Закаливание детей дошкольного возраста

Введение

 

Основы будущей жизни, как известно, закладываются в раннем детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным направлением. В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры.

Актуальность темы «Закаливающие процедуры в работе с детьми дошкольного возраста» обусловлены тем, что уровень заболеваемости детей дошкольного возраста возрастает. Это связано с  состоянием окружающей среды и условиями образа жизни ребенка. Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям.

Предмет исследования – закаливание как средство оздоровления детей шестого года жизни.

Цель данной работы – выяснить роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми шестого года жизни.

В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

1.  Проанализировать научно-теоретическую литературу по теме закаливания детей дошкольного возраста;

2.  Провести экспериментальное исследование применения закаливания детей.

3.  Обосновать эффективность проведенной экспериментальной работы.

Цели и задачи программы детского сада по разделу «Здоровье» из государственной программы «Бiз мектепке барамыз»

 

Цель: охрана и укрепление здоровья ребенка, развитие  интереса к физическим упражнениям, стремления улучшать двигательные умения, правильно и точно выполнять движения, анализировать свои действия, сопоставлять их с образцом.

Задачи:

1. Укреплять здоровье, улучшать  общую физическую подготовленность  детей, удовлетворять биологическую  потребность в движении, создавать  положительный эмоциональный тонус.

2. Формировать жизненно  необходимые виды движений и  навыки правильного их исполнения.

3. Развивать физические  качества: ловкость, координационные  способности, общую выносливость.

4. Знакомить детей со  спортивными играми и упражнениями, событиями спортивной жизни страны, закладывать азы правильной спортивной  техники.

5. Развивать у детей  умения быть организованными, инициативными, поддерживать дружеские взаимоотношения  со сверстниками.

6. Создавать условия для  полноценного развития возрастных  функций, адаптационных способностей  организма, физической и умственной  работоспособности.

7. Формировать интерес  к активной двигательной деятельности  и потребность в ней, представление  о пользе занятий физическими  упражнениями и играми, основных  гигиенических требованиях и  правилах[15].

Гипотеза данного исследования основывается на предположении о том, что использование закаливания в процессе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста будет способствовать укреплению здоровья ребенка и снижение заболеваемости детей.

Теоретическую основу курсовой работы составляют материалы по исследованию особенностей и механизмов закаливания детей дошкольного возраста.

В работе для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: индивидуальные беседы,  обработка полученных данных.

Практическая значимость курсовой работы заключается:

- в исследовании роли закаливания процедур в жизни ребенка;

- в исследовании эффективности закаливания в системе оздоровительной работы с детьми четвертого года жизни.

Исследовательская работа осуществлялась на базе детского сада «Акку» г. Караганды.

Первый этап исследования - поисково-теоретический, представлял изучение и анализ научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования. Определялись методологические и теоретические основы исследования, проблема, объект, предмет и цель.

Второй этап  - опытно-экспериментальный, был посвящен проведению диагностической работы.

На третьем этапе – заключительно - обобщающем, была проведена  проверка выводов, осуществлялось осмысление результатов исследования,  оформлялись результаты   диагностического исследования.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованной литературы. Во введении обозначается выбор темы и её актуальность.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

    1. Сущность и механизмы закаливания

 

Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды (низким и высоким температурам, влажности и т. д.) путем систематического кратковременного воздействия на организм этих факторов в малых дозах. Физиологическая сущность закаливания заключается в повторном воздействии на организм охлаждения, высокой температуры и поочередных температурных воздействий, а также действия солнечного света или искусственного ультрафиолетового излучения. [1]

В основе закаливания лежит способность человека приспосабливаться к меняющимся условиям среды. При этом происходит снижение чувствительности организма к действию определенных физических факторов, например, систематическое воздействие холода ведет к повышению устойчивости организма к действию низких температур. Устойчивость организма к холоду – наиболее важная адаптация, так как при переохлаждении замедляется обмен веществ, ухудшается деятельность центральной нервной системы, падает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам среды, обостряются или возникают хронические заболевания. [3]

Воздействие закаливающих процедур затрагивает практически все системы организма как единого целого. Под их влиянием изменяется, прежде всего состояние нервной и эндокринной систем, что отражается на их регуляторной функции и способности активно взаимодействовать с окружающей средой.

Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни человека и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на воздухе, рациональную одежду, соответствующий возрасту воздушный и температурный режим помещения, регулярное проветривание помещения [6].

К специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением, гимнастические упражнения, массаж, воздушные и водные процедуры, плавание, начиная с раннего возраста.

Закаливание – комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно – климатических условий. Одним из важнейших факторов внешней среды является температура. Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах. В организме непрерывно происходят окислительные процессы с освобождением энергии, которая превращается в тепловую и передается во внешнюю среду. При понижении температуры внешней среды интенсивность обмена веществ увеличивается, тепла вырабатывается больше, что препятствует переохлаждению организма, и температура тела остается неизменной [14].

Нет человека, который не хотел бы быть здоровым. Но это требует усилий, и тем больших, чем нарушено здоровье. Начальные стадии закаливания – солнечные, воздушные и водные процедуры, купания в прохладной и холодной воде. Ученые заметили, что человек, надолго изолированный от солнца, перестает получать витамин Д, который образуется при облучении кожи ультрафиолетовыми лучами, в результате чего возникают нарушения деятельности различных органов. Поэтому предупреждение «солнечного голодания» является обязательным условием закаливания. Воздух – среда обитания всего живого на Земле. Холодный воздух, действуя на поверхность обнаженной кожи, закаливает организм. При ветре тело остывает быстрее, чем в безветрие. Чем выше скорость ветра, тем больше теплоотдача кожи и тем выше закаливающие свойства воздуха. Также в профилактике заболеваний, укреплении здоровья и лечении болезней огромную роль играет вода. Вода в целом и ледяная вода в частности обладает рядом свойств, которых нет у других жидкостей. Молекулы воды имеют различные структурные связи между кислородом и водородом, влияющие на ее свойства. Холодная вода является естественным стимулятором резервных сил организма. Вода отличается от лекарственных препаратов тем, что влияет на весь организм, в то время как многие лекарства действуют избирательно, нередко дают отрицательный побочный эффект .

Закаленные люди значительно реже болеют или не болеют совсем не только простудными, но и многими другими соматическими заболеваниями. Повышается их как умственная, так и физическая работоспособность. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Особенности закаливания детей дошкольного возраста

 

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.

Основные эффекты закаливающих процедур:

·  укрепление нервной системы,

·  развитие мышц и костей,

·  улучшение работы внутренних органов,

·  активизация обмена веществ,

·  невосприимчивость к действию болезнетворных факторов. [15]

Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей и не кутать детей, не бояться свежего воздуха. [18]

При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

·  проводить закаливающие процедуры систематически;

·  увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;

·  учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;

·  начинать закаливание в любом возрасте;

·  никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;

·  избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;

·  правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;

·  закаливаться всей семьей;

·  закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;

·  в помещении, где находится ребенок, никогда не курить. [14]

Основные факторы закаливания - природные и доступные «Солнце. Воздух и Вода». Закаливание проводится при непременном соблюдении следующих условий:

·  учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания;

·  комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур;

·  постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора;

·  систематичность закаливания - оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды;

·  Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры. [13]

Начинать закаливание ребенка можно в любом возрасте после осмотра малыша врачом-педиатром.

Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды, от исходной (35-36°), снижают очень медленно. И лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых детей. У детей, страдающих экссудативным диатезом, водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма. [5]

Детям от 1 года и старше, прошедшим такой курс закаливания, можно разрешить побегать босиком по крашеному деревянному или паркетному полу, а летом - по траве или по песку не более 30 минут в день; затем время постепенно увеличивают. Закаленный таким образом ребенок дошкольного возраста может с пользой для здоровья круглый год дома, а в теплое время и во дворе ходить без обуви. Полезны после хождения босиком ножные ванны с постепенным понижением температуры воды.

Поскольку стопы рефлекторно связаны с верхними дыхательными путями, детям, как и взрослым, полезно одновременно с хождением босиком полоскать горло и нос водой, постепенно снижая температуру воды от 20 до 8° С. Толкачев Б.С. [19]

Многие люди, приученные с детства ходить босиком, сохраняют эту привычку на всю жизнь и не имеют проблем с плоскостопием, деформацией стоп и др. Кроме того, они реже болеют простудными заболеваниями. Как уже было сказано, во всех случаях нужно придерживаться «золотых правил» закаливания — постепенности и систематичности. Ребенка нужно приучать к хождению босиком вначале на ковре, а в теплые летние дни - на траве или нагретом песке. [17]

Все процедуры, по закаливанию детей, не должны им приносить отрицательных эмоций и дискомфорта. Надо помнить и о том, что для детей с хроническими заболеваниями к закаливанию необходима и соответствующая терапия. В совокупности с лечением, закаливание принесет положительный результат, укрепит здоровье ребенка, позволит ему расти крепким, адаптированным к неблагоприятным воздействиям, человеком.

Закаливание следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Длительные перерывы ведут к ослаблению или полной утрате приспособительных защитных реакций организма.

 

  Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. [11]

При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

2. Надо проследить за  своевременным появлением покраснения  кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи  полотенцем "до красноты".  
        3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом". [10]

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. 

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.  
        2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.

Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.  
        3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения. [8]

Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями почек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких.

В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами. [6]

"ВОЗДУХ"

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим. [2]

Закаливание холодным воздухом. Прогулка на свежем воздухе, даже в морозный день отлично закаливает детей. Одежда в холодное время должна быть легкой, чтобы не сковывать движения ребенка и, в то же самое время, теплой. Положительный момент в закаливающих мероприятиях заключается в физическом и психологическом развитии детей. Чтобы приучить детей к непосредственному взаимодействию воздуха и тела применяются воздушные ванны. Полезно проводить их весной, когда тело непривычно к воздуху.

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе в течение круглого года. Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) проводятся на участке группы или спортивной площадке.

Как показал опыт работы дошкольных учреждений, в холодное время года физкультурные занятия лучше, проводить перед прогулкой или в конце ее, увеличивая время пребывания детей на свежем воздухе (зимой при температуре не ниже --12°--15°С). В ненастные, дождливые дни занятия проходят в физкультурном зале при открытых окнах.

Одежда детей при проведении физкультурных занятий летом: трусы и майка, спортивные тапочки или полукеды; в холодный период года (+6 -- -6°С): майка, футболка с длинными рукавами, спортивный костюм, колготы, шерстяная шапочка на матерчатой подкладке, простые носки, шерстяные носки, кеды; зимой (--7°-- 15°С): майка, рубашка фланелевая с длинными рукавами, спортивный костюм, колготы, шерстяная шапка на матерчатой подкладке, шерстяные носки, кеды, варежки; при ветре надевается куртка из непродуваемой ткани и рейтузы.

После физкультурных занятий дети в раздевальных или групповых помещениях растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в повседневную одежду.

Спортивная одежда должна хорошо просушиваться в сушильных шкафах и складываться в специальные мешки.

Абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе практически не имеется. Но дети, страдающие хроническими заболеваниями, должны приступать к ним в летнее время, при условии индивидуального подхода в дозировании мышечной нагрузки по назначению врача.

"СОЛНЦЕ"

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

- в младших группах до 20-25 мин.

- в старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть,  дать воды. [6]

 

 В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения, специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему: 

а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

б) рациональная одежда;

в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;  
г) воспитание привычки к холодной воде.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года  и от возраста детей.

 

         Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников. [4]

Интенсивные методы закаливания.

К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры.

Основные виды контрастных закаливающих процедур:

·  контрастные ножные ванны,

·  контрастное обтирание,

·  контрастный душ,

·  сауна,

·  русская баня. [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

В основе закаливания лежит способность человека приспосабливаться к меняющимся условиям среды. При этом происходит снижение чувствительности организма к действию определенных физических факторов, например систематическое воздействие холода ведет к повышению устойчивости организма к действию низких температур. Устойчивость организма к холоду – наиболее важная адаптация, так как при переохлаждении замедляется обмен веществ, ухудшается деятельность центральной нервной системы, падает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам среды, обостряются или возникают хронические заболевания.

Воздействие закаливающих процедур затрагивает практически все системы организма как единого целого. Под их влиянием изменяется прежде всего состояние нервной и эндокринной систем, что отражается на их регуляторной функции и способности активно взаимодействовать с окружающей средой.

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.

Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Все процедуры, по закаливанию детей, не должны им приносить отрицательных эмоций и дискомфорта.

Закаленные люди и дети значительно реже болеют или не болеют совсем не только простудными, но и многими другими соматическими заболеваниями. Повышается их как умственная, так и физическая работоспособность.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ.

 

Исследовательская работа осуществлялась на базе детского сада «Акку» города Караганды. В эксперименте участвовали учащиеся группы №11, в количестве 22 детей, в возрасте 6 лет. Результаты анализа медицинских карт детей до эксперимента свидетельствуют о неблагоприятной тенденции.

 Цель, задачи и организация  исследования

Цель данного исследования заключается в оценке влияния закаливания на детей дошкольного возраста.

Основные задачи исследования:

1.  Разработать и экспериментально обосновать технологию закаливания детей старшего дошкольного возраста.

2.  Проследить динамику здоровья, физической подготовленности и числа простудных заболеваний дошкольников, занимающихся по разным программам оздоровления.

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе: на основе медицинского обследования и медицинских карт детей было выявлено состояние здоровья детей.

На втором этапе: дети контрольной группы продолжали прохождение оздоровительной программы по традиционной методике. Дети экспериментальной группы участвовали в оздоровлении по специально разработанной методике оздоровления с использованием закаливания.

На третьем этапе: здоровье детей было вновь обследовано и на основе этого были разработаны рекомендации по использованию закаливания в оздоровительной работе с дошкольниками шестого года жизни.

 

 

Экспериментальное обоснование эффективности системы закаливания.

Наиболее распространенные отклонения в состоянии здоровья, выявленные у детей – частые острые респираторные и заболевания у 60% дошкольников. У 40% детей наблюдались различные вирусные инфекции. У 30% детей выявлены хронические воспалительные заболевания (пиелонефрит, бронхит, ларингит).

В Таблицу 1 занесены данные медицинского обследования детей (Приложение 1). В таблице указаны данные за последние три месяца перед началом эксперимента.

На диаграмме 1 показаны сравнительные группы (Приложение 2).

Из диаграммы и таблиц можно увидеть,  очень большое количество детей подвержено простудным и вирусным заболеваниям.

Система оздоровительной работы в группе включала в себя следующие мероприятия:

Утренняя гимнастика (ежедневно).

Физкультурные занятия 2 раза в неделю.

Прогулки ежедневно при температуре не ниже - 20С (ежедневно).

Умывание прохладной водой (ежедневно 3 раза, температура воды +14,+16 С.

Дневной сон с применением фототерапии (применение индивидуальных фитоподушек с травами: ромашка, можжевельник, почки сосны).

Бодрящая гимнастика под музыку (ежедневно после сна).

Ходьба по “тропинке здоровья ”(профилактика плоскостопия) ежедневно после сна.

Полоскание рта водой комнатной температуры (ежедневно после обеда).

Система закаливания.

Солевое закаливание (ежедневно после дневного сна).

Применение индивидуальной аромабижутерии с аромамаслами в целях профилактики гриппа и простудных заболеваний.

Гимнастика для глаз на занятиях с повышенной нагрузкой на зрение (лепка, рисование), в целях профилактики миопии.

Дыхательная гимнастика для увеличения жизненного объема легких (ежедневно).

Изучение и применение элементов игрового массажа: (закаливающее дыхание, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, закаливающего массажа подошв.)

Профилактика сколиоза (контроль за положением тела ребенка в течение дня, во время занятий, во время сна, во время приема пищи.)

Игры в сухом бассейне для успешного развития костно-мышечного аппарата.

Игры и упражнения на мини спорткомплексе “Обезьяннике” - снятие напряжения, преодоление страха, развитие цепкости, ловкости, гибкости.

Особое внимание в данной системе оздоровительной работы придавалось закаливанию детей.

Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка; начинать процедуры можно в любое время года, но наиболее благоприятно для этого теплое время.

Закаливание детей дошкольного возраста