Принцип исполнения схемы электровоза ВЛ-80 к

« Принцип исполнения схемы электровоза ВЛ-80 к »

 

  1. Все аппараты обозначены цифрами (1, 2, 3, 4, . . . . 379) или буквами (РП-1 ÷ РП-4,   ОД-1 ÷ ОД-4,   РМТ)
  2. Все провода  цепей управления ( далее ЦУ ), общие для двух секций обозначаются буквой "Э" с цифрой (Э1, Э2, Э3, . . . Э71). Все провода ЦУ, проходящие внутри одной секции, обозначаются буквой "Н" с цифрой (Н1, Н2, . . . Н180).
  3. Вся схема показана в нормальном положении всех аппаратов, т. е. при всех обесточенных электрических цепях; без воздуха во всех пневматических цепях; на нулевой "0" позиции ЭКГ; при положении реверсоров 63 и 64 "вперёд" кабиной своей секции; при нулевом "0" положении всех рукояток контроллера машиниста; при положении "Р" - "Рабочий режим" переключателя режимов "ПР"; при поездном положении всех разъединителей.
  4. Все блокировки ЭКГ обозначены буквами "ГП" с цифрами или буквами, обозначающими номера позиций, на которых данная блокировка замкнута: ГП0; ГП0-3; ГП0-32; ГПП1-32; ГПП1-33; ГПП; ГП0,ХП.

 

ГПП – замкнута на переходных позициях П1 и П2 ÷ П5.

ГПпоз1, 2, 3 – замкнуты на серединах  всех позиций ЭКГ.

ГПпром – замкнуты на промежутке между любыми двумя позициями ЭКГ.

Блокировки ГП1, ГП2, ГП3 и ГП4 –  замкнуты на следующих позициях:

 

ГП1

0

2

5

8

11

14

17

П4

19

22

25

28

31

ГП2 и ГП4

 

П1

 

3

 

6

 

9

 

12

 

15

 

П2

 

П5

 

20

 

23

 

26

 

29

 

32

ГП3

1

4

7

10

13

16

П3

18

21

24

27

30

33


 

Блокировки переключателя режимов  ПР: "Р" – рабочий режим, "О" – отключение секции.

 

 Раздел № 1 « СХЕМА ЦУ ЭЛЕКТРОВОЗА ВЛ-80 к »

 

Тема № 1 « Схема  ЦУ токоприёмниками »

 

Перед подъемом токоприёмников, нужно на обеих секциях закрыть все шторы и двери ВВК и заблокировать их механическими блокировками. Накачать воздух в пневматическую цепь управления.

При включении на пульте кнопки "Пантографы" – от пр. Н0 на РЩ своей секции и предохранитель на 25 А, по приводу Н46 идущему на щиток 223 пульта машиниста, через замкнутый контакт кнопки, получает питание провод Э15 на обеих секциях. На каждой секции от пр. Э15 через размыкающуюся блокировку разъединителей РШК для ввода электровоза в депо 19 и 20, получает питание низковольтная катушка защитного вентиля 104.

Тогда на каждой секции воздух из своей  пневматической ЦУ (давлением 3,75 ÷ 5 атм.) проходит; через защитный вентиль 104, к ПБ боковых штор ВВК, затем к ПБ торцевой двери ВВК, и после их блокирования, воздух проходит к клапану пантографа 245 через кран B1 и к реле давления 232 – на своей секции. Тогда за счет воздуха, РД 232 включается и замыкает свою замыкающуюся  блокировку 232 в цепи проводов: от пр.Э15 к пр.Э37.

Тогда после включения РД 232 на обеих секциях, от пр.Э15 на 1-й секции, через замыкающуюся блокировку РД 232 и размыкающуюся блокировку разъединителя 126 на 1-й секции, по пр. Э35 через размыкающуюся блокировку разъединителя 126 и замыкающуюся блокировку РД 232 на 2-й секции, получает питание провод Э37 на обеих секциях, по которому подходит питание к кнопкам "Пантограф передний", "Пантограф задний", "Выключение ГВ", "Включение ГВ и возврат реле" на пультах обеих секций.

После включения на пульте кнопки "Пантограф передний" – от пр.Э37 через контакт кнопки, по пр.Э16 получает питание катушка вентиля клапана 245 на своей секции, и поднимается передний пантограф.

При включении на пульте кнопки "Пантограф задний" – от пр.Э37 через контакт кнопки, получает питание пр.Э17 на передней секции, и от него через жокс, получит питание пр.Э16 на задней секции и катушка вентиля клапана 245 задней секции, и поднимается задний пантограф (провода Э16 и Э17 в жоксе перекрещиваются).

