Проблемы и перспективы применения технологии удаленного выпуска товаров и транспортных средств в Дальневосточном регионе

Содержание

 

Введение

 

Система совершения таможенных операций товаров  
в Российской Федерации ориентирована на осуществление большинства таможенных операций таможенными органами, расположенными, как правило, в городах, являющихся транспортными узлами.

Рост внешнеторгового оборота  Российской Федерации с каждым годом  усиливает неравномерность инфраструктурного  развития между внутренними  
и приграничными субъектами страны, заостряет проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Зачастую товарные потоки ввезенных и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу.

Проблема решается развитием транспортно-логистической  инфраструктуры в крупных транспортных узлах, за пределами городов  
с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах Российской Федерации, развитием таможенно-логистической инфраструктуры преимущественно в местах, приближенных к государственной границе.

Сегодня при совершении таможенных операций наиболее активно применяются информационные таможенные технологии, основанные  
на технологии электронного представления сведений по сети Интернет: предварительное информирование таможенных органов;  
электронное декларирование товаров с использованием сетей Интернет  
и   удаленный   выпуск  товаров как результат развития технологии  
Интернет-декларирования. Именно Интернет как универсальная общедоступная информационная среда представляет наибольшую перспективу для развития взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенных органов. Целью проводимых ФТС России работ на этом направлении является разработка и повсеместное внедрение в практику совершения таможенных операций и таможенного контроля технологий, основанных на возможностях сети Интернет, обеспечивающих ускорение  
и при определенных условиях, упрощение совершения таможенных операций без снижения качества таможенного контроля.

Хочется отметить, что в соответствии с Федеральным законом  
от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании  
в Российской Федерации» с 01.01.2014 г. предусмотрен полный переход  
на безбумажный оборот и технологию представления в электронном виде таможенной декларации и документов, на основании которых она заполнена. Переход на интернет-декларирование в значительной степени зависит от самих участников ВЭД, от их заинтересованности в применении  
информационных технологий.

Применение технологии удаленного выпуска товаров является одним  
из перспективных направлений в деятельности таможенных органов, наряду  
с электронным декларированием и предварительным информированием. Данная технология – принципиально новый подход в осуществлении таможенных операций и таможенного контроля. Она является составной частью развития интернет-декларирования и основана на обработке  
интернет-деклараций с использованием электронного юридически значимого взаимодействия между различными таможенными органами.

В целом удаленный выпуск, как  и другие передовые технологии, внедряемые таможенной службой в рамках модернизации существующей системы, способствуют реализации Концепции таможенного оформления  
и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Удаленный выпуск предусматривает, что декларирование  
и выпуск товаров происходят во внутреннем таможенном органе.  
С применением технологии удаленного выпуска участники ВЭД могут подавать декларацию на товары в электронном виде, через сеть Интернет  
в таможенный орган, находящийся внутри территории страны, но при этом выпускать товары для внутреннего потребления уже на границе.  
А ввоз, временное хранение товаров и их фактический контроль осуществляются в регионе деятельности внешнего таможенного органа, который приближен к государственной границе РФ. Таким образом, документальный и фактический контроль осуществляют разные  
таможенные органы. С учетом этих изменений коммерсанты могут пересмотреть привычные логистические схемы доставки товаров и выбрать наиболее экономичную из них.

Основными преимуществами применения технологии удаленного выпуска  являются:

  1. осуществление таможенного декларирования товаров без привязки предприятий к таможенным постам и месту нахождения товара;
  2. оптимизация транспортной логистики и сокращение финансовых затрат участников ВЭД (отсутствие необходимости помещать товары  
    под таможенную процедуру таможенного транзита, а также предъявления товаров таможенному органу при проведении таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств);
  3. сокращение времени совершения таможенных операций;
  4. возможность получения бумажной копии таможенной декларации  
    с отметками о выпуске товаров в удобном таможенном органе, находящемся  
    в месте декларирования или в месте нахождения товаров.

Несмотря на сравнительно небольшой срок своего существования,  
данная технология приобретает заслуженную популярность и востребованность  
в сфере таможенного декларирования, т.к. позволяет сократить поток большегрузного автотранспорта, следующего в крупные города, уменьшить документооборот при таможенном декларировании и контроле. Таким образом, оптимизируется транспортная логистика и нагрузка на таможенные органы, сокращаются финансовые расходы участников ВЭД. В связи с этим  
и таможенники, и деловые круги заинтересованы в развитии и более интенсивном применении новой технологии, а, значит, и в активном обсуждении вопросов, связанных с ее применением.

