Cвадебная обрядность

     Содержание 

    Введение…………………………………………………………………………..2

  1. Свадебные обычаи в истории стран мира…………………………………..4
  2. Свадебные обычаи и приметы……………………………………………….6
  3. Свадебный обряд славян………………………………………………………9

    Заключение………………………………………………………………………15

    Список  литературы……………………………………………………………..16 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение 

     Свадьба во все времена считалась одним  из важных событий в жизни человека. Поэтому с ней связано множество  обычаев и примет. Но в наши дни  свадьба как строгая и сложная  последовательность определенных обрядов  не сохранилась. 

     Знаете  ли Вы свадебные обряды и свадебные традиции? Свадебные обряды, свадебные приметы, свадебные традиции, свадебные церемонии - много ли мы знаем об этом? Говоря о свадебном обряде, мы вспоминаем о белом платье невесты и фате, о подружках невесты. Но мало кто из нас знает, откуда эти свадебные традиции. 

     А пришли они к нам из древнего Рима. Неслучайно 10 шаферов жениха и 10 подружек невесты одевались подобно новобрачным. Это должно было помешать злому духу, найти жениха и невесту и причинить им зло. 

     Большинство из нас думает, что белое подвенечное  платье - это символ девственности  невесты. На самом деле белый цвет означает радость и процветание. Белый цвет - это праздник. А о  целомудрии говорит не белое платье, а фата. Фата - это также защита от злых духов. Цветок в петлице пиджака  жениха (бутоньерка) - это символ любви  к избраннице. И должен быть этот цветок таким же, как и цветы  в букете невесты. 

     И, конечно, вспоминая свадебные обряды, мы должны сказать об обручальных кольцах. Почему именно кольцами обмениваются жених и невеста? А потому что у кольца нет ни конца, ни начала. Кольцо - это символ стабильности, неизменной и вечной любви. У народов Востока (например, Египет) считается, что через средний палец левой руки к сердцу проходит вена. И поэтому кольца одевали на этот палец. 

     Свадебные традиции у нас и в странах  Европы - одевать обручальные кольца на безымянный палец правой руки. Именно этот палец руки с надетым на него кольцом по преданиям наших предков обладал могущественной и чудодейственной силой. 

     Еще некоторые малоизвестные свадебные традиции. Если в день свадьбы гости касаются жениха и невесты, то это приносит новобрачным счастье, божье благословление. 

     Свадебные обряды и свадебные традиции в  разных странах различны. Например, в древнем Риме свадебный пирог  разламывали над головой новобрачных. А в Англии новобрачные пытались поцеловаться поверх горы пирогов, принесенных с собой гостями. Эти свадебные традиции символизировали изобилие и богатство в жизни новоиспеченных супругов. 

     И, конечно, вспоминая свадебные обряды, мы скажем о том, что молодой муж должен перенести супругу через порог ее нового дома. Не дай бог она упадет, это к несчастью. Можно еще вспомнить многие интересные забытые нами свадебные обряды. К ним относятся обычай встречать невестку обводить молодую жену вокруг печи, одевать поверх свадебного платья фартук. 

     Есть  свадебные традиции и свадебные обряды, которые мы помним, но не можем объяснить их значение. Во многих странах Европы во время свадебного пира должна была обязательно находиться икра как символ плодородия. Спальню молодых обрызгивают святой водой от нечистой силы. Под окнами молодых устраивались "кошачьи" концерты, чтобы отпугнуть "нечистые силы". 

     Свадебные традиции и свадебные обряды - это  история народа, которая передается из поколения в поколение, их нужно  знать и помнить. По этому я решила взять эту тему. В ней я описываю современные свадебные обычаи и традиции и более подробно о старых, забытых нами славянских обрядах. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Свадебный обычай в истории стран мира. 

     Все началось с ребра Адама, из которого Бог создал Еву. С тех пор по всему свету мужчины рыскают в поисках ребра, и только нашедший вновь становится "совершенным", что подразумевает его полное счастье с воссоединившейся Евой. 

     Наряду с "браком по обычаю", который был известен еще со времени Хаммурапи и который римляне называли "usus", древнейшей и распространенной формой женитьбы можно считать "покупку невесты". В эпоху, когда еще не чеканили денег, а денежной единицей служил скот, цена невесты колебалась от одной до двадцати овец или коров. Покупка невесты была известна и Гомеру. Позднее земледельцы стали расплачиваться плодами своего урожая. 

     С развитием культуры покупка невесты у римлян еще долго сохранилась в виде символического акта. Мужчина в Риме во время обручения должен был иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала монету. 

     Итак, невесту в древнем мире, а у многих народов и поныне (хотя иногда – обрядово - символически), надо было покупать. Параграф 128 законов Хаммурапи гласит: "Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина - не жена!". Писец у городских ворот писал тексты брачных контрактов клинописью на глиняных табличках, которые затем обжигались и хранились на случай возможных в будущем конфликтов. Существовали разные типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривающий срок действия и цель. 

     Со временем положение женщины в обществе улучшалось, она становилась ценностью, которая требовала гарантий. Это новое отношение к браку отражает следующий документ, датированный 135 г. н. э. и найденный в пещере у Мертвого моря: "...Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в размере 200 динаров...". Ниже стоят подписи мужчины и свидетелей. 

     Древнейшие договоры о приданом относятся еще к XVII в. до н. э. Установленный порядок женитьбы с приданым мало отличался от того, что существовал при покупке невесты. 

     Браки с приданым существовали и в Афинах, и в Египте. В некоторых сохранившихся греко-египетских брачных договорах закреплены едва ли не современные желания женщин по части эмансипации. 

     Интересен подход древних к брачному возрасту невест. В двенадцать в половиной лет девочка считалась засидевшейся. Так что и религиозные, и гражданские установления призывали отцов выдавать своих дочерей замуж как можно раньше, "покуда они держат руку свою на их затылке" и "прежде чем девушка созреет как полная луна", т. е. до половой зрелости. Еще и сейчас в Индии девочек обручают в младенчестве. Много детских браков известно в египетских царских династиях. Тутанхамону исполнилось примерно девять лет, когда он женился на Анхесенамон, а его невесте - одиннадцать. 

     Обряд "умыкания невесты" и подлинное ее похищение тоже имеют глубокие исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умыканием. Зевс, отец богов, принимал облик различных животных, охотился за женщинами - жертвами своей любви. Гомеровская "Илиада" начинается с похищения женщины: Парис умыкает Елену. Основание Рима связано с "похищением сабинянок". 

     В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца жену царя Менелая, вызвав тем самым десятилетнюю войну. Умыкание невест для бракосочетания официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже если предмет его любви был и без того согласен на брак. 

     Многочисленные обряды, связанные с ухаживаниями и супружеством, красивы и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности ритуалам. Исполнение таковых преследовало одну цель - союз должен быть прочным и счастливым. 

2. Свадебные обычаи и традиции   

             Свадьба – это всегда яркое и запоминающееся событие,  начало нового этапа в жизни каждого человека. Наверное, поэтому существует так много свадебных традиций, которые в отдельных странах могут быть свои и иметь разное значение. Верить или не верить в эти традиции – это уже пусть решает каждый для себя сам, но история возникновения некоторых из них стоит того, чтобы об этом знать.

     Обычай  дарить друг другу  кольца        

       Кольцо – это не просто символ  того, что молодожены теперь стали  мужем и женой. В обряде обмена  кольцами заложен более глубокий  смысл: молодые дают обет друг  другу в единстве и верности  на всю свою жизнь. Этот обычай  был распространен еще в Древнем  Египте. Египтяне надевали  кольцо на средний палец левой руки, полагая, что таким образом смогут сохранить взаимную любовь и верность на всю жизнь. У восточных народов эту традицию соблюдают и в наше время.  

     Старинная английская примета        

       В Англии и Америке есть  старинная примета – невеста  должна на свадьбу обязательно  надеть какую-то вещь новую,  старую, голубую и взятую взаймы. Эта необычная примета берет свое начало с Викторианских времен, и сегодня невесты стараются придерживаться этой традиции. Что-то новое символизирует успешную и удачную новую жизнь. Что-то старое – семейные узы, мудрость и мир в браке. Что-то голубое означает любовь, верность и скромность. Что-то взятое взаймы – поддержка родных и друзей в горе и радости.   

