Cовершенствование образовательного процесса

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3                                                                                                       

Глава I. Современные информационные технологии в образовательном процессе                                                                                                                   

    1. Сущность понятия « современные информационные технологии»……7      
    2. Классификация информационных и коммуникативных технологий по цели использования в учебном процессе……………………………….10                                              

Глава II. Педагогические условия использования информационных технологий в образовательном процессе

2.1. Использование современных информационных технологий в учебном процессе для активации учебной деятельности……………………………….21                                        

2.2. Из опыта педагогической  деятельности по использованию  современных информационных технологий  в образовательном процессе…………………29

Заключение ………………………………………………………………………39                                                                                                          

Литература ………………………………………………………………………42                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Cовременный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы  человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой  и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного  процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективностью.

В настоящее время трудно представить себе существование вне поля информации и информационных  технологий. Возрастающий объем различных видов информации заставляет внедрять новые, более усовершенствованные методы и средства ее обработки, а современные условия жизни предъявляют все более высокие требования к способам ее хранения, передачи, обеспечение ее безопасности.

Образование, будучи неотъемлемой частью жизни человека, является одновременно источником новых знаний в данной области и сферой применения этих знаний.

Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы:

    • интеграция различных предметных областей;
    • модернизация традиционной системы предметного обучения;
    • накопление образовательных ресурсов;
    • освоение учителем современных информационных технологий;
    • организация личностно-ориентированного обучения;
    • творческий взаимообмен между учителем и учеником, между  учителями.

Изложенное, на наш взгляд, актуализирует настоящее исследование, делает его востребованным и современной наукой, и общественной практикой.

В своем исследование мы будем опираться на научные  исследования ученных , по данной проблеме таких как:

-концептуальные труды по проблеме творчества и психологии личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, A. M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, др.);

          -концепции использования информационных технологий в обучении ( В.И.Варченко,  Дуванов А.А, В.В. Давыдов, A.A. Кузнецов .)

Мы считаем, что через активизацию познавательной деятельности учащихся можно  достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным.

Как этого можно достичь? В своей работе  мы используем современные принципы педагогической техники, изложенные Г. К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств»

В последнее время проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании широко обсуждается в сети Интернет: Всероссийский Интернет-педсовет (www.pedsovet.org); Сеть творческих учителей (www.rusedu.ifo), Открытый класс (www.openclass.ru/user).

Объект исследования - современный образовательный процесс.

Предмет исследования – педагогические условия использования современных информационных технологий в современном образовательном процессе.

Цель нашей работы теоретически обосновать педагогические условия эффективного использования современных информационных технологий для активизации учебной деятельности.

Гипотеза исследования: Процесс обучения может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использоваться ИКТ, так как:

  1. Их использование оптимизирует деятельность учителя и учащихся.
  2. Использование ИКТ усиливает мотивацию и активность учащихся

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Определить понятие информационные технологии;
  2. Рассмотреть существующие классификации информационных и коммуникативных технологий по цели использования в учебном процессе;
  3. Изучить использование современных информационных технологий в учебном процессе для активизации учебной деятельности;
  4. Познакомиться с опытом учителей – практиков по использованию современных информационных технологий в образовательном процессе.

Методы исследования:

-теоретические: изучение психолого- педагогической, учебно- методической и специальной литературы по проблеме исследования.

-эмпирические : анализ педагогов-практиков, педагогическое наблюдение.

-социологические: психолого-педагогическая диагностика , тестирование, анкетирование, анализ продуктов учебной деятельности.

Статистическая обработка данных.

 

 

Глава I. Современные информационные технологии в образовательном процессе

    1. Сущность понятия « современные информационные технологии»

Информатизация современного общества и, в частности, образовательной деятельности  характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий.  В сфере образования эти технологии  активно применяются для передачи  информации и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.  Современный учитель должен не только  обладать знаниями в области своего предмета, но и уметь применять ИКТ, в своей профессиональной деятельности.