 

« Примечания к схеме  ЦУ пантографами »

 

  1. От пр.Э15 через размыкающуюся блокировку ГП 0 ÷ 3 получает питание катушка реле 236. Реле 236 включается на каждой секции (на панели № 4) и размыкает  размыкающуюся блокировку 236 в цепи питания катушки 4-выкл от U = 380 В.  Это нужно для предотвращения ложного отключения ГВ при первом его включении.
  2. Реле давления 232 служит для контроля за блокированием штор ВВК двумя ПБ на своей секции. Если на одной из секций, почему либо не будут заблокированы шторы ВВК воздухом с помощью ПБ, то воздух, к РД 232 не подойдет, РД 232 на этой секции будет отключено и его замыкающаяся блокировка 232 будет разомкнута. Из-за этого пр.Э37 питания не получит, и будет невозможен подъем пантографа и включение ГВ на обеих секциях
  3. Замыкающаяся блокировка блокировочного устройства 235 служит для подъема пантографа на одной секции, без воздуха в пневматической ЦУ на другой секции. На секции, где нет воздуха в пневматических ЦУ, нужно заблокировать все шторы ВВК механическими блокировками и изъять два спец. ключа из механических блокировок ВВК, вставить их в блокировочное устройство 235 и повернуть на 90°, в коридоре в конце секции. Только тогда можно повернуть ручку вала блокировочного устройства 235 – для замыкания замыкающейся блокировки 235, которая зашунтирует замыкающуюся блокировку РД 232 этой секции в цепи пр.Э37.

Затем, когда будет воздух в ГВ и в ЦУ этой секции, то все операции с двумя ключами нужно проделать в обратном порядке (чтобы можно было входит в ВВК обычным образом при опущенном пантографе.

  1. Размыкающаяся блокировка разъединителя 126 в цепи провода Э37 служит для контроля за поездным "отключенным" положением разъединителя 126 на панели № 2 (разъединитель 126 нужен для работы вспомогательных машин обеих секций, от одного ФР).
  2. Замыкающаяся блокировка разъединителя 111 в цепи провода Э37 служит для питания пр.Э37 при работе электровоза ВЛ-80 к на одном ФР. Для этого нужно на обеих секциях электровоза ВЛ-80 к на панелях № 2 включить разъединитель 126 вверх (сорвав пломбу), а на секции с неисправным ФР отключить разъединитель 111 – чтобы питать все вспомогательные машины обеих секций напряжением 380 В от одной обмотки СН трансформатора. Тогда в схеме ЦУ обеих секций разомкнутся размыкающиеся блокировки 126 в цепи провода Э37, а на секции с отключенным ФР замкнется замыкающаяся блокировка разъединителя 111, и через нее от пр.Э15 первой секции, получит питание провод Э37 обеих секций, и можно будет поднять пантограф и включить ГВ на обеих секциях и ехать на одном ФР.
  3. При самостоятельной работе одной секции электровоза ВЛ-80 к в розетку жокса, в депо вставляется штепсель 285, в котором закорочены провода ЦУ для трех цепей: Э35 и Э37 не секции "1" (Э35 и Э15 на секции "2") – для подъема своего переднего пантографа.

Э18 и Э19 на секции "1" (Э34 и Э19 на секции "2") – для работы ФР на своей передней секции.

Э9 - Э29 - Э30 – на каждой секции – для набора и сброса позиций на своей передней секции.

 

Тема № 2 « Схема  ЦУ включением ГВ »

 

Для включения ГВ на обеих секциях, нужно на каждой секции накачать воздух в резервуар ГВ до давления 5,6 ÷ 5,8 Атм. – чтобы включились РД (АМД); и ЭКГ должны быть на "О" позиции – чтобы были замкнуты размыкающиеся блокировки ГП0.

