1Бюджетный процесс. Пенсионный фонд. Назначение, функции и его бюджет

Министерство образования  и науки РФ

«Белгородский государственный  технологический университет им. В.Г.Шухова».

Губкинский филиал

 

Кафедра экономики и учета

 

Расчетно-графическая  работа

 

По дисциплине: «Финансы и кредит»

 

На тему : «1. Бюджетный процесс

2. Пенсионный фонд. Назначение, функции и его бюджет»

 

 

 

 

 

Студентки 5  курса

Заочной формы обучения

Экономического факультета

Дюжиновой

Виктории Александровны

Группа ЭК-51з

Специальность 080502

Шифр 30107178

Руководитель работы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Губкин, 2012г.

Содержание

 

1.Бюджетный процесс…………………………………………………………..3

2.Пенсионный фонд. Назначение, функции  и его бюджет…………………..8

Список использованной литературы

 

 

 

 

1. Понятие и принципы бюджетного процесса

  Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

  Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования.

  Бюджетный процесс - регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета. В ст.6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета является обратной связью в бюджетной деятельности государства.

  В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий.

  Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря.

  Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

  Бюджетный период - это время, в течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода.

 

Участники бюджетного процесса

  В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

  Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент страны;

- органы законодательной  (представительной) власти;

- органы исполнительной  власти;

- органы денежно - кредитного  регулирования;

- органы государственного  и муниципального финансового  контроля;

- государственные внебюджетные  фонды;

- главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

- иные органы, на которые  возложены бюджетные, налоговые  и иные полномочия;

- бюджетные учреждения;

- государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие  получатели бюджетных средств;

- кредитные организации,  осуществляющие отдельные операции  со средствами бюджетов.

  Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

- Президент Российской  Федерации;

- Государственная Дума  и Совет Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации;

- Правительство Российской  Федерации,

- Министерство финансов  Российской Федерации;

- Федеральное казначейство;

- органы, осуществляющие  сбор доходов бюджета;

- Банк России;

- Счетная палата Российской  Федерации;

- государственные внебюджетные  фонды;

- главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

- иные органы.

 Основные стадии  бюджетного процесса

  Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса - включает в себя следующие стадии:

- составление проектов  бюджетов;

- рассмотрение и утверждение  бюджетов;

- исполнение бюджетов;

- составление отчетов  об исполнении бюджетов и их  утверждение.

  Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.

  Составление проектов бюджетов

  Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

  Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

  Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

  Рассмотрение и утверждение бюджетов

  Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (вместе с вышеназванными документами и материалами) на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета - БК РФ (15 августа), бюджета субъекта РФ - законом субъекта РФ, местного бюджета - правовыми актами местного самоуправления. Указанными же законодательными (правовыми) актами определяется и порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах. В процессе рассмотрения в проект закона (решения) могут быть внесены изменения.

6 Исполнение бюджетов

  Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета - подписания Президентом РФ). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов (в настоящее время осуществляется переход от банковской системы кассового исполнения бюджета к казначейской). На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

  Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

 Особенности  бюджетного процесса на Федеральном  уровне

  Бюджетный процесс финансовый документ.

  Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются: Президент Российской Федерации, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы денежно - кредитного регулирования, органы государственного финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, а также бюджетные учреждения, государственные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

  Бюджетный процесс на федеральном уровне является ориентиром, под который подстраивается бюджетный процесс на региональном уровне, а под него в свою очередь подстраивается бюджетный процесс на муниципальном.

  Федеральный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

  Составление проекта федерального бюджета основывается на:

- Бюджетном послании Президента  Российской Федерации;

- прогнозе социально-экономического  развития;

- основных направлениях  бюджетной и налоговой политики;

- прогнозе сводного финансового  баланса.

  Первый этап формирования федерального бюджета - разработка и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики России на очередной финансовый год.

  Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов и по получателям бюджетных средств.

 

2. Пенсионный фонд. Назначение, функции и его бюджет

  ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Назначение пенсионного  фонда России

  Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение. В основные задачи ПФ РФ входят:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

- капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

- назначение и выплата пенсий (для 38,6 млн. пенсионеров);

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.

- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

- взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

- выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

- управление средствами пенсионной системы;

- реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 г., она же программа "тысяча на тысячу");

- с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

- с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера;

- разработка и подготовка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и выполнению социальных программ;

- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

 

- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

- проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.

  Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

  Работа Пенсионного фонда РФ проявляется в выполнении ряда функций.

 

 

Функции Пенсионного  фонда РФ

1. Фискальная – аккумулирование  денежных средств граждан страны  для финансирования государственных  мероприятий пенсионного обеспечения.

2. Перераспределительная  – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке,  государственными пенсиями по  старости, инвалидности, потери кормильца,  за выслугу лет, а так же  дополнительным пенсионным обеспечением.

3. Контрольная – отображение  сложившихся в стране условий  функционирования государственной  пенсионной системы и уровня  материальной поддержки пенсионеров.

  Работа Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования.

  Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Средства ПФР формируются за счет

- страховых взносов работодателей;

- страховых взносов граждан,  занимающихся индивидуальной трудовой  деятельностью, в том числе  фермеров и адвокатов;

- страховых взносов иных  категорий работающих граждан;

- ассигнований из республиканского  бюджета Российской Федерации  на выплату государственных пенсий  и пособий военнослужащим и  приравненным к ним по пенсионному  обеспечению гражданам, их семьям  социальных пенсий, пособий на  детей в возрасте старше полутора  лет, на индексацию указанных  пенсий и пособий, а также  на предоставление льгот в  части пенсий, пособий и компенсаций  гражданам, пострадавшим от чернобыльской  катастрофы, на расходы по доставке  и пересылке пенсий и пособий;

- добровольных взносов  (в том числе валютных ценностей)  физических и юридических лиц,  а также доходов от капитализации  средств ПФР и других поступлений.

  Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

  Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В течение последних лет эти финансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. В нашей стране насчитывается более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.

  Основной источник доходов фонда – это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Иванов В. В., Соколов  Б. И. Деньги. Кредит. Банки. М.: Проспект, 2003.

2. Злобина Л. А. Деньги. Кредит. Банки: Учебное пособие.  М.: МГУП, 2002.

3. Ковалев В. В. Финансы.  М.: Проспект, 2003.

4. Дробозина Л. А. Финансы.  М.: ЮНИТИ, 2003.

5. Чернова Е. Г. Финансы,  деньги, кредит: Учебное пособие.  СПб.: Издательство Санкт-Петсрбургского  университета, 2000.

6. Лушина С. И., Слепова  В. И. Финансы. М: РЭА, 2000.

7. Ковалева А. М. Финансы  и кредит: Учебное пособие. М.: ФиС, 2000.

8. Абрамова М. А., Александрова  Л. С. Финансы, денежное обращение,  кредит: Учебное пособие. М.: Институт  международного права и экономики, 1996.

9. Свиридов О. Ю. Финансы,  денежное обращение, кредит: Учебное  пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

10. Жукова Е. Ф. Деньги, кредит, банки. М: ЮНИТИ, 2001.


1Бюджетный процесс. Пенсионный фонд. Назначение, функции и его бюджет