Cовершенствование образовательного процесса
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Современные информационные
технологии в образовательном процессе
- Сущность понятия « современные информационные технологии»……7
- Классификация информационных
и коммуникативных технологий по цели использования в учебном
процессе……………………………….10
Глава II. Педагогические условия использования информационных технологий в образовательном процессе
2.1. Использование современных
информационных технологий в учебном
процессе для активации учебной деятельности……………………………….21
2.2. Из опыта педагогической
деятельности по использованию
современных информационных
Заключение ………………………………………………………………………39
Литература ………………………………………………………………………42
Введение
Cовременный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективностью.
В настоящее время трудно представить себе существование вне поля информации и информационных технологий. Возрастающий объем различных видов информации заставляет внедрять новые, более усовершенствованные методы и средства ее обработки, а современные условия жизни предъявляют все более высокие требования к способам ее хранения, передачи, обеспечение ее безопасности.
Образование, будучи неотъемлемой частью жизни человека, является одновременно источником новых знаний в данной области и сферой применения этих знаний.
Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы:
- интеграция различных предметных областей;
- модернизация традиционной системы предметного обучения;
- накопление образовательных ресурсов;
- освоение учителем современных информационных технологий;
- организация личностно-ориентированного обучения;
- творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.
Изложенное, на наш взгляд, актуализирует настоящее исследование, делает его востребованным и современной наукой, и общественной практикой.
В своем исследование мы будем опираться на научные исследования ученных , по данной проблеме таких как:
-концептуальные труды по проблеме творчества и психологии личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, A. M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, др.);
-концепции использования информационных технологий в обучении ( В.И.Варченко, Дуванов А.А, В.В. Давыдов, A.A. Кузнецов .)
Мы считаем, что через активизацию познавательной деятельности учащихся можно достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным.
Как этого можно достичь? В своей работе мы используем современные принципы педагогической техники, изложенные Г. К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств»
В последнее время проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании широко обсуждается в сети Интернет: Всероссийский Интернет-педсовет (www.pedsovet.org); Сеть творческих учителей (www.rusedu.ifo), Открытый класс (www.openclass.ru/user).
Объект исследования - современный образовательный процесс.
Предмет исследования – педагогические условия использования современных информационных технологий в современном образовательном процессе.
Цель нашей работы теоретически обосновать педагогические условия эффективного использования современных информационных технологий для активизации учебной деятельности.
Гипотеза исследования: Процесс обучения может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использоваться ИКТ, так как:
- Их использование оптимизирует деятельность учителя и учащихся.
- Использование ИКТ усиливает мотивацию и активность учащихся
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- Определить понятие информационные технологии;
- Рассмотреть существующие классификации информационных и коммуникативных технологий по цели использования в учебном процессе;
- Изучить использование современных информационных технологий в учебном процессе для активизации учебной деятельности;
- Познакомиться с опытом учителей – практиков по использованию современных информационных технологий в образовательном процессе.
Методы исследования:
-теоретические: изучение психолого- педагогической, учебно- методической и специальной литературы по проблеме исследования.
-эмпирические : анализ педагогов-практиков, педагогическое наблюдение.
-социологические: психолого-педагогическая диагностика , тестирование, анкетирование, анализ продуктов учебной деятельности.
Статистическая обработка данных.
Глава I. Современные информационные технологии в образовательном процессе
- Сущность понятия « современные информационные технологии»
Информатизация современного общества и, в частности, образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий. В сфере образования эти технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области своего предмета, но и уметь применять ИКТ, в своей профессиональной деятельности.
Слово технология ( от греч. techne- искусство , logos-учение.) в самом общем понимании означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. [26;с42]
В более узком смысле технология-это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых фактов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.