     Обычай  бить посуду        

       Во время свадьбы во многих  странах принято бить посуду. Откуда пришел этот обычай? Издавна  на Руси на второй день свадьбы  били глиняные горшки, чтобы узнать  целомудренная ли невеста или  нет. Хорошо если горшок разбивался, тогда все знали, что невеста  честная и порядочная. К тому  же считалось, чем больше будет осколков от разбившейся посуды, тем больше счастья.          

       Однако посуду разбивали на  свадьбах не только в России, но также и в Англии (Йоркшире). В руки жениху дают блюдо  с кусочками свадебного пирога, которое он должен перебросить  через голову невесты на дорогу. Дети должны быстро собрать  кусочки разбросанного пирога, а  блюдо, если оно не раскололось,  дружок должен разбить ногой.  Чем больше осколков, тем счастливее  будет брак.    

     Традиция  носить невесту на руках        

       Интересным является обычай вносить  невесту в дом на руках. Основанием  для этого обычая послужила  вера в то, что на невесту  легко могут повлиять злые  духовные силы, навести сглаз  или порчу. Для того чтобы  создать видимость отсутствия  невесты в данный момент (так  как она не идет по земле)  и обмануть черные силы –  жених несет ее на руках.  

     Банты и ленты        

       Обычай украшать лентами свадебные  машины пришел из Европы, хотя  корнями восходит к более древним  временам. В XVII—XIX веках невесту  по дороге в церковь сопровождали  мальчики с розмаринами и бантами  невесты на рукавах. По поверью  – банты или узкие ленты  были символом счастливого замужества. Позднее, невесты уже прекратили  придерживаться этой традиции, но  символическое значение лент  и бантов осталось, и теперь  ими украшают свадебные машины.

     Похищение невесты        

       Обычай похищать невесту появился  еще у русских славян: северян  и вятичей. Древние народы устраивали  игры, песни и пляски, во время  которых выбирали каждый себе  невесту и забирали ее в  свой дом. Позже, в Шотландии,  например, английский суверен обладал  правом на первую брачную ночь, а на Руси этим правом обладал  дворянин, барин или пан. Часто  женихи были против этого обычая  и в самый разгар гуляний  воровали невесту. В случае  если жених был в состоянии  выкупить невесту у барина, ему  предоставлялась такая возможность. После отмены крепостного права, это превратилось в просто веселую традицию, которая часто встречается на свадьбах.

     Букет невесты         

       Многие полагают, что обычай бросать  свадебный букет принадлежит  американцам. Хотя замечено, что  подобный обряд присутствовал  на свадьбах и в европейских  странах, в том числе и на  Украине. Цветочный венок означал  будущую свадебную фату, поэтому  невеста передавала его своей  подружке, чтобы она вышла замуж.  Позже свадебный венок бросали  в толпу девушек, присутствовавших  на свадебной церемонии. Девушка,  поймавшая этот венок, и становилась  претенденткой на роль будущей  невесты.

     Каравай          

       По традиции родители всегда  встречали молодоженов с караваем  и солью. Этот обычай зародился  еще в Древнем Египте. В те  времена хлеб ценился египтянами  так же высоко, как и золото. Об этом свидетельствуют найденные  свитки, где золото и хлеб обозначены  одним и тем же иероглифом. В этом нет ничего удивительного,  ведь хлеб всегда считался  символом изобилия и материального  благополучия. Каравай на столе  был знаком гостеприимства хозяев  и божественного покровительства.  Хлеб считался священным продуктом  питания – к нему всегда  относились с трепетом и уважением.  Каравай украшали колосья пшеницы,  что свидетельствовало о достатке  и благополучии в семье. А  сплетенные кольца на каравае  означали бесконечную верность  и любовь друг к другу. 

     Рушник  – непременный  свадебный атрибут        

       Красиво вышитое полотенце –  рушник – всегда сопровождало  проведение любых праздников  и народных обрядов: Рождество,  Троица, Масленица и, конечно же, свадьба. К свадьбе готовили  особенно много рушников, так  как невеста должна была подарить  каждому гостю рушник, вышитый  своими руками.  
 

     Другие  интернациональные  традиции        

       Мы часто наблюдаем, как на  свадьбах принято обсыпать молодоженов  рисом, лепестками, монетами, инжиром.  Этому обычаю следуют для того, чтобы брачный союз был прочным,  счастливым и богатым.        

