PEST – анализ
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Костромской
государственный
университет им. Н.А.
Некрасова
Институт
экономики
Контрольная
работа
По дисциплине: «Стратегический менеджмент»
Тема: «PEST – анализ»
Введение
Любая
организация находится и
Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния. Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: профсоюзы, правительство, экономические условия. Актуальность данной работы определяется тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимо определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь. Руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Анализ внешней среды предприятия
Анализ
внешней среды представляет собой
процесс, посредством которого разработчики
стратегического плана
Для анализа факторов внешней среды можно использовать PEST – анализ. PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. В работе рассмотрено влияние факторов внешней среды на СК «Согласие» с помощью PEST – анализа.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;
- макросреду,
влияющую на предприятие и его микросреду.
Она включает природную, демографическую,
научно-техническую, экономическую экологическую,
политическую и международную среду.
Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)
Внешняя
среда организации прямого
Среду
прямого воздействия еще
- поставщики (сырье, материалы, финансы) ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;
- государственные органы (организация обязана соблюдать требования органов государственного регулирования, то есть принудительного выполнения законов в сферах компетенции этих органов);
- потребители (согласно точки зрения П. Друкера цель организации - создать потребителя, поскольку ее существование и выживание зависит от способности находить потребителя, результатов своей деятельности и удовлетворять его запросу);
- конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремление обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке;
- трудовые
ресурсы - часть населения страны, располагающая
совокупностью физических и духовных
способностей, необходимых для участия
в процессе труда.
Таблица 1. Качественный анализ факторов среды прямого воздействия СК «Согласие».
Факторы | Возможности | Угрозы |
Поставщики | |
|
Конкуренты |
|
|
Потребители | 1.Постоянный
спрос на страховые услуги.
2.Расширенный ассортимент страховых услуг. |
|
- Новые конкуренты. СК «Согласие» является наиболее крупным реализаторам страховых услуг на рынке Костромы по ассортименту, гибкости скидок и обслуживания, ценам и имиджу фирмы. Угроза проникновения на рынок новых конкурентов СК практически не грозит, так как компания уже прочно завоевала потребительские позиции.
- Угроза замены. Товаров - заменителей нет.
- Давление потребителей. Давление потребителей может оказывать влияния на деятельность СК «Согласие», хотя ассортимент услуг очень высок, конкурентоспособен, но все же в Костроме есть СК конкуренты.
- Давление поставщиков. В старховой отрасли поставщиков в принципе не существует. Однако со стороны поставщиков можно выделить деятельность перестараховочных компаний, которые способны влиять на конкурентоспособноть конечного продукта страховой компании – тариф – посредством определения своих тарифов на перестрахование того или иного риска.
- Из существующих страховых компаний СК «Согласие» является одной из самых крупной и самых долговременных в Костроме. Основными конкурентами СК «Согласие» по предоставлению страховых услуг ясвляются СК «Росгосстрах», «Ингосстрах».
Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)
Внешняя среда организации косвенного воздействия – это политические факторы, факторы демографического, природного, научно-технического характера, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события и другие факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них.
Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.
Поскольку на среду работы предприятия напрямую влияют политические факторы, то в результате анализа определяются факторы влияния политической ситуации на деловую активность, инвестиционный климат, стабильность и перспективы развития.
Экономический фактор изучается как основной для определения инвестиционных перспектив и перспектив развития рынков, покупательной способности и т.д. Также изучается распределение экономических ресурсов в масштабе государства.
Социальный фактор определяет динамику потребительских предпочтений, распределение и структуру социальных групп населения, возрастную и гендерную структуру.
Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Анализ внешней среды косвенного воздействия в СК «Согласие» осуществляется с помощью PEST – анализа. Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю ситуацию, складывающуюся в сфере страховой деятельности.
При выборе PEST – анализа критерием выступает приоритетность учета тех или иных групп факторов макросреды с точки зрения силы возможного воздействия и стабильности факторов для мониторинга.
Таким образом, PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления: политических, экономических, социальных, технологических факторов в СК «Согласие», которые представлены в таблице 2.
Важным
при проведении PEST – анализа является
требование системности стратегического
анализ каждой из четырех указанных компонент,
так как все эти компоненты тесным и сложным
образом взаимосвязаны
Таблица
2. Анализ внешней среды косвенного
воздействия на СК «Согласие»
Вероятность | Угрозы /
возможности Влиие |
О Реагирование тветная реакция | |
П О Л И Т И К А | |||
|
Высокая, 1-2 года |
Угроза захвата рынка иностранными компаниями | Опередить возможных конкурентов |
|
Высокая, 2-3 года |
Угроза захвата рынка иностранными компаниями | Опередить, но в случае необходимости - предложить сотрудничество |
|
Высокая, 2-3 года |
Оздоровление рынка | Благоприятная
возможность для большой |
|
Высокая, 1-3 года |
- Существенный
рост рынка ОС на несколько
миллиардов долларов
- Защита от иностранных компаний |
Благоприятная возможность - выход на рынок и захват доли рынка |
Э К О Н О М И К А | |||
|
Высокая, 3-5 лет |
- Высокая экономическая
активность способствует развитию страхования.
- Поступательный рост спроса на оказываемые услуги. |
Благоприятная возможность для развития |
|
Высокая, 5-10 лет |
Рост конкурентной составляющей дает реальные возможности для развития компании | Благоприятная возможность для развития |
|
Высокая, 2-5 лет |
Рост в несколько раз | Благоприятная возможность - выход на рынок и захват доли рынка |
|
Высокая, 1-2 года |
Грядет передел рынка. | Мало перспектив |
|
Высокая | Мировая тенденция | Для выживания нужен экспансивный рост |
|
Высокая,
1-2 года. |
- Процентные ставки
и кредитно-денежная политика.
-Данный фактор является существенным и наиболее неопределенным для оценки рисков. |
|
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ | |||
|
Средне-высокая 5-10 лет |
Быстро развивается | Разные формы
страхования жизни будут |
|
Средне-высокая 5-10 лет |
Рост интереса к добровольному страхованию | Благоприятная возможность для развития розничного страхования. |
|
Средне-высокая 5-10 лет |
Рост интереса к добровольному страхованию | Благоприятная возможность для развития розничного имущественного страхования. |
|
Высокая,
5-10 лет |
Нехватка молодых квалифицированных рабочих. | Рост числа квалифицированных специалистов вследствие повышенного внимания молодёжи к образованию. |
Т Е Х Н О Л О Г И И | |||
|
Средне-высокая 5-10 лет |
Снижение цен | Благоприятная возможность для развития розничного страхования. |
|
Средне-высокая 5-10 лет |
Расширение клиентской базы | Благоприятная возможность для развития розничного имущественного страхования. |
Как видно из приведенной таблицы, факторы внешней среды косвенного воздействия оказывают отрицательно и положительное влияние на деятельность СК «Согласие».
- При этом наибольшее положительное влияние имеют следующие факторы:
- высокая экономическая активность, особенно учитывая высокую деловую активность ;
- высокая культура населения;
- размеры и темпы изменения размеров рынка;
- размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами компании;
- общий уровень экономического развития;
- масштабы правительственной поддержки отрасли.
- Наибольшее отрицательное влияние оказывают факторы:
- уровень развития конкурентных отношений;
- система налогообложения и качество экономического законодательства;
- общая конъюнктура национального рынка.
- Вступление России в ВТО. Необходимо использовать преимущество «первого хода» в преддверии вероятного захвата рынка крупным зарубежными операторами после вступления России в ВТО. Для этого успеть не только захватить, но и закрепиться на новых рынках.
- Инвестиции в имидж, в бренд: создание лояльности целевых клиентов
- Необходимо обеспечить системный доступ к крупнейшим интересующим клиентским сегментам
- Накапливать информацию о рынке и потребителях выбранных сегментов
- Договориться о „правилах игры" с органами власти в интересующих регионах
- Приоритет долгосрочным договорам
- Одним из наиболее привлекательных направлений в СК «Согласие»
можно считать страхование имущества, так как это ближе всего по профилю деятельности, большой накопленный опыт, высокая компетентность именно в этой сфере. То есть при прочих равных (в смысле доходности и прочих рыночных параметров) приоритет.
- По мере „созревания" российский рынок страхования постепенно приближается к стадии развития, характерной для рынков Польши, Чехии и Венгрии 4-5 лет назад. Эпоха становления рынка постепенно сменяется эпохой конкуренции за потребителя.
- Для занятия лидерских позиций СК «Согласие» должна инвестировать в привлечение и обучение лучших профессионалов отрасли, отстройку бизнес-процессов, строительство масштабной системы дистрибуции и формирование сильного брэнда.
- В перспективе рентабельность будет падать, поэтому оптимальна стратегия экспансивного роста СК за счет покупки местных страховых компаний.
- Учитывая вышесказанное основной проблемой будет соблюдение разумного баланса между поиском альянса с крупным оператором с одной стороны (в случае нехватки собственных средств) и приобретением небольших местных компаний с их структурой управления и клиентурой.
- Развитие информационных технологий и все большая их доступность предполагают неизбежное усложнение процессов их эффективного применения. Соответственно, появление спроса на специалистов, способных организовать эффективное их использование в рамках действующего бизнеса. В сочетании с факторами, которые были описаны ранее, данная тенденция имеет долгосрочный тренд и является благоприятной
- Общая тенденция на сегодня такова, что будет развиваться сектор конкурентного страхования и сокращаться сектор «оптимизационных» схем. Учитывая, что большая часть рынка находится «в тени» - «налоговое» страхование.
Заключение
Анализ
среды — это очень важный для
выработки стратегии СК «Согласие»
и очень сложный процесс, требующий внимательного
отслеживания происходящих в среде процессов,
оценки факторов и установления связи
между факторами и теми сильными и слабыми
сторонами организации, а также возможностями
и угрозами, которые заключены во внешней
среде. Очевидно, что, не зная среды, СК
не сможет существовать. Однако она не
плывет в окружении как лодка, не имеющая
руля, весел или паруса. СК «Согласие»
изучает среду, чтобы обеспечить себе
успешное продвижение к своим целям, вырабатывает
стратегию взаимодействия с элементами
внешней среды, обеспечивающую ей наиболее
комфортное сосуществование. В данном
случае уместно привести слова знаменитого
Демокрита «Глубокая вода полезна во многих
отношениях, но, с другой стороны, она вредна,
так как есть опасность утонуть в ней.
Вместе с тем найдено средство — обучение
плаванию».
Список литературы
- Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, Таганрог, 2003
- Герчикова И.Н. Менеджмент, М: ЮНИТИ, 1994
- Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций. Таганрог, 1997
- Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие, С-Пб: Специальная литература, 1995
- http://www.fbm.su/uslugi/pest-
analiz - http://izago.ru/
- http://fsecrets.ru/
- PEST-анализ внешней среды
- PEST-анализ ИП "Книжный магазин"
- Pest-анализ компании "Аэрофлот"
- PEST- анализ, краткая характеристика
- PEST-анализ на примере «Хендэ Мотор СНГ»
- Pest и swot анализ предприятия
- "Pest -факторы" внешней среды
- Past Simple - простое прошедшее время
- PDH және SDH технологиялары
- PDM И PLM система
- Perishible diplomas
- Persona Grata: Дмитро Видрін
- Persönlichkeit & rolle
- Persönlichkeit & rolle