7 чудес света

 
 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

“СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ” 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему: “Семь чудес света” 
 

                        

                    

                                                                                                           
 
 

                                               
 

                                                          Красноярск,2010г 

                                                СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение …………………………………………………………………3стр.
    2. Семь чудес света

1. Египетские  пирамиды в Гизе ……………………………………....4-5 стр.

2. Висячие сады  Семирамиды в Вавилоне …………………………..6-7 стр.

3. Храм Артемиды  в Эфесе …………………………………………...8 стр.

4. Статуя Зевса  в Олимпии …………………………………………...9 стр.

5. Мавзолей в  Галикарнасе ……………………………………….......10 стр.

6. Колосс Родосский  ………………………………………………......11 стр.

7. Александрийский маяк …………………………………………….12 стр.

III. Новый список чудес света………………………………………13стр.

IV. Семь чудес России………………………………………………..14-17 стр.

V. Заключение ………………………………………………………..18 стр.

VI. Список используемой литературы………………………………...19 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Введение

Цели реферата: Описать “семь чудес света”  и рассказать о них. Какие из «чудес света» сохранились в современном мире?

Задачи реферата: Почему число семь считалось особым? Кто составил перечень чудес света? Какие архитектурные сооружения входят в новый список “чудес света”? Какие семь чудес существует в России?

Чудес было семь: Великая пирамида в Гизе, Висячие сады Вавилона, Храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк. 

Число их определялось магией цифры семь, ограниченными возможностями человеческой памяти, пределами античного мира и, главное, устойчивостью традиций. Когда примерно в третьем веке до нашей эры кто - то провозгласил именно это семицветие эталоном чудес, часть человечества, обитающая вокруг Средиземного моря, подчинилось авторитету, и лишь некоторые местные патриоты, нет оспаривая самого принципа, старались внести поправки в частности.

У многих народов  мира число семь считалось особым. В Египетской и Вавилонской философии  и астрономии оно рассматривалось, как сумма двух ”жизненных чисел” три и четыре: три человека –  отец, мать и ребенок – составляют основу жизни, а четыре – число стран света и направлений ветра, откуда приходит дождь, живительная влага, которая делает землю плодоносящей.

Перечень семи чудес света был составлен  Антипатром в I веке до нашей эры. Многие архитектурные сооружения разных времён и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: “Это одно из семи чудес света”, отдавая дань уважения, прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: “Это восьмое чудо света”, как бы намекая на возможность примкнуть к великолепной семёрке.

Через тысячу лет  после падения Рима, когда вновь  у людей возродился интерес к  происходящему за пределами их маленького мирка, о чудесах света вспоминали, и сила античного авторитета была такова, что упомянутые семь чудес воспринимали уже как незыблемое целое.

 До  наших  дней дожило  лишь  одно из чудес,  как ни парадоксально, самое древнее - Великая пирамида в Гизе. 
 
 
 
 
 
 
 

II. Семь чудес света

1. Египетские пирамиды в Гизе

Все на свете  боится времени, а время боится пирамид. Это единственное чудо света, сохранившееся по сей день, и не требующее описания ранними историками и поэтами.

Пирамиды - неподвластны времени и самые загадочные и таинственные из того, что осталось нам от предков. Они возвышаются среди горячих песков Ливийской пустыни и тянутся от современного Каира (в городе Гиза, Некрополисе древнего Мемфиса в Египте) до Фаюмского канала.

Вопреки общему убеждению, только Пирамида Хеопса, а  не все три Великих Пирамиды, находится в «перечне» Чудес Света. Но всемирно известны и остальные пирамиды фараонов (Хеопса, Хефрена и Микерина). Это их греческие имена, настоящие же египетские соответственно - Хуфу, Хафра и Менкаура. Сложные чувства охватывают путника при виде Великих пирамид. Они кажутся гигантскими кристаллами, выросшими из окружающего их серовато-желтого песка. Четко вырисовываются они на фоне бледного неба и безжизненной, бесконечной пустыни. И, кажется, что они стояли здесь всегда... По подсчету Наполеона, каменных блоков трех пирамид Гизэ хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в три метра и толщиной в 30 сантиметров.

Из всех чудес  света они самые древние. В  отличие от других чудес, сохранились  до наших дней. Самая первая из пирамид была построена в XXV веке до н. э. для фараона Джосера. Строительство ее осуществлялось под руководством зодчего Имхотепа. Усыпальница имеет ступенчатую форму. Создание пирамид требовало огромного труда сотни тысяч людей

Возведение пирамиды, в котором уже греки и римляне видели памятник невиданной гордыни царей и жестокости, обрекшей весь народ Египта на бессмысленное строительство, было важнейшим культовым деянием и должно было выражать, по всей видимости, мистическое тождество страны и ее правителя. Население страны работало на строительстве гробницы в свободную от сельскохозяйственных работ часть года. Ряд текстов свидетельствует о том внимании и заботе, которые сами цари (правда, более позднего времени) уделяли возведению своей гробницы и ее строителям. Известно также об особых культовых почестях, которые оказывались самой пирамиде. 
 
