Закон цельности в станковой композиции

Содержание

 

Введение                                                                                                                                  3

 

1. Закон цельности в станковой композиции.                                                                          4

    1. Выделение центра композиции
    2. Центр композиции в картине  Веласкеса «Сдача Бреды».                                               9
    3. Достижение цельности в композиции.                                                                             12

1.3.1. Рембрандта Ван Рейна "Портрет старика в красном"                                                    12

1.3.2. Валентин Серов «Портрет графини Орловой"                                                                13

1.3.3.  Суриков  «Степан Разин»                                                                                                  14

1.3.4.  А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда»                                                                           15

1.3.5. «Последний  день Помпеи» К. П. Брюллова                                                                    16

2. Изучение  закона цельности на уроках композиции.                                                            17

2.1. Графический  анализ  черно – белой  репродукции.                                                          17

2.2. Тоновой  композиционный  анализ  цветной  репродукции.                                           20

2.3. Тройной  композиционный  анализ  цветной  репродукции.                                          22

Заключение                                                                                                                             24            

Список использованной литературы                                                                                 25      

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Композиция  — важнейший, организующий компонент  художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий  его элементы друг другу и целому. Законы композиции, складывающиеся в  процессе художественной практики, эстетического  познания действительности, являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей  и взаимосвязей, явлений реального  мира. Эти закономерности и взаимосвязи  выступают в художественно претворенном виде, причем степень и характер их претворения и обобщения связаны  с видом искусства, идеей и  материалом произведения и др.

Композиция рассматривается, с одной стороны, как «построение художественного произведения», т. е. как процесс построения, создания, что является справедливым, с другой стороны, композиция определяется как важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.  
Специфичность закона композиционной целостности заключается в том, что он действует только в области композиции произведения искусства. Он вытекает из сущности композиции, ее родового признака «целостности». И поскольку этот признак главный, то его действие перерастает в действие глобальное для композиции, на уровне закона.

Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.

Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей.

Целью данной работы является изучение закона целостности композиции, выделения центра композиции   и методики изучения его с учащимися

 Задачами работы являются:

- изучить состояние проблемы  в теории и практике;

- установить, что целостность композиции это неделимость композиции и означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей.

- показать, через какие упражнения  помогут освоить закон цельности и центра композиции учащимся.

Гипотеза: если последовательно знакомить  детей с графическим, тоновым и тройным анализом композиционного центра, это может в дальнейшем поможет понимать закон цельности композиции и выделение композиционного центра.

Объектом исследования являются особенности  знакомства детей с основным законом композиции - законом цельности.

Предметом исследования является закон целостности  методика знакомства с ним детей

Методы исследования:

1) на эмпирическом уровне изучение  литературы, изучение опыта работы  преподавателей, опытно-педагогическая работа.

2) на теоретическом уровне изучение  и анализ теоретической литературы  по проблеме исследования; анализ  и обобщение материала, полученного  в наблюдениях, беседах, эксперименте.

 

 

 

 

  1. Выделение центра композиции

 

«Разглядывая видимое тело, мы замечаем, как сочетаются все его многочисленные поверхности, и здесь художник размещая их по своим местам, скажет, что он занимается композицией.» 

Л.Альберти

 

Композиция  в изобразительном искусстве  связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в  композиции - создание художественного  образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго  запоминаются во многом благодаря четкому  композиционному построению. И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего "Охотники на снегу" и В. Сурикова "Боярыня Морозова"(рис 1-2) , что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п., целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.

 

  Рисунок 1

П. Брейгеля Старшего "Охотники на снегу"

 

 

 

 

 

 

  Рисунок  2

 

  В. Сурикова "Боярыня Морозова"

 

 

Не  случайно в качестве примеров предложено рассмотреть такие разные по живописной манере произведения. Отсутствие возможности  внести изменения в законченную  картину подтверждает силу действия законов и правил композиции.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в  единое целое в соответствии с  какой-либо идеей.

Н. Н. Волков композицию определил так: «… композиция произведения искусства  есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством  смысла». Определение композиции Н. Н. Волковым применительно к произведению искусства является попыткой возвести понятие «композиция» в термин, включив  в него существенные свойства, связи  и отношения в композиции произведения.

  Поскольку «композиция» обозначает  соединение, составление частей  в целое, то главный смысл,  который вкладывается в это  понятие, — это стремление  к достижению целого, целостности.  Поэтому справедливо отметил  Волков, что целостность есть  основной или, как он назвал, «родовой признак» композиции  в изобразительном искусстве.  Такое осознание целостности  принципиально важно для действительно  правильного, подлинно научного  понимания сущности явления композиции. Кроме того, прежде чем сформулировать  определение композиции, Волков  проанализировал такие близкие  по смыслу понятия, как «структура»  и «конструкция». Причем он  справедливо отметил, что «структура»  — понятие более общее, «конструкция»  же выступает как один из  типов «структуры». При этом  Волков правильно обратил внимание  на то, что понятия «структура»  и «конструкция», хотя и обладают  признаками целостности, однако  не всегда могут быть замкнутыми, завершенными. Композиция же всегда  предполагает замкнутость и завершенность.  Поэтому в определение композиции  Волков включил понятие «структура»,  которое также предполагает целостность.  А чтобы отличить целостность  структурную от целостности композиционной, он указал в определении, что  композиция — это такая структура,  которая обязательно «замкнута»  и в которой «элементы фиксированы». Но не всякая замкнутая структура  или конструкция будет представлять  собой композицию, тем более произведения  искусства. Поэтому в определении  композиции Волков отметил, что  она является такой структурой, все элементы которой связаны  единством смысла, необходимого  для произведения искусства. Такое  понимание композиции представляет  собой определенное продвижение  вперед по пути к точной  формулировке понятия «композиция»  в изобразительном искусстве,  хотя мысль о том, что целостность  в композиции достигается через  определенную конструкцию, находящуюся  в единстве со смыслом, идеей, не нова. Она, как известно, раньше была высказана Е. А. Кибриком и другими авторами, писавшими о композиции. И Н. Н. Волков отталкивался именно от нее. Таким образом, композиция — это замкнутая структура (также можно сказать и конструкция) с  фиксированными и  связанными единством смысла элементами.

  Это определение получилось лаконичным, но все-таки и оно не совсем  точно, так как в структуре  или конструкции возможно перемещение  элементов, изъятие некоторых  из них или добавление новых  (с сохранением в основе все  той же конструкции, структуры). Например, в какую-то машину (конструкцию)  добавляют небольшую деталь или  одну из имеющихся деталей  немного изменяют. Машина (конструкция)  при этом в основе остается  та же. Но этого нельзя сказать  по отношению к композиции  произведения искусства. Она не  может быть как-либо изменена  без ущерба своей целостности,  художественному образу, идейному  замыслу. Эта мысль обязательно  должна быть отражена в композиции  произведения искусства.

  Определяя композицию как структуру,  Волков, очевидно, справедливо стремился  сделать формулировку максимум  лаконичной и ясной. Однако  при этом понятие «целостность»  оказалось скрытым в понятии  «структура». И открыто в определении  композиции ее  главный признак  — целостность — «не звучит».

  При создании полного и всеобъемлющего  определения понятия «композиция»  нужно помнить, что композиция  относится к формам искусства.  Причем она является, по справедливому  замечанию Волкова, главной художественной  формой произведения изобразительного  искусства, объединяющей все остальные.  В «Кратком словаре терминов  изобразительного искусства» среди  различных категорий художественной  формы категория «композиция»  поставлена на первое место.  Это также следует отразить  в определении понятия «композиция».

Слово "композиция" в качестве термина  изобразительного искусства регулярно  стало употребляться, начиная с  эпохи Возрождения.

Восприятие  произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции.

Композиционное  начало, подобно стволу дерева, органически  связывает корни и ветви изобразительной  формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать - значит устанавливать отношения между  частями, связывать их в единое целое  и обобщать.

Порой словом "композиция" называют картину  как таковую - как органическое целое  с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что  рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и  в какой манере выполнена, ее называют термином "композиция" как законченное  произведение искусства.

В другом случае термин "композиция" означает один из основных элементов  изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.

Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками художники искали наиболее выразительные  композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения  размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник  и т. п.). В этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова "Портрет  Ксении Тиши-ниной" 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3-4

И. Вишнякова "Портрет Ксении Тиши-ниной" 

 

                           ,

 

Н. Пуссена "Пейзаж с Полифемом"

Рисунок 5-6

 

     

 

  Н. Пуссена "Аркадские пастухи"

Рисунок  7-8

 

 

 

 

 

 

  П. Рубенса "Снятие с креста"

Рисунок 9-10

 

 

 

К. Лоррена "Пейзаж с мельницей"

Рисунок 11-12

 

 

 

Леонардо  да Винчи "Мадонна в гроте"

Рисунок 13-14

                

Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то и  на смену замкнутым композициям  пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали  новые типы композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла  произведения.

Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается  прежде всего на свое образно-зрительное представление о будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие  схемы, так как они помогают найти  соотношения различных частей картины  или рисунка, уяснить общую структуру  композиции. Эти схемы имеют вспомогательное  значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

 

    1.  Центр композиции в картине  Веласкеса «Сдача Бреды».

 

 

В качестве примера композиционного  построения картины рассмотрим полотно  Веласкеса «Сдача Бреды» (рисунок 15-19). Это – одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Голова человека, подающего ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с ключом. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя.

Фигура  человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа. Его лицо выглядит светлым пятном на темном фоне, оно обрамлено темными волосами и светлым воротником. Везде контрасты  и противопоставления. Шарф, диагонально  перевязывающий костюм, и силуэт лошади справа позволяют подчеркнуть одну из диагоналей картины.

Другую  диагональ полотна образуют знамя, положение рук центральных фигур  и оружие в левом углу картины.

Светлые пятна кафтана воина на третьем  плане и головы лошади рядом с  ним создает ощущение глубины  пространства (рисунок 16).

Попытайтесь на минуту прикрыть эти два пятна  и вы увидите, насколько обедняется композиция, как теряется ее глубина, потому что чрезмерно сближаются первый и последний планы картины.

Композиционное  пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали.

Интересных  находок в композиции много. Можно  дальше разбирать каждый элемент  и убедиться в том, что художник руководствовался в передаче характеров принципом цельности в разнообразии.

Введение  пик с флажками, которые создают  ритмическое разнообразие, вносят мажорные ноты, является приемом, делающим композицию поразительно живой.

Произведение  искусства, по выражению П. Флоренского, есть «запись некоторого ритма образов, и в самой записи даются ключи  к чтению ее». Интересно отметить, что в этой картине Веласкеса  «ключ» к ее чтению совпадает действительно  с изображением ключа от крепости. Нет сомнений, что этот ключ является центром композиции, находящимся  в центре холста, и специально выделен  темным силуэтом в светлом многоугольнике.

Веласкес  использовал приемы, правила и  средства композиции для того, чтобы  передать содержание картины наилучшим  образом.

 

 

 

 

 

 

     Рисунок 15

ВЕЛАСКЕС. Сдача Бреды

 

Рисунок 16

Центральный фрагмент

 

Рисунок 17

Деталь  композиции

 

Рисунок 18

Композиционная  схема

 

Рисунок  19

Плановость  в композиции

 

Рисунок 20

Контрасты темного и светлого в композиции

 

    1. Достижение цельности в композиции.

 

Основной  закон изобразительного искусства  — это закон цельности. Он означает, что все детали в картине подчинены  главному и неразрывно взаимосвязаны  с ним. Цельность, общая согласованность  всех частей произведения — это  и есть гармония, красота. И художники  всегда ищут свой путь к ее отображению. Для достижения цельности композиции картины всегда важен подбор деталей, необходимых для воплощения главной  идеи художника.

 

 

      1. Рембрандта Ван Рейна "Портрет старика в красном"

 

Рассмотрим  и сравним, например, два замечательных  шедевра портретного искусства. Посмотрите на "Портрет старика  в красном" великого голландского художника Рембрандта Ван Рейна (рисунок 21). Таинственный теплый свет выхватывает из полумрака фигуру неизвестного нам старика. Нам не ясно, в каком помещении происходит действие и чем знаменит герой портрета. Подробности обстановки и детали одежды почти отсутствуют. Ничто не отвлекает зрителя от главного — морщинистого лица и тяжело сомкнутых, опущенных рук. Поэтому так притягивает взгляд внимательных печальных глаз, устремленный на нас. Темный, поглощающий фигуру мрак, и напряженно-красный цвет накидки старика вызывает неясное щемяще-тревожное чувство. Все в картине подчинено передаче ощущения глубокой тишины, окружающей одинокого старого человека. Не внешняя, а внутренняя духовная красота становится главным содержанием портрета. Художник, отказываясь от лишних деталей, создает удивительно лаконичный и цельный художественный образ.

Рисунок 21

 

      1. Валентин Серов «Портрет графини Орловой"

Рисунок 22

 

Но  случается, что подробные детали становятся необходимы автору. Создавая "Портрет графини Орловой", замечательный русский художник Валентин Серов увидел неразрывную  связь своей героини с окружающим ее миром вещей. Все предметы, наполняющие  пространство картины, внимательно  отобраны художником, словно дорогое  обрамление для изображения экстравагантной  хозяйки аристократического салона. Роскошная гостиная знатной дамы высшего света. На стенах в золотых  рамах старинные полотна. Резной столик, на нем изысканная ваза. Лепной узор, украшающий светлые стены. Массивная  темная шляпа и тяжелая меховая  накидка подчеркивают изящество  стройной, напряженно сидящей фигуры. На зрителя обращено утонченное, высокомерное лицо, немного отстраненный, капризный  взгляд "самой элегантной женщины  Петербурга". У Серова тщательно  подобран и виртуозно изображен  каждый предмет интерьера, каждая деталь наряда. Цельность в этом портрете достигается необходимостью каждой детали и взаимосвязанностью их изображения. Эти подробности не препятствуют, а помогают создать более глубокий и многообразный психологический  портрет личности.

Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. К. Маркс говорил, что «в живом организме совершенно исчезает всякий след различных элементов как таковых. Различие заключается здесь уже не в раздельном существовании различных элементов, а в живом движении отличных друг от друга функций, которые одушевлены одной жизнью». Безусловно, мысли К. Маркса было бы неправильно применить буквально к проблеме целостности произведения искусства. Целостность произведения искусства и целостность живого организма не тождественны, так как целостность произведения искусства есть духовно-предметная, специфичная.

Специфичность закона композиционной целостности  заключается в том, что он действует только в области композиции произведения искусства. Он вытекает из сущности композиции, ее родового признака «целостности». И поскольку этот признак главный, то его действие перерастает в действие глобальное для композиции, на уровне закона.

Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.

Сущность  закона можно раскрыть, проанализировав  основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

 

      1. Суриков «Степана Разина»

 

При нахождении конструктивной идеи вначале  следует сочетать основные массы, в силуэты которых войдут детали. Значит, разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции. Первоначальных набросков композиции «Степана Разина» Сурикова не сохранилось. Но совершенно очевидно, что ее конструктивной идеей является темный треугольник ладьи, рассекающей светлую массу воды и неба. Только задумав подобным образом картину, можно было приступить к поискам персонажей, заполняющих этот треугольник. Именно потому, что картина в основе своей задумана с такой простотой и  цельностью, мы видим ее всю сразу и запоминаем ее как целое. Целостно воспринимаются произведения, возникшие только подобным образом. Когда же картина как бы склеена из кусочков и не имеет в основе своей широко задуманной конструктивной идеи, мы можем запомнить лишь отдельные, выразительные фигуры из нее. Целого нет».

Рисунок 23

 

 

 

      1. А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда»

 

Композиция картины А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда» построена в два яруса. В этой конструктивной идее заложено глубокое содержание: на смену раненым солдатам — защитникам Петрограда — идут новые отряды рабочих бойцов, движение принимает круговой ход, объединяющий все части композиции в единое целое.

Другой чертой, или свойством, закона целостности является необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Исходя из конструктивной идеи, выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенные детали. Этого требует закон целостности, вытекающий из закономерностей зрительного восприятия действительности.

 

Рисунок 24

 

В природе форма и цвет существуют как части целого, в единстве со средой, в которой они находятся, во взаимосвязи между собой и пространством, имеющим глубину. В силу этого предметы видятся в сокращениях, ближние — более крупно, чем дальние, теряющие при этом интенсивность своей окраски и значительное число деталей. В совершенной композиции все настолько уместно, что нельзя убрать ни одну деталь без ущерба для целого. Все части находятся во взаимной связи и соподчинении.

Закон целостности требует неповторимости элементов композиции, включая сюда формы, размеры, интервалы, характеры, типы, жесты и т. д. Все похожее должно либо объединиться в силуэт, либо резко отличаться, индивидуализироваться. Для иллюстрации этой черты закона целостности приведем композиционный анализ известных произведений, сделанный Е. А. Кибриком: «Наглядны примеры многофигурных композиций, где многообразие деталей приводится к простому и выразительному единству. Такова «Сдача Бреды» Веласкеса. На картине изображено драматическое событие, значительный исторический момент — сдача крепости. Композиция предельно проста и симметрична. В центре две главные фигуры полководцев, справа и слева два войска, равноценные по массе. Но силуэты обоих войск резко различны. Лес вертикальных длинных копий строит силуэт войск победителей с конем на первом плане, несколько наклонных алебард и коротких копий совсем по-иному рисуют силуэт побежденных войск. Ни одна из фигур ничем не похожа на другую. Картина производит впечатление мощи, величественности, простоты целого и богатства деталей.

      1. «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова

В картине «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова идейный замысел диктовал художнику композицию сложного характера. В момент внезапной катастрофы горожане, спасаясь от неминуемой гибели, обратились в бегство. Панический страх, отчаяние, безумие — все это сказалось на поведении людей, в их действиях, позах, жестах, мимике. Скопление взрослых, стариков, детей на улицах гибнущего города вносило путаницу и неразбериху во всю ситуацию. Тем не менее художник нашел такую конструктивную идею композиции, которая позволила сохранить целостность и равновесие картины, где вряд ли можно найти совпадающие силуэты, приблизительность в обрисовке форм, смысловую неувязку между группами фигур.

Рисунок 25

Художник, знающий, что целостность не просто свойство композиции, а, больше того, закон композиции, будет учитывать это в своем творчестве и заранее избегать грубейших ошибок, не тратить на их исправление свое творческое время.

 

  1. Изучение целостности и композиционного центра на уроках композиции

 

Если изображение  или предмет целиком охватываются взглядом, как единое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные  части, то налицо целостность. Целостность  – внутреннее  единство  композиции. Но его нельзя понимать как непременно некий спаянный монолит. Это ощущение сложное, между элементами композиции могут быть промежутки, пробелы, но все-таки тяготение элементов друг к другу, их взаимопроникновение  зрительно выделяют изображение  или предмет из окружающего пространства. 

Целостность  выделяет  центр  внимания. Одна из основных черт закона целостности –  неделимость композиции означает невозможность  воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных  частей. Неделимость проявляется  в композиции через нахождение художником средств, которые способны объединить в одно целое все компоненты будущего произведения. Композиционной целостности можно добиться, приглушая второстепенное, объединяя тоном, светом, колоритом  все  части  произведения.

Целостность так же  зависит от  связи всех  элементов произведения  определенной логикой действия. Неделимость изображения достигается и самой техникой письма. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены. А может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна. Учащиеся должны анализировать, экспериментировать, приобретать навыки цельного видения композиции.

Изучение  целостности композиции можно провести в несколько этапов:

- провести  графический анализ  черно –  белой  репродукции.

- тоновой   композиционный  анализ  цветной   репродукции.

- тройной   композиционный  анализ  цветной   репродукции.

- составление  композиции по изученному материалу  на заданную тему.

 

2.1. Графический анализ  черно – белой  репродукции.

 

Задача:  Композиционный  анализ.  Приведение  сложного  изображения  к  простому  виду  или  к  схеме  с  целью  выяснения  принципа  построения  композиции  в  этом  изображении.  Определить  внутреннее  единство  данной  композиции.

Закон цельности в станковой композиции