        В некоторых странах во время свадьбы принято, чтобы молодожены сажали какое-то дерево возле дома, например, сосну. Считалось, что союз будет длиться столько, сколько будет жить это дерево.  

             Конечно, невозможно следовать всем существующим свадебным традициям, да и не стоит этого делать. То, насколько счастливым и удачным будет брак, зависит, скорее всего, не от точного соблюдения традиций, а от того, какие усилия будут прилагать жених и невеста, чтобы сохранить любовь, верность и уважение на долгие годы. 

     3. Свадебный обряд славян 

     На  Руси свадьбы играли в периоды, когда  прекращались сельскохозяйственные работы: осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю), и  зимой от Крещения до Масленицы. Хорошей  приметой было приурочить дату венчания или срок знакомства к Покрову  дню, так как Покров, наряду с Параскевой Пятницей считался покровителем брачных союзов. Старались избежать свадьбы в мае, чтобы не «маяться всю жизнь».

     Кроме аграрного календаря на выбор  даты свадьбы большое влияние  оказывал календарь церковный. Православная церковь запрещала венчание во время  постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих  праздников, от Рождества до Богоявления, во время Масленицы (Сырной седмицы) и Пасхальной седмицы.  Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом для свадеб оставалось не так уж много дней в году.

     По славянскому обычаю первым этапом, и один из самых интересных, было «похищение» невесты. Жених на игрищах предварительно договорившись 

     с нею о похищении: «Схожахуся на игрища… и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены». Затем отцу невесты жених дает вено - выкуп за невесту.

     За  день до свадьбы будущая тёща печёт  курник, посылая его в дом жениха.

Жених же посылает в дом невесты живого петуха.

     В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью.

     Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к вен|цу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на неё свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать. Жених усердно ищет спрятанного «зайца» (невесту), а, отыскав, и испросив благословения у родителей, сажает в свадебный поезд и едет на вен|чание.

     Долгое  время «вен|чание» в греко-кафолической церкви с обязательной проповедью про «семейное счастье» какой-то там израильской семьи, не считалось настоящим вен|чанием, ибо люди долго ещё с почтением относились к обычаям СВОИХ предков.

     Степан  Разин, например, отменил церковное  «венчание», повелев венчаться вокруг дуба.

     Венчание  происходит после полудня, ближе  к вечеру. В это время мать жениха готовит в клети брачное ложе:

     -     вначале настилает снопы (числом 21),

     -     поверх перину и одеяло,

     -     сверху бросает кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки).

     Возле ложа ставятся кадки с мёдом, ячменём, пшеницей, рожью. Всё подготовив, будущая свекровь обходит ложе с рябиновой веткой в руке.1

     Перед венчанием место жениха занимает младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо выкупить место рядом с невестой. Обряд называется «продажа сестриной косы».

     Около невесты садятся также «глазки» - две родственницы невесты, чаще всего  сестры или сеструхи  (т.е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте. Каждая из «глазок» держит в руках по блюду, завязанному платками концами в низ. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом две ложки и краюха хлеба.

     После выкупа жених и невеста, держа  в руках по зажжённой свече, идут к русскому (сейчас почти не осталось, не путать с христианским) храму или священному дубу. Впереди них идут плясуньи, за ними несут каравай, на котором лежат сребреники. Позади молодых осыпало несёт чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпает невесту и жениха из чаши. Гости желают невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпает ещё и гостей.

     Венчает жрец (волхв), берет невесту за руку, поручает её жениху и приказывает  им поцеловаться. 

     Муж покрывает жену полой своего платья или плаща в знак покровительства  и защиты, после чего жрец дает им чашу с мёдом.

     Стоя  перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пьют из чаши. Остатки  мёда жених плескает в жертвенник и бросает чашу под ноги, приговаривая: «Пусть так под ногами будут потоптаны  те, кто будет сеять меж нами раздоры».

     Кто первый ступит ногой на чашу, тот, по поверью, становится главой в семье.

     На  почётном месте за свадебным столом всегда сидит деревенский знахарь  или колдун. Однако он занимает почётное место не из-за того, что может, разозлившись от недостаточного к нему почтения, «превратить в волков свадебный  поезд» (зачем колдуну поезда с  волками?), а оттого, что как раз  зачастую является потомком тех самых волхвов, на протяжении сотен лет венчавших наших прапрадедушек с прапрабабушками.

     По  дороге домой молодые идут, крепко прижимаясь друг к другу, а гости попеременно дёргают их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживаются за стол и начинают пировать.

     Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стоит жареная курица, но съедают  они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешается. Когда на стол подают курник, то это означает, что настала пора: «Тетера на стол прилетела - молода спать захотела».

В разгар веселья  молодые уходят в клеть, где заранее  подготовлено брачное ложе. Под напутствие, молодожёны, захватив закутанный в  рушник обрядовый каравай и курицу, закрываются в клети.

     У дверей (раньше - с обнаженным мечом) ходит дружка жениха, охраняя покой  новобрачных.

     Кунью шубу топтать!

     Друг  дружку толкать!

     Здоровенько спать!

     Весёленько  встать!

     После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удаляются в дом, но через  некоторое время посылают узнать о «здоровье». Если жених отвечал, что он в «добром здоровье», значит «доброе» свершилось.

     «Весёленько встав», молодые приступают к еде. Взявши курицу, новобрачный должен отломить ножку и крыло, после  чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и каравая, молодые  присоединяются к гостям, и веселье  продолжается.

     Дружка  жениха читает благословения, например, такие:

к гостям:

     Еста, добрые люди! 
Гости полюбовные, 
Званые и незваные, 
Усатые и бородатые, 
Холостые неженатые. 
У ворот приворотнички, 
У дверей притворнички. 
По полу ходючи, 
По середе стоючи. 
Из кута по лавке 
По кривой, по скамейке! 
Благословляйте!

к молодицам:

     Молоды, молодки! 
Хорошие походки, 
Куньи шубы, 
Соболиные пухи, 
С поволоками глаза, 
С помали голова, 
Золоты кокошки, 
Серебрены сережки, 
Дочери отецки, 
Жёны молодецки! 
Благословляйте!

к девицам:

     Красные девицы 
Пирожные мастерицы, 
Чёсаные головы, 
Обутые голени, 
Криночные блудницы 
Сметанку снимали, 
Кокурки месили 
Под застрех хоронили 
Пастушков дарили. 
Благословляйте!

к ребятам:

     Еста! Малые ребята 
Свиные херята! 
Кривые желудки, 
Жимолостные ноги, 
Брюховичные рожи, 
На жопу похожи. 
Благословляйте!

     После подобных благословений пир разгорается с новой силой. Застолье заканчивается игрищами, после которых те, кто ещё может ходить, расходятся по домам. 
 
 
 
 

     Заключение 

     Создание семьи, продолжение рода - это, пожалуй, одна из самых важных задач человека на земле, поэтому принятие решения о вступлении в брак - одно из самых важных в жизни любого человека. Людьми движет желание совместно строить свое будущее, идти по жизни рядом.  
К сожалению, в современной России многие традиции старинного и древнего обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба, утрачены. Постепенно возрождается лишь традиция венчания в церкви, т. е. заключения церковного брака, а не только гражданской регистрации в загсе. В западных странах, несмотря на свободу отношений между людьми, к браку относятся очень серьезно и придерживаются правил, сложившихся на протяжении столетий.  
Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись могущественным средством национального воспитания и сложение народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен, и следовательно объединяет всех живущих членов народа друг с друга.  
Свадебный обряд, пожалуй, является вторым по важности после рождения событием в жизни каждого человека. И отпраздновать его хочется соответствующим образом.  
К сожалению, красивые русские свадебные обряды, названные после Октябрьской революции "пережитками темного прошлого" канули в лета. Пришедшие же им на смену "комсомольские безалкогольные свадьбы" так и не прижились. И сегодня мы имеем то, что имеем: неестественно-радостную регистрацию в районом загсе и скучный банкет в ресторане, нередко заканчивающийся банальной пьянкой, вместо яркого, запоминающегося на всю жизнь праздника. 
 
 
 

     Список  литературы: 

  1. интернет, ссылка: www.dazzle.ru
  2. интернет, ссылка: www.r-e-f-e-r.ru
  3. интернет, ссылка: http://belle-poque.ru/svadebnye_tradicii_v_rossii
  4. интернет, ссылка: http://paganism.msk.ru/obryad/obryad.htm
Cвадебная обрядность