Слово технология ( от греч. techne- искусство , logos-учение.) в самом общем понимании означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. [26;с42]

В более узком смысле технология-это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых фактов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Автор « Толкового словаря основных терминов» А. М. Берлянт  дает такое объяснение : « Информационные технологии – это процесс, использующий совокупность средств  и методов сбора, обработки и передачи данных ( первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления ( информационного продукта)».[ 3;с96]

Схожее по некоторым аспектам определение понятия информационные технологии можно найти в « Большом словаре иностранных  слов» под редакцией Л. М. Суриса: « Информационные технологии  ( от анг. Information technology) – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники». [ 33;с 204]

Похожий взгляд выражает В.И. Даль в « Толковом словаре живого великорусского языка»: «Информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы». [6;с167]

Это же понятие в « Толковом словаре» Д. Н. Ушакова объясняется так: « Информационные технологии – совокупность четко определенных целенаправленных действий  персонала по переработке информации на компьютере». [37;с214]

В « Энциклопедическом словаре» Г. В. Осипова понятие информационные технологии объяснено следующим образом: « Информационные технологии – это способы создания, фиксации, переработки и  распространение информации. [23;с109]

На образовательном портале « Сеть творческих учителей Rusedu»  дается такое объяснение понятию информационные технологии: « Информационные технологии –это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижение трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности». [16].

В Федеральном законе Российской Федерации « Об информации , информационных технологиях и о защите информации» информационные технологии трактуются так: « Информационные технологии –это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». [38]

Захарова Н.И в своей статье информационные технологии объясняет так : « Информационные технологии – это  обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации». [11;с34]

По мнению, педагога высшей категории Трутневой Т.П информационные технологии- это не просто элемент современного образовательного процесса, но и требования завтрешнего дня.[ 35;с8]

Прохоров Ю.В. определяет информационную технологию как «создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств, связи полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения. [28;с55]

    Существует другой  взгляд на информационные технологии.  Кузнецова А.Г. считает, что информационные технологии в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков». [18;с94]

Современное понимание этого слова включает применение  научных и инженерных знаний для решения практических задач.

В таком случаи информационные и коммуникативные технологии можно считать технологии, направленные на обработку и преобразование информации.

Таким образом, рассмотрев термин информационные технологии , в свое работе мы возьмем за основу определение  изложенное на  образовательном портале « Сеть творческих учителей  Rusedu» Информационные технологии –это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижение трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности.

 

1.2.Классификация  информационных и коммуникационных  технологий.

Информационные и коммуникативные технологии – это обобщающее понятие, описывающее  различные устройства, механизмы, способы и алгоритмы обработки информации.

Важнейшими  современными устройства ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным  обеспечением, и средства телекоммуникации  вместе с размещенной на них информацией.

В настоящее время классификация информационных и коммуникативных технологий проводится по следующим признакам:

  • Способу реализации в ( автоматизированных) информационных системах ( АИС)
  • Степени охвата задач управления
  • Классам реализуемых технологических операции
  • Типу пользовательского интерфейса
  • Технологиям обработки информации
  • Обслуживаемой предметной области. [8;с5]

Рассмотрим подробнее некоторые признаки.

  1. По способу реализации информационные и коммуникативные технологии делятся:
    • Традиционные;
    • Современные.

Традиционные существовали в условиях централизованной обработки данных, до периода массового использования персональной  электронно-вычислительной машины ( ПЭВМ). Они были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости пользователя. Например, инженерные  и научные расчеты, формирование регулярной отчетности на предприятиях и др.

Современные  ( новые) связаны в первую очередь с информационным обеспечением  процесса управления в режиме реального времени.

  1. По степени охвата информационными технологиями  задач управления выделяют: электронную обработку данных, автоматизацию функций управления, поддержку принятия решения, электронный офис, экспертную поддержку.

В первом случае электронная обработка данных выполняется с использованием ЭВМ  без пересмотра методологии и организации процессов управления при решении локальных математических и экономических задач.

Во втором случае  при автоматизации управленческой деятельности  вычислительные средства используются для комплексного решения функциональных задач , формирование регулярной отчетности и работы в информационно – справочном режиме , для подготовки управленческих решений. К этой же группе относятся информационные технологии  поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико – математических методов и моделей, пакеты прикладных программ ( ППП) для аналитической работы  и формирование прогнозов , составления  бизнес – планов, обоснованных оценок и выводов по процессам и явлениям производственно – хозяйственной деятельности.

