AdobePagemaker

Введение:

Данная  работа посвящена уникальной программе  — Adobe PageMaker. По существу выход его  первой версии в июле 1985 г. ознаменовал  собой начало эры настольных издательских систем. Простота, естественность инструментария, широкие возможности на протяжении почти десятилетия делали его бессменным лидером на рынке настольных издательских систем. В начале 90-х PageMaker стал сдавать свои позиции новому лидеру, QuarkXPress. Теперь, когда подавляющее большинство цветных публикаций высокой сложности верстаются в других программах, PageMaker занял новую экологическую нишу программы, ориентированной на деловые публикации. В этой сфере требуется не сложный и дорогой инструмент, а простая, быстрая и недорогая программа, позволяющая непрофессионалам создавать документы профессионального качества. Этим требованиям в полной мере соответствует PageMaker. Ориентируясь на новый круг пользователей, разработчики оснащают новые версии именно теми функциями, которые необходимы для бизнес-публикаций: средствами создания электронных публикаций, поддержкой новых форматов графических приложений, библиотеками шаблонов и графических элементов. Если вы заняты версткой преимущественно деловых документов, несложных рекламных материалов, малотиражной продукцией, то Adobe PageMaker — идеальный выбор. Немаловажный довод в пользу PageMaker — репутация фирмы Adobe. Adobe Systems Inc. — лидер в мире издательского программного обеспечения. Трудно представить себе издательство, в котором не использовались бы продукты Adobe: Acrobat, Photoshop, PageMaker, InDesign, FrameMaker, Illustrator, Streamline, TypeManager и др. Наконец, именно Adobe был создан первый интерпретатор языка описания страниц PostScript, который находится вне конкуренции в компьютерном издательском деле. Выбрав PageMaker в качестве программы верстки, вы фактически сделали выбор в пользу продуктов Adobe, т. к. они особенно успешно работают вместе и обеспечивают переносимость данных между программами подготовки векторной (Adobe Illustrator, Adobe Streamline) и растровой (Adobe Photoshop) графики и издательской системой (PageMaker). Создатели этих программ позаботились о совместимости форматов файлов и унификации интерфейса, не говоря уже о широких возможностях каждой из них в отдельности. Таким образом обозначены дополнительные сведения об особенностях работы PageMaker с другими приложениями, необычных реакциях программы на некоторые команды, потенциально опасных моментах при работе с PageMaker. Указаны пути выхода из подобных затруднительных ситуаций.  
 
 
 
 
 
 

Основные  понятия.

Програмное обеспечение (ПО) — это совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для их эксплуатации.

Различают 3 вида ПО:

1)Системное программное обеспечение - совокупность определенных программ, которые направлены на на то, чтобы обеспечивать обработку и передачи тех или иных  данных, которые находятся на компьютере.

Системный софт — это Операционная система (ОС). На ее основе строится работа других программных обеспечений  в частности  прикладное. Операционная система - это основа вашего компьютера и процессов, которые в нем протекают. Системы на сегодняшний день бывают нескольких видов:

  1. Многопользовательские операционные системы - система при которой, разрешен доступ к персональному компьютеру нескольким пользователям.
  2. Однопользовательская. Система, при которой к компьютеру доступ имеет только один пользователь.
  3. Сетевая система. Предназначена для работы вычислительных систем.На сегодняшний момент на современном рынке компьютерных технологий, операционные системы представлены двумя крупнейшими производителями Windows и Linux.

Операционная  система выполняет  определенные функции:

a)Выполнение работы различных приложений и загрузка их в оперативную память.

b)Самоуправление оперативной памятью.

c)Распределяет ресурсы по всему компьютеру.

d)Обеспечивает  доступ к периферии.

e)Обеспечение  пользовательского интерфейса.

2)Прикладное программное обеспечениеэто набор нескольких программных продуктов, функционально дополняющих друг друга и поддерживающих единую информационную технологию.

Классификация:

  1. По типу:
  • Програмные средства общего назначения:

a)Текстовые редакторы -  компьютерная программа, предназначенная для создания и изменения текстовых файлов, а также их просмотра на экране, вывода на печать, поиска фрагментов текста и т. п.

b)Системы компьютерной вёрстки;

c)Графические редакторы - специализированная программа, предназначенная для создания и обработки изображений.

d)СУБД — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных.

  • Программные средства специального назначения:

a) Экспертные системы -  компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации.

b)Мультимедиа приложения (Медиаплееры, программы для создания/редактирования видео, звука, Text-To-Speech и пр.)

c)Гипертекстовые системы (Электронные словари, энциклопедии, справочные системы)

d)Систе́ма управле́ния содержи́мым — компьютерная программа или система, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления текстовыми и мультимедиа документами.

2. По сфере применения:

  • Прикладное программное обеспечение предприятий и организаций;
  • Программное обеспечение инфраструктуры предприятия.(Обеспечивает общие возможности для поддержки ПО предприятий. Это системы управления базами данных, серверы электронной почты, управление сетью и безопасностью.)
  • Программное обеспечение информационного работника.(Обслуживает потребности индивидуальных пользователей в создании и управлении информацией.)
  • Программное обеспечение для доступа к контенту.Используется для доступа к тем или иным программам или ресурсам без их редактирования
  • Имитационное программное обеспечение.(Используется для симуляции физических или абстрактных систем в целях научных исследований, обучения или развлечения.)
  • Прикладные программы для проектирования и конструирования.

3)Инструментальное  программное обеспечение-   программное обеспечение, предназначенное для использования в ходе проектирования, разработки и сопровождения программ. Обычно этот термин применяется для акцентирования отличия данного класса ПО от прикладного и системного программного обеспечения.

К нему относятся следующие  программы:

1)ассемблеры — компьютерные программы, осуществляющие преобразование программы в форме исходного текста на языке ассемблера в машинные команды в виде объектного кода.

2)трансляторы - программы или технические средства, выполняющее трансляцию программы.

3)компиляторы — Программы, переводящие текст программы на языке высокого уровня, в эквивалентную программу на машинном языке.

4)интерпретаторы — Программы (иногда аппаратные средства), анализирующие команды или операторы программы и тут же выполняющие их.

5)библиотеки подпрограмм — сборники подпрограмм или объектов, используемых для разработки программного обеспечения.

6)компоновщики  — программы, которые производят  компоновку — принимают на  вход один или несколько объектных  модулей и собирают по ним  исполнимый модуль.

Часть 1: Начала

Данная часть посвящена интерфейсу программы PageMaker, настройке программы для обеспечения максимального удобства, а также обзору процесса подготовки публикации. В ней вы найдете подробное описание того, что увидите на экране после (и даже до!) запуска PageMaker, и рассказ о том, как управлять отображением страниц публикации на экране компьютера (гл. 1). Важно правильно сделать в программе установки "по умолчанию" с тем, чтобы они соответствовали вашим конкретным задачам (гл. 3).  Если вы только планируете окунуться в издательскую деятельность, то описание издательского процесса (гл. 2) введет вас в курс дела и, хочется надеяться, не заставит отказаться от задуманного предприятия, а напротив, даст твердые ориентиры и придаст уверенности в его выполнимости.  

 Глава 1. Интерфейс пользователя :

  • Главное окно программы : По умолчанию программа установки PageMaker создает в главном меню группу Adobe, если она уже не создана программами установки других продуктов Adobe — TypeManager 4.0, Photoshop, Illustrator и др. В эту группу помещаются ярлычки указателей на установленные компоненты пакета PageMaker. Среди них непременно будет ярлычок PageMaker.Если в главном меню нет ярлычка PageMaker, это означает, что либо программа не установлена на вашем компьютере, либо перенесена в другую группу меню. После запуска программы на экране появится главное окно (рис. 1) со строкой меню и управляющей панелью в верхней части. Управляющая панель, новый элемент интерфейса для PageMaker, содержит кнопки с пиктограммами, соответствующие наиболее часто используемым командам. Щелчок на кнопке приводит к немедленному выполнению команды, избавляя от необходимости разыскивать и выбирать ее в меню. Главное окно можно сворачивать, разворачивать во весь экран, перемещать и масштабировать с помощью системного меню, кнопок в правом верхнем углу, а также используя стандартные клавиатурные сокращения.

Рис.1: Главное  окно PageMaker 7.0  

Если  вы не меняли установки программы  по умолчанию, то после запуска в  главном окне появятся четыре палитры: инструментов, Templates, Colors и узкая палитра без названия, которую в дальнейшем мы будем называть управляющей. Основная площадь окна окрашена в стандартный фоновый цвет и не может быть использована. Для начала работы нужно либо открыть существующую публикацию, либо создать новую.

Выбрав  команду Open (Открыть) меню File (Файл) (комбинация клавиш <Ctrl>+<O>), вы откроете стандартное  диалоговое окно выбора файлов (рис. 2).

рис.2:Диалоговое окно Open Publication

 

Чтобы создать новую, пустую публикацию, выберите команду New (Новый) меню File (Файл) (комбинация клавиш <Ctrl>+<N>). В диалоговом окне Document Setup (Параметры документа), укажите: формат публикации, ориентацию листов, использование двусторонней печати, отображение на экране разворота публикации или одиночных страниц, количество страниц, номер первой страницы, размеры полей, предполагаемое устройство вывода, разрешающую способность устройства вывода. Эта информация абсолютно необходима PageMaker .

  • Окна документов: Диалоговое окно Create Index (Создать указатель) — инструмент для сбора указателя. Вы можете задать свое название указателя в строке ввода Title (Название). Оно будет отформатировано в соответствии со стандартным стилем абзаца Index Title (Название указателя). По умолчанию название для указателя — Index (Алфавитный указатель).

Рис.3: Диалоговое окно Create Index  

Ниже  перечислены режимы создания указателя, задаваемые с помощью  следующих флажков:

  1. Replace existing index (Заменить существующий указатель). Если ранее уже выполнялся сбор предметного указателя и материал с ним был размещен в публикации, целесообразно заменить предыдущую версию, включив этот флажок.
  2. Include book publications (Общий для всех публикаций книги). Флажок включает режим создания общего указателя составной публикации.
  3. Remove unreferenced topics (Удалить темы без ссылок). Устранение из предметного указателя тем без ссылок. На предварительной стадии работы с предметным указателем такие темы допустимы (возможно, что вы забыли установить маркер входа темы). Сбор предметного указателя с установленным флажком Remove unreferenced topics (Удалить темы без ссылок) безвозвратно удаляет все темы без ссылок. Его не следует устанавливать до тех пор, пока вы не будете твердо уверены, что завершаете работу с предметным указателем.
  4. Include entries on hidden layers (Включить входы со скрытых слоев). При установке данного флажка в указатель включаются все входы публикации, в том числе и содержащиеся на невидимых слоях документа.
 
  • Контекстное меню:

Примечания  и сноски:Можно попытаться частично автоматизировать в PageMaker и работу с примечаниями. Если вы имеете дело с затекстовыми примечаниями, на которые есть явные ссылки в основном тексте, воспользуйтесь предыдущим рецептом. В художественных изданиях часто встречается способ оформления за-текстовых примечаний, при котором в основном тексте вообще нет ремарки ссылки, а в конце книги имеются комментарии такого вида: "К стр. 209. "Лечь бы на дно как подводная лодка" — стихотворение В. С. Высоцкого". Для верстки такого рода примечаний воспользуйтесь следующим приемом:

  1. Распечатайте текст затекстовых примечаний. Обычно комментарии поступают в готовом виде без указания номеров страниц.
  2. Введите каждую тему ссылки (фрагмент текста в кавычках), естественно без кавычек, в качестве образца поиска в основном тексте. Если тема длинная, можно ввести характерные слова (в нашем примере — "подводная лодка").
  3. Найдя нужное место в тексте, сверьте основной текст с темой в примечании. Внесите правку в распечатку комментариев.
  4. Затем выделите тему комментария в основном тексте и поставьте вход указателя. В качестве темы первого уровня поставьте слово Reference (Ссылка), темой второго уровня станет номер ссылки, а сам текст ремарки будет темой третьего уровня. Это действие аналогично кодированию ссылок в предыдущем разделе.
  5. Соберите и распечатайте список ссылок. В текст примечаний внесите требуемые исправления и номера страниц из списка ссылок.
  • Комбинации клавиш: Для тех, кто предпочитает в процессе работы не выпускать из рук мышь, есть плохая новость: вы теряете драгоценное рабочее время ни на что! Процесс перемещения мыши в нужную позицию на экране занимает секунды, но они складываются в часы непроизводительной работы. То же действие любитель использовать комбинации клавиш выполнит одним нажатием клавиш, сэкономив драгоценные секунды. Работа с клавиатуры практически всегда быстрее. Авторы настоятельно рекомендуют постепенно запоминать клавиатурные эквиваленты команд меню PageMaker, если вы заинтересованы в ускорении работы. В PageMaker есть, что запоминать — комбинаций клавиш и специальных команд свыше 250! Некоторые важнейшие функции вообще доступны только через клавиатурные команды. Это, например, команды расстановки колонцифр, ручного кернинга и т. п.

Список  всех клавиатурных команд PageMaker 7.0 вызывается отдельной командой Shortcuts (Комбинации клавиш) меню Help (Помощь).

  • Палитры: — это небольшие немодальные окна, в которых собраны элементы управления программой или отображается какая-либо текущая информация. Палитры можно размещать произвольным образом и в любой момент можно убрать любую из них с экрана и вернуть обратно. Отображение палитр включается соответствующими командами Show <имя палитры> (Показать <имя палитры>) из меню Window (Окно). Если палитра уже отображается на экране, то имени палитры предшествует слово Hide (Спрятать). Выбрав этот пункт, вы уберете соответствующую палитру с экрана. PageMaker запоминает положение палитр на экране, и палитры в момент открытия программы появляются в тех местах, в которых они находились в момент закрытия (более подробно об этом см. гл. 3). Быстро убрать все палитры с экрана можно клавишей табуляции при активном инструменте Pointer (Стрелка) (об инструментах см. разд. "Палитра инструментов" данной главы). Комбинация клавиш <Shift>+<Tab> также убирает все палитры, кроме палитры инструментов.

В PageMaker используются следующие  палитры:

  1. Палитра инструментов. Определяет тип выполняемой работы;(Pointer (Стрелка). Используется при размещении элементов макета. Text (Текст). Используется для локального форматирования текста.Rotating Tool (Поворот). Предназначен для поворота элементов макета. Cropping Tool (Рамка). Позволяет производить обрезку имеющихся в публикации изображений. Line (Линия). Используется для рисования линий с произвольным углом наклона. Constrained Line (Перпендикуляр). То же, что и Line (Линия), но для создания вертикальных и горизонтальных линий. Rectangle (Прямоугольник). Предназначен для рисования прямоугольников. Ellipse (Эллипс). Служит для рисования эллипсов. Polygon (Многоугольник). Предназначен для рисования многоугольников.

Rectangle Frame (Прямоугольный фрейм). Создает прямоугольный фрейм. Ellipse Frame (Овальный фрейм). Предназначен для создания овального фрейма. 

  1. Управляющая палитра. Дает быстрый доступ к функциям форматирования абзацев и символов;
  2. Палитра цветов. Позволяет назначать цвет элементам макета и определять цвета;
  3. Палитра слоев. Позволяет создавать многослойные макеты и управлять слоями;
  4. Палитра шаблон-страниц. Предназначена для создания шаблон-страниц и назначения их страницам публикации;
  5. Палитра гиперссылок. Позволяет создавать перекрестные ссылки внутри и между элементами публикации, а также ссылки на внешние документы, находящиеся на локальных или сетевых устройствах;
  6. Палитра стилей: Ускоряет доступ к функциям форматирования абзацев с помощью стилей.

Дополнительные  палитры, собранные  в списке Plug In Palettes (Дополнительные палитры) меню Window (Окно):

  1. Палитра шаблонов документов. Библиотека готовых шаблонов документов на любой вкус. Шаблоны документов используются как основа для создания собственных публикаций. В палитре эти шаблоны распределяются по тематическим группам. Палитру шаблонов можно пополнять новыми образцами и редактировать уже имеющиеся;
  2. Палитра изображений: Пополняемая палитра, в которой по умолчанию собраны ссылки на изображения с диска Photoshop — как векторные, так и растровые. Вы можете помещать изображения в публикацию и производить поиск по базе изображений;
  3. Палитра библиотек: В библиотеках PageMaker могут храниться любые элементы — текстовые блоки, изображения, совокупности элементов и пр. Библиотека представляет собой особый файл с расширением pml. Наличие библиотеки очень удобно — вы можете собрать в ней нужные вам для данного проекта элементы и использовать их во всех публикациях проекта;
  4. Палитра сценариев: Обеспечивает быстрый доступ к сценариям PageMaker и управляет их исполнением;
  5. Палитра внедренных данных:В новой версии программы появилась возможность внедрять в публикацию данные из файлов, создаваемых в базах данных, поддерживать связь с подобными базами, внедряя в документ поля ссылок и при необходимости переводить созданные поля ссылок в обычный текст. Управление связью с файлами базы данных производится в палитре Data Merge (Внедрение данных).

Плавающая палитра Adobe PageMaker 7.0 (рис. 4) содержит следующие элементы:

  1. Заголовок окна палитры с кнопками сворачивания и закрытия. Если свернуть палитру, останется виден лишь ее заголовок и название, щелчок на кнопке с крестом совсем убирает палитру с экрана. Это действие эквивалентно соответствующей команде Hide <имя палитры> (Спрятать <имя палитры>) меню Window (Окно). Заголовок палитры также используется для перемещения палитры по экрану — просто установите указатель на заголовок и перетащите палитру на нужное место.

Рис.4: Палитра цветов — стандартная палитра программы

  1. Закладка с указанием имени палитры. Одно окно палитры может содержать и несколько разных палитр. Их имена указываются на закладках непосредственно под заголовком окна палитры.
  2. Меню команд палитры. С каждой палитрой связан по смыслу определенный набор команд PageMaker. Эти команды находятся в меню палитры. Для открытия меню служит кнопка со стрелкой в правой верхней части палитры.
  3. Основное окно палитры. В нем в виде списка отображается информация, соответствующая назначению палитры. Например, в палитре цветов там находится список цветов, а в палитре стилей — список стилей, определенных в публикации. Одинарный щелчок мышью на элементе списка позволяет придать выделенному объекту соответствующий атрибут (цвет, стиль и т. п.), а двойной щелчок — переопределить сам элемент. Кроме названия элемента, в списке палитры может отображаться дополнительная информация о нем: видимость для слоя, четность для шаблон-страницы и т. п. Если список не помещается в основном окне полностью, то справа от него появляется полоса прокрутки, позволяющая получить доступ к оставшимся за пределами окна элементам.
  4. Строка статуса. Нижняя строка палитры, которая может отображать дополнительную информацию о выбранном элементе списка, например соотношение цветовых компонентов для цвета, выбранного в палитре.
  5. Пиктограммы создания и удаления элемента списка. Щелкнув на значке "чистая страница", вы создадите новый элемент списка (новый цвет, стиль, слой, шаблон и т. п.), щелчок на значке "мусорная корзина" удалит выбранный в списке элемент. Перетаскивание мышью элемента списка на одну из этих пиктограмм создает в списке копию этого элемента или, соответственно, удаляет его.

Также в палитре могут находиться дополнительные элементы. Например, список оттенков цвета  и кнопки заливки и обводки в палитре цветов. Не забывайте, что некоторые функции PageMaker доступны только при использовании соответствующей палитры.  

  • Измерительные линейки и направляющие : При построении макета координаты размещаемых объектов очень важны. Для приблизительного размещения и измерения элементов очень удобно использовать линейки (рис. 5). Если они отсутствуют на экране, выберите команду Show Rulers (Показать линейки) меню View (Просмотр) или включите показ линеек с помощью комбинации клавиш <Ctrl>+<R>.

рис.5: Окно документа PageMaker с измерительными линейками и направляющими ;

Единицы измерения, в которых градуированы измерительные линейки, легко определить из контекстного меню. Щелкните правой кнопкой мыши на линейке и выберите нужную единицу измерения в открывшемся списке. Единицы определяются отдельно для вертикальной и горизонтальной линеек.

По умолчанию  началом координат является левый  верхний угол страницы или верхняя  точка середины разворота при  оборотной печати. Для изменения  положения начала координат поместите указатель в пределы квадрата, образованного пересечением вертикальной и горизонтальной измерительных линеек; нажмите левую кнопку мыши и перетащите указатель в нужную вам точку. Когда вы отпустите кнопку мыши, координаты начнут отсчитываться с определенной вами позиции. При перетаскивании точки начала координат положение указателя отмечается пересечением вертикальной и горизонтальной пунктирных линий.

После того как начало координат задано, имеет смысл защитить его от случайного смешения командой-переключателем Zero Lock (Закрепить ноль) меню View (Просмотр). Когда начало координат блокировано, команда в меню помечена галочкой. Чтобы снова изменить положение начала координат, следует разблокировать его той же командой. Для точного размещения объектов можно использовать команду-переключатель Snap to Rulers (Выровнять по линейкам) меню View (Просмотр).

Гораздо чаще, чем линейки, для размещения и выравнивания объектов используют направляющие. Это вспомогательные  линии, не выводимые на печать. Направляющие можно наделить особым свойством — способностью "примагничивать" объект, если при перетаскивании он оказался близко от направляющей линии. Наличие такого качества облегчает точное размещение и выравнивание объектов. "Магнетизм" можно разрешить/запретить командой Snap to Guides (Выровнять по направляющим) меню View (Просмотр).

Для создания направляющей поместите указатель  мыши на измерительную линейку и  перетащите его во внутреннюю область  окна, на страницу. За курсором тянется  тонкая синяя линия. Это и есть направляющая. Из вертикальной линейки "вытягивается" вертикальная, из горизонтальной — горизонтальная направляющая линия.

На странице может присутствовать любое количество вертикальных и горизонтальных направляющих. Если направляющая находится на шаблон-странице, она будет отображаться на каждой странице публикации. Размещение сетки направляющих на шаблон-странице позволяет создать модульную сетку публикации для придания единого стиля всем ее страницам. 

ГЛАВА 2. Установки PageMaker.

Многие элементы интерфейса программы и все атрибуты элементов можно и нужно менять в соответствии с требованиями к создаваемой публикации и вашими привычками в работе. При загрузке PageMaker эти элементы уже имеют какое-то значение, принятое ими по умолчанию. Однако ваши задачи и ваши привычки могут отличаться от стандартных. PageMaker позволяет задать собственную систему умолчаний. Тогда программа будет соответствовать именно вашему стилю работы и требованиям текущей публикации. 

  1. Типы умолчаний: Умолчание в PageMaker — неизменный или условно-неизменный набор значений параметров, управляющих функционированием программы. По области действия умолчания PageMaker делятся на локальные (действующие в пределах документа) и глобальные (действующие на все публикации). Тип задаваемого умолчания в конечном счете определяется тем, что находится на экране в момент его задания.
  2. Предварительный просмотр и создание колонтитулов :Для того чтобы предварительно просмотреть результаты создания колонтитулов, щелкните мышью на кнопке Preview (Просмотр) диалогового окна Running Headers & Footers.

  Рис.6: Предварительный просмотр результатов построения колонтитулов  

В открывшемся  диалоговом окне Preview (Просмотр) (рис. 17.31), с помощью которого и осуществляется предварительный просмотр результатов создания колонтитулов, кроме выбора страницы для просмотра при помощи пиктограмм страниц в нижней части диалогового окна, имеется также возможность перехода к последующему колонтитулу при помощи кнопки Next H/F (Следующий колонтитул). Изменять масштаб предварительного просмотра можно при помощи кнопки с изображением лупы и связанных с ней кнопок прокрутки. После щелчка мыши на кнопке Done (Готово) будет осуществлено окончательное построение колонтитулов. После первого формирования скользящих колонтитулов дополнение можно вызвать еще раз, когда понадобится их обновление.

AdobePagemaker