Законодательный процесс в Республике Беларусь. 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования 

«Гомельский государственный университет 

имени Франциска Скорины»

 

Заочный факультет

 

Кафедра теории и истории государства  и права

 

 

 

   Законодательный процесс в Республике Беларусь

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

Исполнитель:

студент группы П - 13                                                             А.М. Ходько

 

 

 

 

Научный руководитель:

Доцент, кандидат юридических

наук                                                                                            Л.А. Краснобаева

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель

2013

Р Е Ф Е Р А Т

 

Курсовая  работа 33 страницы, 10 источников.

 

Ключевые слова: законодательная инициатива, законодательный процесс, закон, законопроект, Президент, Палата представителей, Совет Республики, рассмотрение и опубликование  закона.

 

Объект исследования: законодательный процесс и его стадии.

 

Цель курсовой работы: изучение и анализ законодательного процесса в Республике Беларусь, его стадий.

 

Методы  исследования: общенаучные методы, сравнительно-правовой, системно-логический, анализа.

 

Задачами курсовой работы являются: закрепление и обобщение знаний, полученных при  изучении законодательного процесса в Республике Беларусь, формирование умений пользоваться справочной и научной литературой, нормативными актами, кодексами, приобретение навыков самостоятельной работы  при постановке задачи исследования, анализе и обобщении  изучаемого материала.

 

Выводы: материал курсовой работы можно применять для изучения дисциплины «Конституционное право»  при рассмотрении законодательного процесса в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………   4

1. Право законодательной инициативы………………………………..   6

2. Рассмотрение законопроектов……………………………………….   13

3. Отлагательное вето Президента……………………………………..   20

4. Опубликование законопроекта………………………………………   26

Заключение………………………………………………………………   32

Список использованных источников…………………………………..   33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Законодательный процесс – это процедура деятельности Парламента, других государственных органов, организаций, иных субъектов, направленная на создание закона.

   Законодательный процесс – важнейшая сторона функционирования Парламента и в то же время в нем находят свое проявление взаимозависимость и взаимодействие государственных органов, определить роль каждого в котором имеет важное основополагающее значение не только для реализации принципа разделения властей, но и в силу того, что законодательный процесс – это основа всего правотворчества. Такое же значение имеет законотворческий процесс.

   Важная роль закона обуславливает предъявление повышенных требований к процедуре его создания. Законодательный процесс регулируется:

- Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (статьями 99, 100, 103-105);

- Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года №361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»;

- Указом Президента Республики  Беларусь от 11 августа 2003 года  № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности»;

- Декретом Президента Республики  Беларусь от 10 декабря 1998 года  № 22 «Об утверждении Положения  об официальном опубликовании  и вступлении в силу правовых  актов Республики Беларусь»;

- Регламентом Палаты представителей  Национального Собрания Республики  Беларусь;

- Регламентом Совета Республики  Национального Собрания Республики  Беларусь;

- а также иными нормативными  правовыми актами.

   В литературе называется разное число стадий законодательного процесса. По мнению некоторых авторов, существуют две основные стадии: предварительное формулирование воли законодательной власти и функциональное возведение этой воли в закон, закрепление ее в нормах права.

   Другие выделяют следующие основные стадии (этапы) законотворческого процесса: законодательная инициатива, подготовка проекта закона и его предварительное рассмотрение, обсуждение проекта закона в законодательном органе в первом чтении; обсуждение проекта закона в законодательном органе во втором чтении; голосование по проекту закона и его принятие, опубликование закона.

   Третьи выделяют шесть стадий такого процесса: 1) прогнозирование и планирование законодательства; 2) внесение предложений об изменении законов; 3) разработка концепции закона и подготовка законопроекта; 4) специальное и общественное обсуждение проекта закона; 5) рассмотрение и принятие закона; 6) опубликование закона и вступление его в силу.

   На мой взгляд, более рациональной выглядит разделение законодательного процесса на стадии, исходя из роли Парламента в данном процессе. Здесь можно выделить 3 крупных этапа. Каждый из названных этапов представлен в свою очередь несколькими стадиями (более мелкими процедурами):

 

1.Допарламентский этап:

- Планирование законотворчества;

- подготовка законопроекта;

- законодательная инициатива.

2.Парламентский этап:

- стадия рассмотрения и принятия  законопроекта Палатой представителей;

- стадия рассмотрения и одобрения  законопроекта Советом Республики.

3.Постпарламентский этап:

- подписание закона Президентом;

- опубликование закона.

   Таким образом, данное разделение законодательного процесса содержит 7 стадий (этапов), и в данной работе мы рассмотрим основные из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Право законодательной инициативы

 

   В рамках стадии законодательной инициативы происходит реализация уполномоченным субъектом своего права законодательной инициативы, т.е. права возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового нормативного акта.

   В юридической литературе нет единого мнения о законодательной инициативе как первой стадии законодательного процесса. Ряд авторов предлагает выделить этап создания (разработки) проекта нормативного акта, выявление потребностей в принятии закона, или деятельность по прогнозированию и планированию законодательного процесса. Среди тех, кто признает стадию законодательной инициативы начальной стадией законодательного процесса, имеются разногласия по вопросам содержания и пределов этой стадии: следует ли считать, что она начинается внесением законопроекта или она включает этап предварительного обсуждения проекта, предшествующий внесению. Высказывались мнения о том, что законодательный процесс начинается с включения законопроекта в повестку дня. Таким образом, реализация права законодательной инициативы как стадия вообще исключалась из законодательного процесса.

   Иногда можно встретить «смешение» понятий «законотворчество» и «законодательный процесс». Однако субъекты законотворчества не всегда могут быть участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс, который протекает в формах, как правило, жестко установленных конституциями, законами, парламентскими регламентами.

   А.М. Мицкевич предлагает разграничение понятий: «создание нормативного акта» и «законодательная деятельность». Процесс создания акта подразделяется на подготовку проекта, рассмотрение и принятие его правотворческим органом, опубликование нормативного акта. Законодательная деятельность является более узким понятием (что следует из соотношения «нормативный акт» — «закон», где последний является одним из видов нормативных актов). Она состоит из законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, утверждения или принятия закона, опубликования закона.

   Таким образом, исследователи выделяют деятельность специально уполномоченных органов по созданию закона.

   Принимая во внимание самоценность и значимость процессуальной стороны законотворчества, а также место закона в системе нормативных актов, следует определять содержание данной стадии только деятельностью органов и должностных лиц по реализации права законодательной инициативы. С формально-юридической точки зрения такая реализация начинается с внесения законопроекта (законодательного предложения) в законодательный орган, поскольку именно с этого момента возникает обязанность последнего принять его к рассмотрению.

   Круг субъектов права законодательной инициативы не является одинаковым для разных государств. Как правило, в него входят глава государства (монарх, президент), палаты парламента, постоянные комиссии и комитеты палат.

   Однако основную работу по разработке законопроекта выполняет определенная постоянная комиссия Парламента, которая правомочна, для этой цели, приглашать специалистов не только в области права, но и специалистов иных отраслей общественной жизни. Хотелось бы немного рассказать о постоянных комиссиях Парламента Республики Беларусь. Как правило, они осуществляют предварительное рассмотрение и подготовку вопросов, относящихся к ведению Национального собрания Республики Беларусь, ведут законопроектную работу, осуществляют контроль за исполнением законов. Попутно можно отметить, что подобные комиссии существовали еще в древности, в частности в Афинском Совете. Постоянные комиссии, как правило, образуются на первой заседании палат из числа депутатов, которые могут быть членом только одной комиссии. В работе других комиссий депутат вправе участвовать с правом совещательного голоса. На сегодняшний день всего существует 16 комиссий: в Палате представителей –11, Совете Республики – 5 (комиссия по законодательству и государственному строительству, по экономике, бюджету, финансам, по социальным вопросам, по рыночной политике, по международным делам и национальной безопасности). Заседания комиссий могут проводиться как в период работы сессии, так и между сессиями палат Парламента. В необходимых случаях палаты Парламента могут создавать временные комиссии, например: следственную, ревизионную, конституционную. Они также избираются из числа депутатов, но могут привлекать к своей работе ученых и практических работников. Они также могут проводиться для решения временных задач или досрочного роспуска Парламента.

   Иногда правом законодательной инициативы могут обладать иные субъекты: советы крупных регионов, Генеральный прокурор, Верховный суд и некоторые другие органы по вопросам своей компетенции, сенаторы, депутаты. Последние вправе предложить законопроект от собственного имени (Бразилия, Египет, Польша) или же законодательная инициатива может принадлежать только определенной группе депутатов.

   Для некоторых стран характерен достаточно широкий круг субъектов права законодательной инициативы. Так, на Кубе такое право предоставлено депутатам, Государственному совету, Совету министров, комиссиям Национальной ассамблеи народной власти, Национальному комитету, Профцентру трудящихся Кубы и национальным руководствам других массовых общественных организаций, Народному верховному трибуналу по вопросам отправления правосудия, Генеральной прокуратуре по вопросам ее компетенции, а также не менее чем 10 тыс. избирателей.

   В США, напротив, таким правом обладают только парламентарии (исключение составляет проект бюджета, который представляется Президентом); в Финляндии — только президент и парламентарии. Правительства весьма активно участвуют в законодательном процессе. Наиболее заметна их роль в странах, где существует институт ответственного правительства, которое осуществляет право законодательной инициативы либо непосредственно, либо через депутатов правящей партии.

   В ряде стран существует институт народной инициативы. На практике это означает, что проект, подписанный определенным числом граждан, должен быть принят к рассмотрению парламентом. Народная инициатива довольно часто применяется в Швейцарии, в других странах практически не используется. Нередко конституции ограничивают перечень общественных отношений, которые могут быть урегулированы законом, принятым на основе народной инициативы. Так, в Испании она запрещена по вопросам, подлежащим регулированию органическими законами, относящимися к налоговым или международным отношениям, а также к проблеме помилования.

Реализация права законодательной  инициативы может зависеть от вида законодательного акта.

   Как правило, круг субъектов права законодательной инициативы установлен в конституциях. Однако есть примеры закрепления соответствующих положений в иных нормативных актах. В Италии законодательная инициатива принадлежит Правительству, любому члену палат, а также тем органам и институтам, которые ею наделены конституционным законом.

  

   Итак, законодательная инициатива – это внесение подготовленного проекта закона на рассмотрение Палаты представителей.

   Согласно ст.99 Конституции Республики Беларусь, право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в палате представителей. Данный перечень субъектов является исчерпывающим.

   Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение.

   По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.

   Право законодательной инициативы о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь принадлежит не менее чем 150 тысячам граждан.

   Правовую основу реализации права законодательной инициативы граждан составляют Конституция Республики Беларусь, Закон «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» и иные акты законодательства  Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

   Право законодательной инициативы может быть реализовано несколькими субъектами совместно. Право законодательной инициативы реализуется субъектами права законодательной инициативы посредством внесения в Палату представителей проектов законов Республики Беларусь.

   Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению – Правительства Республики Беларусь.

   Проекты законов, по содержанию расходящиеся с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, до отмены или признания утратившими силу временных декретов или указов Президента Республики Беларусь либо их соответствующих норм могут вноситься в Палату представителей Президентом Республики Беларусь или с его согласия [ 2, стр.155 ].

   Право законодательной инициативы реализуется гражданами посредством внесения в Палату представителей проектов законов:

- о внесении изменений и дополнений  в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики  Беларусь;

- о внесении изменений или  дополнений в законы Республики  Беларусь, о признании утратившими силу законов Республики Беларусь;

- о толковании законов Республики  Беларусь;

- иных проектов законов Республики  Беларусь.

   Проект закона, предлагаемый гражданами в порядке реализации права законодательной инициативы для последующего внесения в Палату представителей, должен соответствовать Конституции Республики Беларусь, требованиям, установленным Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», а также иным законодательным актам Республики Беларусь.

   Гражданами, выступающими с предложением о внесении проекта закона в Палату представителей, образуется инициативная группа граждан по реализации права законодательной инициативы в количестве не менее 100 человек.

   Инициативная группа создается в целях сбора подписей за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей, представления интересов граждан при подготовке, внесении проекта закона в Палату представителей, его рассмотрении в Палате представителей, а также отзыве проекта закона из Палаты представителей [ 3].

   Совет Министров Республики Беларусь обладает правом законодательной инициативы. По поручению Президента Республики Беларусь, по собственной инициативе, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь организует разработку проектов законов Республики Беларусь [ 5 ].

   Президент имеет право законодательной инициативы в Палате представителей. Президент может направлять в Палату представителей проекты законов и постановлений, вносить предложения о необходимости разработки и принятия законов, о дополнении или изменении законов, предлагать поправки к внесенным законопроектам, а также вправе внести в Палату представителей проекты законов

о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь,

о толковании Конституции Республики Беларусь.

   Президент дает согласие либо поручает  Совету  Министров Республики Беларусь дать согласие  на  внесение в Палату представителей законопроектов, следствием  принятия  которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов: имеет право вносить или дать поручение Совету  Министров Республики Беларусь внести в Палату представителей и Совет Республики предложение об объявлении законопроекта срочным.

   Проекты законов, предложения, внесенные Президентом в порядке

законодательной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению в

соответствии с регламентами палат Национального собрания Республики

Беларусь, а при объявлении рассмотрения проектов законов срочными -

в течение десяти дней со дня их внесения на рассмотрение.

   Президент может потребовать, чтобы Палата представителей, Совет

Республики на своих заседаниях принимали решения, голосуя в  целом за

весь  внесенный  Президентом  проект или его часть,  сохранив лишь те

поправки, которые предложены или  приняты Президентом. Президент  дает

согласие  Совету  Министров  Республики  Беларусь на внесение такого

требования в Палату представителей и Совет  Республики  в  отношении

проектов и поправок к ним, представляемых Правительством.

   Президент или  по  его  поручению  Совет  Министров  Республики

Беларусь  могут  потребовать,  чтобы  Палата  представителей приняла

окончательное  решение  в  случае,  если  после  отклонения  Советом

Республики    принятого    Палатой    представителей   законопроекта

согласительная  комиссия  палат  Национального  собрания  Республики

Беларусь не приняла согласованный текст законопроекта [ 6 ].

   Право законодательной инициативы реализуется Советом Республики в форме внесения в Палату представителей проектов законов, за исключением проектов законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь и о толковании Конституции Республики Беларусь.

Мотивированное предложение о  внесении в Палату представителей проекта  закона в порядке реализации Советом  Республики права законодательной  инициативы могут внести в письменной форме Президиум Совета Республики, постоянные комиссии и члены Совета Республики. Предложение вносится на имя Председателя Совета Республики.

   Председатель Совета Республики  поручает постоянной комиссии, в  ведении которой находятся соответствующие  вопросы, подготовить заключение  по поступившему предложению  о внесении в Палату представителей  проекта закона в порядке реализации  Советом Республики права законодательной  инициативы.

   Предложение с прилагаемыми  к нему документами и материалами  передается в указанную постоянную  комиссию Совета Республики.

   Постоянная комиссия, которой  поручено подготовить заключение  по предложению, самостоятельно  определяет порядок рассмотрения  предложения о внесении в Палату  представителей проекта закона  в порядке реализации Советом  Республики права законодательной  инициативы и подготовки по  нему заключения.

   Постоянная комиссия вправе  принимать решение о целесообразности  обсуждения предложения на парламентских  слушаниях, «круглых столах» и  иных мероприятиях, запрашивать  мнения государственных органов,  иных организаций, экспертов и  специалистов.

   По результатам проведенной  работы на заседании указанной  постоянной комиссии открытым  голосованием большинством от  ее полного состава может быть  принято одно из следующих  решений:

- рекомендовать Совету Республики внести в Палату представителей проект закона в порядке реализации Советом Республики права законодательной инициативы и назначить представителя Совета Республики при рассмотрении этого проекта закона в Палате представителей;

- рекомендовать Совету Республики в целом одобрить проект закона (концепцию проекта закона) и поручить соответствующей постоянной комиссии организацию подготовки проекта закона для последующего решения Советом Республики вопроса о внесении в Палату представителей проекта закона в порядке реализации Советом Республики права законодательной инициативы;

- рекомендовать Совету Республики отклонить предложение о внесении в Палату представителей проекта закона в порядке реализации Советом Республики права законодательной инициативы.

   На основании соответствующего решения постоянной комиссией подготавливается заключение по проекту закона. Заключение постоянной комиссии должно содержать указание на причины содержащейся в нем рекомендации.

   Постоянной комиссией также  готовится проект соответствующего  постановления Совета Республики.

   Рассмотрение на заседании  Совета Республики предложения  о внесении в Палату представителей  проекта закона в порядке реализации  Советом Республики права законодательной  инициативы может начинаться  с доклада инициатора этого  предложения. Заключение постоянной  комиссии по данному предложению  оглашается председателем постоянной  комиссии, заместителем председателя  постоянной комиссии или членом  постоянной комиссии, уполномоченным  на то постоянной комиссией.

   Решение по результатам  рассмотрения предложения о внесении  в Палату представителей проекта  закона в порядке реализации  Советом Республики права законодательной  инициативы принимается большинством  голосов от полного состава  Совета Республики и оформляется  постановлением.

Постановление о внесении проекта  закона в Палату представителей и  назначении представителя Совета Республики при рассмотрении его в Палате представителей считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики [ 4 ].

  

   Таким образом, законодательная инициатива предусматривает внесение подготовленного проекта закона на рассмотрение Палаты Представителей, которая принадлежит Президенту, депутатам Палаты Представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, которые обладают избирательным правом в количестве не менее 50 тысяч человек. Любой законопроект вначале рассматривается в Палате Представителей, а затем в Совете Республики. Проекты законов, которые вносятся на рассмотрение в Палату Представителей: о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, в законы Республики Беларусь, об их толковании и т.д. Палата Представителей принимает предложение проекта закона либо отклоняет его. Принятые  Палатой Представителей законопроекты передаются на рассмотрение в Совет Республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рассмотрение законопроектов

 

   Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

   Законопроект, за исключением случаев, которые предусмотрены Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

   Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней.

   Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным – десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики.

   В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.

   Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

   Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей в порядке, который указан выше, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

   При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней.

   Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней.