Единый сельскохозяйственный налог в СССР
Содержание
1. Единый сельскохозяйственный налог в период СССР.
2. Формирование
системы налогообложения в
Список
используемой литературы
1. Единый сельскохозяйственный налог в период СССР.
Переход к единому сельхозналогу был осуществлен Декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. "О едином сельскохозяйственном налоге". В соответствии с ним на 1923/24 гг. устанавливался единый сельскохозяйственный налог взамен налогов, уплачиваемых населением, нанимающимся сельским хозяйством, в частности: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, общегражданского налога. Единый сельскохозяйственный налог должен решительно покончить с множественностью обложения, беспечить соответствие тяжести обложения каждого хозяйства с размерами его доходов и достатком.
Исчисления налога
а) количество пашни и сенокоса,
б) количество едоков в хозяйстве,
в) количество взрослого рабочего и продуктивного скота,
г) урожайность хлебов и трав на десятину.
Система построения налога способствовала развитию технических отраслей сельского хозяйства и животноводства.
XIII Всероссийская партийная конференция рассматривая задачи экономического развития Советского государства, в том числе и в области налогообложения крестьянства сельскохозяйственным налогом, определило пути дальнейшего совершенствования налогообложения сельскохозяйственным налогом, в частности, полный переход к денежному обложению, широкий круг льгот для малоимущих хозяйств. Конкретные шаги реорганизации сельскохозяйственного налога были определены II съездом Совета Союза СССР.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 апреля 1924 г. утверждено "Положение о едином сельскохозяйственном налоге на 1924/25 гг". Единицей обложения являлась десятина пашни. Сенокосы и скот подлежали пересчитыванию в единицы обложения по установленным коэффициентам. Положением были предусмотрены различный уровень обложения хозяйств в разных местностях и установлено 40 различных таблиц ставок применительно к отдельным районам страны по принципу скользящей прогрессии. Значительные льготы были предоставлены хозяйствам с техническими культурами. Расширены были льготы и для малоимущих хозяйств. Коллективные хозяйства получили скидки при исчислении суммы налога в размере 25 % с исчисленной суммы налога. Сельскохозяйственный налог исчислялся в рублях и взимался деньгами, взимание налога полностью перешло введение Наркомфина. Для целей поддержки развития коллективных форм хозяйствования Декретом СНК О премировании по единому сельскохозяйственному налогу крестьянских обществ и других коллективов и кооперативов трудовых земледельцев была установлена сумма премирования сельскохозяйственных улучшении по РСФСР в размере 2.240 тыс. рублей.
На XIV конференции РКП(б) были
В связи с чем постановлением Президиума ЦИК СССР от 7 мая 1925 г. утверждено Положение о едином сельскохозяйственном налоге на 1925/26 гг. Объектом обложения выступали, как и прежде земельные участки. Проведена была дифференциация налоговых ставок, на каждую губернию устанавливались особая таблица ставок.
Новым положением была отменена система ежегодного установления разрядов и ставок обложения на основе оценки урожая и учета цен на сельскохозяйственную продукцию текущего года. Введены твердые ставки налога по губерниям и не подлежащие изменению сроки уплаты налога. Плательщики налога не подлежали обложению иными налогами, за исключением платежей по обязательному окладному страхованию. Положением устанавливался необлагаемый минимум, исчислявшийся в десятинах пашни в зависимости от обеспеченности хозяйств рабочими руками. Но распространялся он не на всю страну, а на отдельные губернии.
С ростом товарно-денежных
Важнейшим этапом проведения
изменений в налогообложении
деревни стало решение
Постановлением ВЦИК СССР от 25
апреля 1926 г. было утверждено Положение
"О едином
Объектом обложения являлся доход соответствующего хозяйства в денежной форме. Включались в объект обложения и доходы от неземледельческих заработков. Доход исчислялся в денежном выражении, с установлением нормативного метода исчисления по единой таблице ставок налога с дохода в зависимости от совокупного дохода и числа едоков в хозяйства. Шкала обложения была установлена по доходу на едока, однако с учетом особенностей, установлено было 3 шкалы обложения:
- для РСФСР - по доходу на едока,
-для УССР
- по доходу на хозяйство с учетом количества
едоков,
- для Узбекской и Туркменской ССР - по
доходу на хозяйства.
Были установлены необлагаемые
минимумы. Обложение колхозов
С ростом индустриального
В ознаменование 10-летия установления Советский власти 2-сессия ЦИК СССР 4 созыва приняла Манифест. В соответствие с ним предусматривалось освободить от сельскохозяйственного налога 10 % крестьянских хозяйств, сложить недоимки по налогу за предыдущие годы. На основании этого ЦИК и СНК принимают постановление от 21.10.1927 г., по которому полностью или частично освобождаются от налога маломощные крестьянские и коллективные хозяйства, по решению районных налоговых комиссий.
XV съездом Партии было принято решение на ограничение кулацких элементов в деревне и развитие коллективизации сельского хозяйства. Определено было также, что борьба с кулачеством наряду с другими мероприятиями и должна идти путем роста налогообложения кулацких хозяйств.
В соответствии с этим, в Положении
"О едином
С 1929 г. в развитии сельского
хозяйства произошли большие
перемены. В стране начался процесс
массового перехода крестьян
в коллективные хозяйства.
Изменения в порядке обложения
сельскохозяйственным налогом
В облагаемый доход включались
полностью все доходы от
Согласно новому Положению "О
едином сельхозналоге на 1930-31 гг.",
утвержденном Постановлением
Была установлена
В соответствии с
Постановлением ВЦИК и СНК от 9 января 1931 г. с единоличных хозяйств был взыскан единовременный сбор на хозяйственное и культурное строительство в сельских районах. 19 ноября 1932 г. ЦИК и СНК вводят для единоличных хозяйств единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства. Налог был в веден в целях изъятия части доходов единоличных хозяйств, не вошедших при обложении сельскохозяйственным налогом.
В соответствии с Положением,
утвержденным ЦИК и СНК 25 мая
1933 г., при обложении
Обложение производилось на
В дальнейшем обложение
На основании Постановления
Законом "О
Имелся большой перечень
В первый год войны Указом Президиума ВС СССР от 3 июля 1941 г. была введена стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу. С 1942 г. Указом Президиума ВС СССР от 29 декабря 1941 г. был установлен военный налог, которым облагалось все население страны, в связи с чем стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу была отменена.
Указом Президиума ВС СССР
от 3 июня 1943 г. были внесены изменения
в порядок обложения
Указами Президиума ВС СССР
от 13 июля 1948 г., 7 августа 1950 г. и
1 августа 1951 г. сельскохозяйственный
налог претерпел
Указом Президиума от 7 мая 1952
г. законодательство о
2. Формирование системы налогообложения в свободной экономической зоне Российской Федерации.
В Российской Федерации первые шаги по созданию территорий, на которых действовал особый режим ведения предпринимательской деятельности, были сделаны в начале и середине 1990-х гг. Предполагалось, что это будет стимулировать развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производство новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. Основными в то время являлись учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования "Ингушетия" в одноименной Республике и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позднее такие зоны были образованы и в ряде других регионов.
По сути, созданные в Российской
Федерации свободные
Таким образом, цели, поставленные при создании этих зон, не были достигнуты, вследствие чего зоны ликвидировали.
Во второй половине 1990-х гг. на
законодательном уровне были
учреждены особые
В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим порядок создания и функционирования ОЭЗ, является Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон об ОЭЗ). Ст. 40 этого Закона предусмотрено, что со дня вступления его в силу прекращается существование ранее созданных особых экономических зон и свободных экономических зон (за исключением ОЭЗ в Магаданской и Калининградской областях).
Анализируя предыдущий этап развития экономических зон, эксперты отмечали, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России, который отличается неопределенностью прав собственности, недоступностью или высокой ценой долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высоким налоговым бременем в секторах, производящих несырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятным для инноваций. Поэтому отдельными мерами по их поддержке обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах.
Данный вывод свидетельствует о том, что ошибки, допущенные на практике в ходе реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование прежних экономических зон, в определенной мере позволили ускорить переосмысление условий ведения промышленной политики страны. Стало очевидным, что эта политика не должна заключаться в простой раздаче бюджетных средств и поддержке неконкурентоспособных производств за счет протекционистских мер. Экономическая ситуация в России потребовала выработки иных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания ОЭЗ, основанных на конкретных задачах реформирования и развития и использующих накопленный мировой опыт.
Очевидно, что современная промышленная политика должна представлять собой комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности национальных компаний на внутреннем и внешнем рынках путем создания благоприятных условий для их динамичного развития и реализации их фактических и потенциальных конкурентных преимуществ.
Механизм ОЭЗ предполагает преференции
по трем ключевым для бизнеса направлениям:
налоговые и таможенные льготы, государственное
финансирование инфраструктуры, снижение
административных барьеров. Именно сочетание
этих факторов делает режим особой экономической
зоны привлекательным для инвесторов,
хотя каждый фактор в отдельности не так
уж велик.
Для реализации этих факторов
разрабатывался и принимался в 2005 г. указанный
Закон об ОЭЗ. Кроме этого законодательного
акта в настоящее время действуют следующие
Федеральные законы, регулирующие образование
и деятельность ОЭЗ в Российской Федерации:
- от 31 мая
1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической
зоне в Магаданской области";
- от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений
в некоторые законодательные акты в связи
с принятием Федерального закона "Об
особых экономических зонах в Российской
Федерации";
- от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
- от 17 мая 2007 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 23 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 288.1 и 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Рассмотрим кратко положения указанных нормативно-правовых актов с учетом их реализации на практике.
На территории России могут создаваться ОЭЗ следующих типов:
- промышленно-производственные;
- технико-внедренческие;
- туристско-рекреационные.
По мнению ряда специалистов, Закон об ОЭЗ действительно учитывает негативный опыт функционирования экономических зон начала 1990-х гг. Этим Законом не предусмотрено заключение индивидуальных соглашений, а установлены единые правила создания и функционирования зон. Иными словами, это закон прямого действия, не допускающий никакого торга вокруг механизмов и льгот. Тем более что зоны отбираются в результате конкурсов.
Сейчас идут работы в 13 ОЭЗ. Из них в двух промышленно-производственных зонах станет создаваться продукция высокой степени переработки. Четыре технико-внедренческие зоны будут организованы по типу наукоградов. Предусмотрено также создание семи зон туристско-рекреационного типа. Уже зарегистрировано 17 резидентов в технико-внедренческих и промышленно-производственных зонах.
В настоящее время разработано три стратегии по строительству и созданию ОЭЗ: короткая - до середины 2008 г., среднесрочная - до 2010 г. и долгосрочная - до 2012 г.
Некоторые эксперты также считают, что надо стремиться к тому, чтобы в зонах размещались прежде всего те производства, которые ориентированы на экспорт продукции или на производство продукции, не имеющей аналогов на территории России. Это было бы оптимально с точки зрения неискажения конкурентной среды на российском рынке.
Налогообложение в ОЭЗ.
Согласно ст. 36 Закона об ОЭЗ резиденты особых зон подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. На основе указанной нормы были внесены несколько изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Так, ст. 241 НК РФ дополнена таблицей льготных ставок единого социального налога для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ и производящих выплаты работающим на территории этой зоны физическим лицам. В отношении данной категории налогоплательщиков установлены ставки ЕСН только в федеральный бюджет, а именно при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года.
По налогу на прибыль организаций предусмотрены
следующие льготы.
Организации - резиденты промышленно-производственных
ОЭЗ вправе в отношении собственных основных
средств применять к основной норме амортизации
специальный коэффициент, но не выше 2
(ст. 259 НК РФ).
Кроме этого во всех ОЭЗ налогоплательщики могут экономить на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские работы. В отличие от обычных плательщиков, для которых стоимость исследования равномерно включается в состав прочих расходов в течение года (ст. 262 НК РФ), зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ организации стоимость таких исследований включают в расходы в полном размере в период их осуществления. Это правило касается не только резидентов ОЭЗ, но и всех организаций, зарегистрированных и ведущих деятельность в пределах ОЭЗ.

- Единый сельскохозяйственный налог и практика его применения
- Единый сельскохозяйственный налог: налогоплательщики, порядок и условия перехода на уплату единого налога; элементы налогообложения
- Единый сельхоз налог
- Единый социалистический учет
- Единый социальный налог
- Единый социальный налог
- Единый социальный налог
- Единый сельскохозяйственный налог
- Единый сельскохозяйственный налог
- Единый сельскохозяйственный налог
- Единый сельскохозяйственный налог
- Единый сельскохозяйственный налог
- Единый сельскохозяйственный налог
- Единый сельскохозяйственный налог