Законодательный процесс в российском парламенте

Комитет общего и профессионального  образования Ленинградской области

Государственно образовательное  учреждение высшего профессионального

образования

«Ленинградский государственный  университет им.А. С. Пушкина»

 

Юридический факультет

Кафедра государственного права

 

Курсовая работа

Законодательный процесс в российском парламенте

 

 

 

Выполнила:

студентки 1 курса 

заочного отделения

юридического факультета

Гудинской О. В.

 

Проверил:

Научный руководитель

кандидат юридических наук, профессор

Мамонов Вадим Васильевич

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Оглавление:

Введение........................................................................................................................................ стр.3

Глава I: Характеристика родовой организации и социальной власти первобытного общества.

    1. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты…………стр.4
    2. Власть и социальные нормы в первобытном обществе …………………………………...стр.4-7

 

Глава II: Основные теории о происхождении государства и их общая характеристика…………………………………………………………………………  стр.8-13

 

Глава III: Предпосылки и причины происхождения государства. Пути и формы происхождения государства у различных стран и народов.

3.1 Предпосылки и причины происхождения  государства………………………………...стр.14-15

3.2 Пути происхождения государства у разных стран и народов………………………….стр.15-17

3.3 Формы возникновения государства………………………………………………………...стр.17

 

Глава IV: Признаки государства, его отличие от родовой организации первобытного общества.

4.1 Признаки государства……………………………………………………………………стр.18-19

4.2 Отличие государства  от родовой организации первобытного  общества……………...стр.19-20

Глава V: Происхождение и пути формирования права, его отличие от мононорм первобытного общества.     

5.1 Происхождение и пути  формирования права…………………………………………...стр.21-23

5.2 Отличие права от  мономорм первобытного общества. ……………………………………стр.24

Заключение....................................................................................................................................стр.25

Список  литературы…………………………………………………………………………стр.26

Введение.

Изучение теорий происхождения  государства и права в науке  и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этих феноменов, определить причины и условия их существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах их существования. Актуальность данной темы заключается в том, что государство и право являются стабильным образованием, которое складывалось длительное время. Государство как особая организация власти, как самостоятельный институт жизни общества, находится в постоянном Изучение теорий происхождения государства и права в науке и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этих феноменов, определить развитии. Несколько тысячелетий тому назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время

 Цель исследования в том, чтобы сформулировать собственное мнение о причинах возникновения государства и права, а также разобраться в сущности современных государств на основе изучения разных точек зрения специалистов.

Предмет исследования составляют теоретические  и практические аспекты содержания, структуры, особенностей и механизма  происхождения, формирования и развития государства и права; вопросы  соотношения общества и государства, общества и права; а также проблемы определения их места и значение в жизни каждого человека.

Информационной базой курсовой работы являются учебники, учебные  пособия, и дополнительные источники. В них отражены труды российских и зарубежных историков и юристов. Они выражали различные точки зрения по данной проблематике, которые стали основными в моей работе.

 

Глава I:Характеристика родовой организации и социальной власти первобытного общества.

    1. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты.

Долгое время общество существовало в догосударственном состоянии. Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений - родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Таким образом, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования - в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные образования также были основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др.

Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения, поскольку оно вело к рождению неполноценных людей. Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда, т.е. строгое распределение функций по жизнеобеспечению общины.

 

1.2. Власть и социальные нормы  в первобытном обществе

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления, т.е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней.

Структуру органов власти родовой  организации можно представить  следующим образом:

1. Общее собрание рода;

2. Совет старейшин (старейшина);

3. Вождь (военачальник, предводитель  охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин. В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость последних двух институтов власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.

Черты власти родовой организации  следующие:

1. Власть носила общественный  характер, исходила от всего общества в целом (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода);

2. Власть строилась по кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения;

3. Не существовало особого аппарата  управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производительного труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции - следовательно, властные структуры не были отделены от общества);

4. На занятие каких-либо должностей (вождя, старейшины) не влияли  ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников;

5. Выполнение управленческих функций  не давало никаких привилегий;

6. Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т. н. мононорм.

В родовой организации, как и  во всяком обществе, существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие. Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм.

Социальные нормы в родовой  организации были представлены табу (непререкаемые за-преты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям. Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин "мононормы". "Моно" - означает единый. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т. д., как это делается в современном обществе. Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами (Термин "мононормы" введен Першицем А. И., известным отечественным этнографом.), т. е. императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции.

Основной формой существования  социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения.

Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации. Кроме этого, в отличие от возникших позже правовых норм, в нормах родовой организации не проводится различие между правами и обязанностями субъектов. Существующие правила были единственно возможными вариантами поведения, которые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица. Еще одним отличительным признаком социальных норм первобытного общества является то, что они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением. Естественно-необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения. Этим социальные нормы родовой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям.

Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:

1) верховная власть принадлежала  общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали  равными правами голоса;

2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;

3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев; 

4) род выступал органом защиты  всех своих членов, и за убийство  члена общины назначалась кровная месть.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II: Основные теории о происхождении государства и их общая характеристика.

 

Люди уже на протяжении нескольких тысячелетий живут в условиях государственно правовой действительности. Существует множество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательности объясняет причины происхождения государства и права. В основе этого явления лежат многие факторы, к которым следует отнести: время зарождения учения; проповедуемая идеология; характер экономических отношений; официально осуществляемая политика; бытующий характер вероисповедания и т. п.

Многие теории охватывают лишь те или иные стороны происхождения  государства, хотя и преувеличивают, универсализируют эти стороны. Важно, в общей характеристике этих теорий, часть из которых зародилась в глубокой древности или в Средние века, наряду с критическим отношением выделять и то позитивное, что они содержат. Традиционно выделяют следующие теории происхождения государства:

- Психологическая теория

Представителями этой теории, возникшей в середине XIX в., были Г. Тард, Л. И. Петражицкий (1867—1931 гг.). Они объясняли появление государства и права через свойства человеческой психики, т. е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. Народ рассматривался как пассивная инертная масса, ищущая подчинения.

Общество и государство они  рассматривали как сумму психических  взаимодействий людей и их различных  объединений. Человеку присуща психологическая  потребность жить в рамках организованного  сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия.

В своих работах Л. И. Петражицкий  подразделял право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову «внутреннего голоса» совести. Позитивное правовое представление основывается на точке зрения авторитетного человека или на внешнем нормативном акте. Он считал, что право предназначено выполнять две общественно значимые функции: распределительную — наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности личности, свободы слова и свободы собственности; организационную — наделение определенной категории субъектов права властными полномочиями.

- Органическая теория

Эта теория возникла в древности  и окончательно сформировалась в XIX в. Ее представителями были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. Первые представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы древнегреческими мыслителями. Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм. На этом основании он отрицал возможность существования человека как существа, изолированного от окружающего мира. Общество и государство представляют собой единый организм.

В соответствии с органической теорией  само человечество возникает как  результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Наиболее полное научное объяснение этому  процессу дал Чарльз Дарвин, рассматривавший этот процесс как эволюционное происхождение всех видов путем естественного отбора в течение многих тысяч лет. Он считал, что человек произошел от обезьяны. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшие классы обеспечивают его жизнедеятельность.

До недавнего времени в СССР и других социалистических государствах это учение, объясняющее происхождение мира, считалось официальным и единственно верным. Сейчас оно постепенно утрачивает свое влияние и рассматривается как одна из многих теорий. Например, в сентябре 2004 г. министерство образования Сербии постановило изучать теорию эволюции Чарльза Дарвина только параллельно с освоением креационизма — учения о божественном сотворении мира. Такой же подход наблюдается и в ряде развитых государств (Испания, Италия).В США каждая третья школа не считает необходимым знакомить детей с теорией эволюции, считая ее «инструментом развращения невинных душ». В других школах США дарвинизм преподается лишь как гипотеза, а не как научно доказанный факт.

- Марксистская теория.

«Длительное время в отечественной  теории государства и права происхождение  государства и права определялось в соответствии со взглядами Энгельса и Ленина на этот процесс. В основу были положены книга Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанная в 1884 г., и лекция В. Ленина  «О государстве», прочитанная в 1919 г. В основе работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»- труды американского этнографа, археолога и историка первобытного общества Л. –Г. Моргана, опубликованные в 1877 г. в его книге «Древнее общество».

Основной заслугой Энгельса были не только систематизация взглядов Моргана и некоторых других этнографов на первобытное общество, но и утверждение материалистического, в том числе классового, подхода к появлению частной собственности и государства. Он сделал попытку, местами весьма удачную, показать определяющее влияние материальных условий жизни первобытных обществ – форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, разделения труда, собственности- на появление и развитие государства. Он сумел уловить некоторые общие процессы в развитии первобытного общества и использовал знания о родовых связях североамериканских индейцев, изученных Л. –Г.Морганом, для объяснения аналогичных процессов в греческой, римской и германской истории. Вместе с тем в этой работе имеются ошибки. Часть из них вытекала из ошибок Л. –Г. Моргана, на которые опирался Ф.Энгельс».1

________________________________________________________________________________________________

 

1 Венгеров А. Б.  Теория государства и права // М., 2009.  С. 48-49

- Теологическая теория.

«Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от Бога». Несмотря на свое религиозное содержание, эта теория, возникшая еще в древности (Иудея), отражала определенные реальности, а именно теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами).

