Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Забайкальского края

ГБОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки ___ курса

специальности 050144 Дошкольное образование

__________________________________________________

 

Закаливание как  средство оздоровления детей дошкольного  возраста

 

 

 

 

 

 

Допустить к защите:                                   Руководитель:

Зав. отделением заочной  формы                ___________________

обучения_________         

  «____» _______________ 2012 г.       

               

 

 

 

 

 Чита –  2012

Содержание

 

Введение..................................................................................................................3

Глава I. Теоретические аспекты закаливания......................................................5

1.1. Физиологические механизмы закаливания  организма......................5

1.2. Принципы закаливания.......................................................................11

1.3. Основные виды закаливания детей…………………………………..13

Глава II. Роль закаливания в оздоровлении детей дошкольного возраста.......19

2.1. Особенности закаливания детей  дошкольного возраста..................19

2.2. Организация закаливания в условиях  ДОУ с целью оздоровления

детей..............................................................................................................23

Заключение.............................................................................................................29

Список  литературы................................................................................................31

Приложение………………………………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию  внешней среды, наиболее длительное и непрерывное воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Чем младше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее при  неблагоприятных условиях среды  он может переохладиться или перегреться  из-за малой приспособленности детей  младшего возраста передача раздражений  к центрам и ответная реакция  у них протекают замедленно и  не в полную силу. Их организм часто  не успевает отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому  детей приходится искусственно ограждать  как от воздействия холода, так  и от перегревания, чтобы предупредить возникновение у них различных  заболеваний.

Закаливание следует рассматривать  как важнейшую составную часть  физического воспитания детей. Лучшими  средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Целью закаливания является выработать способность организма  быстро изменять работу органов и  систем в связи с постоянно  меняющейся внешней средой.

Актуальность темы «Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста» обусловлена тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых.

Научная разработка проблемы закаливания стала возможной  лишь благодаря физиологическим  исследованиям. У истоков этого  направления стоял крупный отечественный  физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви-Гориневской, Г.Н. Сперанским Е.Д. Заблудовской, Е.К. Талановой и многими другими.

Таким образом, закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.

Объект исследования – система закаливания.

Предмет исследования – закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста.

Цель данной работы – выяснить роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по теме закаливания детей дошкольного возраста.
  2. Определить роль закаливания как средства оздоровления детей дошкольного возраста.
  3. Сделать выводы по результатам проведенного теоретического исследования.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты закаливания

 

1.1. Физиологические  механизмы закаливания организма

 

Единственным и  самым  эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения  его  устойчивости  к холоду является закаливание. Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше  начинать с самого раннего возраста. У многих людей отношение к  холоду неверное в принципе. Необходимо устранить психологический барьер  исторически  программируемого  страха  перед  холодом, снять  негативный настрой против него. Этому  способствует закаливание,  оно  не только повышает устойчивость к  холоду,  но и является могучим  средством, обеспечивающим нормальное протекание развития ребенка. Поэтому  оно может занять прочное место  в ритме жизни всех детей и  подростков. Особенно велика роль закаливания  в профилактике простудных заболеваний, причина которых в основном - страх:  смелые закаленные люди,  как правило,  не простужаются.

Что же  такое  закаливание?  Закаливание  холодными  воздействиями  характеризуется следующими положениями.

Во-первых, закаливание - это система закаливающих  моментов в ритме дня, а не только какая - либо одна закаливающая процедура.  Это процесс, закладывающийся на всю жизнь, определяющий формирование мышления и деятельности.

Во-вторых, закаливание - это активный процесс. Он  предполагает  намеренное  использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции,  обеспечивающих поддержание температуры тела  на  относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды) [5].

В-третьих, закаливание  холодом  вызывает в организме два вида эффектов:  специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е. к тому воздействию, которое использовалось в процессе  закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости  и  к  некоторым  другим  воздействиям,  например,  к недостатку кислорода. Помимо естественного равновесия с природой, идет устойчивость к действиям  и против нее, противоестественных (это техническое, химическое и прочее искусственное искажение самой природы).

В-четвертых, специальное  закаливающее действие, например, обтирание только груди холодной водой,  вырабатывает  специфическую устойчивость к охлаждению. В данном случае устойчивость к холоду проявляется в полной мере при охлаждении  груди:  при охлаждении других участков тела ее проявление будет менее значительно [20].