К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время информационные технологии, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки принятия решений. Электронный офис предусматривает наличие интегрированных ППП ,  которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области. В настоящее время все большое распространение приобретают электронные офисы , сотрудники и оборудование которых могут находиться в разных помещениях.  Необходимость работы с документами, материалами и базами данных конкретного предприятия или учреждения привела к появления электронных офисов, включенных в соответствующие сети ЭВМ.

  1. В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные и коммуникативные технологии могут быть ориентированы на:
    • Обработку данных ( например, электронные таблицы, алгоритмические языки, системы программирования и т.д.);
    • Обработку тестовой информации ( например, тестовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.);
    • Обработку графики ( например, средства для работы с графикой, средства для работы с векторной графикой);
    • Обработку анимации, видеоизображения, звука ( инструментарий для создания мультимедийных  приложений);
    • Обработку знаний ( экспертные системы).

Распределение достаточно условное, т.к  большинство информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации.

  1. Технология обработки информации на компьютере может заключаться  в заранее определенной последовательности операций и исключать возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она проводится в автоматическом режиме.
  2. По обслуживаемым предметным областям информационные технологии подразделяются разнообразно. Например, в экономике можно выделить : бухгалтерский учет, банковская, налоговая и страховая деятельность и др. Также информационные и коммуникативные технологии широко применяются в науке, образовании, культуре, производстве, военном деле и т.д. [8;с5]

В области образования  информационные и коммуникативные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. В обучении информационные и коммуникативные технологии могут быть использованы , во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся , во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные и коммуникативные технологии , используемые в обучении, делятся на две группы:

  • Технологии предъявления учебной информации;
  • Технологии контроля знаний.

По мнению Дружинина В. И, к числу бескомпьютерных  информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электроннотехнические технологии. Они  отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучении относятся учебники, учебные и учебно – методические пособия; к оптическим – эпипроекторы , диапроекторы , графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков. [9;с85]

К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся: технологии, использующие компьютерные обучающие программы; мультимедия технологии; технологии дистанционного обучения. [9;с85]

Можно классифицировать информационные и коммуникативные технологии по степени взаимодействия между собой. Например, дискретное и  сетевое взаимодействие; взаимодействие с использованием различных вариантов обработки  и хранения данных; распределенная информационная база и распределенная обработка данных.

Особое место занимают сетевые технологии , которые обеспечивают взаимодействие многих пользователей.

Глобальная информационная технология включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества.

Базовая информационная технология  предназначена для определенной области применения ( научные исследования, обучение и т.д.)

Самыми распространенными  информационными технологиями являются:

  • Редактирование текстовых  данных;
  • Обработка табличных и графических данных. [12;с22]

Информационные и коммуникативные технологии можно классифицировать по следующим критериям:

-функционально – ориентированные  технологии;

-предметно – ориентированные  технологии;

-проблемно – ориентированные  технологии.

Функционально – ориентированные технологии предназначены для реализации одной из типовых относительно автономных задач обработки информации. Такие технологии могут обладать довольно высокой степенью универсальности и быть доступными для разработки и воспроизводства при минимальном участии будущего потребителя.

Предметно – ориентированные информационные технологии предназначены для решения конкретной специфической задачи в конкретной области. Они максимальным образом удовлетворяют частным требованиям данного применения и могут обладать наименьшей  степенью универсальности. Как правило, их появление невозможно без участия будущего пользователя.

Однако часто удается обобщить требования со стороны ряда конкретных приложений и выделить некоторые типовые прикладные проблемы. Отсюда возникает понятие проблемно – ориентированной информационной технологии , которое занимает в определенной степени промежуточное положение функционально – ориентированной и предметно – ориентированной технологией. Потенциальные пользователи такой технологии могут принять участие в ее разработке только на начальной стадии обобщения и типизации конкретных задач или конечной стадии – при разработке некоторых специализированных дополнений. Это позволяет основную часть технологии создавать автономно  от пользователя и применять  унифицированные технические решения.[ 31;с256 ]

В соответствии с выбранной классификацией к функционально – ориентированным информационным технологиям относятся:

-математические вычисления;

-математическое моделирование;

-программирование;

-обработка текстовой  информации;

-обработка табличной  информации;

-обработка изображений;

-обработка сигналов;

-передача и распределение  информации.

Проблемно – ориентированные технологии базируются на использовании:

-информационно – поисковых  систем;

-без данных и без  знаний;

-обучающих систем;

-систем автоматизации  научных исследований;

-настольно – издательских  систем;

-систем для перевода  с одного языка на другой.

Примерами предметно – ориентированных информационных технологий могут служить технологии для:

-медицинских систем;

-общего и специального  профессионального обучения;

-средств массовой информации;

-игровых и развлекательных  систем;

-применений в быту.

В зависимости от поставленных целей возможно использование и других критериев классификации. [1;с102]

По мнению Бурункина Д.А. существует несколько подходов к позиционированию средств ИКТ, используемых в учебном процессе. Наиболее перспективным  и содержательным предоставляется подход, при котором в качестве критерия классификации выступает область методического назначения средства ИКТ. Основные структурные элементы такой классификации отражены в схеме.[ 21;с87]

Схема 1. Классификация средств ИКТ, нацеленных на непосредственное использование в учебном процессе.

С вопросами применения средств ИКТ в учебном процессе традиционно тесно связаны технологии и средства измерения, контроля и оценки результатов обучения. Действительно, в настоящее время практически во всех учебных заведениях системы открытого образования компьютерная и телекоммуникационная техника применяется в целях педагогических измерений и контроля. Безусловно, тематические направления подобных педагогических измерений всегда коррелируют с содержанием, методами, формами и средствами реализуемой педагогической деятельности.[2;с213 ]

 Построение таких средств  ИКТ должно опираться на максимальный  учет специфики разработки и  педагогического применения тестовых  систем и соответствующих компьютерных  продуктов.

Любой тест представляет собой совокупность нескольких тестовых заданий, каждое из которых является минимальной составляющей единицей теста, состоящей из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания может содержать или не содержать набор ответов для выбора. [30;с208]

Существует распространенная классификация форм и видов тестовых заданий. Выделяют четыре основные формы тестовых заданий:

  • закрытой формы, в которой тестируемые выбирают правильные ответы из нескольких предложенных;
  • открытой формы, где ответы дают сами испытуемые;
  • на соответствие, при ответе на которые элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества;
  • на установление правильной последовательности, в которых устанавливается требуемая заданием последовательность действий, операций, вычислений. [36;с20]

Современные средства ИКТ и информационные инструментальные среды позволяют строить педагогические тесты с выборочными, числовыми, конструируемыми ответами. На практике в системе открытого образования чаще всего применяют закрытые тестовые задания с выборочными ответами. Такие тесты более просты в подготовке и использовании.

Рассмотрев различные классификации современных информационных технологий, мы выявили, что соответственно целям, выделяют основные направления применения информационных технологий: в качестве средств и инструментов обучения, как средство творческого развития обучаемого, в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, психодиагностики, для интенсификации и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Вывод по главе: Таким образом, изучая  теоретическую литературу по данной проблеме, мы установили что: Информационные технологии -это совокупностью методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации, для снижение трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности.

 Все информационные технологии можно классифицировать:

  1. В качестве средств и инструментов обучения:  обучающие, тренажерные, информационно - поисковые и справочные, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, расчетные и учебно-игровые.
  2. Способу реализации в ( автоматизированных) информационных системах ( АИС)
  3. Степени охвата задач управления.
  4. Классам реализуемых технологических операции.
  5. Типу пользовательского интерфейса.
  6. Технологиям обработки информации.
  7. Обслуживаемой предметной области.

В следующей главе будет рассмотрено  использование современных информационных технологии в учебном процессе для активизации учебной деятельности и изучен опыт учителей – практиков по использованию современных информационных технологий в образовательном процессе.

Cовершенствование образовательного процесса