1. Маркировка отечественных автомобилей и прицепов. Пояснить на примерах автомобилей, широко используемых в РФ

Федеральное агентство по образованию

Уральского  института подготовки и повышения

Квалификации  кадров лесного комплекса

Факультет среднего профессионального образования 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа № 1

По  предмету: Устройство, техническое обслуживание и ремонт грузовых автомобилей

Номер личного дела 207322 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                                                                   А.С.Трухин

Студент гр. СПО-531 

Проверил:                                                                                                    С.Н.Кузнецов  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  

                                                              
 
 
 
 

                                                                2011 

                                                          Задание II 

  1. Маркировка  отечественных автомобилей  и прицепов. Пояснить на примерах автомобилей, широко используемых в РФ.
 

Ответ: 

     Марка отечественного автомобиля состоит из букв, обозначающих завод-изготовитель, и цифр, присваиваемых каждой модели. Например, Горьковский автомобильный завод — ГАЗ, Минский автомобильный завод — МАЗ. Для обозначения модели автомобиля каждому заводу выделена группа цифр: ГАЗ до 99, ЗИЛ от 100 до 199 и т. п.

    Некоторым маркам легковых автомобилей  присвоено название: «Чайка», «Жигули»  и др.

Когда на автомобильном заводе выпускают  несколько автомобилей, собираемых в основном из одинаковых агрегатов, то модель автомобиля, выпускаемая  в наибольшем  количестве и имеющая кузов общего назначения, называется базовой. Другие модели, отличающиеся от базовой установкой специальных кузовов, а иногда и величиной базы (расстоянием между осями колес), называются модификациями. Модификациям дается своя марка. На рис. 4 показаны модификации автомобиля ЗИЛ-130.

   С 1966 г. новым моделям дается иное обозначение. Оно состоит, как и раньше, из условного наименования завода-изготовителя и четырехзначных цифр, обозначающих базовую модель. В обозначении базовой модели первая цифра указывает класс автомобиля, вторая — его вид, а третья и четвертая — порядковый номер. Например, ВАЗ-2103 обозначает следующее: 2 — автомобиль с двигателем, имеющим рабочий объем свыше 1,2 л и до 2,0 л; 1 — легковой автомобиль; 03 — порядковый номер модели; КамАЗ-5320 означает: 5 — автомобиль с полным весом свыше 14 до 20 тс; 3 — бортовой грузовой автомобиль; 20 —- порядковый номер модели,

    Для обозначения модификаций применяются пяти- и шестизначные цифры. Например, модификация грузового автомобиля КамАЗ-5320 обозначается КамАЗ-53202.

Тип прицепного состава обозначают цифрой, буквой и цифрой. Первая цифра показывает число осей, буквы обозначают: П  — автомобильный прицеп, Р — прицеп- роспуск, ПП — полуприцеп, ПТ — прицеп-тяжеловоз, цифра после букв — грузоподъемность прицепа. Например, 1-П-0.5 означает одноосный прицеп грузоподъемностью 0,5 т; 2-П-6 — двухосный прицеп грузоподъемностью 6 т; 1-Р-5—¦ одноосный прицеп-роспуск грузоподъемностью 5 т; 4ПТ-60.— четырехосный прицеп-тяжеловоз грузоподъемностью 60 т. Каждому прицепу и полуприцепу присваивается заводская марка. Полное их обозначение включает тип и заводскую марку, например, двухосный автомобильный  полуприцеп 2-ПП-15 МАЗ-938. Новые модели прицепов, полуприцепов и роспусков маркируют, четырех- или пятизначными цифрами. Первая цифра обозначает класс, а вторая — вид прицепа. 

  1. Методы  диагностирования  автомобильных двигателей и цилиндро - поршневой  группы.
 

Ответ: 

    При диагностировании двигателя производят его осмотр и опробование пуском, измерение мощности и проверку технического состояния кривошипно-шатунного механизма, а также механизма газораспределения. Осмотр и опробование двигателя пуском обеспечивают визуальное обнаружение подтеканий масла, топлива или охлаждающей жидкости, оценку легкости пуска и равномерности рабо­ты, дымления на выпуске. Прослушивая работу двигателя, следует установить, нет ли резких шумов и стуков. При такой проверке можно выявить очевидные дефекты двигателя до проведения углубленного диагностирования. Практика показывает, что в большинстве случаев течи можно устранить подтягиванием соединений или заменой поврежденных прокладок. Повышенное дымление на выпуске дизеля или увеличенное содержание СО в отработавших газах бензинового или газо­вого двигателя чаще всего возникает из-за неисправности топливной аппаратуры. Стуки и резкие шумы могут быть вследствие износа поршневых пальцев, отверстий в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов, износа вкладышей шатунных и коренных подшипников. Они появляются и при задирах поверхностей цилиндров и поршней, а также при увеличении тепловых зазоров в приводе клапанов или поломке клапанных пружин.

    Углубленное диагностирование выполняют  на стенде с беговы­ми барабанами , который монтируется на осмотровой канаве. Этот пост включает в себя пульт управления, вентилятор, а также нагрузочное устройство и приборы, необходимые для диагностирования. На посту можно определить мощность двигателя и расход топлива, количество газов, прорывающихся в картер (газовым счетчиком). Для прослушивания стуков двигателей используют стетоскопы. Механические стетоскопы имеют слуховые наконечники вставляемые в уши, и стержень, прижимаемый к различным точкам проверяемого механизма. Электронный стетоскоп состоит из стержня, телефона, кристаллического датчика, транзисторного усилителя и батарейного питания. Необходимо иметь в виду, что распознавание по характеру стуков неисправностей двигателя требует больших  навыков. Компрессию двигателя (максималь­ное давление в цилиндре) определяют компрессометром при прово­рачивании коленчатого вала стартером , вставив резино­вый конусный наконечник компрессометра в отверстие для форсун­ки или свечи зажигания. Компрессограф  снабжен самописцем для записи давления по цилиндрам. Чтобы получить достоверные результаты, компрессию определяют на прогретом двига­теле, демонтировав с него все свечи зажигания или форсунки. За­данную частоту вращения вала следует обеспечивать исправной заряженной аккумуляторной батареей, перед измерением компрессии в каждом цилиндре стрелку манометра необходимо устанавливать в нулевое положение. Минимально допустимая компрессия для дизелей около 2 МПа, а для бензиновых и газовых двигателей она зависит от степени сжатия и составляет 0,60—1,00 МПа.

Разность  показаний манометра в отдельных цилиндрах не должна превышать 0,2 МПа для дизелей и 0,1 МПа — для бензиновых и газовых двигателей. Резкое снижение компрессии (на 30—40%) указывает на поломку колец или залегание их в поршневых канавках. Прибор К-69М позволяет обнаружить чрезмерный из­нос, потерю упругости, закоксовывание или поломку колец, износ поршневых канавок, а также потерю  герметичности клапанов и про­кладки головки цилиндров. Сначала проверяют износ поршневых колец, для чего, установив поршень проверяемого цилиндра в положение, соответствующее началу такта сжатия (все клапаны

закрыты), через наконечник в отверстие для форсунки или свечи зажигания подают сжатый воздух под давлением 0,4 МПа. При износе поршневых колец появляются большие утечки воздуха, поэтому давление в цилиндре, регистрируемое манометром, будет меньше 0,4 МПа. Шкала манометра, размеченная на зоны (хорошее состояние двигателя, удовлетворительное и требующее ремонта), указывает утечку, выраженную в процентах. Вторую проверку выполняют при положении поршня вблизи ВМТ такта сжатия. Утечки воздуха более 15% указывают на сильный износ цилиндров. Утечки воздуха через клапаны при неплотной их посадке в седлах определяют на слух, а герметичность прокладки головки цилин­дра — по появлению пузырьков воздуха в горловине радиатора или в стыке головки с блоком цилиндров, смоченного мыльным раство­ром.

     Головка к блоку цилиндров крепится шпильками с гайками или болтами. Слабая затяжка гаек или болтов может привести к нарушению герметичности цилиндров двигателя, прогоранию прокладки и попаданию охлаждающей жидкости в цилиндры. Поэтому в процессе эксплуатации двигателя периодически подтягивают крепления головок: чугунной — на прогретом двигателе, а алюминиевой — на холодном. Подтяжку производят динамометрическим ключом в по следовательности  для двигателя  ЗИЛ-130 (авто­мобиль ЗИЛ-130) 70—90 Нм, для двигателя КамАЗ-740 (автомобиль КамАЗ-5320) 190-210 Нм 
 

                                           Задание XIV 

  1. Назначение  и принцип действия карданной передачи. Описать устройство карданных передач автомобилей ЗИЛ-130, КамАЗ-5320. Основные неисправности карданной передачи и техническое обслуживание
 

Ответ: 

                Назначение и принцип действия карданной передачи

 

    Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента от одного механизма к другому, если оси их валов изменяют свое взаимное положение или не лежат на одной прямой. Карданная передача чаще всего соединяет вторичный вал коробки передач  или раздаточной коробки  с ведущим валом главной передачи ведущего моста. Коробка передач (или раздаточная коробка) закреплена на раме или на кузове, а ведущий мост присоединен к раме через подвеску и может перемещаться относительно рамы. Поэтому взаимное положение этих механизмов при движении автомобиля изменяется. Карданные передачи устанавливают также в приводе к передним ведущим и управляемым колесам и в приводе ведущих неуправляемых колес при независимой подвеске.

  В общем случае карданная передача состоит из карданных шарниров , карданных валов , промежуточной опоры  компенсирующего соединения. 

                ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ 

    После первых 2000...3000 и 10 000 км, а затем через каждые 20 000 км пробега проверить крепление узлов и деталей карданной передачи. Через каждые 30 000 км пробега смазать смазкой Фиол-1 шлицевое соединение фланца переднего карданного вала, для чего на место резьбовой пробки ввернуть пресс-масленку. После смазки пресс-масленку снова заменить пробкой. 

                  ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ 

    Стук в карданной передаче при трогании с места, при резком разгоне и переключении передач

Эта неисправность  возникает при износе подшипников  карданных шарниров и прежде всего  заднего, а также при увеличенном зазоре в шлицевом соединении. Устраняется неисправность заменой крестовин в сборе с подшипниками или заменой карданной передачи в сборе. 

    Карданная передача ЗИЛ-130 автомобиля состоит из двух кардан­ных валов, промежуточной опоры и трех шарниров. В карданной передаче шасси автомобиля ЗИЛ-130 применено герметичное шлицевое соединение. Смазочный материал во внутренней полости втулки удерживается от вытекания заглушкой, а также сальниками. Оба сальника предотвращают загрязнение шлицевого соединения. Устройство всех шарниров карданной передачи одинаково. Каждый шарнир состоит из приваренной или скользящей вилки, фланца-вилки  и крестовины , установленной в ушках вилок на подшипни­ках . Шарниры не требуют пополнения смазочного материала в про­цессе эксплуатации. На заводе шарниры смазывают пластичной смаз­кой № 158.

Для удержания  смазочного материала и предохранения  от загряз­нения подшипники снабжены комбинированным уплотнением, кото­рое состоит из однокромочного сальника , вмонтированного в обой­му подшипника, и торцового уплотнения , напрессованного на шипы крестовины (с посадочным пояском). 

      Карданная передача КамАЗ - 5320 состоит из карданных валов приводов среднего и заднего мостов. Конструкции карданных валов одинаковы. Карданные валы изготовлены из тонкостенных труб, к одному концу которых приварена неподвижная вилка шарнира, а к другому - шлицевая втулка, соединенная со скользящей вилкой. Оба карданных вала снабжены шарнирными соединениями на игольчатых подшипниках и телескопическими шлицевыми соединениями. 

    Все шарниры карданной передачи одинаковы по устройству и состоят каждый из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках. Уплотнение игольчатых подшипников комбинированное. Оно состоит из резинового самоподвижного сальника радиального уплотнения, встроенного в обойму подшипника, и двухкромочного торцового сальника, напресованного на шип крестовины. Шлицевые соединения карданных валов герметичные. Смазка во внутренней полости вала удерживается от вытекания заглушкой, завальцованной в шлицевой втулке, а также резиновым и войлочным кольцами, которые прижимаются гайкой сальника. Кольца предотвращают загрязнение шлицевого соединения.

     Карданные валы динамически сбалансированы. Дисбаланс карданных валов устраняют балансировочными пластинами, которые приваривают к концам трубы и шлицевой втулки. Допустимый дисбаланс для карданного вала среднего моста равен 50 гс*см. А для карданного вала заднего моста - 35 гс*см. Для отметки взаимного расположения сбалансированного комплекта карданного вала на трубах и скользящих вилках выбиты стрелки. 

  1. Перечислить основные типы дифференциалов
 

Ответ:

   

     В основном применяются три типа дифференциалов: шестеренчатые, кулачковые и червячные. Дифференциал может быть простым или с самоблокировкой (дифференциал повышенного трения или с механизмом свободного хода). Шестеренчатые дифференциалы относятся к простым, а кулачковые и червячные — к дифференциалам повышенного трения.

     Дифференциалы, распределяющие крутящий момент между полуосями поровну, называются симметричными, а дифференциалы, делящие момент между колесами не поровну, называются несимметричными.

                                                             
 

                                                      Задание XVII 

  1. Назначение  и устройство гидроусилителя  рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130. Начертить  схему и описать  работу
 

Ответ: 

   Гидроусилитель  рулевого управления ЗиЛ-130 (ГУР ЗиЛ-130, 130-3400020) предназначен для установки  в систему рулевого управления автомобилей ЗиЛ-130 уменьшает усилие, затрачиваемое водителем на управление трактором, разгружает рулевое колесо от ударов, возникающих при езде по неровной дороге, повышает маневренность и безопасность движения. 
 

     

1 - конусная  втулка; 2 - шкив; 3 - корпус; 4- передний  подшипник; 5-сальник; 6 - вал; 7 - задний  подшипник; 8 ~ статор; 9-ротор; 10 - распределительный  диск; 11 - крышка; 12 - перепускной клапан; 13 - нагнетательное отверстие; 14-регулировочные прокладки; 15 - седло предохранительного клапана; 16 - предохранительный клапан; 17- коллектор; 18 - патрубок; 19 - бачок; 20 - прокладка крышки; 21 - сетчатый фильтр; 22 - сапун; 23 - крышка бачка; 24 - шайба; 25-гайка-барашек; 26, 27 - уплотнительные кольца; 28 - прокладка коллектора; 29 - уплотнительная прокладка бачка; 30-лопасть; I - подвод масла; II - отвод масла; К - калиброванное отверстие 

  1. Порядок проверки и регулировки  поперечного и  продольного наклона шкворня. Дать схему
 

Ответ: 

Проверка  углов развала  колес и наклона  шкворней и их регулировка.  
  

     Углы установки передних колес грузовых автомобилей проверяют с помощью переносного прибора ГАРО (модель 2183), состоящего из двух частей: ватерпаса и измерителя углов поворота колес. Ватерпас 8 (рис. 152) с помощью зажима крепится на колесе.

        
1 — сферический (поворотный) диск; 2 — плоский (опорный) диск; 3 — основание (ящик); 4 — шкала; 5 — стрелка; 6 — указатель; 7 — удлинитель; 8 — ватерпас. 
 
    На тыльной стороне ватерпаса расположены два взаимно-перпендикулярных уровня, служащие для его первоначальной установки, а на передней стороне — поперечный уровень со шкалой поперечного наклона шкворня и продольный уровень с двумя шкалами: для замера наклона шкворня и для замера развала колеса.

 Измеритель  углов поворота колес относительно оси шкворня состоит из двух оснований (ящиков) 3, на которых расположены шкалы отсчета углов поворота и стрелки, соединенные с указателями, прилегающими к колесам. Для облегчения поворота колес в комплект прибора входят диски.  
    Прибор для проверки углов установки передних колес легковых автомобилей (модель 2142) отличается от модели 2183 только размерами дисков.
 
 

                                                        Задание XIX 

  1. Начертить схему и описать  общее устройство тормозной системы  ГАЗ-53А.
 

Ответ: 

     Автомобиль оборудован рабочей  и стояночной тормозными системами. Рабочая тормозная система состоит из четырех тормозных механизмов и гидравлического привода, который имеет диагональное разделение контуров. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой — левого переднего и правого заднего.             Это значительно повышает безопасность вождения автомобиля. В гидравлический привод включены вакуумный усилитель и двухконтурный регулятор давления задних тормозов. Первый снижает усилие на тормозной педали, второй повышает безопасность движения автомобиля.     Помимо гидравлического привода, тормозные механизмы задних колес имеют механический привод от рычага стояночного тормоза, установленного на полу кузова. 

  1. Основные  неисправности тормозной системы и их причины, техническое обслуживание тормозной системы автомобиля КамАЗ
 

Ответ: 

      Основными признаками неисправности  тормозов являются следующие:  при торможении педаль опускается  от легкого нажатия; слабое  или неравномерное действие тормозов; увеличение усилия, прилагаемого к педали для эффективного торможения; занос автомобиля в сторону при торможении; притормаживание колес на ходу при отпущенных педали и рычаге привода стояночной тормозной системы; слабо держит стояночный тормозной механизм.

     Рассмотрим случай, когда педаль  тормоза опускается от легкого  нажатия, эффективность торможения  слабая. Причинами этой неисправности  могут быть: попадание воздуха  в гидравлический привод или  в тормозные цилиндры колес,  подтекание тормозной жидкости в соединениях привода и через манжеты тормозных цилиндров колес, недостаточный уровень жидкости в питательных бачках. Для устранения этой неисправности нужно проверить уровень жидкости в питательных бачках и при необходимости долить ее до нижней кромки наливной горловины. Проверить осмотром все соединения гидравлического привода с целью обнаружения возможного подтекания жидкости; подтекание устраняется подтягиванием соединений или заменой неисправных трубок, шлангов, манжет. Для удаления воздуха из гидравлического привода нужно: проверить и при необходимости добавить жидкость в питательные бачки главного тормозного цилиндра до нормального уровня; очистить от грязи и снять резиновые защитные колпачки клапанов выпуска воздуха на всех колесных тормозных цилиндрах; на клапан выпуска воздуха одного из колес надеть специальный резиновый шланг длиной 350—400 мм и опустить свободный конец шланга в стеклянный сосуд с тормозной жидкостью; отвернуть клапан выпуска воздуха на 1/2—3/4 оборота; после этого помощник должен быстро нажимать на тормозную педаль и медленно ее отпускать (при этом жидкость вместе с воздухом будет вытесняться из системы через шланг в сосуд); процесс этот следует повторять до тех пор, пока не прекратится поступление пузырьков воздуха и из шланга начнет выходить чистая жидкость; задержать педаль в нажатом состоянии и плотно завернуть клапан выпуска воздуха; снять шланг и надеть резиновый колпачок; в таком же порядке произвести прокачивание второго колеса этой ветви (контура), а затем поочередно обоих колес второй ветви тормозного привода, т. е. поочередно прокачиваются два передних колеса и два задних. В процессе прокачивания необходимо наблюдать за уровнем жидкости в питательном бачке, периодически производя доливку. При отсутствии шланга прокачивание можно произвести в следующем порядке: нажать на педаль тормоза до отказа и задержать ее в этом положении, затем другому  лицу отвернуть на пол-оборота клапан выпуска воздуха и наблюдать за струей вытекающей жидкости. Если в струе будут наблюдаться пузырьки воздуха (пена), то нужно клапан завернуть, отпустить педаль и повторять таким образом процесс до полного удаления воздуха, когда из гидропривода пойдет чистая жидкость.

