1 Основные направления современной финансовой политики РФ 2 2 Фонды денежных средств как основная форма удовлетворения 5 об

Содержание 

Введение                                                                                                               

1 Основные  направления современной финансовой  политики РФ               2

2 Фонды  денежных средств как основная  форма удовлетворения                5

общественных потребностей их особенности.

3 Расходы  государственного бюджета, их  экономическая сущность.          10

Тесты.                                                                                                                   32

Список  используемой литературы.                                                                   34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием и распределением фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства, выполнения функций и задач государства. Отличительными признаками финансовых отношений, являются: 
1. Денежный характер финансовых отношений - в основе финансовых отношений лежит движение реальных денег в наличной и безналичной формах. 
2. Распределительный характер финансовых отношений – экономические субъекты, вступая в подобные отношения, распределяют между собой стоимость валового общественного продукта.  
3. Финансовые отношения характеризует одностороннее движение стоимости, в результате которого у экономических субъектов формируются денежные накопления в форме денежных фондов; 
4. Финансы охватывают только те денежные отношения, которые связаны с формированием и распределением фондов денежных средств. 
Фонды денежных средств можно охарактеризовать следующим образом: имеют строго целевое назначение; динамический характер (постоянно пополняются и используются); их формирование и использование регламентируется нормативными документами (законом, уставом предприятия и др.). Денежные фонды, которые формируются в результате финансовых отношений, называются финансовыми фондами.  
Финансовые фонды, находящиеся в распоряжении государства, называются централизованными. К ним относятся: бюджетные и внебюджетные фонды федерального, регионального и муниципального уровн, территориальные целевые фонды местного самоуправления; отраслевые фонды и т.п. К децентрализованным фондам относятся фонды создаваемые у хозяйствующих субъектов, также ряд авторов относит к ним бюджеты домохозяйств. 
Сущность финансов как экономической категории проявляется через их функции. 
Финансы выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФГОУ  ВПО «Курганская государственная  сельскохозяйственная академия 

имени Т.С.Мальцева 
 
 
 
 

      Факультет: экономический

      Кафедра: Финансы  
 

      Контрольная работа

      По  предмету: финансы 
 
 
 

                                             Выполнила: студентка  4 курса

                                             заочного (ускоренного) отделе-

                                             ния.ФиК

                                             Панченко Марина Анатольевна.

                                             Шифр 09524

                                             Проверила:

                                               
 

                           КГСХА-2011 
 
 
 

1. Основные направления  современной финансовой политики РФ.

      Финансовая политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

      В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы (специальные органы управления финансами);

- Министерство  Финансов РФ и его органы  на местах;

- Федеральное  Казначейство;

- Федеральная  налоговая служба;

- Центральный банк РФ (Банк России);

- Профильные  комитеты по бюджету, налогам,  банкам и финансам, Государственная Дума, Совет Федерации, Счетная палата РФ;

- Российская  государственная страховая компания;

- Федеральная служба по экономическим преступлениям и мошенничествам;

- Федеральная  служба финансовых рынков;

- Государственный  таможенный комитет РФ;

- Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг;

- Министерство  государственного имущества;

- Исполнительные  дирекции внебюджетных фондов  социального назначения.

Министерство  Финансов является важнейшим финансовым органом обеспечивающий проведение единой финансовой политики государства и осуществляющим общее текущее руководство организации финансов государства. Функции Минфина регламентированы в «Положении о Минфине» от 19.08.1994 года.  Минфин РФ руководит деятельностью министров финансов республик в составе РФ, занимается финансированием областей, краев, автономных округов.

Основными задачами Минфина являются:

  1. разработка и реализация единой государственной финансовой политики;
  2. составления проекта Федерального бюджета и его исполнение;
  3. обеспечение устойчивости государственных финансов и концентрация финансовых ресурсов на основных направлениях экономического и социального развития;
  4. целевое финансирование общегосударственных потребностей;
  5. осуществление финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;
  6. совершенствование методов бюджетного финансового планирования;
  7. осуществления мер по развитию финансового рынка.

Минфин РФ совместно  с Министерством по налогам и  сборам РФ разрабатывает предложения по совершенствованию налоговой системы в целом. Министерство финансов участвует в разработке инструкции и методических указаний по вопросам налогообложения , так же участвует в организации ценовой политики  и в работе по совершенствованию страховой деятельности. Совместно с Министерством экономического развития и ЦБ РФ разрабатывает меры по совершенствованию денежного обращения, улучшению состояния расчетов в стране и по повышению покупательской способности рубля.

Федеральное казначейство- осуществляет управление исполнения федерального бюджета.