  1. После подъема пантографа, включаем на пульте 223 кнопку "Выключение ГВ". Тогда от пр.Э37 через контакт кнопки, по пр.Н88 через размыкающуюся блокировку главного вала КМ (замкнутую во всех положениях КМ, кроме "БВ"), получает питание провод Э13 на обеих секциях. На каждой секции от пр.Э13 через размыкающуюся блокировку переключателя режимов ПР-Р получает питание провод Н72, от которого получают питание следующие три цепи.
  2. От пр.Н72 через сопротивления Р34 и Р35 по 47 Ом, получают питание катушки дифференциальных реле 21 и 22,  но дифференциальные реле 21 и 22 не включаются.
  3. От пр.Н72 через размыкающуюся блокировку ГПпоз1, замкнутую на серединах всех позиций ЭКГ и расположенную на верхнем блокировочном валу ЭКГ, получает питание катушка РВ 204. Реле времени 204 включается и замыкает свою замыкающую блокировку 204, в цепи катушки 4-уд.
  4. После включения РВ 204, от пр.Н72 через размыкающуюся блокировку ГП0, по пр.Н65 через замыкающуюся блокировку РВ 204, через размыкающуюся блокировку РЗ 88, через размыкающуюся блокировку реле перегрузки вспомогательных цепей РП 113, по пр.Н76 через размыкающуюся блокировку РМТ, получает питание катушка 4-уд, и через замыкающуюся блокировку РД (АМД) на корпус. Катушка 4-уд создает свой магнитный поток, но изменений с ГВ не происходит.
  5. При включении на пульте 223, кнопки "Включение ГВ и возврат реле", от провода Э37, через контакт кнопки, получает питание пр.Э14 на обеих секциях. Тогда на каждой секции от пр.Э14, через размыкающуюся блокировку переключателя режимов ПP-P, по пр.Н85, через размыкающуюся блокировку ГП0, по пр.Н86, через размыкающуюся блокировку реле 207, по пр.Н87, через "собственную" размыкающуюся блокировку 4 ГВ, получает питание катушка 4-вкл. и через замыкающуюся блокировку РД (АМД) на корпус. При этом ГВ включается. После включения ГВ (при повороте вала разъединителя ГВ на 20° из 60°) размыкается размыкающаяся блокировка 4 ГВ, катушка 4-вкл. обесточивается, но ГВ остается включенным.
  6. Одновременно с катушкой 4-вкл., от пр.Н86 получает питание катушка реле 207. Но реле 207 включается позже включения ГВ, с задержкой на 0,01 ÷ 0,02 сек, на то время, пока нажата кнопка "Включение ГВ и возврат реле". При включении реле 207, размыкается его размыкающаяся блокировка 207 и второй раз прерывается цепь на катушку 4-вкл. (чтобы не было "звонковой" работы ГВ при включении на аварийный режим). Замыкается замыкающаяся блокировка реле 207 в цепи катушек дифференциальных реле 21 и 22, и за счет этого включаются дифференциальные реле 21 и 22 и замыкают свои замыкающиеся блокировки 21 и 22 в цепи катушки 4-уд. Тогда от пр.Н72, через размыкающуюся блокировку ГП0, по пр.Н65, через замыкающиеся блокировки дифференциальных реле 21 и 22, по пр.Н73, через размыкающиеся блокировки РП-1, РП-2, РП-3, РП-4 получает питание катушка реле 264. Реле 264 включается (на панели № 3) и замыкает свою замыкающуюся блокировку 264 в цепи катушки 4-уд. и через неё от пр.Н72 начнут питаться катушка 4-уд и катушка реле 264 вторым путём. Поэтому после набора первой позиции ЭКГ, когда разомкнется размыкающаяся блокировка ГП0, то катушка 4-уд и катушка реле 264 остаются под питанием, и ГВ остаётся включенным.
  7. После включения ГВ на обеих секциях, на пультах сигнализации гаснут пять красных сигнальных ламп: "ГВ" (для обеих секций), "ВУ" (для обеих секций), и "ЗБ" – заряд батареи, т.к. начнут работать ТРПШ на обеих секциях.

 

Тема № 3 « Схема  ЦУ отключением ГВ »

 

Оперативное отключение ГВ на обеих секциях, машинист делает отключением кнопки "Выключение ГВ" на пульте, или постановкой главной рукоятки контроллера машиниста в положение "БВ", в рабочей кабине – для обесточивания пр.Э13 и катушки 4-уд на обеих секциях.

 

Оперативное отключение ГВ на одной из секций, производится переключением переключателя режимов "ПР" на этой секции из положения "Р" – рабочий режим в положение "О" – отключение секции.

Автоматическое отключение ГВ на одной из секций, происходит в следующих случаях:

  1. При отключении реле 264 (на панели № 3) – из-за срабатывания любого реле перегрузки тягового двигателя –

РП-1, РП-2, РП-3, РП-4 – при токе ТД более 1500 А.

  1. При отключении дифференциальных реле 21 или 22 – из-за кругового огня по коллектору любого ТД или пробоя плеча в ВУ-1 или в ВУ-2.
  2. При отключении реле времени 204 – из-за застревания валов ЭКГ на промежутке между двумя любыми позициями, во время сброса или набора позиций ЭКГ.
  3. При включении РЗ-88 (на панели № 4) – из-за пробоя изоляции на корпус в силовой цепи.
  4. При включении реле перегрузки вспомогательных цепей РП 113 (на панели № 2) – при перегрузки вспомогательных цепей током более 3500 А.
  5. При включении РМТ – при токе более 250 А от контактной сети по первичной обмотке трансформатора.
  6. При отключении РД (АМД) – при снижении давления воздуха в резервуаре ГВ менее 4,6 ÷ 4,8 Атм.

 

При отключении  дифференциального  реле 21 или 22, из-за кругового огня по коллектору ТД или пробоя плеча  в ВУ – замыкается размыкающаяся блокировка 21 или 22 в цепи катушки

4-выкл. (в силовой схеме). Тогда от обмотки собственных нужд СН трансформатора, где напряжение 380 В, через размыкающуюся блокировку реле 236 (замкнутую выше 3й позиции ЭКГ ), через сопротивление R 41 на 10,8 Ом (на панели № 4), через размыкающуюся блокировку дифференциального реле 21 или 22, по проводам С18 и С20, пойдет переменный ток по катушке 4-выкл. Тогда якорь катушки 4-выкл. нажмёт на верхнее плечо коромысла и ГB отключится (даже если катушка 4-уд. продолжает питаться за счет перемычки в ЦУ).

Тема № 4 « Схема  ЦУ запуском фазорасщепителей »

 

При включении на пульте 224 кнопки "Фазорасщепители", от РЩ по пр.Н47, через контакт кнопки получает питание провод Э18 на обеих секциях.

На каждой секции от пр.Э18 через размыкающуюся блокировку разъединителей 111 и 126, по пр.H101, через размыкающуюся блокировку реле оборотов 249 получает питание катушка пускового контактора 119. Пусковой контактор 119 включается (на панели № 1), замыкает свой силовой контакт 119 (в силовой цепи) и замыкающуюся блокировку 119 в цепи катушки контактора 125. Тогда от пр.H101, через замыкающуюся блокировку контактора 119, через размыкающиеся блокировки двух ТРТ (139 и 137) получает питание катушка контактора 125. Контактор 125 включается (на панели № 1), замыкаются его два силовых контакта 125 и замыкающаяся блокировка 125 в цепи своей катушки 125.

За счет замыкания силовых  контактов 119 и 125, от обмотки С.Н. трансформатора идет переменный ток по моторной и генераторной обмоткам статора ФР, сдвинутый по фазе за счет пускового сопротивления 0,75 Ом. Тогда фазорасщепители запускаются одновременно на обеих секциях.

После запуска ФР срабатывают  их реле оборотов 249. Тогда на каждой секции размыкается размыкающаяся блокировка РО-249 в цепи катушки контактора 119 и пусковой контактор 119 автоматически отключается, но ФР продолжает работать как однофазный асинхронный двигатель.

Другая замыкающаяся блокировка РО-249 замыкается в цепи катушек контакторов 209. Тогда после запуска ФР на обеих секциях, от пр.Э18 со 2-й секции, через замыкающуюся блокировку РО-249 на 2-й секции, по пр.Э19 через замыкающуюся блокировку РО-249 на 1-й секции, по пр.Э34 получают питание катушки контакторов 209 на обеих секциях.

Контактора 209 включаются на панелях № 3 обеих секций и замыкают свои силовые контакты 209. Тогда на каждой секции от РЩ по пр.Н47, по пр.Н98 по общей шинке подходит питание к кнопкам "Компрессор", "Вентилятор 1 ÷ 4" на пультах 224 в обеих кабинах. За счет этого можно включать МК, МВ-1÷ МВ-4.

 

« Работа схемы ЦУ при  отключении одного ФР »

 

При выходе из строя ФР на одной из секции, нужно опустить пантограф, и на панелях № 2 обеих секций включить разъединители 126 вверх (сорвав пломбу); а на секции с неисправным ФР еще нужно отключить разъединитель 111, переключив его в среднее положение.

Затем поднять пантограф, включить оба ГВ, запустить исправный ФР и ехать до депо на одном ФР. При этом все вспомогательные машины обеих секций будут питаться от одной обмотки СН трансформатора и от одного ФР – через включенные разъединители 126 на панелях № 2 обеих секций.

При этом в схеме ЦУ, на обеих секциях разомкнутся размыкающиеся блокировки разъединителей 126 – в цепи катушек  контакторов 119 и 125 (и в цепи пр.Э37 в схеме ЦУ пантографами); а на секции с неисправным ФР дополнительно разомкнётся размыкающаяся блокировка разъединителя 111 в цепи катушек контакторов 119 и 125, и за счет этого контактора 119 и 125 будут все время отключены. Замкнутся две замыкающиеся блокировки 111 – в цепи пр.Э34 на катушки контакторов 209, и в цепи пр.Э37 в схеме ЦУ пантографами.

Тогда после запуска одного исправного ФР, через эту замыкающуюся блокировку 111 будут питаться катушки контакторов 209 обеих секций, и вся схема будет работать как при исправных обоих ФР, и можно ехать до депо на одном ФР.

 

« Примечания к схеме  ЦУ запуском ФР »

 

  1. После запуска ФР, когда включаются контактора 209 на обеих секциях, от пр.Э55, через замыкающуюся блокировку контактора 209, по пр.H100 получает питание, зеленая сигнальная лампа "ФР" на пульте каждой секции.
  2. Размыкающаяся блокировка 4(ГВ) в цепи катушек контакторов 209 нужна для того, чтобы при отключении ГB на одной из секций, оставались включенными контактора 209 обеих секций, несмотря на то, что на секции с отключенным ГВ остановятся ФР и все вспомогательные машины, и разомкнётся замыкающаяся блокировка РО-249. За счет этой размыкающейся блокировки "4"(ГВ), после отключения ГВ на одной из секций остаются включенными контактора всех вспомогательных машин на обеих секциях. За счет этого остаются включенными все ЛК 51 ÷ 54 на обеих секциях и можно продолжать следовать на одной секции. Также за счет этих размыкающихся блокировок "4" (ГВ) на ремонтах проверяется секвенция контакторов всех вспомогательных машин при отключенных ГВ на обеих секциях.
  3. 3амыкающаяся блокировка контактора 209 в цепи катушки контактора 125 служит для проезда коротких нейтральных вставок К.С. на большой скорости, когда "ФР" продолжает вращаться по инерции и РО-249 не успевает отключиться. Тогда после включения на пульте кнопки "ФР", сразу включаются контактора 209 и затем через замыкающуюся блокировку 209 получит питание катушка контактора 125 (без включения контактора 119) и ФР запускается сразу.
  4. При выходе из строя одного ФР, когда включаются разъединители 126 на обеих секциях, нужно обязательно отключать разъединитель 111 на секции с неисправным ФР – чтобы в случае отключения ГВ на одной из секции, не было К.З. между двумя обмотками СН трансформаторов обеих секций. Иначе при включенных разъединителях 126 и 111 после отключения одного ГВ обмотка СН трансформатора секции с отключенным ГВ стала бы питаться от обмотки СН трансформатора другой секции большим переменным током ≈ 2000 А, отчего перегреваются кабели и происходит пожар на панелях № 2. Поэтому за счет замыкающихся блокировок разъединителя 111 в цепи проводов Э37 и Э34,если после включения разъединителя 126 не будет отключен разъединитель 111, то невозможно будет поднять пантографы и запустить вспомогательные машины.

