Проектирование коллекции моделей одежды с применением мотивов исторического костюма стиля «Модерн»
Дипломная работа выполнена по теме: «Проектирование коллекции моделей одежды с применением мотивов исторического костюма стиля «Модерн».
Работа состоит из 2 разделов, содержит 48 страниц и включает 15 иллюстраций, 2 таблицы.
Целью дипломной работы является разработка коллекции моделей одежды на основе изучения литературных и графических источников, отвечающей требованиям к проектируемому изделию, выбрав наиболее оптимальные способы композиционного, конструкторского и технологического решения.
Разработанная коллекция
моделей женских платьев, состоит
из 10 изделий, отвечает современному направлению
моды и соответствует техническому
заданию и творческому
При оформлении пояснительной записки использовалась компьютерная программа Windows .
Графическая часть представлена 3 листах. Эскизы выполнены при помощи компьютерной программы Photoshop.
При работе над дипломным проектом использовалась литература 2000-2008 годов издания и периодическая литература 2006-2008 годов издания.
18.06.2008г.
Студентка группы ТШ-71
Остроухова.Н.В
ВВЕДЕНИЕ
Давно прошли времена, когда высокая мода стремилась на шаг опережать время, но и сегодня ее коллекции способны поразить воображение. Что стало источником вдохновения кутюрье и дизайнеров, представляющих свои идеи на модном подиуме? В центре внимания - стиль модерн, который находит воплощение в панбархате, бархатном жаккарде и ажурных тканях, дополненных атласом и шелком, украшенными узорами в стиле модерн. Поблекшее величие царского двора становится второй по значению темой, благодаря которой появляются узорчатая парча и тафта, мерцающий жаккард, эффекты тиснения и рельефные текстуры Актуальны набивные рисунки и вышивки с эффектом металлика, где преобладают оттенки окисленной меди и старого золота. Золотые узоры наносятся также и поверх жаккардовых рисунков с мотивами пейсли. Специальные обработки и новые технологии крашения ткани позволяют создать патину, придающую гобеленовым узорам поистине царственное величие. Одной из важных тенденцией становятся стилевые решения в духе романтичной женственности, навеянные образом героини романа Толстого «Анна Каренина». Шелковый креп, вуаль, батист, газ и английский ситец, тюль и кружева - ключевые элементы этого стиля.
Целью дипломной работы является создание коллекции моделей женской одежды с применением мотивов исторического костюма стиля «Модерн».
1 Техническое задание
1.1 Теоретическое исследование проблемы
Характеристика искусства и костюма конца XIX в. и начала XX в.
Бурное развитие капиталистической экономики, научно-технический прогресс, империализация неминуемо вели к кардинальным изменениям всех сфер общественной жизни народов, втянутых в процесс экономического развития европейских стран.
Ни один век не знал таких
величайших социальных потрясений, таких
страшных мировых войн, такого широкого
национально-освободительного движения,
такого ошеломляющего научно-
В архитектуре и прикладном искусстве XIX век не создал ни одного долговременного стиля, а пользовался формами любых прошлых стилей как эффектными одеждами. Царило произвольное, эклектическое смешение стилей. XIX век называют даже веком имитаций, веком, одушевляющим прошлое.
Научно-техническая революция
второй половины XIX века привела, во-первых,
к появлению совершенно новых
видов искусств, которые не были
знакомы предыдущим эпохам, причем
эти виды, такие как кино, а
в XX веке — телевидение, являются синтетическими,
в них соединилось множество
видов искусств; во-вторых, к промышленному
производству товаров массового
потребления, что повлекло за собой
необходимость включения
Усложнение всех сторон человеческой
жизни неизбежно вело к усложнению
стилевых особенностей художественной
культуры. И уже с середины XIX века,
в период наибольшего разностилья,
проблема стиля стала в центре
внимания ученых-теоретиков и историков,
стремившихся найти выход из тупика.
Но большинство из них стиль объясняют
не как результат определенных идейных
движений, как отражение определенных
исторически сложившихся
На основе субъективно-идеалистической
философии Шопенгауэра, Маха и неокантианства
появилось новое правление в
искусстве — символизм. С точки
зрения символистов, окружающая человека
реальная действительность является лишь
мнимым миром, иллюзорной видимостью»,
а подлинная сущность вещей и
явлений скрыта в «потустороннем»
мире, недоступном научному опытному
знанию. Проникнуть в этот запредельный,
идеальный мир посредством «
Модерн (франц. moderne — новейший,
современный, от лат. modo — только что,
недавно), стилистика которого буквально
переполнена мистикой и символикой,
был весьма многолик и интернационален.
Это, пожалуй, единственный в истории
искусства художественный стиль, не
имевший единого названия. Впитав
элементы разных культур — Крита
и Японии, — опираясь на готику и
Ренессанс, соединяясь с утонченным
колоритом французского импрессионизма
и развивая изысканность линий предшествующих
эпох, модерн, как короткая декоративная
волна, быстро распространился по всей
Европе, перешагнул на другие континенты,
достигнув даже берегов Страны восходящего
солнца, всякий раз приобретая национальную
окраску и специфические
Модерн не случайно коснулся, прежде всего, архитектуры и прикладного искусства, то есть тех видов искусств, которые несут функциональную нагрузку.
Для архитектуры и декоративно-
Дом строится теперь не для фасада, но фасад сам следует расположению помещений внутри здания. Крыша выдвигается сильно вперед, чтобы отметить верхнее ограничение или стать просто покрытием; стена обрабатывается просто как стена. Окна, зависящие от расположения внутренних помещений, что само по себе не создает тектонического расчленения фасада, стараются связать между собой при помощи орнамента. (приложение А)
Орнамент — важное новообразование
стиля; он имеет текучую, вялую линию,
отличающуюся от энергичных линий барокко
и законченных линий рококо. Архитектурные
формы и орнаментальные мотивы модерн
заимствует у живой природы. В
орнаменте преобладают
Орнаментальное начало
модерна, позаимствованное им
у живой природы,
В орнаменте модерна мотивы
природы пропущены через
В своих постройках архитекторы стремятся добиться гармонии настроения. Оно выражено гораздо сильнее во внутренних помещениях, нежели снаружи. В интерьерах, где преобладают уютные, небольшие комнаты, иногда неправильной формы, это благоговейное настроение, которое порой не подчиняется сменяющемуся настроению своих обитателей, создается символическими картинами, специальной меблировкой, стенами, потолком и даже соседними комнатами. Линейные подвижные растительные узоры, рассыпанные по стенам, полу и потолку, объединяют архитектурные плоскости, активизируя пространство (приложение В).
Мебель этого времени, в особенности французская, задумана вполне линейно, ее форма определяется силуэтом. Текучими, даже витыми линиями подымаются кверху ножки стола, встречаясь с такими же, как они, тонко изогнутыми контурами обеих досок. Линии нигде не сталкиваются резко, но все формы сливаются и расходятся мягко и плавно.
Модерн с его внутренними противоречиями между функциональностью и чистой декоративностью, между натуралистическими и геометрическими элементами проявился также в скульптуре, живописи, графике, особенно книжной, в производстве фарфора, стекла, декоративных тканей, костюме, в ювелирном деле, то есть во всем том, что постоянно окружает человека.
Мягкость формы присуща и вазам в стиле модерн: они подымаются тонко изогнутой линией, идущей от основания до шейки сосуда, и в своих украшениях, красках и форме полны тонкости японской керамики, которая часто служит даже прямым образцом. Эти вазы, служащие декоративным украшением, начинаясь широким основанием, заканчиваются таким узким горлышком, что их невозможно прочистить.
Стилистика модерна буквально
наполнена мистикой и символикой:
так, орхидея, к примеру, цветок смерти
и олицетворение зла, горизонтальная
линия воплощает пассивное
Модерн во всем стремится
к идеальности и
Стиль модерн стоял у истоков
нового вида искусства — дизайна,
возникшего в результате научно-технического
прогресса. Когда к концу XIX века
появляется крупносерийное промышленное
производство, возникает множество
утилитарных вещей, приспособлений,
неизвестных до этого, в быт входят
электрические лампочки, телефоны,
трамваи и перестраивают его
на новый лад, первой попыткой наладить
контакт между искусством и техникой,
творчеством художника и
Реформировать костюм предлагали
архитекторы и художники —
создатели стиля модерн. Новым
качеством, к которому стремились создатели
модерна, была целостность художественного
замысла. Новая среда, которая создавалась
средствами архитектуры, монументальной
живописи, скульптуры, должна была оказывать
на человека сильное эмоциональное
воздействие, способствуя его «перерождению»
Важной идеей модерна
было создание предметно-пространственной
среды, соответствующей индивидуальным
вкусам и потребностям человека. Костюм
представлялся неотъемлемой частью
этой среды. Тем более что официальную
моду, диктуемую модными домами,
художники считали уродливой
и однообразной. Идеи новой одежды
появлялись еще во второй половине
XIX в. на полотнах прерафаэлитов (свободные
одежды, напоминавшие средневековые
платья или костюмы раннего
О.Уайльд, придумывал костюмы для своей жены Констанс. Вот описание ее свадебного платья на бракосочетании, которое состоялось 29 мая 1884 г.: «Невеста была одета в великолепное атласное платье (сшитое по модели мужа) изысканного светло-желтого цвета. Прямой и слегка вытянутый спереди корсаж украшал высокий воротник «медичи». А букет, который она держала в руках, представлял из себя равное сочетание двух цветов, зеленого и белого». О. Уайльд постоянно работал над собственным образом, частью которого был облик его жены. Поэтому он тщательно подбирал одежду для нее и для себя. Интерес О. Уайльда к женскому костюму привел к тому, что с апреля 1887 г. он стал сотрудничать с журналом «Мир леди» (он посоветовал его издателю поменять название на «Мир женщины»), который благодаря его известности стал популярным.
В этом журнале О.Уайльд публиковал
заметки и критические статьи
по искусству; статьи, посвященные концепции
женской моды, доказывая, что одежда
должна соответствовать
Многие художники эпохи
декаданса проявляли интерес
к женскому костюму. Русский художник
М.Врубель придумывал туалеты для
своей жены Н.Забелы-Врубель, Л. Бакст
также начинал с проектирования
платьев для своей супруги. Поэтесса
3.Н. Гиппиус поражала современников
своими костюмами, напоминая то женщину-дьявола
во всем черном, то красавицу Боттичелли
в свободном одеянии небесно-
Однако некоторые художники
не останавливались на разработке костюмов
для себя или своего окружения, предлагая
реформу всей женской одежды. Например,
бельгийский архитектор Хенри Ван
де Вельде в 1902 г. выдвинул свою программу,
предложив разделить женский
костюм на три вида: домашний, повседневный
и для визитов. Костюм для визитов,
по его мнению, должен напоминать мужской
костюм, нарядный туалет может следовать
текущей моде, а дома женщина может
одеваться в любом стиле, стремясь
подчеркнуть свою индивидуальность.
Платья - «реформ» в массовой моде существовали
именно как домашняя одежда. X. Ван
де Вельде разрабатывал модели платьев,
которые соответствовали
Женские костюмы проектировали в отделе моды Венских художественных мастерских при объединении архитекторов и художников «Сецессион» (создан в 1897 г. в Вене). Венские мастерские были организованы в 1903 г. и выпускали разнообразную продукцию по эскизам художников — полиграфическую (почтовые открытки, обложки для меню, винные этикетки, плакаты), посуду из олова и серебра, керамику. В 1909 г. был основан отдел текстиля, ставший одной из самых доходных и продуктивных отраслей. В этом отделе разрабатывали рисунки для декоративных и плательных тканей и модели одежды. В 1911 г. был организован отдел моды, выпускавший украшения, шляпы, сумки, обувь.
Художники считали, что главная
роль в создании моды должна принадлежать
живописцам и скульпторам, а не портным,
чтобы костюм соответствовал требованиям
времени и обладал
Искусство модерна обращалось к разным творческим источникам: миру природных форм, искусству прошлого, экзотике Востока и национальным традициям. Особенно сильное влияние на формирование стиля, модерн оказало японское искусство — японская ксилография вдохновляла живописцев и графиков на поиски духовной выразительности линий и новой гармонии цвета; прикладное искусство было образцом совершенства для художников по стеклу и керамике, которые заимствовали принципы орнаментации (Э. Галле): архитекторы подражали аскетизму японского интерьера (Ч. Р. Макинтош). Мотивы орнаментики (хризантемы и гортензии, ветки сакуры и ирисы, бабочки и стрекозы) встречались в вышивке, тканях, ювелирных изделиях и стали характерными особенностями стиля модерн.
Другая тенденция —
обращение к фольклору и
Несмотря на чрезмерную, подчас
расточительную роскошь и излишества
в костюме модерн, очевидно, пришло
время, когда до известной степени
реализовывались реформаторские идеи.
Декоративным изобилием своих проектов
портные отдавали дань сложившимся
в прошлом традициям, так же как
и хранили верность культивировавшимся
многие годы сложным, нередко изощренным
технологиям швейного искусства. Вместе
с тем кроильное мастерство на
рубеже XIX—XX веков делало шаг в
будущее. Если «освободить» костюм модерна
от массы декора, то обнаружится
простота конструкции и лаконизм
формы. Это новое качество произведений
высокого шитья запечатлено в
знаменитом портрете М.Н. Ермоловой (приложение…).
Костюм великой русской актрисы
— образец выразительности
С другой стороны, время перемен наступает при энергичном, вполне осознанном творческом напоре разносторонне одаренных художников — отцов-основателей стиля модерн. Они творили в различных сферах искусства: архитектуре, дизайне, живописи, не выпуская из поля зрения и костюм, поскольку все усилия были направлены на создание предметной среды в едином стилистическом ключе. Тогда, в начале XX столетия, движение за реформу женского костюма подходило к своему финалу.
Первой о необходимости
реформировать женский костюм заговорила
американка Амелия Блумер еще в начале
50-х годов XIX века. Она предложила
юбки заменить шароварами, дабы облегчить
трудности путешествий в
Неудивительно, что платья
реформ, навеянные образами, созданными
такими художниками, как Уильям Моррис,
Климт, Уистлер, Альфонс Муха, Обри Бердслей
и др., в эпоху модерна органично
вписываются в панораму современной
моды. Ряд художников-живописцев решительно
выступают с намерением положить
конец диктату моды, заглушавшей
стремление общества к демократичности
в одежде. В 1900-е они организуют
выставку своих, проектов, демонстрировавшихся
светскими дамами. Эти костюмы
отличались несомненной оригинальностью
и неординарностью, изысканным колористическим
решением. И, несмотря на некоторые
конструктивные недочеты, происходившие
из-за незнания художниками швейного
дела, к примеру, непрактичные, сильно
расширенные книзу рукава, показанные
модели получают все более широкое
распространение. Платья реформ делали
чаще цельнокроеными или с отрезным
лифом и завышенной талией, свободными
или полуприлегающими (приложение…..).
Часто они были свободными спереди
и сзади, делались с широкими, открытыми
рукавами. Длинные, свисающие с плеча
мягкими фалдами рукава листообразной
формы в несколько слоев
В 1900-е годы платья реформ изысканны по силуэту, выглядят более комфортными, нежели смоделированные на корсет вещи «диктаторов моды». Платья реформ становятся разнообразнее по покрою, фасонам, функциям, украшаются органично вплетенным в композицию костюма декором, традиционным для модерна, прекрасно сшиты. Все это ставит вещи реформ в один ряд с модной женской одеждой и делает ее привлекательной в самых разных социальных кругах.
Цельнокроеное черное тонкого сукна платье, с небольшим подрезом на спинке, куда убран излишек ткани крупными складками, переходящий в фалды и шлейф, богато отделано вышивкой с бусами и густой разномасштабной бахромой басонной работы (приложение…). Подобный наряд может быть так же желанен для дамы любого круга, как и самый изысканный модный туалет. Пришло время реформ, и одежда, за внедрение в жизнь которой боролись, чуть ли не полвека, органично вошла в жизнь. С приходом Поля Пуаре принципы, лежавшие в основе одежды реформаторов, восторжествовали окончательно, а новый диктатор моды подчинил себе модниц целого света.
Эпоха модерна в Англии
совпадает с эдвардианской
Находим интересное в конструктивном и технологическом отношении нарядное платье известной английской актрисы Эллен Терри — из тончайшего тюля, с рассыпанными по нему фактурными пятнышками поверх чехла из атласа цвета слоновой кости. Из той же ткани сделан драпированный кушак, лиф под болеро и отделочные ленты . На рисунке (приложение…) показана внутренняя часть лифа, в швах которой располагаются кости и застежка в центре переда. Юбка со шлейфом и шестнадцатью мелкими вытачками, с мягко прогнутым швом посередине сзади украшена гладкими и присборенными лентами, выложенными округлым петельчатым рисунком в живом, веселом ритме. Нижняя атласная юбка из пяти клиньев обогащена широкой оборкой, оформленной по краям небольшими фестончиками.
Наряду с новейшими формами костюма, не имевшими аналогов в прошлом, в моде модерна можно обнаружить исторические реминисценции. Так шемиз (платье-рубашка эпохи Марии-Антуанетты, которая нередко создавалась из одного куска ткани, собранного на сборку по горизонтальным линиям, возникает здесь в мягких женственных формах вечернего платья. Юбка и рукав кроятся отдельно из широких цельных полотнищ, как и старинная Шемиз, густо собранных на сборку. Нижняя юбка для поддержания силуэта, скроена из пяти клиньев; она, как и верхняя, заканчивается широким пышным воланом. Шемиз особенно поначалу не имела отделки, ценилась ее простая рубашечная белизна. Модерн в изобилии декорирует женские наряды. Но по отношению к рассматриваемому варианту делает это весьма деликатно.
Период господства стиля
модерн по самостоятельности
1.2 Исходные данные для проектирования
Сбор необходимой для проектирования информации о первоисточнике осуществляется на этапе исследования проектной ситуации. В ходе предварительного анализа проведено исследование истории возникновения стиля Модерн его характеристика и значения для реформы костюма.
Целью проектирования является разработка коллекции в стиле Модерн. Для проектирования важно знать перечень факторов, влияющих на потребителя, а также характер их влияния на структуру спроса и требований к одежде.
На потребительские оценки качества одежды оказывают следующие факторы:
- Проектирование коллекции причесок в авангардном стиле под девизом «Парижанка»
- Проектирование корпоративного имиджа
- Проектирование корпоративной VoIP сети на базе Asterisk в ТОО “Центр технической компетенции DEMEU”
- Проектирование кузнечного участка на авторемонтном предприятии
- Проектирование КЭС
- Проектирование ЛВС для учебного центра
- Проектирование ЛВС и информационного обеспечения МКОУ СОШ № 15
- Проектирование информационной системы АТС
- Проектирование информационной системы "Начисление заработной платы сотрудникам школы"
- Проектирование информационной системы Отдел кадров
- Проектирование и разработка информационно-справочной системы
- Проектирование и реализация беспроводной компьютерной сети
- Проектирование ИТП бизнес центра
- Проектирование козлового грейферного крана грузоподъемностью 10 тонн со снижением металлоемкости пролетной части