Внедрение в практику новой технологии предполагает возникновение  ряда вопросов, связанных с ее применением. Технология удаленного выпуска товаров является новеллой для Дальневосточного региона.  
В таможенных органах не накоплено достаточного опыта применения данной технологии. В выпускной квалификационной работе предполагается провести анализ применения на практики таможенными органами  
технологии удаленного выпуска товаров на примере  
Владивостокской таможни. На основе проведенного анализа, будут выявлены проблемы применения данной технологии. В итоговой части работы предполагается провести поиск решения выявленных  проблем. Итогом выпускной квалификационной работы будут являться обозначенные пути развития технологии и предложенные пути решения проблем применения технологии удаленного выпуска товаров в Дальневосточном регионе.

Объектом данной выпускной квалификационной работы является 
технология удаленного выпуска товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (ТС). Предметом – проблемы, связанные с применением данной технологии  
на примере Владивостокской таможни.

Целью данной выпускной квалификационной работы является поиск путей совершенствования применения технологии удаленного выпуска товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:

1) изучить и проанализировать законодательство, регламентирующее применение технологии удаленного выпуска товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

2) изучить практические аспекты применения данной технологии  
в Дальневосточном регионе, выявить проблемные вопросы;

3) на основе анализа эффективности технологии удаленного выпуска товаров и транспортных средств определить перспективы развития данной технологии в Дальневосточном регионе;

4) осуществить поиск путей повышения эффективности применения Дальневосточными таможенными органами технологии удаленного выпуска товаров и транспортных средств.

Объект, цель и задачи данного исследования обусловили использование, как методов теоретического уровня (метод обобщение, системный метод,  общелогических методов - анализа, синтеза, индукции, дедукции),  
методов эмпирического уровня (наблюдение, описание, сравнение),  
так и специального метода формально-юридического анализа.

Методологической основой выпускной квалификационной работы явились системный подход, позволяющий представить проблематику  
правового регулирования применения технологии удаленного выпуска товаров  
и транспортных средств в Дальневосточном регионе  в целостном  
и всестороннем виде и во взаимосвязи.

С учетом изложенных задач  выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части (три раздела), заключения, списка  
используемой литературы и приложений.

В первом разделе анализируется  существующий порядок применения технологии удаленного выпуска товаров и транспортных средств  
в Дальневосточном регионе.

Во втором разделе  анализируется организационные  и практические аспекты деятельности таможенных органов Дальнего Востока  по применению данной технологии.

В третьем разделе формулируются проблемы, возникающие  
в деятельности таможенных органов при осуществлении  
удаленного выпуска товаров и предлагаются возможные варианты повышения эффективности применения исследуемой технологии.

В заключении обсуждаются  основные результаты данной 
выпускной квалификационной работы.

Исследование основано на изучении и анализе учебной  и периодической литературы, нормативно-правовой базы РФ и Таможенного союза, специализированных сайтов сети Интернет, а также материалов, полученных  
в Центре электронного декларирования Владивостокского таможенного поста Владивостокской таможни (ВТП ЦЭД) во время прохождения  
преддипломной практики.

1. Правовые основы применения технологии удаленного выпуска товаров и транспортных средств

 

1.1. Основные положения, относящиеся к таможенному контролю

 

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) таможенные органы обеспечивают на таможенной территории  
Таможенного союза решение следующих основных задач [3]:

  1. содействие реализации единой торговой политики Таможенного союза;
  2. обеспечение исполнения таможенного законодательства  
    Таможенного союза и иного законодательства государств – членов  
    Таможенного союза, контроль, за исполнением которого возложен  
    на таможенные органы;
  3. совершение таможенных операций и проведение  
    таможенного контроля, в том числе в рамках оказания  
    взаимной административной помощи;
  4. обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  5. обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав  
    и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
  6. обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств – членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды,  
    а также в соответствии с международным договором государств – членов Таможенного союза – мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма  
    при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств – членов таможенного союза, ценных бумаг  
    и (или) валютных ценностей, дорожных чеков.

Нормы российского законодательства, а именно Федеральный закон РФ 
от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ, дублирует положения ТК ТС. Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности) [17]:

  1. проводят таможенный контроль, совершенствуют методы  
    совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;
  2. обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;
  3. обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии  
    с международными договорами государств – членов Таможенного союза  
    и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений  
    в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых  
    из Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» таможенный контроль является одной  
из основных функций таможенных органов. Таможенный контроль неразрывно связан с совершением таможенных операций в отношении перемещаемых  
через таможенную границу товаров, являясь его неотъемлемой частью.

В ТК ТС таможенному контролю посвящена глава 22. Статьей «Основные положения о перемещении товаров» устанавливается,  
что все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном  
таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.

Точное определение  данного понятия также закреплено в ТК ТС.  
В соответствии с данным документом, таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками (СУР), в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и государств – членов  
Таможенного союза [3].

К числу принципов проведения таможенного контроля следует отнести:

  • всеобщность совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;
  • законность совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;
  • принцип минимальной необходимости таможенного контроля;
  • выборочность и достаточность таможенного контроля;
  • использование системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля;
  • возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля;
  • использование методов анализа рисков для определения товаров и лиц, подлежащих проверке, и степени проверки;
  • сотрудничество с таможенными органами иностранных государств;
  • взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД  
    и организациями, деятельность которых связана с осуществлением  
    внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями;
  • создание условий, способствующих ускорению товарооборота  
    через таможенную границу;
  • недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля;
  • безопасность применения технических средств таможенного контроля.

В соответствии со ст. 94 ТК ТС при применении форм контроля таможенные органы должны ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза [3]. При выборе форм таможенного контроля используется СУР.

Данный принцип отвечает международной практике, основанной на положениях Международной Конвенции  по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации, согласно которой таможенный контроль, как правило, ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

При выборе форм таможенного  контроля используется СУР, а также применяется метод анализа рисков для определения товаров и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

СУР – это система таможенного администрирования, обеспечивающая осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации (РФ) на наиболее важных  
и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений таможенного законодательства [30]:

  • имеющих устойчивый характер;
  • связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов  
    в значительных размерах;
  • подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
  • затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Таможенный контроль проводится исключительно  
таможенными органами в соответствии с ТК ТС. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.

Основные положения относительно применения СУР установлены приказом ГТК РФ от 26.09.2003 г. № 1069 «Об утверждении концепции системы управлении рисками в таможенной службе Российской Федерации»  
и приказом ФТС России от 06.06.2011 г. № 1200 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке  
и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков  
при таможенном контроле, их актуализации и отмене» [30, 22].

Глава 22 ТК ТС устанавливает исчерпывающий перечень форм таможенного контроля, применяемыми таможенными органами (ст. 111-122):

  1. проверка документов и сведений;
  2. устный опрос;
  3. получение пояснений;
  4. таможенное наблюдение;
  5. таможенный осмотр;
  6. таможенный досмотр;
  7. личный таможенный  досмотр;
  8. проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  9. таможенный осмотр помещений и территорий;
  10. учет  товаров, находящихся под таможенным контролем;
  11. проверка системы учета товаров и отчетности;
  12. таможенная проверка.

В Федеральном законе № 311-ФЗ подробно расписываются места, являющиеся зонами таможенного контроля (ЗТК). Поскольку совершение таможенных операций и таможенный контроль товаров совершается в ЗТК, этот вопрос очень важен для рассмотрения.

В соответствии с ТК ТС зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра  
и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения  
и перемещения под таможенным наблюдением.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы Российской Федерации, в местах нахождения таможенных органов  
и иных местах. В обязательном порядке зоны таможенного контроля создаются в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации  
и в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации.

 Места, являющиеся зонами таможенного контроля, определяются  
в соответствии с ТК ТС и Федеральным законом № 311-ФЗ [17].

Главой 15 ТК ТС установлено, что товары, ввезенные на  
таможенную территорию ТС, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до момента помещения  
под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления,  
за исключением товаров, помещенных под эту таможенную процедуру  
с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов, сопряженных с ограничениями на пользование и (или) распоряжение такими товарами, а также таможенные процедуры реимпорта, отказа в пользу государства либо до фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Товары Таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории ТС с момента принятия  
таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы  
Таможенного союза [3].

 

 

 

1.2. Совершение таможенных операций, связанных  
с декларированием, помещением товаров под таможенные процедуры  
и их выпуском

 

Все товары, перемещаемые через таможенную границу  
Таможенного союза, подлежат декларированию, таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом.

Товар – любое движимое имущество, перемещаемое через  
таможенную границу, в том числе носители информации, валюта  
государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу [3].

В Таможенном кодексе таможенного союза установлены обстоятельства, с наступлением которых связано возникновение обязанности по таможенному декларированию. Под таможенным декларированием понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых  
для выпуска товаров. Данное понятие четко закреплено в ТК ТС.

Таможенные операции – действия, совершаемые лицами  
и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения  
таможенного законодательства Таможенного союза.

