Законодательный процесс в РФ

 

Содержание 

 

Введение

1. Понятие законодательного процесса и виды законов.

2. Стадии законодательного процесса

2.1. Внесение законопроекта - законодательная инициатива.

2.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе.

2.3 Принятие закона.

2.4 Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона.

2.5 Преодоление разногласий, возникших при отклонении Федеральных законов Советом Федерации.

2.6 Подписание и обнародование Федерального закона Президентом РФ.

3. Особенности принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ.

3.1. Федеральный конституционный закон.

3.2. Законы о поправках и пересмотре Конституции РФ.

Заключение

Список литературы и нормативно-правовых актов

2

3

5

5

6

7

11

 

14

 

16

17

 

17

18

19


 

 

Введение

 

Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, являющийся его ядром. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Политические и экономические реформы, проводимые в России, требуют интенсивного законотворчества, в результате чего становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Процесс создания правовых норм начинается с возникновения  объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах.

Процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано  соблюдать. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные  прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе  в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает  степень общественного доверия.

Целью данной работы является раскрытие таких вопросов как: участники законодательного процесса, субъекты права законодательной инициативы, его основные функции и принципы, стадии и процедуры законопроектной деятельности.

 

  1. Понятие законодательного процесса и виды законов.

В современном обществе люди и различного рода их объединения  постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах  и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают  при их нарушении. Каждое государство  устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с  помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает.

Правотворчество - это деятельность государства, направленная на создание юридических норм. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).1

Законодательный процесс представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.

Законодательный процесс  состоит из следующих основных стадий:

1) законодательная инициатива;

2) предварительное рассмотрение  законопроекта;

3) рассмотрение законопроекта  и принятие закона Государственной  Думой;

4) рассмотрение и одобрение  закона Советом Федерации;

5) подписание и обнародование  закона Президентом РФ.

Наряду с основными стадиями   в     законодательном процессе могут


1   Енгибарян Р.В., Тадевасян Э.В. Конституционное право. – М.: Юристъ, 2000

 

присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

1) преодоление разногласий,  возникших между Советом Федерации  и Государственной Думой в  связи с отклонением Советом  Федерации принятых Государственной  Думой законов;

2) повторное рассмотрение  Государственной Думой и Советом  Федерации законов, отклоненных  Президентом РФ.

Законодательный процесс  регулируется Конституцией РФ (ст. 104-108), Регламентами палат Федерального Собрания.

По юридической силе, особенностям принятия различают следующие виды законов: 1) Конституция РФ; 2) законы РФ о поправках к федеральной Конституции; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы, не имеющие значения конституционных; 5) законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ. Конституция закрепляет основополагающие принципы правового регулирования в РФ, является правовой основой текущего законодательства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется без каких-либо изъятий (оговорок) на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Федеральными законами регулируются наиболее важные стороны общественной жизни, основные права, свободы и обязанности граждан, правовое положение партий и иных общественных объединений, федеральные налоги и сборы, принципы организации, формирования и деятельности органов государственной власти, уголовная и административная ответственность и др. Основания и порядок принятия законов о поправках к Конституции РФ определены гл. 9 Конституции РФ. По сфере действия все законы в РФ подразделяются на законы РФ и законы субъектов РФ.

 

 

2. Стадии законодательного процесса

 

2.1. Законодательная инициатива – это официальное   внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст  будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными  формулировками норм и т.д.). Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

Наличие у субъекта права  законодательной инициативы означает, что парламент обязан рассмотреть  внесенное данным субъектом предложение  об издании закона или его проект, но парламент не обязан принять соответствующий  закон.

В РФ субъектами права законодательной  инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент  РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной  Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов  РФ, а также Конституционный Суд  РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный  Суд РФ по вопросам их ведения.

Регламент Государственной  Думы Федерального Собрания РФ требует  от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта  представить:

а) пояснительную записку  к законопроекту;

б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи  с принятием законопроекта;

в) финансово‑экономическое обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат);

г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает  расходы из федерального бюджета).

