Налоговые льготы юридических лиц
Содержание
Введение
Понятие льготы в действующем налоговом законодательстве введено пунктом 1 статьи 56 НК РФ.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщикам сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы устанавливаются и отменяются:
- по федеральным налогам - федеральными законами РФ;
- по региональным налогам - законодательством субъекта РФ;
- по местным налогам - актами органов местного самоуправления,
причем в последних двух случаях положения документов, устанавливающих льготы, не должны противоречить НК РФ.
Налогоплательщик
вправе отказаться от использования
льготы либо приостановить ее использование
на один или несколько налоговых
периодов, если иное не предусмотрено
НК РФ.
Целью
данное работы является рассмотрение
основных льгот, возникающих при налогообложении
юридических лиц.
1. Федеральные налоги и сборы
- Налог на добавленную стоимость
Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" предусматривает специальную статью, благодаря которой налогоплательщики имеют возможность использовать в своей хозяйственной деятельности ряд льгот. Это статья 149 НК РФ.
Статья 149 НК РФ определяет операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Льготы, установленные данной статьей, можно разделить на следующие группы:
- льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг);
- льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков;
- льготы, предоставляемые при осуществлении отдельных операций.
Льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров:
- реализация почтовых марок (за исключением коллекционных), маркированных открыток и маркированных конвертов;
- реализация лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;
- реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- реализация некоторых медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ:
- важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
- протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
- технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);
- медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг:
- услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
- услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
- услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
- услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
- услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
- услуги патолого-анатомические;
- услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
- реализация монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных) являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств.
К коллекционным монетам из драгоценных металлов относятся:
- монеты из драгоценных металлов, являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств), отчеканенные по технологии, обеспечивающей получение зеркальной поверхности;
- монеты из драгоценных металлов, не являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств);
- услуги по гарантийному ремонту товаров в период гарантийного срока эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;
- ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, а также культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ);
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджетных средств а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;
- реализация драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;
- реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, за исключением базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, подлежащего налогообложению налогом на добавленную стоимость;
- реализация продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям;
- услуги по перевозке пассажиров:
- городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного).
- морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
- проведение работ по тушению лесных пожаров;
- услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации;
- работы и услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах, а также лоцманская проводка;
- услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения организациями физкультуры и спорта спортивно-зрелищных мероприятий;
- реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;
- передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.
Льготы, предоставляемые определенным категориям налогоплательщиков:
- услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений;
- реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли;
- услуги учреждений культуры и искусства
- услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуг по распространению билетов, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;
- реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
- реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.
К учреждениям культуры и искусства в целях настоящей главы относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;
- работы организаций кинематографии по производству кинопродукции;
- реализация товаров общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов;
- реализация товаров лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;
- услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;
- реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 процентов, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы;
- услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;
- ритуальные услуги: работы по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей;
- осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации);
- оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами;
- проведение основанных на риске игр организациями игорного бизнеса;
- услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях;
- проведение занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях;
- реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы;
- услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты;
- услуги аптечных учреждений по изготовлению лекарственных средств, изготовлению и ремонту очковой оптики (кроме солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий;
- оказание услуг членами коллегий адвокатов, а также оказание услуг коллегиями адвокатов членам этих коллегий в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
- услуги, за которые уполномоченными органами взимается государственная пошлина;
- передача товаров для собственных нужд организациями уголовно-исполнительной системы.
Льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций:
- услуги по предоставлению в аренду служебных или жилых помещений иностранным гражданам или организациям, имеющим аккредитацию в России (применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан РФ и российский организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором Российской Федерации);
- услуги по предоставлению займа в денежной форме;
- работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих;
- передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности;
- реализация товаров в рамках оказания безвозмездной помощи;
- предоставление в пользование жилых помещений.
Возможность применения налоговых льгот налогоплательщиком, претендующим на ту или иную льготу по НДС, зависит от соблюдения им ряда условий пользования льготами, установленных НК РФ.
Предусмотренные НК РФ условия пользования льготами условно можно разделить на общие условия применения налоговых льгот, то есть условия, распространяемые на всех без исключения соискателей льгот, и специальные, установленные в зависимости от конкретной льготы по налогу на добавленную стоимость.
Согласно положениям части второй НК РФ, общие условия применения налоговых льгот по НДС следующие:
- ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и не подлежащих налогообложению. Таково требование пункта 4 статьи 149 НК РФ;
- наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое требование выдвигает пункт 6 статьи 149 НК РФ.
- Деятельность осуществляется в собственных интересах (непосредственно производят товары, выполняют работы, оказывают услуги).
Иногда возникают ситуации, когда при налоговой проверке выявляются факты неправомерного использования льгот. Необходимо отметить, что специальной ответственности по этому поводу НК РФ не устанавливает.
Однако
если налоговый орган при проверке
выяснит, что налогоплательщик применил
льготу не имея на нее права, а это соответственно
привело к занижению суммы налога,
подлежащего уплате в бюджет, то в этом
случае налоговый орган наложит штраф
на налогоплательщика в размере
20% от неуплаченной суммы налога, в
соответствии со статьей 122 НК РФ.
Также НК РФ предусматривает для налогоплательщиков возможность освобождения от обязанностей исчисления и уплаты НДС в бюджет. Данное освобождение может быть предоставлено налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 145 НК РФ. Однако НК РФ требует выполнения некоторых условий:
- за три предшествующих последовательных календарных месяца общая сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика без учета налога не превысила в совокупности один миллион рублей;
- налогоплательщик НДС в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев не осуществлял реализацию подакцизных товаров.
В некоторых случаях применение льгот по НДС может быть невыгодным. В таком случае налогоплательщик имеет право отказаться от ее использования отказаться от ее использования в порядке, установленном пунктом 5 статьи 149 НК РФ.
Отказ
от льготного налогообложения
Период неиспользования льготы не может быть менее 1 года.
1.2 Акцизы
Перечень операций, освобождаемых от налогообложения акцизами, приведен в статье 183 НК РФ. Это следующие операции:
- передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
- первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
- реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации.
Освобождение таких операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 НК РФ только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта или при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.
Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации либо при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 НК РФ или банковской гарантии. Такие поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены пунктами 7 и 7.1 статьи 198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней.
При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
При
уплате акциза вследствие отсутствия
у налогоплательщика
Перечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.
1.3 Налог на прибыль организаций
Действующий
сегодня порядок
Льготы по налогу на прибыль были предусмотрены статьей 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", однако с вступлением ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства российской федерации о налогах и сборах» от 06.08.01 №110-ФЗ данный закон утратил силу, за исключением нескольких статей, которые утрачивают силу в специально порядке:
1) Льгота может быть предоставлена малым предприятиям, осуществляющим определенные виды деятельности.
Критерии отнесения предприятий к малым установлены Федеральным законом 14 июня 1995 года №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в статье 3 (Приложение №45). Под такими субъектами понимаются коммерческие организации:
В уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов не превышает 25%;
Доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
Средняя численность
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно - технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30
- человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов
- деятельности - 50 человек.
При расчете средней численности работников учитываются также работающие по гражданско-правовым договорам и по совместительству, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Под субъектами малого предпринимательства
понимаются также физические лица,
занимающиеся предпринимательской
деятельностью без образования юридического
лица.
Льгота может быть предоставлена малым предприятиям, осуществляющим следующие виды деятельности:
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство продовольственных товаров;
- производство товаров народного потребления;
- производство строительных материалов;
- производство медицинской техники, лекарственных средств и
- изделий медицинского назначения;
- строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Таким предприятиям льгота предоставляется в следующем порядке:
В первые два года работы - полное освобождение от уплаты налога при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 70% общей выручки от реализации продукции. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации;
В третий год работы - налог уплачивается в размере 25% от установленной ставки, при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 90% общей выручки от реализации продукции;
В четвертый год работы - налог уплачивается в размере 50% от установленной ставки, при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 90% общей выручки от реализации продукции.
Данной льготой могут воспользоваться только те предприятия, которые имели на нее право до 1 января 2002 года. Льгота применяется до окончания срока, на который была предоставлена.
При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока со дня его госрегистрации, сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее ЦБ РФ) за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
2) Не облагается налогом прибыль предприятий, находящихся (передислоцированных) в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, полученная от выполнения проектно-конструкторских, строительно-монтажных, автотранспортных и ремонтных работ, изготовления строительных конструкций и деталей:
- если объемы работ по ликвидации последствий радиационных катастроф составляют не менее 50 процентов от общего объема, освобождается от налогообложения вся прибыль;
- если объем указанных работ составляет менее 50 процентов от общего объема, не облагается налогом часть прибыли, полученная в результате выполнения этих работ.

- Налоговые механизмы
- Налоговые нагрузки
- Налоговые неплатежи: социально-экономическое содержание и пути снижения
- Налоговые обязательства
- Налоговые обязательства и способы их обеспечения
- Налоговые обязательства и способы их обеспеченья
- Налоговые органы
- Налоговые льготы как инструмент повышения рентабельности производства
- Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования
- Налоговые льготы по косвенным налогам в России и зарубежных странах
- Налоговые льготы по косвенным налогам в России и зарубежных странах
- Налоговые льготы по НДС на территории РФ
- Налоговые льготы, предусмотренные по федеральным налогам и сборам
- Налоговые льготы, система применения и основные тенденции льготного налогообложения в современной России