Превентивные меры предупреждения преступности



МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Хакасский государственный университет  им. Н.Ф. Катанова»

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ  И ПРАВА

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

 

 

Допустить к защите в ГАК

Зав. кафедрой государственного права

___________________М.А. Буганова

 

Бозыкова А. Н.

"ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ"

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

03.05.01 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

К.Ю.Н., доцент каф. ГП

Буганова М.А.

Рецензент:

 

Дата сдачи:

Дата защиты:

Оценка:

АБАКАН 2007

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………

 

Глава 1. Теоретические  основы предупреждения преступности………….

1.1. Понятие превенции и превентивных мер…………………………

1.2. Понятие, система и принципы предупреждения преступности...

1.3. Классификация мер предупреждения преступности…………….

 

Глава 2. Механизм применения превентивных мер предупреждения преступности…………………………………………………………………..

2.1. Реализация превентивной  функции государственными органами....................................................................................................

2.2. Участие общественных институтов  в предупреждении преступности…………………………………………………………….

2.3. Программно-целевое планирование  мер предупреждения преступности…………………………………………………………….

 

Заключение………………………………………………………………

Библиография……………………………………………………………

Приложения 1 – 2 ………………………………………………………

 3

 

 7

 7

11

26

 

 

43

 

43

 

62

 

72

 

89

92

101

 

 

 


         

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние  годы проблема становления и развития правоохранительной системы Российской Федерации в различных ее аспектах стала предметом многих научно-теоретических  исследований. Один из аспектов связан с вопросом о целях правоохранительной деятельности.

А.Г. Братко указывает, что цель правоохранительной системы  не должна сводиться только к борьбе с преступностью, к задачам привлечения  к ответственности за совершившиеся  факты, а правоохранительная деятельность несводима только к государственному принуждению. Главная цель – нейтрализовать уже существующие источники социальной опасности.

Многие авторы упускают из вида значимость такой  задачи правоохранительной системы  как превенция правонарушений. Они сводят всю многообразную деятельность взаимосвязанных структурных элементов правоохранительной системы к одному, на их взгляд основному направлению, - борьбе с преступностью.

Для стабильного  функционирования правоохранительной системы важен вопрос соотношения и координации деятельности со стороны государства и общества. Наибольшей эффективности правоохранительной системы можно достигнуть, только сочетая методы борьбы с преступностью и превенции правонарушений.

В настоящее время  в России действует ряд мощных криминогенных факторов, обусловливающих рост преступности и увеличение числа потерпевших от преступлений. Все большее распространение находят чуждые российским духовным идеалам нормы поведения, моральные и нравственные ориентиры насилия, жестокости, алчности, стяжательства и равнодушия. Усиливается правовой нигилизм. Разрастаются этнические конфликты, множатся проявления экстремизма и политической нетерпимости. Наблюдается резкое имущественное расслоение, продолжается процесс высвобождения из сферы общественного производства большого числа людей трудоспособного возраста, значительная часть которых может служить резервом преступной среды. Негативный социально-психологический и нравственный климат, разрушение духовных ценностей - все это вовлекает значительную часть граждан в противоправные отношения1.

На фоне снижения эффективности  правоохранительной деятельности формируется  практика внеправового реагирования граждан  на преступность. Она включает: спонтанную расправу с конкретными преступниками, в том числе путем совершения ответных преступлений; формирование не основанных на законе обычаев и стандартов реагирования на преступления, возмещения материального и иного вреда; возникновение системы теневой, в том числе и криминальной, юстиции.

В этой связи правоохранительным органам требуется концептуальное обновление своей политики в сфере борьбы с преступностью в части, касающейся ее предупреждения. Они должны не пассивно ожидать совершения преступлений, а вести в первую очередь активную работу по недопущению нарушения конституционных прав граждан, минимизации факторов, негативно влияющих на криминальную обстановку в целом.

Существенным  условием предупреждения преступности является создание четко скоординированной системы организационных и правовых механизмов, а также условий и процедур их реализации.

