготовке. Нормативно закреплялось и деятельность педагогических советов.

Закон предусматривал и меры воспитательного и исправительного воздействия, к которым относило образование: религиозное, общее и профессиональное.

С 1 января 1910 года  начала действовать камера по делам о «малолетних», а 22 января состоялось первое судебное разбирательство.

Деятельность судов  способствовала  предупреждению преступлений , а это «предохранение от преступлений тех детей, которые  еще их не совершили, но по условиям жизни стоят на пороге закона, удержание совершивших преступление от рецидива».

Таким образом, необходимо  отметить, что до конца 19 века основная задача по предупреждению криминальных опасностей и правонарушений  принадлежала полиции.  Специальных структур, как в образовательных учреждениях, так и в полиции для осуществления профилактики правонарушений и преступлений не создавалось.

В 1917 г коренным образом изменилась политика государства в отношении детей. Исторические события, социальные потрясения, военные действия того времени не прошли бесследно, так как в стране в несколько раз увеличилось количество правонарушений среди несовершеннолетних, увеличение беспризорности подтолкнуло государство на создание системы профилактики , предупреждения криминала. Этому способствовало  создание специального органа, координировавшего и направляющего деятельность всех ведомств и организаций по охране детства - Совет защиты детей, позже реорганизованный в комиссию по улучшению жизни детей.

По инициативе Деткомиссии ВЦИК был разработан и осуществлен первый и единственный комплексный общегосударственный « Трехлетний план борьбы с детской беспризорностью», что способствовало профилактике и предупреждению подростковой преступности.

В первые годы после революции в стране проводились всероссийские съезды, на которых вырабатывались рекомендации по дальнейшей организации работы с несовершеннолетними. В эти годы были приняты и реализованы решения о создании специальных органов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, детской социальной инспекции с приемно-распределительными пунктами и детскими правовыми консультациями при ней.

Как  отмечают В.Д., Ермаков  Н.И., именно в эти годы утвердилось понимание того ,что борьба с правонарушениями несовершеннолетних, охрана их прав,что требует совсем других приемов, других людей, которые могут ближе подойти к детской среде, вызвать к себе доверие, суметь отделить случаи, которые нуждаются в принудительном воздействии, а в остальных применить первые приемы воспитательного характера.

Большое значение придавалось в те годы изучению причин и условий, способствовавших совершению детьми и подростками правонарушений, их личностных особенностей.

  При комиссиях по делам несовершеннолетних работали на штатной основе обследователи-воспитатели, которые полностью обеспечивали подготовку дел о правонарушениях детей и подростков к рассмотрению на заседаниях данного органа, а также осуществляли  последующий надзор за правонарушителем, если он оставался проживать в прежней обстановке.

Комиссии по делам несовершеннолетних в первую очередь взяли на себя труд по реализации новой системы правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, включающий меры однократного воспитательного воздействия (беседы,  замечания); устройства в заменяющие семью воспитательные учреждения; длительного надзора за поведением детей и подростков; изоляции подростков.

Для подростков совершивших правонарушения создавались специальные учреждения: интернаты со строгим педагогическим режимом, сельскохозяйственные колонии, трудовые дома. В них организовывались общеобразовательная учеба и профессиональное обучение.

В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г. в системе НКВД были созданы приемники  распределители для несовершеннолетних. Кроме того, положения данного правового акта заложили  основу системы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Так предполагалось:

-значительно улучшить состояние детских домов и колоний, над которыми устанавливалось шефство предприятий и организаций;

- усилить ответственность родителей за ненадлежащее воспитание своих детей посредством применения таких мер, как сообщение по месту раоты, в общественные организации; отобрание детей без лишения родительских прав;

-активизировать борьбу с детской безнадзорностью  и хулиганством на улицах.

В 1940г. стали создаваться и в короткий срок нашли широкое распространение, детские комнаты милиции, ставшие центрами работы по преодолению правонарушений подростков.

В годы войны  преступность резко снизилась. На это повлияло ряд причин: призыв в армию большого  числа мужского населения; всенародный патриотизм, охвативший не только законопослушное население; ужесточение мер в отношении лиц совершивших противоправное деяние.

Анализ  исторической действительности 1945-1970-х годов в Советском государстве  позволяет судить  о том ,что основная задача государства состояла в восстановлении экономики и народного хозяйства.

Всеобщая амнистия 1953 г., реабилитация многих тысяч  репрессированных и несправедливо осужденных граждан, начавшаяся в 1956 г.,- все это привело к небывалому всплеску  преступности, что послужило предпосылкой качественного совершенствования системы органов внутренних дел.

В связи с этим остро встал вопрос о проблеме борьбы с преступностью несовершеннолетних и специализации научных исследований в этой области в целях пересмотра основных  методов профилактики правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел, образовательными учреждениями и внедрение  результатов исследования в практическую деятельность.

Решение проблемы ранней профилактики  правонарушений среди несовершеннолетних было возложено  на участковых инспекторов, а позже данный вопрос полностью стал относиться к ведению детских комнат милиции.

Деятельность детских комнат милиции активно велась во взаимодействии с образовательными учреждениями с подростками, которые  совершали преступления, но не были привлечены к уголовной ответственности;  систематически уходящими из дома.

В 1970 г. в обязанности  инспекторов по делам несовершеннолетних входило и работа с подростками  употребляющих спиртные напитки.

Со временем в работу  по предупреждению  противоправного поведения  и предупреждению криминальных опасностей включались  общественные формирования: добровольные народные дружины, оперативные комсомольские отряды дружинников. В каждом субъекте профилактике уделяли значимое внимание. Осуществлялись вопросы  трудоустройства, организации досуга. Решение  личных проблем, а также  проведение индивидуально- воспитательной работы с подростками систематически нарушающих дисциплину в ОУ, пропускающих  школу , возвратившимися из колоний,  спецшкол и специальных технических училищ, осужденных условно, возлагалось  на общественных воспитателей. С целью организации досуга во всех образовательных учреждениях работали кружки, секции, факультативы, где несовершеннолетние могли удовлетворить свои интересы и потребности , реализовать свои способности .

В 80-х годах  работа велась в том же направлении как в школах с организацией досуга,  так и органами внутренних дел.

К началу 1990-х годов преступность стала угрожать становлению российской государственности, осуществлению экономических и политических реформ. В этой связи при активном участии Министерства внутренних дел Российской Федерации Указ от 6 сентября1993г №1338 « О профилактике  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетни, защите их прав» Он устанавливал государственную  систему профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, которая включала в себя: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, аппараты управления и специализированные учреждения ( службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения, а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетентности  меры по осуществлению и предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Среди этих учреждений большая роль отводилась образовательным учреждениям.

Таким образом, рассматриваемый период в результате  повышенного внимания к проблеме профилактики правонарушений и предупреждения криминальных опасностей и усиление контроля за этой деятельностью наметились первые позитивные сдвиги в организации работы заинтересованных служб.

Важнейшую роль в организации создания системы  профилактики  правонарушений несовершеннолетних сыграл Федеральный закон РФ «Об  основах системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних» принятый 24 июня 1999 г Этот правовой акт  завершил определенный  этап создания системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, придал его звеньям законодательную базу и закрепил компетенцию субъектов.

С целью дальнейшего комплексного решения проблем профилактики  безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000г. №625 утвержден ряд федеральных целевых программ, направленных на улучшение положения детей в стране. Особую важность среди них представлена  Федеральная целевая программа « Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», рассчитанная на 2001-2005 гг. Наряду с этими законодательными документами издавалось ряд  других важных документов, которые позволили продолжить укрепление и развитие системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Была введена с1 января 2003 г. ежеквартальная  форма статистической отчетности «Несовершеннолетние» о результатах работы органов внутренних дел.

