Заключение и вступление в силу международного договора

 

     ОГЛАВЛЕНИЕ  

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ

                  ДОГОВОРЕ………………………………………………………6

    1. Понятие и признаки гражданско-правового договора…………6
    2. Свобода договора………………………………………………..10
 

ГЛАВА 2. ВИДЫ ДОГОВОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ………16

      2.1 Общие классификации гражданско-правовых  договоров…..16

      2.2 Организационные и имущественные  договоры…………..33

      2.3 Публичный договор и договор  присоединения……………...35 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….39 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………41 

 

    ВВЕДЕНИЕ 

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА И ЕГО МЕСТО  В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

    Международный договор является источником права. Это, во-первых, результат международного правотворчества как процесса согласования воли заинтересованных государств, и, во-вторых, форма, которая содержит нормы международного права, регулирующего межгосударственные отношения путем установления прав и обязанностей участников-государств [16, с. 86].

    Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права,   которым   регулируются определенны виды правоотношений и устанавливаются для его участников соответствующие права и обязанности. Международный договор играет значительно большую роль в регулировании частных правоотношений с иностранным элементом, чем в какой-либо иной области внутригосударственных отношений. Республикой Беларусь заключено большое число международных договоров,  содержащих     правила международного частного   права. Прежде всего это торговые договоры, соглашения о товарообороте, платежи и т.д.

    Регулируя отношения между государствами, договоры обязывают государства, в том числе обеспечить применение предусмотренных в них правовых предписаний в сфере своей юрисдикции. Государство берет на себя обязательство принять все необходимые меры для того, чтобы сформулированные в договоре нормы применялись повсеместно на его территории всеми физическими и юридическими лицами и его правоприменительными органами. Последние подчиняются только национальному праву. Отсюда следует, что для осуществления норм международных договоров им следует придать силу национального права. Это сделает их юридически обязательными для участников частноправовых отношений. Юридический механизм данного процесса предусматривается внутренним правом государства и обычно именуется трансформацией международно-правовых норм в национально-правовые.

    Таким образом, международный договор, не имплементированный в национальное право, не имеет прямого применения во внутригосударственной сфере и, следовательно, не является источником внутреннего права, в том числе и международного частного права как одной из отраслей внутреннего права.

    Итак, международные договоры являются результатом  согласования воли различных государств, принимающих участие в них, то есть представляют собой соглашение государств относительно признания норм в качестве юридически обязательных правил поведения [21, с. 157].

    В зависимости от органов, заключающих  договоры, различают три вида международных договоров – межгосударственные, межправительственные и межведомственные. Все международные договоры подразделяются на многосторонние и двусторонние. Республика Беларусь является стороной двусторонних договоров об оказании правовой помощи, которые были заключены с Литвой, Латвией, Польшей и другими странами.

    Международный договор имеет важное значение как  источник МЧП. Между договорами в  области МПП и МЧП есть существенные различия. Создателем (субъектом) и  адресатом норм международных соглашений в МПП одновременно выступает само государство. Государство создает нормы МПП, самому себе их адресует и на себя же возлагает ответственность за их нарушение. Нормы международных соглашений, регулирующих отношения в сфере публичного права, как правило, не являются самоисполнимыми. Они адресованы государству в целом и не могут быть применены в национальном праве без издания специального внутригосударственного акта, конкретизирующего такие нормы и приспосабливающего их для действия в национальном праве.

    Создателем (субъектом) норм международных соглашений, регулирующих проблемы МЧП, также является государство. Независимо от предмета регулирования любое межгосударственное соглашение входит в сферу МПП. Однако подавляющее большинство международных конвенций, посвященных регламентации частноправовых вопросов, адресовано не государству в целом, а его национальным правоприменительным органам, физическим и юридическим лицам. Такие международные договоры содержат в основном самоисполнимые нормы, т.е. конкретные и завершенные, уже полностью приспособленные для непосредственного действия в национальном праве. Для имплементации норм такого международного договора во внутреннее право не нужно издания специальных законов, а достаточно ратификации договора или его подписания. Разумеется, все международные соглашения по вопросам МЧП содержат и обязательства государств в целом (изменить свое законодательство в целях исполнения обязательств по данному соглашению, денонсировать ранее заключенные соглашения и др.). Однако поскольку нормы подобных договоров адресованы национальным участникам гражданских правоотношений, то имеется прямая возможность непосредственного применения норм международных Договоров в национальных судах и арбитражах.

    Определение международного договора дано в абзаце 11 части 1 статьи 1 Закона «О международных договорах Республики Беларусь (далее — Закон «О международных договорах»): «международный договор Республики Беларусь – международный договор (межгосударственный, межправительственный или международный договор межведомственного характера), заключенный в письменной форме Республикой Беларусь с иностранным государством (иностранными государствами) и (или) с международной организацией (международными организациями), который регулируется международным правом независимо от того, содержится он в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования и способа заключения (договор, соглашение, конвенция, решение, пакт, протокол, обмен письмами или нотами и другие наименования и способы заключения международного договора)» [18].

    Приведенная дефиниция международного договора тавтологична, поскольку некорректно  давать определение какого-либо понятия  через само это понятие. Кроме  того, акцент сделан на форме международного договора и упущен один из основных признаков данного явления.

    Международный договор является одним из видов  нормативных соглашений. Для более  глубокого изучения международного договора с учетом разработок ученых-теоретиков и юристов-международников выделим его наиболее существенные признаки:

    1) обособленность волеизъявлений, характеризуется  тем, что, заключая договор,  стороны исходят из своего  личного интереса;

    2) согласованность волеизъявлений. Как  и любой другой, международный договор не может быть заключен до тех пор, пока не будет достигнуто согласие;

    3) автономия воли сводится к  тому, что стороны сами определяют  содержание договоров; 

    4) формальное равенство (равноправие)  субъектов означает не фактическое  равенство сторон, а равноправие их волеизъявлений, наличие равных прав и обязанностей по заключению, изменению, дополнению договора и т. п.;

    5) обязательное исполнение субъектами  условий договора. Стороны обязаны  исполнять принятые на себя  обязательства и установленные международным договором нормы права. Однако иногда договор должен исполняться уже в новых условиях, которые стороны не могли предвидеть, и исполнение договора в данной ситуации может стать просто невозможным. При таких обстоятельствах сторона договора может отказаться от его исполнения. Поэтому В.В. Иванов пишет о предполагаемом обязательном исполнении условий договора [10, с. 73];

    6) как правило, длительность действия и неоднократность применения [5, с. 86];

    7) международный договор содержит  в себе правовые нормы – правила общего и обязательного характера [12, c. 287]. Напомним, что под нормой права в общей теории права понимается правило поведения, которое имеет общеобязательный характер, рассчитано на многократное применение и его реализация гарантируется государством [15, c. 43]. Особенностью правовых норм, закрепленных в нормативном договоре, является то, что они создаются в договорном порядке, в отличие от правил, закрепленных в нормативных правовых актах. Международный договор также может содержать и принципы права [9, c. 39];

    8) заключению международных договоров  предшествуют переговоры [14, c. 36];

    9) обязательное опубликование (обнародование). Под обнародованием международного  договора, равно как и национального  нормативного правового акта, понимается его доведение до всеобщего сведения путем опубликования в печати, распространения через другие средства массовой информации или иные общедоступные средства коммуникации;

    10) публичный характер ввиду того, что сторонами международного  договора являются публичные институты: государство, его органы, межгосударственные образования [19, c. 201].

    Еще одним элементом, характеризующим  сущность международных договоров, является их форма. Исходя из положений  Венской конвенции ООН о праве  международных договоров 1969 г. [7], можно выделить несколько требований к форме международного договора:

    1) международный договор может  заключаться как в письменной, так и в устной форме [4, c. 76]. Однако коль скоро международный договор содержит нормы права, то для формальной определенности этих норм он должен быть заключен только в письменной форме;

    2) может иметь разные названия (договор,  соглашение, конвенция, пакт, протокол);

    3) может содержаться в одном  или нескольких документах;

    4) регулируется нормами международного  права.

    На  основании изложенных признаков  и формулировки международного договора в статье 1 Закона «О международных  договорах», на наш взгляд, можно  принять следующую дефиницию: «международный договор Республики Беларусь – соглашение между Республикой Беларусь и иными субъектами международного права (государствами, международными организациями), заключенное в письменной форме в одном или нескольких документах, независимо от его конкретного наименования и способа заключения и содержащее в себе нормы права».

    В соответствии со ст. 5 Налогового кодекса Республики Беларусь, Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства.

    Если  нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права.

    Нормы, регулирующие вопросы налогообложения и содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, не вступивших в силу, могут применяться Республикой Беларусь временно и в порядке, установленном законодательством о международных договорах Республики Беларусь. В первом пункте ст. 5 НК соотнесена с налоговым законодательством норма части первой статьи 8 Конституции Республики Беларусь, устанавливающая, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им своего законодательства.

    Второй  пункт статьи 5 НК является, по своей  сути, адаптацией приведенного выше правила  применительно к регулированию  налоговых правоотношений и к  содержанию налогового законодательства Республики Беларусь. Он дополнительно закрепляет в Общей части общепризнанный принцип международного права, согласно которому международный договор (соглашение), ратифицированный в установленном порядке сторонами, заключившими этот договор (соглашение), имеет приоритет перед национальным законодательством. Таким образом, при возникновении противоречий между положениями международного договора (соглашения) Республики Беларусь и белорусского налогового законодательства применяются нормы международного договора. Установленные вступившими в силу международными договорами Республики Беларусь правовые нормы, направленные на регулирование вопросов налогообложения, являются частью законодательства, действующего на территории Республики Беларусь, и подлежат непосредственному применению. Такие нормы имеют юридическую силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

    Таким образом, преимущество норм международных  договоров (соглашений) над положениями актов национального налогового законодательства и их практическое применение устраняют для плательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, саму возможность возникновения случаев повторного налогообложения их доходов и являются немаловажным фактором обеспечения эффективности такой деятельности. НК допускает возможность временного применения в налоговой практике норм, регулирующих вопросы налогообложения, которые содержатся в не вступивших в силу международных договорах Республики Беларусь. Порядок применения таких норм установлен законодательством о международных договорах Республики Беларусь. 

 

     ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА В  ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ 

    А.А. ВАСЕЧКО 

    Васечко А.А., адъюнкт кафедры теории государства  и права МосУ МВД России. 

    В СССР вплоть до начала 90-х годов XX в. было отмечено господство позитивизма  в правовой теории, который и предопределил  ее отношение к различным правовым системам. Процессы демократизации российского  общества с начала 90-х годов XX в. активно  вторгаются не только в политическую, экономическую, культурную, социальную сферы, но также и в правовую сферу. Глобальным следствием этих процессов стал переход от позитивистского понимания права "как совокупности общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством", к естественно-правовому его пониманию в качестве системы нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы" <1>. В зависимости от правопонимания государству в тот или иной период развития были присущи различные методы регулирования отношений. Очевидно, что если основным инструментом разрешительного метода регулирования, характерного для позитивистского понимания права, является юридическая норма, то при общедозволительном методе, характерном естественно-правовому пониманию права, главным инструментом становится договор1.

    --------------------------------

    <1> Бабаев В.К. Понятие права // Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 1993. С. 111. 

    Имеющиеся определения договора, его регулятивные свойства разрабатывались и исследовались ранее лишь на отраслевом уровне, в основном науками гражданского и трудового права, а в науке общей теории права ему уделялось незначительное внимание. Отдельно изучался международный договор как основной источник международного права в рамках этой отрасли права. За последние десятилетия международное право в своем развитии прошло путь больший, чем за всю предшествующую историю, и стало нормативной основой управления международными отношениями. В создании и функционировании международной системы первостепенная роль принадлежит именно международно-правовым договорам. Они регулируют все более интенсивное взаимодействие государств в самых различных областях. Рост роли международных договоров ведет к расширению сферы их действия, а значит, распространению не только на сферу международных отношений, но частично и на внутригосударственные отношения. Если первоначально международно-правовые нормы, в том числе и договорные, считались частью внутренней правовой системы только в странах англосаксонской правовой семьи - США и Великобритании, то после Второй мировой войны многие государства континентальной Европы - Франция, ФРГ, Италия, Греция - признали международное право одним из источников внутреннего права. Естественно-правовые идеи, начавшие постепенно пробивать себе дорогу и в советском государстве, привели к появлению в правовой науке того времени концепции прямого действия норм международного права на территории Российского государства. Таким образом, демократические изменения, произошедшие в России, отход от позитивистского правопонимания, видевшего в праве лишь продукт государственной воли, привели к пересмотру отечественной наукой своего взгляда на место международного права в системе действующих правовых норм.

    Документальное  закрепление новая позиция получила еще в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г., а затем в положении ст. 32 Конституции РСФСР о том, что "общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР". Однако в этих документах четко указывается конкретный круг международных норм, имеющих отношение к законодательству России.

    В настоящее время согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Эта формулировка значительно отличается от вышеуказанной, так как не ограничивает круг отношений, регулируемых нормами международного права, только отношениями, связанными с правами человека. Данное существенное положение Конституции РФ переводит обсуждение проблемы действия норм международного права в правовой системе Российской Федерации в плоскость практических вопросов их применения. Международные договоры Российской Федерации действуют в различных сферах жизни российского общества, но основная сфера их действия - это права и свободы человека, их защита, система гарантий.

    Конституция РФ закрепила частью правовой системы  не только нормы международного права, но и их источники, упоминая "международные договоры" и "общепризнанные нормы". Доктрина общей теории права даже не всегда выделяет договор как источник права во внутреннем значении, однако в некоторой учебной литературе источники международного права включаются в число источников права государства, то есть во внутреннее законодательство государства. Неоднозначно оценивается эта позиция и в международно-правовой литературе. Можно сказать больше: данный вопрос является составляющей более глубокой проблемы о соотношении двух различных правовых систем: международной и национальной. В зависимости от того, что принимать за основу решения этой проблемы, в принципе можно ставить вопрос об источниках международного права как источниках внутригосударственного права.

    Логично возникает вопрос, что является международным  договором, составляющим часть правовой системы России, каким образом  он оказывает регулирующее воздействие  на отношения между субъектами национального  права, какое место среди норм национального права занимает и что представляют собой международная и национальная правовые системы?

    В отечественной юридической науке  приоритетной можно назвать точку  зрения, согласно которой международное  и внутригосударственное право  являются самостоятельными нормативными правовыми системами, находящимися в постоянном взаимодействии между собой и не имеющими примата одна над другой. Самостоятельность указанных систем определяется объектом правового регулирования, субъектным составом, способом создания правовых норм и методом принуждения. Исходя из такой позиции, можно сделать два важных вывода: внутригосударственный нормативно-правовой акт не может являться источником международного права, а международный договор или обычай не являются источниками внутригосударственного права. Однако это вовсе не означает, что нормы международного права не могут оказывать регулирующего воздействия на внутригосударственные отношения. Одна из общих тенденций мирового развития - усиление взаимозависимости государств, как следствие - развитие их сотрудничества, расширение сферы и интенсификация международных отношений. Это, в свою очередь, влечет взаимодействие и сближение правовых систем. Многие исследователи отмечают сближение национальных правовых систем, более того, их взаимопроникновение. Более высоким уровнем отношений национальных правовых систем является их международное взаимодействие, когда в одной системе придается юридическое значение нормам другой. Высшим уровнем является взаимодействие национальных и международных правовых систем. При всех отличиях они имеют общую основу, правовую природу, общие категории и принципы права.

    "Одно  из проявлений сближения международной  и национальных правовых систем - объявление норм международного  права составной частью внутригосударственной правовой системы" <2>. Предполагается, что в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ законодатель очень точно определил связь международно-правовых норм и внутреннего права, указав, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются частью именно правовой системы, а не законодательства или права. Большинство авторов склоняются к тому, что "правовая система" является сложным, многоаспектным явлением, охватывающим право, законодательство и еще группу более простых явлений. Правовая система Российской Федерации представляется как комплекс всех явлений правовой действительности - не только внутригосударственных, но и связанных с международным правом. Она включает правовые нормы, действующие в стране (право РФ, а также нормы международного и иностранного права), правовую деятельность и правовые идеи, представления, теории, взгляды, доктрины.

    --------------------------------

    <2> Марочкин С.Ю. Действие норм  международного права в правовой  системе Российской Федерации. Тюмень, 1998. С. 18. 

    Другой  распространенной позицией является примат международного права над внутренним правом. Она не отрицает определенных различий между указанными правовыми  системами, но ставит международное  право выше внутреннего. Исходя из этой позиции, международный договор или обычай может быть признан источником внутригосударственного права, а значит, иметь прямое непосредственное действие на территории государства, в частности Российской Федерации, распространяться на физических лиц и применяться национальными судами.

    Среди всего объема международно-правовых норм в рамках данной статьи будут  исследоваться именно договорные нормы  как составляющие правовой системы  Российской Федерации.

    В отечественной и зарубежной международно-правовой доктрине отмечается значительное количество определений международного договора (например, Л. Камаровского, В. Уляницкого, Ф. Листа, Д. Филда, Ф. Бербера и др.). Наиболее полным, пожалуй, является определение, данное английским юристом Дж. Фицморисом в его первом докладе, представленном в Комиссию международного права на VIII сессии в 1956 г.: "Договор есть международное соглашение, воплощенное в единый формальный акт (независимо от его названия, титула или обозначения), заключенное между сторонами, две или все из которых являются субъектами международного права, обладающими международной правосубъектностью и правоспособностью заключения международных договоров, имеющее целью создавать права и обязанности или устанавливать отношения, регулируемые международным правом" <3>. Интересным в приведенном выше определении представляется упоминание о субъектах международного права, обладающих международной правосубъектностью и правоспособностью и ставящих своей целью создание прав и обязанностей или установление правоотношений. Пожалуй, данные признаки присущи любому договору, поэтому могут быть восприняты общей теорией права.

    --------------------------------

    <3> Талалаев А.Н. Юридическая природа  международного договора. М., 1963. С. 107. 

    Что касается законодательства, то понятие международного договора дано в Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями от 21 марта 1986 г. В указанных документах под международным договором понимается "регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования". Такому пониманию соответствует и предусмотренное в ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" определение международного договора. Закон под международным договором понимает "международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного названия" <4>. В целом приведенные определения международного договора содержат положения о том, что международный договор есть соглашение или согласованное волеизъявление государств и других субъектов международного права.

    --------------------------------

    <4> Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2757. 

    Уяснение  понятия международного договора и  его отношения к правовой системе России создает лишь исходные позиции в исследовании вопроса. Оно должно сопровождаться еще и изучением правовых основ действия норм международного права в правовой системе РФ. Спорным в юридической литературе является вопрос о правовых основаниях действия и применения норм международного права. Представляется, что он подлежит обязательному рассмотрению, так как вступление договора в силу порождает правовые последствия для государств-участников - обязанность выполнить его. На данной позиции настаивают многие авторы. С.Ю. Марочкин в своей монографии "Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации" приводит классификацию юридических условий использования и применения норм международного права. Эти условия он делит на обязательные и дополнительные. К обязательным условиям относятся: признание обязательности норм договора, вступление договора в силу, его опубликование, отсылочные нормы к международному праву в законодательстве РФ. Дополнительные условия имеют субсидиарное значение, например, приказы министерств и ведомств. Такие условия можно признать не только юридическими основами, но и частью системы организационных мер обеспечения выполнения договоров. Пожалуй, с такой классификацией нельзя не согласиться.

    Учитывая  вышесказанное, в рамках данной статьи возникает вопрос: любые ли договорные нормы международного права являются составной частью правовой системы России? Согласно Федеральному закону "О международных договорах РФ" международными договорами Российской Федерации являются договоры, заключенные от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства (межправительственные договоры), от имени исполнительной власти (договоры межведомственного характера). Все ли эти договоры подпадают под действие ст. 15 Конституции?

    Необходимо  отметить, что вовсе не обязательно  вступивший в международную силу и действующий как источник международного права международный договор  вступает в силу и для конкретного  государства. Основанием для этого  является, к примеру, отсутствие выраженного согласия на обязательность договора для этого государства. В свете Венской конвенции о праве международных договоров и ст. 6 Федерального закона "О международных договорах РФ" международными договорами Российской Федерации являются те соглашения, применительно к которым Российская Федерация оформила свое участие, выразила свое согласие, то есть те, которые вступили для нее в силу. При этом способ выражения согласия не влияет на степень обязательности договора для России.

Заключение и вступление в силу международного договора