Пирамиды выстроены на левом — западном берегу Нила (Запад — царство мертвых) и возвышались над всем городом мертвых — бесчисленными гробницами, пирамидами, храмами. 
Великие пирамиды были окружены рядом небольших усыпальниц жен фараонов и их приближенных. В такие комплексы обязательно входили святилища Верхнего и Нижнего Египта, большие дворы для проведения праздника хеб-су, заупокойные храмы, служители которых должны были поддерживать культ умершего царя. Пространство вокруг пирамиды, окруженное стелами, посредством длинного крытого перехода соединялось с храмом на берегу Нила, где встречали тело Фараона и начинались погребальные церемонии.

Постепенно, тайна  возведения пирамид раскрылась. Теперь полагают, что пирамиды строились так. На правом берегу Нила вблизи Мемфиса тысячи людей были заняты добычей белого тонкозернистого известняка. В скале обозначались границы будущего блока, затем по этим границам выдалбливали глубокую канаву, а в неё забивали клин из сухого дерева, который обливали водой. Дерево набухало, увеличивалось в объемах, трещина расширялась и монолит отделялся от стен.

Все пирамиды точно сориентированы по странам света, что свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний древних египтян, расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен. 
 
Замечательной инженерной находкой древних зодчих и строителей было сооружение в толще каменной кладки над погребальной камерой пяти разгрузочных камер, с помощью которых удалось снять и равномерно распределить колоссальную нагрузку на ее перекрытия. Помимо камер в пирамиде есть и другие пустоты — коридоры, проходы и галереи, входы в которые были тщательно замурованы и замаскированы. Тем не менее захоронения в пирамидах были разграблены, видимо, довольно скоро после погребения фараонов. Воры хорошо знали все ловушки, так что они, скорее всего, были связаны либо со строителями, либо со жрецами, осуществлявшими захоронения. 
Сооружения в Эль-Гизе своей грандиозностью и видимой бесполезностью поражали воображение уже в древности, что лучше всего передает арабская пословица: «Все на свете боится времени, но время боится пирамид».

Пирамиды - самое знаменитое архитектурное сооружение в мире. С инженерной же точки зрения, это примитивные постройки, горы, сложенные людьми, однако цель была достигнута - пирамиды стали вечными монументами, пережившими тысячелетия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Висячие сады Семирамиды  в Вавилоне

Первые упоминания о чудесных садах сохранились  в «Истории» Геродота, вероятно, посетившего Вавилон и оставившего нам самое полное его описание. В 90 километрах от Багдада находятся развалины Вавилона. Хотя древний город давно перестал существовать, о его былой грандиозности свидетельствуют развалины, которые можно увидеть и сегодня.

В VII в. До н.э  Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца, сады, ставшие легендой.

Создание знаменитых садов легенда связывает с именем Семирамиды, царицы Ассирии, по крайней мере, об этом же рассказывают Диодор и другие греческие историки.

Семирамида - Шаммурамат - историческое лицо, но жизнь ее легендарна. По преданию, дочь богини Деркето Семирамида росла в пустыне, в стае голубей. Потом ее увидели пастухи и отдали смотрителю царских стад Симмасу, который воспитал ее как родную дочь. Царский воевода Оанн увидел девушку и женился на ней. Семирамида была удивительно красива, умна и отважна. Она очаровала царя, который отнял ее у воеводы. Оанн лишил себя жизни, а Семирамида стала царицей. После смерти мужа она стала наследницей престола, хотя у них был сын Ниний. Тогда-то и проявились ее способности в мирном управлении государством. Она построила царский город Вавилов с мощными стенами и башнями, с великолепным мостом через Евфрат и удивительным храмом Бэлу. При ней была проложена удобная дорога через семь гряд Зг-росской цепи в Лидию, где она тоже построила столицу Экбатану с прекрасным царским дворцом, а воду к столице провела через туннель из далеких горных озер. Двор Семирамиды блистал великолепием. Пинию наскучила бесславная жизнь, и он организовал против матери заговор. Царица добровольно передала сыну власть, а сама, превратившись в голубку, улетела из дворца со стаей голубей. С этого времени ассирийцы стали почитать ее богиней, а голубь стал для них священной птицей.

Однако знаменитые «висячие сады» были разбиты не Семирамидой  и даже не во времена ее царствования, а позже, в честь другой, увы, не легендарной женщины. Они были построены по приказу Навуходоносора для любимой жены Амитис - мидийской царевны, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зеленым холмам Мидии. Этот царь, уничтожавший город за городам и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Он превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя беспримерной, даже в те времена, роскошью.

Свой дворец Навуходоносор построил на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырехъярусного сооружения. На насыпных террасах, покоящихся на сводах, были разбиты висячие сады. Своды поддерживали мощные высокие колонны, расположенные внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение. В их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом. Еще выше - свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологами лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигала 50 локтей (27,75 м) и давала достаточно света для растений.

В повозках, запряженных  быками, в Вавилон привозили деревья, завернутые в мокрую рогожу, семена редких растений, трав и кустов. Постепенно разрослись удивительные сады и распустились прекрасные цвета. Для орошения зелени, день и ночь сотни рабов подавали в кожаных мешках воду из Евфрата.

Великолепные  сады с редкими деревьями, красивыми  душистыми цистами и прохладой  в знойной Вавилонии были поистине чудом света. В июне 323 г. до н. э. в покоях нижнего яруса этих садов провел свои последние дни Александр Македонский.

Висячие сады были разрушены постоянными наводнениями Евфрага, который по время паводка  поднимается на З-4 метра. Древний  Вавилон давно перестал существовать, но легенда о неповторимых садах города живет и сегодня.

Возможно, с оглядкой на «отца истории» висячие сады в эллинистическую эпоху помещались в список самых великих и прославленных сооружений. 
После запустения Вавилона (наследники Александра уже не возвращались в эту столицу своего великого предшественника) наводнение разрушило стены дворца, вода размягчила плохо обожженную глину, осели террасы, рухнули своды и опорные колонны. Единственный след когда-то грандиозного памятника инженерной мысли в настоящее время — открытая благодаря раскопкам Роберта Кольдевея в 1898 сеть пересекающихся траншей близ иракского г. Хилле (в 90 км от Багдада), в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки. Древний Вавилон давно перестал существовать, но имя живет его до сих пор.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Храм Артемиды  в Эфесе

Античный поэт Антипатр Сидонский, увидев храм Артемиды, воскликнул :” Все остальное померкло пред ним”.Этот великолепный храм был выстроен в честь Греческой богини охоты и дикой природы Артемиды.

 Храм АртемидыМ (Артемисион), один из самых прославленных и почитаемых центров паломничества античного мир с эпохи эллинизма традиционно включается в список Семи чудес света. 
Храм располагался в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции. Хотя основание храма относится к седьмому столетию до нашей эры, само здание было построено в 550 г. до н.э. Строительство было субсидировано королем Лидианом Кросусом, а проект был разработан греческим архитектором Персифоном. Здание было украшено бронзовыми статуями, сотворёнными такими скульпторами, как Фидий, Поликлетис, Кресилус и Фрадмон. Храм служил в качестве рынка и религиозного учреждения. Довольно долго святилище посещалось торговцами, туристами, ремесленники, и королями, которые приносили дары богине.

В ночь 21 июля 356 до н.э., человек по имени Герострат, обуреваемый честолюбивой идеей  любой ценой увековечить свое имя, поджег святыню малоазиатских  городов. Римский историк Плутарх  писал позже по этому поводу: «Богиня  была слишком занята заботой о рождении Александра Македонского, чтобы спасти храм».

Храм сильно пострадал; обгорели деревянные конструкции, треснули балки перекрытий и колонны. Под рухнувшими колоннами и мраморными статуями, превратившимися в известь, эфесцы обнаружили почти целую статую Артемиды. Он восприняли это,как чудо, как волю богов, выстроили на этом месте новый храм, еще более высокмий и красивый. Эфесский архитектор Херократ, которому было поручено строительство храма приказар разровнять груду развалин, так был образован новый фундамент на два метра выше прежднего. Жители Эфеса решили восстановить храм и для его реставрации собрали свои сбережения, и драгоценности. Их поддержали жители других городов Малой Азии. А. Македонский предложил оплатить прошлые и будущие расходы по реконструкции храма, но при условии, что в храме высекут надпись, воздающую должное его заслугам. Эфесцы мотивировали свой отказ тем, что «богу» не подобает воздвигать храмы другим богам.