Подводя итоги данной главы  посвященной становлению и развитию в России  системы профилактики правонарушений  несовершеннолетних, следует сделать вывод о том, что подходы к решению этой важнейшей проблемы за исторический путь менялись неоднократно. Однако совершенно очевидно, что спады  и подъемы во многом зависели от ряда факторов - прежде всего состояния экономики страны, личной воли и участия руководителей государства в решении данной проблемы. В настоящее время большая роль в устранении данной проблемы принадлежит образовательным учреждениям, которые обязаны организовать систему работы по предупреждению и профилактике правонарушений и криминальных опасностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Криминальные опасности в образовательном учреждении

 

 

2.1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних.

 

 

Человечество, вступив в21 век, особо озабочено решением  проблем правовой и социальной защиты подрастающего  поколения, поиском подходов, стратегий противодействий беспризорности, наркомании и преступности среди несовершеннолетних. Проблемы эти актуальны для всего мирового сообщества, ищущего меры по воздействию и профилактике  преступности и воздействию на правонарушителей.

Для российского общества  проблемы преступности в целом, с несовершеннолетними в особенности, в последнее десятилетие приобрело особое звучание. Это связано с тем, что российское общество  находится в тисках экономического и социального - политического  кризиса, обострения множества противоречий. Это вызвало нарастание социальной напряженности, утрате многих традиционных  нравственных ценностей, резкое снижение  уровня законопослушания, дестабилизацию общественного порядка. Рост  социального расслоения, появление новых привилегированных слоев, безработица, инфляция- все это  играет существенную  криминогенную роль.

Состояние преступности  и вместе с тем возникающие криминальные опасности, как в школах и других общественных местах вызывают обоснованную тревогу в обществе. По данным МВД РФ идет  активизация криминальной деятельности несовершеннолетних. Это относится как км количественной, так и качественной характеристики подростковой преступности.

Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. Среди подростков частым являются  совершение преступлений, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения, грабежи, причинение вреда здоровью. Такие преступления совершаются как во внеурочное время так и во время учебной деятельности.

Статистика показывает, что большая часть преступлений совершается  в алкогольном и в наркотическом состоянии. Наблюдается тенденция «омоложения» преступности несовершеннолетних, повышение криминальной активности детей младших возрастов. За период 1996-2005гг., количество 14-15 летних подростков среди участников преступлений увеличилось в более чем 50%, причем нередко преступления совершаются несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности.

На настоящий момент наблюдается значительный рост преступности несовершеннолетних женского пола. За последние годы его темпы увеличились  с 11 до 14 %, количество девочек – подростков, состоящих на учете  в милиции, достигло50,6 тыс.

Отмечается рост преступлений, совершенных на почве пьянства, токсикомании и наркомании. Имеется тенденция омолаживания «пьяной» преступности. Каждое пятое преступление совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного  или наркотического опьянения.

Повышается удельный вес заранее подготовленных, изощренных и технически оснащенных преступлений несовершеннолетних. Как правило, такие преступления являются групповыми. Ежегодно более половины всех несовершеннолетних совершают противоправные действия в составе групп. Такие группы отличаются большой мобильностью, что существенно увеличивает их общественную опасность и криминальную активность.

Возрастает криминальный профессионализм несовершеннолетних преступников. Эта особенность проявляется в наличии универсальной специализации, приобретении уголовной квалификации. Преступная деятельность  становится для некоторых  групп несовершеннолетних основным способом проведения досуга.

Значительное количество преступлений совершается несовершеннолетними мигрантами, не нашедшими себе жилья, работы и места учебы. В современных условиях миграционные процессы и связанные с ними негативные последствия в виде преступности приобретают все большую актуальность.

Большой процент  преступлений совершается подростками с психическими отклонениями. Сюда относятся различные виды неврозов, умеренная дебильность, психопатия, алкоголизм и другие расстройства. Указанные расстройства в большинстве случаев приобретены в следствие неблагоприятных условий жизни и воспитания.

Предупреждение возникновения криминальных опасностей в образовательном учреждении