При охлаждении тела или частей тела, например, рук, желательно знать определенные стадии в реакции кожи. Первая из  них - побеление,  связанное с сокращением просвета кожных сосудов, образование «гусиной кожи» и появление так называемого первичного озноба. Это уровень нашей готовности, так сказать, свободы в природе.

Дальнейшее охлаждение  сопровождается  расширением кожных сосудов,  покраснением кожи.  Она  становится теплой. Это вторая стадия.  При  умеренных охлаждениях открытые части тела (лицо, руки) могут пребывать  во второй стадии длительное время. Человек  при этом не ощущает действия холода.

Продолжение охлаждений вызывает появление третьей  стадии - вторичного озноба.  Симптомы его следующие: кожа снова бледнеет,  приобретает синюшный оттенок.  Ее сосуды расширены, наполнены кровью, способность их сокращаться ослаблена. Выработка тепла химической терморегуляцией оказывается недостаточной.  Губы синеют. При вторичном ознобе может произойти переохлаждение организма и развиться заболевание.

У незакаленных  и ослабленных  взрослых, и особенно у детей, вторая стадия может не появиться,  а сразу наступить третья - переохлаждение  со  всеми вытекающими из  этого негативными последствиями. Что касается растирания кожи и выполнения физических упражнений (после воздействия холодной водой), то необходимо сказать,  что они повышают температуру кожи,  сокращают время действия  охлаждения  и растягивают процесс становления закаливания.  Следовательно,  использование растирания кожи до ее  потепления,  интенсивного самомассажа и выраженных по теплопродукции физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограничено.  Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба,  «гусиной кожи», а при наличии устойчивости к холоду - при возникновении вторичного озноба, т.е. для срочного прекращения охлаждения [4].

Установлено, что в большей  мере главной причиной  возникновения  простудных  заболеваний  является не сильное,  резкое действие холода, а замедление, слабое охлаждение части  кожной поверхности,  короткие,  но  резкие перепады температур (10-15°С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого  участка.  Чем быстрее осуществляются материальные траты органа,  системы или организма при  деятельности,  тем  скорее протекают восстановительные процессы в них.

Для воспитания оптимальной  устойчивости организма к  различным  охлаждениям, тренировку желательно производить  к возможно более широкому диапазону  перепадов температур по времени  и силе воздействия.

Недостаточная интенсивность  и  непродолжительное   время  воздействия  холода не приводят к  выработке устойчивости к охлаждениям  у человека.  Психологически это  должен быть  барьер, который нужно  преодолеть. Появление волнения перед  воздействием уже хорошо.  Если появляется момент перехода одного состояния в  другое,  то, согласно психологической  диалектике, задача решена.

Зная все  вышеуказанные  закономерности формирования процессов  закаленности в организме, становится понятно, почему не срабатывали  много  лет предлагаемые «методики» закаливания  детей с постепенным снижением температуры воды на 1°С в течение одной недели.

Влияние холода и состояние  гипотермии затрагивает практически  все  системы организма.  У обнаженного  человека в покое прирост обменных процессов при понижении  внешней  температуры на  1°С составляет 10%,  а при интенсивном охлаждении они могут возрасти в 3-4 раза в сравнении с уровнем основного обмена [4].

Академик В.В. Парин,  изучая организмы местных термических  воздействий на работу сердца человека установил, что вода температурой 6-8°С, в которую опускали кисть или стопу, увеличивала  минутный  объем сердца на 25-30%,  и это увеличение сохранялось в течение часа,  постепенно снижаясь. Оно происходило только за счет возрастания ударного объема,  т.к. сердечный ритм во время опыта не меняется.

Физическая тренировка   приводит  к  повышению  холодовой  чувствительности.  Эти изменения  противоположны  тем,  которые  наблюдаются при вхождении в  холодную природную атмосферу. Поэтому  физические нагрузки с выраженной теплорегуляцией,  каждое последующее  охлаждение,  осуществляемое  при  повышающейся, по сравнению с исходной, температурой тела, не сопровождается усилением  устойчивости к холоду. Учитывая эти  закономерности,  не следует при  закаливающих процедурах  выполнять  физические упражнения  со значительными  физическими нагрузками.

Регулярное закаливание  охлаждениями благоприятно сказывается  не  только на холодовой устойчивости,  но и на состоянии положительных  неспецифических иммунных реакций  организма. Происходит  увеличение  секреции  гормонов  коры и мозгового  слоя надпочечников,  а также гормонов щитовидной железы с  одновременным  повышением  утилизации  этих  гормонов тканями.  Более высокая активность гормонов успешно позволяет  бороться  организму  с различными инфекционными заболеваниями.  Это в равной степени и параллельно относится  к  психологическим  инфекциям: агрессии, ложной идее, обману и т.п. [8]

Часто у многих возникает  боязнь, что обливание всего тела холодной водой приведет к переохлаждению всего организма.  Однако еще И.П. Павлов писал, что организм человека можно представить  себе состоящим  из «сердцевины» с постоянной температурой и «оболочки»,  меняющей свою температуру  в зависимости от температурных   условий  внешней  среды.  Постоянная  температура «сердцевины» (ее колебания  36,5-37,5°С) поддерживается химической  терморегуляцией.  Увеличение  тепла в 3 раза может происходить за счет непроизвольных мышечных  сокращений  (дрожи).  У закаленного человека увеличение теплообразования к холоду больше,  чем у незакаленного. Поэтому кратковременное обливание  холодной водой и последующая регуляция временного интервала пребывания на воздухе в обнаженном виде  до  появления заметной  дрожи не может приводить к переохлаждению «сердцевины». В то же время появляющаяся в этой фазе еле заметна микровибрация  мышц,  согласно  открытию Аринчина о «периферических сердцах»,  является тем  физиологическим  механизмом,  который влияет на перераспределение крови в сосудистой системе,  ведущей к увеличению венозного притока крови к сердцу и увеличению его минутного объема на 25-30%.

Если рассмотреть процесс  глубже, то возникает генерирующий  эффект,  происходит  увеличение электрической активности.  Организм из потребителя  энергии  становится  ее  генератором.  Рождается  не  только чисто физическая энергия - идет рождение творчества, идейной, поэтической, мыслительной деятельности.

П.К. Иванов в  своей  системе  оздоровления указывает,  что обливаться холодной водой нужно 2 раза в день, а при заболевании обливаться надо каждые 3-4 часа. Почему?

В природе любой переход  из одного состояния в другое сопровождается выделением или поглощением энергии.  Если рассмотреть это с точки  зрения  состояния  человека,  то  эмоциональное переживание,  например,  переход  от страха к  радости,  от агрессии к спокойствию  и т.п., дополнительно дает импульсы и заряды к жизни и деятельности. В нашем случае этому способствует холодная вода.

В обычном  виде вода на четверть состоит из молекул паравод (у  них протоны водорода вращаются  в одну сторону) и на три четверти - молекул ортовод (здесь вращение в разные стороны).  Это состояние воды природное,  и наш организм, если вода находится в нем именно в таком состоянии,  чувствует себя комфортно. При любом заболевании в первую очередь «расходуются» молекулы паравод. Американские ученые даже разработали теорию «Параводная оценка здоровья человека».  Так вот,  при обливаниях под действием магнитных импульсов, один из протонов водорода в молекулах ортовод мгновенно изменяет свое вращение,  становясь молекулой паравод, и при этом мгновенно выделяется большое количество тепла [15].

В чем состоит оздоровление? Дело в том, что в течение первых полутора минут при воздействии  холода наша система  терморегуляции как бы еще не работает,  а вся  защита организма происходит за счет  бесплатной,  «протонной  энергии».  При  этом часть воды у точек  раздражения нагревается импульсивно до 42,2°С, а эта температура губительна для больных клеток.

Заканчивая физиологическое  обоснование системы закаливания  по П.К. Иванову,  мы подчеркиваем,  что все  вышеприведенные крупные  исследования и открытия в науке  осуществлялись параллельно с 50-летней практикой природного оздоровления  русского самородка П.К. Иванова.

Система Иванова - это не только  закаливающие  процедуры. Это новый образ жизни, новое мировоззрение. Ибо в этой простой системе содержатся ответы на многие вопросы, волнующие человечество.

Здоровье - это те поступки,  которые нужно совершать каждый день, каждый час. Смысл их очень понятно и просто изложен в «Детке».  И в принципе путь к совершенству лежит в  выполнении двенадцати заповедей. 

Таким образом, в настоящее  время наука - физиология,  гигиена, медицина, педагогика - располагает достаточно  объективным   материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей с самого раннего возраста. Однако нужно сказать, что закаливание - не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.

 

1.2. Принципы закаливания 

 

В результате  применения системы П.К. Иванова и других методов закаливания людьми различного контингента, в том числе и  дошкольниками, сложился ряд принципов  закаливания, которые позволяют  достичь желаемых результатов.

Принцип первый - регулярность. Лучше всего ежедневные занятия,  которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в нашем организме. Им подчиняется деятельность многих органов и систем.

Принцип второй - постепенность. Постепенное увеличение нагрузки,  поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть  медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата.

Принцип третий - интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма.  Закаливающий эффект будет выше там, где применяли более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.

Принцип четвертый - сочетаемость общих и местных охлаждений.  Скажем, при обливании стоп, тело остается не закаленным, а наоборот,  обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма - при чередовании общих закаливающих процедур с  местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).

Принцип пятый – не растираться после обливания.

Растирание до покраснения, массаж ограничивают процесс охлаждения, прерывая  его. Не следует проводить закаливание после интенсивной физической нагрузки, которая тоже тормозит течение термовосстановительного процесса после охлаждения.

Принцип шестой – многофакторность природного воздействия, т.е.  использование солнца, воздуха, земли, снега. К тому же, обращаться с ними непосредственно в природе. Например, купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т.д.

Принцип седьмой- комплексность. Он означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.

Наконец, принцип восьмой - закаливание должно проходить на фоне  положительных эмоций.  Конечно, приходится проявлять настойчивость.  Однако, как бы велико не было это усилие, ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать  индивидуальность ребенка и состояние его здоровья [12].

Исходя из вышеперечисленных  принципов закаливания строится вся основная работа в дошкольных учреждениях. Учитывается индивидуальность каждого ребенка и подбирается  подход к работе с ним. Так же к  работе активно привлекаются сотрудники дошкольного учреждения, родители, врачи.

 

 

1.3. Основные виды закаливания детей

 

К основным видам закаливания  детей относятся: закаливание воздухом, солнцем и водой. Рассмотрим их подробнее.

Закаливание воздухом

Воздух  - наиболее доступное  средство закаливания в любое  время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму  выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям.

Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Оздоровительный  эффект его тем больше, чем большая  поверхность кожи подвергается влиянию  воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной  одежде.

С детьми первого года жизни  воздушные ванны можно проводить  спустя 30-40 минут после еды, а старше года – через 1-1,5 часа. Воздушные  ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой, подвижными играми, работой в саду и на огороде. Во время движений и  трудовой деятельности в организме  образуется тепло, предохраняющее ребенка  от переохлаждения и простудных заболеваний.

Младших детей (первый год  жизни) во время воздушной ванны  на несколько минут оставляют       в одних распашонках, а затем  и полностью раздевают. Дети старше 1 года вначале принимают воздушные  ванны в майках, трусах и легкой обуви, по мере закаливания — в  трусах и, если позволяют условия, босыми.

Хождение босиком —  хорошее средство для закаливания, укрепления и формирования свода  стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует  в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2—З мин до 10— 12 мин и более. Минимальная температура  воздуха, при которой детям разрешается  ходить босиком, 20—22 °С.

Оздоровляющее действие воздуха  необходимо также использовать при  организации дневного сна и прогулок.

Воздушные ванны начинают проводить с детьми двухмесячного  возраста. В теплую погоду их сон  организуют в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей  на открытых верандах, террасах, специально оборудованных площадках под  навесом или в тени деревьев, в  лесу, на берегу реки или моря, в ненастные  дни и зимой — на верандах или  в комнатах при открытых форточках [12].

Закаливание солнцем

Под воздействием солнечных  лучей химические и биологические  процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен веществ повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. Солнечные лучи оказывают  благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут  причинить вред, вызвать тяжелые  ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, токсический диффузный зоб, желудочно-кишечные расстройства).

Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям  первого года жизни и детям  старшего возраста с резким отставанием  в физическом развитии, страдающим малокровием, с повышенной нервной  возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение  рассеянным светом и отраженными  солнечными лучами.

В дошкольных учреждениях  закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной  деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят  к местным солнечным ваннам, для  чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая  шапочка). Для проведения солнечных  ванн игры детей организуют под прямыми  лучами солнца на 5—6 мин, а затем  ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные  ванны становятся общими, для этого детей раздевают, оставляя их в трусах и майках, а затем в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин, постепенно его доводят до 10 мин.В течение дня продолжительность солнечных ванн может быть 40—50 мин.

Эти процедуры являются не только оздоровительным мероприятием, но и хорошей профилактической мерой  против заболеваний детей рахитом, а также простудными и другими  болезнями [22].

Закаливание водой

Водные процедуры могут  быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание  всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах). Используют воду такой  температуры, которая не вызывает большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28—36°С), и проводят тогда, когда  тело его не переохлаждено и не перегрето.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2—3 дня) снижают на 1 °С и доводят ее для детей от 1 года до 2 лет с 28 до 20 °С, от 2 до 3 лет — до 16 °С, для детей 3 лет и старше — до 14°С.

Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2—3 лет, кроме  этого, шею и руки до локтя, от 3 лет  и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания.Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия.

Местное обливание ног проводят из ковша вместимостью 0,5 л при температуре воздуха в помещении не ниже 20 °С. Во время процедуры смачивают нижнюю половину голени и стопы. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4—5 см). На каждое обливание расходуется 2—3 л воды соответствующей температуры. Собственно обливание продолжается 15—20 с, затем ноги ребенка обтирают сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание ног проводят обычно после дневного сна. Летом целесообразно обливание ног сочетать с их мытьем после прогулки: ноги моют теплой водой с мылом и обливают водой соответствующей температуры [10].

При обливании ног детей  первых лет жизни используют воду начальной температуры 30 °С, а затем  ее снижают через каждые 1—2 дня  на 2 °С и постепенно доводя до 18—16°С, а в дошкольных группах (4—7 лет) до 16— 14 °С.

Контрастное обливание может быть щадящим: вначале ноги обливают теплой водой (35—3б°С), а затем сразу прохладной (24—25°С), после чего вновь теплой водой (35—36°С). Постепенно температуру теплой воды повышают до 40 °С, а прохладной снижают до 18 °С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется ослабленным детям или перенесшим болезнь. Закаленным и редко болеющим детям эту процедуру лучше проводить в обратном порядке, начиная с холодной воды (24—25 С) и переходя к воде температуры 35—36°С, а затем вновь к холодной с таким же постепенным изменением температуры. После обливания — сухое растирание. Общие водные процедуры (обтирание, обливание, купание) проводятся не раньше чем через 30—40 мин после приема пищи.

Обтирание можно начинать с 3-месячного возраста. Детям первого  года жизни, а также ослабленным  воспитанникам старшего возраста перед  обтиранием водой в течение 1 —2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого  покраснения ее.

Детям грудного возраста сначала  обтирают руки и ноги, затем шею, грудь, живот и только после этого  спину. Ноги и руки обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу (это предупреждает застой крови в венах и капиллярах). Детей, умеющих хорошо стоять, обтирают в положении стоя: сначала верхнюю, а затем нижнюю часть тела.

С 5—7 лет дошкольников приучают обтираться самостоятельно, помогая  им смачивать рукавичку и обтирать спину.

Обливание всего тела проводят при температуре воздуха не ниже 23 °С. Воду льют из лейки на плечи, грудь, спину (расход воды 1,5—2,0 л), при этом сосуд с водой держат на 6—8 см над ребенком. После обливания  сразу следует сухое растирание. Длительность процедуры увеличивают  с 15 до 35 с. Температуру воды снижают  через 3—4 дня на 2°С душевые установки (смесители) используют при закаливании  водой только в том случае, если они обеспечивают ее постоянную температуру [12].

Купание в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море) — одна из любимых детьми закаливающих процедур. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода (ее температура, состав). Все это в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует работу нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем.

Купание в открытых водоемах вызывает значительное напряжение теплорегуляционных механизмов ребенка и поэтому  должно строго контролироваться. В  условиях дошкольных учреждений к купанию  в открытых водоемах допускают только здоровых детей (1-я группа по здоровью) старше 3 лет.

Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста