PEST- анализ, краткая характеристика
PEST- анализ, краткая характеристика.
Анализ макроокружения включает в себя анализ глобального окружения (Pest анализ) и отраслевой анализ.
Ближнее окружение оказывает непосредственное воздействие на системы, а дальнее - опосредованное.
Дальняя внешняя среда (или макроокружение) является частью внешней среды, но частью универсальной – общей для всех организаций. Но реакция каждой конкретной организации на воздействие макроокружения специфическая, она отражает особенность каждой организации и ту конкретную ситуацию, в которой та находится.
Макроокружение организации как система включает следующие подсистемы: политику, экономику, общество, технологию, институты, природно-географические подсистемы и т. д.
Для исследования макроокружения чаще всего проводится PEST-анализ. Аббревиатура PEST представляет собой сочетание первых букв четырех английских слов: Policy– политика, Economy – экономика, Society – социум (общество), Technology – технология[2, с.76].
PEST-анализ основан на составлении перечня возможных воздействий по следующим направлениям (рис. 1):
- политические факторы (Р): какие возможности и угрозы для бизнеса создает динамика политической ситуации; каковы главные тенденции, которые могут повлиять на деятельность компании?
- Состояние экономики (Е): каковы наиболее существенные ожидаемые события в экономике и как влияет экономическая ситуация на перспективы бизнеса?
- Социально-культурные особенности (S): в чем особенности социального, демографического, культурного свойства, которые должны учитываться в работе?
- Научно-техническая среда (Т): в какой степени бизнес зависит от нововведений и изменений; насколько динамичны темпы научно-технического прогресса в отрасли; какова доля НИОКР в деятельности предприятия?
Рис. 1 Составляющие PEST – анализа [1,с. 28].
Все указанные компоненты внешней среды взаимосвязаны, поэтому их воздействия на организацию должен быть скорректирован с учетом того, что изменение одного из факторов может как создать возможности для организации, так и нести новые гурозы. Приоритетность данных факторов для каждой организации имеет свою специфику.
В качестве ближней внешней
среды анализируется
Структурная схема анализа
внешней среды организации
Таблица 1 Структура параметров ближней внешней среды
Анализ влияния параметров ближней внешней среды | |||
Поставщики |
Потребители |
Конкурентная позиция |
Местное сообщество |
|
|
|
|
Таблица 2 Структура параметров дальней внешней среды
Анализ влияния параметров дальней внешней среды | |||
Политические |
Экономические |
Социокультурные |
Технологические |
|
|
|
|
PEST – анализ можно проводить как на качественном, так и на количественном уровне [5].
Общая схема проведения PEST – анализа:
- Разрабатывается перечень факторов макроокружения, имеющих высокую вероятность реализации воздействия.
- Оценивается значимость каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса.
- Дается оценка степени влияния (как положительного, так и негативного) каждого фактора на стратегию предприятия.
- Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия, и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данной компании
Суммарная оценка указывает на степень готовности компании реагировать на текущие и прогнозируемые факторы макроокружения.
При количественном варианте оценки следует учитывать, что:
- весовой коэффициент должен отражать степень вероятности наступления события;
- количественная оценка влияния фактора должна принимать как отрицательное, так и положительное значение;
- итоговая оценка дает информацию о том, в какой степени компания зависит от макросреды, однако помимо получения суммарной оценки необходимо проанализировать вклад каждого фактора в получении значения, а также оценить взаимодействие факторов[1, с. 29].
Практическое задание
Данный PEST – анализ разработан на примере компании предоставляющей телекоммуникационные услуги населению России ОАО «Ростелеком».
Статус организации
Открытое акционерное общество «Ростелеком» - российская телекоммуникационная компания.
Полное наименование - Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком». Штаб-квартира - в Москве. Юридически компания с 2006 года зарегистрирована в Санкт-Петербурге.
В 2000 году к «Ростелекому» присоединено ОАО «Междугородный и международный телефон» (ныне Столичный филиал «Ростелекома»). В июне 2006 года «Ростелеком» приобрёл оператора IP-телефонии «Зебра Телеком» у компании Starford Investment, зарегистрированной на Кипре. В конце августа 2008 года «Ростелеком» приобрел 68,41 % голосующих акций Интернет-провайдера РТК. РУ, увеличив свою долю до 99,5 %. 4 февраля 2011 года «Ростелеком», ОАО «Уралсвязьинформ» и ОАО «Северо-Западный Телеком» закрыли сделку по приобретению 71,8 % акций ОАО «Национальные телекоммуникации», владеющего «НКС». 21,8 % акций приобрел «Ростелеком», по 25 % акций - ОАО «Уралсвязьинформ» и ОАО «Северо-Западный Телеком».
В марте 2012 года «Ростелеком» завершил консолидацию 100 % акций «Национальных телекоммуникаций». В июле 2012 года «Ростелеком» консолидировал 100 % акций российского оператора сотовой связи Sky Link.
Присоединение межрегиональных компаний связи.
Макрорегиональный филиал «Урал» национальной телекоммуникационной компании «Ростелеком» («Ростелеком–Урал») был создан на базе ОАО «Уралсвязьинформ» после его присоединения к ОАО «Ростелеком» в апреле 2011 года.
«Ростелеком–Урал» осуществляет свою деятельность в Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Пермском крае, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе. Общая площадь территории этих регионов составляет более 1,9 млн. кв. км. Здесь проживают около 15 млн. человек (около 10% населения России). В Уральском регионе сосредоточена пятая часть всего промышленного производства страны, здесь расположены основные месторождения нефти и газа.
Основой телекоммуникационного
бизнеса макрорегионального филиала
является собственная
В зоне ответственности «Ростелеком–
«Ростелеком–Урал» предлагает
своим абонентам полный комплекс
современных
Предметом деятельности являются: предоставляет услуги местной и дальней телефонной связи, широкополосного доступа в Интернет (первое место в России по количеству абонентов в 2011 году), цифрового телевидения (второе место в России по количеству абонентов в 2011 году), сотовой связи и др. По данным компании, её услугами пользуются более 100 млн. жителей России.
«Ростелеком» выступает исполнителем мероприятий различных государственных программ в области информационных технологий: создание и развитие инфраструктуры электронного правительства (включая интернет-портал Gosuslugi.ru), телекоммуникационное обеспечение избирательного процесса (функционирование ГАС «Выборы», организация системы видеонаблюдения за выборами). Обладает крупнейшей магистральной сетью связи в стране общей протяженностью около 500 тысяч км.
Тюменский филиал ОАО «Ростелеком» осуществляет деятельность на территории Тюменской области, общая площадь которой 1,4 тысяч кв. км, с населением более 3,4 млн. жителей.
Филиал предоставляет
следующие услуги: городскую и
сельскую телефонную связь; доступ в
интернет коммутируемым и выделенным
способом, в том числе и по технологии
оптического доступа; связь стандарта
GSM 900/1800; видеосвязь; доступ к сети общего
пользования посредством
Тюменский филиал уделяет
большое внимание созданию технической
базы, необходимой для решения
государственных задач
Также Тюменский филиал участвует в приоритетных национальных проектах – «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье», в совместном с Администрацией области проекте «Расширяя горизонты».
Таблица 4 PEST – анализ ОАО «Ростелеком»
Политика |
Р(0,21) |
Экономика |
Е (0,32) |
|
4
5
4 3
4 |
|
4 3
2
3
2 |
Социум (0,28) |
S (0,28) |
Технологии |
Т (0,19) |
|
3
3
3
4 |
|
4
3
4 |
Посчитаем суммарное воздействие факторов внешнего окружения с учетом веса.
Р=17*0,21=3,57 Е=14*0,32=4,48
S=13*0,28=3,64 Т=11*0,19=2,09
Как показывают маркетинговые исследования, технологические факторы благоприятствуют развитию бизнеса российских компаний. Наибольшую угрозу для ОАО «Ростелеком» представляют экономические факторы.
Список литературы
- Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2006.
- Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.
- Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2004. - 239 с.
- Рекламное дело: конспект лекций / Д.А. Шевчук. - Ростов н/ Д.: Феникс, 2007.
- PEST-анализ на примере «Хендэ Мотор СНГ»
- Pest и swot анализ предприятия
- "Pest -факторы" внешней среды
- Peфepeндум в Poccийcкoй Фeдepaции: пoнятиe и виды
- Pflege der Katze
- Photoshop туралы жалпы мәлімет
- Physical geography of Great Britain
- Persona Grata: Дмитро Видрін
- Persönlichkeit & rolle
- Persönlichkeit & rolle
- PEST – анализ
- PEST-анализ внешней среды
- PEST-анализ ИП "Книжный магазин"
- Pest-анализ компании "Аэрофлот"