Законодательный процесс в Российской Федерации. 2
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт заочного обучения
Кафедра
правового обеспечения
Специальность: "Юриспруденция" - 021100
Форма
обучения: заочная
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Конституционное (государственное) право России"
ТЕМА:
Законодательный процесс в
Исполнитель:
студентка 2 курса (группа ЮР4-08/3)
Научный руководитель:
Е.В.Зайцева-Совкович
Москва 2010
Содержание
Введение
1. Понятие и сущность законодательного процесса
2. Процесс рассмотрения законопроектов в Федеральном Собрании
2.1 Процесс рассмотрения
законопроектов в
2.2 Порядок рассмотрения Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой
2.3 Повторное рассмотрение Государственной Думой федеральных законов, отклоненных Советом Федерации
3. Порядок принятия решений палатами Федерального Собрания
4. Президент Российской Федерации в системе законодательного процесса
Заключение
Список источников
Введение
Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им нормативные правовые акты. Основные акты Федерального Собрания — это законы Российской Федерации.
Закон
РФ характеризуется рядом
-
принимается только палатами
Федерального Собрания и
- содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом;
-
обязателен для исполнения
- имеет прямое действие на всей территории РФ;
-
является юридической базой
В
соответствии с Конституцией РФ (ст.
76) по предметам ведения РФ принимаются
федеральные конституционные
1. Понятие и сущность
законодательного процесса
Одной
из основных функций Федерального Собрания
Российской Федерации является законодательная
деятельность, венцом которой является
принятие законов. В юридической
литературе имеются различные
Достаточно
широко понимает суть законодательного
процесса Б. А. Страшун. По его мнению,
законодательный процесс как
юридическое понятие необходимо
строго отграничивать от общесоциального
понятия законотворчества. Законодательный
процесс, как и любой юридический
процесс, имеет два значении: 1) порядок
деятельности (в данном случае - по созданию
закона) и 2) сама эта деятельность. Она
осуществляется законодательным органом
— парламентом и главой государства
при возможном в определенных
случаях участии правительства
либо, в редких случаях, — посредством
процедуры референдума. Законотворчество
— более широкое понятие, охватывает
деятельность, подчас не регулируемую,
и не исчерпывается собственно созданием
закона, а включает оценку его эффективности
и возможную последующую
Такой вариант также возможен, имея в виду семантическую близость терминов "процесс" и "процедура".
Наиболее
оптимальным, на наш взгляд, является
следующее определение
- федеральные законы;
- федеральные конституционные законы;
- законы РФ о поправках к Конституции РФ.
Федеральные
законы составляют основной законодательный
массив, над которым работают парламентарии.
Они принимаются простым
Федеральные
конституционные законы впервые
были закреплены в конституционном
законодательстве Конституцией РФ 1993г.
Их исчерпывающее число и предмет
регулирования прямо
Для
того чтобы принять ФКЗ требуется
квалифицированное большинство
голосов парламентариев — не менее
3/4 от общего числа членов Совета Федерации
и ⅔ от общего числа депутатов
Государственной Думы. Принятый федеральный
конституционный закон не может
быть отклонен Президентом РФ.
2. Процесс рассмотрения
законопроектов в
Федеральном Собрании
2.1
Процесс рассмотрения
законопроектов в Государственной
Думе
Процесс рассмотрения законопроектов в Государственной Думе состоит из нескольких стадий (этапов).
Первый этап начинается с порядка внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительного рассмотрения. На этой стадии необходимо назвать право и субъектов законодательной инициативы. К ним (субъектам права законодательной инициативы), согласно ст.104 (ч.1) Конституции РФ отнесены Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта. В электронной регистрационной карте фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления в Государственную Думу, о прохождении законопроекта в Государственной Думе, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или принятии федерального закона и рассмотрении указанных законов Советом Федерации и Президентом РФ.
Председатель Государственной Думы направляет поступивший законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения, который определяет соответствие законопроекта требованиям ст. 104 Конституции РФ и Регламента и представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета Государственной Думы.
Совет Государственной Думы назначает один из комитетов Государственной Думы ответственным по законопроекту и принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию или календарь рассмотрения вопросом Государственной Думы на очередной месяц. Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссию и депутатские объединения, Президент РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ — по ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.
Законопроекты по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации Совет Государственной Думы, как правило, не позднее, чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные (представительные) субъектов Российской Федерации для подготовки предложений и Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний.
В случае, если внесены в Государственную Думу альтернативные проекты до рассмотрения в первом чтении законопроекта по тому же Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении законопроекта, внесенного в Государственную Думу ранее устанавливает срок рассмотрения альтернативных законопроектов и ответственному комитету подготовить альтернативные законопроекты к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении одновременно с законопроектом, внесенным в Государственную Думу ранее.
Законопроект направляется в Совет Государственной Думы, как правило, не позднее, чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение Государственной Думы.
Второй этап законодательного процесса — порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой.
Рассмотрение законопроектов Государственной Думой, как правило, осуществляется в трех чтениях. Обязательным условием рассмотрения законопроекта в первом чтении является его рассылка всем участникам законодательного процесса не позднее чем за три дня до его рассмотрения Государственной Думой.
Процедура рассмотрения законопроекта во втором чтении начинается с доклада представителя ответственного комитета, который сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, представители субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения депутатских объединений, депутатов Государственной Думы или приглашенных на заседание представителей субъектов права законодательной инициативы против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта.
По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.
После
повторного рассмотрения во втором чтении
доработанного законопроекта
Голосование по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов Государственной Думы только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены.
Принятый
во втором чтении законопроект направляется
в ответственный комитет для
устранения с участием Правового
управления Аппарата Государственной
Думы возможных внутренних противоречий,
установления правильной взаимосвязи
статей и для редакционной правки,
необходимой в связи с
Совет
Государственной Думы назначает
третье чтение законопроекта для
голосования в целях его
Третий этап законодательного процесса — принятие федерального закона.
На заседаниях Государственной думы по средам после утверждения порядка работы Государственной Думы проводится "час голосования". По решению Совета Государственной Думы либо по решению палаты может быть определен иной день и иное время проведения "часа голосования". На "час голосования" выносятся только те законы, законопроекты и проекты постановлений, которые уже были предметом обсуждения палаты. К ним относятся:
а) законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении;
б) законопроекты о федеральном бюджете на очередной год (итоговое голосование при рассмотрении в четвертом чтении);
в)
законопроекты о ратификации
международных договоров
г) законы, отклоненные Советом Федерации;
д) законы, отклоненные Президентом РФ;
е) проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы.
Во время "часа голосования" не допускается внесение в законы, законопроекты и проекты постановлений поправок, и возвращение к обсуждению в целом либо обсуждение отдельных разделов, глав, статей, частей, пунктов.
Председательствующий на заседании оглашает название закона, законопроекта либо проекта постановления Государственной Думы, после чего осуществляется процедура голосования.
Если законопроект не принимается Государственной Думой в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.
Одобренные
Государственной Думой законы Российской
Федерации о поправках к
2.2
Порядок рассмотрения
Советом Федерации законов,
принятых Государственной
Думой
Принятые
Государственной Думой
Поступивший
из Государственной Думы федеральный
закон регистрируется в Совете Федерации
и в срок, не превышающий 48 часов,
вместе с сопровождающими его
документами и материалами
Официальные отзывы Правительства РФ о рассматриваемых Советом Федерации федеральных законах подлежат оглашению или распространению на заседании комитета, комиссии Совета Федерации.
Комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, определяется Председателем Совета Федерации или по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации. Они вправе передать федеральный закон нескольким комитетам Совета Федерации, определив при этом комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона.
Члены Совета Федерации организуют обсуждение федерального закона в субъектах Российской Федерации и при наличии замечаний по федеральному закону направляют их в комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона.
В
соответствии со ст. 106 Конституции
РФ обязательному рассмотрению в
Совете Федерации подлежат принятые
Государственной Думой
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
Рассмотрение
в комитетах федеральных
Если подготовка заключения по федеральному закону поручена нескольким комитетам и единое заключение не выработано, то каждый комитет представляет свое заключение.
Ответственный комитет должен указать в заключении, подлежит ли рассматриваемый закон в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
В заключении ответственного комитета по федеральному закону, не подлежащему обязательному рассмотрению Совета Федерации, дается оценка рассматриваемого федерального закона и формулируется одно из следующих решений:
а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты;
б) рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон.
Решение
комитета, ответственного за рассмотрение
федерального закона, рекомендовать
Совету Федерации обсудить на своем
заседании принятый Государственной
Думой федеральный закон, принимается
в случае, когда комитет считает
необходимым отклонить
По федеральным законам, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации, комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, вправе принять одно из следующих решений:
а) рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой;
б) рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым его отклонить.
В отношении принятых Государственной Думой федеральных законов, не подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации, которые комитет предлагает одобрить и не вносить на рассмотрение палаты, Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации принимает одно из следующих решений:
а) согласиться с решением комитета и не вносить федеральный закон на рассмотрение Совета Федерации;
б) отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации федеральный закон, принятый Государственной Думой.
Рассмотрение
принятого Государственной
Началом рассмотрения в Совете Федерации федерального закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается включена в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации (либо по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации) соответствующего распоряжения.
По
результатам обсуждения принятого
Государственной Думой
а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;
б) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.
Решение
об одобрении или отклонении принятого
Государственной Думой
Если федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение четырнадцатидневного срока, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.
Федеральный
закон считается отклоненным, если
за его одобрение не проголосовало
необходимое число членов Совета
Федерации. В постановлении Совета
Федерации об отклонении федерального
закона может содержаться перечень
разделов, глав, статей, а также частей
и пунктов статей данного федерального
закона, по которым необходимо преодолеть
разногласия между Советом
Голосование по проектам федеральных конституционных законов, а также по федеральным законам, одобренным Государственной Думой в ранее принятой редакции, может проводиться путем опроса членов Совета Федерации; закреплением их мнения в подписном листе.
Постановление
Совета Федерации об отклонении принятого
Государственной Думой федерального закона
вместе с федеральным законом, а также
постановление Совета Федерации об одобрении
принятого Государственной Думой федерального
закона в пятидневный срок направляются
в Государственную Думу.
2.3
Повторное рассмотрение
Государственной
Думой федеральных
законов, отклоненных
Советом Федерации
Процедура рассмотрения Государственной Думой законов отклоненных Советом Федерации, имеет устоявшуюся практику.
Федеральный закон в этом случае передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета. После рассмотрения отклоненного закона ответственным комитетом, последний предлагает Государственной Думе один из трех вариантов решения:
- Законодательный процесс в Российской Федерации
- Законодательный процесс в Российской Федерации
- Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии, общая характеристика стадий, особенности принятия отдельных видов феде
- Законодательный процесс в российском парламенте
- Законодательный процесс в российском парламенте
- Законодательный процесс в российском парламенте: основные стадии, виды принимаемых актов
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в Республике Беларусь
- Законодательный процесс в Республике Беларусь
- Законодательный процесс в Республике Беларусь
- Законодательный процесс в Россиии
- Законодательный процесс в Российской Федерации
- Законодательный процесс в Российской Федерации
- Законодательный процесс в Российской Федерации