Административно–территориальное устройство и проблемы развития федерализма РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
«Административно
– территориальное
устройство и проблемы
развития федерализма
РФ»
Студентка 1 курса
Заочной формы
обучения
Научный руководитель
Регистрационный
номер
_____________
Регистрационный
номер (кафедры)
_______________
Содержание
- Введение
3 - §1 Понятие
и принципы административно-
территориального устройства 5 - §2 Проблема
развития российского федерализма
10 - Заключение
17 - Список использованной литературы и источников 18
Введение
Целью
данной работы является анализ административно-
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть
форму административно –
3. Проанализировать федерализм и его проблемы в Российской Федерации.
Предмет
исследования: анализ административно-
Объекты исследования: государства в целом и Российская Федерация в частности.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что государство занимало, занимает и будет занимать большое место в развитии человечества. Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями.
Форма государственного устройства - способ распределения единой государственной власти по территории страны, соотношения властных полномочий центральных и региональных государственных органов.
Рассматривая
вопрос о федеративном устройстве Российской
Федерации необходимо для начала
прояснить суть самого понятия государственного
устройства. Под государственным
устройством понимается политико-территориальная
организация власти, определяющая правовое
положение региональных частей государства
и их взаимоотношения с центральной
властью. Исходя из этого положения,
можно говорить о том, что государственное
устройство является фактором, определяющим
меру централизации и
Актуальность данной темы обусловлена следующими обстоятельствами:
Во - первых, мы сами каждый день видим по телевизору или из других источников, что в Российской Федерации все больше нарастают сепаратистские и другие очень опасные для нашего государства националистические настроения, причиной которых является неправильная политика наших властей и “недоработанная” форма государственного устройства и, что из этого следует, федеративное устройство России нуждается в радикальной реформе. Но для того, чтобы его реформировать, надо разобраться в его глубинных проблемах.
Во - вторых, меня, как гражданку своей страны, да и просто всех жителей многонациональной России, должны интересовать проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного устройства России, вопросы, как же добиться полного равноправия всех субъектов Федерации, как сохранить целостность и единство России, не ущемляя права граждан независимо от национальной принадлежности.
Поэтому целью настоящей работы является “обнажение” проблем федерализма в России. Исходя из поставленной цели в работе, поставлены следующие задачи:
- Изучить понятие
административно-
территориального устройства - Определить принципы административно – территориального устройства
- изучить федеративное устройство, понятие и принципы российского федерализма;
- определить основные проблемы федерализма в России.
§1 Понятие
административно-
Административно-
Административно-
В Российской Федерации
административно-
Важнейший из них
– экономический
принцип, требующий при образовании
административно-
В условиях многонационального
государства, каким является Российская
Федерация, большую роль играет национальный
принцип административно-
Успешное решение
местными органами государственной
власти и органами местного самоуправления
стоящих перед ними задач во многом
зависит от их близости к населению,
позволяющей им лучше удовлетворять
повседневные нужды и запросы
людей, опираться на их помощь. Поэтому
максимальное приближение
как государственного
аппарата, так и местного
самоуправления к населению тоже является
важным принципом, в соответствии с которым
строится административно-
Действующая в
настоящее время в субъектах
Российской Федерации система
Действующая Конституция
Российской Федерации не регулирует
вопросы административно-
Конституции и
уставы субъектов Российской Федерации
различают базовые и первичные
административно-
Район (уезд)
– административно-
Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения города районного значения.
Обеспечение нормального
функционирования наиболее крупных
городов с их сложным хозяйством,
обширной территорией и многочисленным
населением обусловило необходимость
деления их на менее крупные административно-
Городские районы
созданы во многих городах республиканского,.
краевого и областного значения, насчитывающих
свыше 100 тыс. человек населения. Они являются
частью этих городов и представляют собой
низовую административно-
К городским
поселениям, являющимся одним из видов
административно-
К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты.
Самой многочисленной
административно-
Помимо перечисленных
административно-
Административный
округ – внутригородская
Муниципальный
район – административно-
Муниципальный
район делится на микрорайоны (поселения),
в которых могут создаваться
органы территориального общественного
самоуправления. Границы и название
микрорайона определяются органами
местного самоуправления муниципального
района.
В Российской Федерации
имеются также закрытые
административно-
Закрытое административно-
Границы закрытого
административно-
Населенные пункты,
расположенные в закрытом административно-
Закрытое административно-
Решение о создании
(об упразднении) закрытого административно-
Важным является
вопрос о порядке образования
и преобразования различных административно-
Принципы административно-
Административно-
- соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;
- создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;
- содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;
- обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;
- сохранение и развитие национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;
- участие населения
в обсуждении и решении вопросов административно-
территориального устройства.
§2 Проблема развития российского федерализма
Проблема дальнейшего развития российского федерализма является ключевой и фундаментальной для всей России. От ее успешного решения в огромной мере зависит социально-политическая стабильность в обществе и государстве, сохранение территориального единства страны, судьбы экономических и социальных реформ, демократизация всех сторон общественной жизни, становление правового государства, гармонизация межнациональных и региональных отношений, упрочение духовной общности многонационального российского общества. Сегодня, с одной стороны, можно констатировать, что за прошедшее десятилетие было сделано немало с точки зрения начала становления нового, демократического федерализма: признание суверенитета рес-публик, расширение их прав и прав других субъектов РФ; своевремен¬ное заключение Федеративного договора 1992 г., предотвращение рас¬пада РФ и серьезное снижение напряженности во взаимоотношениях федерального центра и субъектов Федерации; сочетание обще-территориального и национально-территориального начал в структуре РФ; принятие Конституции РФ и конституционное закрепление основных принципов нового российского федерализма; широкое внедрение практики заключения договоров между РФ и ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий; повышение статуса ряда субъектов РФ; утверждение линии на децентрализацию и развитие местного самоуправления; успешное решение проблемы признания и сочетания общефедерального государственного языка (русского) и государственных языков республик и др.