     Для удаления воздуха из полостей гидровакумного усилителя необходимо повторить все рассмотренные операции прокачивания, но только при работающем двигателе.

    Слабое или неравномерное действие тормозов может происходить вследствие попадания на накладки колодок смазки или масла через сальники ступиц колес и полуосей из-за их износа. Это может происходить и при переполнении смазкой ступиц и полостей подшипников полуосей и вытекания тормозной жидкости из тормозных цилиндров колес. Для устранения неисправности необходимо промыть и протереть тормозные механизмы колес, заменить изношенные сальники и резиновые манжеты тормозных цилиндров. Увеличение усилия, прилагаемого к педали для эффективного торможения, может быть вызвано разбуханием резиновых манжет или нарушением работы гидровакумного усилителя. Разбухшие манжеты подлежат замене, гидровакумный усилитель — снятию, проверке и ремонту. Занос автомобиля в сторону при торможении может происходить из-за замасливания фрикционных накладок одного или двух колес одной стороны, утечки тормозной жидкости или заедания поршня в одном из рабочих тормозных цилиндров, уменьшения проходного сечения трубопроводов, неисправностей регулятора давления в

гидравлическом  приводе задних колес. Для выявления  причины нужно осмотреть все  трубопровод гидропривода, промыть  и протереть замаслившиеся детали и при необходимости заменить изношенные детали тормозных цилиндров и смятые трубопроводы, заменить регулятор давления. 
 

При ежедневном техническом  обслуживании тормозной системы автомобиля КамАЗ 

  проверяется  : 

– герметичность соединительных головок; 

– состояние шлангов подсоединения тормозной системы прицепа (для автопоезда); 

– наличие, состояние и слив конденсата из ресиверов  системы (Конденсат сливается из ресиверов при номинальном давлении воздуха в пневмоприводе, отведя в сторону шток сливного крана по окончании смены. Шток натягивается вниз. Повышенное содержание масла в конденсате указывает на неисправность компрессора. При замерзании конденсата в ресиверах их прогревают горячей водой или теплым воздухом. Запрещается пользоваться для прогрева открытым пламенем. После слива конденсата, давление воздуха в пневмосистеме доведется до номинального); 

– при  осмотре не до­пускается перекручивания и контактирование с острыми  кромками других деталей шлангов тормозной системы. 

При ТО–1 : 

– внешним  осмотром элементов и по показаниям штатных приборов автомобиля проверяется исправность тормозной системы. 

– обнаруженные неисправности устраняются путем  регулировочных работ и замены вышедших из строя агрегатов, узлов и деталей, доливки или замены масла и  спирта; 

– согласно карте смазке производится смазка деталей. 

    Проверка работоспособности пневматического тор­мозного привода заключается в определении выходных параметров давления воздуха по контурам с помощью контрольных манометров и штатных приборов в кабине (двухстрелочный манометр и блок контрольных ламп тормозной системы). Проверка проводится по клапанам контрольных выводов, установленных во всех контурах пневмопривода, и соединительным головкам типа «Палм» питающей (аварийной) и уп­равляющей (тормозной) магистралей двухпроводно­го привода и типа А соединительной магистрали однопроводного тормозного привода прицепа. Расположение клапанов указано в инструкциях  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Список используемой литературы 
 

1. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. В.Л. Роговцев, А.Г. Пузанков, В.Д. Олфильев.

2. Учебник  водителя автомобиля категории  «С». В.С. Калисеким, А.И. Манзон, Г.Е. Начума.

3. Техническое  обслуживание и ремонт автомобиля. С.И. Румянцев, А.Ф. Сипельников, Ю.Л. Италь.

4. www.diplomka.ru - интернет сайт

5. www.gazgroup.ru - интернет сайт

6. www.vseogaz.ru - интернет сайт

7. www.pefbank.ru - интернет сайт

8. www.vseoavto.ru - интернет сайт

1.	Маркировка отечественных автомобилей и прицепов. Пояснить на примерах автомобилей, широко используемых в РФ