Законодательный процесс в РФ. 12
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Внесение законопроекта в законодательный орган
2.2 Обсуждение и доработка
2.3. Принятие законов
2.4. Президентское вето. Суть права вето
2.5. Опубликование закона и
ГЛАВА 3. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Политические и экономические
реформы, проводимые в России, требуют
интенсивного законотворчества, Большая
ответственность возлагается на
процесс создания закона, выработки
первоначальной концепции будущего
акта, составление и обсуждение проекта,
учет мнений и интересов различных
социальных групп, соотношение с
другими нормативными актами, способность
будущего закона "вписаться" в
уже существующую правовую систему,
способность адаптироваться новому
закону, экономические основы его
существования и реального
"Право создается государством, которое вместе с тем, должно быть им связано"1. Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных, конституционно и нормативно, правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.
Курс на ускорение реформ заставляет законодателя стремиться к быстрому охвату правовых норм, регулированию новых общественных отношений. Это сказывается на качестве закона, его системности, стабильности правовой системы, уровне правовой защищенности граждан.
Одним из важных условий совершенствования
законодательства является овладение
системой определенных требований, предъявляемых
к процессу создания законов и
подзаконных актов. Эти требования,
выработанные в течение веков
различными государствами, концентрированно
формулируются в отрасли
Проблемы, затронутые в данной работе, недостаточно разработаны в юридической литературе, интерес усилился в начале 90-х, в то время появились публикации в журналах, стали проводиться "круглые столы"1 с привлечением многих известных правоведов. В начале ХХI века продолжилась полемика по предмету исследования, были опубликованы и монографии, посвященные различным сторонам законотворческого процесса. Разработчиками данной темы являются как известные ученые-правоведы, так и начинающие авторы. Свой вклад в исследование внесли Алексеев С.С., Баранов В.М., Бабий А.Н., Витрук Н.В., Матузов Н.И., Пиголкин А.С., Сенякин И.Н., Шеремет В.К., Бошно С. В., Сильченко Н.В., Кудрявцев В.Н., Нашиц А., Ковачев Д. А Кривовенко Л.Т. Степанова Туманов В.А. Т.Я. Хабриевой Шувалов И.И. Лопатин В.Н. Студеникина М.С. Тихомиров Ю.А., Туманов В.А. и другие.
По теме данной работы было изучено
и обобщен теоретический
Анализируя, систематизируя и обобщая
основные положения, изложенные в работах
вышеуказанных авторов, следует
отметить возросшее внимание ученых
за последний период времени к
изучению законотворческого процесса.
Вместе с тем, состояние и степень
разработанности вопросов законодательной
техники находят недостаточное
отражение в современной
Цель и задачи исследования. Основной
целью исследования является изучение
и совершенствование
ГЛАВА 1. Понятие и субъекты законодательного процесса, его значение
Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.
В юридической литературе можно
встретить понятие «процесс законотворчества»,
которое не тождественно понятию
«законодательный процесс», поскольку
не сводится к регламентам и процедурным
правилам, а представляет собой познавательный
процесс со своими трудностями в
выборе объекта и методов
С формальной точки зрения законодательный
процесс представляет собой сложную
систему организационных
Совокупность процедур составляют стадии законодательного процесса, то есть относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу3.
Существуют различные мнения относительно количества стадий законодательного процесса и соответственно объединения тех или иных процедур. В одних работах, посвященных данному вопросу, выделяются, например, только две из них: подготовка законопроекта и официальное возведение воли народа в закон4. Некоторые исследователи различают три стадии: подготовка проекта нормативного акта (предварительная стадия), обсуждение и принятие нормативного акта (основная стадия) и введение в действие нормативного акта (решающая стадия)5. У других юристов встречается шесть стадий6: прогнозирование и планирование; внесение предложений о разработке законопроекта; разработка концепции и подготовка законопроекта; специальное и общественное обсуждение проекта; рассмотрение и принятие; опубликование закона и вступление его в силу.
Однако, как правило, в работах концептуального характера, посвященных данному вопросу, выделяются четыре основные стадии законодательного процесса:
1) внесение законопроекта или
законодательного предложения (
2) рассмотрение законопроекта в
палатах, комитетах (комиссиях)
3) принятие закона;
4) опубликование закона.
Процедуры законодательного процесса,
составляющие содержание его этапов,
в большинстве стран
Законодательный процесс в разных
странах имеет ряд
1) состоит из нескольких этапов
(стадий), последовательность и
2) осуществляется специальными субъектами;
3) результатом является создание акта высшей юридической силы — закона.
К субъектам законодательного процесса
относятся его участники; действия
которых направлены на создание закона.
В их число могут входить
Необходимо различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребностей в принятии закона (одной из стадий законотворчества), не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс7.
Участие в законодательном процессе его субъектов основано на их правах или обязанностях.
Соответствующим правом, закрепленным
в законодательных актах, например,
руководствуются все субъекты права
законодательной инициативы, т.е. участники
законодательного процесса, обладающие
правом возбуждать перед законодательным
органом вопрос об издании нового
закона. Субъективное право инициатора
состоит в том, что он свободен
в выборе времени для реализации
своей инициативы. Он может воспользоваться
предоставленным ему правом, но может
и воздержаться от этого. Только наличие
объективного интереса в решении
какой-либо социальной задачи юридическими
средствами, в сочетании с субъективным
интересом инициатора к этому
предмету, формируют решение субъекта
права законодательной
Кроме того, есть иные субъекты законодательного
процесса, участие которых в
Так, граждане, принимая решение участвовать или не участвовать в референдуме — всенародном голосовании, посредством которого принимается государственное решение, основываются на праве, закрепленном в конституциях и других законах. Как правило, в референдуме имеют право участвовать все лица, обладающие активным избирательным правом.
Если соблюдены все нормативно установленные условия, то решение, полученное в ходе референдума, считается принятым всем обществом путем прямого и свободного волеизъявления. Его юридическая сила нередко считается выше юридической силы законов, принятых парламентским путем. На такой позиции, например, стоит Конституционный Совет Франции, который объявил себя некомпетентным высказываться о конституционности законов, одобренных путем референдума, подчеркнув, что такие законы представляют собой «прямое волеизъявление национального суверенитета»10.
Государственные органы и должностные
лица могут приобрести статус субъектов
законодательного процесса в силу возложенных
на них обязанностей. Так, согласно
ст. 108 Конституции РФ Совет Федерации
в обязательном порядке рассматривает
федеральные конституционные
Принятие поправок к гл. 3-8 Конституции РФ требует одобрения (а значит, и участия) законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (ст. 136 Конституции РФ).
Разработка проекта новой
Комитеты, комиссии парламентов принимают участие в законодательном процессе согласно конституциям или регламентам. На них может быть возложена работа над законопроектами, регулирующими отношения в определенных сферах общественной и государственной жизни, т.е. они могут специализироваться на тех или иных отраслях права, либо через них проходят все законопроекты (так отличаются, соответственно, специальные комиссии и Большая комиссия парламента Финляндии).
Центральная комиссия референдума Российской Федерации участвует в законодательном процессе согласно Федеральному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»11, обеспечивая проведение всенародного голосования в России. К обязанностям Председателя Центрального избирательного совета в Испании относятся подведение итогов общенациональных референдумов, их официальное объявление, в том числе путем немедленного сообщения председателям правительства и палат парламента. Таким образом, осуществляя свои полномочия, данное должностное лицо является субъектом законодательного процесса.
Некоторые субъекты законодательного процесса должны отвечать специальным требованиям, относящимся к их численности:
1) предложение о пересмотре
2) граждане России могут
Институт народной инициативы, предусмотренный законодательством рада стран, требует объединения в группу определенной численности (в Италии - 50 тыс. человек, в Бразилии - не менее 1% избирателей из не менее 5 штатов).
Таким образом, субъектами законодательного
процесса являются субъекты права законодательной
инициативы, а также граждане и
их объединения, лица, обладающие специальной
правосубъектностью (депутаты), их объединения,
а также государственные
Все субъекты могут быть разделены на следующие группы:
1) в обязательном порядке
2) участвующие в законодательном
процессе в силу специфики
конкретного законодательного
К первой группе относятся те, чье
участие в законодательном
Указанные лица и органы всегда участвуют в законодательном процессе, поскольку это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовать предоставленные им права. Например, депутат Государственной Думы в России после осуществления права законодательной инициативы принимает участие в работе комитета и участвует в голосовании.
Вторую группу составляют те, чье участие в создании закона связано со спецификой конкретного законодательного процесса. Последняя может быть вызвана видом нормативного акта (конституция, поправки к ней), важностью общественных отношений, подлежащих регулированию (например, расходование федерального бюджета), процедурой принятия закона (референдум), особенностями сферы деятельности государства и общества (реализация законодательной инициативы высшими судебными органами по вопросам их ведения).
Все субъекты законодательного процесса:
1) участвуют в этом процессе в силу своих полномочий (прав и/или обязанностей), установленных, как правило, конституциями и принятыми в соответствии с ней иными законами;
2) совершают в рамках
3) действуют в рамках нормативно определенных процедур, вызывают (как правило) юридически значимые последствия;
4) действуют с целью создания закона.
Значение законодательного процесса
в первую очередь связано с
его ролью в механизме
Всякое государство выполняет социальную функцию. Его возникновение и существование связаны с наличием социальной асимметрии в обществе12, которую оно разрешает, совершая управленческие действия в отношении общества. Конкретные пропорции разграничения сфер влияния между государством и гражданским обществом зависят от уровня развития последнего, наличия у него надежных механизмов самоуправления. Однако в любом случае государство определяет «правила» (в том числе и в нормативной форме), в силу которых «игра» различного рода сил должна заканчиваться социальным консенсусом.
Правотворчество государства - одна из
форм управления обществом. Нормы законов
являются прямым результатом деятельности
институтов власти и их исполнение
зависит от того, насколько точно
были оценены возможность и
Создание нормативного акта напрямую связано с выявлением потребностей общества, закономерностей его развития, поскольку в философско-правовом смысле целью законотворчества является согласование интересов различных социальных групп общества путем их перевода на язык норм права13.
Право оказывает активное влияние на сознание общества в процессе взаимодействия с ним.
Введение в действие закона означает
создание условий, позволяющих субъектам
общества беспрепятственно и эффективно
удовлетворять многообразные
Таким образом, закон — это не
только результат восприятия, познания
и прогнозирования
С этой точки зрения, природа законотворчества заключается в выявлении, освоении существующих интересов личности, общества, государства и влиянии на них через закрепление в юридической форме норм поведения.
Законодательный процесс является
формально-юридическим
Анализируя значение законодательного процесса, нельзя не учитывать того факта, что он составляет содержание деятельности парламентов.
Правотворческая деятельность парламентов претерпела исторически серьезные изменения, однако принятие законов продолжает оставаться главной функцией высших представительных органов власти. Стабильная нормативная регламентация процесса создания закона обеспечивает:
1) качественный уровень
2) привлечение широкого спектра
мнений различного рода
3) эффективные механизмы
Таким образом, законодательный процесс имеет значение и только как процессуальная сторона законотворчества, отражающая его формальное содержание, но и является стабилизирующим фактором правовой системы общества.
ГЛАВА 2. Стадии законодательного процесса
2.1. Внесение законопроекта в законодательный орган
В рамках стадии законодательной инициативы происходит реализация уполномоченным субъектом своего права законодательной инициативы, т.е. права возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового нормативного акта.
В юридической литературе нет единого мнения о законодательной инициативе как первой стадии законодательного процесса. Ряд авторов предлагает выделить этап создания (разработки) проекта нормативного акта15, выявление потребностей в принятии закона16, или деятельность по прогнозированию и планированию законодательного процесса17. Среди тех, кто признает стадию законодательной инициативы начальной стадией законодательного процесса, имеются разногласия по вопросам содержания и пределов этой стадии: следует ли считать, что она начинается внесением законопроекта или она включает этап предварительного обсуждения проекта, предшествующий внесению18. Высказывались мнения о том, что законодательный процесс начинается с включения законопроекта в повестку дня19. Таким образом, реализация права законодательной инициативы как стадия вообще исключалась из законодательного процесса.
Иногда можно встретить «
А.М. Мицкевич предлагает разграничение понятий: «создание нормативного акта» и «законодательная деятельность». Процесс создания акта подразделяется на подготовку проекта, рассмотрение и принятие его правотворческим органом, опубликование нормативного акта. Законодательная деятельность является более узким понятием (что следует из соотношения «нормативный акт» — «закон», где последний является одним из видов нормативных актов). Она состоит из законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, утверждения или принятия закона, опубликования закона21.
Таким образом, исследователи выделяют деятельность специально уполномоченных органов по созданию закона.
Принимая во внимание самоценность и значимость процессуальной стороны законотворчества, а также место закона в системе нормативных актов, следует определять содержание данной стадии только деятельностью органов и должностных лиц по реализации права законодательной инициативы. С формально-юридической точки зрения такая реализация начинается с внесения законопроекта (законодательного предложения) в законодательный орган, поскольку именно с этого момента возникает обязанность последнего принять его к рассмотрению.
Круг субъектов права
Для некоторых стран характерен
достаточно широкий круг субъектов
права законодательной
В США, напротив, таким правом обладают
только парламентарии (исключение составляет
проект бюджета, который представляется
Президентом); в Финляндии — только
президент и парламентарии. Правительства
весьма активно участвуют в
В ряде стран существует институт народной инициативы. На практике это означает, что проект, подписанный определенным числом граждан, должен быть принят к рассмотрению парламентом. Народная инициатива довольно часто применяется в Швейцарии, в других странах практически не используется22. Нередко конституции ограничивают перечень общественных отношений, которые могут быть урегулированы законом, принятым на основе народной инициативы. Так, в Испании она запрещена по вопросам, подлежащим регулированию органическими законами, относящимися к налоговым или международным отношениям, а также к проблеме помилования.
В России есть примеры установления
права законодательной
Реализация права
В России предложения о поправках и пересмотре положений' Конституции РФ могут вносить Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст. 134 Конституции РФ).
Как правило, круг субъектов права законодательной инициативы установлен в конституциях. Однако есть примеры закрепления соответствующих положений в иных нормативных актах. Характерен «разброс» норм, закрепляющих круг субъектов законодательной инициативы для англосаксонской системы права.
Законодательной деятельностью, в
том числе на стадии реализации права
законодательной инициативы, должны
заниматься лица, обладающие качествами,
позволяющими им, оценивая перспективы
развития государства, выявить необходимость
в урегулировании общественных отношений
с помощью законодательных
Субъективное право является гарантируемой государством мерой возможного (дозволенного) поведения лица, обладающего данным правом. Содержание права законодательной инициативы включает три элемента24:
1) возможность управомоченного
лица — субъекта права
2) возможность субъекта права
законодательной инициативы
3) возможность субъекта права
законодательной инициативы
Праву субъекта законодательной инициативы
корреспондирует обязанность
Очевидно, что обязанность
1) является гарантией реализации
права законодательной
2) определяет статус субъекта
законодательной инициативы, выделяя
его таким образом из круга
иных участников
3) с формально-юридической точки
зрения служит основой для
реализации механизма судебной
защиты в случаях нарушения
парламентом права субъекта
Содержание конкретных процедур, определяющих
последовательность действий субъекта
права законодательной
В России законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Согласно Регламенту Государственной Думы для подготовки такого заключения установлен 14-дневный срок. Однако нормы Регламента не являются обязательными для Правительства. Кроме того, отсутствует точное указание на то, что считать датой начала исчисления такого срока25.
Порядок внесения законопроекта непосредственно в законодательный орган имеет ряд особенностей.
В некоторых странах они могут быть представлены в любую из палат (Италия), в других - делается исключение для финансовых биллей: ими занимается нижняя палата (США); в ФРГ законопроекты вносятся только в Бундестаг. В ряде случаев процедура внесения обусловлена характером правоотношений, регулируемых актом: в Колумбии законопроект, касающийся международных отношений, вносится в верхнюю палату - Сенат.
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии, общая характеристика стадий, особенности принятия отдельных видов феде
- Законодательный процесс в российском парламенте
- Законодательный процесс в российском парламенте
- Законодательный процесс в российском парламенте: основные стадии, виды принимаемых актов
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