Предварительное расследование

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕГО РАССЛЕДОВАНИЯ  УГОЛОВНЫХ ДЕЛ …….. 5

    1. Понятие, задачи и значение предварительного

расследования в уголовном процессе …………………………………………….. 5

    1. Система и формы предварительного расследования ……………………... 9
    2. Общие условия предварительного расследования ………………………. 11

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО

СЛЕДСТВИЯ В  УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ……………………………….. 20

2.1. Понятие и виды следственных действий …………………………………... 20

2.2. Привлечение лица в качестве обвиняемого………………………………… 31

2.3. Контроль за законностью предварительного следствия…………………… 37

Глава 3. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО  СЛЕДСТВИЯ ……………………………………… 38

3.1. Понятия, основания  и условия приостановления предварительного расследования ……………………………………………………………………...38

3.2. Процессуальный порядок приостановления

предварительного следствия  ……………………………………………………...44

3.3. Основания и порядок прекращения производства по делу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……..

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Данная дипломная работа посвящена  такой теме, как «Предварительное расследование как стадия уголовного процесса».

Предварительное расследование, на мой взгляд, самая важная стадия уголовного процесса. В подавляющем большинстве случаев рассмотрение уголовного дела в суде было бы не возможно без производства предварительного следствия. Для того, чтобы рассмотреть и разрешить в судебном заседании дело по существу, необходимо предварительно всеми установленными законом средствами собрать доказательства, осуществить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, привлечь это лицо в качестве обвиняемого, принять меры, обеспечивающие его не уклонение от следствия и суда и т.д.

Успешное расследование преступлений невозможно без своевременного и эффективного производства следственных действий. Именно в ходе осуществления указанных действий формируется основа доказательственной базы по уголовным делам.

Актуальность данной темы очевидна, поскольку предварительное расследование поистине является глобальной частью уголовного процесса, т.к. от качества проведения этой стадии зависит то, что будет ли претворен в жизнь главный принцип уголовного процесса - "Ни одно лицо виновное в совершении преступления не должно уйти от ответственности и ни один не виновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности".

Предварительное расследование  является базовым элементом, поскольку  на нем строятся все остальные  стадии уголовного процесса.

Цель состоит в том, чтобы определить сущность предварительного расследования, выявить пробелы в его правовом регулировании и выработать обоснованные предложения, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности.

Сформулированная цель потребовала необходимость решения следующих задач:

1. Показать значение  предварительного следствия в  уголовном процессе;

2. Раскрыть понятие и задачи  предварительного следствия;

3. Рассмотреть предварительное следствие, как форму предварительного расследования;

5.

6. Показать какие Процессуальные акты принимаются и осуществляются в предварительном следствии;

7. Рассмотреть привлечение  лица в качестве обвиняемого;

8. Раскрыть механизмы  контроля над законностью предварительного  следствия;

9. Рассмотреть структуру  и содержание итогового процессуального акта - обвинительного заключения;

10. Проанализировать основания  и порядок прекращения производства  по делу.

Теоретическая база исследования: труды ученых: Ефимичева П.С., Шимоновского В., Божьева В., Чистякова В.С., Алексеева Н.С., Ефимичева С.П., Кальницкого В.В., Химичева Г.П., Шейфер С.А. и других в области уголовного процесса.

Эмпирическая база исследования: Конституция Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, иные нормативные акты, постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации.

Структура дипломной работы включает: введение, три главы, заключение, список использованных источников.

В первой главе раскрываются понятие, сущность, общие условия предварительного следствия в уголовном процессе.

Во второй главе рассматривается  содержание и форма предварительного следствия в уголовном процессе.

В третьей главе исследуется приостановление и окончание предварительного следствия.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

.

    1. Понятие, задачи и значение предварительного расследования в уголовном процессе.

Стадия предварительного расследования – вторая стадия уголовного процесса, непосредственно следующая  за стадией возбуждения уголовного дела. Обе стадии в совокупности представляют собой досудебное производство, за которым следуют судебные стадии.

Предварительное расследование  – это деятельность органов дознания, дознавателя, следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства.

Цель предварительного расследования быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение  и привлечение в качестве обвиняемого  лица, его совершившего, принятие мер  по пресечению преступления,  а также  мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.

Стадия предварительного расследования в своем названии содержит указание на «предварительность»  вовсе не потому, что выводы, сделанные  в ней, предварительны, не окончательны и не обязательны для суда. Стадия получила свое название потому, что она предваряет  производство в суде, предшествует его судебному следствию. Выводы, сделанные в стадии, носят для суда обязательный характер, ибо жестко определяют пределы последующего судебного  разбирательства по уголовным делам, направляемым в суд. При прекращении уголовных дел в рассматриваемой стадии выводы являются окончательными.

Сказанное не означает, что  производство осуществляется только для  суда. В стадии предварительного расследования  дело может получить и окончательное разрешение путем прекращения производства по делу.

В ходе предварительного расследования необходимо решить следующие задачи:

1) защита личности, ее  прав и свобод, интересов общества  и государства;

2) быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных;

3) всестороннее, полное  и объективное исследование всех  обстоятельств  уголовного дела;

4) обнаружение и закрепление  доказательств для последующего  их  использования в процессе  досудебного разбирательства;

5) обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц в качестве обвиняемых;

6) установление наличия  или отсутствия вреда, причиненного  преступлением, и принятие мер  к обеспечению его возмещения;

7) выявление причин  и условий, способствовавших совершению  преступления, и принятие мер по их устранению и др.

Стадия предварительного расследования обладает всеми признаками самостоятельной стадии уголовного процесса. Ее главное содержание определяется непосредственными задачами. Перечни  таковых задач, приводимые в учебной  юридической литературе, у разных авторов, разные и, кроме того, обычно страдают подменой  их общими целями – задачами уголовного судопроизводства. Главное содержание, суть предварительного расследования – производство следственных действий, преследующих цели собирания доказательств. Поэтому отличительной, основной, непосредственной задачей рассматриваемой стадии является собирание доказательств в целях раскрытия преступления, изобличения виновных, привлечения их к уголовной ответственности, ограждения от нее и реабилитации невиновных,  а также решения других общих задач уголовного судопроизводства.

Главной задачей стадии предварительного расследования является раскрытие преступления, т.е. установление с помощью доказательств всех обстоятельств, предусмотренных ст.89 УПК Республики Беларусь.

Стадия предварительного расследования является обязательной по всем уголовным делам о преступлениях, за исключением уголовных дел  частного обвинения, по которым предварительное  расследование проводится лишь в  факультативном порядке (т.е. если его производство признает необходимым суд или прокурор).

Следует различать производство «предварительного расследования» в собственном смысле слова и  производство в одноименной стадии, являющееся более широким понятием. Производство в стадии начинается после возбуждения уголовного дела, а собственно предварительное расследование – с момента принятия уголовного дела следователем или органом дознания к своему производству. При возбуждении уголовного дела одним органом и при принятии его к производству другим органом разрыв во времени между этими актами может быть весьма значительным – чреватым опасностью утраты следов преступления. Это обстоятельство побудило законодателя ввести правило о принятии уже возбужденного уголовного дела к производству, о чем в течении 24 часов необходимо сообщить прокурору (ч. 3 ст. 172 УПК Республики Беларусь).

Структура стадии складывается из следующих основных этапов (частей): а) деятельность, связанная с принятием  к производству расследования возбужденного  уголовного дела; б) производство неотложных следственных и иных процессуальных действий в целях предотвращения и пресечения преступлений, а также вовлечения в уголовное дело заинтересованных и иных участников расследования; в) привлечение лица в качестве обвиняемого, предъявление ему обвинения и избрание мер уголовно-процессуального принуждения; г) производство следственных и иных процессуальных действий с целью уточнения обвинения, вовлечения в уголовное дело оставшихся не привлеченными заинтересованных участников процесса; д) процессуальные действия, связанные с окончанием предварительного расследования, принятием и исполнением итоговых решений; е) итоговый надзор прокурора за законностью и обоснованностью произведенного расследования по уголовному делу. Оставлением в силе  принятых итоговых решений органов предварительного расследования и направлением прокурором уголовного дела в суд завершается стадия предварительного расследования.

Производство предварительного следствия складывается из нескольких частей, представляющих собой систему процессуальных действий и решений,  связанных с принятием уголовного дела к производству, выполнением неотложных следственных и иных процессуальных действий, предъявлением обвинения, применением мер уголовно-процессуального принуждения, уточнением обвинения, приостановлением и окончанием следствия, а также исполнением итоговых решений по уголовному делу.

Каждая стадия уголовного процесса создает необходимые предпосылки  для последующих стадий, но каждая стадия имеет самостоятельное значение и занимает свое место в ряду стадий уголовного процесса. Расследование является предварительным потому, что именно здесь создаются необходимые предпосылки для успешного решения дела по существу. Деятельность органов предварительного расследования состоит, прежде всего, в сборе доказательств виновности или невиновности лица в совершении преступления. Если ими собраны доказательства виновности лица, то следователь, изложив свои выводы в обвинительном заключении, а дознаватель в обвинительном акте, направляют материалы уголовного дела в суд, который окончательно решает вопрос о виновности лица в совершении преступления и ему назначает меру наказания.

Рассмотрение уголовного дела в суде по общему правилу невозможно без установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию на стадии предварительного расследования. Суд не может активно и целенаправленно заниматься собиранием доказательств, изобличением лиц, совершивших преступления. Необходимые предпосылки для осуществления правосудия судом создаются в процессе производства предварительного расследования.

Практика закрепила  положение, что материалы предварительного следствия и дознания составляют основу деятельности суда. Издавна  известно, что правильное отправление  правосудия в значительной мере зависит от того, насколько доброкачественно и полно проведено предварительное расследование.

Гарантиями законности предварительного расследования служат прокурорский надзор и судебный контроль за решениями, принимаемыми органами дознания и следователем.

 

    1. Система и формы предварительного расследования.

Уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь предусмотрено две формы предварительного расследования преступлений: предварительное  следствие и дознание. Обе эти  формы предварительного расследования объединены едиными задачами, направленными на быстрое и полное установление обстоятельств преступления; уголовно-процессуальным законом, регламентирующим единые правила производства по уголовному делу; принципами уголовного процесса. Доказательства, собранные органом дознания, для суда имеют равную юридическую силу с доказательствами, представленными следователем.

Вместе с тем, дознание и предварительное следствие  имеют и существенные различия. Во-первых, различаются они по органам, их производящим. Во-вторых, различна процессуальная самостоятельность следователя и дознавателя. Так, следователь все процессуальные решения принимает самостоятельно, за исключением требующих санкции прокурора. Решения дознавателя во многих случаях приобретают юридическую силу лишь после утверждения их начальником органа дознания. В-третьих, производство предварительного следствия – это единственная функция органов следствия, для органов дознания расследование преступлений не является основной и, тем более, единственной функцией. Например, милиция обязана, в первую очередь, обеспечивать охрану общественного порядка, а остальные виды деятельности, в том числе и дознание, вытекают из названной главной функции. В-четвертых, различаются сроки производства предварительного следствия и дознания. Предварительное следствие, согласно ч. 1 ст. 190 УПК должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок, а дознание, в соответствии со ст. 188 УПК не позднее месячного срока со дня возбуждения уголовного дела. В-пятых, имеются различия в методах работы. Если следственный орган использует в своей деятельности только процессуальные средства, то орган дознания, наряду с предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством, применяет в целях раскрытия преступления и оперативно-розыскные методы. В-шестых, различаются и по категориям уголовных дел, подследственным органам дознания и следствия. В соответствии с ч. 12 ст. 182 УПК органу дознания подследственны не многим более 60 составов менее тяжких и небольшой общественной опасности преступлений.

Дознание – форма  предварительного расследования преступлений, осуществляемая уполномоченными на то органами дознания в целях пресечения, предотвращения и раскрытия готовящихся  или совершенных преступлений путем  сочетания в своей деятельности оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных действий.

Основным органом дознания является милиция. Однако это не означает, что милиция, как и любой другой орган дознания, вправе произвести расследование по любому уголовному делу, завершив его направлением в  суд. Решение этого вопроса зависит от того, какое преступление расследуется, что, в свою очередь, предопределяет дознание, осуществляемое по конкретному делу.

В уголовном процессе различаются два вида дознания.

1. Дознание по уголовным  делам, по которым предварительное следствие обязательно - начальный этап предварительного расследования, предшествующий предварительному следствию. Данный вид дознания носит подчиненный предварительному следствию характер. Возникает он далеко не по каждому уголовному делу. В определенных ситуациях следователь не имеет возможности по тем или иным причинам выехать на место происшествия, возбудить уголовное дело, по которому, в соответствии со ст. 182 УПК должно производиться только предварительное расследование. В этом случае следственно-оперативную группу возглавляет дознаватель. Возбудив уголовное дело, орган дознания, руководствуясь предусмотренными УПК правилами, проводит неотложные следственные и другие процессуальные действия по установлению и закреплению следов преступления. Законом установлен исчерпывающий перечень этих действий: осмотр, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, назначение экспертиз. По исполнении неотложных и других процессуальных действий, но не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания обязан передать дело следователю. Однако законом предусмотрены случаи, когда уголовное дело, по которому предварительное следствие обязательно, остается на определенный период в производстве органа дознания. Основанием для такого решения является неустановление лица, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности.

2. Дознание по делам,  по которым производство предварительного  следствия необязательно – форма  предварительного расследования,  осуществляемая органом дознания  по правилам предварительного  следствия, с некоторыми исключениями.

Возбудив уголовное дело, по которому, согласно ч. 12 ст. 182 УПК предусмотрено дознание, орган дознания принимает все меры для быстрого, полного и объективного установления всех обстоятельств преступления. Заканчивается дознание постановлением органа дознания о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд или постановлением о прекращении производства по уголовному делу.

По уголовным делам, по которым следствие необязательно, дознание должно быть закончено в  срок до 1 месяца с момента возбуждения  уголовного дела до передачи его прокурору для направления в суд или до дня прекращения производства по делу. Надзирающий прокурор может продлить этот срок еще на 1 месяц. Дальнейшее продление в порядке исключения возможно по общим правилам продления срока следствия, установленным ст. 190 УПК.

Предварительное следствие  –основная форма расследования  преступлений, производимая следователями  прокуратуры, органами предварительного следствия МВД, государственной  безопасности и финансовых расследований. Деятельность следователей направлена на выявление и пресечение преступлений, изобличение виновных в совершении преступления, привлечение в качестве обвиняемого, установление причин и условий, способствующих совершению преступления, и принятие мер по их устранению, а также по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.

Если дознание по делам, по которым следствие необязательно, оканчивается постановлением о передаче уголовного дела прокурору для направления  в суд и постановлением о прекращении  производства по уголовному делу, то следствие дополнительно к данным видам оканчивается еще постановлением о передаче дела прокурору для решения вопроса о применении к лицу принудительных мер безопасности и лечения.

Следователь при производстве предварительного расследования является процессуально самостоятельным, т.е. все решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением тех, по которым закон требует получение санкции прокурора, следователь принимает самостоятельно. Он вправе возбуждать уголовное дело, отказывать в его возбуждении, производить, прекращать и приостанавливать предварительное следствие, в любой момент приступить к распределению подследственного ему уголовного дела, находящегося в производстве органа дознания. Следователь имеет право давать поручения и указания органу дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий и требовать от них оказания содействия в производстве следственных действий, вправе знакомиться с оперативно-розыскными мероприятиями, относящимися к расследуемому делу.

Постановления следователя  в соответствии с требованиями УПК  Республики Беларусь обязательны к  исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, должностными лицами и гражданами.

 

1.3. Общие условия предварительного расследования

Общие условия предварительного расследования – это установленные  законом правила, которые выражают его особенности и предъявляют  существенные требования к порядку  производства следственных действий и  принятию решений.

Нормы, относящиеся к общим условиям предварительного расследования, содержатся в главе 22 УПК Республики Беларусь, а также находят отражение в других положениях УПК (ст.164 – 165, ст. 31 – 56 УПК Республики Беларусь).

Общие условия предварительного расследования можно разделить на 2 группы:

I) общие условия, определяющие  порядок производства по уголовному  делу;

II) общие условия, предусматривающие  участие в процессе расследования  государственных органов и других  граждан.

К числу I группы относятся:

1) Подследственность – это совокупность признаков уголовного дела, посредством которых определяется, какой орган расследования должен или вправе производить расследование по делу. Согласно ст.182 УПК Республики Беларусь каждый следователь имеет свою подследственность, в п.12 указанной статьи излагаются статьи УК Республики Беларусь, которые подследственны дознанию.

Статья 182 УПК Республики Беларусь позволяет выделить следующие  признаки подследственности: а) предметный (родовый); б) территориальный (местный); в) персональный (личный).

Предметный (родовой) признак подследственности определяется по составу совершенного преступления, в зависимости от чего разграничивается компетенция следователей прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований.

Следователи прокуратуры  расследуют наиболее опасные преступления против личности, а также другие опасные криминальные деяния, перечень которых установлен ч. 1 ст. 182 УПК Республики Беларусь. Часть 5 ст. 182 УПК Республики Беларусь дает право прокурору в целях обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного расследования уголовного дела передавать его от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, а также изымать и передавать для производства предварительного следствия следователям прокуратуры уголовные дела независимо от подследственности.

Территориальный (местный) признак определяется местом (районом) совершения преступления. Согласно ст. 184 УПК Республики Беларусь предварительное расследование производится в районе, где совершено преступление, либо по месту его обнаружения или выявления, а также по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

Если следователь, дознаватель, установили, что возбужденное уголовное дело им не подследственно, они обязаны произвести неотложные следственные действия, после чего передать дело прокурору для направления по подследственности.

Персональный (личный) признак подследственности связан с особенностями субъекта преступления (его возрастом, состоянием здоровья, служебным положением и т.д.). Преступления, совершенные депутатами и должностными  лицами,  занимающими ответственное положение, а также криминальные действия в отношении указанных лиц расследуются следователями прокуратуры. Они же расследуют преступления, совершенные адвокатами и должностными лицами органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, пограничной охраны, государственного контроля и таможенных органов. Кроме того, следователи прокуратуры расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и признанными на сборы военнообязанными,  а также гражданским персоналом Вооруженных Сил в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения или учебного заведения.

2) О начале, месте и сроках предварительного  расследования. Предварительное расследование проводится только по возбужденному уголовному делу. Орган уголовного преследования обязан немедленно приступить к расследованию дела и направить прокурору не позднее 24 часов копию постановления о его возбуждении (ст.182 УПК Республики Беларусь).

Предварительное следствие  проводится по месту совершения преступления или его обнаружения (ст.184 УПК  Республики Беларусь).

Срок производства дознания – 1 месяц, может быть продлен прокурором или его заместителем, осуществляющим надзор, но не более чем на один месяц. В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен в соответствии с правилами, предусмотренными ст.190 УПК Республики Беларусь.

Закон предусматривает 2 вида дознания:

Дознание по уголовным делам, где предварительное  следствие обязательно. Орган дознания возбуждает уголовное дело в течение 10 суток, проводит неотложные следственные действия, изложенные в ст.186 УПК Республики Беларусь и передает дело следователю для дальнейшего расследования.

Дознание по уголовным делам, где предварительное  следствие не обязательно, дознаватель возбуждает уголовное дело, проводит досудебное производство в сроки, установленные ст.188 УПК Республики Беларусь, и направляет дело прокурору для передачи в суд или прекращает производство по делу.

Согласно ст. 190 УПК  Республики Беларусь срок следствия  – 2 месяца с момента возбуждения  дела до направления в суд или  до дня прекращения предварительного следствия по делу. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до передачи его прокурору для направления в суд или до дня прекращения производства по делу. В срок предварительного следствия включается и время дознания, производившегося до передачи уголовного дела следователю.

В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено.

Срок предварительного следствия может быть продлен  прокурором района, города и приравненными к ним прокурорами или их заместителями до 3 месяцев, прокурором г. Минска и областей и приравненными к ним прокурорами и их заместителями – до 6 месяцев. Дальнейшее продление сроков следствия может осуществляться в исключительных случаях Генеральным прокурором или его заместителями.

При продлении срока  следствия следователь обязан вынести  мотивированное постановление о  возбуждении ходатайства о продлении  срока следствия.

В случае возвращения  прокурором уголовного дела для производства дополнительного расследования, а также  при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок следствия устанавливается прокурором в пределах одного месяца с момента принятия дела к производству. Об этом прокурором или его заместителем выносится постановление. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. При этом учитывается срок, ранее затраченный на производство по уголовному делу.

3) О  Соединении и выделении уголовных  дел. Законом допускается для объективности, всесторонности и полноты расследование, соединение и выделение дел.

Согласно ст.165 УПК Республики Беларусь в одном производстве могут быть соединены несколько дел по обвинению одного лица, или нескольких лиц в совершении одного преступления. Срок следствия, где соединены несколько дел, исчисляется со дня возбуждения дела, которое возбуждено по времени первым.

Выделение дел допускается:

а) если дела не связаны  между собой;

б) когда обвиняемый скрылся  от органов уголовного преследования  и не установлено его местонахождение;

в) при неустановлении лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

г) несовершеннолетнего  обвиняемого, привлеченного к уголовной  ответственности вместе со взрослыми, и т.д. (ст.165 УПК Республики Беларусь).

Срок следствия по выделенному делу исчисляется со дня вынесения постановления о выделении дела.

Соединение и выделение  дел оформляется постановлением органа уголовного преследования.

4) Об  обязательном рассмотрении ходатайств, имеющих значение для дела.

Ходатайства по уголовному делу обвиняемого, потерпевшего, защитника, гражданского истца и гражданского ответчика следователь, дознаватель обязаны рассмотреть и в срок не более 3 суток сообщить заявителю (ст.196 УПК Республики Беларусь).

Предварительное расследование