С другой стороны,
с сожалением приходится признать,
что процесс становления
Прежде всего необходимо отметить, что серьезное усиление внимания к проблемам федерализма в России за последние годы сопровождалось поляризацией концептуальных подходов к оценке прошлого и настоящего опыта национально-государственного строительства в нашей стране, путей и перспектив ее федеративного развития. Если одни связывают укрепление единства и целостности РФ, дальнейшую интеграцию ее субъектов со становлением и утверждением подлинного федерализма, сохранением и совершенствованием национальной государственности и местного самоуправления на путях последовательной и глубокой демократизации, то другие видят в российском федерализме и национальной государственности источник чуть ли не всех наших бед, исходят из необходимости отказа уже сегодня или в ближайшей перспективе от федерализма и национально-государственных форм, призывают к возврату к былой губернизации страны без учета этно-социального момента, к унитаризму и т.п. Речь идет не о частном и второстепенном, а о принципиальном и поистине судьбоносном вопросе, от правильного решения которого прямо зависит настоящее и будущее многонациональной России и каждого из ее народов. К сожалению немало ученых и политиков в России встали на позиции национально-государственного нигилизма. И хотя теория и практика современного российского федерализма вполне обоснованно не пошли по этому пути, тем не менее было бы серьезной ошибкой недооценивать чрезвычайную опасность такой позиции. Успешное совершенствование российского федерализма невозможно без полного преодоления указанной теоретической позиции и соответствующих тенденций в политике и на практике.
Одна из характерных черт современного национально-государственного нигилизма состоит в однобоком и чрезмерном преувеличении места и роли национально-культурной автономии и ее искусственном противопоставлении национально-территориальным государственным формам. Спору нет, признание и использование у нас за последние годы национально-культурной автономии — это несомненный и важный шаг вперед в теории и политике по национальному вопросу. Он особенно значим в свете господствовавшего долгое время в прошлом невнимания в науке и на практике к проблемам развития малочисленных народов и национальных групп (меньшинств), которые чаще всего проживают разрозненно, дисперсно в инонациональной среде. Поэтому реализация и развитие и этих форм национального строительства, несомненно, заслуживают широкой и конкретной поддержки. Но можно ли, учитывая реалии нынешней России, утверждать, что уже сегодня или в ближайшей перспективе имеется возможность ограничиться лишь национально-культурными формами автономии и обойтись без ее национально-территориальных форм? Конечно, нет.
Нельзя не учитывать, что Россия — это многонациональное госу¬дарство не только в том смысле, что ее население состоит из людей разной национальности, но и потому, что в нем компактно проживают на своей исторической территории десятки сравнительно крупных наций и народностей как целостные этносоциальные образования, для которых сегодня недостаточны формы лишь национально-культурной автономии. Необходимо иметь в виду, что народы дореволюционной России либо никогда не имели, либо столетиями были лишены своей национальной государственности, создание которой всегда было вполне естественной потребностью на историческом пути развития этносоциальных общностей. В советский период, как уже отмечалось, федерализм и автономия многие десятилетия носили чисто декоративный характер, а национальная государственность целого ряда народов ликвидировалась, а они сами насильственно депортировались. Поэтому нет ничего удивительного в том, что тяга к созданию и сохранению своей реальной национальной государственности и подлинного федерализма не ослабевала, а неуклонно и закономерно усиливалась, что особенно наглядно проявилось в условиях демократизации. И сегодня народы России видят в них важный фактор демократизации всех сторон их жизни, действенного сочетания национальных и интернациональных интересов, сохранения и развития своей национальной самобытности, своих культур, языков, традиций и т.д. Поэтому важно не «сталкивать лбами» национально-культурную и национально-территориальную автономии, а сочетать их, учитывая своеобразие места, роли и возможностей каждого из этих видов автономии.
Современный национально-государственный нигилизм связан и с искаженным пониманием и толкованием сути демократической национальной государственности. Последняя ошибочно изображается как якобы государственность только данного этноса и к тому же служащая лишь его интересам. Совершенно очевидно, что такое антидемократическое, а по сути дела, сугубо националистическое представление о национальной государственности ничего общего не имеет с демократической национальной государственностью, о которой сегодня идет речь в России. Суть дела в том и состоит, что демократическая национальная государственность — это государственность не только той нации (этноса), которая дала имя данной республике или автономии, но и представителей всех других национальностей, проживающих на ее территории.
Именно такое интернационалистское понимание национальной государственности содержится не только в Конституции РФ, где говорится о многонациональном народе России как носителе суверенитета и единственном источнике власти в РФ, но и в конституциях входящих в нее республик. Так, в преамбуле Конституции Бурятии в этой связи речь идет непосредственно не об одних бурятах, а о «многонациональном народе Бурятии, объединившем в ходе исторического развития бурят, русских, эвенков и граждан других национальностей». В ст. 3 Конституции Хакасии также говорится не об одних хакасах, а о «многонациональном народе Хакасии как единственном источнике власти». Аналогичные формулы содержатся и в Конституциях Татарстана, Башкортостана, Саха (Якутии) и др., в которых к тому же прямо подчеркивается необходимость выражения «интересов и воли всех граждан республики».
- Административно-территориальное устройство России
- Административно-территориальное устройство Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство РФ и его особенности
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- Административно-территориальное деление России, история деления
- Административно-территориальное деление Самарской области
- Административно-территориальное и национально-территориальное деление РФ
- Административно-территориальное регулирование Самарской области
- Административно -территориальное устройство
- Административно-территориальное устройство
- Административно-территориальное устройство