 На месте  127 колонн поднялись 127 новых колонн. Отличие заключалось в том, что старый храм имел дервянную крышу, а новый массивную каменную, чтобы случай сожжения не повторился. Изнутри храм был облицован мраморными плитами. В главном зале стояла статуя Артемиды высотой 15 метров, покрытая золотыми украшениями и драгоценностями. В художественном оформлении приняли участие выдающиеся греческие ваятели и живописцы. Рельеф для алтаря возле храма вырезал знаменитый афинский скульптор Пракситель, рельеф на одной из колонн - другой знаменитый скульптор Скопас. Слухи о несравненной красоте, стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храма распространились по всему античному миру. Не удивительно, что храм Артемиды в Эфесе стал одним из чудес света.

В 263 ворвавшиеся  в Малую Азию готы, слышавшие о  несметных богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище; следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в Римской империи в 391 при Феодосии I Великом. Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом Дж. Т. Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее (Лондон). 

4. Статуя Зевса в  Олимпии

Древнегреческий город Олимпия, расположенный в  северо-западной части Пелопоннеса, являлся религиозным центром, где  поклонялись верховному богу Зевсу, и местом проведения посвященных ему Олимпийских игр. Это был величайший культурный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии сложился в основном в VII-IV вв, до н. э. Здесь были возведены великолепные храмы богов, в одном из которых и находилось одно из семи чудес света - огромная и прекрасная статуя Зевса.

ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО СТАТУЯ, прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия; одно из Семи чудес света. Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища — храме Зевса, в священной роще Альтисе. 
 
На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал представить верховного бога, мастер ответил: «...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»:

Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями: 
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида 
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный». 
 
Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике: открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала около 17 м в высоту. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона покрывали рисунки Панэна, его ножки — изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами. 
 
Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества.

 
Впоследствии статуя Зевса была перевезена в Константинополь во дворец императора Феодосия II. В V в. дворец сгорел, а с ним языки пламени  уничтожили и гениальное творение Фидия. Статуя Зевса исчезла.

Примерно в 470 году до Рождества Христова в Греции был брошен клич, обращенный ко всем, будь то богатый или бедный. Речь шла о сборе пожертвований  на строительство в Олимпии храма  Зевса, который красотой и величием должен был превзойти все храмы  Греции. Люди приносили драгоценности, монеты, все то что можно было продать.

И в 456 году до Рождества  Христова строительство храма было завершено, и его торжественно освятили. 
 
 
 

5. Мавзолей в Галикарнасе

Каждый образованный грек считал Галикарнас – родину”  отца истории ” Геродота.

В Галикарнасе, столице небольшого Карийского государства  в Малой Азии, был создан один из самых грандиозных памятников греческой архитектуры поздней  классики.

Галикарнас был  крупным торговым портом, хорошо укрепленным  самой природой. Вдоль гавани пролегала рыночная площадь, далее вверх через центр излучины и ее окаймления была проложена широко развернутая улица, «посредине которой был воздвигнут Мавзолей, сооруженный о таком грандиозном масштабе, что он числился среди семи чудес света», - записал Витрувий.

Гробница была воздвигнута для Мавсола в IV в. до н.э. царицей Артемисией - женой  и родной сестрой царя Мавсола. Мавсол был жестоким и невероятно богатым  правителем; он вводил налог за налогом, извлекая доходы из всего, например с  похоронных обрядов или волос.

Впервые в греческой  архитектуре, а именно в архитектуре  Галикарнасского Мавзолея, сочетались все три знаменитых стиля - греческий, ионический, коринфский. Нижний этаж поддерживался: 15-ю дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В Мавзолее была соблюдена строгая геометричность, сочетались массивная простота, исполненная внутренней силы, с декоративностью, легкостью форм и плавностью линий.

Галикарнасский  Мавзолей - трехъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора, здесь помещался заупокойный храм площадью в 5000 кв. метров и высотой около 20 метров. Второй ярус образовывала стройная мраморная колоннада, а третий - пирамидальная кровля, тоже мраморная. Венчала здание четырехоконная колесница (квадрига), которой правили мраморные Мавсол и Артемисия. Торжественное сооружение достигало 10 - 50 метров в высоту. Гробницы окружали статуи львов и скачущих всадников.

Мавзолей строили  зодчие Сатир и Пифий, а скульптурная композиция была поручена нескольким мастерам, в числе которых был великий Скопас. Сохранились обломки фриза гробницы Мавсола, изображающего битку греков с амазонками - «Амазопомахия». Ученые считают, что это работа Скопаса или его мастерской.

Девятнадцать  веков стоял Мавзолей в Галикарнасе. Разрушение началось с того, что сначала его немного повредило землетрясение, затем гробницу царя снесли рьцари -иогонисты, построив из нее каменный монастырь - крепость.

В настояние  время статуи Мавсола и Артемисии, а также другие украшения Мавзолея хранятся в Лондонском музее. Память о Галикарнасском Мавзолее сохранилась во множестве сооружений подобного рода, которые впоследствии возводились в разных городах Ближнего Востока, а также в слове «мавзолей».

Почти нетронутый мавзолей простоял ок. 1800 лет посреди опустевшего города до 15 в., когда был разобран крестоносцами, укрепившими его плитами свою опорную крепость на Эгейском море — замок св. Петра (совр. Бодрум в Турции). Именно в стенах крепости и окрестных домов были обнаружены в 1857 английским археологом Ч. Т. Ньютоном рельефные плиты с цоколя гробницы (в настоящее время находятся в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле), статуи Мавсола и его жены Артемисии (продолжившей после смерти царя строительство уже общей их гробницы) и колоссальная колесница, венчавшая все сооружение. 
 
 

6. Колосс Родосский

“Колосс”, “колоссальный” – эти слова звучат для нас  привычно. Но откуда они ведут своё начало???

Колоссами древние  греки называли статуи, высота который была намного выше человеческого роста. В конце IV века до нашей эры среди греческих государств был Родос. Его доходы приносила торговля. 

Остров Родос  расположен в восточной части  Средиземного моря, в архипелаге Южные  Спорады. Это один из центров эгейской культуры. Многочисленные произведения античного искусства острова Родос дошли до наших дней, и одним из них является статуя Гелиоса - Колосса Родосского.

В III в. до н.э. остров Родос подвергся нападению. Войсками управлял полководец Деметрий. Несмотря на специальные осадные машины - последнее слово военной техники - одолеть родосцев ему не удалось. Войска отступили, бросив на берегу огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадку для десанта - гелиополиду, которую приводили в движение 3400 воинов. Эта гелиополида - тоже своего рода чудо света - вместо разрушения принесла городу неожиданную финансовую выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы выкупили у родосцев массивную металлическую гелиополиду за баснословные деньги - 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни, островитяне возвели статую Гелиоса - покровителя Родоса. Это одно из семи чудес света было воздвигнуто в 292 - 280 гг. до я. э, в память об успешной обороне острова.

Статуя юноши  достигает в высоту 36 метров. Установлена она была на торговой площади между морем и городскими воротами, на насыпном холме высотой 7 метров, облицованном белым мрамором. Статуя Гелиоса настолько велика, что Плиния Старшего, видевшего ее, поразило то, что мало кто мог обхватить руками большой палец статуи. Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки была приставлена к глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову украшал венец из расходящихся в сторону лучей. Это было изображение бога Гелиоса - покровителя лучей. Считалось, что остров поднят со дна моря велением этого бога.

Статуя сооружалась 12 лет. Всё выше вырастала статуя, спрятанная в растущей вместе с ней  земляной насыпи, на которой работали мастера. Когда голову статуи украсили лучистым венцом и насыпь разобрали, поражённые родосцы увидели великолепное произведение искусства. Быстро распространилась молва об этом чуде света, чья жизнь оказалась весьма короткой, но слава прочной. В 226 году до н.э. она была разрушена сильным землетрясением. Самым уязвимым местом оказались колени - выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи упёрлись в землю. Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных мастеров и несколько сот талантов меди. К сожалению, восстановить статую не удалось (Оракул запретил новый монтаж). Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Только в 977 году арабский наместник продал её предприимчивому купцу на переплавку. Колос был разрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900 верблюдах.

От появления  до разрушения этого памятника прошло всего 56 лет. И все же Колосс занял  своё место среди остальных архитектурных памятников. "Даже будучи расположенным на земле, это является чудом ", сказал Плиний Старший. Колосс Родосский не был только гигантской статуей. Он был символом единства людей, населявших этот Средиземноморский остров - Родос.

Хотя это чудо и исчезло, оно вдохновило современных художников, как например Французского скульптора Августа Бартолди, известного своей работой "Статуя Свободы".

И в наши дни  Колосс Гелиоса мог считаться  гигантской статуей. Достаточно сказать, что Колосс был в три раза больше медного всадника и в два раза превосходил памятник Екатерины Второй в Санкт- Петербурге.

7. Александрийский  маяк

В 332 - 331 гг. до н. э. Александр Македонский основал  столицу эллинистического Египта - Александрию. Здесь находится знаменитый Александрийский муссейон (музей - храм муз) - один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нем не менее знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывается чуть ли не 700 тысяч книг. Александрия был самым богатым городом своего времени, поэтому в ней возводилось много замечательных сооружений, к которым и принадлежит Александрийский маяк на скалистом острове Форос близ дельты Нила.