Таможенная процедура – совокупность норм, определяющих  
для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза  
или за ее пределами [3].

Таможенное декларирование товаров  является одним из этапов помещения  товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров  
под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, и завершается выпуском товаров  
в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Обязанность задекларировать товар возникает при помещении товара под таможенную процедуру, а также в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.  
В отношении перемещения отдельных категорий предметов ТК ТС  
не устанавливает требования об обязательном помещении  
под таможенные процедуры. К ним относятся: транспортные средства международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа, товары для личного пользования, припасы.  
При этом указанные товары и транспортные средства подлежат  
таможенному декларированию. В качестве примера случаев отсутствия необходимости осуществить таможенное декларирование товаров, указанных непосредственно в ТК ТС, можно привести непредставление  
таможенной декларации или иного документа для убытия товаров  
с таможенной территории Таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу.

 Обязанность по  таможенному декларированию товаров  может быть установлена и нормами  национального законодательства государств – членов Таможенного союза, при их соответствии нормам ТК ТС. Так, в соответствии  
с Федеральным законом «О таможенном регулировании  
в Российской Федерации», товары, ввозимые в Российскую Федерацию  
с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза,  
в том числе перемещаемые через территории государств – членов  
Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой  
таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации  
за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры [17].

Раздел 2 ТК ТС полностью  посвящен таможенным операциям.  
В соответствии с данным разделом таможенное декларирование товаров может быть произведено декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого  
декларируются товары. Таможенный представитель – юридическое лицо государства – члена Таможенного союза, совершающее от имени  
и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица  
таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

 Таможенное декларирование  может производиться в двух  формах: письменной и (или) электронной.  Обе указанные формы предполагают использование таможенной декларации. Таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа в порядке, определенном решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 08.12.2010 г. № 494  
«Об Инструкции о порядке предоставления и использования  
таможенной декларации в виде электронного документа» [12].

Также по общему правилу  подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу  
ее электронной копии, если иное не установлено ТК ТС, решением КТС либо законодательством государств – членов Таможенного союза в случаях, предусмотренных решением КТС. Решением Комиссии от 14.10.2010 г. № 421  «О структуре и форматах электронных копий таможенных деклараций» установлены [14]:

  • структуры и форматы электронных копий декларации на товары  
    и транзитной декларации, корректировки декларации на товары;
  • структуры и форматы электронной копии транзитной декларации,  
    в качестве которой используется книжка МДП с прилагаемыми  
    к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами  
    для применения в Российской Федерации.

В связи с тем, что положениями ТК ТС не установлены случаи обязательного использования той или иной формы декларирования,  
стоит обратиться к актам национального таможенного законодательства государств – членов Таможенного союза. В Российской Федерации  
до 01.01.2014 г. по выбору декларанта таможенное декларирование производится в письменной или электронной форме с использованием таможенной декларации (ФЗ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании  
в Российской Федерации»). С 01.01.2014 г. предполагается переход  
на безбумажный оборот и технологию представления в электронном виде таможенной декларации. Декларация на товары будет подаваться  
в электронной форме, кроме тех товаров, таможенных процедур и случаев,  
при которых декларирование может осуществляться в письменной форме. Такие перечни будет устанавливать Правительство Российской Федерации. Согласно Федеральному закону № 311-ФЗ в случае подачи  
декларации на товары в письменной форме такая декларация должна сопровождаться представлением ее электронной копии. В случаях, предусмотренных решением КТС, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, будет устанавливать, что подача таможенной декларации в письменной форме не сопровождается представлением ее электронной копии.

Таможенная декларация – документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре  
и иные сведения, необходимые для выпуска товаров [3].

ТК ТС установлены виды таможенных деклараций в зависимости  
от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:

  1. декларация на товары представляется при помещении  
    под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. Декларация на товары представляет собой заявление, составленное по установленной таможенной службой форме, в котором заинтересованные лица указывают таможенную процедуру, подлежащую применению в отношении товаров, и сведения, заявления которых требует таможенная служба для применения этой процедуры;
  2. транзитная декларация представляется таможенному органу отправления при помещении товаров под таможенную процедуру  
    таможенного транзита;
  3. пассажирская таможенная декларация применяется  
    при таможенном декларировании товаров для личного пользования  
    в письменной форме;
  4. декларация на транспортное средство подается перевозчиком таможенному органу для таможенного декларирования транспортных средств международной перевозки.
Проблемы и перспективы применения технологии удаленного выпуска товаров и транспортных средств в Дальневосточном регионе