Административно–территориальное устройство и проблемы развития федерализма РФ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

                                  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

         «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

        ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

                                           ФИЛИАЛ В Г.СУРГУТЕ 
 
 
 

                                      КУРСОВАЯ  РАБОТА

«Административно  – территориальное  устройство и проблемы развития федерализма  РФ» 
 
 
 
 

Студентка 1 курса 

Заочной формы  обучения                                                      Майборода В.С.

                                            

                                    

Научный руководитель                                                          Короткошеева О.В.

                                                                                                                                                                     

                                                                 

                                                                                

  
 
 

                                            Сургут  2012 

Регистрационный номер                                                                       Дата

_____________                                                   _______2012 

Регистрационный номер (кафедры)                                             Дата

_______________                                                                      _______2012

                                                                                           

Содержание

  1. Введение                                                                                        3
  2. §1 Понятие и принципы административно-территориального устройства                                                                                     5
  3. §2 Проблема  развития российского федерализма                     10
  4. Заключение                                                                                    17
  5. Список использованной литературы и источников                    18

 

Введение 

Целью данной работы является анализ административно-территориальных  типов государств и Федерации  РФ.

Задачи:

1. Провести  отбор литературы по данной  тематике.

2. Рассмотреть  форму административно – территориального  устройства государств.

3. Проанализировать  федерализм и его проблемы в Российской Федерации.

Предмет исследования: анализ административно-территориальных типов государств и Федерализма РФ.

Объекты исследования: государства в целом  и Российская Федерация в частности.

Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  государство занимало, занимает и  будет занимать большое место  в развитии человечества. Уже тысячелетия  люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами определенного государства, подчиняются  государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями  и требованиями.

Форма государственного устройства - способ распределения единой государственной  власти по территории страны, соотношения  властных полномочий центральных и  региональных государственных органов.

Рассматривая  вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства. Под государственным  устройством понимается политико-территориальная  организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства  и их взаимоотношения с центральной  властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное  устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации  власти в государстве (соотношение  между частями и между частями  и целым). В территориально небольших  государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной  проблемой и приобретает политическую окраску. Проследить развитие и просчеты, симметричность и асимметричность, состав и статус субъектов Российской Федерации как единого целого - задача данной работы.

Актуальность  данной темы обусловлена следующими обстоятельствами:

Во - первых, мы сами каждый день видим по телевизору или из других источников, что в Российской Федерации все больше нарастают сепаратистские и другие очень опасные для нашего государства националистические настроения, причиной которых является неправильная политика наших властей и “недоработанная” форма государственного устройства и, что из этого следует, федеративное устройство России нуждается в радикальной реформе. Но для того, чтобы его реформировать, надо разобраться в его глубинных проблемах.

Во - вторых, меня, как гражданку своей страны, да и просто всех жителей многонациональной России, должны интересовать проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного устройства России, вопросы, как же добиться полного равноправия всех субъектов Федерации, как сохранить целостность и единство России, не ущемляя права граждан независимо от национальной принадлежности.

Поэтому целью  настоящей работы является “обнажение” проблем федерализма в России. Исходя из поставленной цели в работе, поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие административно-территориального устройства
  2. Определить принципы административно – территориального устройства
  3. изучить федеративное устройство, понятие и принципы российского федерализма;
  4. определить основные проблемы федерализма в России.
 

 

§1 Понятие  административно-территориального устройства

Административно-территориальное  устройство государства – это  разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления. Такие части  принято называть административно-территориальными единицами. 

Административно-территориальное  устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное  государство само делится на административно-территориальные  единицы, то в федеративном государстве  такое деление имеют лишь субъекты Федерации.

В Российской Федерации  административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов.

Важнейший из них  – экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения. Реализация этого принципа способствует как развитию производительных сил страны и ее частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач в области хозяйственного и социального развития соответствующих территорий.

В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, большую роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

Успешное решение  местными органами государственной  власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять  повседневные нужды и запросы  людей, опираться на их помощь. Поэтому  максимальное приближение как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом, в соответствии с которым строится административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

Действующая в  настоящее время в субъектах  Российской Федерации система административно-территориальных  единиц сложилась в основном в  годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния – уезд – волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) – округ – район, а затем (после ликвидации округа) область (край) – район.

Действующая Конституция  Российской Федерации не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Они – область деятельности главным образом субъектов Российской Федерации, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно  к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе  Российской Федерации, а также в  уставах других субъектов Российской Федерации.

Конституции и  уставы субъектов Российской Федерации  различают базовые и первичные  административно-территориальные единицы  субъектов Российской Федерации. К  первым из них относятся районы и  города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым –  относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район (уезд) – административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной  и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения города районного значения.

Обеспечение нормального  функционирования наиболее крупных  городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость  деления их на менее крупные административно-территориальные  единицы – городские районы.

Городские районы созданы во многих городах республиканского,. краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

К городским  поселениям, являющимся одним из видов  административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

К категории  рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты.

Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).

Помимо перечисленных  административно-территориальных единиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации  в последние годы созданы и  другие административно-территориальные  единицы. Так, территория Москвы сегодня  делится не на районы в городе, как  это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы.

Административный  округ – внутригородская административно-территориальная  единица, система органов власти которой строится на основе централизованного  управления.

Муниципальный район – административно-территориальная  единица Москвы, в границах которой  осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Муниципальные  районы образуются с учетом социально-экономических  характеристик соответствующих  территорий, их градостроительных и  исторических особенностей, наличия  жилых комплексов и объектов муниципальной  инфраструктуры. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются  Московской городской Думой по представлению  мэра Москвы.

Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения), в которых могут создаваться  органы территориального общественного  самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местного самоуправления муниципального района. 

В Российской Федерации  имеются также закрытые административно-территориальные образования. Согласно Закону Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 28 ноября 1996 г.)закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.  

Закрытое административно-территориальное  образование является административно-территориальной  единицей. Его территория и границы  определяются, исходя из особого режима безопасного функционирования предприятия  и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

Границы закрытого  административно-территориального образования  могут не совпадать с границами  субъектов Российской Федерации  и районов, входящих в их состав. В ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном  образовании, имеют официальные  географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением  случаев, специально устанавливаемых  Правительством Российской Федерации.

Закрытое административно-территориальное  образование находится в ведении  федеральных органов государственной  власти по вопросам установления административной подчиненности, границ этого образования  и земель, отведенных предприятиям и (или) объектам; определения полномочии органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении этого образования; обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом  Российской Федерации. Решение о  создании (об упразднении) закрытого  административно-территориального образования  вносится Правительством Российской Федерации.

Важным является вопрос о порядке образования  и преобразования различных административно-территориальных  единиц. Образование, упразднение, объединение, установление границ базовых административно-территориальных  единиц осуществляется органами государственной  власти соответствующих субъектов  Федерации, а первичных административно-территориальных  единиц – органами государственной  власти или органами местного самоуправления базовых административных единиц, в  состав которых входят соответствующие  первичные административно-территориальные  единицы.

Принципы административно-территориального устройства.

Административно-территориальное  устройство основывается на следующих  принципах:

  • соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;
  • создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;
  • содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;
  • обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;
  • сохранение и развитие национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;
  • участие населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.
 
 

§2  Проблема развития российского федерализма

Проблема дальнейшего  развития российского федерализма  является ключевой и фундаментальной для всей России. От ее успешного решения в огромной мере зависит социально-политическая стабильность в обществе и государстве, сохранение территориального единства страны, судьбы экономических и социальных реформ, демократизация всех сторон общественной жизни, становление правового государства, гармонизация межнациональных и региональных отношений, упрочение духовной общности многонационального российского общества. Сегодня, с одной стороны, можно констатировать, что за прошедшее десятилетие было сделано немало с точки зрения начала становления нового, демократического федерализма: признание суверенитета рес-публик, расширение их прав и прав других субъектов РФ; своевремен¬ное заключение Федеративного договора 1992 г., предотвращение рас¬пада РФ и серьезное снижение напряженности во взаимоотношениях федерального центра и субъектов Федерации; сочетание обще-территориального и национально-территориального начал в структуре РФ; принятие Конституции РФ и конституционное закрепление основных принципов нового российского федерализма; широкое внедрение практики заключения договоров между РФ и ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий; повышение статуса ряда субъектов РФ; утверждение линии на децентрализацию и развитие местного самоуправления; успешное решение проблемы признания и сочетания общефедерального государственного языка (русского) и государственных языков республик и др.

С другой стороны, с сожалением приходится признать, что процесс становления подлинно демократического федерализма происходит у нас медленно, трудно, непоследовательно  и противоречиво, в связи с чем за десять лет было сделано намного меньше того, что можно и должно было сделать. Конечно, серьезное влияние на ход этого процесса оказало общее состояние перманентного и системного кризиса нашего общества и государства за прошедший период. Но и при этом, несомненно, можно и необходимо было сделать значительно больше. Достаточно сказать, что за более чем пятилетие, прошедшее после при¬нятия Конституции РФ, не принято ни одного конституционного и иного федерального закона, предусмотренного самой этой Конститу¬цией и непосредственно направленного на совершенствование федера¬тивных отношений. До сих пор четко и конкретно не определено к какому федерализму мы стремимся, продолжается противоборство принципиально различных линий и тенденций в данной области. Во многом непоследовательными были действия федерального центра по укреплению государственного единства России и противодействию центробежным тенденциям. Серьезный удар по становлению современного российского федерализма нанесла война в Чечне и последующая неурегулированность ее отношений с РФ. Явно замедленно решаются вопросы преодоления остатков былой сверхцентализации в управлении и утверждения местного самоуправления.

Прежде всего необходимо отметить, что серьезное усиление внимания к проблемам федерализма в России за последние годы сопровождалось поляризацией концептуальных подходов к оценке прошлого и настоящего опыта национально-государственного строительства в нашей стране, путей и перспектив ее федеративного развития. Если одни связывают укрепление единства и целостности РФ, дальнейшую интеграцию ее субъектов со становлением и утверждением подлинного федерализма, сохранением и совершенствованием национальной государственности и местного самоуправления на путях последовательной и глубокой демократизации, то другие видят в российском федерализме и национальной государственности источник чуть ли не всех наших бед, исходят из необходимости отказа уже сегодня или в ближайшей перспективе от федерализма и национально-государственных форм, призывают к возврату к былой губернизации страны без учета этно-социального момента, к унитаризму и т.п. Речь идет не о частном и второстепенном, а о принципиальном и поистине судьбоносном вопросе, от правильного решения которого прямо зависит настоящее и будущее многонациональной России и каждого из ее народов. К сожалению немало ученых и политиков в России встали на позиции национально-государственного нигилизма. И хотя теория и практика современного российского федерализма вполне обоснованно не пошли по этому пути, тем не менее было бы серьезной ошибкой недооценивать чрезвычайную опасность такой позиции. Успешное совершенствование российского федерализма невозможно без полного преодоления указанной теоретической позиции и соответствующих тенденций в политике и на практике.

Одна из характерных  черт современного национально-государственного нигилизма состоит в однобоком  и чрезмерном преувеличении места  и роли национально-культурной автономии и ее искусственном противопоставлении национально-территориальным государственным формам. Спору нет, признание и использование у нас за последние годы национально-культурной автономии — это несомненный и важный шаг вперед в теории и политике по национальному вопросу. Он особенно значим в свете господствовавшего долгое время в прошлом невнимания в науке и на практике к проблемам развития малочисленных народов и национальных групп (меньшинств), которые чаще всего проживают разрозненно, дисперсно в инонациональной среде. Поэтому реализация и развитие и этих форм национального строительства, несомненно, заслуживают широкой и конкретной поддержки. Но можно ли, учитывая реалии нынешней России, утверждать, что уже сегодня или в ближайшей перспективе имеется возможность ограничиться лишь национально-культурными формами автономии и обойтись без ее национально-территориальных форм? Конечно, нет.

Нельзя не учитывать, что Россия — это многонациональное  госу¬дарство не только в том смысле, что ее население состоит из людей разной национальности, но и потому, что в нем компактно проживают на своей исторической территории десятки сравнительно крупных наций и народностей как целостные этносоциальные образования, для которых сегодня недостаточны формы лишь национально-культурной автономии. Необходимо иметь в виду, что народы дореволюционной России либо никогда не имели, либо столетиями были лишены своей национальной государственности, создание которой всегда было вполне естественной потребностью на историческом пути развития этносоциальных общностей. В советский период, как уже отмечалось, федерализм и автономия многие десятилетия носили чисто декоративный характер, а национальная государственность целого ряда народов ликвидировалась, а они сами насильственно депортировались. Поэтому нет ничего удивительного в том, что тяга к созданию и сохранению своей реальной национальной государственности и подлинного федерализма не ослабевала, а неуклонно и закономерно усиливалась, что особенно наглядно проявилось в условиях демократизации. И сегодня народы России видят в них важный фактор демократизации всех сторон их жизни, действенного сочетания национальных и интернациональных интересов, сохранения и развития своей национальной самобытности, своих культур, языков, традиций и т.д. Поэтому важно не «сталкивать лбами» национально-культурную и национально-территориальную автономии, а сочетать их, учитывая своеобразие места, роли и возможностей каждого из этих видов автономии.

Современный национально-государственный  нигилизм связан и с искаженным пониманием и толкованием сути демократической  национальной государственности. Последняя ошибочно изображается как якобы государственность только данного этноса и к тому же служащая лишь его интересам. Совершенно очевидно, что такое антидемократическое, а по сути дела, сугубо националистическое представление о национальной государственности ничего общего не имеет с демократической национальной государственностью, о которой сегодня идет речь в России. Суть дела в том и состоит, что демократическая национальная государственность — это государственность не только той нации (этноса), которая дала имя данной республике или автономии, но и представителей всех других национальностей, проживающих на ее территории.

Именно такое  интернационалистское понимание национальной государственности содержится не только в Конституции РФ, где говорится о многонациональном народе России как носителе суверенитета и единственном источнике власти в РФ, но и в конституциях входящих в нее республик. Так, в преамбуле Конституции Бурятии в этой связи речь идет непосредственно не об одних бурятах, а о «многонациональном народе Бурятии, объединившем в ходе исторического развития бурят, русских, эвенков и граждан других национальностей». В ст. 3 Конституции Хакасии также говорится не об одних хакасах, а о «многонациональном народе Хакасии как единственном источнике власти». Аналогичные формулы содержатся и в Конституциях Татарстана, Башкортостана, Саха (Якутии) и др., в которых к тому же прямо подчеркивается необходимость выражения «интересов и воли всех граждан республики».

Административно–территориальное устройство и проблемы развития федерализма РФ