Законодательный процесс в РФ. 13
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Конституционное право России»
Тема: «Законодательный процесс в РФ»
Работу выполнила
Научный руководитель
Студентка 2 курса МПФ ДО кандидат юридических наук,
Байдина Светлана доцент
Д.М. Колмаков
Москва-2010г.
Содержание
Введение
Глава I. Законодательный процесс на федеральном уровне
Глава II. Законодательный процесс в субъектах РФ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современном обществе люди
и различного рода их объединения
постоянно соприкасаются с
Столь значительная роль законодательства
в жизни человека и общества предполагает
знание, прежде всего, того, каким образом
оно создается, формируется и
развивается, в чем суть законотворчества.
Без такого знания исключается сколько-нибудь
успешная деятельность по созданию законов
и подзаконных нормативных
Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации.
ГЛАВА I: «Законодательный процесс на федеральном уровне»
Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, не урегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью. Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства.
Одно из важнейших направлений
государственной деятельности - правотворчество.
В его понимании сегодня в
научной литературе обозначились два
аспекта. В узком смысле под правотворчеством
подразумевается
На мой взгляд, можно в полной мере согласиться с Лазаревым В.В., определившим правотворчество как особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества[1].
Анализ научной и учебной
литературы по вопросам правотворческой
деятельности показывает, что вся
совокупность общественных отношений,
возникающих в процессе инициирования,
подготовки, обсуждения и принятия
будущего закона чаще всего понимается
как законодательный процесс[2]
На мой взгляд, законодательный процесс является видом правотворческого процесса, направленным на создание нормативных правовых актов высшей юридической силы - законов. Законодательный процесс можно определить как нормативно установленный порядок создания (производства) законов. При нестрогом толковании законодательный процесс это и сама процедурно оформленная деятельность по созданию законов[6].
Иногда законодательный
процесс совершенно справедливо
именуют процессом принятия законов,
разумея под принятием закона
не только положительное голосование
законотворческого органа по законопроекту
в итоге его официального рассмотрения
(принятие закона в собственном смысле
слова), но и всю процедуру создания
закона от возбуждения законодательной
инициативы до вступления закона в
силу. Кроме того, следует различать
принятие закона Государственной Думой
(статья 105 Конституции Российской Федерации)
и принятие федерального закона (статья
107 Конституции Российской Федерации),
завершающего законодательную процедуру
в Федеральном Собрании в целом
и вбирающего в себя как принятие
закона Государственной Думой, так
и одобрение закона Советом Федерации.
Таким образом, термин «принятие
закона» имеет несколько
Законодательный процесс является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления. Законодательный процесс в разных странах имеет ряд особенностей, которые могут быть предметом отдельного исследования. Однако, несмотря на существующие отличия, можно выделить следующие общие признаки законодательного процесса:
1) состоит из нескольких
этапов (стадий), последовательность
и обязательность которых
2) осуществляется специальными субъектами;
3) результатом является
создание акта высшей
Именно из такого понимания законодательного процесса мы и будем исходить в дальнейшем исследовании, предложенном в настоящей работе.
Структурное содержание правотворческого процесса складывается из двух частей. Первая включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.), вторая - опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта. Обе эти части неразрывно связаны между собой и в общем контексте представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа. Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии. Первая предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий. Официальное закрепление государственной воли в нормах права - вторая стадия, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер. Внутри этих стадий осуществляются различные операции формирования нормативных актов в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии.
С формальной точки зрения сам законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона. Таким образом, одной из характерных особенностей законодательного процесса является деление его на структурные элементы, именуемые в теории права процессуальными стадиями.
Стадию законодательного процесса в самом общем виде можно определить как некую совокупность процессуальных действий, способствующих достижению определенного правового результата[7]. В зависимости от характера этих действий и получаемого результата одна стадия отграничивается от другой. Стадии выполняются в установленной процессуальными нормами последовательности, сменяя друг друга. Тем самым обеспечивается логическое развитие процесса, создаются условия для постепенного поэтапного решения стоящих перед ним задач. Каждая отдельно взятая стадия, осуществляемая в определенных временных границах, представляет собой законченный этап законодательной деятельности и характеризуется относительной самостоятельностью и специфической целенаправленностью.
Иными словами, стадии законодательного процесса представляют собой совокупность процедур, которые образуют относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу[8].
Существуют различные мнения относительно количества стадий законодательного процесса и соответственно объединения тех или иных процедур. В одних работах, посвященных данному вопросу, выделяются, например, только две из них: подготовка законопроекта и официальное возведение воли народа в закон[9]. Некоторые исследователи различают три стадии: подготовка проекта нормативного акта (предварительная стадия), обсуждение и принятие нормативного акта (основная стадия) и введение в действие нормативного акта (решающая стадия)[10]. У других юристов встречается шесть стадий[11]: прогнозирование и планирование; внесение предложений о разработке законопроекта; разработка концепции и подготовка законопроекта; специальное и общественное обсуждение проекта; рассмотрение и принятие; опубликование закона и вступление его в силу.
Известные ученые-юристы Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин в учебнике «Конституционное право России» выделяют 7 (семь) стадий законодательного процесса, которые именуют следующим образом:
1) право законодательной инициативы,
2) предварительное рассмотрение законопроектов,
3) рассмотрение законопроектов в Государственной Думе,
4) принятие закона,
5) рассмотрение и одобрение законов Советом Федерации,
6) особая стадия
7) завершающая стадия - подписание и обнародование закона[12].
Юристы-практики насчитывают
значительно большее число
1) внесение законопроекта
или законодательного
2) рассмотрение законопроекта
в палатах, комитетах (
3) принятие закона;
4) опубликование закона.
Процедуры законодательного
процесса, составляющие содержание его
этапов, в большинстве стран
К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д.
Необходимо различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребностей в принятии закона (одной из стадий законотворчества), не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс[13].
Участие в законодательном
процессе его субъектов основано
на их правах или обязанностях. Соответствующим
правом, закрепленным в законодательных
актах, например, руководствуются все
субъекты права законодательной
инициативы, т.е. участники законодательного
процесса, обладающие правом возбуждать
перед законодательным органом
вопрос об издании нового закона. Субъективное
право инициатора состоит в том,
что он свободен в выборе времени
для реализации своей инициативы.
Он может воспользоваться
Кроме того, есть иные субъекты
законодательного процесса, участие
которых в законодательной
Так, граждане, принимая решение
участвовать или не участвовать
в референдуме — всенародном
голосовании, посредством которого
принимается государственное
Если соблюдены все нормативно установленные условия, то решение, полученное в ходе референдума, считается принятым всем обществом путем прямого и свободного волеизъявления. Его юридическая сила нередко считается выше юридической силы законов, принятых парламентским путем.
Государственные органы и должностные лица могут приобрести статус субъектов законодательного процесса в силу возложенных на них обязанностей. Так, согласно Конституции РФ (ст. 108) Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам, указанным в ст. 106 Конституции. При принятии прочих федеральных законов вне зависимости от того, принял ли фактически Совет Федерации закон к рассмотрению в течение 14 дней или нет, указанный орган является участником законодательного процесса в силу ч. 2 ст. 105 Конституции РФ.
Принятие поправок к гл. 3-8 Конституции РФ требует одобрения (а значит, и участия) законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (ст. 136 Конституции РФ).
Разработка проекта новой Конституции РФ и его принятие возложены на Конституционное Собрание (ст. 135 Конституции).
Комитеты, комиссии парламентов
принимают участие в
Центральная комиссия референдума Российской Федерации участвует в законодательном процессе согласно Федеральному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»[16], обеспечивая проведение всенародного голосования в России. К обязанностям Председателя Центрального избирательного совета в Испании относятся подведение итогов общенациональных референдумов, их официальное объявление, в том числе путем немедленного сообщения председателям правительства и палат парламента. Таким образом, осуществляя свои полномочия, данное должностное лицо является субъектом законодательного процесса.
Некоторые субъекты законодательного процесса должны отвечать специальным требованиям, относящимся к их численности:
1) предложение о пересмотре
положений глав 1, 2 и 9 Конституции
РФ должно быть поддержано
при голосовании группой
2) граждане России могут
приобрести статус субъектов
законодательного процесса —
инициаторов проведения
Институт народной инициативы,
предусмотренный
Таким образом, субъектами законодательного процесса являются субъекты права законодательной инициативы, а также граждане и их объединения, лица, обладающие специальной правосубъектностью (депутаты), их объединения, а также государственные органы, их подразделения, государственные, общественные организации, научные учреждения, которые тем или иным образом участвуют в создании закона.
Все субъекты могут быть разделены на следующие группы:
1) в обязательном порядке участвующие в законодательном процессе;
2) участвующие в законодательном
процессе в силу специфики
конкретного законодательного
К первой группе относятся те, чье участие в законодательном процессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни государства: Парламент (его депутаты), палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до опубликования.
Указанные лица и органы всегда участвуют в законодательном процессе, поскольку это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовать предоставленные им права. Например, депутат Государственной Думы в России после осуществления права законодательной инициативы принимает участие в работе комитета и участвует в голосовании.
Вторую группу составляют те, чье участие в создании закона связано со спецификой конкретного законодательного процесса. Последняя может быть вызвана видом нормативного акта (конституция, поправки к ней), важностью общественных отношений, подлежащих регулированию (например, расходование федерального бюджета), процедурой принятия закона (референдум), особенностями сферы деятельности государства и общества (реализация законодательной инициативы высшими судебными органами по вопросам их ведения).
Все субъекты законодательного процесса обладают следующими общими для них признаками:
1) участвуют в этом процессе в силу своих полномочий (прав и/или обязанностей), установленных, как правило, конституциями и принятыми в соответствии с ней иными законами;
2) совершают в рамках
законодательного процесса
3) действуют в рамках
нормативно определенных
4) действуют с целью создания закона.
Традиционно первой стадией
законодательного процесса признается
законодательная инициатива, которую,
как первую стадию, отличает главным
образом то, что ею приводится в
действие механизм законотворческой деятельности
парламента. С началом реализации
законодательной инициативы, выражающейся
в возбуждении вопроса о
Справедливости ради следует отметить, что в юридической литературе нет единого мнения о законодательной инициативе как первой стадии законодательного процесса. Ряд авторов предлагает выделить этап создания (разработки) проекта нормативного акта[17], выявление потребностей в принятии закона[18], или деятельность по прогнозированию и планированию законодательного процесса[19]. Среди тех, кто признает стадию законодательной инициативы начальной стадией законодательного процесса, имеются разногласия по вопросам содержания и пределов этой стадии: следует ли считать, что она начинается внесением законопроекта или она включает этап предварительного обсуждения проекта, предшествующий внесению[20]. Высказывались мнения о том, что законодательный процесс начинается с включения законопроекта в повестку дня[21]. Таким образом, реализация права законодательной инициативы как стадия вообще исключалась из законодательного процесса.
В литературе выработалось два
подхода к вопросу о том, что
считать фактическим началом
законодательной инициативы. Большинство
юристов ограничивают законодательную
инициативу действиями, осуществляемыми
исключительно в рамках официального
прохождения законопроекта в
законодательном органе, считая началом
законодательной инициативы внесение
законопроекта на рассмотрение законодательного
органа. Наряду с этим существует точка
зрения, авторы которой расширительно
трактуют содержание законодательной
инициативы, включая в него в качестве
начального этапа всю предварительную
деятельность по подготовке проекта
закона. В обоснование данной точки
зрения делается ссылка на то, что возбуждение
вопроса об издании закона, выявление
потребности в его принятии, его
научная, экспертная, организационная
подготовка, равно как и внесение
законопроекта на рассмотрение законодательного
органа, - есть деятельность, связанная
с проявлением законодательной
инициативы. Более того, работа по подготовке
законопроекта, "осуществляемая в
условиях широкой гласности, с участием
многих лиц и коллективов", составляет
наиболее существенную ее часть, так
как именно на данном этапе закладываются
основы будущего закона. Внесение же законопроекта
в законодательный орган
Трудно не согласиться с тем, что этап подготовки законопроекта образуют действия, непосредственно направленные на создание закона. От них во многом зависит его качество, эффективность применения, социальная значимость. Вместе с тем очевидно, что как по характеру, так и по функциональному назначению указанные действия существенно отличаются от действий, которые совершаются непосредственно при внесении законопроекта в законодательный орган. Подготовка законопроекта, в ходе которой "нарабатываются" материалы для последующих этапов законотворческой деятельности парламента, служит лишь основой для реализации субъектом своего права законодательной инициативы; она призвана содействовать осуществлению им данного права, создавая для этого необходимые предпосылки. Различие состоит и в том, что действия, обеспечивающие реализацию права законодательной инициативы и подготовку проекта закона, выполняются разным субъектным составом. Внести проект в парламент может только специально на то уполномоченное лицо (орган), тогда как круг субъектов, готовящих законопроект, не определен, он часто включает в себя также лиц, которые не обладают правом законодательной инициативы. И даже в том случае, когда разработка проекта проводится лицом, обладающим таким правом, внесение его на рассмотрение законодательного органа может быть "доверено" другому субъекту права законодательной инициативы, который вносит проект от своего имени. Следует к тому же иметь в виду, что, являясь одной из стадий законодательного процесса, законодательная инициатива должна осуществляться строго в рамках процессуально-правовых отношений, обязательным субъектом которых выступает законодательный орган. А это означает, что начало реализации законодательной инициативы сопряжено лишь с вступлением в отношения по осуществлению законотворческой деятельности законодательного органа, т.е. оно имеет место с того момента, когда проект уже представлен на его рассмотрение.
В России есть примеры установления
права законодательной
Реализация права
Право законодательной инициативы может быть реализовано в форме законодательного предложения или готового законопроекта. Теоретически, разница между этими двумя формами следует из буквального смысла терминов: первое имеет в виду идею, концепцию будущего закона, второе - предполагает наличие текста со всеми атрибутами закона (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками; и т.д.)[24], т.е. законодательное предложение отличается более облегченной формой реализации (например, может быть сделано в устной форме).
На практике выбор формы
может зависеть от вида субъекта законодательной
инициативы. В Москве жители города
вносят в Московскую городскую Думу
законодательные предложения в
форме петиций, а все прочие субъекты
права законодательной
В юридической литературе встречаются примеры различных форм законодательных предложений.
Конституция РФ (ч. 1 ст. 104) предусматривает
внесение в Государственную Думу
только законопроектов. Однако Регламент
Государственной Думы[26] содер
Согласно ст. 104 Регламента «законодательная инициатива осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
а) проектов законов Российской
Федерации о поправках к
б) законопроектов о внесении
изменений и дополнений в действующие
законы Российской Федерации и законы
РСФСР, федеральные конституционные
законы и федеральные законы, либо
о признание этих законов утратившими
силу, либо о неприменении на территории
Российской Федерации актов
в) поправок к законопроектам.
Непосредственно в Конституции РФ термины «законодательное предложение» и «поправки к законопроектам» используются только в контексте ст.134: «предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации». Таким образом, форма законодательного предложения может быть использована субъектом законодательной инициативы только для внесения изменений в Конституцию РФ.
Внося законодательное предложение, депутат не «связан» формальными рамками, что позволяет оперативно реагировать на возникающие потребности общества в нормативном регулировании. С другой стороны, запрет устной формы для внесения законодательного предложения может способствовать повышению ответственности депутата, а также законодательного органа. Такой запрет уменьшит число необоснованных идей, выдвигаемых в процессе реализации законодательной инициативы, и поможет «не потерять» ценные предложения, например, в ходе сессионных выступлений.
В юридической науке возникли разногласия по поводу продолжительности исследуемой стадии законодательного процесса. Высказывается суждение, что стадия законодательной инициативы заканчивается принятием решения о направлении законопроекта на предварительное рассмотрение вспомогательными подразделениями законодательного органа[27]. Некоторые авторы относят предварительное рассмотрение законопроекта к самостоятельной стадии законодательного процесса, которая необходимо следует за официальным внесением законопроекта в законодательный орган[28]. Считаю, что в указанных случаях неоправданно сужаются рамки законодательной инициативы.
Полагаю, что логическим завершением
данной стадии следует считать включение
законопроекта в повестку дня
очередной сессии законодательного
органа. Что же касается его предварительного
рассмотрения, то, поскольку указанная
процедура только предваряет решение
вопроса о включении
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ: понятие, стадии
- Законодательный процесс в субъектах РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ
- Законодательный процесс в РФ