Cамостоятельная художественная деятельность детей в процессе лепки



     Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Коми государственный педагогический институт

Факультет «Педагогики и методики начального образования»

Специальность «Дошкольная педагогика и психология»

(заочное отделение)

 

 

Контрольная работа

по Теории и методике детского изобразительного творчества

тема: Самостоятельная художественная деятельность дошкольников в процессе лепки

 

 

 

 

 

 

выполнила: Русанова А. И.

студентка 4 курса

проверила: Сибиркина Е.Н.

« » ____________ 2012г.

 

 

Сыктывкар, 2012

Содержание.

      Введение.

1.      Значение самостоятельной художественной деятельности детей в детском саду.

     1.1Условия для самостоятельной художественной деятельности детей в группе.

     1.2Косвенные методы и приемы руководства самостоятельной художественной деятельностью детей.

     1.3Содержание самостоятельной художественной деятельности детей

2.      Вовлечение детей в самостоятельную художественную деятельность – лепку.

Заключение.

     Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного.

 

Одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностей – внимание к детской творческой деятельности. Если правильно организовать, можно обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие ребёнка и подготовку его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием.

 

      В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.


      Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Значение самостоятельной художественной деятельности детей в детском саду.

 


      Изобразительная деятельность ребенка, а именно — лепка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.


       Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в умении детей на занятиях лепкой, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

 

Процесс обучения лепке должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.


      Занятия лепкой у дошкольников как вид художественной деятельности должны носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.


        Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию — те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.


      В настоящее время исследованиями доказано, что творческая деятельность в лепке доступна уже детям дошкольного возраста. Конечно, детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослых. Дошкольник, так же как и художник, в процессе лепки идет от замысла, который основан на его опыте, и включает в себя возникновение темы, поиски средств ее выражения. Наблюдения за лепкой дошкольников говорят о том, что их замыслы возникают или в связи с заданием взрослого, или непосредственно под воздействием какого-либо образа, материала. Следовательно, первым этапом в творчестве ребенка, как и взрослого, является возникновение замысла — темы на основе восприятия окружающей действительности. Но предварительные поиски художественных средств, планирование работы, обдумывание для творчества ребенка не характерны. Выбрав тему для лепки, ребенок тут же приступает к ее реализации. В процессе выполнения он размышляет о содержании своей работы, о том, как ее выполнить, с помощью каких средств, т. е. все те вопросы, которые художник в основном обдумывает заранее, ребенок решает в процессе работы.


        Тот период творчества художника, который связан с определением всего хода работы и протекает до реализации замысла, у ребенка дошкольного возраста по времени совпадает с моментом его реализации. Эта своеобразная черта детского творчества объясняется недостаточной способностью детей к анализу и синтезу, неумением заранее планировать свою работу. Для осуществления замысла нужно уметь из всей суммы представлений отобрать самые характерные, мысленно представить себе создаваемый образ, выбрать изобразительные и технические средства. Все эти действия требуют развитых процессов мышления, формирование которых происходит посредством многих методов и приемов, в числе которых – самостоятельная художественная деятельность.


       Творчество — это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение - изображение новых (или реконструкция старых) машин, отыскивание способов получения новых сортов растений или пород животных, открытие новых закономерностей в науке, создание произведений искусства, литературы и т. п. Творчество проявляется в различных областях науки, техники и искусства. Элементы творческого воображения проявляются на занятиях лепкой, если перед детьми раскрывается возможность самостоятельно планировать свою деятельность и отбирать приемы как изобразительного, так и технического порядка. Творческое воображение ребенка проявляется обычно в придумывании для изображаемых героев новых деталей одежды или добавлении таких предметов, как корзинка, палка, лопата и др., а также в решении различных композиций. Чтобы подвести дошкольника к самостоятельному замыслу, воспитатель должен знать возможности развития произвольного воображения и руководить ребенком, направляя его к планомерной творческой работе. На каждом занятии наряду с задачами творческого характера ставятся задачи обучения детей технике лепки. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка. Перечисленные задачи должны направить деятельность воспитателей на развитие у детей умения создавать выразительный образ, осуществлять поиск формы, пропорций, дополнительных деталей, углубляющих тему, т. е. поиск выразительных средств, приемов лепки, а также умения планировать свою работу. Ребенок должен овладеть способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность. Следовательно, воспитатель должен создавать такую обстановку, отобрать такие обучающие приемы и творческие задания, которые дадут детям возможность овладеть комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для создания образа в лепке. Обучение, организованное воспитателем, должно подвести детей к самостоятельному использованию всего того, что они усвоили в процессе занятий по лепке; кроме того, оно должно проводиться в системе, чтобы обеспечить планомерность усвоения знаний. Задания творческого характера должны быть разнообразными и находиться в определенном соотношении с задачами обучения, на что указывала в свое время Е. А. Флерина. Соотношение творческих заданий и задач обучающего характера зависит от возраста и уровня развития детей. На формирование зрительных образов влияет не только память, но и процессы мышления, без участия которых восприятие действительности не может быть переработано в зрительные образы. Развитие процессов мышления постепенно делает ребенка способным к выразительному и планомерному изображению предметов. Для того чтобы полнее и ярче изобразить предмет, ребенок должен иметь сформированный зрительный образ, а для этого в свою очередь он должен яснее представить связи и взаимодействие частей предмета. Говоря о развитии у детей процессов мышления, нельзя забывать о том, что ребенку еще трудно в момент лепки представить предмет в целом, со всеми его частями, что ведет к конструктивному подходу в изображении предметов. Как правило, скульптуры даже семилетних детей часто бывают конструктивны. Все дело в том, что ребенку трудно самостоятельно вылепить предмет из целого куска, так как в процессе изображения предметов дети идут от анализа, перечисления частей предмета к их несложному объединению в каком-то конкретном образе. Однако при последовательном обучении дети старшего дошкольного возраста успешно справляются с задачей лепки из целого куска, создавая устойчивые пропорциональные, пластические фигуры. Большую роль в детском творчестве, как и в творчестве художника, играет воображение. Известно, что зачатки его у ребенка появляются еще в преддошкольном возрасте. Постепенно в процессе обучения, слушания сказок, рассматривания иллюстраций ребенок перед лепкой способен представить то, что не входит в круг предметов, которые он воспринимает непосредственно. Сначала образы произвольного воображения возникают под влиянием словесного воздействия взрослых, а позднее они могут обусловливаться самостоятельным замыслом ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Создание условий для самостоятельной художественной деятельности в группе.

 

Занятия лепкой у дошкольников как вид художественной деятельности должны носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Организация пространства в групповой комнате для хранения пособий зависит от вида деятельности, которую выбирают дети в соответствии со своими интересами. Важно учитывать также и возрастные особенности детей. Это находит отражение в оформлении зон и в отборе художественных материалов и пособий. Оформлению зон в средней группе придается игровой характер. Например, игрушечный мишка держит в своих лапах металлофон, треугольники развешаны на ветках елки. Такое оформление носит подчас сказочный характер, радует и забавляет ребенка. Чем старше дети, тем более дифференцированный характер приобретает их деятельность и тем сильнее с помощью оформления подчеркивается назначение и педагогические функции данной зоны. Например, в подготовительной к школе группе можно устроить «библиотеку», где, кроме полочек с книгами, поставить уютную удобную мебель, чтобы дети могли сами делать там книжки-малютки. В зоне для музыкальной деятельности можно повесить портреты композиторов, фотоснимки.
 

Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются. Когда из различных лоскутков, дощечек, ниток, бумаги ребенок делает лодочку с парусом или домик для поросят по сказке «Три поросенка», то он обогащает свою фантазию, свои творческие замыслы. Немало есть готовых игрушек, книжек, пособий, а также и различных технических средств, которые помогают каждому выразить свои впечатления, переживания, применить умения. Следует отметить, что каждый вид художественной деятельности (театрализованная, музыкальная, художественно-речевая, изобразительная) требует соответствующего оборудования. Его можно распределить на две группы в зависимости от того, как дети им пользуются — самостоятельно или с помощью воспитателя. К пособиям первой группы, которыми дети пользуются с помощью воспитателя, относятся печатные (книжки-игрушки, наглядные таблицы и т. д.), аудиовизуальные (диафильмы, диапозитивы, грампластинки, магнитные записи и т. д.), объемные (гербарии, макеты, муляжи и т. д.). Сюда же относятся технические средства (радио, телевизор) и подсобные предметы (ширмы, экраны, мольберты). Пособиями второй группы дети пользуются самостоятельно. Это различные настольно-печатные игры, художественные игрушки, детские музыкальные инструменты, комплекты различных видов кукольного театра, материалы для рисования, лепки, декоративного творчества. Но недостаточно только организовать предметно-пространственную среду. Нужно научить ребенка применять различные пособия в своей творческой игровой деятельности. На занятиях, во время игр и развлечений надо постепенно давать детям различные материалы, музыкальные инструменты, игрушки и т. д., чтобы под руководством воспитателя они осваивали их. Для обогащения декоративной деятельности также используются разнообразные материалы: керамические плитки, пастельные мелки, темперные краски, белила и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Косвенные методы и приемы руководства самостоятельной художественной деятельностью детей.

 

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Прежде всего, обучение на художественных занятиях строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать. Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце. Следующее условие — предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек, музыкальных инструментов. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной игровой деятельности детей. И последнее — тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома. Методические приемы, которые применяются при обучении, многообразны. Они характеризуют не только деятельность взрослого, приобщающего ребенка к художественному опыту, обучающего его знаниям, умениям. Необходимо учитывать и активность ребенка, который также должен овладеть соответствующими способами этой деятельности. Следовательно, происходит двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, действуют методы обучения, используемые воспитателем, и с другой — способы учения, которыми овладевает ребенок. В более раннем возрасте или при ознакомлении с новым материалом воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный (пояснение и показ способов действий). В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог использует объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробные объяснения применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца, певческой интонации, произнесению слов, звуков и т. д. Метод формирования способов самостоятельных действий применяется тогда, когда ребенок сам находит необходимый прием исполнения, создает новый, свой вариант исполнения. Действуя самостоятельно, он творчески использует то, что ранее было в его опыте; следуя примеру, ищет наиболее подходящие приемы, в какой-то степени анализируя свои действия. Например, одному из детей предлагают сказать, что нужно сделать, чтобы исполнение песни было праздничным. Он тут же отвечает: «Надо петь весело, радостно, чтобы все узнали про праздник». Или другой пример. Мальчика просят подумать, как нарисовать дремучий лес. «Деревья должны стоять тесно, ветки на них густые, все окрашено в темно-зеленый цвет»,— говорит он. Детей приучают к тому, что при воплощении любого замысла необходимо соблюдать определенную последовательность действий. На занятиях можно показать, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушают, потом смотрят картинки и по ним составляют сказку, затем инсценируют ее в настольном театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на фланелеграфе. Таким образом, дети убеждаются в вариативности приемов воплощения одного замысла, начинают понимать преемственные связи между занятиями по развитию художественной речи и рисованием. Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно — в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Иногда ребятам предлагают придумать и нарисовать декоративные узоры для ткани. Это может послужить толчком для развертывания игры в магазин, в котором дети «покупают» эти ткани. Итак, чтобы занятия оказывали наиболее сильное влияние на развитие самостоятельной детской деятельности, воспитатель должен:


— подобрать литературный и музыкальный репертуар, легко усваиваемый детьми, доступный им по тематике;


— продумать возможность использования детьми в часы досуга пособий, музыкальных инструментов, материалов для изобразительной практики, кукол для театрализованных игр, которые ранее использовались на занятиях;


- применять разнообразные приемы, побуждающие детей самостоятельно заниматься разными видами художественной деятельности («расскажи сказку и слепи из глины какой-либо ее персонаж», «наклей картинки музыкальных инструментов на картон — это будут карточки музыкального лото» и т. п.);


— научить детей способам самостоятельных действий, которые они смогут затем применить в своей практике;


— применять приемы, способствующие «самообучению» («выучи сам эту мелодию на металлофоне, потом сыграешь нам»), развивающие детскую взаимопомощь («когда будете играть, покажи Тане, как лучше действовать куклами в кукольном театре» и т. д.).

Как уже отмечалось, праздники оказывают большое влияние на развитие самостоятельной деятельности детей, что отражается в сюжетно-ролевых играх. Это значение праздников может быть усилено, если использовать некоторые организационные формы. Прежде всего непосредственно после праздника можно создать ситуацию, напоминающую обстановку недавнего торжества: внести детали праздничного оформления помещения, раздать детям элементы костюмов литературных героев, животных, сказочных персонажей и т. п. Как правило, дети тут же стараются вспомнить отдельные выступления, игры, пытаются их воспроизвести.

Появляются и организаторы, которые объединяют вокруг себя своих сверстников, увлекают их игрой. Однако в этих условиях самостоятельная деятельность проявляется все же односторонне и чаще всего связана с обыгрыванием предложенных детям атрибутов.

Более эффективна другая форма: на самих праздниках и во время развлечений детям дают возможность действовать совершенно самостоятельно. Например, можно неожиданно предложить аккомпанировать на ударных инструментах во время плясок других. Или же, разделив ребят на небольшие подгруппы, предложить им поочередно танцевать, придумывая свои движения. Подобные самостоятельные проявления в процессе развлечений и праздников позволяют детям уже по собственной инициативе организовать такие действия. Поэтому так важно при составлении сценариев праздников, зрелищ, вечеров досуга находить способы, помогающие каждому ребенку действовать самостоятельно.

И наконец, воспитатель может предложить поиграть в праздник. Как известно, праздники и развлечения представляют собой своеобразную композицию различных художественных выступлений, игр, зрелищ. Они подчиняются общей идее, объединены театрализованным замыслом, динамичны, в них есть кульминационный момент. Праздник частично оформляется в виде концерта, на котором поочередно исполняются песни, танцы, стихи. Что же отражают дети в игре, сюжет которой подсказан воспитателем, но подробности, которой не оговорены?


        Четырех-пятилетние способны воспроизвести лишь отдельные эпизоды праздников и развлечений. Увидев детали различных костюмов, они обычно разглядывают их, надевают, иногда начинают напевать, приплясывать. Но затем эта игра довольно быстро прекращается. Ассоциации, возникшие в связи с использованием праздничных атрибутов, угасают, и ребенок переходит к другим играм.

Дети пяти — семи лет вспоминают почти весь ход праздника. Они пытаются оценить обстановку, в которой им предстоит действовать. Так, после новогоднего праздника, рассматривая элементы костюмов, оформления помещения, они отмечают, что костюмы персонажей представлены не полностью, что елка не такая, как была на празднике (например, синтетическая, сделанная из серебристой «хвои»), и т. п. Их самостоятельные действия, так же как и в средней группе, лучше проявляются в игровой ситуации, чем при исполнении литературного и музыкального репертуара. Однако некоторые способны самостоятельно, достаточно выразительно исполнять стихи, танцевать. При этом меняется отношение к исполнительской деятельности — дети начинают чувствовать ее эстетическое назначение. Между ними возникают более сложные взаимоотношения, вызванные распределением ролей, тем или иным решением общих замыслов, которые энергично оспариваются или столь же активно поддерживаются.

Несмотря на то, что игра в праздник происходит чаще по предложению воспитателя, дети действуют творчески. Они оформляют костюмы, распределяют роли, развертывают сюжет праздника, вносят в него изменения, предлагая исполнить свои любимые песни, танцы, стихи.
Руководство воспитателя носит косвенный характер. Чаще всего он подает короткие реплики, привлекающие внимание детей к чему-то интересному, направляющие действия ребенка, регулирующие его поведение. Предложение «поиграем в праздник» фактически не содержит определенных указаний. Поэтому во время игры особенно ярко проявляются индивидуальные склонности каждого, их взаимоотношения друг с другом. Воспитатель же должен наблюдать за детьми, изучать их художественные интересы, поддерживать и развивать их. Осуществляя руководство, педагог создает доброжелательную атмосферу, побуждает детей к непринужденному общению друг с другом. Воспитатель — активный участник театрализованных действий детей. Это участие проявляется не только в исполнении некоторых песен, стихов, он воссоздает в воображении детей обстановку недавно прошедшего праздника, напоминает о тех событиях, которые имели место на утреннике, поощряет коллективные действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Содержание самостоятельной художественной деятельности детей.


       В программе воспитания, в разделе «Игра и организация жизни детей», начиная со средней группы, специально выделена самостоятельная художественная деятельность. Ее содержание направлено на развитие творческих способностей, активизацию детей. По своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.


       В младшем дошкольном возрасте возникают простейшие формы самостоятельной деятельности; например, малыши самостоятельно рассматривают иллюстрации в книгах, рисуют по собственному желанию на доске цветными мелками, палочкой на снегу и на песке во время прогулки. Но еще нельзя говорить о развернутом характере этой деятельности, которая наблюдается у старших дошкольников.

Уже в средней группе можно предлагать детям лепку в свободное от занятий время, так как у ребят накопились необходимые навыки в работе с глиной. Если на занятиях дети пользовались глиной, то и в свободное время лучше предлагать этот же материал. Нужно только следить, чтобы они не разбрасывали глину по столу, не роняли ее на пол, т.е. были элементарно аккуратны во время работы.

С первых самостоятельных занятий можно объединить ребят в небольшую подгруппу, дать им общее задание. Например, предложить вылепить угощение для кукол – торт, конфеты и украсить их налепами из шариков и валиков, или сделать красивую посуду. Чтобы привлечь детей к подобным занятиям, воспитатель сам лепит вместе с ребятами, которые с интересом наблюдают, как в руках педагога получаются красивые вещи. Почти у каждого ребенка появляется желание самому сделать такое же красивое изделие. При этом воспитателю достаточно наблюдать за их работой. 


       Если на занятиях воспитатель целенаправленно осуществляет выполнение программы по тому или иному разделу художественной деятельности (пение, слушание музыки, рисование, лепка, рассказывание и т. д.), то вне занятий ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла. В связи с этим самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления. Прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек, оставляют след в памяти ребенка, вызывают у него, как правило, положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. Опираясь на эти впечатления, дети сами создают какую-либо похожую жизненную ситуацию. В таких случаях они выступают и как авторы замысла и как исполнители.


       Содержание самостоятельной художественной деятельности во многом зависит от тематики заданий, содержания занятий. Если ребенок с удовольствием лепит во время коллективных занятий, то в своей самостоятельной деятельности он часто возвращается к этим же темам, как бы утверждаясь в том, что уже освоил на изобразительных занятиях.


      Занимаясь самостоятельно, дети проявляют свои склонности: одни по собственной инициативе выбирают необходимый материал (пластилин, глину), другие действуют, подражая своим товарищам.


      Воспитатель не оставляет без внимания работы детей, радуется вместе с ними, например результатам лепки, делает некоторые указания. Он просит детей встать и рассмотреть лепку с разных позиций (спереди, сбоку, сзади). Поворачивая фигурку, ребенок замечает характер силуэта.


      Некоторые дети лепят за столиком - пятилистником, за мольбертом. Чтобы они не переутомлялись, воспитатель предлагает им выполнить сначала какую-либо часть композиции. Продолжать такую работу можно в течение нескольких дней.


       Предлагать детям возможно различные материалы для лепки – на вкус и предпочтение детей. Но все они должны присутствовать в уголке постоянно.

      Из нашей контрольной работы можно сделать определенный вывод, а именно — значение самостоятельной деятельности в процессе лепки у дошкольников огромно.
 

      В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность лепкой в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. В зависимости от того, какие знания дети получали на занятиях, строится замысел их работ. Чем шире и глубиннее их знания, тем разнообразнее и интереснее их работы. Поэтому роль самостоятельной деятельности детей в процессе лепки огромна, незаменима и неоценима.

 

 

 

2.      Вовлечение детей в самостоятельную художественную деятельность – лепку.


        Вне занятий происходит перенос способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.


         С первых самостоятельных занятий можно объединить ребят в небольшую подгруппу, дать им общее задание. Например, предложить вылепить угощение для кукол – торт, конфеты и как-либо их украсить – по желанию. Чтобы привлечь детей к подобным занятиям, воспитатель сам лепит вместе с ребятами, которые с интересом наблюдают, как в руках педагога получаются красивые предметы. Почти у каждого ребенка возникает желание сделать такое же красивое изделие.


       Детям можно предложить вылепить красивых птиц, предварительно рассказав о пернатых, затем расставить вылепленных птиц на зеленой бархатной бумаге, изображающей лужок. Работы детей можно на некоторое время поместить в интерьер, тем самым украсив группу.


      Дети старшей группы достаточно хорошо знакомы со способами лепки, умеют пользоваться стекой и ангобом, знают весь процесс изготовления поделки. Все это ведет к тому, что у ребенка возникает творческое настроение, под влиянием которого он может осуществить свои замыслы. Этот процесс необходимо развивать и стимулировать. Например, воспитатель ставит на стол силуэты березок, а около них фигурку, изображающую танцовщицу в русском сарафане и кокошнике. Дети, заинтересованные новой композицией, подходят и все вместе рассматривают предмет. «Очень жаль, - говорит педагог, - что у нас только одна скульптура, а то можно было бы устроить целый хоровод около березок». Так он подводит ребят к тому, что они сами могут вылепить танцующие фигуры и дополнить ими композицию.


        Своеобразной проблемной ситуацией для самостоятельной лепки может быть предстоящая игра в «магазин игрушек», когда дети делают фигурки для «продажи». Воспитатель вместе с детьми готовит полки для игрушек, вывеску, отбирает игрушки, предлагает дополнить ассортимент «магазина игрушек» вылепленными фигурками. Игрушка вручается покупателю, давшему полное описание покупаемой игрушки. Игра протекает по тем правилам, которые дети усвоили во время игры под руководством воспитателя. Иногда дети меняют правила игры, например, приходя «в магазин », с куклами покупают не одну игрушку, а больше, лишая того кто не сумел дать полного описания игрушки. Взрослый не должен мешать, детям совершенствовать правила игры, но следует оказать помощь при необходимости, если возникают конфликты.



         Почти все дети любят лепить посуду и в свободное от занятий время могут сделать множество разных сосудов, например чашки, сахарницы или вылепить сервиз для кукол. Можно создать проблемную ситуацию с приходом гостей к куклам. («У них же нет праздничного сервиза! Что делать?).

Для игры «в музей» или «выставку игрушек» нужно иметь наборы фигурок, подставку для их установки, входные билеты, указку, которая вручается экскурсоводу. Чаще всего дети сами устраивают такую выставку, если у них есть интерес к фигуркам.

Летом дети основное время проводят на воздухе. В игровой обстановке они могут создавать предметы под впечатлением увиденных растений и насекомых, но для этого нужно привить детям наблюдательность и создать условия для лепки на участке.

Во время наблюдений педагог привлекает внимание детей на красивую форму листьев, цветов, на жучков и бабочек и напоминает, что все это можно не только нарисовать, но и слепить. Все вместе вспоминают о том, как лепили глиняные пластины и украшали их орнаментами из листьев и цветов. Материалы для лепки, беседа с воспитателем помогают детям развернуть самостоятельную творческую работу. Увидев, что ребенок лепит бабочку или жука, воспитатель может спросить его: «А для чего ты лепишь бабочку? Наверное, ее можно будет повесить потом на стену как украшение?» Ребенок доволен: его работу увидят все, и он старается делать ее аккуратной и красивой.

Cамостоятельная художественная деятельность детей в процессе лепки