Однако до сего дня  активность противодействия государственных органов криминогенным процессам в обществе, организация их работы по комплексному решению задач предупреждения преступлений не отвечает предъявляемым требованиям. Целенаправленная предупредительная работа в отношении лиц, ранее судимых, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей, семей группы социального риска ослаблена.

Если ранее  охрана правового порядка являлась исключительно функцией государства, то в правовом обществе она становится функцией всего общества.

Обеспечение охраны правопорядка, прав и свобод личности невозможно только в рамках государственной  политики либо лишь в аспекте реализации одной из задач общества. Общество способно влиять на поведение субъектов права более или менее действенно в процессе социализации, осуществлении мер социального контроля, формирования правосознания своих членов. Именно общество имеет значительные возможности превенции нежелательного и вредного для него поведения. Наибольшую эффективность правоохранительной системы можно достичь только сочетая методы борьбы с преступностью и превенции правонарушений с участием общественных институтов.

Вот почему в настоящее  время назрела необходимость  в проведении комплексных мер, направленных не только на повышение эффективности борьбы с преступностью, но и в совершенствовании работы по предупреждению преступлений как ее составляющей.

Таким образом, высокая криминогенная обстановка на территории Российской Федерации, значимость предупреждения преступности в системе борьбы с нею, а также необходимость комплексного исследования вопросов предупреждения преступности органами власти и общественными объединениями, несовершенство правового регулирования в сфере предупреждения преступности, недостаточная теоретическая разработка указанных вопросов, обуславливают актуальность настоящего исследования.

Объектом исследования являются государственно-властные и общественные отношения, складывающиеся в сфере борьбы с преступностью.

Предметом исследования является механизм предупреждения преступности.

Целью работы является исследование превентивных мер предупреждения преступности.

Поставленная цель обусловила постановку и решение ряда задач:

1. изучить понятие превенции и превентивных мер;

2. рассмотреть понятие, систему и принципы предупреждения преступности;

3. провести классификацию мер предупреждения преступности;

4. проанализировать систему государственных  органов, реализующих превентивную  функцию;

5. показать участие общественных институтов в предупреждении преступности;

6. определить программно-целевое планирование мер предупреждения преступности как необходимый механизм применения превентивных мер.

Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных методов, таких, как анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный, исторический, логический, конкретно-социологический, системно-структурный, структурно-функциональный, аксиологический методы. В работе использовался также сравнительно-правовой метод, который позволяет выделить, с одной стороны, общее, закономерное, с другой - частное, специфическое, а также метод системного анализа.

Теоретическую основу исследования составили работы правоведов, как: М.А. Буганова, А.Г. Братко, Ю.Д. Блувштейн, С.И. Герасимов, А.И. Долгова, Ф.М. Кобзарев, А.И. Алексеев, О.М. Олейник, А.В. Бабенко и др.

Практическое  и теоретическое значение дипломного исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы и предложения представляют собой творческое осмысление ряда актуальных вопросов предупреждения преступности в Российской Федерации, и формируют необходимую теоретическую базу для обоснования необходимых практических мер по совершенствованию превентивных мер предупреждения преступности.

 

 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

1.1. Понятие  превенции и превентивных мер

 

В настоящее время  в России продолжается реформирование политической, экономической, социальной, культурной, правовой, духовной сфер жизни  общества. В этой связи за последнее  время был принят ряд законов, отдельные нормы которых подчеркивают приоритетность превентивных мер в борьбе с преступностью.

Для того, чтобы перейти  к рассмотрению вопросов превентивных мер предупреждения преступности, необходимо изучить понятие превенции и  превентивных мер.

Слово превенция в  право пришло из латыни и переводится  как: опережаю, предупреждаю, предотвращаю.

В современном понимании  превенция – предупреждающие, предохранительные  действия.

В теории превенция разделена  на общую и частную.2 К общей превенции, в частности, относятся любые профилактические мероприятия в отношении неопределенного круга лиц, собрания, на которых выступают теоретики и практики с разъяснением отдельных норм закона, нового законодательства, а также лекции, дискуссии, выступления в средствах массовой информации и др.

К частной превенции  относятся профилактические мероприятия, направленные на предотвращение правонарушения отдельно взятым физическим лицом, либо субъектом хозяйствования.

В праве превентивными  мерами называют любые профилактические и другие действия, направленные на предотвращение преступлений и иных правонарушений.

Меры превентивного (предупредительного) характера являются мерами государственно-принудительного воздействия, которые имеют целью либо непосредственное предупреждение возникновения возможных правонарушений, либо их устранение лицами, допустившими не соответствующее требованиям закона поведение.

Термин «превентивные  меры» чаще всего используется в  страховании, где им обозначают мероприятия  для снижения риска в имущественном страховании. Этим термином обозначают также меры предупредительного характера в ситуации, когда, например, необходимо снизить риски, их влияние на результаты хозяйственной деятельности.

В международном праве  превентивные меры – это коллективные меры, применяемые сообществом государств на основе Устава ООН и призванные предупредить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. В Уставе ООН указаны два типа превентивных мер: меры, не связанные с использованием вооруженных сил (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений), и меры с применением вооруженных сил государств - членов ООН. Решения о таких мерах принимаются только Советом Безопасности ООН на основе принципа единогласия.

Применительно к хозяйствующим  субъектам и хозяйственному законодательству — это предупреждение правонарушений хозяйствующими субъектами. К мероприятиям частной превенции относится вынесение судом частных определений и сообщений.

К превентивным мерам  в гражданском праве относятся  также предупреждение возможного нарушения  права. Так, опасность причинения вреда  в будущем может явиться основанием для применения такого способа защиты права, как запрещение деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 ГК РФ3).

Превентивный характер имеют и такие меры, как признание  права и установление факта, имеющего юридическое значение. В практике нередко встречаются случаи предъявления в суде исков о признании, например, права собственности на строение, права авторства на произведение науки или искусства, на изобретение и т.п. Речь идет о том, что право данному лицу принадлежит, но отсутствуют необходимые доказательства, вследствие чего требуется решение суда, которое устранит возникновение спора по данному поводу в будущем.

Важной мерой предупредительного характера является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Особенность  названной меры состоит в том, что она имеет двоякое значение. С одной стороны, она пресекает уже возникшее нарушение, а с другой - устраняет возможность возникновения правонарушений в будущем. Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт), не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. В приведенной норме речь идет о признании недействительными актов государственного органа или органа местного самоуправления. Вместе с тем в конкретных случаях закон разрешает признавать недействительными наряду с актами этих органов акты иных органов. Так, в силу нормы п. 2 ст. 22 ГК РФ несоблюдение указанных в законе условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.

По общему правилу  недействительными могут быть признаны акты государственных органов и  органов местного самоуправления, имеющие  ненормативный характер. Нормативные  акты данных органов могут быть признаны судом недействительными только в случаях, предусмотренных законом. Подобная возможность предусмотрена п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"4. В соответствии с данным пунктом судам подведомственны заявления прокуроров о признании недействительными противоречащих закону правовых актов, принятых местными органами власти и управления. Федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ могут быть признаны недействительными Конституционным Судом РФ в случае их противоречия Конституции РФ5.

Превентивный характер имеет и такая мера, как признание  судом обоснованной жалобы гражданина на неправильные действия органов управления или должностных лиц и возложение на названных лиц обязанности  устранить допущенные нарушения. Представляется, что к ним можно отнести и применение судом или арбитражным судом последствий недействительности ничтожной сделки.

Превентивные меры используются не только в области страхового, международного, гражданского права, но и в иных отраслях законодательства. Наиболее актуальными представляются вопросы превентивных мер предупреждения преступности, которые являются предметом рассмотрения науки криминологии.

В последнее время  издается большое количество криминологических  работ по частным вопросам предупреждения. Стали популярны темы, связанные с организованной преступностью, коррупцией и другими “модными” видами преступлений. Но, исследуя частные проблемы, авторы вынуждены изобретать собственную методологию и свой понятийный аппарат.

Общая теория предупреждения преступности должного развития не получает. Поэтому в настоящей работе предпринята попытка исследовать общую теорию и проблемы предупреждения преступности.

 

1.2. Понятие,  система и принципы предупреждения  преступности

 

Многозначность и неопределенность понятия «предупреждение преступности» очень часто являются причиной дискуссий и непонимания.

В литературе для этого  предлагаются разные варианты: “борьба  с преступностью", «противодействие преступности», "комплексное воздействие на преступность", “предупреждение преступности”, “деятельность по предупреждению преступности”, “социально-правовой контроль над преступностью”.

В отечественной и  зарубежной криминологии принято считать  предупреждение преступлений (преступности) основным направлением (элементом, частью) борьбы с преступностью6.

В международных соглашениях  универсального характера (например, в  Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, в  Шанхайской конвенции о борьбе с  терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом), Организацией Объединенных Наций при проведении семинаров, конгрессов по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями используется термин "борьба с преступностью7.

Он широко применяется  и в российском законодательстве, в официальных документах, научных трудах по криминологии, в оперативно-розыскной деятельности, в военно-правовых актах8.

Одни авторы, ссылаясь на толкование слова "борьба" С. Ожеговым, как "стремиться уничтожить, искоренить что-нибудь; сражаться, стремясь победить; нападая, стараться осилить в единоборстве"9, считают, что преступность уничтожить невозможно, ибо она неизбежный спутник общества и государства.

Другие мотивируют свое мнение тем, что увлечение борьбой  тех, кто призван по долгу службы вести ее против преступности, зачастую переходит грань, которая разделяет право и произвол, законность и беззаконие, что превращает правоприменителя в заложника уголовной статистики, часто сводит его работу к пресловутой "борьбе" за показатели преступности. Именно этим они объясняют имеющееся в органах внутренних дел и прокуратуры сокрытие преступлений от регистрации и учета, манипулирование данными статистики для создания мнимого благополучия. Вряд ли корректно прослеживать связь между сокрытием преступлений и термином, определяющим отдельный вид деятельности.

Представляется, что анализируемый термин все  же имеет право на существование  по следующим причинам.

Как видно из международных конвенций, законодательных  актов, официальных документов и  научных работ, данный термин подразумевает  разноплановую деятельность правоохранительных органов по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, а также по их предупреждению. А борьба как вид деятельности возможна только со стороны государственных органов, наделенных соответствующими правоохранительными функциями в установленном порядке.

В то же время нельзя не признать, что парадигма "борьбы с преступностью" имеет существенные дефекты10.

В ряде работ  используется термин "контроль над  преступностью", однако и он не в  полной мере соответствует всему  объемному содержанию правоохранительной деятельности.

Так, Толковый словарь  русского языка контроль определяет как проверку, а также постоянное наблюдение с целью проверки или  надзора. Между тем правоохранительная деятельность состоит не только в  проверке и наблюдении, но и в принятии различных активных мер воздействия на преступность (предупреждение, пресечение, расследование преступлений). Кроме того, отдельные ученые отмечают, что до сих пор нет убедительного обоснования использованию в криминологии понятия "контроль".

Термин "противодействие  преступности", в настоящее время  уже легитимизированный в нормативных  актах (например, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации), также  неоднозначно воспринимается некоторыми учеными-криминологами.

Так, А.И. Долгова считает, что из данного понятия не совсем ясно, кто кому противодействует - государство преступности или преступность обществу, государству, что он не отражает сути рассматриваемой деятельности, всего комплекса мер воздействия на преступность как на социальное явление со сложным причинно-следственным комплексом11.

Напротив, Ю.В. Трунцевский  отмечает, что в международных  соглашениях универсального характера  по отношению к преступности применяется  понятие "противодействие" именно потому, что оно означает действие, препятствующее другому действию; сопротивление действию чего-нибудь, сохраняя устойчивое положение; противопоставление12.

Чтобы определить сущность понятия "противодействие  преступности" и его отличие  от интересующего нас понятия «предупреждение преступности», проанализируем нормативные акты, в которых оно употребляется.

Так, в ст. 4 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" указаны субъекты противодействия экстремистской деятельности, к которым отнесены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Они осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение этого явления.

При наличии  достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований  для привлечения к уголовной  ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение либо предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности. На основании решения суда осуществляется ликвидация либо запрет их деятельности.

Таким образом, названный Закон регламентирует деятельность не правоохранительных структур, а иных органов государства по недопущению и пресечению такой деятельности.

С аналогичных  позиций можно рассмотреть и  Федеральный закон "О противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", который регулирует:

- отношения  граждан и организаций, осуществляющих  операции с денежными средствами  или иным имуществом, а также  государственных органов, осуществляющих  контроль на территории России  за проведением операций с  денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

- меры, направленные  на противодействие легализации  (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к которым относятся обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами;

- права и  обязанности организаций, осуществляющих  операции с денежными средствами  или иным имуществом;

- функции и  полномочия уполномоченного органа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- обязанности  органов государственной власти  Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка по предоставлению уполномоченному органу информации и документов, необходимых для осуществления его функций.

Анализ вышеназванного Закона и изданных в его развитие нормативных актов, показывает, что  исследуемый термин употребляется в тех случаях, когда речь идет о противостоянии преступности, об обеспечении ее снижения, уменьшения степени ее опасности с участием не только правоохранительных, но и иных органов и учреждений, общественных организаций, коммерческих структур (например, банков). Иными словами, речь идет об участии в противостоянии преступности субъектов предупреждения преступлений, не обладающих правоохранительными функциями, но имеющих право на осуществление определенных мер, затрудняющих совершение преступлений. Тем самым они также оказывают противодействие преступности.

Согласно Концепции  национальной безопасности национальные интересы России в сфере противодействия криминальным явлениям и процессам заключаются "в консолидации усилий общества и государства", резком ограничении экономической и социально-политической основы противоправных явлений, выработке комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, обеспечения и защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, создания системы контроля за уровнем преступности.

Исходя из изложенного, можно констатировать, что анализируемый  термин не просто имеет право на существование, а отражает объективно существующую реальность и является доминирующим, основным (и большим по объему) тогда, когда речь идет о широком социальном противостоянии преступности, об обеспечении ее снижения, уменьшения степени ее опасности, если в этой деятельности, помимо правоохранительных органов, принимают участие другие государственные и негосударственные органы, общественные организации и иные субъекты.

Противодействие включает в себя как пресечение подготавливаемых и совершаемых преступлений, так  и адекватные меры реагирования на совершенные преступления, а также иные меры по предупреждению преступности.

Таким образом, изложенное позволяет утверждать, что  для обозначения многообразной  деятельности, имеющей целью добиться снижения преступности, наиболее приемлемыми  являются такие термины, как "борьба с преступностью" (как специально-государственная функция) и "противодействие преступности" (как общесоциальная функция).

Соотношение этих терминов состоит в том, что борьбу с преступностью ведут правоохранительные органы, наделенные законными полномочиями на осуществление соответствующих мероприятий.

Противодействие преступности осуществляют и не специализированные субъекты предупреждения преступлений, которые не обладают правоохранительными  функциями, а применяют иные меры, затрудняющие совершение преступлений или препятствующие ему.

Термин "противодействие  преступности" взаимодействует с  термином "предупреждение преступности".

В.Н. Бурлаков под  предупреждением преступлений понимает деятельность государства и общества, направленную против преступности с целью удержания ее на минимально возможном уровне посредством воздействия на причины и условия, ее порождающие13.

Сходство понятий  «противодействие преступности» и  «предупреждение преступности» состоит в том, что при противодействии различные государственные органы и иные организации, осуществляя меры, затрудняющие совершение преступлений или препятствующие ему, способствуют тем самым снижению их количества, т.е. осуществляют их предупреждение.

Различие указанных  терминов заключается в том, что  при противодействии преступности речь идет не только о предупреждении преступлений, но и об опосредованном участии государственных органов, например, в пресечении, выявлении преступлений. Предупреждение же осуществляется на трех уровнях: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном.

Общесоциальный  уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной, нравственно-духовной жизни, правовой сферы и т.п. Меры общесоциального  предупреждения имеют широкий диапазон и воздействуют практически на все виды, группы причин, условий и других детерминант преступности.

Превентивные меры предупреждения преступности