Закон «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 №314

 

План курсовой работы по предмету

Правовое регулирование в экономике  и управлении

Закон  «о системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 №314

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретическая сторона рассматриваемого вопроса

    1. Цели и задачи закона………………………………………………...4
    2. Содержание закона (краткое, основополагающее)………………..6
    3. Эффективность закона с точки зрения права……………………….26

Глава 2 Аналитическая  составляющая вопроса

2.1.      Применение  закона на практике…………………………………..28

2.2.      Недостатки и предложения по внесению изменений…………….30

Заключение………………………………………………………………….32

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В нормативных актах, в концепциях административной реформы  все чаще используются понятия "система" и "структура". Применение этих понятий в правовых актах не вызывает возражений. Разработка эффективных систем и структур управления неизбежно требует углубленного анализа сущностных связей в организации и деятельности органов власти. Без такого анализа нельзя, очевидно, намечать правильные пути рационализации этих органов. К тому же понятия "система" и "структура", закрепляемые в юридических нормах, становятся обязательными для практического применения, что повышает требования к четкости определения этих понятий.

Дополнительная сложность  возникает в связи с тем, что  в условиях федеративного устройства Российского государства формируются  и развиваются различные взаимодействующие  между собой системы законодательной, исполнительной и судебной власти. Правовые проблемы совершенствования этих систем приобретают первостепенное значение. "Система власти в стране, - подчеркнул В.В. Путин, - должна быть кардинально перестроена с целью укрепления единства страны и недопущения возникновения кризисов”. Определяя цели административной реформы в стране, В.В.Путин назвал в качестве приоритетной "повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретическая сторона рассматриваемого вопроса

    1.    Цели и задачи закона

Если понимать государственную власть как совокупность полномочий, осуществляемых специальными государственными субъектами, то разграничение, разделение полномочий между ними и, в первую очередь, между органами государства - вполне естественный процесс, способствующий улучшению рациональной организации управления делами государства и общества в целом. Разграничение полномочий между различными государственными органами является одной, если не основной, составляющей концепции разделения властей.

Разделение  властей не отменяет взаимодействия ветвей власти, единства государственной политики по принципиальным вопросам, единства действий всех ветвей в русле основных целей и задач государства. С другой стороны, концепция единства государственной власти не исключает размежевание различных органов, выполнение ими различных функций по осуществлению единой государственной власти. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках единой государственной власти. Однако, необходимо учитывать, что в законодательстве должны фиксироваться полномочия, компетенция и функции не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а лишь субъектов, реализующих ее на том или ином уровне.

В соответствии с теорией разделения властей, исполнительная власть - эта одна из самостоятельных и независимых властей в государстве, которая обладает совокупностью полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества), полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, но осуществляют указанные полномочия конкретные государственные органы, а точнее, система органов государства.

Принцип разделения властей един, а способы его  реализации различны.

Один из таковых  способов представлен в данной работе в виде закона  «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Его основной целью является распределение властей по федеральным министерствам, службам и агенствам. Однако не стоит забывать и о том, что в задачу данного закона в то же время входило укрепление межведомственных связей как по "вертикали", так и по "горизонтали";единство в организации и деятельности министерств достигается на основе иерархически выстроенных и закрепленных в правовой форме структур, определяющих цели и место каждого структурного звена в общей системе государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.   Содержание закона (краткое, основополагающее)

 

В целях формирования эффективной системы и структуры  федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации  и Федеральным конституционным  законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О  Правительстве Российской Федерации" постановляю:

1. Установить, что в  систему федеральных органов  исполнительной власти входят  федеральные министерства, федеральные  службы и федеральные агентства.

2. Установить, что функции  федерального органа исполнительной  власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации…

3. Установить, что федеральное  министерство:

а) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

б) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации  самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в) в установленной  сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации;

г) осуществляет координацию  и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

утверждает ежегодный  план и показатели деятельности федеральных  служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения  по формированию федерального бюджета  и финансированию федеральных служб  и федеральных агентств;

вносит в Правительство  Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;

во исполнение поручений  Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации  дает поручения федеральным службам  и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной  службы, если иной порядок отмены решения  не установлен федеральным законом;

назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

назначает на должность  и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной  службы, федерального агентства руководителей  территориальных органов федеральной  службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

д) осуществляет координацию  деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

вносит в Правительство  Российской Федерации предложение  о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;

принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;

вносит в Правительство  Российской Федерации проекты нормативных  правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;

вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;

назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.

4. Установить, что федеральная  служба:

а) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей  компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме  случаев, устанавливаемых указами  Президента Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

5. Установить, что федеральное  агентство:

а) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей  компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

в) ведет реестры, регистры и кадастры;

г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование  в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых  указами Президента Российской Федерации.

6. Порядок взаимоотношений  федеральных министерств и находящихся  в их ведении федеральных служб  и федеральных агентств, полномочия  федеральных органов исполнительной  власти, а также порядок осуществления  ими своих функций устанавливаются  в положениях об указанных органах исполнительной власти.

Установленные пунктами 3-5 настоящего Указа ограничения  полномочий федеральных органов  исполнительной власти не распространяются на полномочия их руководителей по управлению имуществом федеральных  органов исполнительной власти, закрепленным за ними на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности федерального органа исполнительной власти, а также на полномочия по контролю деятельности в возглавляемых ими федеральных органах исполнительной власти.

7. Руководители федеральных  органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых  осуществляет Президент Российской  Федерации, и их заместители  назначаются на должность и  освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью  которых осуществляет Президент  Российской Федерации, а также порядок  их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются Президентом Российской Федерации.

Положения о федеральных  органах исполнительной власти, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

Заместители руководителей  федеральных служб, федеральных  агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств.

Порядок назначения на должность  руководителей и членов коллегиальных  органов управления федеральных  служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

8. Председатель Правительства  Российской Федерации имеет одного  заместителя Председателя Правительства  Российской Федерации. 

9. Руководство Аппаратом  Правительства Российской Федерации  осуществляется Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации - Министром Российской Федерации.

10. Утвердить прилагаемую  структуру федеральных органов  исполнительной власти.

11. Установить, что федеральные  службы и федеральные агентства  находятся в ведении федеральных министерств в соответствии с настоящим Указом.

12. Упразднить:

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

Министерство Российской Федерации по атомной энергии;

Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;

Министерство здравоохранения  Российской Федерации;

Министерство имущественных  отношений Российской Федерации;

Министерство культуры Российской Федерации;

Министерство образования  Российской Федерации;

Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации;

Министерство путей  сообщения Российской Федерации;

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации;

Министерство транспорта Российской Федерации;

Министерство труда и социального развития Российской Федерации;

Министерство энергетики Российской Федерации;

Государственный комитет  Российской Федерации по рыболовству;

Государственный комитет  Российской Федерации по физической культуре и спорту;

Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;

Федеральную службу геодезии и картографии России;

Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды;

Федеральную службу железнодорожных  войск Российской Федерации;

Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству;

Российское агентство  по боеприпасам;

Российское агентство  по обычным вооружениям;

Российское агентство  по системам управления;

Российское агентство  по судостроению.

13. Образовать:

Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства культуры Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, преобразуемой Федеральной архивной службы России, а также по вопросам межнациональных отношений;

Министерство образования  и науки Российской Федерации, передав  ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства образования Российской Федерации и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере науки упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам;

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, за исключением функций в сфере науки, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Российского агентства по боеприпасам, Российского агентства по обычным вооружениям, Российского агентства по системам управления, Российского агентства по судостроению, преобразуемого Федерального горного и промышленного надзора России и Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, а также преобразуемых Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Российского авиационно-космического агентства;

Министерство транспорта и связи Российской Федерации, передав  ему функции по принятию нормативных  правовых актов в установленной  сфере деятельности упраздняемых Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации;

Федеральную антимонопольную  службу, передав ей функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, за исключением функций в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса, и преобразуемой Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации;

Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, передав ей функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;

Федеральную службу исполнения наказаний, передав ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов;

Федеральную миграционную службу, передав ей правоприменительные  функции, функции по контролю и надзору  и функции по оказанию государственных  услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации;

Федеральную службу по надзору в  сфере здравоохранения и социального  развития, передав ей функции по контролю и надзору упраздняемого  Министерства здравоохранения Российской Федерации, за исключением функций, переданных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Федеральную службу по надзору в  сфере образования и науки, передав  ей функции по контролю и надзору  упраздняемого Министерства образования  Российской Федерации и функции  по контролю и надзору в сфере науки упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации;

Федеральную службу по надзору в  сфере экологии и природопользования, передав ей функции по контролю и  надзору в сфере экологии и  природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации;

Федеральную службу по надзору в  сфере связи, передав ей функции  по контролю в сфере связи упраздняемого  Министерства Российской Федерации  по связи и информатизации, а также  функцию по государственному надзору в этой сфере;

Федеральную службу по надзору в  сфере транспорта, передав ей функции  по контролю и надзору упраздняемых Министерства путей сообщения Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации, а также функции  по техническому надзору за спортивными судами упраздняемого Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту;

Федеральную службу по надзору в  сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека, передав ей функции по контролю и надзору  в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

Федеральную регистрационную службу, передав ей функции по регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации нормативных  правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регистрации общественных объединений и политических партий, средств массовой информации, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата Министерства юстиции Российской Федерации, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

Федеральную службу страхового надзора, передав ей функции страхового надзора  Министерства финансов Российской Федерации;

Федеральную службу судебных приставов, передав ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

Федеральную службу по труду и занятости, передав ей правоприменительные  функции, функции по контролю и надзору  и функции по оказанию государственных  услуг упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, передав ей функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере Министерства финансов Российской Федерации;

Федеральную службу по финансовым рынкам, передав ей функции по контролю и  надзору упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации;

Федеральное агентство по атомной  энергии, передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемого Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

Федеральное агентство водных ресурсов, передав ему правоприменительные  функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере водных ресурсов;

Федеральное агентство воздушного транспорта, передав ему правоприменительные  функции, функции по оказанию государственных  услуг и по управлению имуществом в сфере воздушного транспорта упраздняемого Министерства транспорта Российской Федерации;

Федеральное дорожное агентство, передав  ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных  услуг и по управлению имуществом в сфере дорожного хозяйства  упраздняемого Министерства транспорта Российской Федерации;

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта, передав  ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных  услуг и по управлению имуществом в сфере железнодорожного транспорта упраздняемого Министерства путей  сообщения Российской Федерации;

Федеральное агентство  по здравоохранению и социальному  развитию, передав ему правоприменительные  функции, функции по оказанию государственных  услуг и по управлению имуществом упраздняемых Министерства здравоохранения  Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

Федеральное агентство  по культуре и кинематографии, передав  ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных  услуг и по управлению имуществом в сфере культуры и кинематографии упраздняемого Министерства культуры Российской Федерации;

Федеральное агентство  лесного хозяйства, передав ему  функции в сфере лесного хозяйства  Министерства природных ресурсов Российской Федерации, за исключением функций  по принятию нормативных правовых актов  в установленной сфере деятельности и функций по контролю и надзору;

Закон «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 №314