Предварительное следствие
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ |
7 |
1.1 Значение предварительного следствия |
7 |
1.2 Обеспечение законности проведения предварительного следствия правоохранительными органами |
9 |
1.3. Обеспечение законности при проведении предварительного следствия со стороны прокуратуры |
14 |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ |
37 |
2.1 Нормативно - правовые документы регламентирующие проведение предварительного следствия |
37 |
2.2. Проведение предварительного следствия на примере |
45 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
52 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
54 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
57 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что предварительное следствие является одним из наиболее важных уголовно-процессуальных институтов. В подавляющем большинстве случаев рассмотрение уголовного дела в суде было бы не возможно без производства предварительного следствия.
К сожалению, УПК РФ по ряду позиций не всегда ориентирован на объективные возможности и потребности общества в сфере борьбы с преступлениями и, в части, касающейся концепции предварительного следствия, не безупречен.
Например, закон относит следователя к числу участников уголовного процесса со стороны обвинения. Хотя простая и понятная логика реальных процессуальных отношений убедительно свидетельствует о том, что любой участник уголовного процесса, в том числе и обвиняемый, хотел бы видеть в следователе не очередного обвинителя, а независимого и непредвзятого представителя общества и государства. Он будет способен уже в самом начале уголовного процесса квалифицированно разобраться в обстоятельствах дела и дать им объективную правовую оценку.
По этой причине, весьма сомнительно включение в структуру процессуальных обязанностей следователя уголовного преследования.
Подобное решение законодателя способно спровоцировать проявление обвинительного уклона в деятельности следователя, нанести немалый урон процессу отправления правосудия как воплощения справедливости.
Малоубедительно, стремление законодателя без должного осмысления и необходимости ситуационной и правовой адаптации внедрить отдельные элементы состязательности непосредственно в процедуру проведения следственных действий1.
Защитник, участвуя в следственном действии (например, в допросе), по своему усмотрению и не считаясь с мнением следователя, проводящего данное следственное действие, вправе давать своему подзащитному краткие консультации прямо в ходе следственного действия (ч. 2 ст. 53 УПК РФ). В результате, в одном из наиболее желательных вариантов применения указанного положения закона, любое следственное действие, при желании, можно превратить в абсолютно бесполезное занятие, поскольку любой вопрос, любое предложение или инициатива следователя тут же могут быть блокированы встречной инициативой допрашиваемого путем начала консультаций с защитником либо просто имитацией подобных консультаций. При этом, если обвиняемый имеет несколько защитников (ч.1 ст. 50 УПК РФ), то получает право на такие консультации с каждым из них.
Нельзя не заметить и то, что при условии надлежащей организации процессуального контроля и надзора за законностью деятельности следственного аппарата, вряд ли оправданы предпринятые в УПК РФ меры по ограничению процессуальных полномочий следователя в вопросах привлечения к ответственности лиц, занимающих высокие административные и политические посты. И введение в этих целях особого производства по уголовным делам (гл. 25 УПК РФ).
Стремление определенной части административно-политического аппарата приобрести привилегии и иммунитеты, в сфере уголовного судопроизводства - это явно не соответствует конституционному принципу равенства граждан перед законом и судом.2
Обозначенные выше и некоторые иные проблемы предварительного следствия в силу их общественной значимости требуют всестороннего теоретического анализа и обуславливают актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения в сфере правового регулирования производства предварительного следствия.
Предметом выпускной квалификационной работы является предварительное следствие в уголовном процессе.
Цель состоит в том, чтобы определить сущность предварительного следствия, выявить пробелы в его правовом регулировании и выработать обоснованные предложения, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности.
Сформулированная цель потребовала необходимость решения следующих задач:
1. Показать значение
2. Раскрыть понятие и
задачи предварительного
3. Проанализировать историю
основания и развития
4. Рассмотреть предварительное следствие, как форму предварительного расследования;
5. Рассмотреть правовой
статус субъектов
6. Показать какие Процессуальные
акты принимаются и
7. Рассмотреть привлечение лица в качестве обвиняемого;
8. Раскрыть механизмы
контроля над законностью
9. Рассмотреть структуру
и содержание итогового
10. Проанализировать основания
и порядок прекращения
Теоретическая база исследования: труды ученых: Ефимичева П.С., Шимоновского В., Божьева В., Чистякова В.С., Алексеева Н.С., Ефимичева С.П., Кальницкого В.В., Химичева Г.П., Шейфер С.А. и других в области уголовного процесса.
Эмпирическая база исследования: Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, иные нормативные акты, постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является диалектический метод познания, системный подход, формально-нормативный, историко-правовой и другие специальные юридические и общенаучные методы исследования.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, три главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
1.1 Значение предварительного следствия
Все действия и решения следователя по уголовному делу должны основываться на уголовно–процессуальном законе, поэтому их можно назвать процессуальными действиями. Процессуальные действия следователя, независимо от их непосредственной задачи, направлены на всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела.3 В этом смысле все процессуальные действия следователя по уголовному делу можно было бы назвать следственными действиями. Однако, в законе именуются следственными лишь те из процессуальных действий следователя, которые направлены на обнаружение, проверку, оценку и закрепление доказательств.
В соответствии с ч.1 86 УПК РФ собирание доказательств осуществляется в ходе судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ.
Успешное выполнение органами расследования, прокуратуры и судом, возложенных на них задач предполагает получение в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства по уголовному делу достоверного знания относительно совершенного преступления, виновности лица привлекаемого к уголовной ответственности и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела, то есть установления объективной истины.4
Как ведется предварительное следствие, какие производятся следственные действия, порядок предъявления обвинения, порядок составления процессуальных документов и так далее – все эти знания необходимы каждому юристу. А в особенности лицам участвующим в уголовном процессе – следователю, прокурору, лицу, производящему дознание, судье, адвокату, и другим лицам (народному заседанию, при осуществлении правосудия).
Несомненно, что при производстве предварительного следствия должны неуклонно соблюдаться принципы уголовного судопроизводства.
Истина устанавливается посредством выдвижения на основе имеющихся фактических данных и последующей проверки предположительных суждений относительно события или деяния, содержащего признаки преступления. При восстановлении уголовного дела сроки предварительного следствия и содержания под стражей исчисляются в порядке, установленном ст. 109,162 и 223 УПК РФ. Если по утраченному уголовному делу истек предельный срок содержания под стражей, то обвиняемый немедленно освобождается (ч.3 и ч. 4 ст. 158.1 УПК РФ).
В настоящее время предварительное следствие по уголовным делам осуществляют следователи четырех министерств и ведомств: Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, ФСК при Генеральной Прокуратуре РФ и Федеральной службы РФ по контролю над оборотом наркотиков.5
Основной объем работы по расследованию преступлений выполняется следователями Следственного комитета, действующего при МВД РФ.
Подразделения Следственного комитета – его центральный аппарат и территориальные органы обладают некоторой организационно – правовой автономией по сравнению с другими структурными подразделениями системы МВД.6
Следователями Следственного комитета и его территориальных органов действуют в статусе офицеров юстиции и наделены определенной самостоятельностью в вопросах процессуального характера, разрешаемых в процессе расследования преступлений.
В объективном смысле предварительное следствие можно представить себе как предусмотренную законом и обусловленную фактическими обстоятельствами дела строго упорядоченную систему действий и решений властно – распорядительного и информационно- аналитического характера, направленных на выяснение обстоятельств происшествия, ставшего предметом исследования органов расследования. Каждое из следственных действий выступает как специфическая совокупность познавательных приемов выявления и отображения доказательственной информации определенного вида.7
Любое следственное действие может быть проведено лишь при наличии возбужденного уголовного дела. В УПК РФ сделано исключение лишь для осмотра места происшествия. Это следственное действие можно провести и до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Порядок его производства и процессуальное оформление должны строго соответствовать уголовно-процессуальному законодательству.
В реальной общественной практике данная процессуальная деятельность следователя всегда осуществляется в системе соответствующих культурно-исторических, социально-политических, экономических, правовых и морально-нравственных координат. При этом, она подвергается пристальному общественного и государственному контролю и соответствующим оценкам граждан, общества и государства.8
При этом на разных стадиях развития общества, данные оценки и подходы к пониманию целей, задач правового и социального статуса следователя отмечались определенными особенностями.
1.2 Обеспечение законности проведения предварительного следствия правоохранительными органами
Глава 22 Уголовно- процессуального кодекса регламентирует все направления предварительного следствия.
Статья 162. Срок предварительного следствия, определяет , что предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным Уголовно – Процессуальным Кодексом.
Срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.
По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с частью первой.1 статьи 211, частью первой статьи 214 и пунктом 2 части первой статьи 221 УПК, срок для исполнения указаний прокурора устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.
Статья 163. Производство предварительного следствия следственной группой, предусматривает, что в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Решение о производстве
предварительного следствия
Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.
Руководитель следственной группы принимает решения о:
1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном статьями 153 - 155 УПК;
2) прекращении уголовного дела полностью или частично;
3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
4) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
5) направлении обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 УПК;
6) возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
7) возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 УПК
Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК.
Также законность предварительного следствия определяют следующие статьи Уголовно – процессуального кодекса:
-Статья 164. Общие правила производства следственных действий;
-Статья 165. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия;
-Статья 166. Протокол следственного действия;
- Статья 167. Удостоверение факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия;
- Статья 168. Участие специалиста;
- Статья 169. Участие переводчика;
- Статья 170. Участие понятых.
Данные статьи полностью определяют деятельность всех участников предварительного следствия.
Законность является универсальным правовым принципом, относящимся не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных органов. Это вытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, в том числе при осуществлении предварительного следствия – Уголовно- процессуальный кодекс РФ.
1.3. Обеспечение законности предварительного следствия со стороны прокуратуры
Органы дознания и органы предварительного следствия, осуществляя досудебное производство, защищают права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Предварительно расследование существенно затрагивает права и интересы участников уголовного судопроизводства, поскольку оно связано с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого, заключение под стражу, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.). Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальным законодательством. И хотя уголовно-процессульное законодательство в основном детально регламентирует досудебное производство, на практике не всегда исполняются требования этого законодательства.9
Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по головным делам.
Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений - немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.
Под прокурорским надзорам за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная законом деятельность прокуроров в ходе досудебного производства по уголовным делам, направленная на обеспечение законности при осуществлении органами предварительного расследования уголовного преследования.
Перед прокурором в ходе возбуждения уголовного дела и предварительного расследования ставятся следующие задачи:
-обеспечение единого подхода к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного расследования;
-немедленное реагирование на выявленные нарушения законов в ходе досудебного производства;
-защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений;
-обеспечение своевременности и законности процессуальных решений следователя и дознавателя;
-принятие всевозможных мер к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;
-осуществление надзора за законностью применения мер процессуального -принуждения, своевременностью и правильностью проведения следственных действий;
-осуществление надзора при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания составляют Конституция РФ, УПК, Закон «О прокуратуре», а также подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» и др.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
2.1 Нормативно - правовые документы регламентирующие проведение предварительного следствия.
Правовую основу деятельности следователя и органов предварительного следствия составляют следующие нормативно- правовые акты:
- Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по вопросам предварительного следствия, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также Положение о Следственном комитете при прокуратуре РФ (утв. Указом Призедента РФ от 01 августа 2007 года № 1004) , Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422) .
Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Сроки предварительного
следствия регламентируются
Для быстрого и полного расследования и обеспечения прав личности важное значение имеет строгое соблюдение сроков, установленных как для выполнения отдельных процессуальных действий, так и для всего производства по делу.
В УПК установлены сроки задержания (ст.192), заключения подозреваемого под стражу до предъявления обвинения (ст. 109), предъявления обвинения (ст.171), допроса обвиняемого (ст.173), применения меры пресечения в виде содержания под стражей (ст.108), принятия прокурором решения по делу, поступившему к нему с обвинительным заключением (ст.124), и др.
Закон устанавливает начальный и конечный срок предварительного следствия и порядок его продления.
В соответствии со ст. 162 УПК предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера до прекращения или приостановления производства по делу. В случае нахождения обвиняемого под стражей в этот срок включается и время принятия прокурором решения по делу (5 суток), поступившему к нему с обвинительным заключением.
Основные положения о процессуальных сроках расположены в главе 17 (статьи 128-130) УПК РФ. Но следует отметить, что рассматриваемый уголовно-процессуальный институт не ограничивается только нормами УПК РФ. В него, помимо норм УПК РФ, входят нормы международных договоров, ратифицированных РФ (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие), Конституции РФ (ч.2 ст.22 и другие), Закон РФ от 2 июля 1992 года "О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании" (с изм. от 10.01.2003 года) и других Федеральных Законов РФ и подзаконных актов.
На обеспечение быстрого и эффективного расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел, указывают следующие Международные акты:
- в п.1 ст.6 Европейской конвенции
о защите прав человека и
основных свобод установлено
право каждого при определении
его гражданских прав и
- в п.3 ст.14 Международного пакта
о гражданских и политических
правах предусмотрено право на
осуществление
- Преддипломная практика в Сбербанке
- Преддипломная практика ООО "Клементина "
- Пределы законной силы судебного решения
- Пределы и возможности экономического сотрудничества в рамках БРИКС
- Пределы осуществления и защиты гражданских прав
- Предлог до как часть языковой системы
- Предлоги пространства и времени в английском языке
- Превентивный надзор как мера уголовной ответственности
- Превышение должностных полномочий
- Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи
- Предварительная разведка на месторождении "Новое"
- Предварительное и экспертное исследование объектов биологического происхождения
- Предварительное маркетинговое исследование потребительского рынка услуги по бронзированию детской обуви г.Ижевска для ООО «Первые шаги»
- Предварительное расследование