Автор « Толкового словаря основных терминов» А. М. Берлянт дает такое объяснение : « Информационные технологии – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных ( первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления ( информационного продукта)».[ 3;с96]
Схожее по некоторым аспектам определение понятия информационные технологии можно найти в « Большом словаре иностранных слов» под редакцией Л. М. Суриса: « Информационные технологии ( от анг. Information technology) – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники». [ 33;с 204]
Похожий взгляд выражает В.И. Даль в « Толковом словаре живого великорусского языка»: «Информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы». [6;с167]
Это же понятие в « Толковом словаре» Д. Н. Ушакова объясняется так: « Информационные технологии – совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере». [37;с214]
В « Энциклопедическом словаре» Г. В. Осипова понятие информационные технологии объяснено следующим образом: « Информационные технологии – это способы создания, фиксации, переработки и распространение информации. [23;с109]
На образовательном портале « Сеть творческих учителей Rusedu» дается такое объяснение понятию информационные технологии: « Информационные технологии –это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижение трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности». [16].
В Федеральном законе Российской Федерации « Об информации , информационных технологиях и о защите информации» информационные технологии трактуются так: « Информационные технологии –это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». [38]
Захарова Н.И в своей статье информационные технологии объясняет так : « Информационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации». [11;с34]
По мнению, педагога высшей категории Трутневой Т.П информационные технологии- это не просто элемент современного образовательного процесса, но и требования завтрешнего дня.[ 35;с8]
Прохоров Ю.В. определяет информационную технологию как «создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств, связи полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения. [28;с55]
Существует другой взгляд на информационные технологии. Кузнецова А.Г. считает, что информационные технологии в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков». [18;с94]
Современное понимание этого слова включает применение научных и инженерных знаний для решения практических задач.
В таком случаи информационные и коммуникативные технологии можно считать технологии, направленные на обработку и преобразование информации.
Таким образом, рассмотрев термин информационные технологии , в свое работе мы возьмем за основу определение изложенное на образовательном портале « Сеть творческих учителей Rusedu» Информационные технологии –это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижение трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности.
1.2.Классификация
информационных и
Информационные и коммуникативные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы и алгоритмы обработки информации.
Важнейшими современными устройства ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникации вместе с размещенной на них информацией.
В настоящее время классификация информационных и коммуникативных технологий проводится по следующим признакам:
- Способу реализации в ( автоматизированных) информационных системах ( АИС)
- Степени охвата задач управления
- Классам реализуемых технологических операции
- Типу пользовательского интерфейса
- Технологиям обработки информации
- Обслуживаемой предметной области. [8;с5]
Рассмотрим подробнее некоторые признаки.
- По способу реализации информационные и коммуникативные технологии делятся:
- Традиционные;
- Современные.
Традиционные существовали в условиях централизованной обработки данных, до периода массового использования персональной электронно-вычислительной машины ( ПЭВМ). Они были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости пользователя. Например, инженерные и научные расчеты, формирование регулярной отчетности на предприятиях и др.
Современные ( новые) связаны в первую очередь с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.
- По степени охвата информационными технологиями задач управления выделяют: электронную обработку данных, автоматизацию функций управления, поддержку принятия решения, электронный офис, экспертную поддержку.
В первом случае электронная обработка данных выполняется с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления при решении локальных математических и экономических задач.
Во втором случае при автоматизации управленческой деятельности вычислительные средства используются для комплексного решения функциональных задач , формирование регулярной отчетности и работы в информационно – справочном режиме , для подготовки управленческих решений. К этой же группе относятся информационные технологии поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико – математических методов и моделей, пакеты прикладных программ ( ППП) для аналитической работы и формирование прогнозов , составления бизнес – планов, обоснованных оценок и выводов по процессам и явлениям производственно – хозяйственной деятельности.
К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время информационные технологии, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки принятия решений. Электронный офис предусматривает наличие интегрированных ППП , которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области. В настоящее время все большое распространение приобретают электронные офисы , сотрудники и оборудование которых могут находиться в разных помещениях. Необходимость работы с документами, материалами и базами данных конкретного предприятия или учреждения привела к появления электронных офисов, включенных в соответствующие сети ЭВМ.
- В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные и коммуникативные технологии могут быть ориентированы на:
- Обработку данных ( например, электронные таблицы, алгоритмические языки, системы программирования и т.д.);
- Обработку тестовой информации ( например, тестовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.);
- Обработку графики ( например, средства для работы с графикой, средства для работы с векторной графикой);
- Обработку анимации, видеоизображения, звука ( инструментарий для создания мультимедийных приложений);
- Обработку знаний ( экспертные системы).
Распределение достаточно условное, т.к большинство информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации.
- Технология обработки информации на компьютере может заключаться в заранее определенной последовательности операций и исключать возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она проводится в автоматическом режиме.
- По обслуживаемым предметным областям информационные технологии подразделяются разнообразно. Например, в экономике можно выделить : бухгалтерский учет, банковская, налоговая и страховая деятельность и др. Также информационные и коммуникативные технологии широко применяются в науке, образовании, культуре, производстве, военном деле и т.д. [8;с5]
В области образования информационные и коммуникативные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. В обучении информационные и коммуникативные технологии могут быть использованы , во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся , во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные и коммуникативные технологии , используемые в обучении, делятся на две группы:
- Технологии предъявления учебной информации;
- Технологии контроля знаний.
По мнению Дружинина В. И, к числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электроннотехнические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучении относятся учебники, учебные и учебно – методические пособия; к оптическим – эпипроекторы , диапроекторы , графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков. [9;с85]
К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся: технологии, использующие компьютерные обучающие программы; мультимедия технологии; технологии дистанционного обучения. [9;с85]
Можно классифицировать информационные и коммуникативные технологии по степени взаимодействия между собой. Например, дискретное и сетевое взаимодействие; взаимодействие с использованием различных вариантов обработки и хранения данных; распределенная информационная база и распределенная обработка данных.
Особое место занимают сетевые технологии , которые обеспечивают взаимодействие многих пользователей.
Глобальная информационная технология включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества.
Базовая информационная технология предназначена для определенной области применения ( научные исследования, обучение и т.д.)
Самыми распространенными информационными технологиями являются:
- Редактирование текстовых данных;
- Обработка табличных и графических данных. [12;с22]
Информационные и коммуникативные технологии можно классифицировать по следующим критериям:
-функционально –
-предметно – ориентированные технологии;
-проблемно – ориентированные технологии.
Функционально – ориентированные технологии предназначены для реализации одной из типовых относительно автономных задач обработки информации. Такие технологии могут обладать довольно высокой степенью универсальности и быть доступными для разработки и воспроизводства при минимальном участии будущего потребителя.
Предметно – ориентированные информационные технологии предназначены для решения конкретной специфической задачи в конкретной области. Они максимальным образом удовлетворяют частным требованиям данного применения и могут обладать наименьшей степенью универсальности. Как правило, их появление невозможно без участия будущего пользователя.
Однако часто удается обобщить требования со стороны ряда конкретных приложений и выделить некоторые типовые прикладные проблемы. Отсюда возникает понятие проблемно – ориентированной информационной технологии , которое занимает в определенной степени промежуточное положение функционально – ориентированной и предметно – ориентированной технологией. Потенциальные пользователи такой технологии могут принять участие в ее разработке только на начальной стадии обобщения и типизации конкретных задач или конечной стадии – при разработке некоторых специализированных дополнений. Это позволяет основную часть технологии создавать автономно от пользователя и применять унифицированные технические решения.[ 31;с256 ]
В соответствии с выбранной классификацией к функционально – ориентированным информационным технологиям относятся:
-математические вычисления;
-математическое моделирование;
-программирование;
-обработка текстовой информации;
-обработка табличной информации;
-обработка изображений;
-обработка сигналов;
-передача и распределение информации.
Проблемно – ориентированные технологии базируются на использовании:
-информационно – поисковых систем;
-без данных и без знаний;
-обучающих систем;
-систем автоматизации научных исследований;
-настольно – издательских систем;
-систем для перевода с одного языка на другой.
Примерами предметно – ориентированных информационных технологий могут служить технологии для:
-медицинских систем;
-общего и специального профессионального обучения;
-средств массовой информации;
-игровых и развлекательных систем;
-применений в быту.
В зависимости от поставленных целей возможно использование и других критериев классификации. [1;с102]
По мнению Бурункина Д.А. существует несколько подходов к позиционированию средств ИКТ, используемых в учебном процессе. Наиболее перспективным и содержательным предоставляется подход, при котором в качестве критерия классификации выступает область методического назначения средства ИКТ. Основные структурные элементы такой классификации отражены в схеме.[ 21;с87]
Схема 1. Классификация средств ИКТ, нацеленных на непосредственное использование в учебном процессе.
С вопросами применения средств ИКТ в учебном процессе традиционно тесно связаны технологии и средства измерения, контроля и оценки результатов обучения. Действительно, в настоящее время практически во всех учебных заведениях системы открытого образования компьютерная и телекоммуникационная техника применяется в целях педагогических измерений и контроля. Безусловно, тематические направления подобных педагогических измерений всегда коррелируют с содержанием, методами, формами и средствами реализуемой педагогической деятельности.[2;с213 ]
Построение таких средств
ИКТ должно опираться на
Любой тест представляет собой совокупность нескольких тестовых заданий, каждое из которых является минимальной составляющей единицей теста, состоящей из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания может содержать или не содержать набор ответов для выбора. [30;с208]
Существует распространенная классификация форм и видов тестовых заданий. Выделяют четыре основные формы тестовых заданий:
- закрытой формы, в которой тестируемые выбирают правильные ответы из нескольких предложенных;
- открытой формы, где ответы дают сами испытуемые;
- на соответствие, при ответе на которые элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества;
- на установление правильной последовательности, в которых устанавливается требуемая заданием последовательность действий, операций, вычислений. [36;с20]
Современные средства ИКТ и информационные инструментальные среды позволяют строить педагогические тесты с выборочными, числовыми, конструируемыми ответами. На практике в системе открытого образования чаще всего применяют закрытые тестовые задания с выборочными ответами. Такие тесты более просты в подготовке и использовании.
Рассмотрев различные классификации современных информационных технологий, мы выявили, что соответственно целям, выделяют основные направления применения информационных технологий: в качестве средств и инструментов обучения, как средство творческого развития обучаемого, в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, психодиагностики, для интенсификации и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
Вывод по главе: Таким образом, изучая теоретическую литературу по данной проблеме, мы установили что: Информационные технологии -это совокупностью методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации, для снижение трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности.
Все информационные технологии можно классифицировать:
- В качестве средств и инструментов обучения: обучающие, тренажерные, информационно - поисковые и справочные, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, расчетные и учебно-игровые.
- Способу реализации в ( автоматизированных) информационных системах ( АИС)
- Степени охвата задач управления.
- Классам реализуемых технологических операции.
- Типу пользовательского интерфейса.
- Технологиям обработки информации.
- Обслуживаемой предметной области.
В следующей главе будет рассмотрено использование современных информационных технологии в учебном процессе для активизации учебной деятельности и изучен опыт учителей – практиков по использованию современных информационных технологий в образовательном процессе.
- Cовершенствование оценки эффективности стратегии деятельности предприятия
- cовершенствование цен и ценообразования на предприятиb
- Cовершенствование экономической деятельности предприятия
- Cовершенствования ассортимента торгового предприятия
- Cовершенствования взаимодействия рынка труда и рынка образования в образовательных учреждениях
- Cовершенствования коммуникаций в организации
- Cовершенствования организации доходов и расходов от обычных видов деятельности
- Cкорпионы и пауки, их роль в медицине
- Cкрытая передача информации в аудиосигналах с использованием вейвлет-преобразования
- cмешанная экономика
- Cмягчaющиe и oтягчaющиe oбcтoятeльcтвa
- Cовершенствованиt системы управления трудовыми ресурсами
- Cовершенствование государственного регулирования рынка труда Республики Беларусь в условиях модернизации экономики
- Cовершенствование налогового администрирования как фактор стимулирования экономики в КР