Законопроект считается  внесенным в Государственную  Думу со дня его регистрации в  Управлении документационного обеспечения  Аппарата Государственной Думы.

 

2.2. Предварительное рассмотрение законопроекта — изучение внесенного в Государственную Думу законопроекта соответствующим комитетом и его рассмотрение до процедуры первого чтения. После регистрации внесенного в Государственную Думу законопроекта Совет палаты назначает ответственный комитет по законопроекту и включает данный законопроект в Примерную программу законодательной работы Государственной Думы. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" законопроекты по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную Думу, а также после их принятия Государственной Думой в первом чтении направляются в органы государственной власти субъектов РФ для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок. С учетом предложений ответственного комитета Совет Государственной Думы устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений, замечаний. Основываясь на предложениях ответственного комитета, Совет палаты определяет срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой.

Порядок предварительного рассмотрения законопроекта, сроки представления по нему заключений, отзывов, предложений и замечаний определяются ответственным комитетом, но этот порядок и эти сроки могут быть изменены Советом палаты. После получения текста законопроекта ответственным комитетом из числа членов данного комитета назначается докладчик, который координирует работу членов рабочей группы (создаваемой ответственным комитетом), заинтересованных организаций и лиц. Ответственный комитет вправе принять решение направить законопроект в государственные и иные организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, проведения научной экспертизы. Полученные отзывы, предложения и замечания депутатов, иных субъектов права законодательной инициативы рассматриваются на заседании ответственного комитета. Если по законопроекту проводилась правовая экспертиза, то на заседание приглашаются работники правового управления, проводившие такую экспертизу. Инициатор законопроекта до рассмотрения законопроекта в первом чтении вправе: а) по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта; б) отозвать внесенный им законопроект.

Подготовленный к первому  чтению законопроект направляется ответственным  комитетом в Совет палаты для  внесения на рассмотрение Государственной  Думы, как правило, не позднее чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение палаты. Вместе с законопроектом представляются: а) проект постановления палаты о принятии законопроекта в первом чтении; б) заключение ответственного комитета с мотивированным обоснованием необходимости принятия или отклонения данного законопроекта; в) заключение Государственно-правового управления; г) проект решения Совета Государственной Думы с указанием даты рассмотрения законопроекта на заседании палаты, докладчика по законопроекту и содокладчика от ответственного комитета.

 

2.3. Рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой.

Рассмотрение законопроекта  Государственной Думой осуществляется в трех чтениях.

При рассмотрении Государственной  Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

Обсуждение законопроекта  начинается с доклада субъекта права  законодательной инициативы, внесшего законопроект, и содоклада представителя  ответственного комитета. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения  и замечания депутатских объединений, полномочных представителей Президента РФ, Правительства РФ в Государственной  Думе, представителей законодательных  органов субъектов Федерации, других лиц, приглашенных для участия в  обсуждении.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная  Дума может:

1) принять законопроект  в первом чтении и продолжить  работу над ним с учетом  предложений и замечаний в  виде поправок;

2) отклонить законопроект;

3) принять закон.

В случае принятия законопроекта  в первом чтении Государственная  Дума устанавливает срок подачи поправок к законопроекту и внесения его  на второе чтение.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся субъектами права законодательной  инициативы в ответственный комитет. Ответственный комитет изучает  и обобщает внесенные поправки. На основании внесенных в законопроект поправок ответственный комитет  составляет таблицу поправок, рекомендуемых  комитетом к принятию, таблицу  поправок, рекомендуемых к отклонению, таблицу поправок, по которым не было принято решений.

Текст законопроекта с  учетом поправок, рекомендуемых к  принятию, таблицы поправок направляются ответственным комитетом в Совет  Государственной Думы для включения  в календарь рассмотрения палатой  вопросов во втором чтении.

Законопроект вместе с  поправками к нему рассылается Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство  РФ, субъекту права законодательной  инициативы, внесшему законопроект, депутатам  Государственной Думы не позднее, чем за 15 дней до его рассмотрения во втором чтении.

В начале второго чтения законопроекта в Государственной  Думе с докладом выступает представитель  ответственного комитета. Докладчик  сообщает об итогах рассмотрения законопроекта  в ответственном комитете, о поступивших  поправках и результатах их рассмотрения.

Затем председательствующий выясняет, имеются ли возражения против поправок, рекомендуемых ответственным  комитетом для внесения в текст  законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых  ответственным комитетом для  внесения в текст данного законопроекта. Если возражения имеются, то сначала  на голосование ставятся поправки, против которых не имеется возражений, а затем проводится голосование  отдельно по каждой поправке, в отношении  которой имеются возражения.

После этого Государственная  Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом  к отклонению. Принятие решения по отклоненным поправкам производится в том же порядке, что и одобрение  поправок, рекомендуемых ответственным  комитетом к принятию.

Далее председательствующий ставит на голосование предложение  о принятии каждой поправки, включенной в таблицу поправок, по которым  ответственным комитетом не было принято решений.

По окончании голосования  по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение  о принятии законопроекта во втором чтении. По предложению депутатов  Государственной Думы в день принятия законопроекта во втором чтении может  быть проведено голосование о  принятии закона в целом.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный  комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной  Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи  статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта  при рассмотрении его во втором чтении.

По завершении этой работы законопроект представляется ответственным  комитетом в Совет Государственной  Думы.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта  для голосования в целях его  принятия в качестве закона. При  рассмотрении законопроекта в третьем  чтении не допускаются внесение в  него поправок и возвращение к  обсуждению законопроекта в целом  либо к обсуждению его отдельных  разделов, глав и статей. Если законопроект не принят Государственной Думой  в третьем чтении, он не подлежит дальнейшему рассмотрению. В исключительных случаях по требованию депутатских  объединений, представляющих большинство  депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить  на голосование вопрос о возвращении  законопроекта к процедуре второго  чтения.

Федеральный закон принимается  Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов  палаты. Закон Российской Федерации  о поправках к Конституции  РФ, федеральный конституционный  закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной  Думы.

Принятый Государственной  Думой федеральный закон, федеральный  конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о  поправках к Конституции РФ в  течение пяти дней передаются Государственной  Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Если принятый Государственной  Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом  Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

 

2.4. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон, федеральный конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими документами направляется всем членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации назначает комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по данному закону.

В отношении федерального закона, не подлежащего обязательному  рассмотрению Советом Федерации, в  заключении комитета формулируется одно из следующих решений: одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты или рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон. Председатель Совета Федерации может согласиться с решением комитета и не вносить принятый Государственной Думой федеральный закон на рассмотрение Совета Федерации, а может отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации федеральный закон, принятый Государственной Думой. Председатель Совета Федерации не вправе принять решение о не включении в повестку дня заседания Совета Федерации рассмотрение федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, если Президент РФ, Правительство РФ или оба члена Совета Федерации, представляющие один субъект Федерации, настаивают на рассмотрении федерального закона Советом Федерации и если не истек четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации.

По федеральным законам, которые в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному  рассмотрению Советом Федерации, ответственный  комитет вправе принять одно из следующих  решений: рекомендовать Совету Федерации  одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой; рекомендовать  Совету Федерации отклонить федеральный  закон, принятый Государственной Думой, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым  его отклонить.

Рассмотрение принятого  Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации  начинается с оглашения заключения комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, и проекта постановления, внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации  большинством голосов от общего числа  членов Совета Федерации принимает  решение одобрить или отклонить  федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

По результатам обсуждения принятого Государственной Думой  федерального закона Совет Федерации  принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить федеральный  закон.

Федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается одобренным Советом  Федерации, если он не был им рассмотрен в течение 14 дней.

По результатам рассмотрения принятого Государственной Думой  федерального закона, подлежащего в  соответствии со ст. 106 Конституции  РФ обязательному рассмотрению в  Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении  федерального закона. В случае недостаточной  подготовленности вопроса о рассмотрении федерального закона Совет Федерации  вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. На очередном заседании Совета Федерации  рассмотрение федерального закона должно быть завершено принятием решения об одобрении или отклонении данного федерального закона.

Постановление Совета Федерации  об одобрении федерального закона принимается  большинством голосов от общего числа  членов Совета Федерации.

Федеральный закон считается  отклоненным Советом Федерации, если за его одобрение не проголосовало  необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета федерации.

В постановлении Совета Федерации  об отклонении федерального закона может  содержаться перечень разделов, глав, статей по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации  и Государственной Думой, а также  может содержаться предложение  о создании согласительной комиссии.

Если при повторном  рассмотрении Государственной Думой  федерального закона, отклоненного Советом  Федерации, Государственная Дума принимает  его с учетом всех предложений  Совета Федерации, ответственный комитет  Совета Федерации подтверждает это  своим заключением и вносит предложение  об одобрении Советом Федерации  принятого Государственной Думой  федерального закона без обсуждения.

Если при повторном  рассмотрении Государственной Думой  федерального закона, отклоненного Советом  Федерации, Государственная Дума приняла  его в редакции, учитывающей часть  предложений Совета Федерации либо содержащей изъятия или новые  положения по отношению к ранее  принятой редакции, федеральный закон  рассматривается Советом Федерации  как вновь принятый.

Постановление Совета Федерации  об отклонении или одобрении принятого  Государственной Думой федерального закона в пятидневный срок направляется в Государственную Думу.

Принятый Государственной  Думой и одобренный Советом Федерации  федеральный закон вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный  срок со дня подписания постановления  направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования.

Для принятия федерального конституционного закона необходимо, чтобы проект федерального конституционного закона, рассмотренный и одобренный Государственной Думой, был одобрен  большинством не менее трех четвертей  голосов от общего числа членов Совета Федерации.

 

2.5. Факультативная стадия - преодоление разногласий, возникших между   Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.

В случае если федеральный  закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной  Думы на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения законопроекта  ответственный комитет может  рекомендовать Государственной  Думе:

1) создать согласительную  комиссию для преодоления возникших  разногласий;

2) принять федеральный  закон в ранее принятой Государственной  Думой редакции;

3) снять федеральный закон  с повторного рассмотрения Государственной  Думой.

Для преодоления возникших  разногласий по федеральному закону может быть образована согласительная комиссия из числа депутатов Государственной  Думы и членов Совета Федерации. Инициатором  создания согласительной комиссии может  выступать Совет Федерации или  Государственная Дума.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст федерального закона. Решения комиссии принимаются  раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Решение считается  принятым, если за него проголосовало  большинство членов комиссии от каждой из палат.

По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения о преодолении  разногласий или обоснование  невозможности преодоления разногласий  данным составом согласительной комиссии. Если протокол согласительной комиссии содержит предложения по преодолению  возникших разногласий, он вносится на рассмотрение Государственной Думы.

При повторном рассмотрении федерального закона Государственной  Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе.

Государственная Дума принимает  решение по предложениям согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты. В случае отклонения хотя бы одного предложения  согласительной комиссии Государственная  Дума может предложить согласительной комиссии продолжить работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления  согласительной комиссией новых  предложений.

Если при повторном  рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная  Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона, он ставится на голосование  в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается  принятым, если за него проголосовало  не менее двух третей от общего числа  депутатов Государственной Думы. Принятый в указанном порядке  федеральный закон направляется в течение пяти дней Председателем  Государственной Думы Президенту РФ для подписания и обнародования.

Если предложение о  принятии федерального закона, отклоненного Советом Федерации, в редакции согласительной комиссии либо в ранее принятой редакции при голосовании не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый федеральный закон считается не принятым.

 

2.6. Подписание и обнародование закона Президентом РФ.

  В соответствии со ст. 107 Конституции РФ Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с этим Законом на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.