Следует также учитывать при  оценке этой теории, что признание  божественной природы власти, а это  имело место во многих первичных городах-государствах, придавало власти авторитет, и безусловную обязательность. Не случайно эта теория была весьма распространена в Средние века. В 16-18 вв. теологическую теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха. А сторонники королевского абсолютизма во Франции, например Жозеф де Местр, рьяно ее отстаивали в начале 19 в…

Разумеется, теологическая теория, исходящая из религиозных воззрений, не научна, но она отражает отдельные  реальные процессы, действительно имевшие место в процессах становления государств (теократических).»2

- Патриархальная теория.

«Патриархальная теория рассматривает  возникновение государства непосредственно  из разросшейся семьи, а власть монарха  конструируется из власти отца над членами его семьи…Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в 17 в. В сочинении англичанина Фильмера «Патриарх». Фильмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от Бога, передал затем эту власть своему старшему сыну-патриарху, а тот уже своим потомкам-королям.»3


2 Венгеров А. Б.  Теория государства и права // М., 2009.  С. 52-53

3 Венгеров А. Б.  Теория государства и права // М., 2009.  С. 53

- Договорная теория.

«Значительной теорией происхождения  государства стала договорная теория, получившая широкое распространение  в 17-18 вв. В Голландии в 17 в. Сторонниками этой теории были Гроций и Спиноза, в Англии- Локк Гоббс, во Франции в 18 в.- Руссо. В России выразителем договорной теории был революционный демократ А. Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же , входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.

В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство- это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. » 4

- Теория насилия.

«Теория насилия основой происхождения  государства полагает акт насилия, как правило, завоевание одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство…

Таким образом, сторонники теории насилия  утверждали, что первобытные племена  при встречах между собой воевали  и победили, превращались в господствующую часть общества, создавали государство, использовали государственную власть для насилия над покоренными народами Государство, по мнению представителей этой теории, возникало из силы, навязанной обществу извне.

___________________________________________________________________________________

4 Венгеров А. Б.  Теория государства и права // М., 2009.  С. 54

Классовое деление общества имело  этническое, даже расовое, происхождение.»5

- Ирригационная теория.

Ирригационную теорию связывают с  именем современного немецкого ученого  К. А. Виттфогеля. В его работе «Восточный деспотизм» возникновение государств, их первые деспотические формы связываются с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________________________-

5 Венгеров А. Б.  Теория государства и права // М., 2009.  С. 56

Глава III: Предпосылки и причины происхождения государства. Пути и формы происхождения государства у различных стран и народов.

 

3.1 Предпосылки и причины происхождения государства.

Предпосылкой к возникновению  государства послужил новый эволюционный этап, который связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Этот процесс получил название неолитической революции, т. к. произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы. Возникают реальные условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены общественным разделением труда, который взорвал родовой строй, привел к расколу общества на классы, появлению государственно-организованного общества.

Первое крупное общественное разделение труда - это отделение скотоводства от земледелия. Появление двух видов  производства дает возможность осуществлять регулярный обмен. Обмен, будучи главным средством обособления индивидов, делает стадное существование ненужным. 
Внутри родовой организации постепенно складывается имущественная и производственная разобщенность, которой во многом способствовало второе крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от скотоводства и земледелия. Среди соплеменников появляются богатые и бедные.

Возникают в довольно значительном масштабе товарные отношения, для осуществления которых требуются люди, специально занимающиеся обменом продуктов между общинами. Это приводит к третьему крупному общественному разделению труда - появлению класса купцов, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства. 
Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода. Постепенный переход от группового брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи (familia), которая противостоит всему роду. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. «Таким образом, начинается новый процесс превращения, посредством которого социальная профессия становится  признаком социального статуса. Когда подобные профессии выкристаллизовываются с помощью государства в привилегированные корпорации, тогда вокруг них, как в клетке, формируется третий тип общества, общества сословного, где общность с равными себе осознается как более живая и действенная связь, чем связь с соседом в одном и том же поселении, чем связь с собственным родственником, принадлежащим теперь к другому сословию». Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам. Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.

 

 3.2 Пути происхождения государства у различных стран и народов.

Формирование государства - длительный процесс, который у различных  народов шел разными путями. На разных территориях этот процесс  отличался своими особенностями, суммируя которые можно выделить два пути формирования государства. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, "азиатский способ производства" (вначале - Древний Восток, затем - Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические ________________________________________________________

6. Рудольф Челлен Государство как форма жизни//М., 2008.С. 231

 

отношения и структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность.

Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства  на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Этот путь возникновения государства именуют западным или европейским.  
По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государства (сказанное относится, прежде всего, к Германии и России).

Приверженцы второй полагают, что  после разложения родового строя  здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство - профеодальным. Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества - государственность.