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

Организация осуществления  федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов и контроль за их исполнением;

Краткосрочное прогнозирование объемов государственных  финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

Управление совместно  с Банком России государственным  внутренним и внешнем долгом и его обслуживание;

Сбор, обработка  и анализ информации о составе  бюджетной системы.

Федеральная налоговая  служба управляет исполнением федерального бюджет по доходам (региональным, местным) т.е. осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой, своевременостью уплаты налогов в бюджеты различных уровней.

К основным направлениям (задачам) финансовой политики России на современном этапе можно отнести следующее:

- устойчивый  профицит федерального бюджета  или сохранение сбалансированности федерального бюджета;

- снижение государственного  долга;

- стабилизация  национальной валюты и снижение  темпов инфляции;

- развитие банковского  сектора, в первую очередь,  в части совершенствования законодательной  базы функционирования банковской системы;

- переход к  среднесрочному планированию;

- продолжение  налоговой реформы и реформы  межбюджетных отношений (снижение  налоговой нагрузки и расширение  налоговой базы, внесение целого  ряда  поправок в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование схем разграничения расходных полномочии между уровнями бюджетной системы)

2.Фонды денежных средств как основная форма удовлетворения общественных потребностей их особенности.

 Финансовая  наука рассматривает финансы  не только как экономическую  категорию, то есть совокупность специфических производственных отношений, но и подчеркивает их материальное воплощение в виде целевых фондов денежных средств. Эти фонды выступают как вещественные носители финансовых отношений. Источники их формирования и сами фонды представляют собой финансовые ресурсы соответствующих звеньев национального хозяйства. Таким образом, финансовыми ресурсами являются образуемые государством, другими экономическими агентами денежные накопления и денежные фонды при распределении и перераспределении валового продукта и национального дохода. 
       Введением рыночных отношений связано с деятельностью государства, и финансы в новых условиях служат государству для обеспечения финансовыми ресурсами его функций. 
      Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий, организаций, других организационных структур различных форм собственности. 
Финансовые ресурсы на разных хозяйственных уровнях являются объектом воздействия финансов и представляют собой – для государства: это выраженная в деньгах часть национального достояния, которая может быть использована или действительно используется для расширенного воспроизводства и

содержания непроизводственной сферы. 
      Элементами финансовых ресурсов выступает чистый доход государственных и других отраслей материального производства. Прежде всего, к ним относятся прибыль предприятий и организаций, выступающая в качестве одной из форм прибавочного продукта. 
     Другим важным источником финансовых ресурсов государства являются налоги и добровольные платежи населения, часть средств общественных организаций, доходы от внешней торговли. Сюда же относятся амортизационные отчисления. В состав финансовых ресурсов государства относятся взносы средств государственного и социального страхования, поступления, связанные с проведением займов, лотерей, вкладов. Таким образом, если для каждого предприятия перечисленные направления средств образуют элементы по производству и реализации продукции, то для государства они служат элементом финансовых ресурсов. 
Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуются общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения. 
     Финансовые ресурсы – это денежные накопления и денежные фонды, образуемые государством, при распределении совокупного общественного продукта и национального дохода за определенный период времени. 
   
Финансовый фонд (накопление, запас) – любые денежные средства, основанные финансовыми методами, используемые на удовлетворение определённых потребностей. Назовем некоторые из них: 
а) резервный фонд создается на случай прекращения деятельности предприятия и покрытия кредиторской задолженности; 
б) фонд накопления представляет собой источник средств предприятия для приобретения основных средств, формирования оборотных средств, создания нового имущества; 
в) фонд потребления предназначается для реализации мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива предприятия. 
     Финансовые ресурсы отличаются от финансовых фондов. Во-первых, финансовые ресурсы подразумевают источники денежных средств, возможности хозоргана или субъекта хозяйствования в образовании таких средств. Во-вторых, финансовые ресурсы – это средства, которые «связаны» в фондах, то есть в целевых «запасах» денежных средств, а также те, которые еще не имеют целевой, направленной обозначенности, не сформированы по фондам. 
      Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счёт различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное производство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями материальных отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно- экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества. 
     Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя и возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность увязать общественные, коллективные и личные интересы. 
Источниками финансовых ресурсов являются: 
1. Национальный доход. 
2. Доход от внешнеэкономической деятельности. 
3. Заемные и привлеченные средства. 
Финансовые ресурсы формируются в централизованном и децентризованном порядке. 
     В централизованном порядке формируются ресурсы государственного бюджета, пенсионных фондов, внебюджетных фондов. 
В децентрализованном порядке формируются фонды потребления хозяйствующих субъектов в сфере материального производства, финансовые резервы, фонды амортизационных отчислений, валютные фонды и другие денежные фонды хозорганов. 
     Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных, политических и прочих функций. 
     Целью государственных финансов являются формирование централизованных финансовых ресурсов и распределение на отдельные потребности общества. Сфера государственных финансов обеспечивает финансирование, инвестирование и льготное кредитование малых предприятий. 
     Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. 
     Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Это средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. 
     Экономическое содержание государственных финансов не однородно, в их составе выделяют отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. В состав государственных финансов РК включаются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности. 
     Государственный бюджет, как любая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются в централизованном фонде денежных средств государства – в бюджетном фонде. 
      Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. 
      В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты и финансы субъектов хозяйствования. 
     Территориальные финансы – это система экономических отношений, посредством которых распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. 
     Важнейшей составной частью финансового обеспечения населенных мест, развития и содержания в них производственной и социальной инфраструктуры являются средства предприятий и хозяйственных организаций. 
     Финансовые ресурсы предприятия – это денежные доходы и поступления, которые остаются у предприятия после того, как они возместили все затраты и расходы, связанные с осуществлением текущей хозяйственной деятельности, и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. 
Как мы видим, в финансовой науке под понятием «финансовые ресурсы» выступает совокупность доходов и накоплений всех денежных средств, имеющихся в распоряжении государства, предприятий, т.е. денежные фонды, кредитные ресурсы, резервы денежных средств.
 
 

  3 Расходы  государственного бюджета, их экономическая сущность.

            Расходы бюджета– это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. 
       Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. 
       Бюджетное финансирование строится на конкретных принципах. Прежде всего главной задачей бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования. 
       Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств. 
       Следующий принцип бюджетного финансирования заключается в выделении средств в меру выполнения производственных показателей, а также с учетом ранее выделенных ассигнований. Для организаций производственной сферы на основе составленных финансовых планов. В социальной сфере с учетом утвержденных смет. 
        Классификация расходов государственного бюджета : 
        Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. 
       Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: 
       -природой и функциями государства; 
       -уровнем социально-экономического развития страны; 
       -разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством; 
       -административно-территориальным устройством государства; 
       -формами предоставления бюджетных средств и т.п. 
       Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. 
       Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению. 
       По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на: 
       1. расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.); 
       2. расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы 
       (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.); 
       3. расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов). 
        С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

       В соответствии собщественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы: 
       1. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики; 
       2. расходы на социально-культурные нужды; 
       3. военные расходы; 
       4. расходы на управление. 
       Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия. 
       Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности: 
       - в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; 
       - внепроизводственной– по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п. 
       Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. 
        Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию)  является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д. 
       Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе иорганизационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование). 
       Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.) 
        А) Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. Эта классификация отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и его полномочных представителей, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований. 
       Согласно функциональной классификации система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера функций, возложенных на органы власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, средств на выполнение функций государства и др. Каждый из блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Второй уровень классификации – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов. 
       В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов, государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера). Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ. 
       Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: 
       ·ассигнования на содержание бюджетных учреждений; 
       ·средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; 
       ·трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления; 
       ·ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; 
       ·ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; 
       ·бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств); 
       ·субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; 
       ·инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц; 
       ·бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам; 
       ·кредиты иностранным государствам; 
       ·средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий. 
        Бюджетные организации расходуют бюджетные средства исключительно на: 
       1.оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующие размер заработной платы соответствующих категорий работников; 
       2. перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; 
       3. трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; 
       4. командировочные и иные компенсационные выплаты работникам; 
       5. оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; 
       6. оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. 
       Б) Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.      

       -текущие расходы; 
       -капитальные расходы; 
       -капитальный ремонт; 
       -приобретение земли; 
       -предоставление кредитов. 
       В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи затрат. 
       Текущие расходы бюджетов– это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Эти расходы является преобладающей частью расходов во всех звеньях бюджета. 
       Капитальные расходы бюджетов– это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Другими словами, это – средства, предоставляемые на инвестиционные цели, проведение капитального ремонта, расширенное воспроизводство, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В качестве капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития. 
       Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью. 
       В) Ведомственная классификация показывает конкретных получателей бюджетных расходов.  Ведомственный признак  позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. Перечень главных распорядителей средств бюджетов утверждается федеральным законом, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местных самоуправлений. В Федеральном законе “О бюджетной классификации Российской Федерации” в перечне прямых получателей средств из Федерального бюджета более 160 получателей. 
        Ведомственная классификация расходов бюджета РФ: 
        -Министерство топлива и энергетики РФ; 
       -Министерство путей сообщения РФ; 
       -Федеральная служба ж/д войск РФ; 
       -Министерство природных ресурсов; 
       -Министерство здравоохранения; 
       -Министерство культуры; 
       -Министерство общего и профессионального образования; 
       -Министерство финансов; 
       -Министерство транспорта; 
       -Министерство промышленности, науки и технологии; 
       -Министерство экономического развития и торговли; 
       - Министерство труда и социального развития; 
       -Государственный таможенный комитет; 
       -Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; 
       -Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; 
       -Министерство по налогам и сборам; 
       -Управление делами Президента РФ; 
       -Министерство иностранных дел; 
       -Государственная Дума РФ и др. 
         Расходы федерального бюджета  
         Расходы федерального бюджета– это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.    Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. 
        Расходы федерального бюджета классифицируют: 
       1)по экономической роли в процессе воспроизводства - это затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы (текущие и капитальные расходы); 
       2)по функциональному назначению– на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др. 
       В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: 
       ·обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; 
       ·функционирование федеральной судебной системы; 
       ·осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год); 
       ·национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; 
       ·фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу; 
       ·государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; 
       ·государственная поддержка атомной энергетики; 
       ·ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; 
       ·исследование и использование космического пространства; 
       ·содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации; 
       ·формирование федеральной собственности; 
       ·обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации; 
       ·компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; 
       ·пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; 
       ·проведение выборов и референдумов Российской Федерации; 
       ·федеральная инвестиционная программа; 
       ·обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; 
       ·обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; 
       ·финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; 
       ·официальный статистический учет; 
       ·прочие расходы.      

        В части увеличения расходных обязательств федерального бюджета: 
       - финансовое обеспечение Федерального закона “О ветеранах” (в части, касающейся инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда, лиц, работавших в период великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и др., военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военных учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников войны и ветеранов боевых действий – всего 8 категорий); 
       - финансовое обеспечение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”; 
       - финансовое обеспечение Федерального закона “О донорстве крови и ее компонентов”; 
       - возмещение (либо преобразование в денежную форму) льгот по оплате проезда на внутригородском, пригородном и внутррегиональном транспорте, установленных федеральными законами для военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и иных государственных (федеральных) служащих; 
       - возмещение (либо преобразование в денежную форму) иных льгот, установленных федеральными законами для военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и иных государственных (федеральных) служащих; 
       - расширение функций федеральных правоохранительных органов (создание федеральной полиции); 
       - финансирование мировых судей (в части, финансируемой в настоящее время из территориальных бюджетов); 
       - организация учета и воинского призыва (в части, финансируемой в настоящее время из территориальных бюджетов); 
       - установление и выплата пособий на погребение (за исключением выплат из средств Пенсионного фонда); 
       - реализация Федерального закона "О недрах"; 
       - реализация законодательства Российской Федерации по безопасности гидротехнических сооружений, лесовосстановление; 
       - осуществление мероприятий по гражданской обороне; мобилизационной подготовке; 
       - переподготовка и повышение квалификации кадров. 
       Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: 
       ·государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; 
       ·обеспечение правоохранительной деятельности; 
       ·обеспечение противопожарной безопасности; 
       ·научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс; 
       ·обеспечение социальной защиты населения; 
       ·обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; 
       ·обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; 
       ·развитие рыночной инфраструктуры; 
       ·обеспечение развития федеративных и национальных отношений; 
       ·обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ; 
       ·обеспечение деятельности средств массовой информации; 
       ·финансовая помощь другим бюджетам; 
       ·прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 
       Расходы бюджетов субъектов РФ  
       Бюджет субъекта РФ– это консолидированный бюджет, который включает собственно региональный бюджет, а также окружной (так называемые местные бюджеты). 
       Расходы бюджетов субъектов РФ– это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг. Состав расходов такого бюджета отличается от федерального бюджета тем, что в нем нет расходов на национальную оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обслуживание государственного внешнего долга, пополнение государственных запасов и резервов. В остальном расходы бюджета субъекта РФ совпадают с классификациями расходов федерального бюджета и финансируются как за счет собственных источников дохода, так и за счет федерального бюджета в виде дотаций, субсидий и т.д. 
       Расходы бюджетов субъектов РФ в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. 
       Текущие расходы бюджетов субъектов РФ – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам. 
       Капитальные расходы бюджетов регионов – это часть бюджетов, которая направляется на финансирование инвестиционной деятельности (капитальные вложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальный ремонт основных фондов). 
       Основная проблема региональных органов власти – обеспечить экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования региональных финансов – финансирование социальной и производственной инфраструктуры. 
       Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.       

Основные направления  использования средств региональных бюджетов:

        ·обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 
       ·обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; 
       ·проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации; 
       ·обеспечение реализации региональных целевых программ; 
       ·формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации; 
       ·осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; 
       ·содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов; 
       ·оказание финансовой помощи местным бюджетам; 
       ·обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; 
       ·компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; 
       ·прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации. 
       В расходной части бюджетов может быть предусмотрено создание резервных фондов органов исполнительной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении бюджетов на очередной финансовый год. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в финансовом году. 
       В части увеличения расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации: 
       - передача с федерального уровня полномочий по предоставлению и финансовому обеспечению пособий гражданам, имеющих детей; 
       - передача с федерального уровня полномочий по установлению и финансовому обеспечению льгот ветеранам труда, в настоящее время финансируемых за счет средств федерального бюджета; 
       - передача иных полномочий по социальной защите населения (в части, в настоящее время установленной федеральными законами и финансируемой из федерального бюджета и/или местных бюджетов, за исключением полномочий по реализации Федеральных законов “О ветеранах” и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, передаваемых федеральным органам государственной власти); 
       - передача с федерального уровня полномочий по предоставлению и финансовому обеспечению льгот по проезду в междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении; 
       - передача с федерального уровня полномочий по трудоустройству безработных, а также вопросов профессиональной переподготовки безработных, организации и финансирования общественных работ для безработных; 
       - передача с федерального уровня полномочий по предоставлению начального и среднего профессионального образования; 
       - передача с федерального и местного уровня полномочий по финансовому обеспечению основных функций по противопожарной безопасности (за исключением ликвидации особо сложных пожаров и мер по первичной пожарной безопасности); 
       - передача из Фонда социального страхования Российской Федерации и федерального бюджета полномочий по обеспечению летнего отдыха детей; 
       - передача с местного уровня полномочий по финансовой поддержке сельскохозяйственного производства; 
       - предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление учебного процесса (включая выплату заработной платы) в общеобразовательных школах; 
       - передача с местного уровня полномочий по финансовому обеспечению школ-интернатов, домов ребенка, детских домов; 
       - предоставление субвенций местным бюджетам на выплату адресных жилищных субсидий населению в соответствии со стандартами и нормативами оплаты жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 
       - передача с местного уровня полномочий по финансовому обеспечению платежей за неработающее население в систему обязательного медицинского страхования. 
       Региональные бюджеты– центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику, осуществляя выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Для преодоления отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. В бюджетах регионов значительную долю занимают ассигнования на развитие отраслей народного хозяйства региона (промышленность, энергетика, строительство, транспорт). Необходимо увеличивать расходы на поддержку жилищно-коммунального хозяйства и тем самым уменьшить затраты населения на жилье. 
       Бюджеты субъектов РФ обсуждается и утверждается законодательным органом субъектов РФ в форме закона, после чего исполнительные органы субъектов РФ получают права на использование бюджетных средств. 
       Расходы местных бюджетов  
       Расходы местных бюджетов– это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. 
       Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий. 
       Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или города. 
       1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ; 
       2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; 
       3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам; 
       4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам; 
       5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска; 
       6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования. 
       Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления. 
        В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: 
       - содержание органов местного самоуправления; 
       - формирование муниципальной собственности и управление ею; 
       -организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; 
       - содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; 
       -организация, содержание и развитие муниципального жилищно- коммунального хозяйства; 
       - муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; 
       - благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; 
       - организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных); 
       - содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; 
       -организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; 
       - обеспечение противопожарной безопасности; 
       - охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований; 
       -реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; 
       - обслуживание и погашение муниципального долга; 
       - целевое дотирование населения; 
       - содержание муниципальных архивов; 
       - проведение муниципальных выборов и местных референдумов; 
       -финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ. 
       Органы власти муниципальных образований из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования, здравоохранения, учреждений культуры и других учреждений непроизводственной сферы. В ряде районов затраты на непроизводственную сферу составляют более половины расходов бюджета. 
       Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%. Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%. 
       Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%. 
       В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц и т. д. 
       Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления. 
       Законом регламентируются взаимоотношения местных органов власти с предприятиями (не договорной основе). Все предприятия обязаны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий, поддержание дорог в районе прилегающих к ним территорий. В последние годы в практику на местах внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления в создании объектов инфраструктуры. 
       Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения. После чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на получение и использование бюджетных средств. Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета, которое осуществляется через банки. 
        Важное значение местных бюджетов заключается в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. 
       
 
 
 
 
 
 
 

1 Основные направления современной финансовой политики РФ 2 2 Фонды денежных средств как основная форма удовлетворения 5 об