 

Тема № 5 « Схема  ЦУ запуском компрессоров »

 

При включении на пульте 224, кнопки "Компрессоры", от пр.Н98 (от РЩ по пр.Н47 через замыкающийся силовой  контакт контактора 209) через контакт кнопки, по пр. H102 через размыкающуюся блокировку РД 230 (типа АК-11Б) в рабочей кабине получает питание пр.Э20 на обеих секциях.

На каждой секции от пр.Э20 через  контакты включенных кнопок "Компрессор" на щитках 226 каждой секции, по пр.Н104 через размыкающиеся блокировки двух своих ТРТ, получает питание катушка контактора 124. Контактор 124 включаются на панели № 2. Замыкаются по два силовых контакта 124, и начинают работать мотор компрессор МК.

Когда в Г.Р. будет давление воздуха 9 ± 0,2 Атм., то разомкнётся размыкающаяся блокировка РД 230 в рабочей кабине, провод Э20 обесточивается, отключаются контактора 124 на панелях № 2 в обеих секциях, и оба МК отключатся.

Когда в Г.Р. уменьшится давление воздуха до 7,5 ± 0,2 Атм., то замкнется размыкающаяся блокировка РД 230 (типа АК-11Б) в рабочей кабине, пр.Э20 снова получит питание, контактора 124 включатся на обеих секциях, и оба МК снова начнут работать; и так всю поездку.

Параллельно катушки .контактора 124 включена катушка вентиля 246 – для облегченного запуска двигателя компрессора КТ-6Л.

 

Тема № 6 « Схема  ЦУ запуском МВ-1, МВ-2 и 

МН трансформатора »

 

При включении на пульте 224 кнопки "Вентилятор 1" – от пр.Н98, через контакт кнопки получает питание пр.Э21 на обеих секциях.

На каждой секции от пр.Э21 через контакты включенных кнопок "Вентилятор 1" и "МН трансформатора" на щитках 227, по проводам H127 и H121, через размыкающиеся блокировки двух своих TРT, получают питание катушки контакторов 127 и 133.

Контактора 127 и 133 включаются на обеих секциях (на панелях № 1), замыкают по два своих силовых контакта 127 и 133, и поэтому начинают работать MB-1 и МН трансформатора одновременно на обеих секциях. Вентилятор MB-1 охлаждает ИШ-1, ТД-1 и ИШ-2, ТД-2.

При включении на пульте кнопки "Вентилятор 2", от пр.Н98, через контакт кнопки получает питание пр.Э22 на обеих секциях. На каждой секции от пр.Э22 через контакты включенных кнопок "Вентилятор 2" на щитках 226, по пр.Н128, через контакты двух своих ТРТ получают питание катушки контакторов 128. Контактора 128 включаются на обеих секциях (на панелях № 2), замыкаю по два своих силовых контакта 128, и начинают работать МВ-2 одновременно на обеих секциях. Вентилятор МВ-2 охлаждает ИШ-3, ТД-3 и ИШ-4, ТД4.

После запуска МВ1, МН трансформатора, МВ2, размыкаются размыкающиеся блокировки их контакторов 127, 128, 133 и на пультах гаснут три красные сигнальные лампы: "В" для передней и для задней секции, и "ТР". Так же замыкается замыкающаяся блокировка контактора МН трансформатора 133 – в цепи катушек всех ЛК 51 ÷ 54.

 

Тема № 7 « Схема  ЦУ запуском МВ-3 и МВ-4 »

 

При включении на пульте 224 кнопки "Вентилятор 3" – от пр.Н98, через контакт кнопки получает питание пр.Э23 на обеих секциях. На каждой секции от пр.Э23, через контакты кнопок "Вентилятор 3" на щитках 227 обеих секций, по пр.Н131, через размыкающиеся блокировки двух своих ТРТ, получают питание катушки контакторов 129. Контактора 129 включаются на обеих секциях (на панелях № 1), замыкают по два своих силовых контакта 129, и начинают работать МВ-3 одновременно на обеих секциях. Вентилятор МВ-3 охлаждает всю ВУ-1, СР-55 и половину радиаторов с обеих сторон трансформатора.

При включении на пульте 224 кнопки "Вентилятор 4" – от пр.Н98, через контакт кнопки получает питание пр.Э24 на обеих секциях. На каждой секции от пр.Э24, через контакты кнопок "Вентилятор 4" на щитках 226 обеих секций, по пр.Н132, через размыкающиеся блокировки двух своих TРT, получают питание катушки контакторов 130. Контактора 130 включаются на обеих секциях (на панелях № 2), замыкаются по два силовых контакта 130 и начинают работать МВ4 одновременно на обеих секциях.

 Вентилятор МВ-4 охлаждает всю ВУ-2, СР-56 и вторую половину радиаторов с обеих сторон трансформатора.

После запуска МВ-3 и МВ-4, размыкаются размыкающиеся блокировки их контакторов 129 и 130, и на пультах гаснут две красные сигнальные лампы "ОВУ" для передней и задней секций. Замыкаются замыкающиеся блокировки контакторов 129 и 130, в цепи катушек ЛК 51, 52 и 53, 54, тем самым ЛК 51 ÷ 54 подготовляются к включению.

 

Тема № 8 « Схема  ЦУ сигнальными лампами »

 

При включении на пульте 224 кнопки "Сигнализация" – от пр.Н0, через контакт кнопки, по пр.Н170, через предохранитель на 10 А в пульте 225 помощника машиниста, получает питание пр.Э55 на обеих секциях. От пр.Э55 на пультах обеих секций получают питание 11 красных сигнальных ламп: ГВ (обе), ВУ (обе), ОВУ (обе), В (обе), ТД, ТР, ЗБ; и две зеленые сигнальные лампы "О,ХП" для передней и для задней секций.

  1. После включения ГВ, гаснут пять красных сигнальных ламп: "ГВ" (обе), "ВУ" (обе), "ЗБ".
  2. После запуска "ФР", загорается зеленая сигнальная лампа "ФР".
  3. После включения кнопки "Вентилятор 1" и запуска "МН трансформатора" на обеих секциях, гаснет красная сигнальная лампа "ТР".
  4. После запуска MB-1 и МВ-2, гаснут две красные сигнальные лампы "В", для передней и задней секций.
  5. После запуска МВ-3 и МВ-4, гаснут две красные сигнальные лампы "ОВУ", для передней и задней секций.
  6. При постановке главной рукоятки КМ в положение "АВ", после включения всех ЛК 51 ÷ 54 на обеих секциях, гаснет красная сигнальная лампа "ТД".
  7. При наборе 1-й позиции ЭКГ, временно гаснут две зеленые сигнальные лампы "О,ХП", на переходной позиции "П1". Затем обе зеленые сигнальные лампы "О,ХП" загораются на 1-й позиции ЭКГ, и на всех ходовых позициях: 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33 – при исправном динамическом торможении сервомотора СМ – за счет размыкающихся блокировок ГПпоз-3 в цепи лампы "О,ХП".
  8. Красная сигнальная лампа "РЗ", загорается при срабатывании РКЗ 123, (при "земле" во вспомогательных цепях 380 В) без отключения ГВ; или при срабатывании РЗ 88 с отключением ГВ (при "земле" в силовой цепи) на одной из секций.
  9. Белая сигнальная лампа "РБ", загорается при срабатывании РБ 43 или 44; при нажатии кнопки "Песок"; или при включении кнопки "Песок импульсно".

 

Тема № 9 « Схема  ЦУ включением ЛК 51 ÷ 54 »

 

Перед включением ЛК, нужно подготовить к работе автотормоза. Съемную рукоятку блокировочного устройства автотормозов (типа 367) нужно повернуть вниз, тогда замкнется его замыкающаяся блокировка 213.

Воздухом из Г.Р., нужно зарядить ЭПК. Тогда разомкнётся размыкающаяся блокировка ЭПК – пневматическая, в цепи катушки реле 267. Тогда реле 267 (на панели № 3) будет все время отключено, а его размыкающаяся блокировка 267 в цепи катушек ЛК 51 ÷ 54 будет все время замкнута.

После зарядки ЭПК воздухом нужно повернуть ключ ЭПК в  поездное положение – для включения АЛСН и ЭПК. Тогда замкнется замыкающаяся блокировка ЭПК - ключ – в цепи катушек ЛК.

При включении на пульте 223, кнопки "Цепь управления" – от пр.Н0, через контакт кнопки, по пр.H1, через предохранитель на 15 А в пульте 225 помощника машиниста, по пр.Э1, через замыкающуюся блокировку 213 (блокировочного устройства тормозов 367), по пр.Н2 подходит питание к контакторным элементам ( К.Э.) главного вала контроллера машиниста КМЭ (но все К.Э. пока разомкнуты).

При переводе реверсивной рукоятки КМЭ в положение "Вперед, на ПП" ("полное поле"), замыкаются два К.Э. реверсивного вала.

При переводе главной рукоятки КМЭ в положение "АВ" – от пр.Н2, через замкнувшийся К.Э. главного вала, получает питание провод Э7, и от него через размыкающуюся блокировку реле 267, размыкающуюся блокировку ЭПК - ключ, по пр.Н04, через К.Э. реверсивного вала КМЭ, получает питание провод Э2 на передней секции и провод Э3 на задней секции (провода Э2 и Э3 в жоксе перекрещиваются).

На передней секции от пр.Э2, получают  питание катушки вентилей реверсоров 63-вп и 64-вп. Тогда за счет воздуха оба реверсора 63 и 64 фиксируются или переключаются в положение "Вперед" своей кабиной, замыкаются их размыкающиеся блокировки 63 и 64, и через них от пр.Э2 получают питание провода Н3 и Н5. От пр.Н3, получает питание катушка клапана противоразгрузочного устройства 262, и воздух из пневматических ЦУ, через этот клапан 262, входит в цилиндр противоразгрузочного устройства над колесной парой № 1 – передней по ходу движения.

На задней секции от пр.Э3, получают питание катушки вентилей реверсоров 63-наз и 64-наз. Тогда, за счет воздуха оба реверсора 63 и 64 фиксируются или переключаются в положение "Назад" своей кабиной, и замыкаются их замыкающиеся блокировки 63 и 64, и через них от пр.Э3, получают питание провода Н4 и Н5. 0т пр.Н4, получает питание катушка вентиля клапана противоразгрузочного устройства 263, и воздух из пневматических ЦУ, через этот клапан 263 входит в цилиндр противоразгрузочного устройства над колесной парой № 5 (относительно рабочей кабины).

На каждой секции – от своего пр.Н5, через замыкающуюся блокировку контактора МН трансформатора 133, получает питание провод Н6, от которого питание идет по двум параллельным цепям:

1-я цепь – от пр.Н6, через замыкающуюся блокировку контактора 129 (контролирующую работу МВ-3), через размыкающуюся блокировку разъединителей ВУ-1 (81 и 83), по пр.Н7, через размыкающуюся блокировку ГП0, по пр.Н17 и далее по двум параллельным цепям через размыкающиеся блокировки ОД-1 и 0Д-2, получают питание катушки вентилей ЛК 51 и 52.

2-я цепь – от пр.Н6, через замыкающуюся блокировку контактора 130 (контролирующую работу МВ-4), через размыкающуюся блокировку разъединителей ВУ-2 (82 и 84), по пр.Н8, через размыкающуюся блокировку ГП0, по пр.Н18, и далее по двум параллельным цепям через размыкающиеся блокировки ОД-3 и 0Д-4, получают питание катушки вентилей ЛК 53 и 54.

Тогда, за счет воздуха, включаются все ЛК 51 ÷ 54 на обеих секциях и замыкаются их силовые контакты 51 ÷ 54 в силовой цепи ТД. Размыкаются размыкающиеся блокировки ЛК 51 ÷ 54 в цепи красной сигнальной лампы "ТД" и эта лампа "ТД" гаснет (после включения всех восьми ЛК и при включенных реле 264 на обеих секциях).

Замыкаются замыкающиеся блокировки ЛК 51 ÷ 54, в цепи катушек своих ЛК 51 ÷ 54, и тем самым шунтируются две размыкающиеся блокировки ГП0 – чтобы все ЛК 51 ÷ 54 оставались включенными после набора позиций ЭКГ, когда размыкаются две размыкающихся блокировки ГП0. Также размыкаются размыкающиеся блокировки ЛК 51 и 53 в цепи катушки контактора 208, от пр.Н34. Эти размыкающиеся блокировки ЛК 51 и 53 нужны для сброса позиций ЭКГ при постановке главной рукоятки КМЭ сразу в положение "0".

 

« Назначение блокировок в цепи катушек ЛК 51 ÷ 54 »

 

  1. Размыкающиеся и замыкающиеся блокировки реверсоров 63 и 64 служат для контроля за переключением обоих реверсоров 63 и 64 своей секции в заданное с пульта положение.
  2. Замыкающаяся блокировка контактора 133 служит для контроля за работой МН трансформатора.
  3. Кнопка "Низкая температура масла трансформатора" на щитке 227, подключена параллельно замыкающейся блокировке контактора 133, по пр.Н5 и Н6, и служит для включения всех ЛК 51 ÷ 54 своей секции без МН трансформатора, зимой при температуре трансформаторного масла ниже - 20°С (когда масло очень густое и срабатывают ТРТ у МН трансформатора).
  4. 3амыкающиеся блокировки контакторов 129 и 130, служат для контроля за работой МВ-3 и МВ-4, а следовательно за наличием охлаждения ВУ, С.Р. и трансформатора.
  5. Размыкающиеся блокировки разъединителей 81, 83 для ВУ-1 и 82, 84 для ВУ-2, служат для контроля за полным включением этих разъединителей на ВУ-1 и ВУ-2 (в ВВК сбоку силового трансформатора, вверху).
  6. Две размыкающихся блокировки ГП0 (на нижнем блокировочном валу ЭКГ) служат для включения ЛК 51 ÷ 54 только на "0" позиции ЭКГ.
  7. Замыкающиеся блокировки ЛК 51, 52 и 53, 54 служат для того, чтобы все ЛК оставались включенными после схода с "0" позиции ЭКГ.
  8. Размыкающиеся блокировки ОД-1 ÷ ОД4, служат для отключения одного ЛК при отключении одного ТД при помощи ОД (чтобы силовая цепь неисправного ТД была отключена с обеих сторон).
  9. Замыкающиеся блокировки разъединителей РШК 19 и 20, служат для включения ЛК 51, 52 или 53, 54,  при вводе электровоза в депо, от источника деповского питания. Тогда разъединитель 19 или 20 переключается вверх, в БСА № 1 или БСА № 2.
  10. Замыкающаяся блокировка 213, блокировочного устройства тормозов № 367, служит для контроля за правильным переключением автотормозов при смене кабин управления.
  11. Размыкающаяся блокировка "ЭПК ключ", служит для автоматического отключения всех ЛК 51 ÷ 54 на обеих секциях при отключении ключа ЭПК.
  12. Размыкающаяся блокировка "ЭПК пневматическая" и промежуточное реле 267, служат для автоматического отключения всех ЛК 51 ÷ 54 на обеих секциях, при срабатывании ЭПК, когда в камере ЭПК будет давление воздуха ниже 1,5 Атм. Тогда замкнется размыкающаяся блокировка "ЭПК пневматическая" в цепи катушки реле 267. Тогда от пр.Н2, из рабочей кабины через К.Э. реверсивного вала КМЭ (замкнутый в положениях "ВП" и "НЗ"), по пр.Н0, через размыкающуюся блокировку "ЭПК пневматическая", по пр.Н02 получит питание катушка реле 267. Реле 267 включится на передней секции (на панели № 3), размыкается его размыкающаяся блокировка 267 в цепи катушек ЛК, и все ЛК 51 ÷ 54 на обеих секциях отключатся. Замкнется замыкающаяся блокировка 267 в цепи катушки РВ 205, и начнется импульсная подача песка под передние колесные пары всех тележек.

 

Тема № 10 « Схема  ЦУ набором и сбросом позиций  »

 

Тема № 10.1 « Работа схемы ЦУ при постановке главной

 рукоятки контроллера машиниста в положение "ФП" »

 

Для подготовки схемы ЦУ к набору позиций, нужно главную рукоятку КМ повернуть в положение "ФП". На "ФП" от пр.Н2, получают питание провода Э8 и Э9.

От пр.Э7, продолжают питаться катушки ЛК 51 ÷ 54 на обеих секциях обычным путем (как на "АВ").

От пр.Э8, на обеих секциях получают питание катушки контакторов 206. Контактора 206 включаются на обеих секциях (на панелях № 3), размыкаются по 3 размыкающихся блокировки 206 и замыкаются по 3 замыкающихся блокировки 206 (по две блокировки – в цепи якоря СМ, и по одной блокировке – в цепи катушки контактора 208). Тем самым СМ-ры обеих секций реверсируются для вращения на набор позиций.

От пр.Э9, на 1-й секции, через перемычку, по пр.Н25 через размыкающуюся блокировку ГП-1 на верхнем блокировочном валу ЭКГ, (замкнутую на "0" позиции и далее через две позиции), по пр.Э33, через такую же размыкающуюся блокировку ГП-1 на верхнем блокировочном валу ЭКГ на 2-й секции, по пр.Н25, через перемычку, по проводу Э30 на 2-й секции через выпрямитель 188 получает питание катушка реле 266 на 2-й секции.

Параллельно от пр.Э30, со 2-й секции через жокс, по пр.Э29 на 1-й секции (провода Э29 и Э30 в жокее перекрещиваются), через выпрямитель 187, получает питание катушка реле 265 на 1-й секции.

Одновременно, от пр.Э9 на 1-й секции через две перемычки, по пр.Н26, через размыкающуюся блокировку ГП-1 на верхнем блокировочном валу ЭКГ на 1-й секции, по пр.Э32 через такую же размыкающую блокировку ГП-1 на верхнем блокировочном валу ЭКГ на 2-й секции, по пр.Н26, через перемычку, по пр.Э29, через выпрямитель 187, получает питание катушка реле 265 на 2-й секции.

Параллельно от пр.Э29 со 2-й секции, через жокс по пр.Э30 на 1-й секции, через выпрямитель 188 получает питание катушка реле 266 на 1-й секции.

Промежуточные реле 265 и 266 включаются на обеих секциях (на панелях № 3), и замыкают по две замыкающихся блокировки 265 и 266, в цепи катушки контактора 208 и в цепи своих катушек 265 и 266. Тогда от пр.Э1, через размыкающуюся блокировку ГПпоз2 (на верхнем блокировочном валу ЭКГ) и через свою замыкающуюся блокировку 265 и 266, начинают питаться вторым путем катушки реле 265 и 266 на обеих секциях.

На положении "ФП", полностью подготовлена цепь питания катушек контакторов 208, от пр.Э10 на обеих секциях. Но провод Э10 в положении "ФП" без питания, поэтому на "ФП" контактора 208 остаются отключенными.

 

Тема № 10.2 « Ручной набор позиций »

Принцип исполнения схемы электровоза ВЛ-80 к