Заключение договора на торгах. 4

     Оглавление

     С. 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие, сущность и формы торгов………………………………….6

    1. Понятие и сущность торгов………………………………………………......6
    2. Формы торгов и их характеристика…………………………………………..8

1.3.  Правовое регулирование заключения договора на торгах:

       история и современность……………………………………………………...13

Глава 2. Особенности заключения договора на торгах……………………...18

2.1. Объект  и стороны договора, заключенного  на торгах……………………...18

2.2. Организация  и порядок проведения торгов………………………………….20

2.3. Антимонопольные  требования к торгам……………………………………..28

2.4. Последствия  нарушения правил проведения  торгов………………………..30

Заключение………………………………………………………………………...33

Список  использованных источников и литературы………………………...35

     Введение 

     Становление современной российской правовой системы сопровождается изменением как нормативной базы, так и правоприменительной практики, при этом многие институты, в том числе и не являющиеся новыми для российского права, претерпевают существенные изменения. В значительной мере это затрагивает положения, регулирующие порядок заключения договоров.

     Торги, как инструмент, в советское время  свойственный исключительно публично-правовым институтам (например, исполнительному  производству), превратились из способа  реализации имущества в отдельный специфический механизм заключения гражданско-правового договора.

     Актуальность  вопроса заключения договора на торгах подтверждается расширением практики применения торгов в различных сферах общественных отношений, предполагающих заключение договора. Наиболее показательным является укрепление системы заключения договоров на торгах в рамках крупнейших предприятий в том числе являющихся естественными монополиями. В этой сфере торги способствуют защите интересов собственников (акционеров) крупных предприятий путем минимизации рисков злоупотреблений управляющими компаниями при заключении договоров. В сфере государственного управления также очевидна тенденция к использованию института торгов с целью оптимизации государственных расходов.

     В связи с развитием ипотечного кредитования торги приобретают  все большее значение. Заключение договоров на торгах способствует соблюдению баланса интересов субъектов  при обращении взыскания на заложенное имущество (интересов залогодателя и залогодержателя).

     Стабилизация  российской экономики проявляется  также и в укреплении фондового  рынка, который представляет собой  не что иное, как организованное заключение на торгах договоров по купле-продаже ценных бумаг и  производных финансовых инструментов. Соответственно выявление специфики норм, регламентирующих торги и устранение противоречий, безусловно, актуально и для развития института биржевой торговли.

     Также важен вопрос соблюдения баланса  интересов субъектов при пересечении  интересов публично-правовых образований и иных участников гражданского оборота (в том числе и в тех случаях, когда публично-правовые образования действуют в общественных интересах):

     - при банкротстве юридических  и физических лиц;

     - в рамках исполнительного производства;

     - при изъятии земельных участков, бесхозяйственно содержимых жилых помещений и культурных ценностей.

     Во  всех указанных, и во многих иных случаях, именно использование института  торгов должно создать условия для  справедливого обмена материальных благ на денежные средства.

     В связи с этим возникает необходимость  определения сущности и принципов  торгов, а так же процедуры проведения торгов и заключения договора как  итог любых торгов.

     Целью настоящей работы является выявление  особенностей заключения договора на торгах.

     Задачами являются:

     - уточнение понятийного аппарата, используемого по отношению к  торгам, а также классификация  торгов и, соответственно, выявление  характерных черт, присущих отдельным  видам и формам торгов;

     - рассмотрение структуры правоотношений  по заключению договора на торгах в комплексе;

     - анализ правового положения субъектов  правоотношений по заключению  договора на торгах;

     - анализ последствий нарушения  правил проведения торгов.

     Объектом  курсовой работы является процедура  заключения договора на торгах.  
Предметом работы являются особенности заключения договора на торгах, организационно-правовые основы заключения договора на торгах.

     Система источников правового регулирования  заключения договора на торгах достаточно разнообразна. Гражданский Кодекс Российской Федерации содержит не только наиболее общие нормы о торгах, но также и более 10 норм, указывающих на ситуации, когда применение торгов является обязательным. Кроме того, существует целый перечень Федеральных законов, регламентирующих специфику торгов для особых видов правоотношений: Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный Закон «Об исполнительном производстве», Федеральный Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и т.д. Нельзя не отметить и ряд подзаконных нормативных актов, регламентирующих, как правило, отдельные сферы применения торгов: Постановления Правительства и акты различных органов исполнительной власти (Министерства Финансов, ФСФР (ранее - ФКЦБ), Министерства экономического развития и торговли).

     Методологическую  основу исследования составили такие  общенаучные методы познания как  системный метод, включающий в себя анализ внешних связей объекта исследования, его место в системе права, а также внутренних структурных связей объекта исследования. Также автором использовались такие методы как формально-юридический метод и метод сравнительного правоведения.

     Глава 1. Понятие, сущность и формы торгов 

    1. Понятие и сущность торгов
 

     В настоящее время, как в нормативных актах, так и в литературе различных авторов отсутствует единообразное понимание термина торги. Торги рассматриваются либо как механизм заключения договора, либо как обязательство - в зависимости от позиции автора, или из односторонней сделки или из совокупности двухсторонних сделок, либо как способ заключения договора. Однако четкого определения в литературе не наблюдается. Учитывая роль торгов в современном гражданском обороте, представляется целесообразным законодательно закрепить понятие торги. В качестве одного из возможных может выступать следующее определение: Торги – это способ заключения договора, инициируемый одной из потенциальных сторон договора (по ее поручению или на основании публичного принуждения), отличающийся наличием конкуренции между потенциальными контрагентами, желающими стать другой стороной договора, при этом потенциальные контрагенты сознают наличие конкуренции.

     Характеризуя  место института торгов в системе  права, нельзя не отметить, что этот вопрос не рассматривался в научной литературе в качестве самостоятельного. Определение места института торгов способствовало бы его наиболее последовательному правовому регулированию, исходя из принципов соответствующей отрасли права. Торги представляют собой гражданско-правовой институт, являющийся одним из подинститутов в рамках института заключения договора. Несмотря на отдельные специфические нормы, торги как гражданско-правовой институт сохраняют свою правовую природу даже в публичных правоотношениях.

     Во-первых, как в публичных, так и в частных правоотношениях торги регламентируются преимущественно императивными нормами, соответственно сохраняется единство метода правового регулирования правоотношений.

     Во-вторых, изменение правового положения  субъектов затрагивает, в основном, взаимные права и обязанности собственника и организатора торгов; в рамках публичных отношений они носят не договорный характер, а характер подчиненности воли собственника вещи или обладателя имущественного права организатору торгов в силу закона. Ключевые отношения - отношения между организатором и участниками торгов - даже в рамках публичных отраслей остаются координационными, основанными на равенстве и свободной воле.

     В-третьих, принципы торгов являются общими, вне  зависимости от сферы применения торгов. В-четвертых, результатом проведения торгов, вне зависимости от сферы их применения, всегда является заключение именно гражданско-правового договора, а не юридический факт публично-правовой природы.

     Основными функциями торгов являются контрольная  функция и функция экономической эффективности.

     Необходимыми  и достаточными принципами торгов являются принципы конкуренции, прозрачности, равенства  и недискриминации (равного справедливого  отношения к участникам торгов), обоснованности, подотчетности и  ответственности.

     Вопреки существующим мнениям, что торги  представляют собой совокупность односторонних  сделок или что проведение торгов представляет собой самостоятельный  юридический факт, не являющийся сделкой, торги представляют собой систему  договоров. В эту систему включаются следующие договоры: во-первых, договор между «собственником» и организатором торгов; во-вторых, не менее двух договоров между организатором и не менее чем двумя участниками торгов; и, в-третьих, договор с победителем торгов, стороной которого становится либо организатор торгов, либо «собственник».

     Основные  положения о торгах закреплены в  статьях 447-449 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее – ГК РФ). Эти положения применяются  в тех случаях, когда правила  торгов не установлены специальными актами. Заключение договоров на торгах имеет место в таких сферах, как приватизация, инвестиционные конкурсы, государственные закупки и подряды, предоставление земельных участков и нежилых помещений в аренду, продажа экспортных квот и др.

     Торги могут применяться при заключении любых договоров, направленных на продажу имущества (недвижимости, ценных бумаг, активов предприятий, а также прав - например, права на заключение договора и др.), исключая лишь договоры, совершение которых на торгах несовместимо с их сущностью. Так, торги непригодны для заключения договора дарения, издательского договора, договора о совместной деятельности.

     Цель  торгов состоит в выявлении их победителя, т.е. лица, предлагающего  наилучшие для продавца (заказчика  торгов) условия договора. Заключение договора с победителем торгов составляет обязанность продавца (заказчика торгов), неисполнение которой влечет за собой гражданско-правовую ответственность. В частности, победитель торгов вправе требовать понуждения уклоняющегося лица к заключению договора либо возмещения убытков, вызванных таким уклонением.

     Немаловажной  характеристикой торгов является форма  в которой они проводятся. Следовательно, для более детального анализа  процедуры торгов необходимо изучить  формы, в которых могут проводиться торги. 

    1. Формы торгов и их характеристика
 

     Опираясь  на ст. 447 - 449 ГК РФ, можно привести следующую  классификацию торгов.

     В зависимости от количества и характера  условий, по которым проводится состязание между участниками торгов, последние  подразделяются на аукционы и конкурсы (деление торгов на аукционы и конкурсы прямо предусмотрено в п. 4 ст. 447 ГК РФ).

     Аукцион - это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене, а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший наиболее выгодную цену - наиболее высокую, если торги проводятся в интересах продавца (исполнителя), либо наиболее низкую, если торги проводятся в интересах покупателя (заказчика).

     В аукционе состязание между участниками  торгов проводится только по условию о цене. При этом согласно п. 4 комментируемой статьи выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. Устанавливая это правило, законодатель ориентировался на аукционы по продаже имущества, проводимые в интересах продавца, которому выгоднее более высокая цена. Между тем законодательство предусматривает вид аукциона, победителем которого признается лицо, предложившее наиболее низкую цену, а именно аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт1.

     Конкурс - это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится по совокупности условий (в числе  которых может быть и условие  о цене), а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший лучшие условия.

     В конкурсе состязание между участниками торгов проводится по совокупности условий, среди которых условие о цене может быть, но может и отсутствовать. Например, при приватизации имущества условиями конкурса могут быть реконструкция объекта приватизации, ограничения на изменение профиля предприятия. В конкурсе победителем признается участник, предложивший лучшие условия. Победителя в конкурсе определяет конкурсная комиссия, заранее назначенная организатором торгов. В специальном законодательстве, посвященном торгам в отдельных сферах гражданского оборота, деятельность конкурсной комиссии более или менее детально регламентируется.

     В зависимости от степени свободы  участия в торгах последние подразделяются на открытые и закрытые торги (п. 1 ст. 448 ГК РФ предусматривает деление  аукционов и конкурсов на открытые и закрытые).

     Открытые  торги - это торги, участниками которых  могут быть любые лица.

     Закрытые  торги - это торги, участниками которых  могут быть только лица, специально приглашенные для участия в них.

     Понятие открытых и закрытых аукционов и конкурсов по-разному раскрывается в действующих правовых актах. Критерию открытости, закрепленному п.1 ст. 448 ГК РФ отвечает понятие публичных торгов, используемое в законодательстве (ГПК РФ) и иных правовых актах. Однако критерий открытости в отдельных случаях подвергается ограничениям, направленным на отстранение от участия в публичных торгах определенных категорий лиц.

     Критерий  закрытости торгов (аукционов и конкурсов) понимается в ст. 448 ГК РФ как избирательный  подход к кругу лиц, допускаемых к участию в них: таковыми названы особо приглашенные для этой цели лица. В правовых актах о проведении торгов также используется названный подход. Закрытыми признаются торги по конкурсному распределению экспортных квот, если они ограничены по числу участников.

     В зависимости от предмета торгов последние  подразделяются на торги, предметом  которых является заключение договора, и торги, предметом которых является право на заключение договора (основание  для такого деления дает п. 5 ст. 448 ГК РФ, правда, без точного наименования соответствующих видов торгов).

     Торги, предметом которых является заключение договора, - это торги, в которых  состязание между участниками торгов проводится за заключение договора, а  результатом торгов является договор, заключенный с лицом, выигравшим торги.

     Торги, предметом которых является право  на заключение договора, - это торги, в которых состязание между участниками  торгов проводится за право на заключение договора, а результатом торгов является право на заключение договора, обретенное лицом, выигравшим торги.

     Кроме того, в п. 6 данной статьи указывается  такой вид торгов, как публичные  торги, проводимые в порядке исполнения суда. Термин публичные торги встречается  нередко и в других законах.

     В российской научной литературе отсутствует единство мнений в отношении соотношения содержания понятий торги и публичные торги. Одни авторы утверждают, что именование торгов публичными означает открытый, гласный характер торгов; другие считают, что любые торги являются публичными, даже если они закрытые и негласные, но отмечают при этом, что, с точки зрения права, публичные торги предполагают либо вынужденно добровольную, либо принудительную реализацию имущества; третьи  полагают, что наличие публичного интереса и позволяет квалифицировать торги как публичные.

     В российском праве квалификация торгов как публичных предполагает либо отсутствие воли лица на продажу имущества (как в случае с имуществом ликвидируемого предприятия), либо принуждение со стороны  уполномоченных государственных органов (т.е. воля собственника либо отсутствует, либо направлена на прямо противоположный результат, нежели продажа имущества с публичных торгов). Тем не менее, невозможно рассматривать в качестве публичных торгов только такие торги, в которых реализуются предписания административной, публичной власти. Однако, наличие, если не воли государственных органов, то публичного (властного) интереса, является непременным условием проведения такого особого вида торгов, как публичные торги.

     Анализ  законодательства, оперирующего термином публичные торги, позволяет утверждать, что в большинстве случаев под публичными торгами понимаются торги, организатором которых является лицо, наделенное публичными полномочиями на отчуждение чужого имущества. Типичный случай - публичные торги, проводимые в порядке исполнения решений суда, или, иными словами, публичные торги, проводимые в рамках исполнительного производства2.

     Именно  наличие заинтересованности публично-правовых образований в проведении торгов для защиты интересов как минимум  группы субъектов, если не общества в целом, а не только частного интереса организатора и участников торгов, позволяет относить торги к категории публичных. При этом публичный интерес не обязательно вступает в противоречие с частным интересом организатора или участников торгов, но именно в случаях, когда публичный интерес преобладает и государство реализует свои властно-принудительные функции, торги являются публичными. Понятия «торги» и «публичные торги» при этом соотносятся как род и вид, т.е. торги как родовое понятие включают в себя торги, не отягченные публичным интересом, и публичные торги.

     Публичные торги служат способом реализации имущества  должника, на которое обращено взыскание  по решению суда. Согласно ст.399 - 405 ГПК  должник в течение одного месяца со дня наложения ареста на жилое строение может самостоятельно, но под контролем судебного исполнителя, произвести продажу строения по цене не ниже указанной в акте об аресте Положения ГПК применяются и в арбитражном производстве при решении вопроса о порядке обращения взыскания на имущество должника.

     Если  подготовка торгов возложена на судебного  пристава-исполнителя, то он направляет заявку на проведение торгов в специализированную организацию, управомоченную на совершение операций с недвижимостью. К заявке должны быть приложены: копия исполнительного документа, копия акта ареста имущества, документы, характеризующие объект недвижимости, копии документов, подтверждающих право пользования земельным участком или право собственности на него.

     Специализированная организация обязана провести такие торги в пределах двухмесячного срока со дня получения ею заявки судебного пристава-исполнителя.

     Классифицировать  торги можно и по предмету проведения торгов (заключение договора на аренду имущества, земельного участка и т.д.). Для этого необходимо проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую  процедуру проведения торгов и заключения договора на торгах. 

     1.3. Правовое регулирование  заключения договора  на торгах: история  и современность 

     Торги как способ заключения договора и их правовое регулирование имеют давнюю историю, которая начинается с римского права. По римскому праву публичный торг как форма заключения договора был в некоторых случаях предписан законом, например судебный залог; торг был в ходу и в частном обороте.

     Правовые  нормы, посвященные торгам, присутствуют в Своде законов гражданских  Российской империи: в главу "О  продаже и купле" ч. 1 т. X Свода  законов были включены правила "О  приобретении имущества куплей с  публичных торгов". Действие соответствующих норм, регулировавших обязательность проведения публичных торгов, распространялось в отношении движимости только на продажу казенного имущества. И лишь тогда, когда речь шла о недвижимости, торги были обязательными для продажи и казенного, и частного имущества (статьи 1501, 1502). Победителем на торгах признавался тот, кто предлагал "выгоднейшую цену". Были известны российскому дореволюционному законодательству и торги, где победителем признавался тот из участников, который предлагал "наивыгоднейшие условия". Допускались "торги с переторжкой". Имелись в виду получившие развитие и в современном праве "двухэтапные торги", при которых за участником признавалось право на втором этапе торгов (при "переторжке") заменить первоначально выдвинутые условия иными, более выгодными для организатора3.

     Классификация торгов проводилась и по способу  подачи предложений участниками. Считалось, что публичные торги могут  происходить трояким способом: посредством  торгов, посредством запечатанных объявлений, посредством торгов и запечатанных объявлений.

     Первый  способ состоит в том, что на лист, на который внесены имена желающих вступить в договор, записывается объявляемая  каждым из них цена, до тех пор, пока никто лучше цены предлагать не будет.

     Во  втором случае организатор торгов посредством публикаций вызывает желающих вступить в договор, намечает предмет и некоторые условия, но не делает само предложение, а только ждет его. Предложения предъявляются исключительно в запечатанных пакетах, которые вскрываются одновременно. Наиболее выгодное предложение принимается. В данном случае учитывались психологические соображения, что каждый, опасаясь более выгодных предложений со стороны других, поспешит с более выгодными условиями.

     Третий  способ предполагал совокупное употребление изустных торгов и запечатанных объявлений, рассчитанное опять-таки на опасение перед неизвестностью содержания запечатанных пакетов, вскрываемых в тот момент, когда торги признаются законченными.

     Таким образом, законодательство о торгах  в России зародилось в XVII в. До революции 1917 г. торги более всего были распространены в сфере реализации имущества должника, а также казенных поставок и подрядов.

     В советский период в СССР и РСФСР  механизм торгов для заключения договоров, порождающих имущественные права, практически не использовался. Возможность применения этого института устанавливалась преимущественно процессуальными нормами, посвященными обращению взыскания на имущество должника.

     Такая ситуация объяснялась тем, что правовая конструкция торгов прямо противоречила плановому началу, которое в течение многих десятилетий составляло основу экономики страны.

     В частности, при централизованном распределении  товаров, работ и услуг обязательство  заключить договор на строго определенных условиях возникало у конкретных лиц - адресатов планового акта, а при торгах участники становятся победителями, приобретая тем самым возможность заключить договор в соответствии с исходящими от них самих предложениями.

     В это время роль торгов была незначительной и практически ограничивалась реализацией с публичных торгов принадлежащего должнику жилого строения, на которое обращено взыскание (если не считать нескольких лет нэпа, когда проводились торги на государственные подряды и поставки).

     Смена социально-экономического строя страны в начале 1990-х гг. вызвала к жизни интенсивное применение торгов в различных сферах гражданского оборота и развитие законодательства о торгах.

     Именно  в  90-ые годы XX века с переходом  к рыночной экономике и активизацией процессов приватизации, институт торгов в Российской Федерации получает широкое применение. Заключение договоров по передаче имущества на торгах предусматривается сначала Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и рядом подзаконных актов.

     Практически во всех последующих законодательных актах Российской Федерации о приватизации присутствуют нормы о торгах. Позже правила о реализации имущества на торгах появляются и в кодифицированных актах, например Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ.

     С принятием части первой ГК РФ впервые  в отечественном законодательстве правовое регулирование торгов осуществлено на уровне общих систематизированных  норм, нашедших выражение в ст. 447 - 449 Кодекса4.

     Торги как способ заключения договора могут  использоваться в любой сфере гражданского оборота. Вместе с тем есть сферы гражданского оборота, где торги приобрели особое значение в качестве основного (преобладающего) способа заключения договора и урегулированы специальным законодательством (иными словами, имеют специальный правовой режим). В этой связи можно, в частности, выделить:

Заключение договора на торгах. 4