Закаливание детей в ДОУ



Содержание

Введение…………………………………………………………………………  2

Глава 1. Основные механизмы закаливания…………………………………..  3

1.1.Основные правила и принципы закаливания………………………… 3

1.2. Показания и противопоказания к закаливанию и его режимы……... 5

1.3.  Специальные методы закаливания…………………………………… 7

1.4. Физические упражнения и закаливание. …………………………….. 9

Глава 2. Методика оздоровления детей средствами закаливания………….   10

2.1. Основные механизмы закаливания водных процедур на детский организм……………………………………………………………………. 10

2.2. Использование солнечного излучения в закаливании…………….   12

2.3. Необходимые условия для закаливания детей. Средний дошкольный возраст……………………………………………………………………… 15

2.4.  Оздоровительная работа в детском саду…………………………… 18

2.5. Оптимизация системы закаливания в целях оздоровления детей средней дошкольной группы…………………………………………….   23

Заключение……………………………………………………………………… 27

Литература……………………………………………………………………… 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Воспитание здорового поколения - важнейшая общегосударственная задача, требующая серьезного и масштабного подхода к ее решению. Программа воспитания и обучения в детском саду (далее - д\с) предусматривает закаливание детей, как необходимое условие их полноценного физического воспитания.

Закаливание организма — это формирование и совершен­ствование функциональных систем, направленных на повыше­ние иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат — снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родите­лей на производстве, что имеет не только социальное, но и су­щественное экономическое значение. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснован­ные методы закаливания являются неисчерпаемыми источни­ками приумножения здоровья детей различного возраста.

Цель курсового исследования – на основе изученного научного материала и практических наблюдений предложить оптимальные мероприятия по закаливанию для детей среднего дошкольного возраста в д/с.

Предмет исследования – общепринятая методика закаливания дошкольников 4-5лет в условиях д/с.

Объект – значение закаливания для общего оздоровления детей.

Задачи:

      Систематизировать основные виды закаливания, дать им характеристику;

      Рассмотреть работу по закаливанию и оздоровлению детей на примере конкретного д/с.;

      Разработать предложения по оптимизации и совершенствованию системы закаливания в д/с.

 

Глава 1. Основные механизмы закаливания.

1.1. Основные правила и принципы закаливания.

 

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

1. Постепенное увеличение закаливающих воздействий. При закаливании детей недопустимо быстрое, форсированное снижение - или увеличение продолжительности процедуры.

2. Систематичность – это регулярное повторение закаливаний, воздействий, так же, как и умывание, на протяжении всей жизни.

3. Учет индивидуальных особенностей ребенка: состояние его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действию закаливающих процедур. В соответствии с этими особенностями познается закаливающая нагрузка.

4. Проведение закаливания при положительном эмоциональном настрое ребенка. Важно, чтобы процедуры носили игровой характер, а величина холодного или теплового воздействия в них не сопровождалась негативными реакциями, и воспринимались в виде приятно- прохладных, приятно-тепловых ощущений.

5. Многофакторность – обязывает использовать при закаливании несколько физических факторов: холод, тепло, облучение видимыми, ультрафиолетовыми, инфракрасными лучами, механическое воздействие воздухом, воды и другие факторы. Например, сочетание в системе закаливания водных процедур с применением обливаний, охлаждение воздушным потоком, с солнечными ваннами.

6. Полиграционность – основан на необходимости тренировок ребенка к слабым и сильным, быстрым и замедленным, средним по силе временного действия охлаждениям. Это необходимо для того, чтобы искусственно не закреплялись узкие стереотипы закаленности только к одному диапазону перепадов t, а вырабатывалась готовность организма без повреждения воспринимать различные естественные – воздействия, встречающиеся в его повседневной жизни. Например, применение контрастных ножных ванн с кратковременным воздействием холодной и теплой воды в сочетании с применением хождения босиком, где охлаждение более длительное и постепенное.

7. Сочетание общих и местных охлаждений. Оптимальная устойчивость организма ребенка достигается при чередовании общих закаливающих охлаждений с местами, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница). Например, полоскание горла водой, обливание стоп, общее обливание.

8. Необходимо выполнять закаливающие процедуры на разном уровне теплопродукции организма, для повышения его устойчивости к температурным воздействия, как в покое, так и в движении. Например, сочетание закаливания детей после дневного сна (обливание ног), когда они находятся в покое, с закаливанием их во время физкультурных занятий на открытом воздухе в облегченной одежде, при согревании организма во время движения.

9. Учет предшествующей деятельности, состояние организма – предусматривает уменьшение дозы охлаждения после воздействия выраженных физических, психо - эмоциональные нагрузок и необходимых раздражений, которые негативно влияют на процесс термовостановления. Например, приход ребенка после перенесенной ОРВИ в д\с требует уменьшение дозы охлаждающих факторов.[1]

В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у детей, разработанных Г.Н. Сперанским:

1.      закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье;

2.      необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;

3.      занятия должны осуществляться систематически;

4.      необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;

5.      начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовым факторам в начале закаливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года);

6.      закаливающие мероприятия проводятся только при положительных эмоциональных реакциях ребенка;

7.      возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий происходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.[2]

 

Особенно важно, чтобы закаливание не прерывалось ни в одно из времен года. У детей раннего возраста в силу низких адаптационных возможностей закаливающий эффект сохраняется на протяжении 3 – 10 дней. Вместе с тем проведение закаливающих мероприятий в холодное время года снижает заболеваемость в 2 – 3 раза.

 

1.2. Показания и противопоказания к закаливанию и его режимы.

 

Постоянных противопоказаний нет. Ограничивается только доза закаливающей процедуры и площадь закаливающих воздействий.
Временным противопоказанием является: все виды лихорадочных состояний, обширные поражения кожных покровов, выраженные травмы, пищевые токсиноинфекции и другие заболевания со значительными нарушениями деятельности нервной системы, сердечно- сосудистой, дыхательной и выделительной систем.

Как только острое патологическое состояние миновало, необходимо приступать к закаливанию, сначала с использованием местных и далее -общих процедур.

При прекращении закаливания по каким-либо причинам на 10 дней и более его продолжают по дозировкам первого начального режима. При перерыве от 5 до 10 дней величины холодных воздействий ослабляются на 2-3° С по сравнению с последующей процедуры.

Целесообразно разделить всех детей на 2 группы (для удобства контроля эффективности мероприятий). В основную группу входят здоровые дети и дети, имеющие только функциональные отклонения в здоровье, а так же при условии, что они закаливались раньше. В ослабленную группу входят: здоровые дети, впервые приступившие к закаливанию, а так же часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания и вернувшиеся после длительной болезни.[3]

По мере закаливания, но не раньше чем через 2 месяца, дети могут быть переведены в основную группу. Критерием для этого следует отсутствие в этот период острых заболеваний, отрицательных внешних воздействий на Холодовой раздражитель (выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения появление "гусиной кожи") и положительная реакция на саму процедуру.

Для детей основной группы целесообразно снижать - воды и воздуха на 2-4° С каждые 2-3 дня.

Для детей ослабленной группы t воздуха и воды (на основании рекомендации врача ДУ) может быть выше на 2° . Температуру воды следует снижать медленнее - через 3-4 дня при местном воздействии через 5-6 дней при общем или уменьшить время воздействия закаливающего фактора.

 

Закаливание детей можно разделить условно, на 2 режима: первый (начальный), в котором происходит становление Холодовой (тепловой) устойчивости организма при постепенном усилении воздействия закаливающего фактора;

Второй, - в котором поддерживается приобретенная готовность ребенка воспринимать температурные и другие воздействия внешней среды без функциональных нарушений.

В начальном периоде закаливающие нагрузки в процедурах увеличиваются соответственно схеме выбранных методов закаливания; во втором они колеблются соответственно сезону и должны характеризоваться качественным разнообразием.

 

1.3. Специальные методы закаливания

 

Это группа закаливающих процедур осуществляется с учетом всех принципов закаливания. Подбор их проводится исходя из конкретных условий ДУ, в соответствии с сезоном года. Наиболее эффективным будет такой подбор процедур, при котором они равномерно распределены в режиме дня каждой возрастной группы и продолжают выполняться родителями в домашних условиях.

Специальные закаливающие процедуры различаются по силе воздействия:[4]

      Местные (обтирание, обливание. ванны),

      Общие (обтирание, обдувание воздушным потоком, обливание, ванна, купание),

      По продолжительности,

      По действующему фактору (воздух, вода, солнце).

Начинают закаливание с местных воздействий. Закаливание воздухом должно предшествовать закаливание водой и солнцем.

Воздушные ванны. Считаются наиболее мягкой закаливающей процедурой. Местную воздушную ванну ребенок получает, находясь в обычной одежде, оставляя обнаженными руки и ноги, во время физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики, а общую воздушную ванну - при смене белья. Во время дневного и ночного сна.
Воздушные ванны принято осуществлять при комфортных значениях воздуха = от 17,5 до 22,5° С. При t выше 22° С воздушные ванны не являются Холодовым раздражителем. Воздушные ванны проводятся при t 18-20° С, а на открытом воздухе, в местах защищенных от ветра, в тени при t выше 18° С, в пределах 19-20° С. Длительность - 3-5 минут. С каждой последующей процедурой время увеличивается на 3-5 минут и доводится до 30 минут. Воздушные ванны целесообразно принимать не раньше чем через 1,5 ч. после еды, а заканчивать через 30 минут до еды.

Воздушные ванны могут осуществляться как в покое. Так и в движении.

 

Регулирование воздуха в помещении.

 

Температурный режим, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием. Это важный прием закаливания. В помещениях дети находятся от 75% до 90% времени суток.
Недостатком температурного режима помещений является его относительно строгое постоянство. Для того чтобы он способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на организм ребенка, необходимо сделать его "пульсирующими".[5] Это достигается сквозным проветриванием в отсутствии детей. Перепад - может быть от 2-4° С до 4-5° С, т.е. t воздуха может опускаться до 14 - 16° С.

Проветривание проводят:

      Утром перед приходом детей,

      Перед занятием,

      Перед возвращением детей с прогулки,

      Во время дневного сна.

      После полдника.

 

1.4. Физические упражнения и закаливание.

 

При осуществлении всех закаливающих мероприятий обязательным являются не только повышение устойчивости организма ребенка к действию охлаждений и влиянию факторов внешней среды, но и совершенствование его физической подготовленности. Этим требованиям удовлетворяет использование в режиме дня оздоровительного бега на открытом воздухе в облегченной одежде в течение круглого года. Проводить его рекомендуется во время физкультурных занятий на открытом воздухе или утренней гимнастики с учетом требований к одежде в различные сезоны года.

Закаливающий эффект от оздоровительного бега при регулярном его проведении обеспечивается за счет постоянного воздействия естественных факторов природы в течение всех сезонов года, сочетание закаливания в облегченной одежде с движением, что соответствует выполнению 8 принципов закаливания. Кроме того, занятия оздоровительным бегом способствуют формированию качества общей выносливости у детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

 

 

 

 

Глава 2. Методика оздоровления детей средствами закаливания.

2.1. Основные механизмы закаливания водных процедур

на детский организм.

 

Закаливание носоглотки и слизистой оболочки рта направлено на профилактику ангин с 2-3 лет нужно приучать детей полоскать рот водой комнатной температуры. С 4-5 летнего возраста можно приучать их полоскать горло. Для достижения положительного эффекта от закаливания ребенок начинает полоскать горло водой сначала - 36-37°С с последующим снижением через каждые 3-4 дня на 1-2°С вплоть до 8-10°С. Для полоскания используют 1\3 стакана воды (пластиковые или стеклянные мензурки по 50 мл.). Охладить воду до необходимой температуры можно в холодильнике, заранее наполнив ею 1-2-х литровую банку либо бидон. Для ослабленных детей целесообразно использовать для полоскания отвары трав (зверобоя, ромашки, шалфея). "Бульканье" воды в горле должно быть как можно дольше. Полоскание горла утром после сна, вечером перед сном, перед обедом и после обеда является эффективным средством предупреждения ангин, разрастания аденоида и миндалин.[6]

Закаливание стоп может проводиться в виде обливания стоп как самостоятельной закаливающей процедуры, ножных ванн, а также в комплексе с хождением босиком по полу, холодному и горячему песку и т.д.

Хождение босиком по полу в условиях ДУ начинается при температуре пола не менее 18°С сначала в носках (3-6 дней), затем без них. Время охлаждения первые 5-7 дней по 3-4 минуты. Далее оно увеличивается на 1 минуту в день вплоть до 15-20 минут. После хождения босиком обязательно следует обмывание стоп в гигиенических и закаливающих целях. Обливание начинается при температуре воды 37-36°С со снижением ее как во время осуществления самой процедуры до 20°С, так и в процессе закаливания на 1°С через день. Так же доводя ее до 20-18°С. Обливание проводят из ковша емкостью 0,5 литра в течение 15-20 секунд при температуре воздуха в помещении не ниже +20°С. При этом смачивают нижнюю половину голени и стопы. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см.). На каждое обливание расходуется 0,5 - 0,3 литра воды. После обливания можно использовать вариант дополнительных замедленных охлаждений с обсыханием стоп на воздухе, для чего полотенцем удаляются только крупные капли воды с поверхности стоп. Обсыхание стоп должно проводиться при температуре воздуха в помещении не ниже 18° С. Надо помнить, что эффект закаливания будет только в том случае. Если прохладную воду лить на теплые стопы ребенка. В связи с этим обливание ног рекомендуется проводить после дневного сна.

Контрастное обливание ног. Может быть щадящим, когда сначала ноги обливают теплой водой (+36-+35°С), а затем сразу же прохладной (+24-+25°С), после чего следует теплое обливание (+36-+35°С). Постепенно температура теплой воды повышается до 40°С а холодной снижается до + 18° С. Заканчивают процедуру обтиранием сухим полотенцем. Такой режим закаливания рекомендуется ослабленным или после болезни детям. Закаленным детям и редко болеющим лучше проводить контрастное обливание ног, начиная с холодной воды (+24=25°С), потом теплой водой (+ 35= 36°С) и затем вновь холодной водой с таким же постепенным снижением температуры (на 1°С каждые 5-7 дней).[7]

Закаливание стоп. Прохождение по мокрому одеялу (йодо-солевой метод). После дневного сна дети постепенно встают с постели, выполняют комплекс дыхательной гимнастики, босиком проходят по ребристой доске, резиновым коврикам с шипами, установленными между кроватями. Дети проходят по мокрому одеялу (топчутся на нем) по 4-6 человек. Задерживаясь на нем, начиная с 30сек. Постепенно доводя до 2 минут. Исходная температура раствора для закаливания одеяла +39 - 40°С. Каждые 2 дня температура снижается на 1°С до +20°С. Для приготовления йодно-солевого раствора берется 2 ведра (емкость 10-12 литров) с соответствующей маркировкой (для закаливания). Раствор приготавливают в одном ведре, после чего отливают его в другое ведро в кол-ве 5 литров, что необходимо для повторного замачивания одеяла с целью восстановления исходной температуры.

Состав раствора: Вода -10 литров, повар. Соли - 400г., спиртовой раствор йода 5% - 20 мл. При приготовлении морской соли раствор готовят без добавления йода. Целесообразно использовать шерстяное одеяло, предварительно положив под него широкую клеенку.

 

2.2. Использование солнечного излучения в закаливании.

 

Исключительное значение имеют закаливающие мероприятия летом – в  преддверии осеннее – зимнее – весеннего периода, до того времени, когда увеличивается количество инфекционных заболеваний у детей, снижаются показатели иммунобиологической реактивности их организма. Проведение закаливающих мероприятий в холодное время года снижает заболеваемость, уменьшая ее в 2 – 3 раза.[8]

Адаптация детского организма к солнечному излучению имеет ряд особенностей, которые связаны с характером солнечного излучения, своеобразием строения и функционирования систем органов у ребенка. В пределах дневной части суток количество ультрафиолетовых лучей возрастает от восхода солнца до полудня, а  далее начинается снижаться. Во второй половине дня преобладают красные и инфракрасные лучи.

Красные и инфракрасные лучи обладают в основном тепловым действием на организм человека. В этой связи  создается определенная опасность возникновения перегревания детей, в особенности в раннем возрасте. Это связано с несовершенством терморегуляции в раннем возрасте и с большой относительной поверхностью тела ребенка – отношением его поверхности к массе, в силу чего удельная скорость нагревания (а потому и перегревания) больше у детей по  сравнению со взрослыми. Однократное перегревание вызывает изменение деятельности всех систем организма, направленное на увеличение теплоотдачи, а далее – на снижение собственной  теплопродукции. Перегревание может привести к диспепсическим явлениям, что является предпосылкой к возникновению кишечных инфекционных заболеваний.[9]

Именно с этим связан риск воздействия прямых солнечных лучей на организм детей раннего возраста, в особенности в летнее  время.

 

Солнечные ванны.                           

Детям дошкольного возраста солнечные ванны назначаются достаточно широко. Назначение солнечных ванн необходимо лишь после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. Данное условие является обязательным. рекомендуют принимать солнечные ванны несколькими этапами:

1.      подготовительная световоздушная ванна,

2.      собственно солнечная ванна,

3.      заключительная световоздушная ванна,

4.      водная процедура,

5.      отдых в тени.

 

Подготовительная световоздушная ванна проводится в течении 10 – 20 мин. При этом обнаженный ребенок играет в подвижные игры или находится в статическом положении под тентом, навесом или в тени деревьев, на его ногах должна быть обувь. Затем приступают к солнечным ваннам. Солнечная ванна, так же как и световоздушная, может проводиться либо в подвижном состоянии ребенка, либо в лежачем, сидячем положении в зависимости от температуры воздуха, силы ветра, влажности воздуха. Наиболее рационально дозировать солнечные ванны в лежачем положении. Ребенка кладут на лежак, топчан, надувной матрац, раскладную кровать и т.п. таким образом, чтобы ноги его были обращены к солнцу и чтобы все тело, кроме головы, равномерно освещалось солнцем. На голову надевают панамку, кепку или любой головной убор светлого цвета во избежании перегревания;  могут быть надеты очки с темными светофильтрами.

Вместе с тем важно, чтобы во время игр и принятия солнечных ванн не было перегрева, а когда солнечные ванны сочетаются с водными процедурами – переохлаждения. Необходимо строго следить за характером терморегуляции и временем, проведенным под прямыми солнечными лучами; чередуют игры на солнце и в тени. Долгое пребывание детей под прямыми солнечными лучами может принести вред: наступает утомление, скелетная мускулатура чрезмерно расслабляется, тонус ее отсутствует, возникает астеническое состояние – слабость, отсутствие аппетита, плохой сон.

При приеме солнечной ванны ребенку дают пить.

Существуют клинические признаки, определяющие необходимость прекращения солнечных ванн.[10] Одни из них связаны с перегревом: покраснение кожи, повышение потоотделения и возбудимость ребенка или, напротив, снижение тонуса скелетной мускулатуры, наступление адинамии, жалобы на усталость, головную боль. Другие свидетельствуют о переохлаждении ребенка:  снижение температуры конечностей (особенно пальцев рук и ног), появление бледного, а подчас и синюшного оттенка кожи и дрожи. Данные признаки говорят о наличии серьезного переохлаждения детей.

При состоянии дискомфорта, напряжение следует прекратить ванну. Побледневшие кожных покровов свидетельствует о включении сосудистого компонента терморегуляции. Напряжение в поведении в целом говорит о реакции организма на температурные воздействия. В особенности это важно на начальном этапе закаливания организма. При наличии адаптивных свойств все перечисленные симптомы могут свидетельствовать только лишь о терморегуляционных реакциях организма без угрозы состоянию здоровья.

Падение массы тела ребенка, плохой сон и аппетит являются противопоказаниями для продолжения курса солнечных ванн. Если последние явились причиной плохого самочувствия, следует заменить их световоздушными ваннами.

Противопоказаниями к принятию солнечных ванн являются повышенная температура тела ребенка, все формы диспепсии, кишечные инфекционные заболевания, острые воспалительные заболевания, туберкулез легких. Последний является относительным противопоказанием. Врач решает вопрос о возможности принятия солнечных ванн в зависимости от течения болезни и состояния больного. Для проведения световоздушных ванн необходимы специальный врачебный контроль и учет проведенных процедур.

 

2.3. Необходимые условия для закаливания детей.

Средний дошкольный возраст.

 

Сон с открытым окном. Проветрить спальню 5 – 7 минут, открыть окна или фрамугу с одной стороны. Закрыть за 20 – 30 минут до подъема детей.

Прогулка на свежем воздухе, увеличение до 4 – 6 часов.

Утренняя гимнастика, физкультурные занятия на свежем воздухе Общие воздушные ванны во время раздевания перед дневным сном и одеванием после сна. Местные воздушные ванны во время музыкальных занятий в группах (см. таблицу № 1, № 2).

Хождение босиком по ребристой доске, гравию, солевой дорожке, по песку (5 – 7 минут, 4 – 5 дыхательных упражнений, 30 – 40 секунд по солевой дорожке).

Полоскание рта водой комнатной температуры. С 3-х лет – полоскание рта, с 3 – 5 полоскание горла.

Умывание: лица, кистей рук – 3 – 4 лет, рук до локтей, шею – с 4-х лет.

Обливание голеней и стоп после дневного сна на теплые ноги ребенка (см. таблицу № 3), температура воздуха 20 градусов. На каждое обливание 0,5 л воды. Вторая группа закаливания: начальная температура 34 градуса, конечная 22 градуса. Снижение температуры каждые два дня на два градуса.

Купание в водоеме с трех лет. Температура воздуха 23 градуса, температура воды – 25 градусов, продолжительность 3 – 8 минуты.

Местные солнечные ванны оголенных рук, ног по 5 – 6 минут, увеличение на 1 – 2 минуты через каждые два дня.

Общие солнечные ванны с 5 до 10 минут. В течении дня по 40 – 50 минут.

                                                                                                  Таблица № 1

Температура воздуха в помещениях детского сада

Помещение

Температура

Игровая младшей группы

Средней – подготовительной группы

Спальни

Туалетные

Музыкальные и гимнастические залы

Закаливание детей в ДОУ