Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций



Государственный университет - Высшая школа экономики

 

Банковский  институт

Программа профессиональной переподготовки

«Руководитель временной администрации – банковский менеджер»

 

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

На тему: «Предупреждение  несостоятельности (банкротства) кредитных организаций»

 

 

 

 

 

Слушатель:

 

Научный руководитель:

Начальник управления организации мероприятий в сфере предупреждения банкротства и финансового оздоровления кредитных организаций Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России


 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009 г.

 СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Банкротство одного крупного банка, не говоря уже о подрыве всей банковской системы, имеет глубокие последствия  для экономики страны в целом. Являясь центром опосредования  экономических отношений всех хозяйствующих субъектов, банковская система обладает огромным резонирующим потенциалом, способным «взорвать» социально-экономическую ситуацию.

В результате банкротства банка  парализуется не только работа предприятий  и организаций — клиентов банка, но и рушатся планы его вкладчиков. Для экономики в целом денежные средства, “зависшие” в банке-банкроте, исключаются из оборота. И даже если в ходе ликвидационных процедур эти средства будут возвращены владельцам, то все равно в течение некоторого периода они были потеряны для народного хозяйства, не работали на государство и его граждан. Вернутся ли эти средства снова в экономику через банки — это большой вопрос. Более того, обанкротившийся банк уже успел понести определенные расходы на привлечение вышеуказанных ресурсов в банковскую систему, на их обслуживание (расходы по открытию счетов, реклама и т. д.). Теперь, чтобы привлечь такой же объем ресурсов, может понадобиться еще больше средств, поскольку доверие к банковской системе было утрачено.

Обострившиеся финансовые проблемы в банковском секторе способны в ближайшей перспективе существенно активизировать процессы слияния и поглощения, а также ликвидации проблемных банков, что может усилить процесс сокращения количества кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций.

В 2008 году и в течение 2009 года сохранилась тенденция прошлых лет к сокращению общего количества действующих кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций. Так на 1 октября 2009 года общее количество действующих кредитных организаций составило 1074 кредитных организаций, в том числе банков 1023 и небанковских кредитных организаций 51 и в сравнении с 1 января 2009 года сократилось на 34 кредитных организации, в том числе банков на 35 и небанковских кредитных организаций -1. 1 (приложение 1).

Для развивающейся экономики, в  том числе и отечественной, жизненно важно, чтобы банковская система  непрерывно проводила платежи, выдавала кредиты и предоставляла другие банковские услуги. Именно поэтому к банкротству банка необходимо подходить особенно взвешенно. Недопущение банкротства банка позволяет сэкономить много средств на том, что банковский организм не разрушается (коллектив, инфраструктура и т. д.) и не распадается по частям (активы).

Совершенствование процедур предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций требует осуществления их в соответствии с законодательством Российской Федерации на более ранней стадии и в большей степени за счет средств собственников. Правовые нормы и практика ликвидации банков (критерии неплатежеспособности, эффективность и транспарентность процедур ликвидации) должны соответствовать международным нормам.

Значение законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций  определяется той ролью, которая отводится кредитным организациям в современной экономике.

В сфере предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций  актуальным является своевременное  и эффективное применение мер  воздействия, предусмотренных Федеральным Законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", за счет использования информационных и организационных возможностей, которые возникнут при рассмотрении ходатайств банков о вынесении заключения о соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов. При этом Банк России, руководствуясь международным опытом, обеспечит повышение оперативности реагирования на выявленные скрытые свидетельства финансовых трудностей кредитных организаций.

Банком России с сентября 2008 года реализуется комплекс мер по обеспечению платежеспособности банков системно значимых, испытывающих трудности с ликвидностью и утратой капитала. В 6 проблемных банках осуществляющих финансовое оздоровление по состоянию на 1.01.2009 года было размещено депозитов на сумму 160 млрд. руб. и 2,5 млрд. долларов США. В рамках реализации Федерального Закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» меры по предупреждению банкротства с участием государственной корпорации «Агентства  по страхованию вкладов» (далее АСВ) реализовывались в 15 банках. Участвуя в предупреждении банкротства банков, АСВ выделило кредитов на общую сумму 114,3 млрд. руб.  под 5,5 % годовых на срок от 2,5 до 5 лет без обеспечения.  Таким образом, за счет средств Банка России и АСВ было восстановлено финансовое положение 18 банков и обеспечено исполнение обязательств перед вкладчиками в полном объеме в 3 банках. В 2008 году было назначено 33 временной администрации, прекращена деятельность 26 временных администраций, в том числе: 13 временных администраций в связи с признанием арбитражного суда о принудительной ликвидации и назначением ликвидатора, 13 временных администраций в связи с признанием арбитражным судом кредитной организации несостоятельной (банкротом) и назначением конкурсного управляющего.  В течение 2008 года представители АСВ работали в составе 29 временных администрации Банка России2.   

Одной из важнейших задач на ближайшую  перспективу является совершенствование  процедуры по предупреждению банкротства кредитных организаций, включая создание эффективного механизма реализации банковских активов ликвидируемых банков.

Целью аттестационной работы является анализ предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. уточнить сущность понятий  несостоятельность (банкротство)  и несостоятельность (банкротство)  кредитных организаций в частности;

2. рассмотреть и оценить систему  нормативно-правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;

3. исследовать механизм государственного  регулирования финансового оздоровления  финансово неустойчивых банков;

4. рассмотреть участие агентства  по страхованию вкладов в предупреждении банкротства банков.

Объект исследования – отношения  несостоятельности кредитных организаций. Предмет исследования – предупреждение банкротства (несостоятельности) кредитных  организаций.

В ходе исследования предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в Российской Федерации были использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации.

 

 

Глава 1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Антикризисное управление кредитными организациями

1.1. Понятие и признаки  несостоятельности (банкротства)  кредитных организаций:  общее  определение

 Законодательство о несостоятельности (банкротстве), как и в целом, институт несостоятельности, переживающий в России процесс своего воссоздания, имеет более чем 260-летнюю историю. Как сегодня, так и в более ранние времена с его помощью происходит освобождение отечественной экономики от неконкурентоспособных предприятий, реструктуризация и укрепление банковской сферы.

В.Даль определял банкротство (банкротство) как несостоятельный торговец, лопнувший неплательщик. Банкрот бывает или случайный, несчастный  или же лживый, подложный, злостный. Разница между ними такая же, как между обокраденным или погоревшим и вором3.

В "Словаре иностранных слов" дано следующее определение: Банкротство (с нем. Bankrott < ит. Bankrotta)  долговая несостоятельность, отказ предпринимателя платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств; финансовый крах, разорение4.

Первым законодательным актом, регулирующим процедуру банкротства в России, был «Банкротский  Устав», принятый в 1740 году. Во многом этот документ копировал западноевропейское законодательство. Условия экономической жизни менялись, и поэтому необходимо было реформировать законодательство. Были разработаны проекты банковского устава (1753, 1763, 1768 годов), но им не суждено было стать законами. И только в 1800 году, при Александре 1, принимается новый закон – «Устав о банкротах»5. Этот закон состоял из двух частей. Первая была посвящена торговой (купеческой) несостоятельности, вторая – несостоятельности дворян. «Банкротом по уставу признается тот, кто не может сполна заплатить своих долгов, следовательно, в основание понятия о несостоятельности легла неоплатность, недостаточность имущества на покрытие всех долгов…  Но установив такое общее понятие, закон вместе с тем дает некоторые указания, внушающие предположение неоплатности и служащие основанием для открытия торговой несостоятельности, а именно: 1) собственное признание в суде или вне суда; 2) скрытие должника от предъявленного к нему иска; 3) наконец, «который хотя и явиться или кого пришлет, но платежом или сделкою не удовольствует просителя в месяц». В последнем случае основание открытия несостоятельности весьма близко платежной неспособности».

В уставе различались три вида несостоятельности: от несчастья, от небрежности и от своих пороков, от подлога. Если банкротство  случилась из-за несчастья, наводнения, пожара, войны должник освобождался от бремени неудовлетворенных требований. В то время при банкротстве по неосторожности и тем более при наличии умысла освобождения от обязательств не производилось. В уставе были предусмотрены правила об отсрочке платежей, возможность заключения мировой сделки большинством кредиторов, назначение куратора (конкурсного управляющего), составление активной (конкурсной)  массы, специальные процедуры и условия признания недействительности сделок.

В период НЭПа нормы о несостоятельности  были включены в ГК РСФСР 1922 г. Конкурсное право того периода существенно отличалось от дореволюционного, сданного в архив истории (по выражению одного из ученых того времени)6. Процесс о несостоятельности был весьма сокращен (часто в ущерб качеству), проводился не кредиторами (практически не имевшими никаких прав), а государственными органами. По сути, это была аномалия конкурсного права и процесса. Но даже тогда наблюдались попытки разграничить указанные понятия. А.Ф. Клейнман писал, что сама по себе несостоятельность не рассматривается как банкротство, то есть социально- опасное действие, влекущее применение мер социальной защиты, - но, если в процессе ликвидации выявятся такие моменты в деятельности несостоятельного, которые свидетельствуют о злоупотреблении доверием или обмане со стороны должника с целью получения имущественных выгод, суд должен будет возбудить против виновного уголовное преследование по ст. 169 УК РСФСР7.

Со свертыванием НЭПа применение института  несостоятельности на практике прекратилось, в связи, с чем некоторые разделы  через определенное время были исключены из кодексов, а также из учебников по гражданскому праву и процессу как не имеющие практической значимости. Советское право отказалось от регулирования отношений, связанных с несостоятельностью; поскольку существование данного института совершенно недопустимо с монополией государственной собственности и господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении многих десятилетий функционировали многие нерентабельные, убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов. Отсутствие в законодательстве института банкротства породило неустойчивость кредитных отношений, нездоровое положение в сфере предпринимательства, незащищенность участников гражданского оборота.

В зарубежной практике законодательство ряда стран использует термин "несостоятельность", термин же "банкротство" не употребляется8.

В других станах, к примеру, в США, напротив, используется только понятие "банкротство". А в Белоруссии понятие "несостоятельность" четко  отделено от понятия "банкротство". П. Баренбойм, однако, считает, что "российский законодатель поступил правильно, подкрепив новый термин "несостоятельность" распространенным и достаточно энергичным термином "банкротство". В соответствии с Законом о банкротстве (абз. 2 ст.2) несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнять обязанность по уплате обязательных платежей. Из данного определения вытекает, что «несостоятельность» и «банкротства» являются синонимами  (имеют идентичное содержание).

Однако с этим мнением нельзя согласиться, поскольку речь идет не просто об употреблении терминов и  не об эмоциональном воздействии  на должников, а о принципиальной разнице между этими понятиями. Эта разница, будучи законодательно закрепленной, должна повлечь различные правовые последствия для несостоятельных и банкротов, разное отношение к ним.

Ситуация когда должник в  одно и то же время окажется и "плутом" и "несостоятельным", в современном законодательстве получила название фиктивного банкротства. В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации содержится норма, которая определяет фиктивное банкротство как "заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб".

Если следовать логике закона, для  которого "несостоятельность" и "банкротство" синонимичны, получается, что "банкротством" одновременно являются и состояние  должника, и его действия. Подобная неточность в законе недопустима. Подобного мнения придерживаются многие ученые, исследующие соответствующие проблемы. "В принципе несостоятельность и банкротство - не тождественные понятия", - считает М.В. Талан9.

А.Г. Лордкипанидзе отмечает, что  в настоящее время в большинстве стран нормы, регулирующие уголовно-правовые вопросы (то есть вопросы банкротства), исключены из законодательства о несостоятельности и инкорпорированы в уголовные кодексы, причем применяются они только к физическим лицам, а для отношений, возникающих при несостоятельности применяется выражение "злостное банкротство"10.

Кроме того, следует отметить, что  прекращение конкурсного производства прекращает гражданско-правовые последствия, то есть последствия несостоятельности, но не последствия банкротства. Уголовно-правовое преследование лиц, виновных в банкротстве, должно продолжаться и после окончания производства дела о несостоятельности.

Таким образом, представляется необходимым  разграничить понятия "несостоятельность" и "банкротство" и применять понятие "банкротство" только в случаях неправомерного поведения должника, причинившего ущерб кредиторам, поскольку это будет способствовать более точной юридической классификации рассмотренных понятий.

Признаки банкротства. Первый тревожный  сигнал, свидетельствующий о возможности возбуждения дела о банкротстве, - это появление признаков банкротства. Статья 3 Закона о банкротстве, устанавливая признаки банкротства, уточняет содержание понятия «неспособность удовлетворять требования кредиторов». Их наличие является необходимым условием для возбуждения дела о банкротстве и основанием для признания должника банкротом.

Признаки банкротства следующие:

  1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и/или обязанность не исполнены им в течении трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
  2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам  и/или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и/или обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Неисполнение должником соответствующих  обязательств и/или обязанностей в  течение трех месяцев является достаточным  основанием для признания арбитражным  судом юридического лица банкротом  при отсутствии оснований для введения иных процедур банкротства или прекращения дела о банкротстве.

Считается, что если организация  в течение определенного срока  не исполняет обязательства перед  одним кредитором, то, следовательно, она не может исполнить обязательства  перед всеми кредиторами.

Законом установлены специальные  признаки банкротства стратегических предприятий и организаций (6 месяцев), субъектов естественных монополий (6 месяцев), кредитных организаций (14 дней).

  1. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику гражданину – не менее десяти тысяч рублей, а также имеются указанные выше признаки банкротства.

Обобщая сказанное о признаках  банкротства, можно сделать вывод: несостоятельным признается должник, который не в состоянии за счет своего имущества, и в том числе денежных средств, погасить предъявленные ему денежные требования кредиторов в полном объеме.

1.2. Внешние и внутренние факторы банкротства кредитных организаций

Возникновение банковского кризиса  ставит под угрозу нормальное функционирование не только банков, но и парализует экономическую  жизнь, взаимоотношения в основополагающих сферах человеческого жизнеобеспечения, угрожая безопасности и стабильности государства. Поэтому диагностика и предупреждение банковских кризисов, должны стать стратегически важным направлением в программах и прогнозах экономического развития.

Банковский кризис- это структурные  и иные диспропорции банковской системы, выражающиеся в нарушении кредитными организациями своих обязательств, в потере доверия к банковской системе, в банкротстве и ликвидации банков и небанковских кредитных организаций11.

К внешним факторам банкротства  кредитной организации относятся  следующие факторы:

- состояние национального и  мирового рынка. Финансовые  кризисы, прежде всего, дестабилизируют финансовое состояние клиентов кредитной организации, что, в свою очередь, ведет к оттоку средств из кредитной организации и снижению возвратности выданных кредитов;

- уровень развития финансового  рынка. Финансовый рынок в Российской  Федерации характеризуется небольшой  емкостью, что предполагает его  низкую ликвидность, отсутствие  возможности удлинения кредитной  организации сроков активных  операций, повышение удельного веса банковских рисков;

- неэффективный механизм реализации  и трансформации законодательства. Это в полной мере проявляется  в слабом регулировании многих  правовых аспектов деятельности  кредитной организации, недостаточной  реализации функций банковского надзора, отсутствии системы страхования вкладов граждан, организации процедур санирования и банкротства банков.

Внутренние факторы не менее  разнообразны и охватывают такие  аспекты, как:

- некомпетентность руководства  кредитной организации;

-  недостатки внутрибанковской организации и системы контроля;

- спекулятивный характер операций;

- недостаточная отраслевая диверсификация  кредитов;

- слабый контроль за заемщиками;

- нарушение нормативов деятельности  кредитной организации;

- персональная зависимость от заемщика;

- фальсификация данных, предоставляемых  органу банковского надзора;

- криминальные манипуляции и  т.д.

Роль и воздействие этих факторов могут трансформировать в зависимости  от состояния экономики страны. В  условиях кризисного развития национальной экономики повышает важность факторов внешней среды. Тем не менее большинство банковских банкротств за рубежом, как правило, вызывается внутренними факторами.

Банковская деятельность имеет  ряд характерных особенностей, что  предъявляет особые требования как к надзору за банками, так и к вмешательству в деятельности банков при угрозе их банкротства. Спецификой банковских операций является трансформация сроков кредита: занимая финансовые ресурсы на относительно короткие сроки, кредитная организация модифицирует их в кредиты с длительным сроком погашения. Это находит свое отражение в том, что банки имеют крайне низкую долю собственного капитала при весьма внушительном удельном весе взаимном участии. Кроме того, что особенно важно, банк является в большей степени неликвидным, то есть он, как правило, не в состоянии в любой момент погасить все свои обязательства перед контрагентами. Следовательно, до тех пор, пока контрагенты сохраняют доверие к банку, они предоставляют ему кредит на неопределенный срок. Если же известная доля депонентов одновременно потребует возврата вкладов, банк неизбежно становится неплатежеспособным. Начинается «набег вкладчиков», который делает ситуацию катастрофической.

Таким образом, доверие образуют тот  базис, на котором только и способен функционировать банк (как и банковская система в целом). Инструментом преодоления временных платежных затруднений кредитной организации служит межбанковское кредитование и рефинансирование. Однако в условиях переходной экономики использование данного инструмента затруднено, так как он может усилить панику среди клиентов при возникновении первых признаков платежных затруднений.

Для финансовой сферы характерно участие капиталов, поэтому при банкротстве одного кредитного института под удар ставятся другие кредитные организации и предприятия, вызывая цепную реакцию банкротств. Вероятные и серьезные нарушения платежной системы: сбой в одном из звеньев может легко распространиться на всю систему финансовых институтов.   

 

1.3. Этапы развития финансового кризиса в кредитной организации

Проблему платежеспособности кредитной  организации следует рассматривать  не только в разрезе отдельных  рисков, но и как элемент развития  кризиса-ликвидности. Как показывает практика, банкротство кредитной  организации является следствием кризиса ликвидности, следовательно, для руководства важно анализировать появления условий кризиса ликвидности кредитной организации и условия его развития. Иные факторы лишь способствуют нарастанию и усилению кризиса в кредитной организации.

Такой, парадоксальный на первый взгляд, вывод очевиден – воздействие любого фактора на деятельность кредитной организации (рост дебиторской задолженности, отток пассивов) с позиции его дееспособности прямо или опосредованно выражается в изменении объема денежных потоков, сглаживания или усугубляя кризис.

Практическое заполнение укрупненной  схемы развития кризиса в кредитной  организации и зависит от ее положения  на конкретном сегменте банковского  рынка, возможностей управления ликвидностью, специфики деятельности на финансовом рынке и ряда других особенностей.  

Тем не менее,  можно выделить несколько  основных этапов кризисного развития кредитной организации:

  1. Появление условий развития кризиса ликвидности:

- низкое качество планирования  денежных потоков;

- несбалансированность активно-пассивных  операций;

- недостаточный квалифицированный  уровень работников;

- снижение доходности;

- рост гарантийных обязательств, взятых на себя кредитной организации;

- недостаточная диверсификация  активов и пассивов по видам операций и срокам;

- рост дебиторской и кредиторской  задолженности;

-  нарушение нормативной и  законодательной базы.

  1. Возникновение признаков неплатежеспособности:

- неоднократность возникновения  дефицита ликвидной позиции кредитной  организации;

- задержки платежей;

- активизация рекламной деятельности  и завышение процентных ставок;

- предельно низкий уровень ликвидных  средств;

- закрытие лимитов на кредитную организацию;

- отток клиентов, приближенных  к руководству кредитной организации  или их владельцам.

  1. Несостоятельность:

- информация в средствах массовой  информации и на рынке о  проблемах кредитной организации;

- массовый отток клиентов (в  пределах сумм, которые кредитная  организация может оплатить);

- массовые претензии и судебные  разбирательства;

- продажа основных средств;

- сокращение персонала кредитной  организации;

- возможные изменения в руководстве  или его бегство;

- выход отдельных собственников  из состава кредитной организации;

- введение временной  администрации;

  1. Банкротство:

- отсутствие средств для проведения платежей;

- отзыв лицензии;

- образование  ликвидационной комиссии;

- распределение  конкурсной массы.

Представленные выше наиболее характерные проявления кризиса в кредитной

организации будут меняться в зависимости  от положения кредитной организации на сегменте банковского рынка и масштабов деятельности кредитной организации.

Из анализа данной схемы видно, что риск ликвидности (как дефицита, так и ее концентрации) выступает  одним из основных факторов банкротства кредитной организации.

 

 

Глава 2. Совершенствование  законодательной и нормативной  базы деятельности кредитных организаций  в соответствии с международно признанными  подходами

В условиях мирового финансового кризиса  для поддержки банковского сектора, а также осуществления контроля за деятельностью кредитных организаций в целях обеспечения рационального использования государственных ресурсов Банка России были выпущены нормативные акты и письма предусматривающие финансовое оздоровление и ликвидацию кредитной организации.

2.1. по вопросам финансового оздоровления кредитных организаций

В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков Федеральным Законом 27.10. 2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» предусмотрено право Банка России и государственной корпорации Агентство по страхованию вкладов (далее АСВ) принимать меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы страхования вкладов, проводить оценку финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности участия АВС в осуществлении мер по предупреждению его банкротства. При этом Банку России предоставляется право не применять к таким банкам меры воздействия, предусмотренные статьей 74 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России), не вводить запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, не отзывать лицензию на осуществление банковских операций. Банк России наделен правом принимать решение об уменьшении уставного капитала такого банка до величины его собственных средств (капитала) в случае, если указанное решение не принято собственниками банка самостоятельно. Также установлено, что по решению Банка России при наличии согласия АСВ функции временной администрации по управлению банком могут быть возложены на АСВ. В рамках реализации полномочий временной администрации АСВ вправе осуществить комплекс мер по передаче имущества и обязательств банка или их части приобретателям. Федеральным законом определены финансовые основы реализации предусмотренных им мер. Всего в целях реализации норм Федерального закона 27.10. 2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» Баком России издано 13 нормативных актов12.

Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций