Законодательный процесс. 9
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Законодательный
процесс в Российской
1.1 Понятие и значение законодательного процесса в Российской Федерации 5
1.2 Нормативное
регулирование
Российской Федерации
2 Стадии
законодательного процесса в
Российской Федерации
2.1 Стадии законотворчества в Российской
Федерации
2.2 Субъекты законодательного
Заключение
Список
использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
В современное время качество законотворчества, прозрачность проведения законодательного процесса, закрепление и конкретизация законодательного процесса приобретает все большее значение. Для сегодняшней России это связано с развитием конституционализма как комплексной национальной идеи.
Конституционализм можно понимать как комплексную общественно-политическую и государственно-правовую категорию, основы которой составляют идеалы конституционной демократии, наличие определенных институтов власти, соответствующего конституции политического режима и системы защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя в целом. По своей сути конституционализм является идеальной конструкцией. Это цель, к достижению которой должны стремиться общество и государство1.
Принимаются очень много нормативных актов, которые непосредственно затрагивают права и интересы граждан. Поэтому процесс их принятия, должно соответствовать определенным требованиям, определенному порядку, и приниматься законодательные акты должны кругом субъектов, в чем заключается актуальность рассматриваемой темы.
Предметом здесь выступают
Объектом изучения являются
Решение любого вопроса
Достижение целей работы
При исследовании темы курсовой работы применялись общеправовые методы, это анализ, синтез, индукция, дедукция, методы науки – сравнение, исторический метод. Также частнонаучные методы, прежде всего, формально- юридический, характеризующийся описанием норма права, установлением юридических признаков определенных явлений, выработка правовых понятий, и другие.
Структура работы включает в
себя две главы. В первой
главе непосредственное
Теоретическую
основу исследования в данной работе составляют
труды российских современных юристов-правоведов.
Законодательный процесс нашел отражение
в трудах таких российских ученых-цивилистов,
как Б.Н. Чичерин, Б.М. Баглай, Н.М. Коркунов,
В.В. Ивановский и другие.
1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и значение
законодательного процесса
в Российской Федерации
Почти во всех современных
конституциях в тех или иных
формулировках говорится и о
разделении властей,
В соответствии с принципом разделения властей, одной из трёх ветвей власти является судебная власть. Органы судебной власти разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам Конституции, подзаконных нормативных актов, в отдельных случаях дают толкование правовым нормам вне связи с конкретным спором. Соответственно, не было бы законов, не было что нарушать. И выделение судебной ветви власти не было бы оснований.
Итак, из вышеприведенных примеров, мы видим, что роль законодательной ветви власти велика. В современной науке права под законодательной ветвью власти понимают власть в области законодательства. Если даже их функции разнообразны, главной их них остается законотворчество.
Законодательный процесс это
порядок деятельности органа
законодательной власти по
Законодательство Российской Федерации не дает определение законодательному процессу, поэтому вопрос разработки и обоснования наиболее четкого определения находится в постоянном обсуждении в научной среде.
Чаще всего идет тенденция отделения понятий законодательного процесса и законотворческого процесса. Отличие проводится исходя из круга участников законодательного процесса, их прав и обязанностей и способов выражения своего мнения. Также выделяются определенные законченные этапы – стадии2.
Некоторые
исследователи считают, что более
корректным будет использование
вместо понятия «законодательный процесс»
понятие «законопроектный процесс»,
так как содержанием
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения РФ
принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам,
предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся:
- чрезвычайное положение (ст. 56)
- принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65)
- изменение статуса субъекта РФ (ст. 66)
- описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна РФ (ст. 70)
- референдум (ст. 84)
- режим военного положения (ст. 87)
- введение на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88)
- порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114)
- установление судебной системы РФ (ст. 118)
- установление полномочий, порядка образования и деятельности
Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128)
- созыв Конституционного
- Нормативное регулирование законодательного процесса в Российской Федерации
Данные правоотношения не регулируются федеральным законом. Если будет принят такой акт, то можно будет говорить о более высоком уровне процессуальных гарантий как для участников законодательного процесса, так и для тех, кто непосредственного участия в нем не имеет, но заинтересован в принятии разработанного законодательного акта, от которого будет зависеть его жизнь. В настоящее время регламентация особенностей законодательного процесса содержатся в различных федеральных законах. Например, Бюджетный кодекс Российской Федерации4, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»5. Но основное регулирование содержится в Регламентах палат Федерального Собрания, которые постоянно обновляются, что позволяет законодательному процессу быть более гибким и мобильным.
Конечно же, нельзя забывать о главном акте, Конституции Российской Федерации, в статье 76 которой регулируются вопросы ведения, и глава 9, посвященная конституционным поправкам и пересмотру Конституции. Здесь же необходимо отметить Постановления Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 № 2-П6, Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 № 12-П7, Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 № 15-П8, в которых дается толкование статьям 135-137 Конституции Российской Федерации.
Сама процедура проведения, законодательная инициатива, стадии законодательного процесса предусмотрены в регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации. Раздел третий регламента Государственной Думы Российской Федерации называется законодательная процедура. Данный раздел посвящен порядку внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение. Порядок рассмотрения законопроекта Государственной Думой в трех чтениях, также вопросы о повторном рассмотрении федеральных законов отклоненных Советом Федерации, Президентом Российской Федерации. Государственной Думой рассматриваются также и предложения о пересмотре и поправках положений Конституции Российской Федерации9.
В регламенте Совета Федерации также глава 12 посвящена законодательному процессу, данная глава посвящена порядку рассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. Здесь устанавливаются порядок принятия на рассмотрение федерального закона Советом Федерации, обсуждение федерального закона в субъектах Российской Федерации; также предварительное рассмотрение федерального закона комитетом, комиссией Совета Федерации, заключение комитета, комиссии Совета Федерации по федеральному закону, рассмотрение федерального закона на заседании Совета Федерации, особенности рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, отклонение федерального закона Советом Федерации, направление одобренного Советом Федерации федерального закона Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.
Глава 13 регламентирует порядок
преодоления возникших
Вопросы о порядке рассмотрения Советом Федерации федерального конституционного закона, также вопросов, связанных с принятием и вступлением в силу закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, осуществление права законодательной инициативы регулируются данным регламентом10.
Также необходимо отметить, что
продолжительное время и
2 СТАДИИ И ВИДЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
- Стадии законодательного процесса в Российской Федерации
Человеческая деятельность
Стадии законодательного
Законодательный процесс
Порядок внесения
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
а) проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;
б) законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;
в) поправок к законопроектам16.
Внесение
законопроекта в
Следующей стадией является
Субъект, внесший законопроект
начинает обсуждение с доклада
о необходимости принятия
- принять или одобрить данный
законопроект и продолжить
- принять или одобрить закон, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- отклонить законопроект.
В Государственной Думе также
могут рассматриваться
Если по итогам рейтингового голосования несколько законопроектов набрали достаточное для их принятия или одобрения число голосов, то принятым или одобренным в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее число голосов. Если не набрал достаточного для принятия или одобрения числа голосов, то на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов.
В первом чтении законопроект считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов из их общего числа. Результат голосования оформляется постановлением Государственной Думы.
Также устанавливается срок
Законопроект может быть
Все лиц, кто имеет право законодательной инициативы, могут внести поправки к законопроекту. Ответственный комитет изучает, обобщает эти поправки и проводит их независимую экспертизу. При возникновении вопросов о поправках, автор поправок имеет право уточнять их при обсуждении в ответственном комитете.
Все поправки группируются по статьям законопроекта и рассматриваются на заседании ответственного комитета. Правовое управление Аппарата Государственной Думы проводит постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и готовит заключение. Лингвистическая экспертиза законопроекта заключается в оценке соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка.
По статье 122 Регламента Государственной
Думы ответственный комитет
а) проект постановления Государственной Думы по законопроекту;
б)
таблицу поправок, рекомендуемых
ответственным комитетом к
в)
таблицу поправок, рекомендуемых
ответственным комитетом к
г) таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений;
д) текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых к принятию;
е) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект;
ж) заключение Общественной палаты по результатам экспертизы законопроекта;
з)
решение Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-
Далее законопроект до его рассмотрения во втором чтении направляется Президенту и Правительству России, в Совет Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему данный законопроект, и депутатам Государственной Думы, не менее чем за 15 дней до его рассмотрения во втором чтении.
Второе же чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета, где он сообщает об итогах рассмотрения законопроекта и поступивших поправок. Затем выступают полномочный представитель Президента в Государственной Думе, представители субъекта, внесшего законопроект, и полномочный представитель Правительства в Государственной Думе. Если против поправок, вносимых в текст законопроекта, нет возражений, то они принимаются в целом. А если имеются возражения против каких-либо поправок, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, по отношению которых не имеются возражения, а затем по остальным поправкам, по которым имеются возражения. Нельзя не заметить, что поправки к федеральным законам принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, а поправки к проекту Федерального конституционного закона – не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов.
После решения вопросов с поправками, председательствующим ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Если итоги голосования покажут, что вопрос о принятии законопроекта во втором чтении не набрало достаточного количества голосов, то он возвращается на доработку в ответственный комитет. Если и во второй раз законопроект не наберет достаточного количества голосов, то он считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения, но решением Государственной Думы законопроект может быть возвращен также и к процедуре первого чтения.
Нужно отметить, что в соответствии со ст. 123 Регламента по предложению депутатов Государственной Думы при условии, что проведены правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта, возможно принятие закона в целом в день прохождения второго чтения, при наличии окончательного варианта текста законопроекта.
После второго чтения законопроект, как правило, направляется в ответственный комитет и Правовое управление Аппарата Думы для устранения возможных внутренних противоречий.
И соответственно, законопроект переходит на третье чтение, где не допускаются ни внесение поправок, ни возвращение к обсуждению законопроекта, как в целом, так и в части. И в связи с этим, законопроект не принятый на третьем чтение ведет к прекращению его рассмотрения. Но имеется одно исключение, предусмотренное статьей 125 Регламента Государственной Думы, где закрепляется, что по требованию депутатских объединений за председательствующим остается обязанность поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.
- Законодательный процесс
- Законодательный процесс
- Законодательный процесс
- Законодательный процесс в Древних Афинах
- Законодательный процесс в Законодательном Собрании Красноярского края
- Законодательный процесс в Республике Беларусь
- Законодательный процесс в Республике Беларусь
- Законодательный процесс
- Законодательный процесс
- Законодательный процесс
- Законодательный процесс
- Законодательный процесс
- Законодательный процесс
- Законодательный процесс